Научная статья на тему 'Эффективность пруденциального банковского надзора: особенности методологических подходов'

Эффективность пруденциального банковского надзора: особенности методологических подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / СИСТЕМНЫЙ РИСК / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников Денис Евгеньевич

Повышение роли и значимости банковского надзора в обеспечении стабильного экономического развития обусловило усиление внимания к преодолению системной нестабильности как на национальном, так и на глобальном уровнях. Важную роль в восстановлении стабильности отечественной банковской системы играет эффективность конкретных действий Центрального Банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) по разработке и внедрению регуляторных норм, контролю за их соблюдением и применением соответствующих средств воздействия. Статья посвящена исследованию эффективности пруденциального банковского надзора. Раскрывается содержание осуществляемого Центральным Банком Российской Федерации как мегарегулятором макро-и микропруденциального банковского надзора, их специфические черты. Определено содержание функционального и операционного содержания системы пруденциального надзора, необходимость их соответствия Базельским принципам. Обусловлен перечень мероприятий по повышению эффективности пруденциальной надзорной деятельности для повышения устойчивости банковского сектора Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность пруденциального банковского надзора: особенности методологических подходов»

Эффективность пруденциального банковского надзора: особенности методологических подходов

Овчинников Денис Евгеньевич

магистрант, кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Denisgtx1987@mail.ru

Повышение роли и значимости банковского надзора в обеспечении стабильного экономического развития обусловило усиление внимания к преодолению системной нестабильности как на национальном, так и на глобальном уровнях. Важную роль в восстановлении стабильности отечественной банковской системы играет эффективность конкретных действий Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) по разработке и внедрению регуляторных норм, контролю за их соблюдением и применением соответствующих средств воздействия. Статья посвящена исследованию эффективности пруденциального банковского надзора. Раскрывается содержание осуществляемого Центральным Банком Российской Федерации как мегарегулятором макро- и микропруденциального банковского надзора, их специфические черты. Определено содержание функционального и операционного содержания системы пруденциального надзора, необходимость их соответствия Базельским принципам. Обусловлен перечень мероприятий по повышению эффективности пруденциальной надзорной деятельности для повышения устойчивости банковского сектора Российской Федерации. Ключевые слова: банковская система, пруденциальный банковский надзор, системный риск, финансовая устойчивость.

Постановка проблемы. Гармонизация надзорной банковской практики основывается на соблюдении общепризнанных стандартов надзора, а также введении макро-пруденциального надзора с целью предупреждения возникновения системных рисков и поддержания устойчивости банковской системы.

Необходимость стабилизации ситуации в отечественном банковском секторе актуализирует вопрос по оценке эффективности действий регуляторных органов. Это обусловливает потребность в уточнении критериев, конкретизации подходов к определению характера и масштаба слабых мест системы банковского надзора и выделении первоочередных действий ЦБ РФ, направленных на соблюдение общепризнанных принципов надзорной деятельности, совершенствование институциональной структуры и усиление функциональной составляющей надзорных процедур на основе концентрации надзорных ресурсов на сферах повышенного риска, предусмотренных Ба-зельским соглашением и другими нормативно-правовыми актами регионального и международного характер по вопросам регулирования финансового сектора.

Особое значение приобретают вопросы совершенствования инструментария пруденциального риск-ориентированного банковского надзора, обеспечения перехода от оценки конкретных рисков деятельности банков к комплексным оценкам качества управления рисками на уровне банковской системы в целом, а также определение факторов, влияющих на эффективность распределения и использования надзорных ресурсов в процессе реализации мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора РФ и имплементации лучшего зарубежного опыта по обеспечению пруденциального банковского надзора в отечественную практику.

Целью статьи является обоснование методических подходов для качественной оценки эффективности пруденциального банковского надзора в соответствии с требованиями Базельского комитета и международной банковской практики с целью обеспечения транспарентности надзорных процедур и повышения устойчивости банковского сектора России.

Результаты исследования. Банковское регулирование и надзор следует рассматривать как упорядоченную систему действий уполномоченного органа по разработке и внедрению регуляторных норм, контролю за их соблюдением и применением соответствующих средств воздействия. В условиях усиления нестабильности отечественной банковской системы, актуализируется вопрос эффективности и транспарентности действий ЦБ РФ, а также беспристрастного соблюдения им общепризнанных принципов надзора за финансовыми учреждениями.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

- многоуровневость системы надзора за банками;

- внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора;

- постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;

- совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения;

- усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины.

Совокупность конкретных действий уполномоченного органа (мегарегулятора, которым является ЦБ РФ) по проверке деятельности банковских, финансовых, кредитных учреждений, различается в зависимости от объекта, предмета, уровня охвата и места проведения банковского надзора, в связи с чем обоснованным является выделение видов банковского надзора.

Виды банковского надзора классифицируются по следующим признакам:

- по объектам надзора (отдельное учреждение, сектор в целом): микропруденциальный, макропруденциальный;

© £

В

3

№ 2

I

2 ©

- по уровню охвата: на индивидуальной основе, на консолидированной основе;

- по месту проведения: безвыездной надзор, выездное инспектирование;

- по предметам надзора (банковская деятельность по различным видам и этапам): лицензирование, валютный надзор, по обслуживанию бюджетных счетов и др.

Отметим, что именно пруденциальный надзор за деятельностью банков, являясь упреждающим, играет важную роль в предупреждении возникновения банковских кризисов. Сопоставимость макро- и микропруденциального банковского надзора приведены в табл. 1.

Пруденциальный банковский надзор является важной составляющей реализации макропруденциальной политики, которая направлена на повышение устойчивости банковского сектора и ограничение системных рисков, возникающих и распространяющихся внутри финансовой системы.

На наш взгляд, эффективность пруденциального риск-ориентированного банковского надзора характеризуется, прежде всего, способностью эффективной реализации ЦБ РФ надзорных функций, направленных на идентификацию системных рисков в банковском секторе и ограничение распространения системной пораженности на реальный сектор экономики.

Исходя из указанного, к основным факторам эффективности надзора за финансовым сектором, можно отнести следующие:

1. Соответствие базовым принципам финансового регулирования и надзора в соответствии с требованиями Базельс-кого комитета и международных нормо-образующих учреждений.

2. Адекватность используемых инструментов для осуществления цикла пруденциального надзора на макро- и микроуровне.

3. Наличие структуры органов с соответствующими мандатами для внедрения цикла надзора на непрерывной основе.

Соответствие базовым принципам финансового регулирования и надзора является важнейшей предпосылкой обеспечения эффективного надзора за банковскими учреждениями. Базельские принципы устанавливают уровень надежной надзорной практики, применяемой надзорными органами в качестве эталона (целевой ориентир) для оценки качества их систем надзора.

Таблица 1

Сопоставление макропруденциального и микропруденциального банковского надзора

Иршнакн Ма крон руде н ци ал ьны н надзор Микрон руденци л льн ый надзор

Конечная цель Снижение незапланированных потерь вследствие финансовой нестабильности Защита интересов вкладчиков и кредиторов банков и финансовых учреждений

Промежуточная цель Поддержка стабильности финансового сектора в целом Предупреждение банкротства отдельных банков

Риски в банковском секторе Эндогенные риски Экзогенные риски

Взаимосвязи и общие риски банков Основополагающие факторы Не учитываются

Пруденциальные мероприятия Мониторинг системных потрясений банковского сектора Контроль рисков отдельных банков

Действующее банковское законодательство России не раскрывает содержание термина «пруденциальный надзор». При этом в ряде нормативно-правовых документов Банка России используются термины «пруденциальный надзор», «пруденциальные нормы деятельности».

Так, например, термин «пруденциальный надзор» приводится в Постановлении Правительства РФ от 19.07.1999 N 829 «О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации» [1], раскрывающем содержание деятельности ЦБ Рф по введению требований «о распространении на активы, не являющиеся ссудами, положение о классификации ссуд и создании резервов на возможные потери по ссудам, а также о разработке положения о создании прочих резервов (например, на покрытие налоговых и правовых обязательств) в первом квартале 2000 года. Одновременно будет предусмотрено введение требования о создании стопроцентных резервов средств на возможные потери по ссудам, иным категориям активов и утверждении положения о прочих резервах».

Термин «пруденциальные нормы деятельности» приводится в ряде Приказов и Инструкций ЦБ РФ, регулирующих специфику надзора за деятельностью кредитных организаций, в частности: Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной ре-

гистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [3], Приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-139 «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» [2].

На наш взгляд, для повышения эффективности пруденциального банковского надзора ЦБ Рф, требуется детализация и раскрытие сущностных характеристик указанной категории в действующем законодательстве России.

Деятельность по осуществлению пруденциального надзора в России осуществляется силами и средствами Департамента пруденциального надзора.

В рамках пруденциального надзора осуществляется проверка форм отчетности кредитных организаций, а также регулярный контроль рисков, связанных с вероятностью неплатежеспособности кредитной организации и риском ее банкротства [5; с. 71].

Таким образом, в качестве цели пруденциального банковского надзора можно определить обеспечение стабильности банковской системы в целом и кредитных организаций в частности. Исходя из этого, главной задачей пруденциального банковского надзора видится не наказание банка, а создание условий для предотвращения неустойчивого финансового положения, в том числе - и путем осуществления инструктивной работы с банками с предоставлением методологической и консультативной помощи.

Ориентированность надзора устремлена на осуществление анализа на двух уровнях: анализ и оценка финансового состояния кредитных учреждений в частности и банковской системы в целом, что

предусмотрено Главой 10 Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И [4].

Центральные банки большинства стран СНГ, в том числе и РФ, выстраивают системы пруденциального надзора в соответствии с рекомендациями Базель-ского комитета и ФАТФ. Вместе с тем, качество банковского надзора в странах, все же имеет некоторые отличия. Это обусловлено уровнем фактических полномочий контролирующих органов, размером, структурой и характеристиками банковских систем и экономик, а также качеством общего законодательства. Система пруденциальных требований к банкам включает требования по достаточности капитала, управления ликвидностью, ограничение крупных кредитных рисков и общей величины рисков на всех инсайдеров, создание резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям. Кроме того, во всех странах существуют требования о наличии в банках системы управления рисками, организации деятельности внутреннего контроля и аудита, раскрытие банками информации для участников рынка. Вместе с тем, каждый из Центробанков устанавливает свои требования к банковским учреждениям своих стран и имеет собственные системы контроля за соблюдением такихтребований.

С учетом указанного, в целях повышения эффектичности функциональной составляющей пруденциального банковского надзора необходимо развивать его содержательный компонент и ориентировать осуществление пруденциального банковского надзора на реальные риски банковской деятельности, притом требуется соблюдение баланса между осуществлением пруденциального банковского надзора на микро- и макроуровнях, поскольку указанные уровни осуществления надзора хоть и нацелены на максимально полное обеспечение стабильности и эффективности банковской системы, но предполагают различные уровни защиты для субъектов в сфере осуществления банковской деятельности.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 N 829 (ред. от 08.08.2003) «О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации». // «Собрание законодательства РФ», 26.07.1999, N 30, ст. 3829.

2. Приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 26.01.2010) «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (вместе с Инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7715/

3. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 11.08.2017) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99865/

4. Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 18.12.2014) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). // «Вестник Банка России», N 74, 21.12.2012.

5. Банковское право Российской Федерации. / Отв. ред. Г. А. Тосунян. - М.: Юристь, 2011. - 448 с.

Effectiveness of prudential banking supervision: peculiarities of methodological approaches Ovchinnikov D.E.

Russian Economic University named after GV Plekhanov

An increasing role and importance of banking supervision in ensuring stable economic

development has led to increased attention for systemic instability overcoming both at the national and global levels. An important role in restoring the stability of the domestic banking system belongs to the effective specific actions of the Central Bank of the Russian Federation for development and implement regulatory standards, monitoring compliance with them and applying appropriate means of influence.

The article is devoted to the investigation of the effectiveness of prudential banking supervision. The content of the macro-and microprudential banking supervision carried out by the Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator, their specific features is disclosed. The content of the functional and operational content of the prudential supervision system, the necessity of their compliance with the Basel principles is determined. A list of measures to improve the effectiveness of prudential supervisory activities to increase the stability of the banking sector of the Russian Federation is stipulated.

Key words: banking system, prudential banking supervision, systemic risk, financial stability.

References

1. The resolution of the Government of the Russian

Federation from 7/19/1999 N 829 (an edition from 8/8/2003) «About the Statement of the Government of the Russian Federation and Central bank of the Russian Federation for economic policy in 1999, the letter of the Government of the Russian Federation and Central bank of the Russian Federation on policy of development for the third loan on restructuring of economy and the plan of measures on their realization».//»Collection of the legislation of the Russian Federation», 7/ 26/1999, N 30, Art. 3829.

2. The order of the Bank of Russia from 3/31/1997

N 02-139 (an edition from 1/26/2010) «About enforcement of the Instruction «About application to credit institutions of corrective actions for violations of prudential norms of activity» (together with the Instruction of the Bank of Russia from 3/31/1997 N 59) [An electronic resource].//Access mode: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7715/

3. The instruction of the Bank of Russia from 4/2/

2010 N 135-I (an edition from 8/11/2017) «About an order of adoption by the Bank of Russia of the decision on the state registration of credit institutions and issue of licenses for banking operations» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 4/22/2010 N 16965) [An electronic resource]./ /Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_99865/

4. The instruction of the Bank of Russia from 12/3/

2012 N 139-I (an edition from 12/18/2014) «About obligatory standards of banks» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 12/13/2012 N 26104) (with amendment and additional, вступ. in force with 1/1/2015).//»Bulletin of the Bank of Russia», N 74, 12/21/2012.

5. Bank right of the Russian Federation. / Отв.

edition G.A. Tosunyan. - M.: Lawyer, 2011. -448 pages.

О

R

3

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.