Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ: СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ: СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цели обучения / проектирование / педагогические технологии / управление / учебно-познавательная и управленческая деятельность / образовательная практика / learning objectives / design / pedagogical technologies / management / educational and cognitive and management activities / educational practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Афанасьева Ирина Васильевна

Представлены концептуальные основания проектирования педагогических технологий управления с позиции субъектно-ориентированного анализа. Постулируется, что управленческая технология может рассматриваться в качестве связующего звена теории управления и нормативными отображениями педагогической действительности и строиться на основе принципов управляемого проектирования. В основе создания управленческих технологий, ее методологическим началом является проблема как феномен, алгоритм разрешения которой определяет сам процесс проектной деятельности субъектов педагогического взаимодействия. Организационный механизм таких технологий формируется по мере становления ее базовых компонентов, которые в свою очередь складываются из элементов способных сохранять свое динамическое равновесие в довольно неустойчивых моделей образовательного процесса. Методологический каркас проектирования состоит из процедуры выбора уровневой сущности управленческих технологий, анализа продуктов и результатов управления, выделения принципов проектирования, которые базируются на общих принципах построения деятельностных систем. Сформулированы противоречия, которые могут послужить триггером дальнейшего совершенствования процесса проектирования педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR DESIGNING PEDAGOGICAL MANAGEMENT TECHNOLOGIES: SUBJECT-ORIENTED ANALYSIS

The article presents conceptual foundations for designing pedagogical management technologies from the standpoint of subject-oriented analysis. It is postulated that management technology can be considered as a link between management theory and normative displays of pedagogical reality and built on the principles of controlled design. The basis for creating management technologies, its methodological beginning is a problem as a phenomenon, the solution algorithm of which determines the very process of project activity of subjects of pedagogical interaction. The organizational mechanism of such technologies is formed as its basic components develop, which in turn consist of elements capable of maintaining their dynamic equilibrium in rather unstable models of the educational process. The methodological framework of designing consists of the procedure for selecting the level essence of management technologies, analyzing the products and results of management, identifying the design principles that are based on the general principles of constructing activity systems. Contradictions are formulated that can serve as a trigger for further improvement of the process of designing pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ: СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 37.014

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ: СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR DESIGNING PEDAGOGICAL MANAGEMENT TECHNOLOGIES: SUBJECT-ORIENTED ANALYSIS

АННОТАЦИЯ

Представлены концептуальные основания проектирования педагогических технологий управления с позиции субъектно-ориентиро-ванного анализа. Постулируется, что управленческая технология может рассматриваться в качестве связующего звена теории управления и нормативными отображениями педагогической действительности и строиться на основе принципов управляемого проектирования. В основе создания управленческих технологий, ее методологическим началом является проблема как феномен, алгоритм разрешения которой определяет сам процесс проектной деятельности субъектов педагогического взаимодействия. Организационный механизм таких технологий формируется по мере становления ее базовых компонентов, которые в свою очередь складываются из элементов способных сохранять свое динамическое равновесие в довольно неустойчивых моделей образовательного процесса. Методологический каркас проектирования состоит из процедуры выбора уровневой сущности управленческих технологий, анализа продуктов и результатов управления, выделения принципов проектирования, которые базируются на общих принципах построения деятельностных систем. Сформулированы противоречия, которые могут послужить триггером дальнейшего совершенствования процесса проектирования педагогических технологий.

Ключевые слова: цели обучения, проектирование, педагогические технологии, управление, учебно-познавательная и управленческая деятельность, образовательная практика.

Владимир Васильевич АФАНАСЬЕВ,

доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, afanasievv@mgpu.ru

Ирина Васильевна АФАНАСЬЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, irinaafva@yandex.ru

Vladimir Vasilievich AFANASYEV,

Doctor of Pedagogical

Sciences, Professor

of the Department of Pedagogy

Institute of Pedagogy

and Psychology of Education,

Moscow City University,

afanasievv@mgpu.ru

Irina Vasilievna AFANASYEVA,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Psychology and Law Faculty of Legal Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, irinaafva@yandex.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

The article presents conceptual foundations for designing pedagogical management technologies from the standpoint of subject-oriented analysis. It is postulated that management technology can be considered as a link between management theory and normative displays of pedagogical reality and built on the principles of controlled design. The basis for creating management technologies, its methodological beginning is a problem as a phenomenon, the solution algorithm of which determines the very process of project activity of subjects of pedagogical interaction. The organizational mechanism of such technologies is formed as its basic components develop, which in turn consist of elements capable of maintaining their dynamic equilibrium in rather unstable models of the educational process. The methodological framework of designing consists of the procedure for selecting the level essence of management technologies, analyzing the products and results of management, identifying the design principles that are based on the general principles of constructing activity systems. Contradictions are formulated that can serve as a trigger for further improvement of the process of designing pedagogical technologies.

Keywords: learning objectives, design, pedagogical technologies, management, educational and cognitive and management activities, educational practice.

ABSTRACT

Введение

Условием, обеспечивающим эффективное функционирование и поступательное развитие технологически выстроенного целостного образовательного процесса, его системообразующим признаком выступает управление в самом широком смысле. Поддается ли технологиза-ции само управление, есть ли целесообразность в проектировании технологий управления, скажем, учебно-познавательной деятельностью обучающихся? Создание таких технологий диктуется насущной необходимостью, самой жизнью, поскольку осуществить на практике гарантированное достижение запланированных целей обучения невозможно без мастерства и умения педагога выбрать необходимый (оптимальный) в каждой конкретной педагогической ситуации набор средств и методов для осуществления целенаправленного воздействия на обучающихся и сделать это таким образом, чтобы они не чувствовали себя «отчужденными, а воспринимали учение как свое кровное дело, соответствующее их целям и желаниям» [7].

Педагогическая технология управления должна включать в себя совокупность средств и методов сбора и обработки необходимой информации; поиска приемов эффективного воз-

действия (влияния) на обучающихся; реализации принципов, законов и закономерностей, которым подчиняются организованная система обучения и механизмы управления ею.

Основными объектами этой технологии являются субъекты педагогического взаимодействия, сама система (субсистема) управления, факторы влияния на них. Разумеется, ее (технологии) объекты не детерминированы. Поэтому нахождение общего - определенного и особенного - неопределенного в том, что выступает в роли объекта управления, является важнейшей задачей любого педагога как субъекта управленческой деятельности [1].

Теоретико-методологической основой такой и подобных ей работ служит важнейшее философское положение о роли и значимости противоречий социально-экономического развития общества, а также фундаментальные принципы, лежащие в основе функционирования социальных, педагогических и кибернетических систем. Это позволило рассмотреть технологии управления и действующие там механизмы с позиции соотношения части и целого, взаимосвязи причины и следствия, относительной взаимообусловленности общего и частного; показать, что существенная роль принадлежит не только объек-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

тивным законам и закономерностям, но и человеческому фактору, занимающему ключевую роль в процессе решения задач творческого характера (Г.С. Альтшуллер, С.И. Архангельский, Ю.К. Ба-банский, И. В. Блауберг, А. П. Ершов, Н.В. Кузьмина, С. Оптнер, Д. Пойа, К. Поппер, Э.Г. Юдин).

Теоретические основания работы базируются на идеях междисциплинарного подхода, ориентированного на интеграцию знаний и достижений различных наук и научных направлений, базовых положениях гомеостатического подхода, позволяющих прийти к выводам относительно особенностей функционирования и развития систем управления любого уровня сложности (В.В. Александров, А.А. Богданов, В.И. Вернадский, В.В. Давыдов, М.П. Карпенко, В.А. Караков-ский , В.В. Краевский, В.С. Лазарев, Н.Н. Моисеев, М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина).

Использовались также основные методологические установки и идеи комплексного и синергетического подходов, которые способствуют продвижению к интегральному знанию о законах управления, к теоретическому синтезу проблемы технологизации педагогического руководства познавательными процессами (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, М.В. Кларин, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Г.А. Монахова, О.П. Околелов, П.И. Пидкаси-стый, И. Пригожин, И.В. Прангишвили, В.В. Рубцов, А.И. Уман, Е.А. Ямбург).

Результаты анализа и обобщения

Эта многосложная, многоуровневая задача затрагивает концептуальный, аналитический, операциональный, контрольный, оценочный и результативный «каркасы», которые необходимо построить и органично «вписать» в рамки проектируемой технологии. Здесь и возникает ряд «системных порогов», преодолеть которые не так-то просто.

Первый из них выдвигается в виде задачи построения теоретико-методологической модели.

Второй видится через призму технологии организации деятельности субъектов педагогического взаимодействия, в которой должны быть выделены как отдельные промежуточные технологические операции и результаты, так и базовые структурные единицы (компоненты); раскрыты дидактические, управленческие, собственно технологические признаки, достаточные для понимания методологии проектирования и классификации педагогических технологий управления.

Третий преодолевается с помощью системного понимания управляемого объекта, процесса, явления, путем изучения информационных процессов, действующих в его «межэлементном пространстве», с ориентацией на субъект-объектную систему отношений, формируемую в результате целенаправленных педагогических действий.

Четвертый возникает при подмене научно-обоснованного (скажем, системного) подхода в управлении набором рекомендаций конъюнктурного характера, неумении ставить конкретные и реальные цели, недостаточном знании теоретических основ управления, неумении применять имеющиеся управленческие знания на практике.

Пятый препятствует объективной и достоверной диагностике и оценке качества управленческой деятельности педагогов и познавательной деятельности обучающихся.

Снять подобные системные барьеры, лежащие на пути к качественному образованию, помогут новые управленческие технологии, реализация которых в условиях педагогической действительности возможна только через создание концептуального каркаса управления образовательными процессами и системами.

В то же время было бы сильным преувеличением утверждать, что проблема создания концептуальных основ и механизмов внедрения технологий управления в образовательную практику является предметом постоянного внимания субъектов управленческой деятельности всех уровней [8]. Такое положение дел объясняется слабой разработанностью в науке вопросов, связанных с созданием и оценкой эффективности управленческих технологий. Следует признать и то, что проектирование как метод работы в сфере образования пока не нашел своего должного воплощения в свете современных тенденций в образовании. Использование этого метода видится нам через создание новых, целенаправленных форм внешней и внутренней деятельности субъектов педагогического взаимодействия в начале с помощью модельных представлений, а затем путем реализации соответствующего проекта [2].

При проектировании педагогических технологий управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся обращают на себя внимание два базовых направления. Первый из них направлен на понимание цели и смысла проекта, знание его потенциальных возможностей по преобразованию педагогической деятельно-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

сти; второй - на определение степени готовности и способности задействованных в него субъектов осуществлять необходимые преобразования. При этом следует предусмотреть стремление членов организованной системы поддержать ее функционирование и поступательное развитие. Только опираясь на возможности этих видов деятельности, можно реально создать и реализовать на практике полноценно действующий проект любой технологии [5].

Процесс создания и внедрения в образовательную практику той или иной технологии весьма диалектичен, поскольку в роли «генерального заказчика» выступает общество с его справедливо завышенными требованиями по сравнению с фактическими результатами обучения. Следовательно, высшая школа обязана быстро ориентироваться и адекватно реагировать на эти потребности, разрабатывая вновь и дорабатывая действующие на данном этапе технологии обучения и управления [6].

Обобщая вышесказанное, выделим «экстракт» обстоятельств, актуализирующих вопросы создания и внедрения в образовательную практику технологий управления познавательной деятельностью обучающихся. Прежде всего это понимание того, что только наличие различных точек зрения на единый объект изучения - образовательный процесс способствует прорыву в области создания действенных управленческих технологий; требование адекватного научного и терминологического обеспечения процессов, сопровождающих проектирование и использование технологий для преобразования педагогической действительности; законы диалектики; слабая развитость отдельных направлений технологического подхода в обучении и управлении [7].

Если обратиться к содержательной части управленческих технологий в сфере обучения, то возникают закономерные вопросы: нужны ли для дальнейшего развития педагогической теории и практики те данные, которые будут выявлены (получены) в ходе работы по структурированию и наполнению компонентным составом данных технологий; повлияет ли отсутствие таких данных на уровень теоретико-методологической культуры субъектов педагогического взаимодействия (педагогов и обучающихся), степень и состояние профессиональной подготовки обучающихся [10].

Повлияет и самым непосредственным образом. Так результаты мониторинга образова-

тельной практики позволяют констатировать, что подавляющая часть выпускников высших учебных заведений не обладают умениями, навыками коллективного решения сложных задач и проблем творческого характера; лишь менее 5% студентов выпускных курсов умеют оперировать методологическими знаниями, способны применять их на практике. Значительная часть обучающихся не способна к методической, профессиональной рефлексии - столь необходимому качеству для становления специалиста. Более 80% студентов признали, что они не умеют сознательно выбирать нужные им когнитивные стили, а многие не знают вообще, что это такое. Пилотажные эксперименты показали, что только у немногих студентов (порядка 8-10%) сформированы (скорее стихийно) приемы самостоятельной познавательной деятельности [3]. Недопустимо низкий процент обучающихся владеет методами (не говоря уже о концептуальных, систематических методах и схемах) представления знаний, у них не сформированы «мыслительные конструкции» решения разнообразных (разнотипных) профессиональных задач (если нет четких, ясных внутренних «мыслительных конструкций», нет и внятной профессиональной деятельности). Неблагополучно обстоит дело и с «конкретикой» профессиональных знаний и умений. Многие выпускники технических вузов остаются на стадии абстрактного мышления и не могут перейти к нормативным знаниям [9]. Причина состоит в том, что субъекты педагогической практики не владеют в должной мере технологической и управленческой культурой. Зачастую их профессиональная деятельность протекает в полном отрыве от использования психологических и дидактических законов и закономерностей, а если они и учитываются, то вне связи с организацией и непосредственным руководством (управлением) процессом обучения [4]. Имеет место негативная практика исключения из учебного процесса учебно-познавательных задач, как будто забывается то, что задача - основной элемент содержания образования, реальная конструкция профессиональной деятельности будущего специалиста [13].

Следует признать, что в образовательной практике пока не стало нормой использовать данные относительно уровня учебно-познавательных действий конкретного обучающегося; учитывать их индивидуальный темп усвоения

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

знаний; обеспечивать вариативность учебного процесса; создавать для каждого студента информационную среду и научно-обоснованные дидактические средства, адекватные его стилевым особенностям и степени обученности. Многообразны и формы проявления формализма в процессе планирования, организации, координации и контроля результатов обучения [11].

Отсюда следует вывод, что решать имеющиеся и постоянно возникающие проблемы в ходе проектирования и организации учебно-познавательного процесса, оценки его результатов прежними, привычными способами невозможно. Необходимы новые, эффективные подходы и методы, позволяющие повысить качество функционирования целостной системы обучения [12]. При грамотном использовании возможности системного, информационного, объективного, субъективного подходов весьма высоки. Однако, как придать им нужный рельеф и неуклонно следовать ему в процессе генезиса решаемой проблемы вопрос остается открытым. Кроме того, не достает имеющихся данных о том, как на «микроуровне» организовать и регламентировать коллективную творческую деятельность, интегрировать знания и опыт субъектов педагогического взаимодействия в процессы повышения качества их целенаправленной деятельности [5].

Некоторые важные для педагогической теории вопросы вообще не ставились, например, вопрос о влиянии субъективных и объективных факторов и их взаимодействие в процессе разрешения той или иной управленческой проблемы. Отсутствуют и технологические алгоритмы модельного представления и разрешения возникающих управленческих проблем. Более того, термин «управленческая проблема» до сих пор не вполне очевиден, нет данных о структурной интерпретации (компонентном составе) управленческой проблемы, нет научно-обоснованной концепции управления проектной деятельностью педагога при организации им учебно-познавательного процесса в вузе.

Вопрос об эффективной технологии организации целенаправленной деятельности субъектов педагогической практики также весьма значимый среди теоретических и практических педагогических задач, которые требуют своего скорейшего разрешения. Определенные результаты в этом направлении опубликованы в литературе. Касаются они частных

технологий, ориентированных на довольно узкий круг проблем, которые умеет решать тот или иной субъект педагогической практики [14]. Поэтому остается неохваченными серьезные педагогические задачи, крупномасштабность которых в действительности означает наличие спектра взаимосвязанных проблем, причем разнородных. Это очередной раз доказывает, что во главу угла должны быть поставлены технологии организации деятельности, которые в методологическом плане выполняют роль интегратора знаний из различных научных областей и направлений, а в прикладном обеспечивает доведение результатов теоретических исследований до технологий их применения в конкретных педагогических проектах.

Проблемы педагогического руководства в рамках технологической деятельности решаются сегодня в соответствии с соображениями «здравого смысла» и известными, но не всегда эффективными механизмами. Следовательно, управление на уровне организации творческой деятельности коллектива (например, педагог-обучающиеся) требует более глубокой проработки, которая, в основном должна касаться поиска новых концепций, теорий средств и методов управления. С этой точки зрения целесообразно использовать технологические модели управления или технологии управления, научно-обоснованная проработка которых находится пока лишь в начале пути к построению соответствующей теории и методов обеспечения требуемого качества управления. На этом же уровне находятся подходы и принципы проектирования и классификации данных технологий. В такой постановке статус ключевого приобретает вопрос о том, насколько полно и четко субъект управленческой деятельности знает и умеет использовать данные, имеющиеся сведения, характеристики того процесса, которым он стремится управлять.

Заключение

Анализ состояния научных разработок показал, что в литературе имеются представления учебно-познавательных процессов в виде объектов, либо управляемых систем; неоднократно указывалось на необходимость продвижения по пути понимания механизмов организации, дезорганизации и самоорганизации таких систем; выдвигались требования построения феноменологических моделей, отражаю-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

щих механизмы циркуляции информационных потоков в их (систем) «межэлементном пространстве», разработки способов переноса знаний о процессах управления с «макро» на «микро» уровень. Однако сколько-нибудь целостные результаты, достигнутые в этом направлении, пока не нашли своего отражения в опубликованных ранее библиографических источниках. Причина видится нам в том, что нет однозначного понимания того, что реализовать эффективно действующие технологии управления только на основе знания характеристик управляемого процесса, а также целей управления довольно проблематично. Для достижения действительно действенных (ощутимых на практике) результатов необходимо знание предметной и содержательных сторон управления как научной теории; его потенциальных возможностей; механизмов, правил, условий, принципов реализации в любой сложной системе, в реальном масштабе времени. Иными словами, насущно необходима современная теория управления образовательными системами и процессами. Это не просто понятие, хотя понятие - это своего рода формула, опосредованно отражающая содержание. По существу, это новый этап в развитии педагогического управления в целом и в его умелом, мастерском (технологическом) использовании в частности. В этом отношении предпринимаются попытки осмысления и структурирования такой теории.

Существует множество проблем и нерешенных вопросов в плане диагностики и оценки качества функционирования организованной системы обучения (управления). Например, нет четкой привязки отдельных диагностируемых качественных показателей учебно-познавательной и управленческой деятельности субъектов к потенциальным свойствам целостной педагогической системы, в частности к таким, как наблюдаемость, управляемость, адаптируемость. Не реализованы возможности комплексного подхода к диагнос-

тике и оценке количественных характеристик по каждому из переходных состояний процесса циркуляции учебно-познавательной информации: восприятию, обобщению, хранению, преобразованию, воспроизведению.

Отмеченные недостатки в теории и практике управления образовательными процессами, системные сложности разработки управленческих технологий обусловлены рядом серьезных противоречий. С одной стороны, известные исследования по управлению направлены на разработку, достижение требуемых характеристик, которым должны соответствовать современная теория и практика управления познавательными процессами в вузе. В этом смысле все работы (диссертации, монографии, книги, статьи) об управлении, так или иначе, касаются улучшения, повышения качества, мастерства управления, раскрывают авторское видение модели оптимального управления. С другой - имеются все основания утверждать, что практически отсутствуют специальные научные исследования, прямо и только посвященные проблематике создания управленческих технологий, диагностике и оценке их качества; не сформулировано само понятие «технология управления» познавательной деятельностью в вузе, не разработан комплекс мероприятий, с помощью которых теоретики и практики могли бы описывать, анализировать, оценивать, проектировать, а главное управлять проектной деятельностью по созданию управленческих технологий; не вполне определены и научно обоснованы современные требования к управлению познавательной деятельностью и его качеству в вузе; не создан подход к целостному описанию опыта проектно-управленческой деятельности, обеспечивающей высокое качество управленческих технологий; не разработана концепция построения эффективных систем управления образовательными процессами, направленных на обеспечение требуемого уровня эффективности управления в высшей школе.

Литература

1. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Предмет и содержание современной теории педагогического менеджмента // Деп. в НИИВО 30.10.97, № 156 -97. 8 с. БОЫ UGLCWX.

2. Афанасьев, В.В. Методология «современной» теории управления образовательными системами: структура и содержание / В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 25 января 2019 года. Том Часть I. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 41-49. БОЫ WLNDHQ.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

3. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога / И.Б. Бай-ханов // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 17-25. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_02. EDN IYBNAB.

4. Байханов И.Б. Педагогические технологии формирования электоральной культуры учителя / И.Б. Байханов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 2(98). С. 62-85. DOI 10.24412/2224-0772-2024-98-62-85. EDN AQYSOX.

5. Бережнова Е.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством / Е.В. Бе-режнова, В.В. Краевский; Российская академия образования, Институт управления образованием, НИИ развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы. Москва: Институт управления образованием РАО, 2007. 151 с. ISBN 5-88795-033-1. EDN RFMDPH.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта : Рекомендовано к изданию Ученым советом ФГБНУ Институт стратегии развития стратегии образования РАО 5.10.2015 / М.В. Кларин. Москва: ООО ИД «Луч», 2016. 632 с. ISBN 978-5-88915-093-0. EDN XCULWV.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - Педагогика / В.В. Краевский. - 2-е изд., испр. Москва: Академия, 2005. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). ISBN 5-7695-2341-7. EDN QUEZNB.

8. Менеджмент в образовании: Примерная образовательная программа подготовки магистра по направлению 44.04.01 Педагогическое образование / В.В. Рябов, О.А. Любченко, Ю.И. Апарина [и др.]. Москва: Издательство «Перо», 2015. 263 с. ISBN 978-5-00086-630-6. EDN UADBBT.

9. Моисеева О.М. Актуальные проблемы стратегического управления школой на современном этапе / О.М. Моисеева, А.М. Моисеев // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции, Москва-Пушкино, 19 апреля 2016 года. Том Часть 1. Москва-Пушкино: Издательство «Канцлер», 2016. С. 310-317. EDN ZAZYPP.

10. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой: вопросы и ответы: Монографическое прак-тико-ориентированное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций. В двух томах / А.М. Моисеев. Том 1. Москва: СОЛОН-Пресс, 2020. 306 с. ISBN 978-5-91359-391-7. EDN SUJTYG.

11. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): коллективная монография (с международным участием) / О.Б. Александрова, И.Б. Байханов, М.А. Воронина [и др.]. Том Книга 55. Воронеж - Москва: Наука: информ, 2023. 156 с. ISBN 9785-00044-121-3. EDN WEFGWK.

12. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): С международным участием / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, И.Б. Байханов [и др.]. Том Книга 56. Москва: Наука: информ, 2023. 138 с. ISBN 978-5-00044-217-3. EDN PTLNBD.

13. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография / А.М. Моисеев, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург [и др.]. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 448 с. EDN UMYUJJ.

14. Innovative educational practices: classification, design, modeling / I.M. Osmolovskaya, E.O. Ivanova, M.V. Klarin [et al.] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Moscow, 04-05 июня 2019 года. Vol. 69. Moscow: Future Academy, 2019. Pр. 598-605. DOI 10.15405/ epsbs.2019.09.02.68. EDN IMLADS.

References

1. Afanas'ev V.V., Afanas'eva I.V. Predmet i soderzhanie sovremennoj teorii pedagogicheskogo mene-dzhmenta. Dep. v NIIVO 30.10.97, no. 156-97, 8 p. EDN UGLCWX.

2. Afanas'ev V.V. Metodologija «sovremennoj» teorii upravlenija obrazovatel'nymi sistemami: struktura i soderzhanie. V.V. Afanas'ev, I.V. Afanas'eva. Sovremennye vektory razvitija obrazovanija: aktual'nye problemy i perspektivnye reshenija: Sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. V 2-h chastjah, Moskva, 25 janvarja 2019 goda. Tom Chast' I. Moskva: Mosk-ovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2019. Pp. 41-49. EDN WLNDHQ.

3. Bajhanov I.B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2022, no 5, pp. 17-25. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_02. EDN IYBNAB.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

4. Bajhanov I.B. Pedagogicheskie tehnologii formirovanija jelektoral'noj kul'tury uchitelja. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika, 2024, vol. 1, no 2(98), рp. 62-85. DOI 10.24412/2224-0772-2024-98-62-85. EDN AQYSOX.

5. Berezhnova E.V. Issledovanija v oblasti obrazovanija: problemy uprav-lenija kachestvom. E.V. Berezhnova, V.V. Kraevskij; Rossijskaja aka-demija obrazovanija, Institut upravlenija obrazovaniem, NII razvitija professional'nogo obrazovanija Departamenta obrazovanija g. Mosk-vy. Moskva: Institut upravlenija obrazovaniem RAO, 2007. 151 p. ISBN 5-88795-033-1. EDN RFMDPH.

6. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obuchenija: Issledovanie mirovogo opyta: Rekomendovano k izdaniju Uchjonym sovetom FGBNU Institut strategii razvitija strategii obrazovanija RAO 5.10.2015. Moskva: OOO ID «Luch», 2016. 632 p. ISBN 978-5-88915-093-0. EDN XCULWV.

7. Kraevskij V.V. Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie dlja stu-dentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 033400 - Pedagogika. 2-e izd., ispr. Moskva: Akademija, 2005. (Vysshee professional'noe obrazovanie. Pedagogicheskie special'nosti). ISBN 5-7695-2341-7. EDN QUEZNB.

8. Menedzhment v obrazovanii: Primernaja obrazovatel'naja programma podgotovki magistra po napravleniju 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. V.V. Rjabov, O.A. Ljubchenko, Ju. I. Aparina [i dr.]. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2015. 263 p. ISBN 978-5-00086-630-6. EDN UADBBT.

9. Moiseeva O.M. Aktual'nye problemy strategicheskogo upravlenija shkoloj na sovremennom jetape. O.M. Moiseeva, A.M. Moiseev. In-novacionnaja dejatel'nost' v obrazovanii: Materialy X Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva-Pushkino, 19 aprelja 2016 goda. Tom Chast' 1. Moskva-Pushkino: Izdatel'stvo «Kancler», 2016. Pp. 310-317. EDN ZAZYPP.

10. Moiseev A.M. Strategicheskoe upravlenie shkoloj: voprosy i otvety : Monograficheskoe praktiko-orientirovannoe nauchno-metod-icheskoe posobie dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij. V dvuh tomah / A.M. Moiseev. Tom 1. Moskva: SOLON-Press, 2020. 306 p. ISBN 978-5-91359-391-7. EDN SUJTYG.

11. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ja - sh-kola - vuz - obshhestvo): kollektivnaja monografija (s mezhdunar-odnym uchastiem). O.B. Aleksandrova, I.B. Bajhanov, M.A. Voroni-na [i dr.]. Tom Kniga 55. Voronezh - Moskva: Nauka: inform, 2023. 156 p. ISBN 978-5-00044-121-3. EDN WEFGWK.

12. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ja - shko-la - vuz - obshhestvo): S mezhdunarodnym uchastiem. I.A. Ahmetshi-na, N.A. Balakireva, I.B. Bajhanov [i dr.]. Tom Kniga 56. Moskva: Nauka: inform, 2023. 138 p. ISBN 978-5-00044-217-3. EDN PTLNBD.

13. Upravlenie kachestvom obrazovanija: Praktiko-orientirovannaja monografija. A.M. Moiseev, M.M. Potashnik, E.A. Jamburg [i dr.]. Moskva: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000. 448 p. EDN UMYUJJ.

14. Innovative educational practices: classification, design, modeling. I.M. Osmolovskaya, E.O. Ivanova, M.V. Klarin [et al.]. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Moscow, 04-05 ijunja 2019 goda. Vol. 69. Moscow: Future Academy, 2019. Pp. 598-605. DOI 10.15405/epsbs.2019.09.02.68. EDN IMLADS.

Статья поступила в редакцию 17.05.2024; принята к публикации 21.06.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 17.05.2024;

accepted for publication 21.06.2024.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The authors read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.