Средний уровень характеризуется принятием на личностном уровне гуманистической ценности толерантности, устойчивым стремлением к овладению толерантностью, наличием мотива самосовершенствования толерантности с целью достижения успеха в профессиональной деятельности.
Высокий уровень сформированности включает в себя принятие на личностном уровне гуманистической ценности толерантности, устойчивое стремление к овладению толерантностью, стремление к самосовершенствованию толерантности с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной деятельности, наличие системных знаний об особенностях толерантности, индивидуальных приемах реализации умений, достижение чувства удовлетворенности от результатов профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование толерантности у будущих социальных педагогов обеспечиваются за счет таких педагогических условий как: содержание учебной дисциплины «Этнопедагогика»; учет основных методологических положений личностно-деятельностного подхода в процессе изучения этнопедагогика и оценка сформированности толерантности у будущих социальных педагогов в аспекте профессиональной подготовки.
Список литературы:
1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - № 6, - С. 12-16.
2. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии // Воспитание школьников. - М., 2000. - № 6. - С. 8-10.
3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. - М., 2002. - 286 с.
4. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и Этнопсихология. - Ростов-н/Д, 2000. - 448 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М., 1999 - 346 с.
6. Психодиагностика толерантности личности / Под редакцией Г.У Сол-датовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© Фитина Л.Н.*
Уральский государственный технический университет - УПИ им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Вопросы эффективного управления физической культурой и спортом являются важнейшей составляющей функционирования отрасли в целом.
* Профессор кафедры Управления в сфере физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.
Особо актуальным на сегодняшний день в современных экономических, политических и социальных условиях является процесс формирования трех уровневой структуры организации и управления физической культурой и спортом: муниципальной, региональной и федеральной. На первый план выходит проблема совершенствования управления муниципальным уровнем физической культуры и спорта. Поскольку, именно в муниципальной системе оказывается населению основной объем физкультурно-оздоровительных услуг, как в массовом спорте, детско-юношеском спорте, так в процессе физического воспитания. Одной из важнейших задач управления муниципальной системой физической культуры и спорта является создание соответствующих условий для получения необходимого объема физкультурно-оздоровительных услуг в местных учреждениях физической культуры и спорта. Для решения множества важнейших социально-экономических задач, которые стоят сегодня перед местными органами управления физической культуры и спорта, нужны современные подходы к организации функционирования муниципальной системы физической культуры и спорта.
Разработка направлений развития муниципальной системы физической культуры и спорта должна быть согласована со стратегией развития физической культуры и спорта как отрасли в целом. В качестве ориентира развития должно выступать видение данного процесса вышестоящими органами и соответствующие рекомендации по реализации намеченных стратегий. Изменения в муниципальной системе физической культуры и спорта требуют и изменений в подходе к управлению данной системой, что повлечет за собой не только поиск новых методов управления, но и структурную перестройку самих органов управления.
Муниципальные органы управления физической культуры и спорта испытывают трудности от нехватки финансовых средств, а потребность в физкультурно-оздоровительных услугах увеличивается, при этом значительная социально не защищенная часть населения, не в состоянии самостоятельно оплачивать расходы физкультурно-оздоровительное обслуживание. В современных политических и экономических условиях все большее признание и распространение получает подход, предусматривающий организацию стратегического управления, который уже используется в большинстве отраслях народного хозяйства, однако в сфере муниципальной физической культуры и спорта организация стратегического управления еще не нашла своего применения в масштабах отрасли.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью решения таких задач, как научное обоснование сущностных характеристик стратегического управления рассматриваемой системы с целью разработки экономико-организационных основ развития муниципальной системе физической культуры и спорта, формирование эффективной системы стратегического управления для оптимизации функционирования отрасли в целом и ликвидации негативных тенденций в ее развитии.
Формирование теоретических и прикладных положений работы происходило на основе изучения материала исследований отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, таких как А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, И. Ансофф, Р.А. Дафт, Р.А. Фатхутдинов, О.С. Ви-ханский, Н.Н. Тренев, В.Р. Веснин и др. Ими разработаны методические и методологические положения в области стратегического управления, касающиеся предприятий и учреждений бизнеса.
Проблемы теоретических основ управления муниципальными субъектами в общей системе государственной физической культуры и спорта нашли свое отражение в работах С.Н. Литвиненко, В.В. Новокрещеного, В.Н. Зуева, А.А. Передельского. В числе авторов, посвятивших свои труды изучению современного состояния муниципального сектора физической культуры и спорта и разработке прикладных положений для учреждений физической культуры и спорта следует назвать В.В. Алешина, Е.В. Кузь-мичева, А.Б. Малинина, В.А. Малинина, А.Т. Паршикова.
Тем не менее, в проводимых исследованиях не рассматривается вопрос необходимости введения системы стратегического управления муниципальной системой физической культуры и спорта для повышения его управляемости и эффективности функционирования. Принимая во внимание то, что методические и методологические основы формирования системы государственного стратегического управления отраслью на муниципальном уровне рассмотрены недостаточно, то возникает необходимость разработки и обоснования такой системы стратегического управления, которая была бы способна осуществить эффективное использование имеющегося потенциала конкретного муниципального образования, применять различные методы и способы воздействия для социального и экономического развития управляемой системы.
При этом для достижения устойчивого развития муниципальной системы физической культуры и спорта необходимо решение следующих задач:
- раскрыть и научно обосновать основные методические положения стратегического управления муниципальной сферой физической культуры и спорта, выработать целевые стратегические приоритеты ее развития с точки зрения эффективности отраслевой системы в целом;
- проанализировать основные концептуальные аспекты и особенности устойчивого развития отрасли, определить факторы, оказывающие влияние на различные уровни системы физической культуры и спорта;
- сформировать модель стратегического управления муниципальной системой физической культуры и спорта и предложить организационную структуру органа управления физической культурой и спортом муниципального образования;
- разработать предложения по стратегии расширения источников финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне;
- предложить механизм рационального распределения финансовых ресурсов между элементами системы муниципальной системы физической культуры и спорта.
Целью разработки стратегии является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого и динамичного развития муниципальной системы физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни и потребностей у населения к регулярным занятиям спортом, повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, профилактики негативных социальных проявлений, повышения конкурентоспособности российского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостоянию населения.
В соответствии с этой целью сформулированы:
- основные направления долгосрочного развития физической культуры и спорта с учетом вызовов предстоящего периода;
- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в области развития физической культуры и массового спорта;
- цели и приоритеты развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи формирования системы кадрового, научного, научно-методического и медико-биологического обеспечения муниципальной системы физической культуры и спорта;
- цели и задачи развития инфраструктуры, материально-технической и правовой базы муниципальной системы физической культуры и спорта.
В рамках Стратегического Плана развития города Екатеринбурга в 2004-2005 гг. были разработаны и реализуются три проекта:
- «Стадион во дворе», основной целью которого является создание условий для удовлетворения потребностей жителей города в занятиях физической культурой и спортом по месту жительства, организация активного отдыха;
- «Зимние виды спорта - второе дыхание, цель которого создание условий для массового занятия зимними видами спорта жителей города;
- «Стадион 60000», цель которого улучшение условий, позволяющих заниматься различными видами спорта широкому кругу горожан, готовить спортсменов и команды высокого уровня, проводить крупные спортивные праздники и соревнования российского и международного уровня.
Разработанные и реализуемые стратегические проекты развития муниципальной системы физической культуры и спорта, позволяют создать условия для развития массовой физической культуры и спорта, привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом значительное количество населения, в том числе детей, подростков и молодежи, содействовать развитию спорта высших достижений. Реализация этих стратегических задач положительно влияет на улучшении здоровья населения, демографической ситуации, повышения производительности труда и воспитании подрастающего поколения, в подготовке молодежи к защите Отечества, профилактике асоциальных проявлений, т.е. на улучшении в целом качества жизни и благосостояния горожан.
Список литературы:
1. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин - Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
- 448 с.
2. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона: монография. - Н.Новгород: НИМБ, 2002. - 262 с.
3. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: учебное пособие / В.Н. Зуев. - М.: Физическая культура, 2006. - 400 с.
4. Игнатов В.А., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с.
5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. - 544 с.
6. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. - М.: Экономика, 2002. - 702 с.
7. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие.
- 2-е изд., перераб. / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. - 526 с.
8. Программно-целевое управление развитием образования: опыт проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. -М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. - 256 с.
9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции: концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. - 928 с.
10. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управле-ние образованием как социальной системой. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. - 384 с.
11. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / Под общ.ред. В.В. Кузина. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 496 с.
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
© Чопова Н.В.*
Сахалинский институт железнодорожного транспорта - филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Южно-Сахалинск
В статье рассматриваются основные типы упражнений, направленные на развитие пространственных представлений студентов. Графический язык - язык техники, международный язык общения, точный, наглядный и лаконичный. Для освоения языка техники в настоящее время необходимо выполнение одного из условий: развитое пространственное воображение, без которого не возможно никакое инженерное творчество. А развитие пространственного воображения - это задача преподавания инженерной графики, которая неразрывно связана с задачей развития пространственных представлений.
Одной из главных задач изучения инженерной графики в вузе является развитие у студентов пространственных представлений, без которых немыслимо свободное чтение и составление даже самых простых технических чертежей, эскизов и технических рисунков.
Пространственным представлением называют мысленное воспроизведение формы, величины и расположения в пространстве предмета и его отдельных частей. Это представление может возникать как на основе образа предмета, воспринимавшегося в прошлом, так и на основе изображения его на чертеже [3, с. 17].
К сожалению, в настоящее время, у большинства поступающих в вузы очень слабо развиты или вообще отсутствуют пространственные представления и воображение. Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие дисциплины «Черчение» в общеобразовательной школе или
* Преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика».