Научная статья на тему 'Программно-нормативные основы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства'

Программно-нормативные основы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
359
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC DIRECTION / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ / FEDERAL / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUNICIPAL PURPOSEFUL COMPLEX PROGRAMMES / REGIONAL / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMPLEX APPROACH / ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / EFFECTIVE PLANNING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ / CONDITIONS CREATION / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE / SPECIAL AIMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов А.Б., Тищенко О.И.

В настоящей статье на основе анализа целевых комплексных программ различного уровня (федерального, регионального, муниципального) рассмотрены актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства. При этом комплекс программ рассмотрен по уровням, функциональной ориентации, периодам реализации, источникам финансирования, эффективности. Отдельное внимание уделено слабым сторонам комплексных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлов А.Б., Тищенко О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMME-NORMATIVE BASES OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND MASS SPORT AT THE PLACE OF LIVING

Actual problems of the development of physical education and mass sport at the place of living are examined in the paper on the basis of the analysis of purposeful complex programmes of different levels (federal, regional, municipal). With it all, the programme complex is examined according to levels, functional orientation, periods of realization, sources of financing, effectiveness. Special attention is paid to weak points of complex programmes.

Текст научной работы на тему «Программно-нормативные основы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства»

УДК 796.011.1

ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

ПреподавательА. Б. Орлов,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Директор О. И. Тищенко,

Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеский клуб массового спорта» муниципального образования, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В настоящей статье на основе анализа целевых комплексных программ различного уровня (федерального, регионального, муниципального) рассмотрены актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства. При этом комплекс программ рассмотрен по уровням, функциональной ориентации, периодам реализации, источникам финансирования, эффективности. Отдельное внимание уделено слабым сторонам комплексных программ.

Ключевые слова: стратегическое направление; целевые установки; федеральные, региональные и муниципальные целевые комплексные программы; комплексный подход; эффективное планирование; государственная поддержка; создание условий, развитие инфраструктуры.

Являясь важнейшей отраслью, во многом обеспечивающей физическое благополучие различных половозрастных групп населения, физическая культура и спорт, по своей сути, становятся инструментом, способствующим формированию и развитию личностной физической культуры человека, его индивидуально приемлемого уровня развития двигательных качеств, а также жизненно важных умений и навыков.

Одним из стратегических направлений, обеспечивающих реализацию этих фундаментальных задач, является создание условий для повсеместного строительства площадок по месту жительства с целью привлечения к активным систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью возможно большего числа детей, подростков, молодежи и взрос-

лого населения муниципальных образований.

Вместе с тем очевидно, что реализация этих целевых установок возможна только на основе принятия соответствующих законодательных документов. По основанию уровня их утверждения данные акты можно классифицировать на федеральные, региональные и муниципальные.

Основным федеральным документом, регламентирующим развитие физической культуры и спорта, является ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». В контексте нашего исследования безусловный интерес представляют следующие ее разделы:

1. В рамках направления «Массовый спорт» основными задачами Программы являются:

- решение социально-психологических задач физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающее формирование у различных половозрастных групп населения необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы для целенаправленного физического совершенствования и самосовершенствования;

- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан;

- организация пропаганды физической культуры и спорта, включающей распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытие спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет;

- обеспечение высокого качества спортивных услуг

путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства;

- развитие инфраструктуры, включая строительство многофункциональных сооружений, залов с бассейнами и стадионов-площадок;

- строительство в Российской Федерации 1000 спортивных центров на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.

2. Основные задачи реализации стратегического направления «Развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства»:

- выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием человека и воздействием факторов среды его проживания;

- создание сети физкультурно-спортивных учреждений, с выделением штатных ставок тренеров и инструкторов-методистов;

- проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в координации со спортивными клубами, учебными учреждениями по месту жительства;

- создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физической культурой и спортом;

- разработка муниципальных программ развития массовой физической культуры и спорта.

3. Ожидаемые результаты реализации ФЦП, к основным из которых относятся:

- сохранение и улучшение физического и духовного развития населения;

- увеличение количества жителей, систематически занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, до 40% от численности населения;

- использование 35% финансовых средств отрасли на развитие массовой физической культуры.

Вышеуказанные компоненты ФЦП детализированы в 8 региональных и 4 муниципальных программах (таблица) со следующими ожидаемыми результатами, способствующими формированию и развитию отдельных направлений видов и форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства:

Региональные программы:

1. Краевая ЦП «Развитие массового спорта на Кубани на 2009-2011 годы» по своим целевым установкам и ожидаемым результатам во многом ассоциирована с положениями ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и предназначена для решения таких фундаментальных задач, как создание условий для занятий физкультурно-спортивной деятельностью, формирование мотивации к физическому совершенствованию и самосовершенствованию, обеспечение материально-технической базы данного процесса различным категориям населения Кубани.

2. Краевые целевые программы «Развитие спортивных сооружений в Краснодарском крае на 2013-2015 годы», «Строительство плавательных бассейнов на 2012-2014 годы» и «Стадион» на 2010-2012 годы конкретизируют создание инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, включая строительство спортивных сооружений вообще и бассейнов и стадионов, в частности.

3. КЦП «Дети Кубани» на 2009-2013 годы является подтверждением того, какое большое значение придается руководством края различным направлениям обеспечения достойной жизнедеятельности детского населения. В ней декларируются:

- создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;

- государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- обеспечение доступности и качества социальных услуг;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ряд других социально значимых направлений работы с детьми и семьями Кубани.

4. Ведомственная ЦП «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2012-2014 гг. содержит характеристику комплекса эффективных организационно-содержательных мероприятий, системно обеспечивающих привлечение видов, форм и средств физкультурно-спортивной деятельности с целью отвлечения детей, подростков и молодежи от использования опасных для здоровья и жизни психотропных средств, а также направленных на освоение и реализацию подрастающим поколением принципов здорового образа жизни.

5. Реализация ВЦП «Развитие детско-юношеского спорта в Краснодарском крае» на 2011-2013 гг. предполагает привлечение детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям различными видами спорта как фактора, обеспечивающего резерв сборных команд Краснодарского края с параллельным решением задач их оздоровления и отказа от вредных привычек.

Муниципальные программы: (г. Краснодар)

1. Значительное внимание в ВЦП «Комплексные меры профилактики наркомании в муниципальном образовании город Краснодар на 2012-2014 годы» уделяется использованию физкультурно-спортивных средств, в том числе и в ходе физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий по месту жительства детей, подростков, молодежи и взрослого населения г. Краснодара.

2. ЦП «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2011-2014 годы является продолжением охарактеризованных выше федеральной и региональной программ, по своей сути детализирует на муниципальном уровне основные задачи развития физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и по месту

Таблица

Целевые комплексные программы, действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровне

Комплексные программы Функциональная ориентация Период реализации Источники финансирования Эффективность

Федеральные

ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», млн. руб. Комплекс мероприятий Долг. Итого ФБ* БСФ* В/Б* 106665,0 53613,0 47962,0 5080,0

ФЦП «Молодежь России» на 2011-2015 гг., млн. руб. Комплекс мероприятий Долг. ФБ 11179,3

Региональные

КЦП «Развитие массового спорта на Кубани на 2009-2011 годы», тыс. руб. Комплекс мероприятий Долг. БСФ МБ* 925380,6 306,9

КЦП «Развитие спортивных сооружений в Краснодарском крае на 2013-2015 годы», тыс. руб. Комплекс мероприятий Долг. БСФ 743000,0

КЦП «Строительство плавательных бассейнов на 2012-2014 годы», тыс. руб. Строительство Долг. БСФ 1200000,0

ДКЦП «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, тыс. руб. Комплекс мероприятий Долг. БСФ 2438906,6

ДКЦП «Стадион» на 2010-2012 годы, тыс. руб. Строительство и реконструкция Долг. БСФ 766270,0

ВЦП «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2012-2014 гг., тыс. руб. Комплекс мероприятий Долг. БСФ 321805,3

ВЦП «Развитие детско- юношеского спорта в Краснодарском крае» на 2011-2013 гг., тыс. руб. Спортивно-оздоровительные кампании Долг. БСФ МБ 799270,0 Софинансир. мероприятий не менее 25%

МЦП «Краснодару - столичный облик» на 2008-2011 годы, млн. руб. Комплекс мероприятий Долг. Итого ФБ БСФ МБ 9489,332 721,357 6373,247 2394,728

Муниципальные

МВЦП «Комплексные меры профилактики наркомании в муниципальном образовании город Краснодар на 2012-2014 годы», тыс. руб. Спортивно-оздоровительные кампании Долг. МБ 7436,0

МДЦП «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2011-2014 годы, тыс. руб. Спортивно-оздоровительные кампании Долг. Итого БСФ МБ 55107,0 20901,0 34206,0

МВЦП «Развитие базовых (опорных) видов спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2012 год, тыс. руб. Комплекс мероприятий Кратк. МБ 3120,0

МДЦП «Комфортный город, уютный двор» на 2010-2013 гг., тыс. руб. Комплекс мероприятий Долг. МБ 1000000,0

Примечание: В столбце 4 приняты следующие сокращения

ФБ* - Федеральный бюджет;

БСФ* - бюджет субъекта федерации;

В/Б* - внебюджетные средства;

МБ* - средства муниципального бюджета.

жительства граждан, а также обеспечивает их преемственность.

3. ВЦП «Развитие базовых (опорных) видов спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2012 год направлена на дальнейшее развитие профессионального спорта.

Главной целью Программы является создание условий для качественной подготовки спортсменов по базовым (опорным) видам спорта к предстоящим соревнованиям различного уровня, укрепление спортивного имиджа муниципального образования город Краснодар на международной арене. В контексте на-

шего исследования в ней подчеркивается возможность использования физкультурно-спортивных мероприятий в связи с отбором перспективных детей и подростков для дальнейшей целенаправленной спортивной подготовки.

4. ЦП «Комфортный город, уютный двор» на 20102013 гг. призвана обеспечить нормальные условия и безопасность проживания граждан с учетом выполнения работ на социально значимых объектах дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства. Одной из приоритетных задач программы является приобретение и установка детских и спортивных площадок.

Пункт 16 Программы конкретизирует необходимость приобретения и установки определенного количества детских и спортивных площадок, а именно:

- Западный внутригородской округ (ЗВО) - 72 площадки;

- Прикубанский ВО - 38 площадок;

- Карасунский ВО - 81 площадка;

- Центральный ВО - 42 площадки.

Наличие новых красивых площадок будет способствовать мотивации занятиям физической культурой непосредственно по месту жительства.

Резюме. Результаты проведенного анализа программ различного уровня, обеспечивающих некоторые аспекты и направления физкультурно-спортивной деятельности населения по месту жительства, позволяют сформулировать следующие обобщения:

Исполнительная власть на различных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) серьезное внимание уделяет вопросам развития физкультурно-массового движения по месту жительства граждан, что подтверждается:

а) наличием значительного числа целевых программ, обеспечивающих интенсификацию и повышение качества данного процесса, при этом программно-целевой метод управления физической культурой и спортом имеет вполне определенные преимущества:

- комплексный подход к решению проблем;

- распределение полномочий и ответственности;

- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации;

б) все проанализированные документы характеризуются преемственностью проективных, организационных, содержательных, инфраструктурных установок;

в) разработчики программ декларируют необходимость существенного повышения численности граждан, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью по месту их жительства, значительное увеличение числа соответствующих спортивных сооружений, однако не уделяют должного, по нашему мнению, внимания вопросам обоснования необходимых для этого технологий и частных методик;

г) в первых программах только на уровне призывов рассматриваются вопросы пропаганды физической культуры и спорта, а также коммуникационное обеспечение процесса развития физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства граждан.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7).

2. Постановление главы администрации (губернатора) края от 13.02.2009 № 75 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие массового спорта на Кубани» на 2009-2011 годы»

3. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2009-2011 годы» (с изменениями от 25 мая, 20 августа 2009 г., 9 марта, 10 августа, 7 октября 2010 г., 20 апреля 2011 г.): Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 февраля 2009 г. № 75.

4. Ведомственная целевая программа «Развитие детско-юношеского спорта в Краснодарском крае на 2011-2013 годы» (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 972).

5. Ведомственная целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2012-2014 годы. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года № 670 « Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2012-2014 годы». [Электронный ресурс]. - Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края. - Режим доступа: http://www.kubansport.ru/dep2.html

6. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2011-2014 годы (принята Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 15.06.2011 № 4205).

7. Муниципальная ведомственная целевая программа «Город детям» на 2011-2013 годы (Утверждена постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.02.2011 № 1297).

8. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Комфортный город, уютный двор» на 2010 - 2013 годы (Утверждена постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.05.2010 г. № 3429).

9. Муниципальная ведомственная целевая программа «Комплексные меры профилактики наркомании в муниципальном образовании город Краснодар» на 2012-2014 годы (Утверждена постановлением администрации муниципального образования город Краснодар 18 октября 2011 г. № 7753). - Режим доступа: http://www.docs.pravo.ru/ document/v¡ew/20769908/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROGRAMME-NORMATIVE BASES OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND MASS SPORT AT THE PLACE OF LIVING

A. Orlov, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

O. Tishchenco, Director of the Municipal Budget Institution "Children - Youth Club of Mass Sport",

Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Actual problems of the development of physical education and mass sport at the place of living are examined in the paper on the basis of the analysis of purposeful complex programmes of different levels (federal, regional, municipal). With it all, the programme complex is examined according to levels, functional orientation, periods of realization, sources of financing,

effectiveness. Special attention is paid to weak points of complex programmes.

Key words: strategic direction, special aims, federal, regional, municipal purposeful complex programmes, complex approach, effective planning, state support, conditions creation, development of infrastructure.

УДК 796.01:159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И СУДЕЙ

Кандидат психологических наук, преподаватель Е. И. Берилова, кандидат психологических наук, преподавательА. В. Мищенко,

заместитель начальника отдела по взаимодействию с муниципальными образованиями и организационной работе Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края О. В. Дорошина,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Выгорание в спорте - это результат хронического стресса. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить специфику проявлений и регуляторы выгорания у спортивных тренеров и судей. Результаты показывают, что тренеры и судьи испытывают выгорание, но тренеры демонстрируют более высокую степень психических перегрузок. Тренеры и судьи стремятся избежать ситуации, связанной с увеличением психического напряжения, чтобы предотвратить выгорание. Но эта стратегия уменьшает результативность их деятельности, направленной на

достижение успеха. Тренеры также используют различные типы психологической защиты, чтобы минимизировать выгорание. Спонтанные способы, которые тренеры и судьи используют, чтобы предотвратить или минимизировать выгорание, недостаточно эффективны. Спортивные тренеры и судьи нуждаются в развитии компетентности, помогающей справляться с выгоранием.

Ключевые слова: профессиональное выгорание; личностные особенности; мотивация; психологические защиты; личностные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.