УДК 796.062 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-33-42
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.Х. Мамадиев
Обоснована актуальность проектирования системы управления физической
культурой и спортом на основе положений регионального подхода. Представлена экс-
траполяция социально-экономических идей регионализации в область функционирова-
ния физической культуры как социальной сферы. Раскрыта региональная социокуль-
турная специфика Чеченской Республики и конкретизированные принципы регионали-
зации управления физической культурой.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, управление развитием, регио-
нализация, региональный подход, принципы управления на основе регионализации,
Чеченская Республика.
REGIONAL APPROACH TO DESIGNING
A SYSTEM FOR MANAGING THE
DEVELOPMENT OF PHYSICAL
CULTURE AND SPORT
Mamadiev A.Kh., candidate of economic sci-
ences, head of department, max15.68@
mail.ru, Russia, Grozny, Millionshchikov
Grozny State Oil Technical University
The relevance of designing a system of physi-
cal culture and sports management based on
the provisions of the regional approach is
substantiated. The extrapolation of socio-eco-
nomic ideas of regionalization to the field of
functioning of physical culture as a social
sphere is presented. The regional socio-cul-
tural specifics of the Chechen Republic and
the specified principles of the regionalization
of physical culture management are revealed.
Key words: physical culture and sports, devel-
opment management, regionalization, regional
approach, management principles based on
regionalization, Chechen Republic
Мамадиев Алик Хожахметович, канд. экон.
наук, зав. кафедрой, max15.68@mail.ru, Россия, Грозный,
Грозненский государственный нефтяной технический
университет имени акад. М.Д. Миллионщикова
Развитие физической культуры и
спорта – одно из важнейших общегосу-
дарственных направлений Правительства
Российской Федерации. Физическая
культура и спорт – одна из наиболее зна-
чимых отраслей народного хозяйства в
силу своего предназначения, связанного
с удовлетворением важнейших потреб-
ностей общества: здоровье, активный об-
раз жизни, физическое и психическое со-
стояние, высокий уровень работоспособ-
ности населения [5, 9, 10, 11]. В свою
очередь, эффективное функционирова-
ние и прогрессивное развитие любой со-
циальной сферы, включая систему физи-
ческой культуры и спорта, в значительной степени определяется историче-
ским периодом, уровнем науки и техники, существующими технологиями
деятельности, спецификой населения и т. д. Соответственно, не теряют
актуальности вопросы обновления, модернизации системы управления
функционированием и развитием этих сфер человеческой деятельности.
При этом в разные периоды, в разных социально-экономических и гумани-
тарных условиях ключевую значимость приобретают различные методоло-
гические подходы к построению указанной системы управления.
В настоящее время важным и перспективным в данном аспекте
подходом представляется региональный подход. Доказана значимость и
перспективность идеи регионализации при организации социально-педаго-
гических исследований, при проектировании способов совершенствования
соответствующих явлений и процессов для обеспечения их гуманизации и
культуросообразности [3, 7, 8, 14 и др.]. Однако сущность и ключевые по-
ложения регионального подхода раскрыты учеными, прежде всего, в кон-
тексте экономических и социологических исследований [4, 6, 7, 12 и др.],
их экстраполяция в иные сферы науки и практики, включая сферу управ-
ления физической культурой и спортом, не завершена.
Цель исследования – разработать регионализационные положения
концепции совершенствования человеческих ресурсов физической куль-
туры и спорта.
Процесс ее достижения строился как последовательное решение
следующих задач исследования:
– уточнить базовые положения регионального подхода и его потен-
циал применительно к системе управления физической культурой и спор-
том;
– раскрыть этнорегиональные особенности Чеченской Республики
(ЧР), значимые для совершенствования системы управления физической
культурой и спортом;
– разработать совокупность принципов совершенствования системы
управления физической культурой и спортом на основе регионального
подхода.
Характер поставленных задач обусловил выбор и использование
исключительно общенаучных теоретических методов исследования: ана-
лиза и синтеза, конкретизации и систематизации, абстрагирования, а также
теоретического моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Региональный под-
ход, строго говоря, не является методологическим подходом в научном
плане. Регионализиция – принцип экономики, а также принцип конструи-
рования определенной части содержания образования [12, 13]. Методоло-
гически существуют принципы и подходы, логически связанные с регио-
нализацией, – это принципы культуросообразности и природосообразно-
сти, социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Тем не ме-
нее, считаем возможным говорить о региональном подходе как метаприн-
ципе. Основанием для этого выступают следующие положения:
– эффективность человеческих ресурсов (человеческий капитал)
значительно детерминируется этнорегиональными факторами: ментально-
стью народа (традиции и культура, включая отношение к труду, семье,
праву, религии и пр.), качеством и уровнем образования, уровнем здоро-
вья, структурой и содержанием экономической жизни региона и т. п. [2];
– все факторы, обусловливающие эффективность функционирова-
ния и развития физической культуры и спорта (как впрочем, вероятно,
любой социальной сферы, отрасли экономики), имеют разные характери-
стики и проявления в разных регионах [1].
Безусловно, оба положения взаимосвязаны, однако можно выделить
некоторые аспекты их отдельного друг от друга рассмотрения. Прежде
всего актуализируем регионализацию в контексте нашего исследования.
Как отмечает Е.Н. Якубова, регионализация, являясь одним из стратегиче-
ских направлений современных социально-экономических процессов Рос-
сии, определяется спецификой федерального устройства нашей страны и
особенностями политических целеориентиров советского периода ее исто-
рии. Внимание к региональному подходу, таким образом, усиливающееся
в последние годы, обусловлено обострением региональной проблематики,
как следствия предыдущих тенденций и явлений гиперунификации и
сверхстандартизации социальной (в том числе, образовательной) [14].
Теперь кратко остановимся на ключевом в данном аспекте понятии
– регион. Как отмечает П.С. Черкасов, данное понятие определяется с
нескольких позиций, от которых зависит, в том числе, признаваемая сте-
пень значимости региональных факторов, характеристик и т. п. для орга-
низации тех или иных процессов. Таковыми позициями являются: терри-
ториальный, экономический, социальный, социально-экономический,
управленческий и административный подходы. Их анализ показывает, что
подходы по некоторым позициям пересекаются, но имеют и собственные
грани рассмотрения региона и региональности. В современной науке
регион определяется на основе системных позиций, комплексно и междис-
циплинарно: «часть территории страны, которая характеризуется комплек-
сом присущих ей признаков: природно-географическое единство, общ-
ность хозяйственных структур и экономической деятельности, а также
этническая, языковая, конфессиональная и культурная общность населе-
ния» [12]. Указанные признаки (критерии) позволяют выделить те харак-
теристики человеческих ресурсов, которые имеют региональную специ-
фику и должны учитываться при проектировании процесса их совершенст-
вования. Заметим, что не всегда и не все критерии обязательно должны
учитываться при выделении региона [4, 12]. Однако, с точки зрения плани-
рования ресурсного управления, процесса совершенствования человече-
ских ресурсов физической культуры и спорта именно в ЧР, важным (пер-
спективным) представляется понимание Европейского союза: «регион –
это такая административно-территориальная единица государства, в кото-
рой действуют региональные институты власти с определенными полно-
мочиями, компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами
для их реализации» [12].
Итак, регион – это территория, обладающая единым социальным,
экономическим, культурным, естественноисторическим и политическим
пространством, характеризующаяся своеобразием природных условий,
этнорелигиозным составом населения, его бытовыми традициями, специа-
лизацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структу-
рой рабочих мест, социальной инфраструктурой, дифференцированным
уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией
политико-административного управления; являющаяся и объектом госу-
дарственного управления, и его субъектом: региональные органы власти
осуществляют контроль над деятельностью подведомственных организа-
ций, регулирование политико-административной, социальной и производ-
ственной инфраструктуры региона [6].
Регионализация социальных процессов, явлений, систем (включая
образовательные, что важно, поскольку физическая культура и спорт во
многом являются образовательной системой) может осуществляться в двух
основных направлениях (предпочтительно, во взаимосвязи): содержатель-
ном и методическом. Первое направление предполагает региональное кон-
струирование части содержания деятельности (содержания образования,
содержания и видов физкультурно-спортивной деятельности, содержания
управления физкультурно-спортивными процессами и явлениями), второе
– регионально обусловленный отбор наиболее эффективных методов, тех-
нологий, форм деятельности, воздействия, взаимодействия [3].
Опираясь на мнение М.В. Рыжакова, относительно регионализации
образования [8], а также на описанные в научных исследованиях тенден-
ции, цели и потенциальные эффекты регионализации образования [7],
можно определить следующие функции регионального компонента сис-
темы совершенствования человеческих ресурсов отрасли «физическая
культура и спорт»:
– формирование и закрепление регионального содержания как ком-
понента государственной политики и практики работы системы подго-
товки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров региона, про-
свещения и мотивации населения в области физкультурно-спортивной дея-
тельности;
– устранение единых научно-методических подходов к определе-
нию направлений и содержания процесса образовательного совершенство-
вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта;
– обеспечение вариативности процесса образовательного совершен-
ствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта: как в со-
держательно-методическом плане, так и при выделении субъектов и объ-
ектов, режимов и форм подготовки и переподготовки;
– оптимизация и унификация с учетом федерального компонента
средств контроля и оценки качества результатов проектируемого процесса;
– обеспечение полноценного учета полиэтничности российского
общества (соответствующих ценностных, морально-нормативных характе-
ристик, сложившихся предпочтений в видах профессиональной деятельно-
сти и формах досуга, особенностей взаимодействия и пр.), создание воз-
можностей для более эффективного межэтнического взаимодействия и со-
хранения единой, наднациональной общности россиян;
– обеспечение реализации положений этнопедагогики, семейной
педагогики.
П.С. Черкасов называет два ключевых, взаимосвязанных принципа
региональных исследований (исследований на основе регионального под-
хода): дифференциация, как изучение региональных различий одного и
того же явления, и локализация, как изучение взаимосвязи территориально
локализованных комплексов разных явлений. Заметим, что принципиаль-
ным постулатом, отражающим сущность регионального подхода в науке,
представляется следующий: выделение всей совокупности факторов (лич-
ностных, социальных, экономических и пр.), которые являются специфи-
ческими для региона и могут оказывать существенное влияние на изучае-
мое явление [11].
С.А. Архипова, выделяя факторы развития физической культуры с
позиции системного подхода, отмечает, что отрасль «является открытой
системой и ее развитие зависит не только от изменения внешних условий
функционирования, но и от разрешения внутренних противоречий» [1].
В свою очередь, и внешние условия, и внутренние противоречия (как не-
соответствие должного и имеющегося), бесспорно варьируются в разных
регионах. Более того, в разных регионах различны как причины возникно-
вения одних и тех же проблем, так и наиболее действенные способы их
решения. Таким образом, в социальной сфере оптимизационный подход не
применим без подхода регионального. Это как раз и связано с перечнем
факторов (организационно-педагогических по версии С.А. Архиповой),
детерминирующих создание условий развития физической культуры и
спорта:
1. Правовые факторы: существует единое нормативно-правовое
обеспечение физкультурно-спортивной деятельности, функционирования
физической культуры и спорта в государстве, оно может дополняться на
уровне субъектов федерации, но не принципиально. Однако не секрет, что
исполнение законов, распоряжений и т. д. имеет свои отличия на местах,
связанные как раз с региональной, прежде всего, культурной, спецификой.
2. Экономические факторы: общие для всех отраслей экономики
(уровень безработицы, инфляция, среднедушевые доходы населения и др.),
специфические для физической культуры и спорта (динамику ассигнова-
ний на развитие физической культуры и спорта со стороны государства;
уровень зарплаты работников физической культуры и спорта; предостав-
ление налоговых льгот физкультурно-спортивным организациям и т. п.).
Очевидно, что почти каждый из названных факторов имеет специфику
проявления в разных регионах РФ (за исключением, возможно, инфляции
и налоговых льгот).
3. Факторы социальной среды (социальные факторы). Население
региона, а конкретнее, демографическая (половая и возрастная) структура
населения, существенно определяет возможности вовлечения жителей в
физкультурно-спортивную деятельность.
4. В данном же ряду фактором необходимо назвать и уровень обра-
зования, культурный уровень населения, общий уровень культуры обще-
ства, социальные ценности и нормы и т. п., поскольку все это существенно
определяет интерес к физической культуре и спорту как сфере досуга и
профессиональной деятельности, средству воспитания и социализации
личности.
Наряду с факторами создания условий для развития отрасли, автор
анализирует и факторы собственно развития физической культуры и
спорта. Среди них в качестве ключевого С.А. Архипова рассматривает
кадровый потенциал отрасли, количественные и качественные характери-
стики которого, как подсказывает логика, регионально специфичны. Важ-
ным для нашего исследования выводом, сделанным С.А. Архиповой, явля-
ется заключение о том, что деятельность по управлению развитием физи-
ческой культуры и спорта в значительно степени является региональной,
однако не все факторы могут управляться на региональном уровне. В связи
с этим региональный подход к обеспечению развития и функционирования
физической культуры и спорта должен трансформироваться в деятельность
по управлению факторами, обеспечивающими ресурсную основу развития
отрасли.
В заключение обобщим описание регионального подхода определе-
нием его сущности и назначения, сформулированного В.В. Мирошниченко
применительно к образованию: «Региональность в образовательной поли-
тике означает ее направленность на создание целостной системы учрежде-
ний, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы в соот-
ветствии со структурой экономики региона и удовлетворение всей сово-
купности образовательных потребностей его жителей. И тогда современ-
ная региональная система образования будет строиться не на обособлении
региона от центра и других регионов с тем, чтобы самостоятельно решать
вопросы развития образования, а идти по пути сотрудничества с центром
для решения задач ресурсного обеспечения деятельности региональной
системы образования (правового, нормативного, научно-методического,
материально-технического и др.)» [7].
Итак, региональный подход обусловливает учет региональных со-
циально-экономических реалий (практикоориентированность), региональ-
ных социально-культурных особенностей (культуросообразность), регио-
нальных особенностей личностного компонента человеческих ресурсов
(индивидуально-личностная ориентированность). В контексте данного
исследования значимыми могут стать следующие этнорегиональные осо-
бенности (социальные, личностные) ЧР, выявленные теоретически и эмпи-
рически:
– моноэтнический состав республики – важно формирование поли-
культурной компетентности, толерантности, для чего следует включать в
содержание физкультурно-спортивной деятельности, функционального
образования человеческих ресурсов физической культуры и спорта, эле-
менты физической культуры других народов РФ, благодаря чему появля-
ется дополнительная возможность повышения разнообразия, вариабельно-
сти физкультурно-спортивной деятельности (содержания физического
воспитания);
– высокий (выше среднего по РФ) уровень религиозности, причем
именно среди молодежи – целесообразно апеллирование к Корану, к пра-
вилам и нормам ислама для стимулирования здорового образа жизни, вос-
питательной активности родителей, интериоризации олимпийских ценно-
стей молодежью и т. д.;
– высокий (выше среднего по РФ) авторитет «старших» – целесооб-
разна активизация родительской общественности (взрослых вообще) для
физического и спортивного воспитания молодежи, возможно расширение
состава волонтеров за счет взрослого населения, повышена эффективность
использования методов прямого воздействия («так не делай, это плохо»,
«так делай, это хорошо»);
– более значимая (по сравнению со средней в РФ) роль мужчины в
семье, роль отца как авторитета – целесообразен акцент на активизацию
отцов как участников педагогического взаимодействия;
– большая (по сравнению со средней по РФ) распространенность
многопоколенческих семей – перспективно активное использование вос-
питательного ресурса бабушек и дедушек, активизация их как участников
педагогического взаимодействия.
Процессы регионализации, происходящие в социальной сфере,
формирующиеся в настоящий период положения научной регионазации
и т. д., применительно к предмету нашего исследования позволяют опре-
делить регионализационные (в аспекте культуросообразности) положения
концепции совершенствования человеческих ресурсов физической куль-
туры и спорта (регионально-специфические принципы).
Принцип содержательной региональности – выбор стимулов для
участия в физкультурно-спортивной деятельности (содержания мотиваци-
онной деятельности), проектирование содержания процесса совершенство-
вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта осуществля-
ется с использованием регионального компонента (ментальных особенно-
стей населения, региональных традиций, национальных форм и видов фи-
зической культуры и спорта).
Принцип организационно-методической региональности – выбор
форм организации процесса совершенствования человеческих ресурсов
физической культуры и спорта, методов функционального образования
субъектов физкультурно-спортивной деятельности определяется с учетом
региональной специфики человеческих ресурсов (этнокультурных особен-
ностей) и социально-экономических возможностей региона.
Принцип критериальной региональности (региональной критери-
альности) – учет социокультурных особенностей региона, его социально-
экономического положения, этнокультурных установок, интересов,
потребностей и пр. при проектировании системы эффективности функцио-
нирования физической культуры и спорта, эффективности совершенство-
вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта.
Принцип интеграции традиций и инноваций – проектирование
содержания физкультурно-спортивной деятельности как основы реализа-
ции функций физической культуры и спорта, к которым осуществляется
подготовка человеческих ресурсов, базируется на гибком сочетании и
единстве традиционных для региона (популярных в регионе) форм и видов
физкультурно-спортивной деятельности, национальных видов спорта и
систем физического воспитания, с одной стороны, и современных средств
физической культуры и спорта (в широком смысле), а также физкультур-
ного достояния других народов РФ, с другой стороны.
Выводы. Проведенные теоретические изыскания подтверждают
перспективность опоры на положения регионального подхода для проек-
тирования системы управления развитием физической культуры и спорта.
При этом значимыми факторами эффективности данного процесса могут
рассматриваться социокультурные особенности региона, включая этноре-
гиональные характеристики, определяющие перспективные направления,
средства и методы работы с человеческими ресурсами физической куль-
туры и спорта. Вклад регионального подхода в проектирование современ-
ной системы управления человеческими ресурсами физической культуры и
спорта (с учетом его имманентных принципов (культуросообразность,
поликультурность, практикоориентированность, традиционализм, семей-
ная педагогика)) заключается в том, что он задает специфические требова-
ния к отбору содержания субъектов совершенствования.
Список литературы
1. Архипова С.А. Классификация факторов, обусловливающих раз-
витие физической культуры и спорта // Известия Тульского государствен-
ного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3–2. С. 161–166.
2. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор разви-
тия или деградации? : монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. 252 с.
3. Костин А.К. Регионализация образования – стратегическое на-
правление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26.
4. Кудынцев П. Регион как объект социально-экономического ана-
лиза [Электронный ресурс]. URL: http://www.topknowledge.ru (дата обра-
щения: 23.11.2021).
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб-
ник. М.: Советский спорт, 2011. 464 с.
6. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе:
теоретико-методологические основы исследования // Социолологические
исследования. 2006. № 8 (268). С. 25–34.
7. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональной
системы образования. 2013. №2 (2). С. 13–22.
8. Рыжаков М.В. Федеральный и национально-региональный ком-
понент // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 44.
9. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве
России: монография / С.В. Алексеев [и др.]. М.: Еврошкола; Воронеж:
РИТМ, 2017. 520 с.
10. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры
и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государствен-
ного университета. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 273–279.
11. Хазова С.А., Платова Н.Э. Подготовка конкурентоспособных
специалистов как фактор развития физической культуры и спорта // Бюл-
летень Владикавказского института управления. 2017. № 52. С. 118–141.
12. Черкасов П.С. Регион как социально-экономическая система //
Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46). С. 212–214.
13. Эбзеев М.М., Кубеков Э.А., Кочкаров Э.Э. Подготовка студен-
тов факультета физической культуры к реализации принципа регио-
нализации // Проблемы современного педагогического образования. 2016.
№ 53–3. С. 317–323.
14. Якубова Е.Н. Региональный компонент в образовании (аналити-
ческий обзор) [Электронный ресурс]. URL: http://www.akipkro.ru/2009-08-
20-00-15-52/139-2009-08-20-00-04-21/1009-biblioteka295.html (дата обраще-
ния: 23.11.2021).
References
1. Arhipova S.A. Klassifikaciya faktorov, obuslovlivayushchih razvitie
fizicheskoj
kul'tury i sporta [Classification of factors that determine the development of
physical culture
and sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye
nauki [News
of the Tula State University.
Humanitarian sciences]. 2011. No. 3–2. P. 161–166.
2. Korchagin Yu.A. Rossijskij chelovecheskij kapital: faktor razvitiya ili
degradacii?
[Russian human capital: a factor of development or degradation?]: monograph.
Voronezh:
TSIRE, 2005. 252 p.
3. Kostin A.K. Regionalizaciya obrazovaniya – strategicheskoe napravlenie
obrazo-
vatel'noj politiki [Regionalization of education – a strategic direction of
educational policy] //
Pedagogika [Pedagogy]. 2005. No. 8. P. 26.
4. Kudyncev P. Region kak ob"ekt social'no-ekonomicheskogo analiza [Region as an
object of socio-economic analysis] [Electronic resource]. URL:
http://www.topknowledge.ru
(date of access: 11/23/2021).
5. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodol-
ogy of physical culture]: textbook. M.: Soviet sport, 2011. 464 p.
6. Lapin N.I. Region, ego status i funkcii v rossijskom obshchestve:
teoretiko-meto-
dologicheskie osnovy issledovaniya [Region, its status and functions in the
Russian society:
theoretical and methodological foundations of the study] // Sociolologicheskie
issledovaniya
[Sociological research]. 2006. No.
8 (268). P. 25–34.
7. Miroshnichenko V.V. Obshchie tendencii razvitiya regional'noj sistemy
obrazova-
niya [General trends in the development of the regional education system].
2013. No. 2 (2).
P. 13–22.
8. Ryzhakov M.V. Federal'nyj i nacional'no-regional'nyj component [Federal and
national-regional component] // Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards
and moni-
toring in education]. 2002. No. 1. P. 44.
9. Fizicheskaya kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve Rossii
[Physical cul-
ture and sport in the educational space of Russia]: monograph / S.V. Alekseev
[et al.]. M.: Eu-
roschool; Voronezh: RITM, 2017. 520 p.
10. Hazova S.A. Upravlenie razvitiem sfery fizicheskoj kul'tury i sporta v
Rossii: ka-
drovyj aspekt [Management of the development of the sphere of physical culture
and sports in
Russia: personnel aspect] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta.
Pedagogika
i psihologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Pedagogy and
psychology]. 2010.
No. 1. P. 273–279.
11. Hazova S.A., Platova N.E. Podgotovka konkurentosposobnyh specialistov kak
faktor razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Training of competitive
specialists as a factor in
the development of physical culture and sports] // Byulleten' Vladikavkazskogo
instituta
upravleniya [Bulletin of the Vladikavkaz Institute of Management]. 2017. No.
52. P. 118–
141.
12. Cherkasov P.S. Region kak social'no-ekonomicheskaya sistema [Region as a
so-
cio-economic system] // Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern
economics].
2013. No. 2 (46). P. 212–214.
13. Ebzeev M.M., Kubekov E.A., Kochkarov E.E. Podgotovka studentov fakul'teta
fizicheskoj kul'tury k realizacii principa regionalizacii [Preparation of
students of the faculty
of physical culture for the implementation of the principle of regionalization]
// Problemy so-
vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical
education].
2016. No. 53–3. P. 317–323.
14. Yakubova E.N. Regional'nyj komponent v obrazovanii (analiticheskij obzor)
[Regional component in education (analytical review)] [Electronic resource].
URL: http://
www.akipkro.ru/ 2009-08-20-00-15-52/139-2009-08-20-00-04-21/
1009-biblioteka295. html
(date of access: 11/23/2021).