Особенности разработки стратегической программы развития муниципальной системы физической культуры и спорта Features of the development of the strategic program for development of municipal system of physical culture and sports
Фитина Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор Уральский Федеральный университет
Fitina Luidmila Ph.D., Professor, Ural Federal University fitina@bk.ru
Хозяинова Татьяна Константиновна кандидат педагогических наук, доцент Уральский Федеральный университет Khozyainova Tatiana Ph.D., Associate Professor, Ural Federal University hozainova-208@yandex.ru
Аннотация: в статье обоснована актуальность применения стратегического планирования в управлении муниципальной системы физической культуры и спорта, представлены результаты SWOT-анализа развития муниципальной системы физической культуры и спорта, на основе проведенного анализа представлена стратегическая программа.
Annotation: The article explains the relevance of the application of strategic planning in the management of municipal system of physical culture and sports. The paper shows the results of the SWOT-analysis of the municipal system of physical culture and sports. It illustrates a strategic program compiled on the basis of the analysis.
Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальная система физической культуры и спорта, стратегический план, стратегическая программа, SWOT-анализ, ожидаемые результаты.
Key words: strategic planning, municipal system of physical culture and sports, the strategic plan, strategic program, SWOT-analysis, the expected results.
Местное самоуправление является основой формирования социально-экономической политики в государстве, поскольку именно местные органы власти определяют идеологию развития муниципалитета, несут ответственность за повышение качества жизни населения, социально-экономическое развитие, управляют процессами жизнеобеспечения горожан [7, 5, 8 и др.].
Значительное количество статей, монографий и иных научных публикаций о местном самоуправлении посвящено рассмотрению прежде всего вопросов состояния нормативно-правовой базы и муниципального права, однако для жизнедеятельности и перспектив развития местного сообщества важно не столько формально-юридическая проработанность вопроса, а то как эти нормы реализуются в социально-экономической политике, в управленческой практике муниципалитетов и как эта практика учитывает гражданские и предпринимательские инициативы.
В настоящее время в условиях российской муниципальной реформы необходим переход на стратегически ориентированное управление системообразующим элементом которого является ориентация на обеспечение самодостаточности и конкурентоспособности муниципальных образований, определение приоритетности долгосрочного развития при непосредственном включении в вопросы управления муниципалитетом интересов и инициатив местного сообщества [11, 3, 5 и др.].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью переосмысления традиционного понимания муниципального управления
посредством использования стратегического подхода к развитию российских муниципальных образований, в том числе и муниципальных систем физической культуры и спорта, как неотъемлемой части социально-экономической политике муниципалитетов.
В соответствии с федеральными законами произошли значительные процессы децентрализации государственной власти, перераспределения властных полномочий и ответственности. Так, законы Российской Федерации о местном самоуправлении, о физической культуре и спорте, об образовании, передал органам местного самоуправления значительный объем полномочий в сфере физической культуры и спорта. Анализ процессов реформирования систем физической культуры и спорта выявил новую тенденцию: смещение центра управленческой ответственности по созданию условий для занятий спортом населения на уровень местного самоуправления.
Внутренний потенциал развития муниципальной системы физической культуры и спорта города Екатеринбурга сложился и продолжает накапливаться: повышается интерес к занятиям физической культурой и спортом, апробируются новые модели образовательных учреждений спортивной направленности; растет количество новых физкультурно-оздоровительных концепций; интенсивно идет процесс диверсификации спортивных объектов и пересмотра ценностных ориентаций здорового образа жизни. В сфере физической культуры и спорта Екатеринбурга все большее развитие получает рынок физкультурно-оздоровительных услуг.
Развитие муниципальной системы физической культуры и спорта с одной стороны и отсутствие целостной системы оптимального направления развития с учетом приоритетов муниципальной политики, потребностей местного сообщества в физкультурно-оздоровительных услугах, собственных внутренних ресурсов с другой стороны приводит к неустойчивости, несогласованности, нестабильности в целом. Это требует обновление системы управления физической культурой и спортом за счет
усиления такого компонента, как стратегически ориентированное управление.
Теоретическими основаниями разработки содержания стратегического управления муниципальной системой физической культуры и спорта стали: классический или административный подход; подход с позиции человеческих отношений, стратегический подход.
Для темы нашего исследования значимы работы, связанные с обоснованием необходимости стратегического планирования в управлении развитием социальных, в т.ч. педагогических систем А.П. Хридина [12], Н.Н. Егоршина [6], Д.С. Львова [5], А.М. Моисеева [9] и другие.
Различным аспектам организации и развития региональных и муниципальных систем физической культуры и спорта и управления ими посвящены труды В.В. Галкина [2], В.Н. Зуева [4], Е.В. Кузьмечевой [14], А.А. Предельского [13], В.В. Новокрещенова [1], И.И. Переверзева [10].
Вместе с тем, нами не обнаружены работы, в которых бы просматривались подходы к разработке стратегического управления муниципальными системами физической культуры и спорта. Изучение научно-практических источников показывает, что управление физической культурой и спортом все еще находится на промежуточной стадии своего движения к качественно новому стилю работы и сохраняет ряд существенных недостатков: недостаточное взаимодействие государственных, региональных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса, и гражданского сообщества; отсутствие долгосрочного планирования и запаздывающий характер управления; недостаточное развитие обратных связей в управлении, неопределенность приоритетов развития, слабость системы стимулирования инноваций; низкая наукоемкость управления, использование традиционных методов и управленческих процедур; нескоординированность действий различных подразделений органов управления физической культурой и спортом.
Результаты проведенного исследования выявили ряд противоречий,
сложившихся в муниципальной системе физической культуры и спорта города Екатеринбурга между необходимостью стратегического управления и ситуационным управлением с ориентацией на требования сегодняшнего дня и между потребностью муниципальной системы физической культуры и спорта в развитии и отсутствием эффективных механизмов управления этим процессом.
Поиски разрешения противоречий, как в теоретическом, так и в практическом планах привели нас к необходимости рассмотреть проблему повышения эффективности управления муниципальной системой физической культуры и спорта, опираясь на методологию и технологию стратегического управления.
Поскольку в основу развития города Екатеринбурга положена методология стратегического планирования и инвестиции в человеческий капитал, разработан стратегический план города, определены 8 приоритетных направлений, а на их основе предложены 27 стратегических программ, которые реализовываться через систему конкретных стратегических проектов, и главной стратегической целью является -улучшения качества жизни горожан. Следовательно, для успешного достижения поставленных целей и реализации задач развития муниципалитета необходимо проектировать стратегическую программу развитие муниципальной системы физической культуры и спорта.
Разработка стратегической программы это многозначный, сложный процесс определения того, какой муниципальная система физической культуры и спорта должна стать в обозримом будущем. Стратегическая программа «Екатеринбург спортивный» - это прогнозный документ, интегрирующий взаимообусловленные цель и задачи развития физической культуры и спорта города, конкурентные возможности, стратегические ориентиры и основные организационные действия, включая стратегические проекты, направленные на обеспечение в долгосрочной перспективе (2012 -2025 гг.) устойчивого и динамичного развития муниципальной системы
физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни и потребностей у населения к регулярным занятиям спортом, не выходящие за пределы избранной городской политики.
Методологическую основу программы составили:
- современная парадигма приоритета человека как главной ценности, детерминирует сопряжение индивидуального и типологического подходов в процессе физической подготовки; (понимаемую как совокупность конкретных черт его социальной, психологической, морфофункциональной и онтогенетической неповторимости);
- конверсия высоких технологий спортивный подготовки в массовый спорт, что создает условия для интенсификации физической подготовки человека;
- амбивалентность (разнонаправленность целей) организации спорта: массовый спорт и спорт высших достижений;
- полифункциональный характер физической культуры и спорта.
Основными принципами развития физической культуры и спорта
Екатеринбурга определены: приоритетность интересов населения города; партнерство при достижении стратегических целей; учет постиндустриальных тенденций развития; использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ и технологий; устойчивое развитие.
Разработка стратегической программы проводилась с использованием совокупности научных методов (цивилизационный подход, структурно-функциональный анализ, трендовый анализ, прогнозирование, выявление и структурирование проблем, метод экспертной оценки, использование эффектов групповой работы, программно-целевой подход и другие), что позволило сделать ее научно обоснованной.
В формировании стратегической программы «Екатеринбург спортивный» выделены три этапа.
На первом этапе исследования основная работа была направлена на
формирование тематической (рабочей) группы, которой был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования систем физической культуры и спорта в Российской Федерации, регионах, городах, проанализированы стартовые возможности и условия развития физической культуры и спорта, выявлены позитивные и негативные тенденции ее развития, изучены цели, задачи и основные направления стратегии развития муниципалитета на период до 2025 года.
На втором этапе был определен методический подход к разработке стратегической программы «Екатеринбург спортивный», проведены аналитические работы по определению главной цели и задач. Творческий коллектив, состоящий из представителей науки, бизнеса, общественных спортивных объединений, спортивных организаций и представителей органов власти, собирал, анализировал и обобщал материалы, необходимые для составления стратегической программы развития физической культуры и спорта Екатеринбурга. В ходе исследования была разработана и предложена стратегическая программа «Екатеринбург спортивный», которая будут реализовываться через систему конкретных стратегических проектов: «Стадион во дворе», «Зимние виды спорта - второе дыхание», «Спортивный Олимп» и представлена к защите на Координационном и программном стратегических Советах сформированных администрацией Екатеринбурга.
Третий этап разработки заключался собственно в завершающем составлении стратегической программы. Был подготовлен текст стратегической программы, который в дальнейшем стал неотъемлемой частью стратегического плана Екатеринбурга. Данная программа непосредственно связана с целевым вектором стратегического направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала», методологические подходы, цели, целевые индикаторы, приоритеты, и основные задачи конвергентны с долгосрочной государственной политикой в области развития физической культуры и спорта и основными правовыми и программно-нормативными документами Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020г.», «Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта».
Стратегической целью программы «Екатеринбург спортивный» является создание условий, обеспечивающих населению города возможности систематически заниматься физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жизни, повышать статус России как ведущей спортивной державы.
Задачи стратегической программы:
- формирование у населения устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культуры и спортом, здоровому образу жизни;
- развитие инфраструктуры, материально-технической базы для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, спортом высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва;
- модернизация системы развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
- формирование кадрового, научного, научно-методического и медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта;
- совершенствование системы пропаганды и агитации здорового образа жизни.
Достижение обозначенных цели и задач означает формирование качественно нового образа будущего города Екатеринбурга к концу следующего десятилетия, население которого ведет здоровый образ жизни, активно занимается физической культурой и спортом и успешно представляет Россию на международной спортивной арене.
Проведенный SWOT анализ позволил выявить, что улучшение социально-экономического положения города Екатеринбурга в период 20032013 гг. положительно сказались на преодолении негативных тенденций в
сфере физической культуры и спорта, наблюдавшиеся в 90-е годы. На данном этапе в Екатеринбурге, как в целом на всей территории Российской Федерации удалось не только приостановить кризисные проявления, но и улучшить основные показатели развития физической культуры и спорта, создав фундамент для дальнейших, более активных и целенаправленных действий в этом направлении.
За последнее время, в развитии муниципальной системы физической культуры и спорта наметились следующие положительные тенденции: систематический рост численности занимающихся физической культурой и спортом; увеличение численности физкультурных кадров; диверсифицированное развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; рост количества официальных соревнований российского и международного уровней, проводимых в Екатеринбурге; устойчивая положительная динамика завоеванных медалей спортсменами города на чемпионатах и первенствах Мира, Европы, России; увеличение ассигнований на развитие физической культуры и спорта.
Однако наряду с положительными тенденциями невозможно не признать ряд проблем, требующих неотложного решения: недостаточный уровень вовлеченности населения города в регулярные занятия физической культурой и спортом; несоответствие уровня материально-технической базы современным требованиям; низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями (особенно плавательными бассейнами, крытыми ледовыми кортами, сертифицированными лыжными трассами); снижение количества занимающихся в системе спортивных школ зимними олимпийскими видами спорта.
Сильные стороны города:
- стабильный долговременный рост показателей развития физической культуры и спорта, при этом темпы роста данной отрасли города Екатеринбурга являются более высокими, чем в целом по Российской Федерации;
- повышение уровня мотивации и интереса населения к занятиям физической культурой и спортом;
- диверсификация организаций спортивной направленности и спортивных сооружений умножило культурный потенциал города и спектр предлагаемых горожанам спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;
- сформировавшиеся система подготовки спортивного резерва, в том числе олимпийского резерва;
- высококвалифицированный кадровый потенциал, сложившиеся общепризнанные тренерские школы и высокая концентрация на территории города отраслевых вузов определят в будущем большие возможности трудовых ресурсов отрасли;
- насыщенность городского пространства спортивными соревнованиями и физкультурно-оздоровительными мероприятиями позволяет позиционировать город Екатеринбург как российский и международный спортивно-туристический центр;
- использование программно-целевого подхода в развитии физической культуры и спорта.
Слабые стороны города:
- количество занимающихся физической культурой и спортом в городе Екатеринбурге, как в целом и в Российской Федерации, значительно ниже, чем в развитых странах (71% населения Екатеринбурга, в том числе 34 % детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом);
- высокая степень физического и морального износа основных фондов учреждений физической культуры и спорта;
- недостаточное обеспечение спортивными объектами, низкая пропускная способность спортивных сооружений;
- значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии спортивных технологий;
- коммерциализация отрасли физической культуры и спорта: рост числа и удорожание платных услуг, сокращение ее финансирования со стороны бизнес-сообщества города при недостаточном, хотя и стабильном, муниципальном финансировании;
- низкий уровень оплаты труда и как следствие дефицит и старение тренерско-преподавательского состава, миграция лучших специалистов в другие регионы;
- низкий уровень социальной защищенности спортсменов, отток высококвалифицированных спортсменов;
- стагнация показателей, характеризующих развития зимних видов спорта.
Угрозы городу:
- усиление конкуренции в спорте высших достижений не только на международном уровне, со стороны других городов Российской Федерации, но и со стороны муниципалитетов Уральского региона;
- отставание в развитии и внедрении современных спортивных технологий;
- низкая инвестиционная активность строительства спортивных объектов со стороны федеральных и региональных органов власти и бизнес-сообщества. Если не изменить сложившуюся ситуацию и подходы к организации и финансированию физической культуры и спорта, созданию федеральных и региональных центров олимпийской подготовки, то будет фактически законсервирована традиционная практика подготовки спортивного резерва, по своему спортивному уровню и качеству сильно уступающая зарубежной;
- неравные возможности (расслоение) в сфере потребления спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;
- ухудшение общей экономической ситуации в стране, влияние финансового кризиса и как следствие ограниченная платежеспособность населения.
Возможности города:
- выгодное географическое положение на границе Европы и Азии на пересечении трансконтинентальных потоков, наличие эффективного железнодорожного транспорта, международного транспортно-логистического узла, развитая городская инфраструктура создает потенциальные возможности города Екатеринбурга на обслуживание внутренних и международных рынков физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- континентальный климат с холодной и продолжительной зимой, сложившиеся традиции, получившие мировое признание тренерские школы и технологии подготовки спортсменов способствуют развитию зимних видов спорта;
- емкий внутренний потребительский рынок, наличие платежеспособного внутреннего спроса на физкультурно-оздоровительные услуги у населения города, подтверждаемые как реальным растущим уровнем спроса, так и социологическими опросами;
- развитие новых видов и форм физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности населения, с увеличением доли активного и экстремального отдыха, что соответствует мировым тенденциям.
Программные мероприятия:
- приобщение горожан к систематическим занятиям физическими упражнениями и массовым спортом, к здоровому образу жизни;
- осуществление многоуровневого подхода к размещению объектов спорта:
первый уровень - обеспечивает шаговую доступность населения к спортивному объекту для занятий (многокомплексные спортплощадки, велотрассы, тропы здоровья, лыжные трассы и др.);
второй уровень - обеспечивает занятия населения по интересам, с учетом спортивной специализации (комплексные спортивные сооружения,
залы, бассейны, хоккейные корты, специализированные спортивные сооружения);
третий уровень - обеспечивает занимающимся возможность совершенствовать спортивное мастерство и проводить массовые спортивно-зрелищные соревнования и мероприятия различного масштаба (спортивные сооружения, соответствующие международным стандартам);
- создание условий для организации и проведения на территории Екатеринбурга крупнейших международных, российских и региональных спортивных соревнований: удовлетворение интересов и потребностей спортивно-зрелищного характера;
- формирование современной технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биотехнологий, медицины, нанотехнологий и управления;
- модернизация системы детско-юношеского спорта, включая нормативно-правовое, организационно-управленческое, финансовое, материально-техническое, научно-методическое, кадровое обеспечение;
- содействие развитию спорта высших достижений и профессионального спорта;
- обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использование механизмов финансирования и софинансирования строительства объектов спорта с привлечением средств федерального, регионального, муниципального бюджетов и частного капитала;
- формирование качественной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
- создание системы непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта;
- создание инфраструктуры физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения, рекреационных территорий с учетом социальных нормативов.
Ожидаемые результаты:
- создание условий, обеспечивающих жителям города возможности регулярно заниматься физической культурой и массовым спортом и вести здоровый образ жизни;
- увеличение доли жителей регулярно занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения города с 29% до 30% к 2020 году и приближение по этому показателю к показателям, характерных для ведущих мировых спортивных держав;
- увеличение доли жителей (детей в возрасте от 6 до 15 лет), занимающихся в специализированных образовательных спортивных учреждениях от общей численности числа данной возрастной категории с 24% до 30% в 2020 году;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом от общей численности данной группы населения с 2,9% до 10% 2020 году;
- увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры;
- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: плоскостные сооружения с 18,3% до 25% в 2025 году; спортивные залы с 37,3% до 45% в 2025 году; бассейны с 9,2% до 15% в 2025 году;
- осуществление эффективного планирования, программирования и оптимального управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью на всех этапах подготовки спортсменов (детско-юношеский спорт, студенческий спорт, спорт высших достижений);
- достойное выступление спортсменов Екатеринбурга на чемпионатах и первенствах Российской Федерации, Европы, мира и олимпийских играх.
Важнейшим достижением реализации стратегической программы «Екатеринбург спортивный» будет улучшение качества и благосостояния жизни горожан, укрепление и развитие человеческого потенциала населения. Создание в городе Екатеринбурге физкультурно-спортивного комплекса, комплексно-критериальным ориентиром которого должны стать развитая инфраструктура, современные технологии и мировая конкурентоспособность физкультурно-оздоровительных, зрелищных и спортивных услуг на основе строительства новых и реконструкции действующих спортивных сооружений, создание современной системы подготовки и переподготовке кадров, внедрение новых информационных технологий и инноваций, обеспечивающих пропаганду и здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта: монография / В.В. Новокрещенов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 380 с.
2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов /В.В. Галкин - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с. (Высшее образование).
3. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона: Монография- Н.Новгород: НИМБ, 2002.- 262 с.
4. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: учебное пособие /В.Н. Зуев. - М.: Физическая культура, 2006. - 400 с.
5. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. - М.: Экономика, 2002. -702 с.
6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. /Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 526 с.
7. Муниципальное управление: Справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А.Н. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, XVIII, 2006. - 718 с.
8. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
9. Программно-целевое управление развитием образования: опыт проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. - 256 с.
10. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.
11. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 605 с.
12. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. - 384 с.
13. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография / А.А. Предельский. - Физическая культура, 2008. - 128 с.
14. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие /под ред. Е.В. Кузьмичевой. - М.: Физическая культура, 2008. - 408 с.
References:
1. Cooperation of the parties in the management of a regional system of physical culture and sports: monograph / VV Novokreschenov. - Izhevsk: Publishing IzhSTU, 2006. - 380 p.
2. Economy and management of physical culture and sports: a manual for higher educational institutions /V.V. Galkin - Rostov n / d: Phoenix, 2006. -448 p. (Higher Education)
3. Egorshin A.P., Zaitsev A.K. The quality of life of the population of the region: Monograph - Nizhny Novgorod: NIMB, 2002. - 262 p.
4. Zuev V. Management and managers of domestic sphere of physical culture and sports: a tutorial /V.N. Zuev. - M.: Physical Education, 2006. -400 p.
5. Lvov D.S., Porshnev A.G. Management of social and economic development of Russia: concepts, goals, mechanisms. - M.: Economics, 2002.
- 702 p.
6. Management, marketing and economics education: Textbook. - 2nd ed., Rev. / Ed. A.P. Egorshina, N.D. Nikandrova. - Nizhniy Novgorod: Nimba 2004. - 526 p.
7. Municipal Management: A Reference Guide / V.V. Ivanov, A. Korobov
- 2nd ed., Ext. - M.: INFRA-M, XVIII, 2006. - 718 p.
8. Municipal Management: Tutorial / V. Parakhina, Ye.V. Galeev, L. Ganshina. - M.: KNORUS, 2007. - 496 c.
9. Programme-oriented management of the development of education: experience of problems and prospects: A Handbook for heads of educational institutions and territorial education systems / Ed. A.M. Mosaic. - M.: Pedagogical Society of Russia; The Moscow branch, 2001. - 256 p.
10. Pereverzin I.I. Art of sports management. - M.: Soviet Sport, 2004. -416 p.
11. Strategic management: state, city, company / Ed. D.S. Lviv, A.G. Granberg, A.P. Egorshina; OON RAS, NIMB. - M.: ZAO «Publisher» Economy», 2004. - 605 p.
12. Hridina N. Conceptual and terminological dictionary: Education of Management as a social system. - Yekaterinburg: Ural Publishing House, 2003. - 384 p.
13. Physical culture and sports in the municipality: monograph / A. Predelsky. - Physical Culture, 2008. - 128 p.
14. Economics of Physical Culture and Sports: Textbook / Ed. Ye.V. Kuzmichova. - M.: Physical Education, 2008. - 408 p.