Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
990
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / БАНК РОССИИ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BANKING REGULATION / BANKING SUPERVISION / CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROPORTIONAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асташов В.С.

Эффективное банковское регулирование и надзор являются ключевыми факторами для обеспечения стабильности национальной банковской системы. Целью данной работы является анализ особенностей банковского регулирования и надзора в России с целью выявления проблем и возможных путей развития, в т.ч. в контексте мирового опыта. В статье рассмотрены теоретические аспекты вопроса -понятия, функции и сущность банковского регулирования и надзора. Также были рассмотрены международные стандарты банковского регулирования, примерами которых являются Базель III и рекомендации ФАТФ. Глобальными тенденциями в банковском регулировании сегодня являются его централизация, концепция риск-ориентированного надзора, внедрение новых финансовых технологий, развитие принципов пропорционального банковского регулирования. В данном контексте была рассмотрена деятельность Банка России на современном этапе в условиях консолидации банковского сектора России. Была подчеркнута важность поддержки и оптимизации регуляторной нагрузки для малых и средних банков ввиду их региональной и отраслевой значимости. Решением может стать дальнейшее развитие пропорционального банковского регулирования и внедрение новых технологий предоставления отчетности, что позволит снизить регуляторную нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF BANKING SUPERVISION IN RUSSIA

Effective banking supervision is the key factor of stability of the national banking system. The purpose of this work is to analyze features of banking supervision in Russia in order to identify its problems and ways of development taking into account international experience. This work contains the analysis of theoretical aspects (definition and functions), international standards (Basel III and FATF recommendations) and global trends of banking supervision (centralization, risk-oriented concept, FinTech and proportional regulation). The main part of this work contains the analysis of Central Bank of the Russian Federation activities in the context of banking sector consolidation, the importance of support of small, middle and regional banks was underlined in context of economic development. The solution of this problem could be in the proportional regulation and reporting improvement in order to reduce regulatory burden.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РОССИИ»

УДК: 336.711.65

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РОССИИ

Асташов В.С.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: astashovvasily@mail.ru

Аннотация. Эффективное банковское регулирование и надзор являются ключевыми факторами для обеспечения стабильности национальной банковской системы. Целью данной работы является анализ особенностей банковского регулирования и надзора в России с целью выявления проблем и возможных путей развития, в т.ч. в контексте мирового опыта. В статье рассмотрены теоретические аспекты вопроса -понятия, функции и сущность банковского регулирования и надзора. Также были рассмотрены международные стандарты банковского регулирования, примерами которых являются Базель III и рекомендации ФАТФ. Глобальными тенденциями в банковском регулировании сегодня являются его централизация, концепция риск-ориентированного надзора, внедрение новых финансовых технологий, развитие принципов пропорционального банковского регулирования. В данном контексте была рассмотрена деятельность Банка России на современном этапе в условиях консолидации банковского сектора России. Была подчеркнута важность поддержки и оптимизации регуляторной нагрузки для малых и средних банков ввиду их региональной и отраслевой значимости. Решением может стать дальнейшее развитие пропорционального банковского регулирования и внедрение новых технологий предоставления отчетности, что позволит снизить регуляторную нагрузку.

Ключевые слова: банковское регулирование, банковский надзор, Банк России, пропорциональное регулирование

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF BANKING

SUPERVISION IN RUSSIA

Astashov V.S. t

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: astashovvasily@mail.ru

Abstract. Effective banking supervision is the key factor of stability of the national banking system. The purpose of this work is to analyze features of banking supervision in Russia in order to identify its problems and ways of development taking into account international experience. This work contains the analysis of theoretical aspects (definition and functions), international standards (Basel III and FATF recommendations) and global trends of banking supervision (centralization, risk-oriented concept, FinTech and proportional regulation). The main part of this work contains the analysis of Central Bank of the Russian Federation activities in the context of banking sector consolidation, the importance of support of small, middle and regional banks was underlined in context of economic development. The solution of this problem could be in the proportional regulation and reporting improvement in order to reduce regulatory burden.

Keywords: banking regulation, banking supervision, Central Bank of the Russian Federation, proportional regulation

1. ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике банковский сектор и его устойчивость имеют ключевое значение для обеспечения стабильного экономического развития страны, поэтому проблема эффективного регулирования банковской деятельности с целью обеспечения стабильности и развития банковской системы является одним из важнейших, актуальных и дискуссионных вопросов.

Критериями эффективности банковского регулирования и надзора можно назвать обоснованность, соответствие международным

стандартам и глобальным экономическим трендам, своевременное реагирование на появления новых банковских технологий и постоянное изменение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, что еще раз подчеркивает актуальность темы данной статьи.

Банковское регулирование и надзор с целью обеспечения устойчивости банковской системы России и защиты интересов кредиторов и вкладчиков осуществляет Центральный банк Российской Федерации, выступающий в качестве мегарегулятора.

Цель данной работы - рассмотреть особенности банковского регулирования и надзора в России на современном этапе, выявить существующие проблемы и предложить пути дальнейшего развития, в т.ч. в контексте мирового опыта.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

1) рассмотреть теоретические аспекты банковского регулирования и надзора;

2) рассмотреть международные стандарты, глобальные тенденции банковского регулирования и надзора;

3) оценить российскую практику банковского регулирования и надзора, ее соответствие международным стандартам и тенденциям, выявить проблемы;

4) разработать рекомендации по совершенствованию банковского регулирования и надзора в России.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

В зарубежной и отечественной литературе большое внимание уделяется теме банковского регулирования и надзора, например, в работах О.И. Лаврушина, И.В. Ларионовой и других авторов. Относительно определений банковского регулирования и банковского надзора и их соотношения между собой есть множество трактовок, так, в учебнике под редакцией И.В. Ларионовой и С.Е. Дубовой приводятся следующие понятия [2]:

Банковское регулирование - это «регулирование деятельности банков, вытекающее из специфики банка как субъекта экономической деятельности, являющееся частью более общего понятия «регулирование деятельности коммерческих банков».

Банковский надзор - это «вытекающая из специфики банковского дела, осуществляемая банковским органом в установленном порядке деятельность по проверке о оценке соблюдения кредитными организациями заданных регулятором норм, стандартов и принципов, направленная на создание необходимой

информационной основы для реализации целей банковского регулирования».

Таким образом, авторы разделяют между собой эти понятия так, что банковский надзор является частью банковского регулирования, которое в свою очередь является частью регулирования деятельности банков. Последнее осуществляется всеми органами власти, в то время как банковское регулирование уже осуществляется компетентным органом относительно банковских операций - Банком России (в контексте российской практики), в рамках которого устанавливаются нормы и стандарты банковской деятельности, а в рамках надзора проверяется их соблюдение.

Функции банковского регулирования и надзора также выделяются разные, однако общей для большинства авторов является превентивная функция, заключающаяся в способности предотвратить негативные последствия для отдельных банков банковской системы в целом, своевременно среагировав на выявленные в ходе надзора негативные тенденции в деятельности кредитных организаций. Данная функция соответствует концепции риск-

ориентированного надзора, на которую сегодня делается упор в международной практике.

Так, по мнению О.И. Лаврушина и Г.Г. Фетисова, можно выделить следующие функции банковского надзора [7]:

1) превентивная (описана ранее);

2) сигнализирующая - способность своевременно выявлять несоответствия деятельности кредитных организаций предписанным нормам;

3) контрольная - способность выявлять и предотвращать возникающие несоответствия, а также находить причины их возникновения.

Основным теоретическим выводом, который можно сделать при изучении сущности банковского регулирования, является то, что регулирование не должно строиться на принципах административного

централизованного принуждения, а должно лишь корректировать деятельность кредитных организаций и задавать верное направление

путем определения основных норм и стандартов и осуществлять надзор за их соблюдением, при этом не нарушая операционной самостоятельности регулируемых субъектов.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И МИРОВОЙ ОПЫТ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

К международным стандартам банковского регулирования и надзора можно отнести рекомендации по повышению качества банковской деятельности и банковского регулирования, которые разрабатываются авторитетными международными институтами в данной сфере. Главным примером такого института является Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) при Банке международных расчетов, членами которого являются представители центральных банков разных стран. Именно БКБН разработаны стандарты Базель III (и его предыдущие пакеты I и II), а также Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, которые изначально носят рекомендательный характер и становятся обязательными уже по мере их внедрения национальными регуляторами в свои банковские системы.

Опыт мирового финансового кризиса 2008 года проявил множество глобальных финансовых проблем, включая отсутствие единой регуляторной базы и необходимость большего взаимодействия национальных регуляторов на международной арене, что определило дальнейшее направление развития на повышение интегрированности и стандартизации в сфере надзорной деятельности. В рамках данного направления в некоторых странах были созданы финансовые мегарегуляторы, разработаны различные стандарты в качестве регуляторной базы (например, Базель III), был создан Совет по финансовой стабильности и другие организации в рамках интеграционных объединений.

Примером других значимых сегодня международных стандартов банковской деятельности являются рекомендации ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering) по противодействию отмыванию преступных

доходов, финансированию терроризма (ПОД/ФТ), которые обязательны для всех стран, входящих в ООН.

Мировой опыт организации банковского регулирования показывает, что нет единственного признанного эффективным подхода и существуют несколько моделей. Надзорные функции может выполнять как единственный регулятор (центральный банк), так и несколько органов одновременно. Каждый тип организации (банки, страховые компании и т.д.) может регулироваться отдельным

специализированным органом, но по всему спектру их деятельности, либо за каждым видом деятельности (банковские операции, брокерская деятельность) закрепляется свой надзорный орган, при этом одна организация поднадзорна сразу нескольким регуляторам [1].

Тем не менее, все большую популярность сегодня имеет интегрированная модель на основе мегарегулирования единственным надзорным органом. Преимуществом такой модели является комплексное регулирование по единой методологии всех участников и сфер деятельности финансового рынка. К этой же модели можно отнести процесс централизации банковского надзора в Евросоюзе в руках Европейского центрального банка (ЕЦБ) [4].

Глобальные тенденции на мировом финансовом рынке оказывают прямое влияние на национальный банковский сектор, то же касается тенденций в сфере банковского регулирования. Сегодня акцент делается на антикризисном регулировании, особенно в части системного риска, поэтому большое внимание уделяется системно значимым кредитным организациям, а непосредственно надзор стремится к превентивному характеру. Существенное влияние на банковский сектор оказывает развитие финансовых технологий (финтеха), который внедряются также и регуляторами согласно рекомендациям Базельского комитета, что призвано снизит операционные издержки и повысить эффективность надзора.

Другой важной тенденцией является переход к пропорциональному регулированию, который

подразумевает дифференцированные требования к кредитным организациям, исходя из масштабов их деятельности и значимости для экономики. Многие национальные надзорные органы внедряют сегментацию в свои системы, повышая требования для системно значимых организаций и снижая регуляторную нагрузку на мелкие банки, которые менее подвержены системным рискам, также выделяя другие группы с учетом особенностей функционирования, например, исламский банкинг [3]. Такой подход является очень важным и перспективным в связи с растущей регуляторной нагрузкой на банки, прежде всего, по причины внедрения во многих странах новых стандартов Базеля III. В рамках международных обсуждений были сделаны важные выводы о необходимости поддержки мелких и средних банков.

Еще одной глобальной тенденцией, которая может повлиять в дальнейшем на организацию банковского регулирования в мире по причине появления зон нерегулируемых рисков, является экосистемная модель бизнеса, которая развивается вместе с цифровизацией экономики. Сегодня многие крупные компании расширяют свой функционал, финансовые организации расширяются в сторону нефинансовых услуг, а нефинансовые наоборот - стремятся получить возможность оказывать финансовые и другие услуги, присущие до этого только кредитным организациям, примерами таких компаний являются Apple, Google, Сбербанк, Яндекс и др.

Такое развитие в дальнейшем потребует от регуляторов новых подходов в организации банковского регулирования и надзора, так как необходимо будет учесть все виды деятельности, осуществляемые поднадзорными субъектами, а также определить границы регулирования, чтобы не помешать развитию в этом перспективном направлении, но при этом минимизировать риски. Основными рисками в данном контексте является утечка большого объема персональных данных, а также монополизация рынков.

По мнению Банка России, развитие экосистем на базе банков может негативно влиять на конкурентную среду, так как они создают

нерыночные конкурентные преимущества, о чем говорится в докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке». Риск утечки и недобросовестного использования больших массивов наиболее значимых данных о граждан Банк России обозначил как основной.

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РОССИИ

Статус, полномочия и направления деятельности Банка России закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» №86 ФЗ [9], согласно которому Банк России является органом банковского регулирования и надзора, за которым с 1 сентября 2013 года закреплен статус мегарегулятора. Деятельность Банка России в сфере регулирования и надзора направлена на поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов кредиторов и вкладчиков, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Статус и перечень осуществляемых операций кредитными организациями закреплен в Федеральном законе № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [8].

Важным нововведением, в том числе на законодательном уровне, стало разделения кредитных организаций по типу лицензий на базовые и универсальные, к которому постепенно переходили с 2017 года. Данные нововведения соответствуют глобальному внедрении подходов пропорционального регулирования в мировой практике. На банки с базовой лицензией накладываются существенные ограничения деятельности, но также они обязаны соблюдать меньшее число нормативов. Перечень обязательных нормативов утвержден в законе «О

Центральном банке РФ», а методики расчетов и предельные значения определяются

инструкциями Банка России N° 199-И [6] и N° 183-И [5]. Данные нормативы направлены на регулирование параметров достаточности капитала, ликвидности, ограничение рисков концентрации, льготного и протекционистского кредитования и другие.

В 2019 года Банк России завершил процесс централизации банковского надзора, в рамках которого была создана Служба текущего банковского надзора (СТБН), которой были переданы функции территориальных учреждений ЦБ РФ. Целью централизации надзора была стандартизация и повышение оперативности надзора с целью более раннего выявления негативных тенденций в деятельности банков.

Таким образом, Закон «О Центральном банке РФ» и другие нормативно-правовые документы определяют границы банковского регулирования в России. При этом стоит отметить, что российская нормативно-правовая база в сфере банковской деятельности постоянно

модернизируется

соответствии

1200

ф

.0 X 1000

1-X с! с! си 800

си р ^ :: 600

си ^

го

^ т 400

X

Я > X го |_ 200

со р

1- и о 0

си

международными стандартами и глобальными тенденциями. Так, в нормативно-правовых документах активно внедряются стандарты Базеля III, рекомендации ФАТФ, подходы пропорционального регулирования, особое внимание уделяется регулированию системно значимых кредитных организаций.

Тем не менее, в практике банковского регулирования и надзора в России есть ряд негативных тенденций и проблем, которые в будущем могут оказать негативное влияние на устойчивость банковского сектора.

Основной тенденцией является повышение регуляторной нагрузки и, в результате, стремительное сокращение числа действующих кредитных организаций, что также обусловлено сложной экономической обстановкой, замедлением темпов роста экономики и доходов населения.

Так, на 01.01.2010 количество действующих кредитных организаций составляло 1058, а по состоянию на начало 2020 года их было уже 442, подробнее ситуация представлена на графике ниже (рис. 1, источник - данные Банка России [10]).

- 120

31

100 80 60 40 20 0

^ 9

х х

ГО

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

.о го

^ О О П5

1 О ^ ^

ГО § 5 О

1- ^ ^ 1° Г

3! ^ го ?

л т ■—■ з;

т х —

а

£ р о

I Действующие кредитные организации ■Кредитные организации, лицензии у которых отозваны (аннулированы) с начала года

Рис. 1. Число действующих кредитных организаций в России

В представленном периоде число действующих кредитных организаций в российском банковском секторе сократилось на 53,8% или чуть больше чем в два раза, при этом прик числа отзывов лицензий пришелся на 2016 год. Снижение темпов отзывов при продолжающемся сокращении числа кредитных организаций объясняется ростом сделок слияний и поглощений, к которому вынуждены прибегать те банки, которые не справляются с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышенными требованиями, в т.ч. в рамках внедрения Базеля III.

В данной связи, явной проблемой становится рост концентрации капитала у крупнейших банков, что дает им возможность вытеснять с рынка мелких игроков, тем самым еще больше снижая число кредитных организаций и повышая рост капитала. Наглядно ситуация представлена на следующем графике (рис. 2, источник -данные Банка России [10]).

в

с

100

80

>£3 60

>

X

40

1-

20

0

50,3 •—

52,7 53,6

49,5

57,4

77,7

54,1

83

55,3 55,8

80,1 85,2

60,4

94,1

70 60 50 40 30 20 10 0

2013 2014 2015

I Активы банков, трлн. руб.

2016 2017 2018 2019

Доля ТОП-5 банков в общем объеме активов, %

Рис. 2. Доля ТОП-5 банков

Таким образом, рост общего объема активов (на 90,1%) сопровождается значительным сокращением числа кредитных организаций (на 53,8%) и ростом доли крупнейших игроков. Как известно, низкий уровень конкуренции и монополизация отрасли в конечном итоге негативно сказывается на конечном потребителе услуг.

Однако, на данный момент, данная ситуация не находится в поле зрения регулятора и не обозначается как проблема, скорее стоит ожидать и дальнейшего сокращения числа кредитных организаций.

Ситуация для мелких, средних и региональных банков продолжает ухудшаться, им все сложнее находить качественных заемщиков, поэтому постепенно снижается качество предоставляемых кредитов. Основным сегментом кредитования для таких банков являются предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП), на которых в последнее время переключаются и крупные банки. Ввиду тяжелой экономической обстановки, вызванной пандемией коронавируса и обвала мировых цен на нефть и курса рубля, следует ожидать значительного ухудшения качества финансового положения заемщиков, необходимости реструктуризации и

дополнительного формирования резервов, что сильнее всего отразится именно на некрупных банках.

Уход банков, специализирующихся на кредитовании МСП, в т.ч. в регионах, в конечном

в общем объеме активов

итоге негативно скажется на развитии предпринимательства, которое является одним из основных драйверов экономического роста (как показывает мировая практика). Также это усугубит и без того актуальную проблему для России - низкий уровень развития регионов, находящихся не в Центральном федеральном округе. Также это негативно скажется на обеспеченности населения финансовыми услугами в целом, которое ввиду массового отзыва лицензий предпочитает крупные банки с государственным участием.

В данной связи, перспективным представляется направление дальнейшего развития пропорционального регулирования, которое в мировой практике как раз направлено на решение проблемы сохранения мелких и средних банков. В нашей стране, на данный момент, оно реализовано недостаточно, поскольку акцент делается на системно значимых организациях, при этом существенные ограничения деятельности банков с базовой лицензией значительно снижают эффект от внедряемого пропорционального регулирования для этих банков. По моему мнению, необходимо продолжить сегментацию и дифференцировать требования к кредитным организациям также в контексте их региональной или отраслевой значимости, разработать меры послаблений и поддержки с учетом их вклада в развитие конкретного региона или отрасли, в т.ч. при помощи других компетентных органов власти -Минэкономразвития (программы поддержки)

или ФНС России (налоговое стимулирование и льготы).

Также, можно было бы продолжить внедрение пропорционального банковского регулирования выделив в отдельную категории исламский банкинг, что уже нашло отражение в мировой практике. Это позволит привлечь банкам дополнительные ресурсы, повысить

инвестиционный климат в стране, что является сегодня актуальными проблемами для российской экономики.

Повышенная регуляторная нагрузка обеспечивается также большим объемом обязательной к предоставлению отчетности, составление и предоставление которой требует значительных операционных затрат, особенно в условиях ограниченных возможностей по привлечению персонала, характерных для мелких банков. Регуляторную нагрузку можно снизить не только количественными, но и качественными методами, например, при помощи внедрения инновационных технологий, в т.ч. в сфере предоставления отчетности. В мировой практике предоставление отчетности в формате XBRL (eXtensible Business Reporting Language), т.е. не многочисленных форм отчетности, а единоразового набора данных, позволяет значительно снизить операционные издержки и расширить аналитические как для кредитных организаций, так и для надзорных органов. XBRL активно применяется в надзорной практике многих органов - центральных банков, министерств финансов, комиссий по ценным бумагам.

В целом стоит сказать, что регуляторная нагрузка на кредитные организации должна быть соизмеримой и обоснованной, обеспечивать стабильность и развитие банковской системы, а не подрывать ее.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в рамках данной работы были рассмотрены теоретические аспекты банковского регулирования и надзора, были описаны международные стандарты и глобальные тенденции в сфере банковской деятельности и ее регулирования, а также проанализированы

особенности банковского регулирования и надзора в России на современном этапе.

Банковское регулирование представляет собой регулирование деятельности кредитных организаций в части специфики банковской деятельности и заключается в установлении ее норм и стандартов, соблюдение которых проверяется в рамках банковского надзора, тем самым выполняя одну из основных своих функций - превентивную, которая заключается в выявлении негативных тенденций и предотвращении их последствий.

Международными стандартами банковского регулирования и надзора можно назвать рекомендации, разрабатываемые

международными финансовыми институтами, такими как Базельский комитет по банковскому надзору (Базель III) или ФАТФ (рекомендации в сфере ПОД/ФТ).

Глобальными тенденциями в сфере банковского регулирования являются концепция риск-ориентированного надзора и

антикризисного управления, внедрение финтеха, а также централизация надзора и внедрение принципов пропорционального банковского регулирования.

В России органом банковского регулирования и надзора является Банк России, за которым закреплен статус мегарегулятора. Банк России активно внедряет международные стандарты в российскую нормативно-правовую базу, а также внедряет различные методы и инструменты, используемые в мировой практике.

На современном этапе в России происходит консолидация банковского сектора,

выражающаяся в значительном сокращении числа кредитных организаций и росте концентрации активов у крупнейших банков, что вызвано в том числе ростом регуляторной нагрузки, особенно чувствительными к которой являются мелкие, средние, региональные и банки с базовой лицензией.

Автором данной статьи был сделан вывод о том, что в конечном итоге данная тенденция негативно скажется на экономическом развитии, развитии предпринимательства и регионов и

были предложены пути решения данной проблемы. Наиболее перспективным

направлением является развитие

пропорционального банковского регулирования с акцентом на региональной и отраслевой значимости банков, а также разработка мер их поддержки. Другим направлением может стать снижение регуляторной нагрузки путем внедрения новых технологий, например, оптимизации процесса предоставления отчетности на базе XBRL.

В целом стоит сказать, что активное внедрение международных стандартов банковского регулирования и надзора в национальную банковскую систему несомненно повышает ее стабильность, улучшает инвестиционный климат, повышает интеграцию России в мировую экономику. Однако стоит учитывать национальную специфику и характерные внутренние проблемы, искать оптимальный уровень регуляторной нагрузки, при котором будут достигнуты устойчивость банковской системы и ее развитие, что окажет положительный эффект на развитии экономики в целом.

Список использованных источников

[1] Банковский надзор: учеб. пособие / Е.М. Дудник, П.П. Князев, М.Н. Клименко, Р.Ю. Луговцов. - Москва: Издательский дом Академии Естество знания, 2019. -110 с. - Текст: электронный.

[2] Банковское регулирование и надзор: учебник / И.В. Ларионова, С.Е. Дубова [и др]; Финансовый университет при Правительстве РФ. — Москва: КНОРУС, 2019. — 288 с. - Текст: непосредственный.

[3] Кузнецова В.В. Международный опыт пропорционального банковского регулирования / В.В. Кузнецова. - Текст: электронный // Электронный вестник. Серия: Государственное управление. - 2018. -№ 69. - стр. 80-102.

[4] Лифшиц И.М. Специфика правового регулирования банковской деятельности в ЕС / И. М. Лифшиц. - Текст: электронный // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - №8. - с. 108-118.

[5] Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией (вместе с "Методикой расчета кредитного риска по ПФИ"): Инструкция Банка России от 06.12.2017 N 183-И: [Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 N 50206] (ред. от 27.02.2020). - Москва: Консультант Плюс, 2020. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

[6] Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией: Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И: [Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57008] (ред. от 26.03.2020). - Москва: Консультант Плюс, 2020. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

[7] Организация деятельности Центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; Финансовый университет при Правительстве РФ. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: КНОРУС, 2016. - 440 с. -Текст: электронный.

[8] Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон №395-1: [от 2 декабря 1990 года] (ред. от 27.12.2019 с изм. и доп., вступ. в силу 08.01.2020). - Москва: Консультант Плюс, 2020. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

[9] Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон №86-ФЗ: [принят Государственной Думой 27 июня 2002 года] (ред. от 03.04.2020, с изм. и доп., вступ. в силу 12.04.2020). - Москва: Консультант Плюс, 2020. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

[10] Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва, 2020. - URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 17.05.2020).

[11] Алексеенко О.А., Ильин И.В. Новый банк развития БРИКС и его роль в процессе реформирования системы. /Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 3-6.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.