Научная статья Original article УДК 331.08
doi : 10.24412/2413 -046Х-2021-10630
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РФ DIRECTIONS OF OPTIMIZATION OF STATE REGULATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPHERE IN THE CONTEXT OF THE INTENSIFICATION OF THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ь й московский ■ршноншш
^Jj ЖУРНАЛ
Таранова Ирина Викторовна,
доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Taranova Irina Viktorovna, Doctor of Economics, Professor, FSBEI HE «Russian State Social University»
Багута Николай Александрович, старший преподаватель, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
Baguta Nikolay Alexandrovich, Senior Lecturer at Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunova — a branch of the FSEO HE «Don State Agrarian University»
Холов Хусрав Атабуллоевич, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Kholov Khusrav Atabulloevich, FSAEO HE «Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University»
Аннотация. В статье рассматривается распределение полномочий в сфере управления массовой физической культурой и спортом в РФ между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, представлена динамика расходов федерального бюджета по направлению физическая культура и спорт за период 2019-2021 г., обоснованы организационно-экономические предложения, направленные на повышение
эффективности физкультурно-спортивной отрасли. Результаты исследования могут быть востребованы федеральными, региональными и местными органами власти при разработке основных направлений социальной политики.
Abstract. The article examines the distribution of powers in the management of mass physical culture and sports in the Russian Federation between the federal, regional and municipal levels of government, presents the dynamics of federal budget expenditures in the direction of physical culture and sports for the period 2019-2021, substantiated organizational and economic proposals aimed at increasing the efficiency of the physical culture and sports industry. The research results can be claimed by federal, regional and local authorities in the development of the main directions of social policy.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, человеческий капитал, развитие, бюджет, управление, регион, муниципалитет
Key words: physical culture, sports, human capital, development, budget, management, region, municipality
Введение
Среди основных задач социального развития Российской Федерации на современном этапе мы можем выделить расширенное воспроизводство человеческого капитала [8, 9]. Такая отрасль российской экономики, как физическая культура и спорт является важным элементом системы генерации человеческого капитала на микро- и мезоуровнях. При этом, помимо очевидной социальной функции, указанная отрасль в последние годы занимает всё более важное место в экономической деятельности РФ, увеличивая количество вновь созданных рабочих мест и сумму налоговых отчислений в консолидированный бюджет. В связи со сказанным, весьма актуальными и своевременным являются научные исследования, касающиеся проблематики повышения социально-экономической эффективности государственного регулирования массовой физкультурно-спортивной деятельности в РФ.
Методы
При подготовке исследования, нами использовались такие методы научного познания, как синтез, анализ, а также эконометрические инструменты [3], позволившие обеспечить высокий уровень репрезентативности итоговых выводов.
Результаты и обсуждение
Исследование направлений интенсификации массовой физкультурно-спортивной деятельности в РФ на современном этапе необходимо начать с анализа распределения
полномочий в указанной сфере между уровнями регулирования, сформированного действующим законодательством РФ [7].
Основные полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере регулирования физической культуры и спорта: федеральные: формирование, практическая реализация госполитики в сфере физкультуры и спорта, подготовка госпрограмм развития физкультуры и спорта в РФ; разработка критериев и методики оценки эффективности функционирования спортивных федераций в РФ, регионах РФ, в том числе эффективности реализации госпрограмм развития видов спорта в РФ, регионах РФ; организация официальных физкультурных мероприятий разного уровня; научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, организация строительства, реконструкции спортивных сооружений и др. Региональные: формирование в регионах РФ приоритетных направлений развития физкультуры и спорта, разработка региональных, межмуниципальных программ, развития физкультуры и спорта; участие в подготовке программ развития детского, школьного, массового спорта, спорта инвалидов в регионах РФ; организация официальных региональных физкультурных и спортивных мероприятий (в т. ч. установление порядка и объёма финансирования); государственная аккредитация региональных спортивных федераций; наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов комплекса ГТО; муниципальные: формирование приоритетных направлений и разработка муниципальных программ развития физкультуры и спорта с учётом местных условий; развитие массового спорта, детско-юношеского и школьного спорта в муниципалитетах; популяризация физкультуры и спорта, ценностей здорового образа жизни среди различных категорий граждан, наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов комплекса ГТО.
В настоящее время, по нашему мнению, наблюдается дисбаланс установленных законодательством РФ полномочий в сфере управления физической культурой и спортом в пользу Российской Федерации. Подобный дисбаланс сказывается и на распределении денежных средств консолидированного бюджета РФ между уровнями бюджетной системы. Большая часть бюджетного финансирования приходится на федеральный уровень. Муниципальные образования РФ практически не имеют собственных ресурсов для развития массовой физической культуры и спорта [2]. Подобный дисбаланс полномочий и ресурсного обеспечения провоцирует негативные социально-экономические последствия, в частности: отсутствие доступной для граждан спортивной инфраструктуры надлежащего качества; низкая привлекательность профессий тренера,
спортивного инструктора, учителя физической культуры вследствие непрозрачной и неэффективной системы оплаты труда муниципальных физкультурно-оздоровительных организаций; высокий уровень коррупции.
Помимо очевидных социальных издержек упомянутые выше негативные факторы детерминируют крайне высокий уровень коррупции в физкультурно-оздоровительной сфере РФ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
На рисунке 1 отображена динамика расходов федерального бюджета по направлению физическая культура и спорт за период 2019-2021 г.
Как показывают данные рисунка 1, за период 2019-2021 гг. наблюдается некоторый рост расходов федерального бюджета по направлению физической культуры и спорта (+8130738,2 тыс. руб., +13 %). Однако, с учётом накопленной в указанный период инфляции, оцениваемой в 7-9 %, реальное увеличение расходов можно указать в диапазоне от 4 до 6 %, что совершенно недостаточно для качественного улучшения ситуации. На рисунке 2 представлена динамика удельного веса расходов на физическую культуру и спорт в составе расходов федерального бюджета РФ за период 2019-2021 гг. [4, 5, 6].
Как показывают данные рисунков 1 и 2, некоторое увеличение абсолютного значения финансирования физической культуры и спорта РФ из федерального бюджета в 2019-2021 гг нивелируется как накопленной за период наблюдения инфляцией, так и сокращением удельного веса указанных расходов с 0,34 % в 2019 г. до 0,32 % в 2021 г (-0,2 %).
Заключение
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы.
1. На современном этапе представители научного сообщества рассматривают физическую культуру и спорт как один из важнейших факторов воспроизводства человеческого капитала на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. Подобный подход подтверждается результатами многолетних наблюдений, свидетельствующих о том, что выработанная у широкого круга граждан привычка к систематическим занятиям физической культурой, соблюдению основных норм здорового образа жизни способствуют резкому снижению нагрузки на финансируемую за счёт средств налогоплательщиков систему здравоохранения, сокращению расходов домохозяйств в связи с заболеваемостью, повышению производительности труда. Указанные факторы, в совокупности, детерминируют конкурентные преимущества социально-экономических систем как в глобальных, так и межрегиональных сопоставлениях, что в свою очередь, является дополнительным элементом инвестиционной привлекательности [1].
2. C учётом вышеизложенного, в Российской Федерации назрела необходимость совершенствования системы управления физической культурой и спортом. По нашему мнению, в основу модернизации необходимо взять программно-целевой подход, рассматривающий отрасль физической культуры и спорта как один из важнейших элементов человеческого капитала РФ. Практическая реализация подобной модернизации может быть осуществлена за счёт перераспределения полномочий (при надлежащем ресурсном обеспечении) в сферах развития массового спорта, повышения доступности спортивно-оздоровительной инфраструктуры на муниципальный уровень, являющейся наиболее доступным для граждан РФ. Согласно научной позиции авторов, необходимо на законодательном уровне закрепить норматив финансирования физической культуры и спорта в размере не ниже 1,0 % от совокупных расходов федерального бюджета с последующим поэтапным повышением указанного уровня до 2,0 % в год.
3. В целях продвижения ценностей здорового образа жизни предлагается осуществить стимулирование развития спортивных общественных организаций посредством расширения применения установленного законодательством статуса социально ориентированной некоммерческой организации на спортивные общественные
организации, осуществляющие деятельность в сфере массовой физической культуры и спорта, что способствует расширению доступа данных организаций к финансовым ресурсам, предоставляемым в виде государственных грантов, а также при организации тендеров по закупкам социальных услуг.
4. Реализация вышеизложенных организационно-экономических предложений по развитию массовой физической культуры и спорта позволит достичь позитивного социально-экономического эффекта, выражающегося в снижении заболеваемости граждан РФ, сокращении издержек хозяйствующих субъектов, связанных с оплатой временной нетрудоспособности работников, повышении производительности труда граждан, усиления конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественной экономики.
Список источников
1. Москаленко А. П. Инвестиционное проектирование: основы теории и практики / Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунов Р. В., Вильдяева Н. И. // Санкт-Петербург, 2018. (1-е, Новое)
2. Ревунов Р. В. Приоритетные направления организационно-экономической оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности в России в контексте развития массового молодёжного спорта / Ревунов Р. В., Чернов И. В., Чернов М. В. // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1 (67). С. 411-413.
3. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Таранова И. В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12 (36). С. 59.
4. Федеральный закон от 08.12.2020 г. №385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
5. Федеральный закон от 02.12.2019 г. №380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
6. Федеральный закон от 29.11.2018 г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
7. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
8. Kasaeva T. V., Taranova I. V., Valishina G. L., Atabaev A. R., Novoseltseva A. P. (2021) Development of the Medical Healthcare Sector in Russia Based on the Experience of Socioeconomic Transformations of Foreign Countries and Regions. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds)
Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_29
9. Pryadko I.A., Paytaeva K.T., Revunov R.V., Zelenova G.V., Evetskaya S.V. (2019) Promotion of Educational Services in Social Networks. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 726. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_104
References
1. Moskalenko A. P. Investicionnoe proektirovanie: osnovy' teorii i praktiki / Moskalenko A. P., Moskalenko S. A., Revunov R. V., ViPdyaeva N. I. // Sankt-Peterburg, 2018. (1-e, Novoe)
2. Revunov R. V. Prioritetny'e napravleniya organizacionno-e konomicheskoj optimizacii fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyateFnosti v Rossii v kontekste razvitiya massovogo molodyozhnogo sporta / Revunov R. V., Chernov I. V., Chernov M. V. // Ekonomika i predprinimateFstvo. 2016. №2-1 (67). S. 411-413.
3. Taranova I. V. Osobennosti primeneniya ekonomiko-matematicheskix i e'konometricheskix metodov v e'konomicheskix issledovaniyax / Taranova I. V. // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronny'j nauchny'j zhurnal. 2011. № 12 (36). S. 59.
4. FederaFnyj zakon ot 08.12.2020 g. №385-FZ «O federalnom byudzhe-te na 2021 god i na planovy'j period 2022 i 2023 godov»
5. FederaPnyj zakon ot 02.12.2019 g. №380-FZ «O federalnom byudzhe-te na 2020 god i na planovy'j period 2021 i 2022 godov»
6. Federalny'j zakon ot 29.11.2018 g. №459-FZ «O federalnom byudzhe-te na 2019 god i na planovy'j period 2020 i 2021 godov»
7. FederaFny'j zakon ot 04.12.2007 g. №329-FZ «O fizicheskoj kuFture i sporte v Rossijskoj Federacii»
8. Kasaeva T. V., Taranova I. V., Valishina G. L., Atabaev A. R., Novoseltseva A. P. (2021) Development of the Medical Healthcare Sector in Russia Based on the Experience of Socioeconomic Transformations of Foreign Countries and Regions. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_29
9. Pryadko I.A., Paytaeva K.T., Revunov R.V., Zelenova G.V., Evetskaya S.V. (2019) Promotion of Educational Services in Social Networks. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds)
Perspectives on the Use of New Information and Commu-nication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in In-telligent Systems and Computing, vol 726. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_104
Для цитирования: Таранова И.В., Багута Н.А., Холов Х.А. Направления оптимизации государственного регулирования физкультурно-спортивной сферы в контексте интенсификации воспроизводства человеческого капитала РФ // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomi cheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-52/
© Таранова И.В., Багута Н.А., Холов Х.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021,
№ 10.