Аналiз сощальних чинникiв шдприемства розкривае джерела юнування його соцiального капiталу, мережi циркулювання шформаци, ресуршв, потен-цiйнi можливост ефективного використання трудового та людського капiталу, !х вплив на виробничий, економiчний, фiнансовий та соцiальний результат дь яльностi шдприемства. Результати розвитку та постшного аналiзу складових сощальних чинниюв мають впливати на формування мюи шдприемства, бути одним з основних еташв розроблення його стратеги та тактики.
Сутшсть управлiння сощальним капiталом шдприемства передбачае теоретичне обгрунтування та емпiричне дослiдження зв,язкiв мiж сусшль-ством та бiзнесом, а також зовшшшх та внутрiшнix перешкод на шляху сприйняття програм сощально!" вiдповiдальностi бiзнесу. Тож першопричи-ною побудови ефективно!" системи соцiальноi вщповщальност мае бути трансактний аналiз, тобто вивчення здатност пiдприемства до реальних сощ-альних заxодiв та результативност !х наслiдкiв, а не просто фшософсько-етичнi заклики до вщповщальност у певних сферах дiяльностi шдприемства.
Лiтература
1. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. - 2001, № 3. - С. 122-139.
2. Social Capital and Civil Society/ F. Fukuyama// The Institute of Public Policy George Mason Universit. - 1999. - October 1.
3. Грицаенко В. Социальный капитал и гражданское общество. - М.: Наука, 2001. - 346 с.
4. Бурдье П. Формы капитала// Экономическая социология. - 2002, № 5. - С. 60-75.
5. Радаев В.В. Понятия капитала, формы капиталов и их конвертация// Экономическая социология. - 2002, № 4. - С. 20-23._
УДК 330. 341.1 Аспирант Е.В. Коваленко - Сумский государственный
университет
РОЛЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБЩЕСТВУ
Викладено змют поняття "трансакцшних витрат" та визначено 1хне мюце в за-гальнш crpyKrypi витрат шдприемства, дослщжено шформацшну природу 1хнього виникнення, об'ектившсть юнування, а також дедалi вагомше значення в умовах переходу до шформацшного сустльства. Зокрема, розглянуто шформацшш витрати шдприемства як одну з головних складових трансакцшних виртат.
Ключов1 слова: трансакцшш витрати, шформацшне суспшьство, структура витрат, шформацшш витрати.
Ключевые слова: трансакционные издержки, информационное общество, структура витрат, информационные затраты.
Doctorate Y.V. Kovalenko - Sumy State University
Role of enterprises' transaction costs in the transition towards
informational society
Maintenance of concept of "transaction costs" and their place in the general structure of expenses of enterprise opens up, informative nature of their origin, objectivity of existence, and also role, in the conditions of transition to informative society is explored. Sepa-
rate attention is spared to considération of informative expenses of enterprise, as one of main constituents of transaction costs.
Keywords: transaction costs, informational society, cost structure, informational costs.
В мире постепенно происходит переход к новому типу общества - информационному. В последнее время мы все отчётливее можем наблюдать тенденции повышения роли и значения информации в развитии человеческой цивилизации. Информация постепенно и всё в большей мере становится главной ценностью современного развития. А современную систему общественного воспроизводства можно охарактеризовать как инновационное воспроизводство, основу которого составляет новое научное знание, передовые информационные технологии, информационные услуги и продукты. Сегодня, когда традиционные материальные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост в развитых странах все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных ресурсов и источников [1].
Интенсивная информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным фактором эффективного развития современного предприятия, а рост величины информационной составляющей в стоимости товара, является, в определённой мере, причиной постепенного размывания границ между производством и потреблением стоимости, между производителем и потребителем. В самом деле, в условиях рыночного хозяйствования очень важно производить то и только то, что будет востребовано потребителем. Следовательно, надо уметь найти своего потребителя, узнать, что ему нужно, и как лучше произвести необходимый продукт, а затем важно понять, то ли мы произвели. Подобную информацию непосредственно можно получить только от потребителя. Сбор и использование такой информации -вовлечение потребителя в процесс создания стоимости.
Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом подсистемы производителя и, в принципе, вправе рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта функционирующей бизнес-системы. И тот потребитель, который действительно активно вовлечен в процесс функционирования бизнес-системы, уже сегодня получает эту долю прибыли в виде разнообразных скидок, бонусов, подарков, бесплатного обслуживания и т.п. Это есть ни что иное, как способ производителя поделиться прибылью с потребителем.
Информационные ориентиры развития предприятия требуют знания своих конкретных потребителей, расширенного воспроизводства субъектов потребления, трансформации собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности. Такие потребители готовы определённым образом поддерживать производителя.
Таким образом, с позиции информационной экономики производственные издержки (в особенности для товаров массового потребления) всё в меньшей степени являются основой себестоимости выпускаемой продукции. Значительную долю в стоимости этих товаров могут составлять непроизвод-
ственные издержки: расходы на маркетинг, издержки связанные с поиском партнёров по бизнесу, расходы на формирование дилерской сети, на оплату услуг посредников и др., то есть издержки связанные с обменом, с переходом прав собственности и не связанные с процессом физического изменения материала [2]. В современной экономической теории эти издержки называют трансакционными. Представители неоинституционализма предлагают множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология [3]:
1. Издержки поиска информации (о контрагентах, ценах на факторы производства). Издержки такого рода складываются из витрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (сделки), от приобретения блага. Это тот случай, когда уровень неопределенности становится столь высок, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакций, чем тратить силы на получение дополнительной информации [4].
2. Издержки ведения переговоров (об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов).
3. Издержки измерения (полезных свойств и качеств продукта или услуги). Издержки измерения растут с повышением требований к точности, объективности и надёжности информации.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание государственных органов, затраты на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения (в т.ч. агентские издержки) - это издержки недобросовестного поведения партнера, нарушающего условия сделки или нацеленного на получение односторонних выгод в ущерб другому партнеру. Агентские издержки - это вид издержек оппортунистического поведения при агентском договоре (то есть любом договоре, по которому одно лицо - агент - действует в интересах другого лица - принципала).
Место трансакционных издержек в общей структуре витрат предприятия представлено на рис. 1.
Трансакционные издержки являются важнейшей категорией неоинституционального анализа. В отличие от так называемых трансформационных издержек (издержек по производству, транспортировке, хранению и другим видам обработки товара), трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости. Они обеспечивают трансакцию [4]. Таким образом, если трансформационные издержки - это издержки деятельности (не обязательно материальной, например, консалтинговые услуги), то тран-сакционные издержки - издержки отношений участников этой деятельности.
До появления понятия "трансакционные издержки" в традиционной экономической теории было предположение о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно - без малейших трений, потерь и витрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо выполнить ряд условий: собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об условиях сделки, проконтролировать добросовестность
и своевременность выполнения партнером договорных обязательств. Поэтому, согласно общему представлению о специфике этих витрат, "трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах" [6].
Рис. 1. Место трансакционных издержек в общей структуре витрат предприятия [5]
В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Можно, например, выделить три варианта объяснения того, откуда и почему при совершении коммерческой сделки возникают трансакционные издержки: подход, непосредственно основанный на теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Так, например, подход теории трансакционных издержек связан с изменением неоклассического постулата, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом здесь является допущение существования издержек по идентификации продавцов и цен - информа-
ционных издержек. Число продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка являются основными факторами, определяющими величину информационных издержек [7]. Модель рационального выбора при этом не изменяется, но в нее вводится дополнительное условие: расходы на поиск дополнительной информации о сделке должны уравновешиваться ожидаемым предельным доходом от обладания информацией. Следует сказать, что анализ трансакционных издержек может предполагать, что все трансакционные издержки могут быть вычленены из состава информационных (рис. 2). При этом необходимо принимать во внимание, что трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене. Заметим, что обратное утверждение будет неверно: не все информационные издержки хозяйствующего субъекта (предприятия) будут являться трансакционными, то есть связанными с осуществлением его трансакций.
Рис. 2. Взаимосвязь информационных и трансакционных издержек
Наличие тех или иных трансакционных издержек приводит к появлению специфических экономических агентов, которые, за определенную плату, помогают преодолеть соответствующие барьеры. Речь идет, прежде всего,
0 различного рода посредниках, которые существуют за счет информационной ассиметрии и высокой (иногда чрезмерно высокой) стоимости получения той или иной информации.
В специальной экономической литературе помимо рассмотрения категории трансакционных издержек достаточно большое внимание уделяется определению сущности самих трансакций.
В своей статье "Природа фирмы" Р. Коуз утверждал, что трансакцион-ные издержки могут мешать системе свободного рынка осуществлять переход от системы управления ресурсами к их наиболее эффективному использованию. С точки зрения Р. Коуза, желание снизить трансакционные издержки ведет к развитию фирмы. Фирмы существуют, поскольку информационные издержки (на проведение трансакции и координацию деятельности) слишком высоки для отдельно взятого покупателя, чтобы сделать исследование по каждому элементу закупаемых им факторов производства, а затем скоординировать производство на основе желаемых товаров или услуг. Но поскольку информационные издержки (для потребителя) сокращаются, происходят некоторые существенные изменения. Во-первых, все больше трансакций перемещается на рынок и некоторые потребители в настоящее время могут покупать товары в режиме оп-Нпе1 непосредственно у производителя.
1 т.е. реального времени, ч/з Интернет.
Во-вторых, для фирмы уменьшается потребность в вертикальной интеграции. Это, в свою очередь, приводит к повышению специализации фирм. В-третьих, многие фирмы могут снижать потребность в производстве некоторых видов продукции. Это может привести к значительной экономии на масштабах, связанных с уменьшением потребностей в местных продавцах, улучшением рыночной информации о том, что продают компании на других местных рынках, с лучшим управлением в цепочке поставок и т. д.
Можно утверждать, что предприятие сталкивается с информационными издержками во всех сферах предпринимательской деятельности. Эти издержки вызывают расходы по привлечению ресурсов для производства продукции, продвижению её на рынок. И здесь та или иная экономия на информационных издержках подобна экономии от технологических преимуществ, которые получил предприниматель на основе широкого использования информационных технологий, коммуникационных средств общения (телефонов и факсов). Безусловно, более информированные участники рынка могут обеспечить размещение ресурсов по принципу наиболее эффективного использования [8].
Таким образом, с позиции экономики информационного общества одной из главных задач для предприятия является снижение витрат на информацию в себестоимости производимой продукции и повышение результативности использования информационных ресурсов.
Предприятие представляет собой форму организации производительных сил на микроуровне, обеспечивающую эффективное функционирование их элементов в едином производственном процессе. По мере роста доли информационной составляющей в создаваемой стоимости и того, как физические связи и взаимодействия меняются на информационные, само предприятие становится синонимом информационной системы, и обычно организация постепенно превращается в Интернет-предприятие1.
Интернет сегодня является безусловным лидером среди прочих средств удовлетворения информационных потребностей бизнеса. Подключение к глобальным информационным системам очень быстро приводит к тому, что многие (или все) операции предприятия по купле-продаже товаров и услуг, а также действия, направленные на обеспечение этих операций, начинают осуществляться исключительно в среде Интернет. Развитие Интернет -технологий и средств коммуникации является неотъемлемым атрибутом становления современной информационной экономики. Таким образом, постепенно возникает (электронная) Интернет-коммерция предприятий.
Интернет-коммерция предполагает реализацию производимых (традиционным образом) предприятием товаров и услуг или приобретение им необходимых для своей деятельности товаров и услуг со стороны на основе использования Интернет-систем. Центральным звеном в системе Интернет-коммерции являются операции купли-продажи. Именно на развитие, упрощение и ускорение этих операций и направлена вся система.
1 С целью удешевления операций поиска альтернатив своего участия в бизнес-процессах предприятия подключаются к информационным системам различного уровня. На глобальном уровне такой информационной системой является Интернет. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском гораздо большие области допустимых хозяйственных решений, вплоть до глобальных решений.
Таким образом, возникает своеобразная Интернет-экономика. Интернет-экономика представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через Интернет и другие телекоммуникационные сети. Интернет-экономика развивается в соответствии со своими специфическими законами, целями и критериями эффективности [9]. Интернет-экономику можно, прежде всего, определить как экономику прямого доступа, которая характеризуется, прежде всего, отсутствием или низким уровнем различных барьеров, например, информационного и/или транспортного ха-рактера1. Барьеры, в традиционной экономике, обычно не являются абсолютно непреодолимыми, но связаны зачастую с очень высокими трансакционны-ми издержками [10].
По мнению западных экономистов, сетевая2 экономика является той реальностью, которую уже нужно учитывать в практической деятельности. Люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.
Есть оценки, что в результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие 10 лет почти 90 % предприятий в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса достаточно большой интерес [11].
Необходимо отметить, что лидерами по построению Интернет-экономики и Интернет-общества в настоящее время являются развитые страны. И здесь, наибольший потенциал роста имеют развивающиеся страны Азии (Китай, Индия), Латинской Америки и Восточной Европы, хотя по абсолютным показателям они пока и уступают более развитым соседям.
Благодаря улучшению рабочих процессов в сфере информационных технологий, точности и своевременности используемой информации, создаваемые безопасные Интернет-системы могут обеспечивать большую прозрачность и эффективность информационных потоков на всех этапах в цепи поставок продукции. Иначе говоря, Интернет предоставляет технологические возможности улучшения информационного обеспечения, которые позволяют снижать затраты времени и ресурсов на поиск информации, осуществлять сделки на онлайновых рынках, улучшать управление транспортировкой готовой продукции и управление производственными запасами. Такая экономия происходит как вследствие удешевления информации (посредством сокращения звеньев посредников), так и по причине удешевления факторов производства (из-за повышения конкуренции среди поставщиков).
1 По аналогии с экономикой прямого доступа можно также рассуждать и об обществе прямого доступа, в котором каждый индивид может иметь информационные связи со всеми остальными индивидами сразу.
2 то есть та, в основе которой лежит взаимодействие агентов через глобальные сети (например, Internet).
Таким примером может служить использование Глобальной информа-цинно-аналитической торговой системы (ГИАТС) в лесном комплексе. ГИ-АТС - это информационно-программный комплекс, использующий ресурсы Интернет и достижения современных информационных технологий, базирующийся на международных стандартах электронной торговли. Система предоставляет возможность пользования самым широким спектром информации -данными по фондовому рынку, новостной лентой и экспресс-анализами, обзорами по различным отраслям и темам, дает доступ к разнообразной справочной информации. Таким образом, каждый участник ГИАТС в процессе электронных торгов находит выгодные условия проектов и предложений, пользуясь механизмом комплексного финансового анализа, оценивает их эффективность и целесообразность совершения сделки с другим участником системы [11].
В период формирования и роста Интернет-экономики основной выигрыш получают производители компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также программного обеспечения и услуг доступа в Сеть.
Пользование Интернет - технологиями дает предприятию ряд преимуществ в части экономии на трансакционных издержках. Так, например, при продаже своих товаров через электронные магазины структура непроизводственных издержек предприятия может сильно изменяться. Издержки на маркетинг не обязательно уменьшаются. Но можно отказаться от издержек на содержание торговых площадей, издержек на перевозку товаров к розничному потребителю, отказаться от цепочки посредников, значительно сэкономить на рекламе и т.д. Возникающие издержки на поддержание работоспособности серверов, на обработку и отправку заказов будут, как правило, заметно меньше обозначенных выше издержек традиционной торговли. Возможно, большую часть непроизводственных издержек будет составлять доставка купленных товаров.
Например, Garicano и Kaplan (2000) использовали детальную внутреннюю информацию фирм, работающих в В2В е-коммерции1, чтобы доказать, что процесс улучшений и выгоды участия на онлайновых рынках потенциально велики. Litan и Rivlin (2001) оценивают, что Интернет обеспечивает американской экономике ежегодную экономию издержек в сумме от $100 млрд. до $230 млрд., что равнозначно дополнительному увеличению в течение следующих пяти лет ежегодному росту производительности от 0,2 до 0,4 %. Аналогичные доказательства приводят Lucking-Reiley и Spulber (2001), что е-коммерция по типу В2В замещает капитал - в форме компьютерной обработки данных и Интернет - коммуникаций - для обслуживания трудовых ресурсов, повышая скорость и эффективность экономических трансакций. Авторы подразделяют потенциал роста производительности/эффективности от применения е-коммерции в В2В на 4 области: автоматизация трансакций, новые рыночные посредники, консолидация спроса и предложения посредством организации бирж, и изменения в широком смысле вертикальной интеграции. Они делают вывод, что даже незначительный рост эффективности процесса совершения сделки обеспечит значительную экономию в общем экономическом процессе [12].
1 Модель е-коммерции по типу В2В ("business-to-business", "бизнес-бизнес") характеризуется тем, что участниками всех транзакций, проводящихся через Интернет, являются фирмы, а не конечные потребители.
Таким образом, использование информационных технологий, интернет-технологий является сегодня главным фактором и инструментом снижения трансакционных издержек предприятия, а исследование экономических явлений и процессов методами институционального анализа приобретает всё большую ценность и даёт возможность значительно повысить эффективность работы хозяйствующих субъектов.
Литература
1. Предмет и метод информационной экономики// "Экономическая теория на пороге ХХ1 века - 2"/ Под редакцией Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С. Зотовой. -М.: Юрист, 1998. - С. 497-519.
2. Ефремов В.С., Зудов Д.В. Проблемы экономики и организации @-бизнеса. http://www.nosorog.com/public/management/problem_economic.html.
3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000 http://www.ie.boom.ru/Lecture3.htm.
4. Кузьминов Я.И. Юдкевич М.М. Курс лекций по "Институциональной экономике" http://www.iet.ru/mipt/2/text/curs_instituzional lekzii_04.htm.
5. Виноградова М.Ю. Формирование трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.05 - Экономика и упр. нар. хоз-вом (логистика)/ С-Петерб. ГУ экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 17 с.
6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки и отно-шенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996, - С. 53.
7. Стиглер Дж. Экономическая теория информации// В кн.: Теория фирмы. - СПб.: Экономическая школа, 1995, - С. 508, 516-518.
8. В2В е-коммерция: почему новая экономика активно развивается. http://b2 b.in-fos.ru/index4_7.html.
9. Функции электронного правительства по регулированию Интернет-экономики. http://www. inforum. spb .ru/phorum/ conf/cdoc4. doc.
10. Опыт и перспективы функционирования Интернет-экономики за рубежом и в России. http://www. stihij a.ru/internet.htm.
11. Сарайкин В.Г., Минеев Т.Ф. Новые технологии в лесном комплексе// Лесн. пром-сть. - 2000, № 1.
12. Thomas F. Siems. "B2B E-Commerce: Why the New Economy Lives". http://www. dallasfed.org/htm/pubs/swe/7_8_01 .html._
УДК330.342:338.911:330.151 Доц. Я.В. Кульчицький, канд. екон.
наук - НЛТУ Украти
ЕКОЛОГ1ЧНА ПАРАДИГМА РОЗВИТКУ ЕКОНОМIЧНОÏ ТЕОРП У КОНТЕКСТ ПОСИЛЕННЯ ЕКОЛОГ1ЗАЦП ЕКОНОМ1КИ
Дослщжено особливосп еколого-економiчноï дiяльностi, становлення сощаль-но-еколопчних вщносин, змют i значения економiчноï та еколоriчноï культури в еко-номiчнiй система Обгрунтовано можливють синтезу цившзацшного та шституцшно-го пiдходiв до розумшня свiтовоï економiчноï еволюцп та еколопзацп сучасних еко-номiчних систем.
Ключов1 слова: еколопчна парадигма, економiчна система, нащональна еко-номша, системний тдхщ, еколопчна безпека.
Doc. Ya.V. Kul'chyts'kyi-NUFWTof Ukraine
Ecological paradigm of development of economic theory in reinforcing context ecological compatibility of economy
Inquired into peculiarities of ecological-economic activity, formations of socially-ecological truck, maintenance and role of economic and ecological culture in economic