Научная статья на тему 'Проектирование комплексно-целевых программ в физкультурном пространстве'

Проектирование комплексно-целевых программ в физкультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Михаил Григорьевич, Блоцкий Сергей Михайлович, Горовой Вячеслав Александрович

В статье рассматривается проблема сущности проектно-программного подхода в физической культуре и спорте. Дана характеристика основных структурных компонентов комплексной целевой программы развития туризма. Показаны возможности проектирования конкретных комплексно-целевых программ развития туристической деятельности в региональных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of essence, structure and project characteristics of complex – purpose programmes in the sphere of physical culture, sport and tourism are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Проектирование комплексно-целевых программ в физкультурном пространстве»

УДК 796.376

М. Г. Кошман, С. М. Блоцкий, В. А. Горовой

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается проблема сущности проектно-программного подхода в физической культуре и спорте. Дана характеристика основных структурных компонентов комплексной целевой программы развития туризма. Показаны возможности проектирования конкретных комплексно-целевых программ развития туристической деятельности в региональных условиях.

Введение

В последнее время в понятийно -терминологический аппарат педагогической науки вошло понятие «пространство», в приложении к различным сферам её деятельности. Термин «пространство» С. И. Ожегов (1988) определяет как объективную реальность, форму существования материи, характеризующуюся протяжённостью и объёмом [1]. Основываясь на существующих исследованиях и исходя из позиции системно -структурного подхода, под физкультурным пространством мы понимаем совокупность онтологической действительности и объективной реальности деятельности, направленной на становление и развитие физической культуры личности и общества. В структурном отношении физкультурное пространство, согласно В. И. Слободчикову, состоит из следующих компонентов: управленческого, процессуального, средового и институционального [2]. Важнейшим моментом в развитии физкультурного пространства является управленческий компонент, который является ответственным за определение стратегии его развития. Под стратегией мы понимаем управление разработкой и реализацией общего плана осуществления деятельности по преобразованию объектной реальности, исходя из конкретной социокультурной ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение

Широкое распространение в теории и практике физической культуры получило использование современных философских положений, общенаучных и частнонаучных подходов. Наиболее перспективным направлением развития современной системы физического воспитания и спорта является разработка и использование различных подходов, особенно сенситивных в постнеклассической парадигме в физкультурологии и актуальных в физкультурно -спортивной практике. Подход - это фундаментальное основание деятельности, то, что остается неизменным при анализе и простраивании любого конкретного явления нормированной деятельности (О. С. Анисимов) [3].

С момента своего возникновения и до сегодняшних дней господствующим подходом в физической культуре является естественно -научный. Многие ученые и методологи фиксируют положение, что сегодня развитие теории и методики физической культуры необходимо осуществлять на основе проектно-программного подхода. Н. А. Масюкова рассматривает проектирование как современный, характерный для культуры технологического типа способ (культурная форма) нормирования и трансляции образовательного пространства, ориентированный на будущее и направленный на достижение заранее планируемых преобразований, развитие проектируемых объектов [4].

Данной позиции придерживаются и такие ученые, как Ю. В. Громыко, Б. В. Пальчевский, В. В. Рубцов, Г. П. Щедровицкий, которые считают, что возможно целенаправленное развитие физкультурного пространства, но только на другом типе научности, а именно на практико -ориентированном, предметом которого являются системы практической деятельности, которые могут выявляться и превращаться в предмет преобразования.

Среди многообразных типов и видов человеческой деятельности проектирование занимает особое место. Его положение в универсуме человеческой деятельности определяется онтологическими характеристиками, важнейшей из которых является отношение проектирования и будущего. Именно при «простраивании» будущего и реализуется проектная функция, осуществляется переход от сущего к должному. Цель проектирования заключается в том, чтобы положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Естественная среда не поддается проектированию, так как является объективной реальностью с научной, материалистической точки зрения. Все, к чему прикасается рука человека в процессе целенаправленной деятельности, становится искусственной средой. Проектирование -это мысленное изменение этой среды [4], [5].

Основное различие между естественнонаучным и проектно-программным подходами заключается в том, что первый ориентирован на изучение, объяснение и описание изучаемого объекта, а второй - на его преобразование на основе его онтологии, т. е. необходимо разрабатывать проекты и программы изменения исходной ситуации. В методологии и педагогике под проектом понимается представление о будущем результате деятельности и процессе его достижения. Проект - комплексная норма деятельности. Его построение предполагает определение цели, подхода, принципов, плана, методов и методик, технологии. Программа - самый конкретный и полный тип нормы, определяющий деятельность. В программном предписании, созданном на основе проекта, говорится о том, как человек должен участвовать в деятельности, чтобы реализовать возможности превращения исходного материала в конечный продукт [3], [4].

Именно данный подход позволит сейчас осуществить критериальное управленческое действие по отношению к развитию физического воспитания и спорта в различных социокультурных условиях. Анализ современного состояния и развития науки о физической культуре свидетельствует о том, что данный подход начинает интенсивно разрабатываться и использоваться ведущими учеными в этой области. Его становление уже сейчас очень успешно осуществляется в работах В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой, В. А. Коледы, Н. А. Масюковой, С. Д. Неверковича, Ю. Г. Травина, Т. П. Юшкевича и многих других [6]. Развитие физического воспитания и спорта станет осуществляться более эффективно, если будет основываться на проектно-программном подходе с использованием доктрин, проектов, программ, концепций, авторских методик и технологий. Фрагментарные попытки его реализации уже имеются в физкультурной реальности, хотя во многих случаях они являются критериально не обеспеченными.

При наличии определенных исследований в области проектно -технологической деятельности в сфере физической культуры и спорта на практике (да и в научно -методических исследованиях) существует проблема критериальных оснований при разработке проектов, программ и технологий. И таких работ в физкультурном пространстве очень много. Это происходит в силу недостаточной теоретической разработанности проблемы проектирования в физкультурном пространстве и некомпетентности исследователей в области проектно-технологической деятельности. В основном программирование в сфере физической культуры и спорта осуществляется на основе разработки перечня мероприятий, а не на базе современной методологии. На основании анализа и обобщения современной научно-методической литературы и передового опыта в данной статье раскрывается механизм разработки комплексно-целевой программы развития туризма в городе Мозыре не в классическом «мероприятийном» плане, а на системно-деятельностных основаниях проектно-программного подхода [7].

Развитие туризма сегодня является актуальнейшим направлением в сфере физической культуры и спорта. Ведь помимо социальной и гуманитарной функций он рассматривается и с позиции полиотраслевой экономической сферы. Поэтому можно сказать, что развитие туризма требует комплексного общественно-государственного подхода. По нашему убеждению, стратегия развития туристической деятельности должна базироваться на методологии проектирования, направленной на создание и реализацию комплексно-целевых программ (КЦП) в этом виде деятельности. КЦП в сфере физической культуры и спорта могут содержать решение различных отраслевых проблем - развитие физической культуры и спорта в конкретном регионе, подготовка высококвалифицированных спортсменов, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, развитие туристической деятельности и многое другое [6].

Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся практически в одинаково сложных условиях. Однако путем реализации комплексно-целевых программ по развитию туристической деятельности в регионах, по-нашему мнению, можно достичь определённых результатов. КЦП в сфере физической культуры и спорта представляет собой директивный адресный документ, который содержит анализ состояния решаемой с помощью программы проблемы, теоретико-концептуальные и технологические основания, комплекс плановых заданий, организационных, методических, социально-экономических и иных действий (мероприятий) по их достижению.

Для успешного проектирования КЦП развития туризма нами была разработана структурная модель данной программы, состоящая из введения (аналитико-методологический блок), теоретической модели туристической деятельности, концепции и технологии ее разработки и реализации. Раскроем сущность данных структурных компонентов и их процессуально -технологические характеристики. Аналитико-методологический блок КЦП связан с определением актуальности развития этого вида практики, постановки цели и задач данной программы, особенностей ее проектирования в региональных условиях. Актуальность данной программы связана с востребованностью общения, познания, обмена, рекреации, интеграции, экономического развития Мозырско-Припятского региона в человекоразмерных системах.

Целью данной программы является создание в городе Мозыре современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей горожан и гостей города в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие народного хозяйства, увеличение числа рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурно -исторического и природного наследия, формирование привлекательного имиджа города Мозыря как региона, благоприятного для развития туризма. Основными задачами для достижения данной цели выступают следующие:

♦ обеспечение вклада города Мозыря в формирование единого туристического рынка Гомельской области, Республики Беларусь и развитие международного сотрудничества в области туризма;

♦ формирование туристического рынка на основе поддержки развития в сфере туризма малого и среднего предпринимательства;

♦ формирование центров и зон туризма, освоение новых туристических районов, имеющих историко-культурный и природный потенциал;

♦ развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизация строительства новых объектов;

♦ обеспечение развития в городе Мозыре социального туризма;

♦ создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

♦ совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;

♦ совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;

♦ развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма.

Для достижения заявленной цели данной программы необходимо опираться на теоретические представления о модели туристической деятельности и условиях, способствующих ее развитию в регионе. К основным структурным компонентам туристической деятельности относятся следующие: цель, задачи, методы, средства, процедуры, исходный материал, продукт. Кроме того, в рассмотрении этого вопроса имеют существенное значение и такие составляющие, как сущность, состав, структура, функции, закономерности функционирования и развития, уровни, виды и типы туристической деятельности. Раскрытие сущностных характеристик этого типа деятельности является обязательным условием для качественной разработки КПЦ. Для того чтобы в развитии туристической деятельности использовать максимум имеющихся ресурсов, необходимо рассматривать её с полипозиционной точки зрения. При проектировании программы учитывались следующие аспекты: производственный, природоведческий, историко-культурный, социальный, национально-культурный, экологический и другие.

К основным характерным чертам комплексно -целевой программы следует отнести специфическое структурное построение. Несмотря на некоторые нюансы рубрикаций и терминологических названий, комплексно-целевая программа, как правило, должна содержать концептуальный раздел, который включает:

♦ проблемно-телеологический блок, предполагающий фиксацию актуальных практических проблем, их депроблематизацию и постановку конкретной цели практической деятельности в развитии туризма в городе Мозыре;

♦ ценностный блок фиксирует общечеловеческие ценности (здоровье, познание, культура, гуманизм, интеграция, мир, общение и т. д.), на которых базируется вся преобразовательная деятельность в области развития туризма в городе;

♦ теоретический блок, в котором рассматриваются закономерности осуществления преобразовательной деятельности по развитию туризма в городе, в качестве которых выступают закономерности функционирования проектной деятельности и рефлексия как механизм ее развития;

♦ методологический блок предусматривает выбор подходов, на основе которых строится данная программа. В нашем случае этот блок представлен комплексным подходом, который включает системомыследеятельностный, антропологический, аксиологический, деятельностный и средовой подходы. Здесь же рассматриваются сущностные характеристики принципов реализации КЦП. К ним относятся: принцип реалистичности, который определяется соотнесенностью процессуальных представлений с условиями, в которых будет протекать проектируемая деятельность. Уже на этапе планирования будущего процесса проводится прикидка действий, адекватных ожидаемым ситуациям. Однако реальность осуществления планируемого должна быть обеспечена наличием необходимых ресурсов. Иными словами, гарантией реалистичности КЦП являются управленческие действия, направленные на фиксацию целесообразных ресу рсов и моделирование снабжения будущей преобразовательной деятельности; принцип реализуемости определяется двумя главными факторами: во-первых, включённостью разработчиков проекта в его осуществление и, во-вторых, согласованием представлений о будущей деятельности её возможных субъектов; принцип управляемости состоит в направляемом, а значит, направленном характере процесса развития деятельностной системы, исключении стихийности и неорганизованности. Реализация принципа обеспечивается рефлексивным характером самого процесса управления, что означает осознание и оценку деятельностной системы по пути развития, т. е. рефлексию проектирования и программирования в целях придания концептуальной стройности и завершённости [3]-[5].

Следующим этапом построения программы является разработка технологии. Технологией является описание характеристик, средств и способов их применения, необходимых для перехода материала (объекта) деятельности от одного промежуточного состояния к другому, вплоть до получения конечного продукта (О. С. Анисимов) [3]. Таким образом, в технологии как норме деятельности воплощается сама возможность превращения исходного материала в конечный продукт. Методологическое обеспечение технологии содержит указание на место её создания в алгоритме нормотворческих управленческих действий: разработка технологии возможна только при условии наличия конкретных представлений о конечном и цепочке промежуточных продуктов деятельности, то есть таких норм деятельности, как цель и план [3], [4]. План включает в себя этапы реализации программы, перечень мероприятий и условия их реализации.

Рассмотрим содержание и технологические характеристики каждого этапа технологии развития туристической деятельности в городе Мозыре. В технологии, следуя логике комплексного подхода, диагностика исходного уровня туристической деятельности осуществляется для реализации оптимального целеполагания.

В этой связи первый этап - диагностико-проблемный - определяет постановку диагностической задачи в таких аспектах, как содержание и уровень развития туристической деятельности, наличие потребности в дальнейшем развитии туристической деятельности, наличие ресурсов и т. д. Второй этап - организационно-информационный. На этом этапе решаются задачи по организации работы для развития туристической деятельности, подключаются все заинтересованные организации, а туризм представляется как значимая сфера деятельности, которая способна удовлетворить потребности широкого круга общественности.

Третий этап - теоретико-концептуальный - включает научное обоснование (теоретическая модель туристической деятельности и концепция ее развития) и обеспечение программы развития туристической деятельности, проведение различного рода исследований в определении перспективных направлений развития туристической деятельности. Четвертый этап - деятельностно-практический -является основополагающим. Он включает в себя практическое решение поставленных задач. Это и развитие инфраструктуры, и мероприятия по развитию основных направлений туристической деятельности, и много других практических действий по достижению поставленной цели в КЦП. Эффективность достижения цели на этом этапе обеспечивается за счет повышенной активности всех субъектов туристической деятельности. Следующим, не менее важным, аспектом этого этапа программы является ресурсное обеспечение. К нему относятся людские, нормативно-правовые, материально-технические и финансовые ресурсы. Заключительным этапом этой технологии является рефлексивный этап. Его сущность состоит в своевременном выявлении трудностей, погрешностей в разработанной программе и немедленном их устранении, а также в осуществлении корректировки отклонений в ходе реализации программы. Деятельностные хараткеристики каждого этапа разработанной технологии представлены в таблице.

Таблица - Характеристика деятельности на этапах проектирования комплексно-целевой программы

Этапы Цель Промежуточный продукт

Диагностико-проблемный Выявить уровень и состояние туристической деятельности. Определить наличие затруднений в осуществлении этой деятельности и степень осознания потребности в туристической деятельности. Исходный уровень туристической деятельности. Осознание наличия затруднений в туристической деятельности и потребности в усвоении способов и приёмов их снятия.

Организационно-информационный Создать целостное представление о возможностях туристической деятельности, стимулировать познавательную активность и формировать ценностные ориентиры в области туризма. Теоретическая готовность субъектов туристической деятельности к созданию и реализации программных действий (мероприятий). Ценностное отношение к туристической деятельности.

Теоретико-концептуальный Создать научную основу для дальнейшего развития туристической деятельности, определить наиболее перспективные ниши в туристической деятельности для максимального использования имеющихся ресурсов. Научно обоснованные перспективные направления развития туристической деятельности.

Деятельно-практический Освоить приемы и способы по развитию основных направлений туристической деятельности. Создать материально-техническую базу для развития туризма. Огрпрограмма развития туристической деятельности. Техническая готовность субъектов хозяйствования к строительству туристической инфраструктуры.

Рефлексивный Определить и зафиксировать значимые ценности и новые образцы туристической деятельности. Осуществить контроль и оценку продуктивности этой деятельности. Приобрести личностно значимый опыт туристической деятельности. Совершенствование технологии реализации комплексно-целевой программы в соответствии с заявленной целью.

Реализация данной методологии проектирования КЦП позволила нам совместно со специалистами-управленцами по физической культуре, спорту и туризму г. Мозыря разработать в процессе игромоделирования конкретную КЦП развития туризма в городе. Данный оргдеятельностный документ прошел критериальную инспектизу и экспертизу со стороны ученых, методологов, управленцев в сфере физической культуры и спорта. Специфика экспертирования заключалась в том, что КЦП предполагает некоторую будущую

деятельность; она есть и ее прикидка, и ее организация, и эта ее черта обязательна в любом контексте, даже когда мы судим о далеком прошлом. И в этом случае под программой должно пониматься то, что было намечено на будущее. Программа - это сложно организованное управленческое знание относительно некоторой планируемой будущей деятельности. Экспертиза осуществлялась по трем критериям: реалистичность, реализуемость и управляемость [3]-[6]. Эксперты в своих экспертных заключениях указывали на то, что данный оргдеятельностный продукт является качественно разработанной КЦП и может выступать основанием для развития туризма в городе Мозыре (коэффициент конкордации составил R = 0,76). Кроме этого, эксперты отмечали то, что для ее реализации необходимы критериальные управленческие решения в сфере развития регионального физкультурного пространства.

Выводы

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать заключение о том, что проектно -программный подход - это современная методология развития практических систем деятельности в сфере физической культуры и спорта. КЦП - это одна из форм реализации данного подхода. КЦП развития туризма состоит из следующих компонентов: аналитико-методологический блок, теоретическая модель туристической деятельности, концепция и технология ее разработки и реализации. Разработка конкретных КЦП развития туризма должна осуществляться на основе ее теоретической модели полипредметным коллективом специалистов. Эффективной формой ее проектирования является игромоделирование. Каждая разработанная КЦП должна пройти критериальную инспектизу и экспертизу. Необходимо отметить, что реализация программы по развитию туристической деятельности должна осуществляться через рефлексию. То есть в процессе реализации поставленных задач необходимо следить за качеством их решения и своевременно вносить коррективы для повышения уровня эффективности реализации данной программы. Методологию проектирования КЦП можно успешно использовать для развития туристической сферы в нашей стране. Она может быть направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в стране, регионе, городе. Использование проектно-программного подхода - это перспективный путь повышения эффективности турбизнеса в современном социокультурном пространстве нашей страны.

Литература

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1988. - 750 с.

2. Слободчиков, В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания) : науч. издание / В. И. Слободчиков. - Киров : КОГУП «Кировская областная типография», 2003. - 89 с.

3. Анисимов, О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. - М., 1998. - 772 с.

4. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова под ред. проф. Б. В. Пальчевского. -Минск : Технопринт, 1999. - 288 с.

5. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа Культурной Политики, 1995. - 800 с.

6. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. / под ред. проф. С. Д. Неверковича. - М. : Физическая культура, 2006. - 527 с.

7. Рышковски, Войцех. Принципы проектирования региональной и локальной систем организации физического воспитания школьников / В. Рышковски. - Варшава, Киев : Изд-во АФВ, Варшава, 2000. - 260 с.

Summary

The questions of essence, structure and project characteristics of complex - purpose programmes in the sphere of physical culture, sport and tourism are considered in this article.

Поступила в редакцию 12.09.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.