УДК 796.075
Е.Д. Грязева, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872-35-54-79, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), С.А. Архипова, канд. пед. наук, доц., 8-4872-33-22-74, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Управление физической культурой и спортом на государственном уровне осуществляется трехуровневой системой органов управления - субъекты управления. Наряду с государственным управлением в сфере физической культуры и спорта существует общественное управление. Объектами управления в сфере физической культуры и спорта являются организации физкультурно-спортивной направленности с их ресурсами. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения в физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, государственные и общественные органы управления, уровни и сегменты управления, функции управления, население.
Выполнение НИР в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России» на 2009-2013 годы по лоту шифр «2011-1.3.1-303-013» «Проведение научных исследований молодыми кандидатами наук в области педагогических наук»
Государственное управление развитием социальной сферы, в том числе физической культурой и спортом, исследователи рассматривают как деятельность органов и учреждений всех ветвей государственной власти, направленную на определение целей развития, разработку и осуществление регулирующих, организующих и координирующих влияний на все сферы общества для удовлетворения потребностей граждан и достижение поставленных общественных целей развития. В зависимости от уровня субъекта управления различают федеральное, региональное и муниципальное управление.
Для управления физической культурой и спортом на государственном уровне создана трехуровневая система органов управления (табл. 1). На федеральном уровне формируется политика государства в отношении физической культуры и спорта, определяются стратегические цели и задачи ее развития. На региональном уровне цели и задачи развития детализируются, выявляются специфические проблемы развития физической культуры и спорта в регионе, определяются основные направления регионального развития физической культуры и спорта. На муниципальном уровне основные цели и задачи физической культуры и спорта конкретизируются и решаются с учетом местных условий и возможностей.
Таблица 1
Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ
Уровень управления Функции управления
Федеральный - Выработка стратегических целей развития физической культуры и спорта; - обеспечение реализации основных положений федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; - осуществление контрольных функций и полномочий в сфере своей компетенции и др.
Региональный - Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации; - принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; - разработка и реализация региональных программ и проектов в области физической культуры и спорта, в том числе по массовому приобщению различных групп населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом; - утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации; - участие в формировании регионального бюджета с учетом выбора приоритета физкультурно-спортивной работы в регионе и др.
Муниципальный - Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей; - принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта; - популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения на муниципальном уровне; - утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований и др.
Наряду с государственным управлением в сфере физической культуры и спорта существует общественное управление, имеющее своими субъектами юридически оформленные общественные объединения, которые управляют в соответствии с законом в рамках установленных функций.
Функции общественного управления физической культурой и спортом определяются основными задачами и направлениями развития отдельных видов спорта (табл. 2). Следует отметить, что среди организаций общественного сегмента только две имеют смешанную форму подчинения -общественно-государственную - СО «Динамо» и СО «Юность России».
Таким образом, общественный сегмент имеет трехуровневую структуру управления. Однако во многих муниципальных образованиях отсутствуют федерации по видам спорта. В этом случае физкультурно-спортивные секции по видам спорта в муниципальных образованиях координируются региональными общественными организациями.
Таблица 2
Функции общественных органов управления физической культурой и спортом в РФ
Уровень управления Функции управления
Федеральный - Формирование политики Всероссийской федерации по виду спорта; - выработка стратегических целей развития массового движения по видам спорта; - выработка стратегических целей развития спорта высших достижений, включая подготовку спортивного резерва по видам спорта; - разработка и реализация программ по видам спорта и осуществление контроля за их реализацией; - утверждение всероссийского календарного плана физкуль-турно-спортивных мероприятий по отдельным видам спорта и др.
Региональный - Исполнение отдельных разделов государственных программ развития физической культуры и спорта на региональном уровне; - определение основных задач и направлений развития определенных видов спорта в регионе; - пропаганда видов спорта среди различных групп населения; - координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по видам спорта; - содействие в реализации всероссийского календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий по отдельным видам спорта; - составление регионального календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий по отдельным видам спорта и др.
Муниципальный - Определение основных задач и направлений развития определенных видов спорта в муниципальном образовании; - проведение физкультурно-спортивных мероприятий по отдельным видам спорта и др.
Для эффективного выполнения вышеуказанных функций на всех уровнях государственного устройства РФ созданы органы управления специальной компетенции - субъекты управления (рис. 1).
На федеральном уровне функционируют Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (8 октября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации".
Указ предусматривает, в частности, упразднение Федерального агентства по физической культуре и спорту и передачу его функций Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации), Олимпийскому комитету России, федерациям по видам спорта, физкультурно-спортивным обществам России.
На региональном уровне действуют Комитет (Управление, Департамент) по физической культуре и спорту субъекта РФ, региональные федерации по видам спорта, региональные физкультурно-спортивные общества.
На муниципальном уровне функционируют муниципальные комитеты (отделы) по физической культуре и спорту, муниципальные федерации по видам спорта.
Фгдср-ИЕШЙ ¿-ргагвь
Рис. 1. Функциональная структура управления физической культуры и спортом в РФ
Объектами управления в сфере физической культуры и спорта являются организации физкультурно-спортивной направленности с их ресурсами, которые функционируют с целью привлечения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Услуги в сфере физической культуры и спорта оказываются организациями различных форм собственности и функционального назначения.
Для целей государственного управления физической культурой и спортом, на наш взгляд, необходимо осуществить их классификацию по критерию «целевые установки деятельности». Данный подход позволяет выделить организации, предоставляющие услуги в (табл. 3.):
- государственном сегменте;
- общественном сегменте;
- коммерческом сегменте.
Целевой установкой деятельности организаций коммерческого сегмента является извлечение прибыли. Для достижения этой цели организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, осуществляют эффективное использование ресурсов, исследование рыночной конъюнктуры, устанавливают конкурентоспособные цены и др. И все-таки ведущую роль в предоставлении услуг физической культуры и спорта играют организации общественного и государственного сегмента, предоставляющие общественные блага (услуги) в интересах общества в целом.
Таблица 3
Классификация организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта по критерию «целевые установки деятельности»
Сегмент Целевые установки деятельности Организации
Государственный Обеспечение государственных минимальных стандартов в сфере физической культуры и спорта: удовлетворение потребности населения в физической активности, во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни Учреждения основного образования (школы, вузы, техникумы, колледжи) и дополнительного образования (спортивные школы, училища олимпийского резерва)
Общественный Развитие, популяризация и пропаганда видов спорта; организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; повышение роли отдельных видов спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни Коллективы физической культуры, клубы физической культуры и спорта, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества и т. п.
Коммерческий Извлечение прибыли, увеличение доли на рынке, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг Спортивно- оздоровительные центры и клубы
Целевые установки деятельности организаций государственного и общественного сегмента во многом близки - укрепление здоровья населения мероприятиями в области физической культуры и спорта. Принципиальное различие заключается в том, что деятельность организаций госу-
дарственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего - подрастающего поколения. Деятельность организаций общественного сегмента нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения (рис. 2.).
ярнтшацни Обеспечение
ьтним^ин.ммх
СМНларТФ» ДыШНЧДлМйВ
UFTjnni lOf ГЦ
ВНСТОрОНЫ« V ¡прнокичнгк1 ркзвптнб личности; ухрсплс-инс здор<шы н формирование здорового образа жизнен.
Ряшнв, пмумрнЗщкя ч
ГфОГШГПНЛа I4LK1IÎ спорта
Рис. 2. Общие и специфические цели деятельности организаций общественного и государственного сегментов.
Между объектом и субъектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Взаимодействие субъекта и объекта в отрасли физической культуры и спорта направлено на удовлетворение потребностей населения в физ-культурно-спортивной деятельности.
Таким образом, в государственном управлении физической культурой и спортом важное значение имеет не только наличие управленческих воздействий, оказываемых непосредственно на объекты управления - физ-культурно-спортивные организации, но и на население - как особенный участник процесса управления - получатель физкультурно-спортивных услуг.
E.D. Gryazeva, S.A. Arkhipova
STATE MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS
Management of physical training and sports at the state level is carried out by three-level system of controls - subjects of management. Along with the government in physical training and sports sphere there is a public management. Objects of management in physical training and sports sphere are the organizations of a fizkulturno-sports orientation with their resources. Their activity is directed on satisfaction of requirements of the population in fizkulturno-sports activity.
Key words: physical culture and sport, state and public management bodies, levels and segments of the management, the functions of the control population.
Получено 15.10.2012