Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ'

РЕСУРСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / HUMAN RESOURCES / IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES / PHYSICAL CULTURE / DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович, Водолазский Александр Владиленович

Изложены результаты теоретического исследования, посвященного уточнению и конкретизации состава человеческих ресурсов развития системы физической культуры и спорта как основы перспективного педагогического проектирования подготовки и переподготовки кадров. Необходимость данного исследования определяется значимостью развития сферы физической культуры, ключевой важностью кадровых ресурсов отрасли в данном аспекте, специфичностью состава и факторов совершенствования ресурсов развития относительно ресурсов функционирования систем (являющихся более разработанными в науке). Обоснованы общие характеристики ресурсов отрасли физической культуры с точки зрения их достаточности для полноценного использования потенциала человеческих ресурсов. Описано состояние и проблемы эффективности использования собственно кадровых, информационно-методических, морально-этических ресурсов. Выдвинуто обоснованное предположение о необходимости изучения и учета региональной специфики человеческих ресурсов отрасли как основы эффективного ресурсного обеспечения развития физической культуры. Теоретически доказана концептуальная значимость принципов культуросообразности и региональной ориентированности при проектировании системы кадрового управления и ресурсного обеспечения физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадиев Алик Хожахметович, Водолазский Александр Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE BASIS FOR DESIGNING TRAINING AND RETRAINING OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS PERSONNEL

The paper presents the results of the theoretical study on refining and specifying the composition of human resources for the development of the system of physical culture and sports as the basis for promising pedagogical design of training and retraining of personnel. The need for this study is determined by the significance of the development of the sphere of physical culture, the key importance of the personnel resources of the industry in this aspect, and the specificity of the composition and factors of improving development resources relative to the resources of the functioning of systems (which are more developed in science). The general characteristics of the resources of the physical culture industry in terms of their adequacy for the full use of the potential of human resources are justified. The authors describe the state and problems of the effective use of personnel, information and methodological, moral and ethical resources. A well-founded assumption was made about the need to study and take into account the regional specifics of the human resources of the industry as the basis for effective resource provision for the development of physical culture. The conceptual significance of the principles of culture and regional orientation in the design of the system of personnel management and resource support of physical culture has been theoretically proved.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ»

УДК 796.071.4:37.08 ББК 75.4 М 22

А.Х. Мамадиев

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова»; E-mail: snkhazova@gmail.com

А.В. Водолазский

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры деятельности МВД в особых условиях ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»; E-mail: snkhazova@gmail.com

РЕСУРСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Изложены результаты теоретического исследования, посвященного уточнению и конкретизации состава человеческих ресурсов развития системы физической культуры и спорта как основы перспективного педагогического проектирования подготовки и переподготовки кадров. Необходимость данного исследования определяется значимостью развития сферы физической культуры, ключевой важностью кадровых ресурсов отрасли в данном аспекте, специфичностью состава и факторов совершенствования ресурсов развития относительно ресурсов функционирования систем (являющихся более разработанными в науке). Обоснованы общие характеристики ресурсов отрасли физической культуры с точки зрения их достаточности для полноценного использования потенциала человеческих ресурсов. Описано состояние и проблемы эффективности использования собственно кадровых, информационно-методических, морально-этических ресурсов. Выдвинуто обоснованное предположение о необходимости изучения и учета региональной специфики человеческих ресурсов отрасли как основы эффективного ресурсного обеспечения развития физической культуры. Теоретически доказана концептуальная значимость принципов культуросообразности и региональной ориентированности при проектировании системы кадрового управления и ресурсного обеспечения физической культуры.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, совершенствование человеческих ресурсов, физическая культура, развитие физической культуры и спорта.

A.Kh. Mamadiev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education, Academician M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Technical University; E-mail: snkhazova@gmail.com

A.V. Vodolazsky

Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher, Department of Activities of the Ministry of Internal Affairs in Special Conditions, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; E-mail: snkhazova@gmail.com

RESOURCE BASIS FOR DESIGNING TRAINING AND RETRAINING OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS PERSONNEL

Abstract. The paper presents the results of the theoretical study on refining and specifying the composition of human resources for the development of the system of physical culture and sports as the basis for promising pedagogical design of training and retraining of personnel. The need for this study is determined by the significance of the development of the sphere of physical culture, the key importance of the personnel resources of the industry in this aspect, and the specificity of the composition and factors of improving development resources relative to the resources of the functioning of systems (which are more developed in science). The general characteristics of the resources of the physical culture industry in terms of their adequacy for the full use of the potential of human resources are justified. The authors describe the state and problems of the effective use of personnel, information and methodological, moral and ethical resources. A well-founded assumption was made about the need to study and take into account the regional specifics of the human resources of the industry as the basis for effective resource provision for the development of physical culture. The conceptual significance of the principles of culture and regional orientation in the design of the system of personnel management and resource support of physical culture has been theoretically proved.

Keywords: human resources, improvement of human resources, physical culture, development of physical culture and sports.

Введение. В настоящее время одним из перспективных и активно развивающихся методологических подходов к исследованию педагогической реальности является ресурсный подход. Это связано с такой его сущностной характеристикой, как ориентация на педагогическое обеспечение полноценного использования собственных возможностей субъектов, возможностей внешней среды для повышения эффективности деятельности. Исходя из положений ресурсного подхода, педагогическое проектирование условий функционирования, развития, совершенствования явлений и процессов возможно на базе четкого структурирования, планирования, факторного анализа задействованных в этом внутренних и внешних ресурсов. При этом именно для педагогического проектирования на базе ресурсного подхода в наибольшей степени характерно уделять первостепенное внимание человеческим ресурсам как основе ресурсного управления социальными и социально-экономическими процессами.

В русле вышесказанного можно отметить, что в последние годы инициированы исследования, посвященные выявлению ресурсов, необходимых не только для эффективного функционирования организаций, социальных сфер, но и для их прогрессивного развития. Безусловно, дифференциация ресурсов, их сущностные признаки в обоих случаях идентичны, однако существуют специфические характеристики, конкретное содержание и т.д. групп ресурсов.

В частности, эффективное осуществление деятельности обусловлено высоким профессионализмом, компетентностью работников как характеристиками человеческих ресурсов (их личностного компонента). А для обеспечения развития организаций, видов деятельности в качестве таких характеристик исследователи называют стремление и готовность к профессиональному и личностному совершенствованию, инновационную направленность личности. Это, в свою очередь, требует постоянного развития человеческих ресурсов, формирования

у них стремления и способностей использовать эти инновации в процессе своего труда [1 и др.]. Кроме того, в качестве внешних по отношению к кадрам ресурсов в данном контексте называют организацию переподготовки и повышения квалификации кадров (с предварительным определением спектра необходимых компетенций, подлежащих формированию / развитию) действенной системы стимулирования самосовершенствования работников [1, 2 и др.].

Функционирование физической культуры как социальной сферы и отрасли экономики поддерживается существующими профессиональными кадрами и потребителями услуг (демографическим ресурсом). А вот ее развитие, как можно судить по ряду публикаций в СМИ, требует общественной активности рядовых граждан, самих потребителей, их деятельности на уровне самоуправления своей физкультурной активностью, ее организацией, ресурсным обеспечением и пр.

Сегодня российское государство придает огромное значение прогрессивному развитию физической культуры и спорта. Это определяется комплексным условием оздоровления населения, формирования установок и навыков здорового образа жизни. Таким образом, представляется весьма актуальным определение текущего состояния ресурсов данной социальной сферы - это поможет определить наиболее актуальные направления управленческих воздействий и содержание организационно-педагогических условий, реализация которых будет способствовать развитию, прежде всего, кадрового состава отрасли.

Современное состояние проблемы исследования. В контексте ресурсности для развития организаций социокультурной сферы исследователи рассматривают особенности управления и связей с внешней средой (то есть, по сути, организационно-управленческие и

административные ресурсы). В данной связи называется обеспечение самоуправления и соуправления организацией, совершенствование и активизация общественных механизмов управления, реальное включение социального партнерства, а также активизация маркетинговой деятельности [3 и др.].

Маркетинговая деятельность задает ценностно-целевые ориентиры не только для функционирования, но и для развития любых организаций, отраслей. Она направлена на создание новых отраслевых услуг или модернизацию уже производящихся на основе исследования потребностей, ожиданий, интересов потребителей [4 и др.]. Включает ряд предметно-обособленных комплексных мероприятий: аналитических, производственных, сбытовых, формирующих, контролирующе-управ-ляющих [3, 4, 5 и др.].

Социальное партнерство, со-управление (общественное управление) предполагает обеспечение участия внешних по отраслевой принадлежности структур в целепола-гании, планировании деятельности. В частности, «важнейшим фактором развития школы в современных условиях выступает ее готовность к тесному взаимодействию с обществом по всем вопросам, касающимся понимания, проектирования и обеспечения качества образования» [3].

К факторам эффективности социального разваития образовательных организаций исследователи относят три группы ресурсов:

а) образовательные ресурсы учащихся (уровень образовательных притязаний семьи, педагогическая активность и психологическая компетентность родителей, нормальные условия жизни обучающихся и т.п.);

б) ресурсы образовательного учреждения (инфраструктура, безопасность образовательной среды, культурная среда школы, организационно-управленческая структура и кадровый потенциал и т.п.),

кадрово-деятельностные ресурсы (ценностные ориентации и компетентность педагогов; педагогическое взаимодействие, профессиональное развитие педагогов, социальная поддержка учащихся и педагогов) [6].

Можно видеть, что в образовательной сфере ресурсам родителей придается важное значение как составляющей человеческих ресурсов. Не менее важен учет внешних факторов при стратегическом планировании развития образовательной организации и, следовательно, при проектировании ее ресурсообеспече-ния. В контексте нашего исследования наиболее значимыми представляются нижеследующие.

1) Общесоциальные:

- снижение уровня жизни значительной части населения (что повышает востребованность бесплатных или максимально недорогих физкультурно-спортивных услуг), появление новых субкультур (со своими интересами, предпочтениями и ожиданиями, в том числе и относительно физической культуры);

- девальвация семейных ценностей и традиций (что требует разработки новых стратегий актуализации, обогащения и использования ресурсов семейной педагогики в физическом воспитании граждан);

- снижение уровня здоровья граждан, особенно детского населения страны (что выводит на первое по значимости место оздоровительную физическую культуру);

- агрессивное деструктивное влияние СМИ на сознание граждан, при котором содержание транслируемых контентов противоречит идеям здорового образа жизни (что обусловливает важность агитационно-пропагандистской работы в сфере физической культуры);

- возрастание в создании граждан этнической и духовно-религиозной составляющих (что определяет целесообразность определения содержания и видов физкультурно-спортивной деятельности на основе существующего национального

опыта и религиозных установок и ограничений);

- исчезновение в массовой практике молодежных и детских общественных объединений, на наш взгляд, данный фактор необходимо преодолевать посредством создания неких альтернатив, по меньшей мере (в рамках данного исследования), физкультурно-спортивной ориентированности.

2) Отраслевые:

- неоптимальность материально-технической и финансовой базы;

- недостаточная научно-методическая обеспеченность проектов развития физической культуры;

- неразвитость системы обратных связей, межотраслевых и межорганизационных (внутриотраслевых) взаимодействий, неко-ординированность деятельности организаций и систем социально-культурной сферы;

- сокращение мест организации физкультурно-рекреационного досуга, восполнение которых возможно, в частности, за счет площадок по месту жительства;

- ослабление взаимодействия образовательных и физкультур-но-спортивных школ, семьи и общества в вопросах социализации детей, отсутствие системы партнерских отношений между различными субъектами социокультурного процесса и др.

Указанные и иные факторы, на наш взгляд, необходимо учитывать не только в проектировании ресурсо-обеспечения, в частности, развития человеческих ресурсов физической культуры, но и при определении конкретных направлений физкуль-турно-спортивной деятельности, определении способов оптимизации выполнения физической культурой общих и специфических функций. Другим аспектом рассмотрения проблемы развития организаций и отраслей является учет местных (региональных, социокультурных и пр.) условий, особенностей, ресурсной базы и возможностей ее

совершенствования. В частности, отмечается, что сегодня для проектирования развития организаций учитываются наиболее типичные для страны характеристики таких организаций, а многие специфические, местные особенности не учитываются. Следствием этого является то, что самые блестящие проекты зачастую не дают желаемого эффекта в конкретных случаях их реализации [7].

К таким неучитываемым местным особенностям, включающим региональную специфику и специфику конкретной организации, относятся и те, которые можно охарактеризовать в терминах ресурсного подхода. К ним относятся:

- социально-демографические и кадровые ресурсы - количественные показатели физкультурно-спор-тивных специалистов, реальных и потенциальных потребителей физ-культурно-спортивных услуг; их качественные показатели - характеристики личных ресурсов производителей и потребителей: в каждом регионе, в каждом районе и микрорайоне (как среда функционирования конкретной организации) эти показатели различны и в количественном, и в качественном выражении;

- информационно- методические ресурсы - наработанный в регионе / организации опыт физкультурно-спортивной деятельности, наиболее востребованное ее содержание, наиболее эффективные в данном регионе методики и технологии;

- морально-этические ресурсы - наиболее специфичны в контексте регионального подхода, определяются особенностями менталитета жителей, привычным образом жизни, сформированными социокультурными установками, нормами, правилами и т.д.

Результаты исследования. Учитывая вышесказанное и опираясь на глубокий теоретический анализ литературы по проблематике данного исследования, можно дать общие

характеристики ресурсам отрасли «Физическая культура» с точки зрения их достаточности для полноценного использования потенциала человеческих ресурсов:

- административные - в государстве разработана и функционирует система взаимодействия отрасли, отраслевых учреждений и организаций с органами государственной власти, имеется государственный заказ на развитие физической культуры во всех ее видах и формах;

- нормативные (нормативно-правовые) - в стране действуют и постоянно обновляются, совершенствуются регламентирующие отраслевую деятельность документы: правовые, технологические, организационно-инструктивные;

- финансовые - законодательно определены бюджетные и внебюджетные средства, необходимые для функционирования физкультурно-спортивных организаций;

материально-технические - на балансе физкультурно-спор-тивных организаций находится специальное имущество, физкуль-турно-спортивный инвентарь и оборудование, необходимые для организации физического воспитания обучающихся, спортивной подготовки и т.д., в соответствии с целевыми ориентирами деятельности организаций;

- социально-демографические ресурсы - практически все население составляет содержание данного ресурса в его количественном измерении; что касается качественных характеристик, то и теория, и практика свидетельствуют об их проблематичности: недостаточность мотивации к здоровому образу жизни, двигательной активности; недостаточность свободного времени либо неумение его рационально использовать; несформи-рованность интересов и установок относительно участия в физкуль-турно-спортивной деятельности в качестве общественных кадровых ресурсов и т.д.;

- кадровые - в стране целенаправленно осуществляется подготовка спортивных педагогов, инструкторов по оздоровительной физической культуре, в последнее десятилетие активизирована подготовка спортивных менеджеров и пр.; в соответствии с реалиями и проблемами отечественной физической культуры проблемное поле составляют: все еще недостаточная организационно-управленческая подготовка специалистов, их неготовность гибко реагировать на изменения общественного спроса на физкуль-турно-спортивные услуги, неумение выявлять соответствующие интересы и ожидания потребителей; ситуативное, точечное использование потенциала волонтерского движения в пополнении кадрового состава отрасли; игнорирование потенциала общественности, в том числе родительской, пожилого населения как своеобразного кадрового резерва отрасли, практически полное отсутствие работы по содержательно-методической подготовке и организации деятельности общественных кадров;

- информационно-методические ресурсы - для физкультур-но-спортивной деятельности существует методический и технологический инструментарий в том числе, для стимулирования населения к физкультурно-актив-ному отдыху, для организации внешкольного физического воспитания, организации работы с родителями учащихся, организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для учащихся и членов их семей и т.д.; однако, во-первых, информационно-методическое обеспечение не разработано для тех направлений работы, которые указаны как проблемные в описании кадровых ресурсов, во-вторых, даже имеющиеся научно-теоретические и методические разработки не внедряются в широкую практику; это же справедливо

и для характеристики организационно-управленческих ресурсов; при этом вполне возможна разработка и реализация содержания и программ деятельности по физическому воспитанию населения в соответствии с общественным и личностным запросом;

- морально-этические - функционирование физической культуры де-юре базируется на социально значимых гуманистических ценностях, в том числе здоровья и здорового образа жизни, двигательной активности, честной борьбы, гражданской сознательности, семьи, взаимоуважения и пр.; то есть декларируемые профессионально-ценностные ориентации субъектов физкультурно-спортив-ной деятельности включают систему значимых для эффективной организации физического воспитания населения культурно-аксиологических, физкультурных, семейных и иных гуманистических ценностей и установок; однако на практике это зачастую не выполняется, что особенно ярко проявляется в последние годы в сфере профессионального спорта; помимо этого, не секрет, что в структуре мотивации занятий физической культурой и особенно спортом нередко превалируют стимулы, связанные с внешними по отношению к целям и содержанию деятельности стимулами, включая и далеко не гуманистические.

Таким образом, актуальным направлением дальнейших исследований проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры является изучение региональной специфики человеческих ресурсов отрасли. Это позволит проектировать систему подготовки кадров на основе принципов куль-туросообразности и региональной ориентированности, являющихся важнейшими ориентирами построения социокультурных процессов с позиций гуманистического подхода.

Примечания:

1. ЕвдокимовД.В. Инновационный процесс и развитиечеловеческих ресурсов ор -ганизации// ЕвразийскийНаучный Журнал.2017.№°6. - URL: http://journalpro.ru/ articles/innovatsionnyy-protsess-i-razvitie-chelovecheskikh-resursov-organizatsii/

2. Хазова С.А., Комаров К.Б. Человеческий ресурс как фактор конкурентоспособности образовательной организации // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сб. науч. тр. Вып. 4. URL: http://www. dx.doi.org/10.18411/2015-11-013. DOI: 10.18411/2015-11-013.

3. Французова И.В. Социальная активность школы как ресурс ее развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 6. С. 489-495.

4. Третьякова Т.Н. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 40 с.

5. Щербова Т.В. Управление школой: маркетинговый подход. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2004. С. 13-14.

6. Афанасьев Ф. Программа развития МБОУ Новинской СОШ «Социально-эффективная школа». URL: https://pandia.ru/text/80/262/14331.php.

7. Сидоров С.В. Анализ опыта, проблем и ресурсов в выборе траектории развития сельской школы // Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/ publ/17-1-0-1

References:

1. Evdokimov D.V. Innovation process and development of human resources of the organization // Eurasian Scientific Journal. 2017. No. 6. - URL: http://journalpro.ru/ articles/innovatsionnyy-protsess-i-razvitie-chelovecheskikh-resursov-organizatsii/

2. Khazova S.A., Komarov K.B. Human resource as a factor of competitiveness of an educational organization // An integrative approach to human psychology and social interaction: collection of proceedings. Iss. 4. URL: http://www.dx.doi. org/10.18411/2015-11-013. DOI: 10.18411 / 2015-11-013.

3. Frantsuzova I.V. Social activity of the school as a resource for its development // News of the Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen. 2008. No. 6. P. 489-495.

4. Tretyakova T.N. Theory and practice of marketing in the structure of continuing education: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 2001. 40 pp.

5. Shcherbova T.V. School management: a marketing approach. SPb.: Publishing house of SPbAPPO, 2004. P. 13-14.

6. Afanasyev F. Program of development of MBOU Novinskaya secondary school "Socially effective school". URL: https://pandia.ru/text/80/262/14331.php.

7. Sidorov S.V. Analysis of experience, problems and resources in choosing the trajectory for the development of a rural school // Website of a research teacher. URL: http://si-sv.com/publ/17-1-0-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.