Научная статья УДК 37.013.2
DOI: 10.20323/2658-428X^024-2-23-165 EDN: YHLWQW
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
Людмила Викторовна Неклюдова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования Ижевского филиала Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В. Г. Короленко, г. Ижевск [email protected], https://orcid.org/0009-0008-1595-4161
Аннотация. Современное общество выдвигает абсолютно новые требования к образованию и педагогу. Активизировалась деятельность образовательных учреждений по внедрению допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников. Важность ранней профилизации школьников недавно была отмечена В. В. Путиным. В наши дни этой проблемой занимаются школы, учреждения дополнительного образования учащихся, педагогические колледжи и вузы. Поскольку они обычно находятся в подчинении у разных ведомств, имеют собственную специфику и профессиональные приоритеты, нередко встречаются трудности с их взаимодействием. Важно создание концепции допрофессиональной подготовки школьников на основе взаимодействия разных типов образовательных учреждений, которая строилась бы на преемственной и согласованной основе, без содержательного дублирования вузовских программ и школьных перегрузок у детей. В статье обосновываются возможности дополнительного образования при реализации этой подготовки, сформулированы предпосылки ее создания, организационные принципы и функции построения, условия реализации. Помимо этого, охарактеризована сущность, описаны ступени подготовки, модели взаимодействия, особенности интерактивных методов обучения с позиции данной подготовки школьников, возможности и характеристики некоторых методов интерактивного обучения. Сформирована их условная классификация по признаку уровня реализации образовательного процесса. Приводится обобщение полученных результатов. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Ижевска. Сейчас в этом упреждении обучается более 8 000 воспитанников. В данном исследовании участвовали 140 подростков (12-14 лет) из разных школ. Сформулированы перспективы развития темы и выводы.
Ключевые слова: педагогическое образование; подготовка будущих педагогов; допрофессиональная подготовка школьников; дополнительное образование; интерактивный метод обучения; педагогический класс; кинотренинг
© Неклюдова Л. В., 2024
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
165
Для цитирования: Неклюдова Л. В. Концептуальные основы допрофессио-нальной психолого-педагогической подготовки школьников // Социально-политические исследования. 2024. № 2 (23). С. 165-182. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-2-23-165. https://elibrary.ru/YHLWQW.
Original article
Conceptual foundations of pre-vocational psychological and pedagogical
training of schoolchildren
Lyudmila V. Neklyudova
Candidate of pedagogical sciences, associate professor at department of psychological, pedagogical and defectological education, Izhevsk branch of the Glazovsky state engineering and pedagogical university named after V. G. Korolenko, Izhevsk nekludovalv@rambler. ru, https://orcid.org/0009-0008-1595-4161
Abstract. Modern society puts forward completely new requirements for education and teacher. The activities of educational institutions for introducing pre-professional psychological and pedagogical training of school students have intensified. The importance of early profiling of school students was recently noted by V. V. Putin. Nowadays, schools, institutions of additional education for students, pedagogical colleges and universities are dealing with this problem. Since they are usually subordinate to different departments, have their own specifics and professional priorities, there are often difficulties with their interaction. This is also why it is important to create a concept of pre-vocational training for school students based on interaction of different types of educational institutions, which would be built on a continuous and coordinated basis, without meaningful duplication of university programs and school overloads of children. The article justifies the possibilities of additional education in implementing this training, formulates the prerequisites for its creation, organizational principles and functions of construction, conditions for implementation. In addition, the essence is described, the training stages, interaction models, features of interactive learning methods from the standpoint of this training of school students, the possibilities and characteristics of some methods of interactive learning are described. Their conditional classification is formed on the basis of the level for implementing the educational process. The results are summarized. The experimental study was carried out on the basis of MBEI PE "Palace of Children's (Youth) Creativity" in the city of Izhevsk. Now there are more than 8,000 pupils studying there. This study involved 140 adolescents (12-14 years old) from different schools. The prospects for the development of the topic and conclusions are formulated.
Key words: teacher education; training of future teachers; pre-vocational training for school students; additional education; Interactive learning method, a pedagogical class; film training
For citation: Neklyudova L. V. Conceptual foundations of pre-vocational psychological and pedagogical training of schoolchildren. Social and political researches. 2024;2(23): 165-182. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-2-23-165. https://elibrary.ru/YHLWQW.
166
Л. В. Неклюдова
Введение
Одной из приоритетных задач развития российского образования является создание системы, помогающей школьникам прийти к осознанному выбору педагогической профессии, развить у них интеллектуальные и духовные качества, активную гражданскую и жизненную позицию. Вопросами допро-фессиональной психолого-
педагогической подготовки школьников в наши дни занимаются образовательные учреждения разных типов: школы, учреждения дополнительного образования учащихся, педагогические колледжи и вузы. Как правило, они сталкиваются с проблемами по взаимодействию, так как находятся в подчинении у разных ведомств, имеют свою специфику и профессиональные приоритеты, поэтому иногда действуют не связанно и недостаточно выве-ренно, что приводит к большим перегрузкам, а также дублированию содержания деятельности.
На современном этапе развития российского образования важнейшим вопросом является создание модели допрофессиональной подготовки школьников на основе взаимодействия разных типов образовательных учреждений [Государственная программа ... ]. Президент В. В. Путин 29 февраля 2024 г. в послании Федеральному собранию РФ поднял тему о важности ранней профилизации школьников. Он подчеркнул: «Нужно на деле
укреплять связку всех уровней образования от школы до вуза, они должны работать в единой логике, на общий результат» [Послание Президента ... ]. Очень важно, чтобы деятельность учреждений по этому вопросу была согласованной, логичной, последовательной, без содержательного дублирования и школьных перегрузок у детей.
В современных источниках обобщается большое количество разных моделей психолого-педагогической подготовки школьников, но в основном они построены на взаимодействии двух образовательных учреждений (школа -вуз, школа - педагогический колледж, школа - учреждение дополнительного образования и т. д.). Они направлены на подготовку школьников среднего (8-9 классы) или старшего (10-11 классы) звена к поступлению в колледж. Модели подготовки, учитывающие полный цикл допрофессионального обучения школьников (ранний и основной ее этапы), встречаются достаточно редко. Поэтому важным вопросом для современной педагогической науки является разработка концепции допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений (дополнительного, общего, среднего и высшего профессионального образования), учитывающей возрастные особенности подростков, их лич-
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
167
ные потребности, способствующей осознанному выбору педагогической профессии и формированию стойкого профессионального интереса у детей.
Разработанность проблемы
В настоящее время сложились теоретические предпосылки для разработки данной концепции. Процесс развития профессиональных качеств педагога, как показано в исследованиях (Л. С. Выготский, В. С. Леднев, Д. А. Леонтьев, В. А. Сластенин и др.), тесно связан с социальной средой. Многие исследователи рассматривают процесс формирования профессиональных качеств специалиста в контексте развития его компетенций, творческой активности, эмоциональности (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. С. Подымова, А. Р. Фонарев и др.), в соответствии с этапами профессионального становления (Э. Ф. Зеер, К. М. Левитан), с развитием творческого потенциала педагога (А. А. Деркач, Л. Г. Дикая, А. К. Осницкий, В. Д. Шадриков), с проектированием индивидуальной профессиональной траектории (И. Ф. Бережная, Л. И. Божович, А. В. Петровский, В. И. Слободчи-ков). Особенности построения содержания образования в профильном обучении нашли отражение в работах Е. А. Дьяковой, А. И. Ивановой, Ю. А. Коварского, А. С. Кондратьева, С. С. Кравцова, В. Н. Мощанского, Н. С. Пурышевой, Ю. А. Саурова, С. А. Тихомировой,
Л. С. Хижняковой, Б. М. Яворского и др., как средство построения «индивидуального образовательного маршрута» - В. В. Башева,
B. А. Болотова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской и др.
Вопросы допрофессиональной подготовки школьников были актуальными для науки и практики многие годы. Большой вклад в развитие этого вопроса внесли Л. В. Байбородова [Байбородова, 2021], Т. И. Гущина [Гущина, 2020], Л. С. Демина [Демина, 2018], Э. Р. Диких [Диких, 2019], Р. Е. Ермоленко [Ермоленко, 2020],
A. И. Жук [Жук, 2016],
C. А. Минюрова [Минюрова, 2020],
B. Б. Успенский [Успенский, 1998] и мн. др.
Результаты исследования и их обсуждение
В данное время тема допрофес-сиональной психолого-
педагогической подготовки школьников очень востребована в педагогической практике. В эту работу включились разные образовательные учреждения: школы, учреждения дополнительного образования учащихся, педагогические колледжи и вузы. В ноябре 2023 года Благовещенский государственный педагогический университет провел Всероссийскую научно-практическую онлайн-
конференцию для руководителей и педагогов-наставников психолого-педагогических классов «Старт в педагогическую профессию будущего: организационно-
168
Л. В. Неклюдова
методический аспект». В декабре 2023 года Ярославский государственный педагогического университет организовал III Всероссийскую педагогическую мастерскую для педагогов-кураторов педагогических классов «Учитель будущего подрастает в школе». Этот же вуз в прошлом году обеспечил проведение II Международной научно-практической конференции «До-профессиональная подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования». В Воронежском педагогическом университете в мае 2023 года прошел Всероссийский форум «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы», посвященный Году педагога и наставника; на заседании одной из секций обсуждались вопросы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников. В ноябре 2023 года в Республике Беларусь состоялась VI Международная научно-
практическая конференция «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы». Многие педагогические университеты организуют региональные семинары и совещания по этому вопросу. Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко (далее - ГИПУ) ежегодно проводит республиканские инструктивно-методические совещания для кураторов педагоги-
ческих классов и в целом курирует эту подготовку в Удмуртской Республике.
Выпускники педагогических классов достаточно активно поступают в педагогические вузы. Например, в 2023 году 39 выпускников педклассов стали первокурсниками Омского педагогического университета. В Воронежский педагогический университет в том же году поступило 27 человек, в ГИПУ - 25 человек.
ГИПУ курирует опытно-экспериментальную работу по организации допрофессиональной психолого-педагогической подготовке школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений. В эту работу вовлечены несколько образовательных школ и Дворец детского и юношеского творчества в г. Ижевске (далее - ДДЮТ) [Неклюдова, 2023].
В Удмуртской республике данный вид подготовки достаточно популярен, но в основном он осуществляется в общеобразовательных школах. Всего задействовано 55 школ, из них 27 осуществляют раннюю (8-9 классы), 28 - основную (10-11 классы) подготовку.
ДДЮТ - это учреждение многопрофильного содержания (социального, прикладного, исследовательского, опытнического и др.). В настоящий момент в нем обучаются более 8000 детей и подростков.
Хорошо известно, что цели учреждений дополнительного обра-
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
169
зования детей (далее - УДО) состоят из двух направлений - образовательного и социально-педагогического. Образовательные цели представляют интеграцию целей обучения, воспитания и развития. К социально-педагогическим целям относятся оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и т. д. Для нас очень ценно, что в УДО имеются возможности дифференцированного и вариативного обучения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать свой путь продвижения в развитии коммуникативных и организаторских навыков и качеств, формировании здорового образа жизни. Ученые отмечают, что содержание УДО активно обновляется и это крайне необходимо современным подросткам и школьникам. Важно создание условий для развития лидерских качеств, формирования активной жизненной позиции, толерантности, эмпатии, осуществление социальных и профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном и жизненном самоопределении и др.
При организации подготовки в системе дополнительного образования детей перед нами возникают следующие организационные вопросы: 1) уровень реализации образовательного процесса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
творческий, исследовательский);
2) продолжительность подготовки;
3) форма организации процесса (кружок, студия, лаборатория, клуб, мастерская, лаборатория, проектная деятельность и др.); 4) методы и технологии обучения; 5) показатели оценки ранней допрофессио-нальной подготовки. Кроме того, были определены два основных принципа: 1) необходимость выстраивания для каждого ребенка индивидуального образовательного маршрута; 2) важность отслеживания в динамике результатов обучения, воспитания, развития и формирования социальных качеств. Наша модель опирается на следующие научные подходы: субъект-но-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, практико-ориентированный.
При разработке допрофессио-нальной психолого-педагогической подготовки школьников учитывались следующие предпосылки:
1. педагогическая профессия не относится к числу высокооплачиваемых и престижных, поэтому многие подростки отказываются ее выбирать;
2. общество предъявляет высокие требования к современному педагогу. Он должен уметь рационально организовывать свой труд, быть терпеливым, сдержанным, эмоционально уравновешенным, требовательным, справедливым, находчивым, общительным, уметь слушать и слышать собеседника, то есть сможет отвечать на все со-
170
Л. В. Неклюдова
временные жизненные и педагогические вызовы, будет эффективно работать в условиях нынешней школы;
3. подготовить современного педагога, который будет отвечать запросам общества, только в рамках педагогического вуза практически невозможно, нужно проводить работу по формированию важнейших педагогических качеств у потенциальных абитуриентов еще в школьном возрасте;
4. профессиональный успех педагога во многом зависит от его жизненной позиции, человеческих качеств, эрудиции и отношения к далеко не простой педагогической деятельности;
5. от настроения учителя, умения управлять собой и способности решать внутриличностные проблемы зависит качество проводимых им занятий, в частности, и благотворность влияния на ребенка всего образовательного процесса, в целом;
6. привлекательность учительской профессии во многом зависит от ее социального статуса и имиджа;
7. эпоха цифровизации, интернета и зарождающего искусственного интеллекта в корне меняет основную роль педагога;
8. в УДО имеются возможности дифференцированного и вариативного обучения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать свой путь продвижения в развитии коммуникативных и организаторских навы-
ков и качеств, формировании здорового образа жизни;
9. взаимодействие образовательных учреждений разного уровня способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном и профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую, познавательную и исследовательскую деятельность;
10. необходима опора на лучшие, имеющие неоспоримые результаты практики допрофессио-нальной подготовки в России;
11. от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников;
12. успех внедрения инновационной модели в образовании во многом зависит от организации повышения квалификации педагогов-участников.
Данная концепция допрофесси-ональной подготовки основывается на следующих функциях: диагностическая, мотивационная, стимулирующая, образовательная, воспитательная, корректирующая, самоопределения, коммуникативная [Байбородова, 2017]. Их следует дополнить еще двумя: 1. функцией согласованности всех этапов подготовки (эта функция направлена на исключение содержательного дублирования и перегрузок детей на всех степенях обучения); 2. функцией многовариативности моделей подготовки (на всех этапах подготовки ребенку предоставляются несколько вариантов обучения).
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
171
Допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка опирается на следующие организационные принципы построения:
1. индивидуализация образовательного маршрута (школьникам предлагаются разные варианты прохождения подготовки. На первой ступени, которая проводится в системе дополнительного образования, ребята обучаются со своим классом или в сборной группе. На второй ступени им предлагается пройти обучение в педагогическом/профильном классе или открытом педагогическом университете при педагогическом вузе);
2. открытость и обратная связь (все организационные, методические, отчетные документы и материалы выкладываются на официальном сайте учреждения; любой желающий может оставить отзыв и написать предложения, обозначить свои впечатления);
3. продвижение (результаты и творческие дела регулярно освещаются в различных медийных источниках, составляется медиа-план по продвижению деятельности ранней допрофессиональной подготовки);
4. коллегиальность и общественность (из числа опытных и авторитетных руководителей, специалистов, педагогов и родителей выбирается общественный совет, который координирует и направляет работу по совершенствованию данной подготовки, например, дает рекомендации по определению эм-
блемы педагогического движения и формы одежды учащихся);
5. кооперация и социальное партнерство (основной базой подготовки на этом этапе является учреждение дополнительного образования, которое функционирует в связке со школами, колледжами и педагогическими вузами, научно-исследовательскими учреждениями. Желательно, чтобы у этого движения появились спонсоры и меценаты);
6. добровольность (набор осуществляется на добровольной основе, никакие виды давления неприемлемы, ребенок в любое время может прекратить обучение);
7. вариативность (предлагается несколько вариантов обучения -посещение учреждения дополнительного образования в сборной группе из ребят из разных школ или со своим классом, если школа вступает в эту подготовку);
8. преемственность (содержание ранней подготовки четко выверено с программами школы и второй ступени основной подготовки. Учебный план школы учитывает содержание ранней подготовки: для посещения школьниками учреждения дополнительного образования, как правило, отводится 1 учебный день. Исключается дублирование материала);
9. право выбора (по окончании первой ступени школьник может поступить в педагогический колледж, пойти учиться в профильный психолого-педагогический класс или в открытый университет для буду-
172
Л. В. Неклюдова
щих педагогов при педагогическом вузе, а также продолжить свое обучение в свободном режиме);
10. преференции (обучение направлено на участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах, результаты которых засчиты-ваются при поступлении в учреждения СПО и вузы);
11. детская инициатива (создание условий для самостоятельного поиска, позволяющего приблизиться к осознанному выбору в области педагогических профессий, формирование активной гражданский и жизненной позиции) [Неклюдова, 2023].
Л. В. Байбородова считает, что целью допрофессиональной подготовки является формирование у обучающихся профессионально важных мотивов, качеств, умений и навыков педагогической и организаторской деятельности; обеспечение эффективности отбора абитуриентов в педагогические образовательные организации [Байборо-дова, 2017]. В нашем случае целью допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений является создание организационных и психолого-педагогических условий, которые, в первую очередь, помогут детям понять и познать себя в выборе педагогических профессий, а также развитие у обучающихся профессионально важных качеств, умений и навыков педагогической и организаторской деятельности.
Допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений состоит из двух ступеней. Первая ступень (ранняя допрофессиональная подготовка) рассчитана на учащихся 8-9 классов и проводится в учреждениях дополнительного образования. Основными ее задачами являются помощь детям в выборе педагогических профессий, развитие у них коммуникативных и организаторских навыков, качеств и формирование здорового образа жизни. На эту ступень отводится 2 года. В первый год школьники приходят целыми классами, на второй -только по желанию. По понятным причинам количество детей второго года обучения резко сокращается: ребята, не принявшие профессию, могут в любое время прекратить обучение, обучаться остаются замотивированные на педагогическую деятельность. Например, если в первый год обучения в 2022-2023 учебном году в ДДЮТ пришли 90 школьников (три класса), то уже в следующем учебном году продолжили обучение 46 (51 %). Заметим, что при вводном опросе на начало первого года обучения только 35 % детей выразили желание получить педагогическую профессию в будущем. Это говорит о результативности нашей работы. После второго года обучения тоже появятся дети, которые захотят связать свою судьбу с педагогикой.
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
173
Однако таких будет значительно меньше (в пределах 8-10 %). Если ребенок прекращает обучение, это вовсе не означает, что он безрезультатно потратил время. Приобретенные организаторские и коммуникативные навыки понадобятся во многих видах деятельности. Сформированные установки здорового образа жизни полезны для любого человека.
Все занятия первой ступени проходят в интерактивном режиме. Определены следующие их содержательные блоки: ЗОЖ (развитие навыков, позволяющих сохранить физическое и душевное здоровье, развитие кинетического интеллекта), вожатское дело (развитие организационных, управленческих умений и социального интеллекта), волонтер-ство (развитие эмпатических, толерантных и социальных качеств), психология познания себя и общества (развитие эмоционального и внутри-личностного интеллекта).
После окончания курса первой ступени дети могут поступить в педагогический колледж, профильный психолого-педагогический класс или в открытый университет для будущих педагогов при педагогическом вузе.
Вторая ступень (основная до-профессиональная психолого-педагогическая подготовка) готовит старшеклассников непосредственно к поступлению в вуз. Она может осуществляться по трем вариантам: 1) в школе (профильный психолого-педагогический класс); 2) в педагогическом вузе (откры-
тый университет для будущих педагогов); 3) в школе в профильном классе (естественно-научном, математическом, лингвистическом, социально-гуманитарном и т. д.) при одновременном прохождении психолого-педагогического обучения в открытом университете. Последний вариант обычно выбирают дети, которые четко определились с педагогическим профилем (математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история и др.). Здесь нами также в основном используются интерактивные методы обучения.
Исследователи обращают внимание на эффективность интерактивных методов в образовательном процессе [Вербицкий, 2009; Селев-ко, 2010; Смолкин, 1991; Семуши-на, 2001; Скакун, 2013; Смирнов, 2007; Панфилова, 2014; Трофимова, 2012]. Интерактивные методы (от англ. Interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) -методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой, совместном поиске или исследовании какой-нибудь проблемы с обязательным диалогом между всеми субъектами образования. Под интерактивным обучением мы понимаем форму организации познавательной деятельности, осуществляемую в совместной деятельности учеников и педагога. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют и анализируют ситуации, оценивают достигнутые результаты. Они по-
174
Л. В. Неклюдова
гружаются в реальную атмосферу социального взаимодействия, сотрудничества и поиска путей разрешения различных профессионально значимых проблем. Последнее является необходимым условием нашей подготовки.
Среди форм интерактивного обучения нами используются проблемные лекции, мозговой штурм, игры «Аквариум», «Карусель», «Цепочка», «Дерево решений» и «Киндер -сюрприз», педагогические головоломки, обучающее домино, занятие с использованием техники абсурдизации, круглые столы, самопрезентация, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, психологические тренинги, видеоконференции, семинары-дискуссии, деловые игры, ролевые игры, педагогические мастерские, кинотренинги и др.
Интерактивное обучение проводится с использованием интернет-ресурсов, а также электронных учебников и справочников, электронных досок и тетрадей, посредством работы в режиме онлайн и т. д. Высокий уровень развития современных компьютерных телекоммуникаций позволяет обмениваться сообщениями между пользователями в режиме реального времени. Участники вступают в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальными партнерами, как правило, такими же подростками из других регионов. Нашими соучастниками были ребята из Воронежа, Омска, Благовещенска и других городов. Для этого используется
видеоконференция, позволяющая всем участникам образовательного процесса видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению. Для успешной организации видеоконференции необходимо учитывать технические, организационные, содержательные моменты. Интерактивный диалог, реализуемый в условиях видеоконференции, позволяет значительно увеличить дидактические, воспитательные, развивающие, информационные, социальные, методические и технологические возможности.
Интерактивные формы проведения занятий, прежде всего:
- пробуждают у обучающихся интерес к педагогической деятельности, способствуют активному участию каждого ребенка в процессе обучения;
- направлены на чувства каждого обучающегося (эмпатия, эмоции и др.);
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают сильное воспитательное воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь;
- формируют у обучающихся мнения и отношения;
- позволяют осуществить профессиональные пробы;
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
175
- формируют социальные навыки (коммуникативные, организаторские и др.).
В соответствии со спецификой пропедевтической подготовки школьников в УДО мы ориентируемся на те интерактивные методы обучения, которые, в первую очередь, способствуют воспитанию профессионально-значимых качеств (эмпатии, тактичности, справедливости, оптимизма и др.), а также знакомят подростков с историческим содержанием российской педагогической системы и дают возможность анализировать конфликты в подростковой среде.
В нашей работе активно используется кинотренинг. Под кинотренингом понимается метод групповой работы, основанный на совместном просмотре художественного (мультипликационного) фильма, его анализе и последующей организации деятельности учащихся в форме дискуссий, дебатов, написания эссе и др. [Неклюдова, 2023]. Обычно объективное содержание фильма зрителем искажается. Каждый подросток видит его по-своему и увиденное переносит на собственные модели поведения и понимание жизни в целом. При обсуждении фильма возникает ситуация разнообразных проекций его содержания, каждый участник групповой работы оказывается перед необходимостью осознать сущность отличий, которые он открыл в суждениях других ребят. Таким образом он может понять наличие искажений у себя, как зрителя, или увидеть искажения в восприятии другими под-
ростками. К просмотру рекомендуются следующие фильмы: «Педагогическая поэма» (1955 г.), «Флаги на башнях» (1958 г.), «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (1964 г.), «Республика Шкид» (1966 г.), «Доживем до понедельника» (1968 г.), «Розыгрыш» (1976 г.), «Школьный вальс» (1978 г.), «Уроки французского» (1978 г.), «Вам и не снилось» (1980 г.), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г.) и др.
Учитывая приоритетность интерактивных методов обучения в проводимой нами подготовке, необходимо условно классифицировать их по уровням реализации образовательного процесса. В соответствии со спецификой учреждений дополнительного образования мы определили 4 уровня: 1) репродуктивный (дидактические игры); 2) частично-поисковый (ролевые игры, имитационные упражнения, видеоконференции, занятия с использованием техники абсурдиза-ции, круглые столы и др.); 3) творческий (дерево решений, педагогические мастерские и др.); 4) исследовательский (деловые игры, кинотренинги, самопрезентации и др.).
Обобщая промежуточный этап внедрения допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников, можно выделить следующие достигнутые результаты:
1. проанализирована деятельность школ Удмуртской Республики, осуществляющих допрофессио-нальную психолого-
педагогическую подготовку;
176
Л. В. Неклюдова
2. разработаны этапы, сформулирована сущность и принципы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений;
3. повышен уровень взаимоотношения между образовательными учреждениями - участниками подготовки, то есть от первоначального, добрососедского, осуществлен выход на второй, партнерский, уровень;
4. обобщены и классифицированы методы обучения, способствующие повышению социального и эмоционального интеллекта школьников;
5. зафиксированы положительные результаты развития социального и эмоционального интеллекта школьников (число детей с высоким уровнем внутриличностного и эмоционального интеллекта выросло на 22 %, с высоким уровнем социального интеллекта - на 34 %). Результаты достаточно значимы и достоверны;
6. определены перспективы развития подготовки на ближайшее время.
Перспективы развития проводимой допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников с выделением практического и научного аспектов приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Перспективы развития допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений в научном и практическом аспекте
Практический аспект Научный аспект
Организация информирования родителей, детей, классных руководителей о допрофессиональной психолого-педагогической подготовке в г. Ижевске Разработка научного обоснования информационной модели информирования родителей, детей и классных руководителей о допрофессиональной подготовке и исследование ее результатов
Организация повышения квалификации педагогов-участников, реализующих подготовку, которая способствует освоению ценностно-смысловых структур (отношений, установок, убеждений) Разработка научного обоснования практико-ориентированной модели повышения квалификации педагогов-участников, реализующих подготовку
Организация системы мер поощрения школьников, участников подготовки, в значках, нашивках и в званиях Разработать и описать показатели и критерии поощрения школьников -участников подготовки
Организация перехода на интегральный уровень взаимодействия образовательных учреждений - участников подготовки, составить общую образовательную программу, концепцию сотрудничества, открыть базовую кафедру в ДДЮТ Разработать критерии и показатели интегрального уровня взаимодействия образовательных учреждений
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
177
Практический аспект Научный аспект
Организация преемственности двух ступеней подготовки (ранней и основной) Разработать и обосновать критерии и показатели преемственности двух ступеней подготовки (ранней и основной)
Заключение
Современным обществом предъявляются высокие требования к подготовке будущих учителей. Поэтому подготовку будущих студентов педагогических вузов и колледжей необходимо начинать еще в школьном возрасте. В настоящее время эти требования выполнимы только при совместной взаимосвязанной работе по подготовке будущих абитуриентов в разных типах образовательных учреждений (дополнительного, общего, среднего и высшего профессионального образования). Современная практика нуждается в развитии теории допрофессионального педагогического образования школьников, которая будет согласованной и преемственной, без содержательного дублирования и школьных перегрузок у детей, учитывающая возрастные особенности подростков, их личные потребности. Важно помочь подросткам прийти к осознанному профессиональному выбору и сформировать у них стойкий профессиональный интерес, развивать профессионально важные качества, умения и навыки педагогической и организаторской деятельности.
Допрофессиональная подготовка должна учитывать следующие научные подходы: субъектно-
ориентированный, рефлексивно-деятельностный, практико-
ориентированный. Подготовка станет гораздо эффективнее, если будет многоступенчатой и начнется с 7-8 классов в условиях многопрофильного УДО учащихся. Именно последние располагают всеми необходимыми кадровыми, методическими и организационными возможностями, содействующими продвижению в этом направлении.
В текущих реалиях первая ступень (ранняя допрофессиональная подготовка) должна проводиться в условиях УДО. Она поможет учащимся определиться с выбором педагогических профессий, совершенствовать коммуникативные и организаторские навыки, поспособствует формированию здорового образа жизни. Вторая ступень (основная допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка), готовящая старшеклассников непосредственно к поступлению в вуз, осуществляется в трех вариантах: в профильном психолого-
педагогическом классе, в открытом университете при педагогическом вузе и в ином профильном классе с одновременным прохождением психолого-педагогического обучения в открытом университете.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Сопровождение обучающихся в процессе допрофессио-нальной педагогической подготовки // Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 10-17.
178
Л. В. Неклюдова
2. Байбородова Л. В. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 3-13.
3. Вербицкий А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компе-тентностного подхода в общем образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.
4. Груздев М. В. Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования / М. В. Груздев, Л. В. Байбородова, А. Н. Козловский // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3. С. 8-19.
5. Гущина Т. И. Тренды педагогического образования - основные направления развития педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 187. С. 7-14.
6. Демина Л. С. Моделирование системы непрерывного педагогического образования на основе использования технологии профессиональных проб: довузовский уровень // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 110-114.
7. Диких Э. Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3. С. 34-42.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» до 2030 года. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/444 4/ (дата обращения: 02.08.2022).
9. Ермоленко Р. Е. Профессиональное педагогическое образование в республике Карелия: основные противоречия развития в современных условиях // Школа будущего. 2020. № 3. С. 222-231.
10. Жук А. И. Непрерывное педагогическое образование в Республике Беларусь -фактор устойчивого развития общества // Наука и Школа. 2016. № 6. С. 61-67.
11. Неклюдова Л. В. Организация допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3. С. 20-27.
12. Неклюдова Л. В. Использование кинотерапии для развития эмоционального интеллекта учащихся психолого-педагогических классов // Воспитание школьников. 2023. № 6. С. 20-27.
13. Организационно-методическое сопровождение проекта «Педагогические классы»: учебно-методическое пособие / С. А. Минюрова, Н. М. Паэгле, Н. С. Белоусова, [и др.] ; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург : [б. и.], 2020. 220 с.
14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. Москва : Народное образование, 2010. 256 с.
15. Смолкин А. М. Методы активного обучения : метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров. Москва : Высшая школа, 1991. 175 с.
16. Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учебное пособие. Москва : Мастерство, 2001. 272 с.
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
179
17. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. 2-е изд. Москва : Форум, ИНФРА-М, 2013. 335 с.
18. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2007. 393 с.
19. Панфилова А. П. Психология общения: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по укрупненной группе специальностей 050000 «Образование и педагогика». 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2014. 365 с.
20. Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 01.03.2024).
21. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. Ижевск : Удмуртский ун-т, 2012. 114 с.
22. Успенский В. Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность: методические рекомендации. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 1998. 23 c.
Reference list
1. Bajborodova L. V. Soprovozhdenie obuchajushhihsja v processe doprofession-al'noj pedagogicheskoj podgotovki = Accompanying students in the process of pre-professional pedagogical training // Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut odarennogo obuchajushhegosja. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. S. 10-17.
2. Bajborodova L. V. Perspektivy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov v sovremennyh uslovijah = Prospects for pre-professional pedagogical training of school students in modern conditions // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2021. T. 7, № 3. S. 3-13.
3. Verbickij A. A. Shkola kontekstnogo obuchenija kak model' realizacii kompetent-nostnogo podhoda v obshhem obrazovanii = Contextual training school as a model for implementing a competency approach in general education // Pedagogika. 2009. № 2. S. 12-18.
4. Gruzdev M. V Doprofessional'naja podgotovka shkol'nikov v kontekste nepre-ryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija = Pre-professional training of school students in the context of continuing education / M. V. Gruzdev, L. V. Bajborodova, A. N. Ko-zlovskij // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2023. № 3. S. 8-19.
5. Gushhina T. I. Trendy pedagogicheskogo obrazovanija - osnovnye napravlenija razvitija pedagogicheskogo institute = Trends in pedagogical education - the main directions in development of the pedagogical institute // Vestnik Tambovskogo universi-teta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2020. T. 25, № 187. S. 7-14.
6. Demina L. S. Modelirovanie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija na osnove ispol'zovanija tehnologii professional'nyh prob: dovuzovskij uroven' = Modeling of the system of continuous pedagogical education based on the use of professional sample technology: pre-university level // Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 8. S. 110-114.
7. Dikih Je. R. Dejatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta = Activity of pedagogical classes: experience of
180
Л. В. Неклюдова
Omsk State Pedagogical University // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. 2019. № 3. S. 34-42.
8. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie Obrazovanija» do 2030 goda = The state program of the Russian Federation "Development of Education" until 2030. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444 (data obrashhenija: 02.08.2022).
9. Ermolenko R. E. Professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Karelija: osnovnye protivorechija razvitija v sovremennyh uslovijah = Professional pedagogical education in the Republic of Karelia: the main contradictions of development in modern conditions // Shkola budushhego. 2020. № 3. S. 222-231.
10. Zhuk A. I. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v Respublike Belarus' -faktor ustojchivogo razvitija obshhestva = Continuous pedagogical education in the Republic of Belarus - a factor in the sustainable development of society // Nauka i Shkola. 2016. № 6. S. 61-67.
11. Nekljudova L. V. Organizacija doprofessional'noj psihologo-pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov na osnove stupenchatogo vzaimodejstvija raznyh obrazovatel'n-yh uchrezhdenij = Organization of pre-professional psychological and pedagogical training of school students based on step-by-step interaction of various educational institutions // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2023. № 3. S. 20-27.
12. Nekljudova L. V. Ispol'zovanie kinoterapii dlja razvitija jemocional'nogo intel-lekta uchashhihsja psihologo-pedagogicheskih klassov = The use of film therapy to develop the emotional intelligence of students in psychological and pedagogical classes // Vospitanie shkol'nikov. 2023. № 6. S. 20-27.
13. Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie proekta «Pedagogicheskie klassy»: uchebno-metodicheskoe posobie = Organizational and methodological support of the project "Pedagogical classes": educational and methodological manual / S. A. Minjurova, N. M. Pajegle, N. S. Belousova, [i dr.] ; Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Ekaterinburg : [b. i.], 2020. 220 s.
14. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii = Modern educational technologies: ucheb. posobie. Moskva : Narodnoe obrazovanie, 2010. 256 s.
15. Smolkin A. M. Metody aktivnogo obuchenija = Active learning methods: metod. posobie dlja prepodavatelej i organizatorov prof. i jekon. obuchenija kadrov. Moskva : Vysshaja shkola, 1991. 175 s.
16. Semushina L. G. Soderzhanie i tehnologii obuchenija v srednih special'nyh uchebnyh zavedenijah = Content and technologies of education in secondary specialized educational institutions : uchebnoe posobie. Moskva : Masterstvo, 2001. 272 s.
17. Skakun V A. Organizacija i metodika professional'nogo obuchenija: uchebnoe posobie dlja studentov obrazovatel'nyh uchrezhdenij srednego professional'nogo obra-zovanija = Organization and methodology of vocational training: a textbook for students of educational institutions of secondary vocational education 2-e izd. Moskva : Forum, INFRA-M, 2013. 335 s.
18. Smirnov S. D. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija. Ot dejatel'nosti k lichnosti = Pedagogy and psychology of higher education. From activity to personality: uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po napravleniju i special'nostjam psihologii. 3-e izd., ster. Moskva : Akademija, 2007. 393 s._
Концептуальные основы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников
181
19. Panfilova A. P. Psihologija obshhenija = Psychology of communication: ucheb-nik dlja ispol'zovanija v uchebnom processe obrazovatel'nyh uchrezhdenij, realizujush-hih programmy SPO po ukrupnennoj gruppe special'nostej 050000 «Obrazovanie i ped-agogika». 3-e izd., ster. Moskva : Akademija, 2014. 365 s.
20. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju. 29 fevralja 2024 g. = President's Address to the Federal Assembly. 29 Feb 2024 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (data obrashhenija: 01.03.2024).
21. Trofimova G. S. Pedagogicheskaja kommunikativnaja kompetentnost': teoretich-eskij i prikladnye aspekty = Pedagogical communicative competence: theoretical and applied aspects: monografja. Izhevsk : Udmurtskij un-t, 2012. 114 s.
22. Uspenskij V. B. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov: sushhnost' = Pre-professional pedagogical training of school students: essence: metodicheskie rekomendacii. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 1998. 23 c.
Статья поступила в редакцию 18.03.2024; одобрена после рецензирования 18.04.2024; принята к публикации 17.05.2024.
The article was submitted on 18.03.2024; approved after reviewing 18.04.2024; accepted for publication on 17.05.2024
182
Л. В. Неклюдова