Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович, Хазова Снежана Александровна

Цель исследования - определить совокупность и содержание ключевых методологических подходов как концептуальных оснований проектирования процесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта. В статье рассматриваются ключевые положения ресурсного, регионального, функционального, оптимизационного; акцентировано внимание на конкретизации имманентных принципов данных подходов применительно к проблеме оптимального управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта в региональном аспекте. Научная новизна заключается в определении методологического вклада в проектирование концепции управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта на региональном уровне четырех базовых подходов и их попарной интеграции. В результате выявлен методологический вклад базовых подходов в разрабатываемую концепцию и определено ключевое значение их попарной интеграции как целевых, содержательных, методических ориентиров управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович, Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR DESIGNING A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE REGIONAL LEVEL

The purpose of the study is to determine the totality and content of key methodological approaches as conceptual foundations for designing the process of improving human resources of physical culture and sports. The article discusses the key provisions of resource, regional, functional, optimization; attention is focused on the concretization of the immanent principles of these approaches in relation to the problem of optimal management of human resources of physical culture and sports in the regional aspect. The scientific novelty lies in the determination of the methodological contribution to the design of the concept of human resources management of physical culture and sports at the regional level of four basic approaches and their pairwise integration. As a result, the methodological contribution of the basic approaches to the developed concept was revealed and the key importance of their pairwise integration as target, meaningful, methodological guidelines for management was determined.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

следовател ьского пол итехн ического ун и версите-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2013.

- №7.-С. 51-58.

9. Лопанова Е.В., Лонская А.В. Структурный анализ технологической компетентности педагога // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. -2009.-№4(3).-С. 54-57.

10. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015.

- № 3. - C. 19-25.

11. Маруев C.A. Технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / C.A. Маруев. - М. : РГАЗУ, 2005.-121 с.

12. Медведев П.Н., Сергеев A.N., Сергеева A.B. Критерии и показатели сформированности проект-но-технологической компетенции бакалавров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, - 2014. - №4. - Ч. 2. - С. 134-139.

13. Москалева О.И. Информационно-технологи-ческая компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего экономиста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 11. -С. 136-141.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR DESIGNING A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE REGIONAL LEVEL

Mamadiev AUk Khozhakhmetovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Physical Education, Grozny State Oil Technical University, Grozny, Chechen Republic

Khazova Snezhana Aleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar

The purpose of the study is to determine the totality and content of key methodological approaches as conceptual foundations for designing the process of improving human resources of physical culture and sports. The article discusses the key provisions of resource, regional, functional, optimization; attention is focused on the concretization of the immanent principles of these approaches in relation to the problem of optimal management of human resources of physical culture and sports in the regional aspect. The scientific novelty lies in the determination of the methodological contribution to the design of the concept of human resources management of physical culture and sports at the regional level of four basic approaches and their pairwise integration. As a result, the methodological contribution of the basic approaches to the developed concept was revealed and the key importance of their pairwise integration as target, meaningful, methodological guidelines for management was determined.

Keywords: physical culture and sports; human resource management; methodological approaches to management; resource approach;regionalization of management; optimization of'management; functionalapproach;management concept.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.51

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОТРА СЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Цель исследования

цесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта. В статье рассматриваются ключевые положения ресурсного, регионального, функционального, оптимизационного; акцентировано внимание на конкретизации имманентных принципов данных подходов применительно к проблеме оптимального управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта в региональном аспекте. Научная новизна заключается в определении методологического вклада в проектирование концепции управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта на региональном уровне четырех базовых подходов и их попарной интеграции. В результате выявлен методологический вклад базовых подходов в разрабатываемую концепцию и определено ключевое значение их попарной интеграции как целевых, содержательных, методических ориентиров управления. Ключевые слова: физическая культура и спорт; управление человеческими ресурсами; методологические подходы к управлению; ресурсный подход; регионализация управления; оптимизация управления; функциональный подход; концепция управления.

УДК 796.011.3 ВАК РФ 13.00.04

© МамадиевА.Х., 2021 © Хазова С. А., 2021

МАМАДИЕВ Алик Хожахметович, кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет, Грозный, Чеченская республика

ХАЗОВА Снежана Александровна, доктор педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет,

Введение

Человеческие ресурсы являются ведущим ресурсом любой деятельности, следовательно, фактором эффективности ее осуществления. Системное, научно и практически оправданное управление ими, построенное с использованием современных методов и технологий, выступает гарантом качественного функционирования и прогрессивного развития отраслей экономики и социальных сфер [2, 6, 7, 9, 10 и др.]. Это определяет концептуальную значимость определения ключевых методологических подходов к проектированию системы управления человеческими ресурсами, адекватных социально-экономическим, научно-те-оретическим, идеологическим условиям конкретного исторического периода. При этом целью управления следует рассматривать совершенствование и поддержание оптимальной действенности данных ресурсов.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в возросшей необходимости повышения качества функционирования физической культуры за счет полноценного использования отраслевых человеческих ресурсов. Ввиду непрерывных фундаментальных социально-экономических трансформаций, происходящих в российском обществе, требуется концептуализация процесса управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта. В данном контексте правомерна постановка цели исследования - определить совокупность и содержание ключевых методологических подходов как концептуальных оснований проектирования процесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта.

Цель исследования структурировала следующие задачи-. 1) обосновать ресурсный, функциональный,региональный и оптимизационный подходы как концептуальные для проектирования системы мер по совершенствованию человеческих ресурсов физической культуры и спорта, 2) экстраполировать ключевые общенаучные положения ресурсного, функционального, регионального и оптимизационного подходов в сферу управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта, 3) определить потенциал интегрированных, ресурсно-функционального и оптимизационно-регионального, подходов для обеспечения эффективности управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта на региональном уровне. Для осмысления сущности, содержания, положений названных научных подходов, их уточнения и

конкретизации относительно, во-первых, рассматриваемой социальной сферы (физическая культура и спорт), во-вторых, проектируемой деятельности (управление человеческими ресурсами отрасли на региональном уровне), в статье применяются следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез и конкретизация данных, теоретическое моделирование.

Теоретической базой исследования послужили публикации, раскрывающие вопросы в области значения человеческих ресурсов для эффективности функционирования организаций и сфер деятельности, стратегий управления человеческими ресурсами, сущности и содержания ресурсного, функционального, регионального и оптимизационного подход, специфики их использования в гуманитарных исследованиях.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности проектирования системы управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта, в которой учтены региональные особенности функционирования отрасли, включая специфические социокультурные характеристики региона; результаты функционирования соответствуют признакам оптимальности с точки зрения материальных и духовных затрат и полученных эффектов; полноценно используются внутренние социальные, экономические, образовательные, демографические возможности региона; имманентные задачи физической культуры и спорта решаются посредством обеспечения полноценной реализации всего спектра отраслевых функций.

Основная часть

Концептуальные методологические подходы к проектированию процесса совершенство-вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта с целью повышения эффективности функционирования и развития отрасли определяются ключевыми феноменами предмета проектирования. К таким феноменам относятся: человеческие ресурсы, функции системы физической культуры и спорта, региональная специфика (ресурсов и реализации функций). Значимыми, в плане концептуализации, факторами являются теоретически и эмпирически выявленные характеристики этих феноменов, включая их регионально обус-

дения гуманистических принципов, процесс достижения указанной цели должен проектироваться как процесс оптимизации - это по-

ъс >

<

LH

s ъс о ш =г

< а

ш С

284

зволит обеспечить повышение эффективности деятельности без увеличения "нагрузки" на человеческие ресурсы, за счет гармонизации всех субъектов и сред, имеющих отношение к физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, в качестве ключевых методологических подходов к проектированию и осуществлению процесса совершенствования человеческих ресурсов отрасли физической культуры и спорта в Чеченской Республике правомерно выделение ресурсного, функционального, регионального и оптимизационного подходов. Сущность данных подходов, их контекстная конкретизация; интеграция их положений в рамках проектируемой деятельности позволяют определить совокупность ведущих принципов и условий совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта в Чеченской Республике.

Ресурсная теория обосновывает возможность развития социальных систем, в том числе, системы физической культуры и спорта, посредством актуализации, реализации и развития имеющихся ресурсов. "Чтобы система развивалась поступательно, ресурсную базу необходимо повсеместно расширять. Учитывая тот факт, что внешние ресурсы фактически являются исчерпаемыми, в современных условиях существенная роль отводится ресурсам внутренним, основным носителем которых является человек ..." [7], В контексте нашего исследования развитие ресурсного подхода может заключаться в расширении положения о значимости кадровых ресурсов до значимости человеческих ресурсов (и производительных, и потребительских) - то есть, всех участников физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ сущности, идей ресурсного подхода [2, 6, 10 и др.], их конкретизация применительно к проблематике исследования позволяет зафиксировать ресурсные положения концепции совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта (спе-цифически-ресурсные принципы):

- принцип ресурсной альтернативности и функциональной интеграции человеческих ресурсов с учетом компенсаторности и дополнительности ресурсов;

- принцип непрерывного совершенствования человеческих ресурсов - обеспечение функциональной готовности всех групп ресурсов с идеальным результатом - готовностью к профессиональной /личностной самореализации в физкультурно-спортивной деятельности;

- принцип производительной значимости потребительских человеческих ресурсов -

обеспечение их направленной функциональной подготовки (трансформация принципа апфликации или обогащения);

- принцип оптимальной результативности - эффективность функционирования человеческих ресурсов определяется на индивиду-ально-дифференцированной основе, с учетом многовариантной детерминации деятельности, функционального назначения групп и т.д.;

- принцип эргономичности просветитель-ско-мотивационных воздействий на человеческие ресурсы (экстраполяция принципов эргономичности и комплексности);

- принцип полисубъектности функционального взаимодействия в процессе совершенствования человеческих ресурсов - преимущество коллективным, активным формам подготовки с возможностью деятельного освоения ролевого (ресурсно-группового) функционала.

В современных исследованиях опора на ресурсный подход рассматривается учеными через категориальный аппарат феномена "функциональность". В частности, O.A. Мосина отмечает наличие универсальных функций, присущих самому ресурсному подходу и трактует управление деятельностью как ресурсное обеспечение выполнения/реализации определенных функций [б].

Функция характеризует отношения между ресурсной группой и системой (в нашем случае - человеческими ресурсами и отраслью физическая культура и спорт), при которых изменения в параметрах ресурсов (количественные - включение новых субъектов, например, родителей, волонтеров; качественные -подготовка и переподготовка) влекут за собой изменения в процессе и содержании физкуль-турно-спортивной деятельности, ее качестве и т.д. Процессуально же функция - это комплекс однотипных или разнотипных действий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности (группы схожих потребностей), либо вносящих (однопредметный, односторонний, единый) вклад в обеспечение удовлетворения этих потребностей [4, 6 и др.]. Функциональный подход в его социально-ролевой интерпретации, а также сущность имманентных функций физической культуры и спорта позволяют: дифференцировать функции физической культуры и спорта по основанию реализующих их ресурсов, а ресурсы по имманентным функциям - с тем, чтобы далее направленно их интегрировать; определять значимость отдельных групп человеческих ресурсов на основании реальных и потенциальных воз-

можностей эффективной (оптимальной) реализации функций, на этой основе проектировать способы повышения значимости конкретных групп человеческих ресурсов; обосновывать

вания человеческих ресурсов при максимальном учете их специфики на основе культуросообразности, поликультурности, здоровьесбережения, природосообразнос-ти, индивидуальной и коллективной субъек-тности.

Концепты функционального подхода, их конкретизация применительно к проблематике исследования позволяют зафиксировать функциональные положения концепции управления совершенствованием человеческих ресурсов физической культуры и спорта (специфически-функциональные принципы):

- принцип опережающего функционального совершенствования человеческих ресурсов на основе мониторинга и прогнозирования отраслевого регионального и общегосударственного развития, а также рисков развития и проявления латентных дисфункций у разных групп/представителей человеческих ресурсов;

- принцип ресурсной интеграции реализуемых функций - группировка нескольких функций, придание комплексу функций атрибутивной значимости для конкретной группы человеческих ресурсов, проектирование на этой основе направлений и содержания совершенствования человеческих ресурсов;

- принцип региональной уникальности ресурсного обеспечения реализации функций -поиск, подготовка, развитие в первую очередь тех групп человеческих ресурсов, которые обладают признаками функциональной уникальности, связанной с региональной спецификой Чеченской Республики (ресурсы семейного воспитания, ресурсы национальных и конфес-сионных систем физического воспитания и т.д.);

- принцип систематической иерархизации функций по актуальной значимости в региональном / федеральном аспекте - определение тех функций, которые в настоящее время (в ближайшей перспективе) вносят наибольший вклад в эффективность функционирования / развития отрасли; реализации этих функций уделяется первоочередное внимание в виде приоритетного ресурсного обеспечения;

- принцип функциональной альтернативности человеческих ресурсов - выбор конкретных групп человеческих ресурсов для реализации функций физической культуры и спорта осуществляется с учетом изменения призна-

ков функциональности / дисфункционально-сти ресурсов, а также функциональной взаимозаменяемости ресурсов;

- принцип функционально-ролевого содержания процесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта - в рамках групп человеческих ресурсов целесообразно выделение функций, соответствующих определенной социальной или профессиональной роли, определение их функционального назначения и освоение действий по реализации этих функций.

В современной, гуманистически ориентированной, науке вопросы повышения эффективности деятельности, создания условий для роста результативности какого-либо труда и т.д. рассматриваются, де-юре или де-факто, с позиций оптимизационного подхода. Это трансформируется в поиск способов гармонизации взаимодействия субъектов деятельности, отношения субъектов и внешней среды, внутреннего мира личности и т.д.

Поскольку физическая культура и спорт, также, как образование, являются социальными системами, то применительно к происходящим в них процессам и явлениям оптимизация трактуется с позиции "меры", а не экстремума. То есть, повышение эффективности не предусматривает гиперболизации определенных элементов системы: ни завышения / занижения темпов работы, ни повышения уровня сложности и т.п. [1]. Эти показатели (энергозатраты, качество среды и т.п.) рассматриваются как заданные, неизменяемые условия, для которых и определяется наилучший вариант деятельности (в широком смысле). По сути, неизменность жизненно важных (или адаптационно-ориентированных) условий можно считать одним из ключевых ограничивающих критериев оптимизации - вопрос сводится к определению спектра константных условий [3,8 и др.].

Феномен оптимизации в его социально-педагогической интегрпретации, содержание оптимизационного подхода, их конкретизация в контексте нашего исследования позволяет зафиксировать оптимизационные положения концепции совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта (оптимизационно-специфические принципы):

- принцип "протоптанной тропинки" -проектирование направлений и содержания процесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта осуществляется на основе анализа и учета есте-

ъс >

<

ш %

ъс о ш

Т

< а

ш С

286

ственных, стихиино сложившихся направлении самообразования, самосовершенствования;

- принцип интеграционной минимизации

- снижение затратности и повышение эргоно-мичности процесса совершенствования человеческих ресурсов обеспечиваются путем реализации комплекса просветительских, обучающих, мотивирующих мероприятий для разных групп ресурсов в рамках осваиваемых функций;

- принцип многовариативности оптимумов

- критерии и показатели оптимальности функционирования физической культуры и спорта определяются в зависимости от актуального состояния и перспектив развития человеческих ресурсов, от актуального и потенциального состояния внешней социокультурной и социально-экономической среды;

- принцип константности ограничивающих условий - содержание, интенсивность, технологии процесса совершенствования человеческих ресурсов проектируются таким образом, чтобы: не нарушались существенно значимые параметры образа жизни субъектов физкультурно-спортивной деятельности; обеспечивалось здоровьесбережение населения; сохранялся психологический комфорт и т.д.;

- принцип обоснованной целенаправленности - оптимальность самих воздействий с целью оптимизации обеспечивается фокуси-рованностью воздействий на конкретных па-

коррекции для получения значительного эффекта.

Оптимизационный подход в контексте нашего исследования означает достижение наилучшего результата функционирования физической культуры и спорта исходя из конкретных социальных условий Чеченской Республики, в частности, региональной специфики человеческих ресурсов.

Региональный подход, строго говоря, не является методологическим подходом в научном плане. Регионализиция - принцип экономики, а также принцип конструирования определенной части содержания образования. При этом в науке действуют методологические принципы и подходы, логически связанные с регионализацией: принципы культуросооб-разности и природосообразности, социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Однако в контексте нашего исследования правомерно рассматривать региональный подход как метапринцип в той его трактовке, которую предлагает В.В. Мирошниченко при-

менительно к образованию: "Региональность в образовательной политике означает ее направленность на создание целостной системы учреждений, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы в соответствии со структурой экономики региона и удовлетворение всей совокупности образовательных потребностей его жителей" [5].

То есть, региональный подход обусловливает учет региональных социально-экономических реалий (практикоориентированность), региональных социально-культурных особенностей (культуросообразность), региональных особенностей личностного компонента человеческих ресурсов (индивидуально-личност-ная ориентированность).

Процессы регионализации, происходящие в социальной сфере, формирующиеся в настоящий период положения научной регионазации и т.д., применительно к предмету нашего исследования позволяют определить регионазизаци-онные положения концепции совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта (регионально-специфические принципы):

- принцип содержательной региональнос-ти - выбор стимулов для участия в физкуль-турно-спортивной деятельности осуществляется с учетом регионального компонента (ментальных особенностей населения, региональных традиций,национальных форм и видов физической культуры и спорта);

- принцип организационно-методической региональности - выбор форм организации процесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта, методов функционального образования субъектов физкультурно-спортивной деятельности определяется с учетом региональной специфики человеческих ресурсов (этнокультурных особенностей) и социально-экономических возможностей региона;

- принцип критериальной региональности - учет социокультурных особенностей региона, его социально-экономического положения, этнокультурных установок, интересов, потребностей и пр. при проектировании критериев эффективности функционирования физической культуры и спорта и качества человеческих ресурсов физической культуры и спорта;

- принцип интеграции традиций и инноваций - проектирование содержания физкуль-турно-спортивной деятельности базируется на гибком сочетании и единстве традиционных и/или популярных в регионе форм и ви-

дов физкультурно-спортивной деятельности, национальных видов спорта и систем физического воспитания, содной стороны, и современных средств физической культуры и спорта (в широком смысле), а также физкультурного достояния других народов, с другой стороны.

Исходя из анализа охарактеризованных подходов и конкретизации присущих им принципов относительно предмета исследования представляется, что целесообразно говорить не об отдельных ресурсном и функциональном подходах как методологическом базисе, а об интегрированном, целостном ресурсно-функ-циональном подходе. Аналогично будем рассматривать единый оптимизационно-региональный подход, поскольку и целевые, и ограничивающие критерии оптимизации в существенно степени задаются региональными факторами и характеристиками. По большому счету, оптимизировать процесс функционирования физической культуры и спорта и процесс совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта без первичного учета региональной специфики невозможно. (Относительно иных четырех возможных парных объединений подходов следует отметить, что интеграция соответствующих принципов либо уже отражена в функцио-нально-ресурсной и оптимизационно-региональной системах принципов, либо существенно не отличаются от исходных для подходов принципов).

В заключение представим вклад названных подходов и их интегрированных групп в концепцию совершенствования человеческих ресурсов физической культуры спорта (табл.).

Таблица - Методологическое значение научных подходов куправлению человеческими ресурсами физической культуры и спорта

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие

1. Концептуальными основаниями проектирования системы управления человеческими ресурсами отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне выступают: сущностные характеристики человеческих ресурсов, как ключевого детерминанта эффективного функционирования отрасли;характер и способы реализации функций физической культуры и спорта как феноменов, раскрывающих направления и содержание отраслевой деятельности; требования к результатам функционирования физической культуры и спорта с позиции гуманистических принципов и региональных особенностей.

2. Концептуальными подходами к проектированию системы управления человеческими ресурсами отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне выступают ресурсный, функциональный, региональный и оптимизационный подходы.

3. Эффективность управления человеческими ресурсами отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне предполагает разработку содержательно-методического и инструментально-технологического обеспечения, исходящего из интегрированных положений ресурсно-функционального и оптимизационно-регионального подходов к организации проектируемого процесса.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю.К. Бабанский // Народное образование. - 1986. -№11.-С. 105-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Комаров К.Б. Модель управления человеческими ресурсами образовательной организации /

Подход Вклад подхода в концепцию Вклад в концепцию интеграции подходов

Ресурсный задает основные требования к управлению (планированию, проектированию, организации, координации)процессом совершенствования человеческих ресурсов функционально- ресурсное проектирование физкультурно- спортивной деятельности и соответствующего совершенствования человеческих ресурсов

Функциональный задает основные требования к векторному ориентированию (направления и содержание подготовки) процесса совершенствования человеческих ресурсов

Оптимизационный задает основания (гармоничность и эргономичносгь) для проектирования содержания и системы критериев эффективности совершенствования человеческих ресурсов региональная оптимальность параметров содержания и эффективности процесса совершенствования человеческих ресурсов

Региональность задает характеристики социокультурной среды как основания для конкретизации содержания процесса совершенствования человеческих ресурсов и критериев его эффективности

К.Б. Комаров // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Педагогика и психология". - Майкоп: Изд-во АГУ. -Вып. 1(173) -2016.-С. 15-22.

3. Лихачева А.Н. Оптимизация процесса обучения как способ повышения его эффективности в условиях современной образовательной парадигмы / А.Н. Лихачева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2017.

4. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон. - М„ 2006.

5. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональ-

ной системы образования [Электронный ресурс] / В. В. Мирошниченко // Научно-педагогическое обозрение. - Режим доступа: Pedagogical Review2013

6. Мосина O.A. Ресурсно-функциональная концепция геронтообразования: автореф. дис. ... докт. пед. наук (13.00.01) / O.A. Мосина. - Майкоп : Адыгейский государственнный университет, 2018. -38 с.

7. Синягин Ю.В. Теоретико-методологический анализ проблемы ресурсного похода к оценке управленческого персонала [Электронный ресурс] / Ю.В. Синягин. - Режим доступаб http:// www.potentiales.ru/page376.html

8. Трубачев И.В. Модель педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек

[Электронный ресурс] / И.В. Трубачев // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id =30046.

9. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 273-279.

10. Хашханок А.К. Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства / А.К. Хашханок // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -Майкоп, 2012. - № 3. - С. 107-110.

THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL ASPECT OF THE PREPARATION OF FUTURE SPEECH THERAPISTS FOR THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY WORK Sadovoy Nikita Gennadievich, Lecturer

Gordienko Tatiana Petrovna, DSc ofPedagogical sciences, Professor

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to theoretically and experimentally investigate the motivational aspect of training future speech therapists to use information and communication technologies in professional activities. The article analyzes various studies, as well as the regulatory framework that consider the problems of training future speech therapists, as well as the motivational aspect of preparing students for the use of information and communication technologies (ICT). As part of this study, a survey with students was conducted and analyzed (V. Gerbachevsky's questionnaire). The scientific novelty lies in a more detailed study of the specific motivational aspect of the training of future speech therapists. The results of the study indicate that this aspect of the training of future speech therapists plays a key role in the general pedagogical preparation of students for the use of ICT.

Keywords: teacher-speech therapist; speech therapy work; information and communication technologies; motivational component; professional and value orientations; personality orientation; questionnaire.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.52

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Цель исследования - теоретически и экспериментально исследовать моти-вационный аспект подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В статье анализируются различные исследования, а также нор-мативно-правовая база, которые рассматривают проблемы подготовки будущих учителей-логопедов, а также мотивационный аспект подготовки студентов к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках данного исследования был проведен и проанализирован опрос со студентами (опросник В. Гербачевского). Научная новизна заключается в более детальном исследовании конкретно мотивационного аспекта подготовки будущих учителей-логопедов. Результаты исследования указывают на то, что данный аспект подготовки будущих учителей-логопедов играет ключевую роль в общей педагогической подготовке студентов к применению ИКТ. Ключевые слова: учитель-логопед; логопедическая работа; информационно-коммуникационные технологии; мотивационный компонент; профессиональ-но-ценностные ориентации; направленность личности; опросник.

УДК378 ВАК РФ 13.00.01

© Садовой Н.Г., 2021 © Гордиенко Т.П., 2021

САДОВОЙ Никита Геннадиевич,

преподава тель

ГОРДИЕНКО Татьяна Петровна, доктор педагогических наук, профессор

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.