Научная статья на тему 'Концепция программно-целевого управления муниципальной системой физической культуры и спорта'

Концепция программно-целевого управления муниципальной системой физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
323
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фитина Л. Н.

В данной статье представлены методологические и теоретические основы программно-целевого контроля в сфере физического культуры и спорта на муниципальном уровне. Приведена концепция программно-целевого контроля муниципальной системы физической культуры и спорта, включающая цели, принципы, структуру, содержание, условия и указания реализации программно-целевого контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фитина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция программно-целевого управления муниципальной системой физической культуры и спорта»

Особое место в ряду других неотложных задач занимает подготовка Казани к предстоящей в 2013 году Универсиаде. Разработана программа ее проведения, есть предварительный список и места размещения объектов как самой Универсиады, так и объектов городской инфраструктуры, обеспечивающих проведение столь грандиозного спортивного праздника. Бюджет Универсиады в г.Казани формируется из четырех источников - федерального, республиканского и муниципального бюджетов и средств инвесторов. Всего на строительство и реконструкцию 64 спортивных объектов планируется затратить 25 млрд. рублей. На строительство деревни Универсиады -еще порядка 11,5 млрд. рублей.

В соответствии с регламентом ФИСУ и подписанным контрактом основным объектом строительства станет комплекс универсиадской деревни. Он включает в себя жилые помещения для размещения 11 тыс. участников, комплекс питания для одновременного обслуживания 3,5 тыс. человек, культурно-досуговый, информационный, медицинский центры, спортивно-тренировочный блок со стадионом и спортивными залами. На сегодняшний в стране нет аналогичных комплексов, и его создание позволит сформировать современную базу для развития студенческого спорта в целом и подготовки спортсменов сборных команд в России [3].

Список литературы:

1. Доклад министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ / М.Ш. Хуснуллина на коллегии министерства «Итоги 2008 года, работа строительного и жилищно-коммунального комплексов в условиях последствий мирового финансового кризиса», 13.01.2009 г.

2. Доступное и комфортное жилье научно-аналитический отчет / Академия наук Республики Татарстан. - Казань, 2008.

3. Стройэкспертиза. - 2009. - №7 (45).

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

© Фитина Л.Н.*

Уральский государственный технический университет - УПИ им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В данной статье представлены методологические и теоретические основы программно-целевого контроля в сфере физического культуры и спорта на муниципальном уровне. Приведена концепция программно-целевого контроля муниципальной системы физической культуры и

* Профессор кафедры Управления в сфере физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

спорта, включающая цели, принципы, структуру, содержание, условия и указания реализации программно-целевого контроля.

Ключевые слова программно-целевой подход, управление физической культурой и спортом на муниципальном уровне.

Реализация целевых федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере физической культуры и спорта потребовала поиска новых подходов к разработке муниципальных программ, направленных на осуществление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и мерами среднесрочной и краткосрочной политики физической культуры и спорта. Планируемые и происходящие изменения в сфере физической культуры и спорта повысили требования к эффективности управления, обоснованности управленческих решений, осмыслению и прогнозированию эффектов, обусловленных их принятием, предупреждению возможных рисков.

Направления и основные мероприятия в рамках утвержденных «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» [8] и федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на период 2005-2015 гг.» [9] определяют необходимость разработки эффективных механизмов и рациональных инструментов повышения эффективности управления муниципальными системами физической культуры и спорта. Одним из действенных средств достижения организационных целей на основе соединения научного и административного управления, новых технологических средств и ресурсов механизмов является реализация программно-целевого подхода в управлении социальными системами.

Под программно-целевым подходом понимается общая методология, процессуально отражающая аналитический, целевой, программный, плановый, организационный, контролирующий и регулирующий компоненты управления системой физической культуры и спорта. Он предусматривает четкое определение целей управления системой, выделение необходимых ресурсов для реализации программ и формирования органов, осуществляющих руководство их выполнением. Таким образом, программно-целевое управление выступает в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на управляемую систему для достижения цели за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах.

Разработка проблем управления территориальными системами физической культуры и спорта с использованием программно-целевого подхода интегрирует научные достижения в различных областях.

В работах В.В. Галкина, П.А. Рожкова, В.Н. Зуева, И.И. Переверзина, С.Н. Литвиненко, В.В. Новокрещенова, А.А. Предельского и других освещаются вопросы регионального и муниципального программно-целевого управления физической культуры и спорта. В исследованиях программно-

целевой подход рассматривается как система принципов, определяющих общую стратегию управления, в частности планирования как вида управленческой деятельности. Основной идеей является положение о том, что управление социальными системами в условиях децентрализации должно быть программно-целевым, что позволяет увязывать воедино цели с ресурсами, подходить к перспективному планированию как к разработке целостной системы действий всех управленческих структур и местного сообщества [1, 2, 4, 7, 8 и др.].

Программно-целевое управление предполагает реализацию технологической схемы, включающей взаимосвязанные этапы анализа внешней и внутренней ситуации, формирование целей, разработку программы их достижения, индикаторов и оценки успешности их выполнения; актуализацию целеполагания в управленческом процессе; многоуровневость цели, необходимость ее декомпозиции на подцели и задачи, раскрытие их логических и объемных соотношений [5].

Изучение, результатов исследований в области управления и существующей практики развития физической культуры и спорта свидетельствует о том, что программно-целевое управление представляет собой один из важнейших методов управления и необходимо выявить научные основания его построения в современных условиях. Выделить научные основания означает раскрыть феномен программно-целевого управления в муниципальной системе физической культуры и спорта в совокупности понятий, отражающих его сущностные и процессуальные характеристики [1, 4, 7].

Анализ результатов исследований показал, что научное изучение проблем программно-целевого управления физической культурой и спортом как целостного явления далеко не завершено. Слабо изучены историко-культурные аспекты управления системами физической культуры и спорта, не воссоздана полная картина взаимодействия центрального и периферийного векторов управления, не выстроен проектно-прогнозный механизм развития. Следует отметить, что пока нет единого понимания технологии программно-целевого управления, мало исследованными остаются вопросы организации горизонтальных связей, координационной деятельности, а также особенности управления программами разных типов.

В результате анализа территориальных программ развития физической культуры и спорта выявлен ряд управленческих проблем, в том числе разграничение предметов ведения, полномочий и функций ветвей и уровней власти как инструмента реализации региональных и муниципальных программ. Изучение опыта программирования развития физической культуры и спорта в муниципалитетах Российской Федерации дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации требуются новые подходы программирования, максимально учитывающие сохранение единства пространства сферы физической культуры и

спорта, что соответствует характеру динамично развивающегося общества, жизненно важным направлениям развития муниципальных образований.

Результаты исследований в области управления и существующая практика развития физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что программно-целевое управление нуждается в научных обоснованиях его построения: раскрытии содержания этого метода управления в муниципальной системе физической культуры и спорта, определении принципов и закономерностей его построения, технологий реализации, отсутствие которых не позволяет в полной мере обеспечить эффективность целевых программ.

По нашему мнению, программно-целевое управление муниципальной системой физической культуры и спорта представляет собой целенаправленный процесс, призванный обеспечивать оптимальное функционирование и достижение целей ее развития за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах путем четкого определения целей управления, разработки механизмов их реализации, сроков и состояния промежуточных этапов процесса, увязки планируемых целей с ресурсами. Программно-целевое управление в полной мере отражает сущностные аспекты инновационного административного управления и соответствует его опережающему характеру, накладывается на сложившуюся структуру и направлено на оптимизацию управленческих взаимосвязей, прежде всего, на среднем уровне руководства.

Методологической основой программно-целевого управления муниципальной системой физической культуры и спорта является совокупность системного, синергетического, культурологического, ситуационного, информационного подходов, реализация которых обеспечивает устойчивые взаимосвязи внутренней и внешней среды муниципального пространства сферы физической культуры и спорта и позволяет осуществлять ее моделирование по обоснованным с точки зрения развития социальных процессов параметрам и факторам, воздействующим на развитие физической культуры и спорта.

Разрабатываемая концепция программно-целевого управления муниципальной системой физической культурой и спортом основывается на идее о необходимости реализации в управлении четырех подсистем: подсистемы целей, подсистемы программ, подсистемы реализации программно-целевого управления, подсистемы мониторинга развития муниципальной системы физической культуры и спорта.

Концепция включает научно обоснованные цели и задачи развития системы физической культуры и спорта; принципы, условия и направления реализации программно-целевого управления; его нормативно-право -вое обеспечение; прогнозируемые результаты; структуру; содержание и организационные механизмы управления; оценку эффективности реали-

зации целевых программ (систему целевых индикаторов и показателей); ресурсы; технологию сетевого взаимодействия; мониторинг деятельности управленческих структур по реализации программ. Представленный в концепции управленческий цикл включает организационную подготовку, прогностический анализ, определение целей, постановку задач, разработку программных действий, ресурсное обеспечение, оформление и утверждение программы, мониторинг ее исполнения, подведение итогов исполнения (оценка результатов), новый управленческий цикл.

Реализация концепции обеспечивает:

- полноту и качество физкультурно-оздоровительных и образовательных услуг, предоставляемых муниципальной сетью организаций спортивной направленности при эффективном использовании ресурсов;

- формирование управленческой вертикали в системе физической культуры и спорта;

- создание механизмов, позволяющих муниципальному образованию обеспечить эффективность использования предоставляемых государством ресурсов и экономическую целесообразность деятельности органов управления физической культурой и спортом.

Ключевыми индикаторами эффективности муниципальной системы физической культуры и спорта являются: качество физкультурно-оздоровительных и образовательных услуг, эффективность учебно-воспитательной работы, ресурсное обеспечение физического воспитания и двигательной активности, эффективность управленческой деятельности, инновационная деятельность участников процесса.

Мониторинг в условиях программно-целевого управления муниципальной сферой физической культуры и спорта заключается в выявлении состояния и тенденций развития системы физической культуры и спорта и их соотнесении с целевыми ориентирами.

При этом система мониторинга включает кадровый потенциал, информационные базы данных по основным направлениям деятельности, комплекс автоматизированных систем сбора и обработки данных, протоколы взаимодействия (внедрение административных регламентов по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений спортивной направленности и аттестации педагогических работников).

Система информационного обеспечения муниципальной сферы физической культуры и спорта как обязательный ресурс современной саморазвивающейся модели программно-целевого управления физической культурой и спортом содержит три основных компонента: деятельность (формирование банка данных в едином информационном центре через организацию мониторинга); инфраструктуру (оборудование, каналы связи, специалисты, электронные ресурсы); механизмы взаимодействия (определе-

ние категории пользователей, дифференциация доступа, автоматизация документооборота, представление результатов обработки информации).

Концепция Программно-целевого управления муниципальной системой физической культуры и спорта позволит минимизировать социальные риски и проблемы, консолидировать финансово-экономические, нормативно-правовые, организационные и ресурсно-технологические основы сферы управления муниципальной системой физической культуры и спорта.

Список литературы:

1. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта: монография / В.В. Новокрещенов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 380 с.

2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 448 с. - (Высшее образование).

3. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: учебное пособие / В.Н. Зуев. - М.: Физическая культура, 2006. - 400 с.

4. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.

5. Репин С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: дисс. ... докт. пед. наук. -Челябинск, 1999.

6. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы: монография. -М.: Советский спорт, 2002. - 256 с.

7. Спорт для всех: социально-педагогические технологии / С.Н. Литви-ненко. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2005. - 368 с.

8. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.

9. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2005-2015 гг.».

10. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография / А. А. Предельский. - М.: Физическая культура, 2008. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.