Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киризлеева Алиса Салаватовна, Чирах Елена Викторовна

Целью статьи является исследование современной концепции формирования эффективного банковского надзора, который должен отвечать современным условиям развития общества и технологий. В статье представлены основные направления совершенствования концепции формирования эффективного банковского надзора в условиях цифровизации и глобализации экономики. Доказана необходимость развития механизма банковского надзора в развивающихся странах в соответствие с международными принципами в современных условиях развития общества и дигитализации. В целях урегулирования рисковой деятельности кредитных организаций авторами предложено качественное изменение составляющих системы эффективного банковского надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

Киризлеева Алиса Салаватовна

кандидат экономических наук, доцент,

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», кафедра финансов, г. Донецк, Украина. E-mail: akirizleeva@mail.ru

Чирах Елена Викторовна

аспирант кафедры финансов

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы»,

г. Донецк, Украина.

E-mail: ellas818.don@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является исследование современной концепции формирования эффективного банковского надзора, который должен отвечать современным условиям развития общества и технологий. В статье представлены основные направления совершенствования концепции формирования эффективного банковского надзора в условиях цифровизации и глобализации экономики. Доказана необходимость развития механизма банковского надзора в развивающихся странах в соответствие с международными принципами в современных условиях развития общества и дигитализации. В целях урегулирования рисковой деятельности кредитных организаций авторами предложено качественное изменение составляющих системы эффективного банковского надзора.

Ключевые слова: банк; банковский надзор; цифровизация; глобализация; международные принципы. JEL: G21, G23

MODERN MODELS OF INSTITUTIONAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY

FUNDAMENTALS OF EFFECTIVE BANKING SUPERVISION IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT Alisa S. Kirizleyeyva,

Candidate of economic sciences, associate professor,

associate professor of the department of Finance Donetsk academy of management and public administration, Donetsk

Chirakh Elena Viktorovna,

postgraduate student of the Department of Finance, Donetsk academy of management and public administration, Donetsk

Abstract: The aim of the article is to study the modern concept of the formation of effective banking supervision, which should meet modern conditions for the development of society and technology. The article presents the main directions of improving the concept of creating effective banking supervision in the context of the digitalization and globalization of the economy. The necessity of developing a banking supervision mechanism in developing countries in accordance with international principles in the current conditions of society development and digitalization is proved. In order to regulate the risky activities of credit organizations, the authors proposed a qualitative change in the components of an effective banking supervision system.

Keywords: Bank; banking supervision; digitalization; globalization; international principles.

По мнению авторов, уровень организации и функционирования банковских институтов предопределяет развитие экономики всей страны. Задача стабильного развития банковской системы и экономики в целом возлагается на банковский надзор центральных банков каждой страны мира.

Цифровая трансформация банковской системы предопределяет совершенствование концептуальных основ формирования эффективного банковского надзора. Поскольку насущная потребность решения задачи становления стабильной банковской системы в современных условиях цифровизации и глобализации экономики определяет необходимость построения, внедрения эффективного банковского надзора, который позволит функционировать на финансовом рынке исключительно надежным банковским институтам. Только такие банки могут работать на мировом финансовом рынке, что обеспечит экономическое развитие страны в целом.

В условиях мировой экономической интеграции финансовые рынки всех стран мира зависимы друг от друга. Поэтому финансовый экономический кризис 2007 - 2009 гг. спровоцировал потерю ликвидности и устойчивости многих банков и банковских систем в целом во многих странах. Неплатежеспособность банков послужила замораживанию счетов клиентов, отсрочкой платежей, потерей ликвидности предприятий, снижением уровня налоговых поступлений в бюджет и, соответственно, потерей благосостояния населения.

С позиции обеспечения надежности банковских институтов, повышения уровня стабильности банковской системы в декабре 2009 года Базельский Комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов создал консультативный материал «Повышение устойчивости банковского сектора», в котором отвел особую роль банковскому надзору регуляторам всех стран [1].

Задача формирования эффективного банковского надзора является не только задачей каждой отдельной страны мира, но и между народной задачей всего мирового сообщества. Поскольку в условиях глобализации и внедрения новейших технологий банковские системы всех стран интегрированы и взаимозависимы друг от друга. При наступлении кризисных явлений, провоцирующих возникновение неплатежеспособных банков в одной стране, реакция дестабилизации банковской системы быстро распространяется и на другие страны. Поэтому важной задачей является формирование эффективного банковского надзора в каждой стране, в том числе и в непризнанных республиках, несмотря на то, что регулятор каждой страны имеет право самостоятельно устанавливать требования осуществления банковской деятельности.

Важность банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы обусловила потребность в теоретическом осмыслении его сущности, целей и принципов.

Батырева С.В. выделила ключевую задачу центрального банка страны - конституционную -обеспечение стабильной денежной единицы, а значит денежной системы [2].

Ю.А. Тихомиров выделяет публичный интерес любого государства, который является родовым, гарантирует защиту интересов во всех сферах жизни общества [3].

Рождественская Т.Э. представляет банковский надзор публично-правовой деятельностью, которую реализует центральный банк страны с целью поддержания стабильности и развития как банковской системы, так и всей финансовой системы, национальной денежной единицы, защиты прав вкладчиков и кредиторов. Авторы акцентируют свое внимание, что сущность его состоит не только в поддержании стабильной национальной валюты, но и стабильности банковской системы в целом с целью защиты всех стейкхолдеров: вкладчиков, кредиторов, инвесторов, регулятора, ответственных исполнителей и менеджеров самого банка, регулирующих государственных органов и государства в целом.

На современном этапе банковский надзор выделен в отдельную подсистему финансовой системы. Концептуальную модель механизма банковского надзора представим на рис. 1.

Рисунок 1 - Концептуальные основы формирования и развития механизма банковского надзора в современных условиях развития общества и технологий

Можно согласиться с выводом Х. И. Мюллера (в 1990-х гг. возглавлял Базельский комитет по банковскому надзору), что результаты развития рыночной экономики любой страны мира зависят от качества банковского надзора: цена неадекватного плохого надзора будет очень высока, хотя ее невозможно доказать количественно, поэтому следует направлять достаточные денежные ресурсы на становление эффективного надзора [4].

При этом реализация всех целей регулятора переплетается: поддержание стабильной национальной денежной единицы осуществляется инструментами денежно-кредитной политики путем воздействия на банки второго уровня, которые, в свою очередь, влияют на субъекты хозяйственной деятельности и население через проведение операций.

В соответствии с установленными требованиями законодательства, регулирующего деятельность регулятора, установлены основополагающие цели его деятельности. Согласно Федерального Закона от 10.07.2002 г. № 86- ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями регулятора являются поддержание стабильности банковской системы и защита прав кредиторов и вкладчиков. Поэтому развитие банковской деятельности для улучшения экономики в целом зависит от формирования эффективного банковского надзора.

В соответствии с международными стандартами такая система банковского надзора должна формироваться и распространяться на все финансовые организации, поскольку оказание ими услуг всегда связано с рисками деятельности. В условиях развития холдинговых компаний и финансово-промышленных групп, других видов объединений, оказывающих совокупность услуг, в том числе и финансовых, порождает наличие системных рисков, имеющих значительное влияние на стабильность в целом финансовой системы. Распространение банковского надзора исключительно на банковские организации приведет к системным проблемам неплатежеспособности и кризисным явлениям.

Согласно документам Базельского комитета по банковскому надзору основной целью банковского надзора регулятора является предотвращение финансово-экономических кризисов.

Многими учеными и практиками доказывается мнение, что кризисы - это спровоцированное явление деструктивной работы банковской системы, к примеру, мировые кризисы - глобальная рецессия 2009 года, как следствие ипотечного кризиса в США 2007-2008 года, а также европейский

долговой кризис, который начался в 2010 году в Греции, затем в Ирландии; экономические кризисы на уровне одной страны мира - 2004 год и 2011 год в России.

Необходимость совершенствования механизма банковского надзора обусловлена значительным количеством ликвидированных банков в связи с потерей их надежности, как в Российской Федерации, так и в Украине, что доказывает важность определения недостатков и направлений его совершенствования.

Безусловно, выведение неплатежеспособных банков с рынка - естественный процесс, но при условиях незначительности и полноценной работы механизмов полной защиты средств, как физических лиц, так и юридических лиц - сбалансированного лимита рисков.

Раннее представление о банковском надзоре как функции, предусматривающей ежедневный контроль за наблюдением соответствия установленных нормативов и ежегодного выездного контроля за соблюдением законодательных норм, не является эффективным, поскольку не захватывает качественно меняющиеся условия и характеристики надежности банков.

Банк как механизм оборачиваемости всех денежных потоков страны, затрагивающий интересы практически всех участников экономических отношений, подверженный рискам банковской деятельностью, что в век дигитализации не уменьшается, а возрастает с появлением новых рисков, требует развитие риск-ориентированного надзора.

В современных условиях развития общества и технологий, интеграции всех стран актуальным и важным является развитие механизма банковского надзора в соответствие с международными принципами [5]. Отсюда проистекает, на наш взгляд, главный сегодня принцип банковского надзора любой страны мира - имплементация международных стандартов банковского надзора к национальным требованиям нормативно-правового обеспечения функционирования регулятора.

Этот принцип тесно переплетается с организационно-правовыми принципами, которые основаны на Основополагающих принципах эффективного банковского надзора «Core Principles for Effective Banking Supervision», утвержденные в 1997 году, которые были сформулированы Базельским комитетом по банковскому надзору и рекомендованы к применению всеми странами [6]. В 1999 году Базельский комитет создал Методологию Основополагающих принципах эффективного банковского надзора.

В 2006 году вышли измененные, обновленные Базельским комитетом принципы банковского надзора и методология, не опубликованные в развивающихся странах.

Базельский комитет по банковскому регулированию и надзору выделяет двадцать пять принципов, которые сгруппированы в семь групп.

Эффективность надзора изначально должна быть определена в законодательном закреплении всех двадцать пяти принципов, которые одновременно, а не постепенно должны быть внедрены банками для повышения стабильности банковской системы и соответствия международным стандартам банковской деятельности.

Семь групп основополагающих принципов надзора включают: установление и следование цели, независимость и полномочия органов надзора; требования по лицензированию и структуре; рекомендации по пруденциальному регулированию; инструменты банковского надзора; основные требования по финансовому учету и финансовой отчетности; полномочия и ответственность надзорных органов; основные принципы консолидированного и трансграничного банковского надзора.

Методология дополняет Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, определяя недостатки его проведения, что способствовало подрыву стабильности банковских систем в годы финансово-экономического кризиса; оценку соблюдения каждого в отдельности принципа; выработку стратегии развития эффективного механизма банковского надзора.

Оценка соблюдения каждого принципа основывается на степени соблюдения обязательных и

дополнительных критериев. Обязательные критерии могут быть представлены в виде стандарта для всех стран мира и включать эффективные элементы для его проведения. Основу оценки отражает степень соблюдения принципов по содержанию.

Методология прописывает 47 дополнительных критериев, которые должны качественно усиливать функции надзора. В Методологии не прописана их роль при определении оценки выполнения принципов банковского надзора.

По мнению авторов, для выполнения своих задач, регулятор должен быть независим, самостоятелен, что возможно путем разделения собственности центрального банка страны между государством и частным капиталом. Данный механизм способен обеспечить взаимный контроль для соблюдения интересов всех заинтересованных сторон и непревышения служебных полномочий государственных органов.

Органы банковского надзора должны обеспечить контроль не только за количественными, но и качественными характеристиками надежности банков и возможности без потери финансовой устойчивости обеспечить деятельность в периоды кризиса. Они должны учитывать реальные показатели адекватности капитала, системы управления рисками, корпоративного управления, системы аудита, финансового учета и финансовой отчетности и другие.

На сегодняшний день международные принципы банковского надзора не закреплены в законодательных актах страны. Это не дает возможности банковским институтам развивающихся стран интегрироваться с мировым финансовым рынком и позволить усовершенствовать механизм банковского надзора регулятором на национальном и международном рынках.

Финансиализация экономики, выраженная в появлении большого количества кредитных организаций, холдинговых компаний, финансово-промышленных групп, расширение деятельности с использованием новых финансовых инструментов, новейших технологий, обусловила необходимость формирования специального института, регулирующего и контролирующего увеличивающиеся риски такой деятельности. Таким государственным институтом стал центральный банк страны, который соединил и функции регулирования, и надзора. Но теоретически неверно отождествлять эти две разные функции. В большей степени эта подмена понятий, одинаковое понимание разных категорий происходит из нормативно-правовых актов регулятора, в которых употребляются формулировки, не разделяющие эти понятия, например, «цели регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций».

Формирование механизма банковского надзора было обусловлено расширением банковской деятельности и связанным контролем за соблюдением установленных требований с целью защиты прав кредиторов, вкладчиков и государства в целом. Появление большого количества небанковских кредитных организаций обусловило необходимость формирования механизма надзора за страховыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными компаниями, институтами микрофинансирования.

Новый этап объединения капиталов банков и небанковских организаций с использованием новых инструментов и технологий обуславливает необходимость развития механизма надзора, выделяя банковский надзор как главенствующий по ряду причин:

• рынок банковских услуг значительнее рынка услуг небанковских организаций - банковский сектор занимает 80-90%;

• банк - универсальная кредитная организация, которая имеет возможность осуществлять все банковские операции в отличие от других финансовых посредников;

• законодательно только через банковские институты проходят все денежные потоки страны;

• объединение капиталов всех небанковских кредитных организаций происходит вокруг банковского капитала как доминирующего.

Определяющим на данном этапе развития общества является банковский надзор.

Исследования в области терминологии банковского надзора позволили установить отсутствие данного термина в законодательных актах развивающихся стран. В Федеральных Законах № 86 -ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и в Федеральном Законе № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» не дается понятия банковского надзора.

В научной литературе существует много определений банковского надзора. Так, например, Трохов М.Е. представляет часто встречаемое мнение, что банковский надзор - это непрерывное наблюдение за состоянием банковской системы в целях ее стабильного функционирования с учетом защиты прав кредиторов и вкладчиков [7]. Но это мнение отражает только одну, но однозначно, основную цель формирования банковского надзора: поддержание стабильности и доверия к банковской системе.

Никитина Т.В. обозначила сущность банковского надзора в своевременном выявлении негативных явлений состояния банков с целью предотвращения банкротства банка или смягчением его последствий для сохранения средств кредиторов и вкладчиков [8].

Муфтахетдинова Г.С. дополнила определение банковского надзора с использованием специфических процедур, технологий и инструментов в ходе реализации целевых ориентиров [9].

Бровкина Н.С. [10] банковский надзор представила процессом наблюдения регулятора за соблюдением поднадзорными объектами установленных правил и норм банковской деятельности.

Алиев Б.Х., Рабаданова Д.А., Багрова Е.С. недостаточно полно отразили сущность надзора в своем определении, представив его только как периодический контроль за финансовым состоянием кредитных организаций на основе мотивированного суждения [11].

Л.В. Вотинцева и С.Е. Кривошапова однозначно верно в определении банковского надзора указывают, что это система непрерывного и системного наблюдения за кредитными организациями, но при этом указывают только банковский бизнес, тем самым ограничивая контроль за небанковскими кредитными организациями [12].

Важно отметить, что поскольку контроль в теории менеджмента представляет собой функцию управления, определение С.Е. Дубовой и А.С. Кутузовой, что банковский контроль - это контроль деятельности внутри банка, а проведение надзорных функций регулятора не должны вмешиваться во внутрибанковскую политику и нарушать их независимость [13].

Курманова Л.Р. представляет банковский надзор как систему управления рисками банковской деятельности [14]. На наш взгляд, организация системы риск-менеджмента - это задача кредитных организаций, а задача регулятора - это поддержание банковской стабильности путем постоянной и независимой оценки рисков банковской деятельности каждой отдельной кредитной организации и в совокупности в целом, их минимизация и урегулирование последствий.

В целях урегулирования рисковой деятельности кредитных организаций, от чего зависит и стабильность банковской системы, и развитие всей экономики страны, система банковского надзора предусматривает установление пруденциальных норм деятельности:

• принципы и правила ведения финансового учета и составления финансовой отчетности;

• установление граничных норм величины каждого вида риска;

• соблюдение нормативов банковской деятельности;

• установление норм и требований по созданию резервов под обесценивание активных операций и условных обязательств и другое.

По мнению авторов, в системе банковского надзора важное значение для повышения эффективности контроля имеют ассоциации и союзы - специальные институты, посредством которых регулятор имеет возможность тесно взаимодействовать с кредитными организациями. Недостаточно использование только систем внутреннего и внешнего аудита, поскольку банки самостоятельно определяют данные органы контроля, которые лишь частично владеют информацией и только одного или нескольких банков [15]. При этом органы банковского надзора должны в

равной степени осуществлять надзорную деятельность не только по отношению к деятельности банковских институтов, но и других кредитных организаций (кредитные союзы, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, ломбарды и другие новые институты для рынков развивающихся стран - холдинговые компании, финансово-промышленные группы). Глобализация системы кредитного рынка, в которой все институты тесно интегрированы - законодательно, либо, к примеру, через исполнение инсайдерских схем и использование других методов, поэтому у банковского надзора стоит более сложная цель - поддержание, обеспечение стабильности всей кредитной системы с учетом особенностей развития рынка и внедрения новейших технологий [16].

Таким образом, авторы предлагают следующее определение механизма банковского надзора. Механизм банковского надзора - это совокупность отношений регулятора, самостоятельно созданных союзов и ассоциаций по контролю по соблюдению требований банковскими и небанковскими кредитными институтами по соблюдению надежности и интересов всех стейкхолдеров при разных сценариях развития финансового рынка.

Сущность банковского надзора раскрывается в реализации его фу нкций. Представим качественно обновленный перечень систематизированных функций Л.И. Вотинцевой и С.В. Кривошаповой [17]:

• превентивная функция раскрывается в установлении нормативов и требований по осуществлению банковской деятельности кредитных организаций;

• сигнализирующая функция позволяет своевременно предупреждать негативные тенденции деятельности кредитных организаций с помощью диагностического инструментария;

• контрольная функция отвечает за оценку деятельности кредитных организаций с соблюдением всех прав и интересов стейкхолдеров банка, выявляет причины отклонений и предотвращает негативные последствия;

• оперативная функция предусматривает меры поддержки кредитных организаций при возникновении неблагоприятных ситуаций;

• защитная функция должна не только служить обеспечением прав и интересов клиентов банка, но и всех стейкхолдеров банка - собственников, сотрудников, связанных с банком компаний и организаций, различных институтов. Особо эту функцию необходимо развивать в период проведения регулятором многочисленного вывода банков с рынка без учета интересов собственников при национализации банков, или полного прекращения их деятельности, с системными проблемами возникновения ряда неплатежеспособных предприятий и обнищания населения, вывода денежных потоков в оффшорные зоны.

В теории экономики России выделяют этапы осуществления банковского надзора: предварительный, предназначенный для допуска кредитных организаций на основании лицензии на осуществление банковской деятельности; текущий, предполагающий контроль за соблюдением установленных требований банковской деятельности, и последующий надзор как этап выявления проблемных кредитных организаций, лишения прав осуществления деятельности и банкротство кредитных организаций [18, 19].

Текущий надзор состоит из дистанционного и контактного надзора. Дистанционный контроль за соблюдением установленных требований и эффективности ведения банковской деятельности осуществляется ежедневно с помощью проверки финансовой отчетности банков. Текущий надзор заключается в установлении для банков специальных требований в виде обязательных экономических нормативов и других, которые посредством составления и предоставления финансовой отчетности предоставляется регулятору для проверки, частично обнародуется для всех заинтересованных лиц.

Контактный надзор осуществляется с помощью проведения ежегодных инспекционных проверок для банков и в установленные сроки для других небанковских кредитных организаций (например, для страховых компаний - не реже одного раза в три года, инвестиционных фондов, клиринговых

компаний - не реже одного раза в год), в период которых регулятор может установить соответствие данных представляемой финансовой отчетности реальным фактическим показателям деятельности, оценить систему корпоративного управления, риск-менеджмента, эффективности деятельности и надежности каждого банка. Требуется обязательное установление законодательно периодичности установления инспекционных проверок для ломбардов, кредитных союзов, микрофинансовых организаций.

На наш взгляд, хотелось бы отметить, что третий этап осуществления банковского надзора требует существенной корректировки как в теории, так и на практике. Цель осуществления банковского надзора требует от регулятора прежде всего поддержания стабильности банковской системы страны, поэтому третий этап последующего надзора должен состоять из выявления проблемных кредитных организаций, заключения на основе представленной системной оценки регулятора причин и возможных последствий. Авторы считают, что необходимо выделить четвертый этап банковского надзора: представления на основании обоснованной системной оценки регулятора обоснования применения возможных процедур: оздоровления; национализации; слияний или поглощений; вывода с рынка - банкротства. Процедура вывода банка с рынка должна быть аргументирована регулятором и доказана эффективность принятия такого решения для соблюдения интересов всех стейкхолдеров банка. Авторы считают, что банкротство банка как организации, в которой находится сосредоточение значительных денежных потоков страны, может быть причиной потрясения банковской системы. Поэтому, следуя международным принципам банковского надзора и его цели, такое решение должно приниматься в исключительных случаях после применения всех предшествующих описанных процедур восстановления финансовой устойчивости кредитной организации. Целесообразно назвать такой этап регулирующим этапом банковского надзора.

Подводя итог, можно предложить формирование и развитие эффективного механизма банковского надзора:

в направлении совершенствования институционального обеспечения: установления тесной взаимосвязи между органами надзора и саморегулирующимися организациями в виде банковских, кредитных ассоциаций; использования новых инструментов, имплементации международных принципов банковского надзора в регулирующую национальную законодательную и нормативно-правовую базу;

по функциональной направленности - выделение роли в контактном надзоре профессиональных международных аудиторских компаний, становление независимого предупреждающего внутреннего аудита банков; установление периодичности проведения инспекционных проверок всех видов кредитных организаций; по направлению качественного изменения содержания и времени проведения - выделение первоначального, текущего, последующего и введение регулирующего этапа банковского надзора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gurrea-Martínez, A., Remolina, N. The Dark Side of Implementing Basel Capital Requirements: Theory, Evidence, and Policy, Journal of International Economic Law, 2019. - 22. - 125-152.

2. Батырева С. В. Современные надзорные и контрольные функции центральных банков: монография. М., 2011. - С. 17.

3. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. - С. 60.

4. Мюллер Х. Й. О банковском надзоре в странах с рыночной ориентацией / Х.Й. Мюллер // Деньги и кредит,1990. - № 3. - С. 55.

5. Loipersberger, F. The effect of supranational banking supervision on the financial sector: Event study evidence from Europe, Journal of Banking & Finance, Vol. 91, June 2018, pp. 34-48.

6. Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация

в России / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит, 2001. - 31 марта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора : дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит / М., 2007. - 127 с.. - C.34.

8. Никитина Т.В. Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации : автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит / СПБ., 2008.

- 45 с.. - C.29.

9. Муфтахетдинова Г.С. Модернизация банковского надзора как фактор стабильности банковской системы : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит / Саратов, 2012.

- 213 с.. - C.9.

10. Бровкина Н.С. Банковский надзор и перспективы его развития в России : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит / Саратов, 2008. - 200 с.. - C. 8.

11. Алиев Б.Х. К вопросу о понятии банковского надзора / Б.Х. Алиев, Д.А. Рабаданова, Е.С. Багрова // Финансы и Кредит. - 2012. - №35(515). - С. 17-23. - C.19.

12. Вотинцева Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора : монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова //. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. -178 с., C.25.

13. Дубова С.Е. Развитие риск-ориентированных подходов в банковском регулировании и надзоре: монография. / С.Е. Дубова, А.С. Кутузова - М.: Издательство «Флинта», 2013. - 180 с. -C.26-29.

14. Курманова Л.Р. Проблемные вопросы развития банковского надзора за деятельностью кредитных организаций / Л.Р Курманова // Экономические науки. - 2015. - №5 (126). - С. 93-96., C.93.

15. Masciandaro, D., Peia, O., Romelli, D. Banking supervision and external auditors: Theory and empirics, Journal of Financial Stability, 2020, Vol. 46, pp. 1-19.

16. Neanidis, K. C. Volatile capital flows and economic growth: The role of banking supervision, Journal of Financial Stability, 2019, Vol. 40, pp. 77-93.

17. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора : монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 178 с., C.26-27.

18. Турбанов А.В. Концептуальные основы создания и функционирования мегарегулятора финансового рынка в России / А.В. Турбанов, О.М. Иванов, Ю.Н. Юденков, Н.Н. Евстратенко, О.И. Микитасова // [Электронный ресурс]. - М., РАНХиГС, 2014. - 106 с. - URL: ftp://ftp.repec.org/opt/ ReDIF/RePEc/rnp/ppaper/om16.pdf, C.73-74.

19. De Chiara, A., Livio, L., Ponce, J. Flexible and mandatory banking supervision, Journal of Financial Stability, Vol. 34, February 2018, pp. 86-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.