Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / управление развитием / регионализация / региональный подход / принципы управления на основе регионализации / Чеченская Республика / physical culture and sports / development management / regionalization / regional approach / management principles based on regionalization / Chechen Republic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович

Обоснована актуальность проектирования системы управления физической культурой и спортом на основе положений регионального подхода. Представлена экстраполяция социально-экономических идей регионализации в область функционирования физической культуры как социальной сферы. Раскрыта региональная социокультурная специфика Чеченской Республики и конкретизированные принципы регионализации управления физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL APPROACH TO DESIGNING A SYSTEM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The relevance of designing a system of physical culture and sports management based on the provisions of the regional approach is substantiated. The extrapolation of socio-economic ideas of regionalization to the field of functioning of physical culture as a social sphere is presented. The regional socio-cultural specifics of the Chechen Republic and the specified principles of the regionalization of physical culture management are revealed.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 796.062 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-33-42

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.Х. Мамадиев

Обоснована актуальность проектирования системы управления физической

культурой и спортом на основе положений регионального подхода. Представлена экс-

траполяция социально-экономических идей регионализации в область функционирова-

ния физической культуры как социальной сферы. Раскрыта региональная социокуль-

турная специфика Чеченской Республики и конкретизированные принципы регионали-

зации управления физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, управление развитием, регио-

нализация, региональный подход, принципы управления на основе регионализации,

Чеченская Республика.

REGIONAL APPROACH TO DESIGNING

A SYSTEM FOR MANAGING THE

DEVELOPMENT OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORT

Mamadiev A.Kh., candidate of economic sci-

ences, head of department, max15.68@

mail.ru, Russia, Grozny, Millionshchikov

Grozny State Oil Technical University

The relevance of designing a system of physi-

cal culture and sports management based on

the provisions of the regional approach is

substantiated. The extrapolation of socio-eco-

nomic ideas of regionalization to the field of

functioning of physical culture as a social

sphere is presented. The regional socio-cul-

tural specifics of the Chechen Republic and

the specified principles of the regionalization

of physical culture management are revealed.

Key words: physical culture and sports, devel-

opment management, regionalization, regional

approach, management principles based on

regionalization, Chechen Republic

Мамадиев Алик Хожахметович, канд. экон.

наук, зав. кафедрой, max15.68@mail.ru, Россия, Грозный,

Грозненский государственный нефтяной технический

университет имени акад. М.Д. Миллионщикова

Развитие физической культуры и

спорта – одно из важнейших общегосу-

дарственных направлений Правительства

Российской Федерации. Физическая

культура и спорт – одна из наиболее зна-

чимых отраслей народного хозяйства в

силу своего предназначения, связанного

с удовлетворением важнейших потреб-

ностей общества: здоровье, активный об-

раз жизни, физическое и психическое со-

стояние, высокий уровень работоспособ-

ности населения [5, 9, 10, 11]. В свою

очередь, эффективное функционирова-

ние и прогрессивное развитие любой со-

циальной сферы, включая систему физи-

ческой культуры и спорта, в значительной степени определяется историче-

ским периодом, уровнем науки и техники, существующими технологиями

деятельности, спецификой населения и т. д. Соответственно, не теряют

актуальности вопросы обновления, модернизации системы управления

функционированием и развитием этих сфер человеческой деятельности.

При этом в разные периоды, в разных социально-экономических и гумани-

тарных условиях ключевую значимость приобретают различные методоло-

гические подходы к построению указанной системы управления.

В настоящее время важным и перспективным в данном аспекте

подходом представляется региональный подход. Доказана значимость и

перспективность идеи регионализации при организации социально-педаго-

гических исследований, при проектировании способов совершенствования

соответствующих явлений и процессов для обеспечения их гуманизации и

культуросообразности [3, 7, 8, 14 и др.]. Однако сущность и ключевые по-

ложения регионального подхода раскрыты учеными, прежде всего, в кон-

тексте экономических и социологических исследований [4, 6, 7, 12 и др.],

их экстраполяция в иные сферы науки и практики, включая сферу управ-

ления физической культурой и спортом, не завершена.

Цель исследования – разработать регионализационные положения

концепции совершенствования человеческих ресурсов физической куль-

туры и спорта.

Процесс ее достижения строился как последовательное решение

следующих задач исследования:

– уточнить базовые положения регионального подхода и его потен-

циал применительно к системе управления физической культурой и спор-

том;

– раскрыть этнорегиональные особенности Чеченской Республики

(ЧР), значимые для совершенствования системы управления физической

культурой и спортом;

– разработать совокупность принципов совершенствования системы

управления физической культурой и спортом на основе регионального

подхода.

Характер поставленных задач обусловил выбор и использование

исключительно общенаучных теоретических методов исследования: ана-

лиза и синтеза, конкретизации и систематизации, абстрагирования, а также

теоретического моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Региональный под-

ход, строго говоря, не является методологическим подходом в научном

плане. Регионализиция – принцип экономики, а также принцип конструи-

рования определенной части содержания образования [12, 13]. Методоло-

гически существуют принципы и подходы, логически связанные с регио-

нализацией, – это принципы культуросообразности и природосообразно-

сти, социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Тем не ме-

нее, считаем возможным говорить о региональном подходе как метаприн-

ципе. Основанием для этого выступают следующие положения:

– эффективность человеческих ресурсов (человеческий капитал)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значительно детерминируется этнорегиональными факторами: ментально-

стью народа (традиции и культура, включая отношение к труду, семье,

праву, религии и пр.), качеством и уровнем образования, уровнем здоро-

вья, структурой и содержанием экономической жизни региона и т. п. [2];

– все факторы, обусловливающие эффективность функционирова-

ния и развития физической культуры и спорта (как впрочем, вероятно,

любой социальной сферы, отрасли экономики), имеют разные характери-

стики и проявления в разных регионах [1].

Безусловно, оба положения взаимосвязаны, однако можно выделить

некоторые аспекты их отдельного друг от друга рассмотрения. Прежде

всего актуализируем регионализацию в контексте нашего исследования.

Как отмечает Е.Н. Якубова, регионализация, являясь одним из стратегиче-

ских направлений современных социально-экономических процессов Рос-

сии, определяется спецификой федерального устройства нашей страны и

особенностями политических целеориентиров советского периода ее исто-

рии. Внимание к региональному подходу, таким образом, усиливающееся

в последние годы, обусловлено обострением региональной проблематики,

как следствия предыдущих тенденций и явлений гиперунификации и

сверхстандартизации социальной (в том числе, образовательной) [14].

Теперь кратко остановимся на ключевом в данном аспекте понятии

– регион. Как отмечает П.С. Черкасов, данное понятие определяется с

нескольких позиций, от которых зависит, в том числе, признаваемая сте-

пень значимости региональных факторов, характеристик и т. п. для орга-

низации тех или иных процессов. Таковыми позициями являются: терри-

ториальный, экономический, социальный, социально-экономический,

управленческий и административный подходы. Их анализ показывает, что

подходы по некоторым позициям пересекаются, но имеют и собственные

грани рассмотрения региона и региональности. В современной науке

регион определяется на основе системных позиций, комплексно и междис-

циплинарно: «часть территории страны, которая характеризуется комплек-

сом присущих ей признаков: природно-географическое единство, общ-

ность хозяйственных структур и экономической деятельности, а также

этническая, языковая, конфессиональная и культурная общность населе-

ния» [12]. Указанные признаки (критерии) позволяют выделить те харак-

теристики человеческих ресурсов, которые имеют региональную специ-

фику и должны учитываться при проектировании процесса их совершенст-

вования. Заметим, что не всегда и не все критерии обязательно должны

учитываться при выделении региона [4, 12]. Однако, с точки зрения плани-

рования ресурсного управления, процесса совершенствования человече-

ских ресурсов физической культуры и спорта именно в ЧР, важным (пер-

спективным) представляется понимание Европейского союза: «регион –

это такая административно-территориальная единица государства, в кото-

рой действуют региональные институты власти с определенными полно-

мочиями, компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами

для их реализации» [12].

Итак, регион – это территория, обладающая единым социальным,

экономическим, культурным, естественноисторическим и политическим

пространством, характеризующаяся своеобразием природных условий,

этнорелигиозным составом населения, его бытовыми традициями, специа-

лизацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структу-

рой рабочих мест, социальной инфраструктурой, дифференцированным

уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией

политико-административного управления; являющаяся и объектом госу-

дарственного управления, и его субъектом: региональные органы власти

осуществляют контроль над деятельностью подведомственных организа-

ций, регулирование политико-административной, социальной и производ-

ственной инфраструктуры региона [6].

Регионализация социальных процессов, явлений, систем (включая

образовательные, что важно, поскольку физическая культура и спорт во

многом являются образовательной системой) может осуществляться в двух

основных направлениях (предпочтительно, во взаимосвязи): содержатель-

ном и методическом. Первое направление предполагает региональное кон-

струирование части содержания деятельности (содержания образования,

содержания и видов физкультурно-спортивной деятельности, содержания

управления физкультурно-спортивными процессами и явлениями), второе

– регионально обусловленный отбор наиболее эффективных методов, тех-

нологий, форм деятельности, воздействия, взаимодействия [3].

Опираясь на мнение М.В. Рыжакова, относительно регионализации

образования [8], а также на описанные в научных исследованиях тенден-

ции, цели и потенциальные эффекты регионализации образования [7],

можно определить следующие функции регионального компонента сис-

темы совершенствования человеческих ресурсов отрасли «физическая

культура и спорт»:

– формирование и закрепление регионального содержания как ком-

понента государственной политики и практики работы системы подго-

товки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров региона, про-

свещения и мотивации населения в области физкультурно-спортивной дея-

тельности;

– устранение единых научно-методических подходов к определе-

нию направлений и содержания процесса образовательного совершенство-

вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта;

– обеспечение вариативности процесса образовательного совершен-

ствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта: как в со-

держательно-методическом плане, так и при выделении субъектов и объ-

ектов, режимов и форм подготовки и переподготовки;

– оптимизация и унификация с учетом федерального компонента

средств контроля и оценки качества результатов проектируемого процесса;

– обеспечение полноценного учета полиэтничности российского

общества (соответствующих ценностных, морально-нормативных характе-

ристик, сложившихся предпочтений в видах профессиональной деятельно-

сти и формах досуга, особенностей взаимодействия и пр.), создание воз-

можностей для более эффективного межэтнического взаимодействия и со-

хранения единой, наднациональной общности россиян;

– обеспечение реализации положений этнопедагогики, семейной

педагогики.

П.С. Черкасов называет два ключевых, взаимосвязанных принципа

региональных исследований (исследований на основе регионального под-

хода): дифференциация, как изучение региональных различий одного и

того же явления, и локализация, как изучение взаимосвязи территориально

локализованных комплексов разных явлений. Заметим, что принципиаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным постулатом, отражающим сущность регионального подхода в науке,

представляется следующий: выделение всей совокупности факторов (лич-

ностных, социальных, экономических и пр.), которые являются специфи-

ческими для региона и могут оказывать существенное влияние на изучае-

мое явление [11].

С.А. Архипова, выделяя факторы развития физической культуры с

позиции системного подхода, отмечает, что отрасль «является открытой

системой и ее развитие зависит не только от изменения внешних условий

функционирования, но и от разрешения внутренних противоречий» [1].

В свою очередь, и внешние условия, и внутренние противоречия (как не-

соответствие должного и имеющегося), бесспорно варьируются в разных

регионах. Более того, в разных регионах различны как причины возникно-

вения одних и тех же проблем, так и наиболее действенные способы их

решения. Таким образом, в социальной сфере оптимизационный подход не

применим без подхода регионального. Это как раз и связано с перечнем

факторов (организационно-педагогических по версии С.А. Архиповой),

детерминирующих создание условий развития физической культуры и

спорта:

1. Правовые факторы: существует единое нормативно-правовое

обеспечение физкультурно-спортивной деятельности, функционирования

физической культуры и спорта в государстве, оно может дополняться на

уровне субъектов федерации, но не принципиально. Однако не секрет, что

исполнение законов, распоряжений и т. д. имеет свои отличия на местах,

связанные как раз с региональной, прежде всего, культурной, спецификой.

2. Экономические факторы: общие для всех отраслей экономики

(уровень безработицы, инфляция, среднедушевые доходы населения и др.),

специфические для физической культуры и спорта (динамику ассигнова-

ний на развитие физической культуры и спорта со стороны государства;

уровень зарплаты работников физической культуры и спорта; предостав-

ление налоговых льгот физкультурно-спортивным организациям и т. п.).

Очевидно, что почти каждый из названных факторов имеет специфику

проявления в разных регионах РФ (за исключением, возможно, инфляции

и налоговых льгот).

3. Факторы социальной среды (социальные факторы). Население

региона, а конкретнее, демографическая (половая и возрастная) структура

населения, существенно определяет возможности вовлечения жителей в

физкультурно-спортивную деятельность.

4. В данном же ряду фактором необходимо назвать и уровень обра-

зования, культурный уровень населения, общий уровень культуры обще-

ства, социальные ценности и нормы и т. п., поскольку все это существенно

определяет интерес к физической культуре и спорту как сфере досуга и

профессиональной деятельности, средству воспитания и социализации

личности.

Наряду с факторами создания условий для развития отрасли, автор

анализирует и факторы собственно развития физической культуры и

спорта. Среди них в качестве ключевого С.А. Архипова рассматривает

кадровый потенциал отрасли, количественные и качественные характери-

стики которого, как подсказывает логика, регионально специфичны. Важ-

ным для нашего исследования выводом, сделанным С.А. Архиповой, явля-

ется заключение о том, что деятельность по управлению развитием физи-

ческой культуры и спорта в значительно степени является региональной,

однако не все факторы могут управляться на региональном уровне. В связи

с этим региональный подход к обеспечению развития и функционирования

физической культуры и спорта должен трансформироваться в деятельность

по управлению факторами, обеспечивающими ресурсную основу развития

отрасли.

В заключение обобщим описание регионального подхода определе-

нием его сущности и назначения, сформулированного В.В. Мирошниченко

применительно к образованию: «Региональность в образовательной поли-

тике означает ее направленность на создание целостной системы учрежде-

ний, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы в соот-

ветствии со структурой экономики региона и удовлетворение всей сово-

купности образовательных потребностей его жителей. И тогда современ-

ная региональная система образования будет строиться не на обособлении

региона от центра и других регионов с тем, чтобы самостоятельно решать

вопросы развития образования, а идти по пути сотрудничества с центром

для решения задач ресурсного обеспечения деятельности региональной

системы образования (правового, нормативного, научно-методического,

материально-технического и др.)» [7].

Итак, региональный подход обусловливает учет региональных со-

циально-экономических реалий (практикоориентированность), региональ-

ных социально-культурных особенностей (культуросообразность), регио-

нальных особенностей личностного компонента человеческих ресурсов

(индивидуально-личностная ориентированность). В контексте данного

исследования значимыми могут стать следующие этнорегиональные осо-

бенности (социальные, личностные) ЧР, выявленные теоретически и эмпи-

рически:

– моноэтнический состав республики – важно формирование поли-

культурной компетентности, толерантности, для чего следует включать в

содержание физкультурно-спортивной деятельности, функционального

образования человеческих ресурсов физической культуры и спорта, эле-

менты физической культуры других народов РФ, благодаря чему появля-

ется дополнительная возможность повышения разнообразия, вариабельно-

сти физкультурно-спортивной деятельности (содержания физического

воспитания);

– высокий (выше среднего по РФ) уровень религиозности, причем

именно среди молодежи – целесообразно апеллирование к Корану, к пра-

вилам и нормам ислама для стимулирования здорового образа жизни, вос-

питательной активности родителей, интериоризации олимпийских ценно-

стей молодежью и т. д.;

– высокий (выше среднего по РФ) авторитет «старших» – целесооб-

разна активизация родительской общественности (взрослых вообще) для

физического и спортивного воспитания молодежи, возможно расширение

состава волонтеров за счет взрослого населения, повышена эффективность

использования методов прямого воздействия («так не делай, это плохо»,

«так делай, это хорошо»);

– более значимая (по сравнению со средней в РФ) роль мужчины в

семье, роль отца как авторитета – целесообразен акцент на активизацию

отцов как участников педагогического взаимодействия;

– большая (по сравнению со средней по РФ) распространенность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

многопоколенческих семей – перспективно активное использование вос-

питательного ресурса бабушек и дедушек, активизация их как участников

педагогического взаимодействия.

Процессы регионализации, происходящие в социальной сфере,

формирующиеся в настоящий период положения научной регионазации

и т. д., применительно к предмету нашего исследования позволяют опре-

делить регионализационные (в аспекте культуросообразности) положения

концепции совершенствования человеческих ресурсов физической куль-

туры и спорта (регионально-специфические принципы).

Принцип содержательной региональности – выбор стимулов для

участия в физкультурно-спортивной деятельности (содержания мотиваци-

онной деятельности), проектирование содержания процесса совершенство-

вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта осуществля-

ется с использованием регионального компонента (ментальных особенно-

стей населения, региональных традиций, национальных форм и видов фи-

зической культуры и спорта).

Принцип организационно-методической региональности – выбор

форм организации процесса совершенствования человеческих ресурсов

физической культуры и спорта, методов функционального образования

субъектов физкультурно-спортивной деятельности определяется с учетом

региональной специфики человеческих ресурсов (этнокультурных особен-

ностей) и социально-экономических возможностей региона.

Принцип критериальной региональности (региональной критери-

альности) – учет социокультурных особенностей региона, его социально-

экономического положения, этнокультурных установок, интересов,

потребностей и пр. при проектировании системы эффективности функцио-

нирования физической культуры и спорта, эффективности совершенство-

вания человеческих ресурсов физической культуры и спорта.

Принцип интеграции традиций и инноваций – проектирование

содержания физкультурно-спортивной деятельности как основы реализа-

ции функций физической культуры и спорта, к которым осуществляется

подготовка человеческих ресурсов, базируется на гибком сочетании и

единстве традиционных для региона (популярных в регионе) форм и видов

физкультурно-спортивной деятельности, национальных видов спорта и

систем физического воспитания, с одной стороны, и современных средств

физической культуры и спорта (в широком смысле), а также физкультур-

ного достояния других народов РФ, с другой стороны.

Выводы. Проведенные теоретические изыскания подтверждают

перспективность опоры на положения регионального подхода для проек-

тирования системы управления развитием физической культуры и спорта.

При этом значимыми факторами эффективности данного процесса могут

рассматриваться социокультурные особенности региона, включая этноре-

гиональные характеристики, определяющие перспективные направления,

средства и методы работы с человеческими ресурсами физической куль-

туры и спорта. Вклад регионального подхода в проектирование современ-

ной системы управления человеческими ресурсами физической культуры и

спорта (с учетом его имманентных принципов (культуросообразность,

поликультурность, практикоориентированность, традиционализм, семей-

ная педагогика)) заключается в том, что он задает специфические требова-

ния к отбору содержания субъектов совершенствования.

Список литературы

1. Архипова С.А. Классификация факторов, обусловливающих раз-

витие физической культуры и спорта // Известия Тульского государствен-

ного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3–2. С. 161–166.

2. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор разви-

тия или деградации? : монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. 252 с.

3. Костин А.К. Регионализация образования – стратегическое на-

правление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26.

4. Кудынцев П. Регион как объект социально-экономического ана-

лиза [Электронный ресурс]. URL: http://www.topknowledge.ru (дата обра-

щения: 23.11.2021).

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб-

ник. М.: Советский спорт, 2011. 464 с.

6. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе:

теоретико-методологические основы исследования // Социолологические

исследования. 2006. № 8 (268). С. 25–34.

7. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональной

системы образования. 2013. №2 (2). С. 13–22.

8. Рыжаков М.В. Федеральный и национально-региональный ком-

понент // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 44.

9. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве

России: монография / С.В. Алексеев [и др.]. М.: Еврошкола; Воронеж:

РИТМ, 2017. 520 с.

10. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры

и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государствен-

ного университета. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 273–279.

11. Хазова С.А., Платова Н.Э. Подготовка конкурентоспособных

специалистов как фактор развития физической культуры и спорта // Бюл-

летень Владикавказского института управления. 2017. № 52. С. 118–141.

12. Черкасов П.С. Регион как социально-экономическая система //

Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46). С. 212–214.

13. Эбзеев М.М., Кубеков Э.А., Кочкаров Э.Э. Подготовка студен-

тов факультета физической культуры к реализации принципа регио-

нализации // Проблемы современного педагогического образования. 2016.

№ 53–3. С. 317–323.

14. Якубова Е.Н. Региональный компонент в образовании (аналити-

ческий обзор) [Электронный ресурс]. URL: http://www.akipkro.ru/2009-08-

20-00-15-52/139-2009-08-20-00-04-21/1009-biblioteka295.html (дата обраще-

ния: 23.11.2021).

References

1. Arhipova S.A. Klassifikaciya faktorov, obuslovlivayushchih razvitie

fizicheskoj

kul'tury i sporta [Classification of factors that determine the development of

physical culture

and sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye

nauki [News

of the Tula State University.

Humanitarian sciences]. 2011. No. 3–2. P. 161–166.

2. Korchagin Yu.A. Rossijskij chelovecheskij kapital: faktor razvitiya ili

degradacii?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Russian human capital: a factor of development or degradation?]: monograph.

Voronezh:

TSIRE, 2005. 252 p.

3. Kostin A.K. Regionalizaciya obrazovaniya – strategicheskoe napravlenie

obrazo-

vatel'noj politiki [Regionalization of education – a strategic direction of

educational policy] //

Pedagogika [Pedagogy]. 2005. No. 8. P. 26.

4. Kudyncev P. Region kak ob"ekt social'no-ekonomicheskogo analiza [Region as an

object of socio-economic analysis] [Electronic resource]. URL:

http://www.topknowledge.ru

(date of access: 11/23/2021).

5. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodol-

ogy of physical culture]: textbook. M.: Soviet sport, 2011. 464 p.

6. Lapin N.I. Region, ego status i funkcii v rossijskom obshchestve:

teoretiko-meto-

dologicheskie osnovy issledovaniya [Region, its status and functions in the

Russian society:

theoretical and methodological foundations of the study] // Sociolologicheskie

issledovaniya

[Sociological research]. 2006. No.

8 (268). P. 25–34.

7. Miroshnichenko V.V. Obshchie tendencii razvitiya regional'noj sistemy

obrazova-

niya [General trends in the development of the regional education system].

2013. No. 2 (2).

P. 13–22.

8. Ryzhakov M.V. Federal'nyj i nacional'no-regional'nyj component [Federal and

national-regional component] // Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards

and moni-

toring in education]. 2002. No. 1. P. 44.

9. Fizicheskaya kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve Rossii

[Physical cul-

ture and sport in the educational space of Russia]: monograph / S.V. Alekseev

[et al.]. M.: Eu-

roschool; Voronezh: RITM, 2017. 520 p.

10. Hazova S.A. Upravlenie razvitiem sfery fizicheskoj kul'tury i sporta v

Rossii: ka-

drovyj aspekt [Management of the development of the sphere of physical culture

and sports in

Russia: personnel aspect] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta.

Pedagogika

i psihologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Pedagogy and

psychology]. 2010.

No. 1. P. 273–279.

11. Hazova S.A., Platova N.E. Podgotovka konkurentosposobnyh specialistov kak

faktor razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Training of competitive

specialists as a factor in

the development of physical culture and sports] // Byulleten' Vladikavkazskogo

instituta

upravleniya [Bulletin of the Vladikavkaz Institute of Management]. 2017. No.

52. P. 118–

141.

12. Cherkasov P.S. Region kak social'no-ekonomicheskaya sistema [Region as a

so-

cio-economic system] // Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern

economics].

2013. No. 2 (46). P. 212–214.

13. Ebzeev M.M., Kubekov E.A., Kochkarov E.E. Podgotovka studentov fakul'teta

fizicheskoj kul'tury k realizacii principa regionalizacii [Preparation of

students of the faculty

of physical culture for the implementation of the principle of regionalization]

// Problemy so-

vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical

education].

2016. No. 53–3. P. 317–323.

14. Yakubova E.N. Regional'nyj komponent v obrazovanii (analiticheskij obzor)

[Regional component in education (analytical review)] [Electronic resource].

URL: http://

www.akipkro.ru/ 2009-08-20-00-15-52/139-2009-08-20-00-04-21/

1009-biblioteka295. html

(date of access: 11/23/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.