кредит. Собрать сумму, достаточную для покупки квартиры бывает очень сложно. Зачастую при стабильном доходе гораздо проще оформить кредит. При этом можно ежемесячно вносить суммы больше регулярного платежа. Большинство кредитных организаций позволяет осуществлять частично досрочное гашение. При нем можно уменьшить не только срок, но и сумму платежа. В результате при ускоренной схеме расчета процентов банку выплачивается меньше, а квартира принадлежит заемщику.
Список литературы:
1. Берестова, Ю.С. Риски ипотечного кредитования: причины, последствия и способы их минимизации. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 1. - С.81-88
2. Толчинская, М.Н. Условия активизации инвестиционного процесса в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2007. - Т. 5. - № 1-3. - С. 315-318.
3. Толчинская, М.Н., Гаврилова, Э.Н. Экономическое содержание и институциональное обеспечение ипотечного кредитования в современных условиях (на примере Республики Дагестан) // Известия Горского государственного аграрного университета. - 2010. - Т. 47. - № 2. - С. 227-231.
4. Чораева, З.А., Толчинская, М.Н. Развитие банковского маркетинга и системы продаж банковских продуктов в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 1. - С. 333-340.
5. Hiterbober.ru - деловой журнал
6. Финблог.рф - блог о финансах, инвестициях и трейдинге
УДК 347:963 ББК 65
Юсупова М.Г. - ст. преподаватель кафедры Менеджмента, Дагестанский государственный университет
Yusupova M.G. - senior teacher of Management department, Dagestan State University
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
SUPERVISION AND CONTROL OVER BANKING ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS
В статье рассматриваются такие функции регулирования банковской деятельности, как надзор и контроль. Анализируются современные направления и тенденции надзора и контроля за деятельностью российских кредитных организаций
Ключевые слова: надзор, банковский контроль, кредитная организация, Центральный Банк России, Базель III
The article considers such functions of banking regulation as supervision and control. Current trends and trends in supervision and control over the activities of Russian credit institutions are analyzed.
Keywords: banking supervision, banking control, credit organization, Central Bank of Russia, Basel III
По официальным данным ЦБ РФ, количество кредитных организаций в Российской Федерации очень сильно менялось на протяжении последних 16 лет. Изменение количества кредитных организаций в России в период с 2001 по 2017 гг. приведено в табл. 1 [11].
Таблица 1.
Изменение количества кредитных организаций в РФ в 2001 - 2017 гг.
Год Количество кредитных организаций, ед. Сокращение количества кредитных организаций по сравнению с предыдущим периодом
ед. %
2017 623 110 15
2016 733 101 12,1
2015 834 89 9,6
2014 923 33 3,5
2013 956 22 2,2
2012 978 34 3,4
2011 1012 47 4,4
2010 1059 49 4,4
2009 1108 28 2,5
2008 1136 53 4,5
2007 1189 - -
2001 1311 - -
Для наглядности можно составить график изменения количества кредитных организаций, приведенный на рисунке 1. [11]
1500 1000 500 0
2001 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 1. Количество кредитных организаций в России в 2001 -2016 годах (на первое января каждого года)
Как показывают официальные данные Центрального банка РФ, за последние 16 лет, т. е. с 2001 года, банковский рынок России потерял половину кредитных организаций.
В соответствии с приведенными в таблице 1 данными, с 1.01.2001 г. по 1.01. 2017 г. число кредитных организаций в России сократилось на 52,5% - с 1311 до 623 единиц.
Как показывает приведенные данные, самые крупные потери банковский сектор понес в 2014-2016 гг. За период с 1.01.2014 г. по 1.01.2015 г. число кредитных организаций в РФ уменьшилось на 9,6% или на 89 единиц. За 2015 год банковский сектор потерял еще 12,1% или
101 кредитную организацию. За 2016 год банковский рынок уже покинули 110 кредитных организаций или 15% от их общего количества в РФ на начало 2016 года. Таким образом, можно заявить, что последние три года были самыми тяжелыми для банковской системы страны.
Также можно наблюдать значительное сокращение количества банков и небанковских кредитных организаций в период кризиса в российской экономике, который длился с 2008 по 2010 год. В этот период ежегодное уменьшение количества кредитных организаций составляло от 2,5% до 4,5% или в среднем 45 участников банковского рынка.
С начала 2016 года банковский сектор ежемесячно теряет в среднем 9 кредитных организаций. Результатом этого стало то, что на начало 2017 года количество кредитных организаций составило всего 623.
Сложившаяся в банковской сфере ситуация является результатом проводимых Центральным банком России надзором и контролем за деятельностью кредитных организаций.
Рассмотрим в чем заключаются такие функции ЦБ РФ, как банковский контроль и надзор.
Банковский контроль - законодательно регламентированная деятельность Банка России за соблюдением банками и небанковскими кредитными организациями основных положений денежно-кредитной политики, а также анализ экономической целесообразности и эффективности осуществляемых ими операций.
Как показал анализ специализированной литературы, задачи банковского контроля, как правило, совпадают с основными контрольными функциями ЦБ РФ [7].
Принципы банковского контроля уточнены нами с учетом основных принципов финансового контроля, характерных для российской практики. По нашему мнению, они применимы для банковского контроля с небольшой адаптацией к специфике контрольных функций Банка России. Таким образом, основные принципы банковского контроля: независимость, гласность, законность, объективность, ответственность, сбалансированность и системность.
Далее рассмотрим содержание банковского надзора. Изучение специальной литературы позволяет заключить, что не существует единого подхода к трактовке сути банковского надзора.
Определение рамок регулирования банковской деятельности всегда должно сопровождаться разработкой системы мер по обеспечению соблюдения данных рамок. При этом формируется особая система - банковский надзор. В определенной степени банковский надзор рассматривается как практический инструмент банковского регулирования. Таким образом, банковское регулирование и банковский надзор можно рассматривать как единый процесс, так как они имеют один объект деятельности и общие цели управления. Различаются лишь методы, технологии, инструменты и процедуры достижения данных целей.
Наиболее типичным определением является следующее: «Банковский надзор - совокупность действий, осуществляемых органом надзора в пределах своей компетенции, определенной нормативными документами, в соответствии с процедурными нормами и регламентами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской
системы и защиты интересов ее клиентов (прежде всего кредиторов и вкладчиков)» [8, с. 228]. Банковский надзор предполагает лицензирование банковской деятельности, разработку процедур финансового оздоровления кредитных организаций и страхование депозитов (вкладов).
Дистанционный банковский надзор заключается в изучении деятельности кредитных организаций посредством анализа представленных надзорному органу документов и отчетности. Его недостаток состоит в том, что он базируется на анализе отчетных данных и сведений, представляемых самой кредитной организацией. В этой связи с увеличением у кредитной организации сложностей сокращается вероятность получения от нее полной и достоверной информации о реальном положении. В данном случае эффективный надзор за деятельностью кредитной организации невозможен.
Инспекционные проверки на местах, в отличие от дистанционного надзора, дают возможность убедиться в достоверности представляемой информации и своевременно принять меры по стабилизации работы кредитной организации. Однако выполнение инспекционных проверок на местах представляет собой трудоемкую работу, требующую привлечения квалифицированных специалистов и являющуюся достаточно дорогой. В этой связи орган банковского надзора может выполнять инспекционные проверки кредитных организаций только выборочно или не в полном объеме.
Другой вид банковского надзора - пруденциальное регулирование, предполагающее использование системы лимитов и ограничений, накладываемых на кредитные организации для обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков, носящее макроэкономический характер и направленное на защиту системных интересов.
Центральный Банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности, под которыми скрываются предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по формированию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, нарушение которых может негативно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности в случае их регистрации, лицензирования и расширения направлений деятельности.
Важный и содержательный аспект пруденциального регулирования - определение минимальных экономических стандартов банковской деятельности. Пруденциальное регулирование кредитных организаций реализуется под строгим контролем и от имени государства, уполномоченными на то структурами. Системный подход к организации пруденциального банковского регулирования дает возможность использовать управленческий аспект при определении содержания пруденциального регулирования, логично дополняющий экономический и юридический подходы к его рассмотрению.
Таким образом, пруденциальное банковское регулирование является составной частью системы банковского регулирования, осуществляемое уполномоченным на это органом, основано на контроле за выполнением кредитными организациями определенных
количественных параметров их деятельности и нормативов, обязательных к выполнению.
Надзорные полномочия ЦБ РФ в отношении кредитных организаций выполняет Комитет банковского надзора (КБН) [1], возглавляемый председателем Комитета, назначаемым Председателем ЦБ РФ из состава членов Совета директоров ЦБ РФ.
В КБН входят руководители структурных подразделений ЦБ РФ, в функции которых входит банковские регулирование и надзор. Персональный состав утверждается Приказом ЦБ РФ.
В компетенции КБН входят следующие вопросы: совершенствование методологии банковского надзора и мониторинга кредитных организаций, принятие решения об их госрегистрации, выдаче генеральных лицензий, отзыве лицензий, применение мер воздействия при выявлении нарушений банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.
На заседаниях КБН, проводимых, как правило, один раз в месяц, рассматриваются предлагаемые к утверждению нормативные акты ЦБ РФ, принятие которых способно влиять на механизм правового обеспечения банковской деятельности и банковского надзора. Решения должны приниматься большинством голосов. Если какой-либо член Комитета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно выразить особое мнение, которое в дальнейшем должно быть приложено к принятому решению. Решения КБН должны быть выполнены в течение месяца.
Существует три формы банковского надзора: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный надзор производится на этапе регистрации и лицензирования деятельности кредитной организации. На данном этапе главная задача банковского надзора - правовая оценка финансового и репутационного положения учредителей кредитной организации, а также представленного комплекта документов. ЦБ РФ изучает финансовое состояние учредителей (которое должно быть удовлетворительным) [2, 3] и деловую репутацию [6]; изучает предоставленные сведения и документы, состав которых определен ФЗ «О банках и банковской деятельности», в т.ч. выполнение требований к органам управления кредитной организацией [6].
При удовлетворительном финансовом положении и деловой репутации учредителей кредитной организации, соответствии представленных документов нормативным положениям, ЦБ РФ принимает решение, в соответствии с которым вносится запись в единый госреестр юридических лиц и сообщается об этом в ЦБ РФ.
Завершается контрольная деятельность ЦБ РФ на этапе предварительного банковского надзора после 100 % оплаты учредителями уставного капитала и выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Текущий надзор проводят в процессе всей деятельности кредитной организации по следующим направлениям:
- контроль выполнения кредитными организациями требований банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ (проверяется соблюдение антимонопольного законодательства; законодательства о защите прав потребителей банковских услуг; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма; нормативных актов ЦБ РФ);
- пруденциальный контроль, в ходе которого ЦБ РФ изучает кредитную организацию посредством исполнения ею утверждаемых ЦБ РФ нормативов деятельности; своевременности, полноты и достоверности представления аудиторского заключения, а также отчетных данных и их размещения в СМИ в установленных законодательством случаях.
Последующий надзор производится в отношении проблемных кредитных организаций, а также субъектов, у которых ЦБ РФ отозвал лицензии на осуществление банковских операций. Он заключается также в анализе и обобщении ЦБ РФ отчетности кредитных организаций [5].
По нашему мнению, финансовый надзор шире финансового контроля. ЦБ РФ, являясь особым субъектом финансового права, выполняет функции государственной власти, но в то же время не имеет статуса органа государственной власти. Как функция ЦБ РФ, банковский надзор предполагает помимо непосредственно банковского надзора также банковский контроль.
Объектом банковского контроля является финансовая деятельность кредитной организации в отношении соблюдения ею требований банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ. Контрольная деятельность ЦБ РФ направлена на установление законности и достоверности выполняемых банковских операций, иных сделок кредитной организацией. Она является начальным этапом банковского надзора, так как дает возможность получить объективную информацию о работе каждой кредитной организации. Анализ полученных сведений позволяет составить целостное представление о состоянии российской банковской системы и тенденциях ее развития.
В этой связи цель надзорной деятельности ЦБ РФ - обеспечение стабильного развития всей банковской системы посредством анализа информации, полученной в процессе осуществления контрольных мероприятий, и разработки предложений по повышению эффективности государственного регулирования банковской деятельности. Банковский надзор основан на системном подходе и имеет стратегический характер, банковский же контроль — тактический и нацелен на проверку выполнения требований банковского законодательства, выявление финансовых нарушений и своевременное привлечение правонарушителей к ответственности [10].
Банковские контроль и надзор объективно необходимы, так как особенность банковской деятельности, специфика взаимоотношений физических и юридических лиц с кредитными организациями вызывают необходимость активного публичного вмешательства в деятельность кредитных организаций.
Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования банковской деятельности подтверждает, что обеспечение стабильности на денежно-кредитном рынке страны возможно только при активной позиции ЦБ РФ как представителя государственной власти. В этой связи, в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковский надзор направлен на поддержание стабильности банковской системы РФ, защиту интересов вкладчиков и кредиторов [3].
Посредством надзора ЦБ РФ выполняет следующие функции:
- превентивную, состоящую в том, чтобы предотвратить банкротство кредитных организаций;
- защитную, заключающуюся в своевременном применении мер по нивелированию отрицательных последствий принудительной ликвидации кредитной организации; оказании посредством формирования различных гарантийных институтов помощи вкладчикам и кредиторам.
Организации, регулирующие деятельность кредитных организаций, как за рубежом, так и в России, заинтересованы в как можно более раннем обнаружении проблем в деятельности кредитных организаций. Оценку финансового положения кредитных организаций, как правило, осуществляют с использованием различных методов и моделей, которые по способу получения информации принято разделять на две категории:
- методы, применяющие дистанционный анализ;
- осуществление проверок непосредственно в самой кредитной организации.
На практике большинство регуляторов используют и те, и другие способы получения информации с разной периодичностью, определяя уровень финансовой устойчивости и вероятность дефолта при помощи рейтинговых систем и математических моделей.
Исходя из их основной концепции, большое количество существующих методик оценки финансовой устойчивости коммерческих банков регуляторами, можно разделить на следующие группы [9]:
- рейтинговые система оценки (PATROL, ORAP, CAMEL), по которым рассчитывает интегральный показатель финансовой устойчивости кредитной организации;
- комплексные системы оценки банковских рисков (RATE, RAST), ориентированные на всестороннюю оценку банковских рисков;
- системы коэффициентного анализа (BAKIS);
- системы раннего предупреждения (EWS) или статистические модели, основанные на применении эконометрических моделей для оценки вероятности дефолта в будущем.
Вся предоставляемая кредитными организациями отчетность служит основой анализа их финансового положения и позволяет своевременно выявить наметившиеся негативные тенденции. С точки зрения оценки финансовой устойчивости, важнейшей отчетной формой является форма 135, в которой раскрывается информация об обязательных нормативах кредитной организации в соответствии с Инструкцией Банка России 139-И [4]. Согласно данной инструкции, Центральным Банком России устанавливаются предельно допустимые значения ликвидности (абсолютной, текущей и долгосрочной), кредитного риска (крупного кредитного риска, кредитного риска на акционеров, инсайдеров, группу связанных лиц), и достаточности капитала. Требования к порядку расчета указанных показателей жестко регламентируются Центральным Банком и соответствуют рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.
Базельский комитет по банковскому надзору определяет общие стандарты и подходы к регулированию деятельности кредитных организаций надзорными органами.
В России с 1 января 2014 г. началось внедрение компонентов Базель III (расчет Н1.1 и Н1.2), к 2019 г. ожидается полный переход
банковской системы РФ на нормативы данного документа. Вместе с тем, переход на Базель II к настоящему моменту еще не закончен, система внутренних рейтингов определения вероятности дефолта находятся в стадии внедрения.
Рекомендации Базельского комитета по надзору в первую очередь служат цели повышения финансовой устойчивости банковской системы и предотвращению банкротств кредитных организаций. В то же время ужесточение требований выявляет банки, неспособные соответствовать, новым требованиям, и способствует росту концентрации активов банковских систем России и других государств. Нарушение отдельно взятым банком пруденциальных требований (особенно нормативов достаточности и ликвидности) явно свидетельствует о наличии проблем в его финансовом положении и повышает вероятность дефолта. Однако, как правило, указанные нарушения не могут своевременно сигнализировать о тенденциях ухудшении финансового положения банка, и свидетельствуют уже о фактических проблемах, которые зачастую трудно обратимы. Именно поэтому регуляторами и потенциальными инвесторами применяются различные группы методик оценки финансовой устойчивости, упомянутые выше.
Список литературы:
1. Положение о Комитете банковского надзора Банка России: утв. Советом директоров Банка России от 24.01.2014, протокол № 2 (ред. от 13.07.2015)// www.garant.ru.
2. Положение о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации: утв. Банком России 18.02.2014 № 416-П// www.garant.ru.
3. Положение о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): утв. Банком России 25.10.2013 № 408-П// Вестник Банка России.
4. Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков»
5. Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У (ред. от 03.12.2015) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 № 15615)// www.garant.ru..
6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности»// СПС «Консультант Плюс».
7. Винникова И.В. К вопросу о полномочиях Банка России // Банковское право. - 2015. - № 1.
8. Дудка, А.Б. Банковский надзор: учебное пособие. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2012
9. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации./ Лаврушин О.И., Мамонова И.Д.. - М.: КноРус, 2013
10 Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. - 2012. - № 4.
11 www.cbr.ru/statistics - официальная статистика Банка России.
12 www.papabankir.ru/banki/spisok-bankov-lishennykh-litsenzii/ -официальный сайт «все, что вы хотели знать про банки»