Научная статья на тему 'Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога'

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электоральное воспитание / электоральная культура / педагогическое образование / педагогические технологии / игровые технологии / клубная работа / социальное проектирование / electoral education / electoral culture / pedagogical education / pedagogical technologies / game technologies / club work / social design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаил Баутдинович Байханов

В данной статье предпринята попытка методологического обоснования, теоретического описания и эмпирического анализа инновационных педагогических средств формирования электоральной культуры будущих педагогов. Определяется сущность и содержание формирования электоральной культуры будущего педагога, исходя из совокупности положений культурологического, компетентностного, средового и деятельностного подходов. Даётся авторское определение электоральной культуры, в котором отмечается её особая роль в профессиональном становлении педагога и развитии его личностной сферы, формирующей качественно новое состояние. В структуре электоральной культуры определяются компетентностный, ценностный, деятельностный и трансляционный компоненты. Акцентируется необходимость повышения электоральной активности будущего учителя, утверждается субъектность данного вида поведения. В статье анализируются педагогические средства формирования электоральной культуры студенческой молодежи, которые подразделяются на традиционные и инновацинные; дана краткая характеристика наиболее актуальных сегодня педагогических средств формирования электоральной культуры будущего педагога: интерактивных методов, иммерсивных технологий, диалоговых тренажеров и цифровых сервисов для участников избирательного процесса. В заключении статьи сделаны выводы о междисциплинарности исследуемого понятия, обоснованы особенности применения педагогических средств формирования электоральной культуры будущего учителя. Статья может быть интересна теоретикам и практикам в области педагогики, психологии, управления высшим образованием, магистрантам, аспирантам, слушателям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации научно-педагогических работников, наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы в вузах. Знакомство с материалами статьи поможет спроектировать программу формирования электоральной культуры будущих педагогов с учетом актуальных запросов общества, потребностей цифрового поколения студентов и особенностей университетской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative pedagogical means to form electoral culture of the future teacher

This article attempts methodological substantiation, theoretical description and the empirical analysis of innovative pedagogical means for forming the electoral culture of future teachers. The essence and content of the formation of the electoral culture of the future teacher is determined, based on the totality of the provisions of cultural, competence, environmental and activity approaches. The author's definition of electoral culture is given, which notes its special role in the professional formation of a teacher and the development of his personal sphere, which forms a qualitatively new state. Competence, value, activity and translational components are defined in the structure of electoral culture. The necessity of increasing the electoral activity of the future teacher is emphasized, the subjectivity of this type of behavior is confirmed. The article analyzes the pedagogical means of forming the electoral culture of students, which are divided into traditional and innovative. A brief description of the most relevant pedagogical means of forming the electoral culture of the future teacher is given: interactive methods, immersive technologies, interactive simulators and digital services for participants in the electoral process. In conclusion, the article draws conclusions about the interdisciplinarity of the concept under study, substantiates the features of the use of pedagogical means of forming the electoral culture of the future teacher. The article may be of interest to theorists and practitioners in the field of pedagogy, psychology, management of higher education, undergraduates, postgraduates, students of additional professional training programs for scientific and pedagogical workers, mentors of student groups, organizers of educational work in universities. Familiarity with the materials of the article will help to design a program for the formation of the electoral culture of future teachers, taking into account the current needs of society, the needs of the digital generation of students and the peculiarities of the university environment.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога»

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_4_21_124 EDN: LZIJSM

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

Исмаил Баутдинович Байханов

Кандидат политических наук, доцент, ректор, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный rector@chspu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9824-1889

Аннотация. В данной статье предпринята попытка методологического обоснования, теоретического описания и эмпирического анализа инновационных педагогических средств формирования электоральной культуры будущих педагогов. Определяется сущность и содержание формирования электоральной культуры будущего педагога, исходя из совокупности положений культурологического, компетентностного, средового и деятельностного подходов. Даётся авторское определение электоральной культуры, в котором отмечается её особая роль в профессиональном становлении педагога и развитии его личностной сферы, формирующей качественно новое состояние. В структуре электоральной культуры определяются компетентностный, ценностный, деятельностный и трансляционный компоненты. Акцентируется необходимость повышения электоральной активности будущего учителя, утверждается субъектность данного вида поведения. В статье анализируются педагогические средства формирования электоральной культуры студенческой молодежи, которые подразделяются на традиционные и инновацинные; дана краткая характеристика наиболее актуальных сегодня педагогических средств формирования электоральной культуры будущего педагога: интерактивных методов, иммерсивных технологий, диалоговых тренажеров и цифровых сервисов для участников избирательного процесса. В заключении статьи сделаны выводы о междисциплинарности исследуемого понятия, обоснованы особенности применения педагогических средств формирования электоральной культуры будущего учителя. Статья может быть интересна теоретикам и практикам в области педагогики, психологии, управления высшим образованием, магистрантам, аспирантам, слушателям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации научно-педагогических работников, наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы в вузах. Знакомство с материалами статьи поможет спроектировать программу формирования электоральной культуры будущих педагогов с учетом актуальных запросов общества, потребностей цифрового поколения студентов и особенностей университетской среды.

© Байханов И. Б., 2023

124

И. Б. Байханов

Ключевые слова: электоральное воспитание; электоральная культура; педагогическое образование; педагогические технологии; игровые технологии; клубная работа; социальное проектирование

Для цитирования: Байханов И. Б. Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 4 (21). С. 124-136. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_124. https://elibrary.ru/LZIJSM.

Original article

Innovative pedagogical means to form electoral culture of the future teacher

Ismail B. Baykhanov

Candidate of political sciences, associate professor, rector, Chechen state pedagogical university, Grozny

rector@chspu.ru, https ://orcid.org/0000-0001 -9824-1889

Abstract. This article attempts methodological substantiation, theoretical description and the empirical analysis of innovative pedagogical means for forming the electoral culture of future teachers. The essence and content of the formation of the electoral culture of the future teacher is determined, based on the totality of the provisions of cultural, competence, environmental and activity approaches. The author's definition of electoral culture is given, which notes its special role in the professional formation of a teacher and the development of his personal sphere, which forms a qualitatively new state. Competence, value, activity and translational components are defined in the structure of electoral culture. The necessity of increasing the electoral activity of the future teacher is emphasized, the subjectivity of this type of behavior is confirmed. The article analyzes the pedagogical means of forming the electoral culture of students, which are divided into traditional and innovative. A brief description of the most relevant pedagogical means of forming the electoral culture of the future teacher is given: interactive methods, immersive technologies, interactive simulators and digital services for participants in the electoral process. In conclusion, the article draws conclusions about the interdisciplinarity of the concept under study, substantiates the features of the use of pedagogical means of forming the electoral culture of the future teacher. The article may be of interest to theorists and practitioners in the field of pedagogy, psychology, management of higher education, undergraduates, postgraduates, students of additional professional training programs for scientific and pedagogical workers, mentors of student groups, organizers of educational work in universities. Familiarity with the materials of the article will help to design a program for the formation of the electoral culture of future teachers, taking into account the current needs of society, the needs of the digital generation of students and the peculiarities of the university environment.

Key words: electoral education; electoral culture; pedagogical education; pedagogical technologies; game technologies; club work; social design

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

125

For citation: Baykhanov I. B. Innovative pedagogical means to form electoral culture of the future teacher. Social and political researches. 2023;4(21): 124-136. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_124.

https://elibrary.ru/LZIJSM.

Введение

В современной социокультурной ситуации задачи развития патриотизма, интериоризации ценностей служения своему Отечеству, социальной ответственности и гражданской зрелости становятся приоритетными в сфере подготовки педагогических кадров. В этом ряду задач формирование электоральной культуры занимает не последнее место. Готовность к осознанному, активному и продуктивному участию в избирательном процессе, способность ценить своё избирательное право, понимание важности выбора будущего страны становятся не просто личностными характеристиками, а профессионально важными качествами педагога. Только учитель, обладающий электоральной культурой, может воспитать уважение к избирательному праву у своих учеников.

Долгое время вопросы электорального воспитания молодежи оставались пространством интересов политологии и социологии. Сегодня в исследованиях преобладают тренды на междисциплинар-ность, и концепт «электоральная культура» получил новые векторы развития в рамках наук об образовании. Педагогический анализ данного понятия, а также определение технологий, методов и приемов формирования электоральной куль-

туры молодежи становятся значимой задачей, определяющей новое направление исследований. В данной статье предпринята попытка методологического обоснования, теоретического описания и эмпирического анализа инновационных педагогических средств формирования электоральной культуры будущих педагогов. Ограничение выборки исследования характеристиками профессиональной (педагоги) и социальной (студенты) стратификации обусловлено задачами идентификации анализируемых педагогических средств как средств профессионального воспитания учителей у будущих поколений россиян.

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования является совокупность положений культурологического, компетентностного, средового и деятельностного подходов. Выбор данных подходов обусловлен дефинитивной спецификой исследуемого педагогического феномена: электоральная культура будущего педагога является частью его общей культуры, проявлением профессиональной позиции, активностью собственного электорального поведения и способностью создавать педагогически регулируемую социальную и образовательную

126

И. Б. Байханов

среду, в которой происходит воспитание школьников как будущих избирателей.

Культурологический подход позволил определить значимость культуросообразного фундамента и корпуса ключевых культурных оснований для формирования электоральной культуры будущих педагогов [Стелюкова, 2019]. Понимание электоральной культуры как части политической культуры личности [CuПhaj, 2017] определило возможности средств культурно-просветительской деятельности для её формирования [Николина, Родионова, 2014].

Компетентностный подход, положения которого сегодня сформулированы и относительно сферы профессионального воспитания [Руденко, 2014], определил целевую направленность использования средств формирования электоральной культуры будущего педагога на его профессиональную компетентность. В наших исследованиях мы рассматриваем компетентностную составляющую электоральной культуры через призму «сквозных компетенций», необходимых человеку в разных видах деятельности и на разных жизненных этапах для самореализации как профессионалу и личности [Байханов, 2022, с. 21].

Средовой подход в воспитании, обоснованный Ю. С. Мануйловым [Мануйлов, 2008], применяется нами в тесной связи с компетент-ностным подходом. На наш взгляд, именно сквозные компетентности

могут стать теми факторами, которые формируют образовательную среду, культивирующую активную профессионально-субъектную позицию будущего педагогов. Технологически это раскрывается через структурные элементы профессионального воспитания, а результаты такого средового воздействия существенно обогащают компетент-ностный результат педагогического образования.

Деятельностный подход является логическим продолжением сре-дового. Среда вуза консолидируется не только концептуальными представленными об электоральной культуре будущего учителя, но и вбирает в себя результаты деятельности её субъектов. Поэтому применение средств формирования электоральной культуры в воспитательной работе вуза способно оказать влияние не только на студентов, активно вовлеченных в избирательный процесс, но и на тех, кто становится их партнерами по общению и учебному взаимодействию. В качестве отдельной когорты педагогических влияний, вслед за Е. В. Домаренко, мы выделяем воспитательную роль культурных практик (в нашем случае электорально-культурных), реализуемых студентами во взаимодействии со средой [Домаренко, 2023].

Результаты исследования

Понятие «электоральная культура» впервые появилось в работе И. Н. Гомерова, посвященной политическим наукам, в которой ав-

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

127

тор понимает электоральную культуру как «систему знаний, оценок и норм политических выборов в культуре того или иного общества в качестве его специфических элементов хранимых, транслируемых и фиксируемых с помощью знаков и знаковых систем» [Гомеров, 1998, с. 42-43].

Анализ определений электоральной культуры, данных в последние десятилетия, показал, что единого понимания данного феномена до сих пор нет. В самом широком смысле электоральная культура понимается как некий итог и цель развития гражданского общества, основанного на осмысленном участии населения в социально-политической жизни общества. А с точки зрения прагматики, понимается как средство и одновременно фактор развития демократических институтов [Комлева, 2003]. В социокультурном контексте она трактуется и как «относительно устойчивая система представлений и моделей поведения субъектов электорального процесса» [Давыборец, 2015, с. 57], и как «совокупность убеждений, чувств и оценок, имеющая компетентностную и дея-тельностную направленность» [Карпова, 2020, с. 32]. С позиций социологии, К. А. Лыткина предлагает рассматривать электоральную культуру «в традиции субъективного подхода как совокупность относительно устойчивых особенностей восприятия, интерпретации и оценки феномена выборов и объективно

128

существующей избирательной практики, а также детерминируемых данными особенностями моделей участия общества, социальных групп или отдельных индивидов в избирательном процессе» [Лыткина, 2016, с. 38].

В своих исследованиях мы впервые определяем педагогическое своеобразие электоральной культуры, которую рассматриваем как важное для профессионального становления педагога образование личностной сферы, формирующееся, развивающееся и далее переходящее в качественно новое состояние, интегрирующее компетент-ностный, ценностный, деятель-ностный и трансляционный компоненты самореализации в системе рациональных и иррациональных предпочтений личности будущего учителя, определяемых особенностями педагогической профессиональной деятельности [Байханов, 2023]. Такое понимание позволяет фиксировать её уровневый (глобальный, региональный, локальный и индивидуальный уровни) и компонентный состав (физический, субъектный, содержательный, деятель-ностный компоненты), а также анализировать возможность методов её формирования в рамках педагогически целесообразной последовательности операций для достижения социально-, государственно- и лич-ностно-значимых целей.

В современном понимании педагогические средства представляют собой упорядоченную и научно обоснованную совокупность ин-И. Б. Байханов

струментов, позволяющих педагогу осуществлять учебно-

воспитательный процесс в целом или отдельное его направление, в нашем случае - электоральное воспитание студентов. При этом педагогические средства являются составной частью педагогических технологий, во многом определяя их специфику и своеобразие.

В исследованиях Ю. В. Гимазо-ва и Д. А. Головина дана типология технологий конструктивизации электорального поведения молодежи. Авторы подразделяют такие технологии на «естественные» -произрастающие из традиций, обычаев, нравов общества, представителями которого является молодежь (например, у народов Северного Кавказа наиболее результативными оказываются социально-политические технологии, предполагающие сочетание внутренней свободы с уважением своего рода) и «искусственные» - создаваемые в результате целенаправленной политики субъектов государственной (публичной) власти, и применяются в социуме вне тесной связи с традициями его представителей (например, молодежные форумы, дискуссионные площадки, молодежные общественные палаты и парламенты, объединяющие представителей молодежи из разных регионов и даже государств) [Гима-зова, 2022, с. 7].

Основываясь на этой дифференциации, представим педагогические средства формирования электоральной культуры как традици-

онные (исходящие из традиций и исторической памяти) и инновационные (основанные на потребностях и интересах современного поколения, особенностях их социокультурной ситуации взросления). К традиционным средствам формирования электоральной культуры будущих педагогов мы отнесли просветительские методы формирования сознания: лекции, беседы, дискуссии, построенные на культурно-историческом и современном политическом материале. В качестве инновационных средств рассмотрим методы цифровой поддержки и развитие критического мышления относительно информации о выборах и кандидатах, представленных в открытом доступе [Cheng, 2019].

Цифровизация, по меркам существования человечества, представляет собой сравнительно новое явление, что вызывает особый интерес отечественных и зарубежных исследователей, психологов и социологов, область и тематика научных трудов которых во многом определяется характером деятельности специалистов различных сфер деятельности. Существуют различные подходы к пониманию данного процесса, которые, в общей массе, не вызывают разночтений. Российский психолог В. И. Панов и доцент Уральского федерального университета Э. В. Патраков трактуют процесс цифровизации как переход от доцифровых информационных компьютерных технологий к цифровым [Панов, 2020].

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

129

Отбор цифровых средств формирования электоральной культуры студентов педагогического вуза происходил на основе результатов анализа образовательных потребностей современной молодежи, представленных в работах И. Ю. Тархановой и её соавторов [Тарханова, 2022; Левицкий, 2023]. Согласимся с выводами о том, что в предыдущих поколениях знания (информация) были ключевой ценностью процесса обучения, но сегодня мы наблюдаем принципиально иную картину.

Современные учащиеся имеют открытый доступ к огромному количеству информации в Интернете. И эта ситуация, на наш взгляд, даёт два дидактических посыла: с одной стороны, студенты не ценят информацию, передаваемую педагогом в процессе обучения, будучи уверенными, что в любой момент могут найти её в сети, с другой стороны, они ценят ситуации, когда преподаватель даёт ссылку на конкретный источник, с которым надо ознакомиться в учебных целях. Поскольку студенты привыкли обращаться к поисковым системам за быстрыми ответами, механическое запоминание фактов или уравнений не будет рассматриваться ими как важное. При этом они не всегда качественно подготовлены к продуктивному поиску и критической оценке источников информации, поэтому обучение данным навыкам будет иметь решающее значение в обучении «цифрового» поколения студентов. И здесь тоже нужны но-

вые дидактические решения: работа с примерами ложной или вводящей в заблуждение информации, найденной в Интернете, задания на определение качества источника и признаки потенциальной предвзятости автора, формирование привычки и навыков использования библиотечных баз данных и публикаций, прошедших экспертную оценку.

В связи с этим ключевой группой инновационных средств, работающих на ликвидацию дефицитов навыков критического отношения к информации у современных студентов, были отнесены тренинги критического мышления и интерактивные дискуссии, формирующие навыки аргументации и доказательства точки зрения.

Тренинг критического мышления направлен на развитие и закрепление навыков поиска достоверной информации о выборах, кандидатах, правах и обязанностях избирателей и её тщательной проверке на правдоподобность и истинность, обучение способам распознавания недостоверной и сомнительной информации. Также участники стараются не делать поспешных обобщений и выводов и не принимать такие выводы от других, обосновывать свои суждения и добиваться такого обоснования от партнеров по взаимодействию. Ряд упражнений тренинга направлен на осознание и идентификацию свойственных нашему мышлению когнитивных искажений и корректи-

130

И. Б. Байханов

ровку своего мышления в процессе принятия избирательских решений.

Также в процессе формирования электоральной культуры будущих педагогов нами использовались активные и интерактивные педагогические средства: деловые игры, групповые дискуссии, анализ проблемных ситуаций (case study).

Деловая игра не является методической инновацией, инновационным компонентом разработанных и реализованных нами игр стало внедрение в них исследовательской составляющей, что, по результатам наблюдений повысило интерес участников и придало игре личностный смысл, поскольку исследовательская деятельность является основополагающей для многих процессов обучения в высшей школе. Деловая игра называлась «Работа психолога с пассивным электоратом». Идея деловой игры заключалась в том, что психологу необходимо было выработать методы и приемы работы с представителями молодежи, которые не хотят идти на выборы, в результате этой работы пассивный представитель электората должен был изменить свою точку зрения и осознать необходимость своего личного волеизъявления. Исследовательская составляющая состояла в том, что психолог должен был исследовать, какие именно методики применить к пассивному гражданину, чтобы его мнение изменилось. Данная игра имела и диагностический эффект -в процессе имитации предложенных ситуаций с позиций заданной

роли участники идентифицировали себя с персонажем, рефлексировали по поводу собственной электоральной позиции, корректировали её.

Дискуссионные методы работы также отвечают запросам молодого поколения на коммуникативность, экспрессивность и эмоциональность образовательного процесса, а также - на потребность в самореализации и донесении до окружающих собственного мнения на принципах плюрализма и взаимоуважения. Их дидактическая ценность заключается в том, что дискуссии могут проводиться как в формате небольших групп, так и на масштабных мероприятиях с многочисленными участниками. Важной частью процесса является обмен мнениями и идеями. При этом дискуссии могут охватывать разнообразные темы, включая социальные эффекты избирательного процесса, психологическое благополучие его участников, ресурсы развития электоральной культуры и другие. Как показало включенное наблюдение, дискуссии способствуют: развитию критического мышления и аналитических способностей; улучшению коммуникационных навыков и способности выражать свои мысли и мнения; сознательному слушанию и уважению точек зрения других; обогащению знаний и информированности по вопросам избирательного права.

К непосредственно цифровым средствам формирования электоральной культуры будущих педагогов по результатам теоретического исследо-

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

131

вания были отнесены: иммерсивные технологии, диалоговые тренажеры, цифровые сервисы для участников избирательного процесса.

В настоящее время организация процесса обучения с использованием VR-среды набирает всё большую востребованность, что несомненно отражается в исследованиях, направленных на совершенствование процесса подготовки студентов различных направлений [Abazi-Bexheti, 2022]. Иммерсивное обучение - это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой обучающиеся могут полностью погрузиться в изучаемый процесс. Такие технологии могут быть применены в подготовке студентов к работе в качестве членов избирательных комиссий.

В 2021 году компьютерные си-муляторы были впервые применены для подготовки членов избирательных комиссий. Они моделировали основные процедуры дня голосования, включая нештатные ситуации, такие как пожар, агитация на избирательном участке, повреждение ящика для голосования и многие другие. В 2022 году члены комиссий в формате онлайн-игры могли пройти подготовительные процессы, предшествующие дню голосования (например, работа со списками избирателей и получение избирательных бюллетеней). В 2023 году РЦОИТ при ЦИК России презентовал интерактивный тренажер «Сортировка бюллетеней», ко-

торый помогал членам участковых избирательных комиссий разобраться, как рассортировать бюллетени по голосам, поданным за кандидатов, отделяя недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы. Включенное наблюдение показало, что наибольший позитивный отклик такие технологии нашли именно у молодых членов избирательных комиссий. Обучение с помощью иммерсивных технологий позволило эмоционально и рационально включить молодежь в работу избиркомов, существенно снизил долю ошибок начинающих членов комиссий.

Схожую функцию выполняют диалоговые тренажёры - интерактивные упражнения для отработки или поддержания коммуникативной компетенции. Особенность диалогового тренажера заключается в том, что он имитирует коммуникации в безопасной для ошибок среде и демонстрирует эффективные и неэффективные способы решения коммуникативных задач. Содержание диалогового тренажера составляет проблемная ситуация, которую обучающемуся нужно разрешить наилучшим образом: наладить дружеский контакт со «сложным» собеседником, разрешить конфликтную ситуацию, аргументировать свою позицию, противостоять агрессии и т. п. [Тарханова, 2023]

Как показывает опыт, применение данного метода эффективно

132

И. Б. Байханов

при разрешении трудных коммуникативных ситуаций, с которыми могут столкнуться молодые участники избирательного процесса: организация надомного голосования, споры по вопросу размещения агитационного материала, работа с жалобами.

Цифровые сервисы сегодня становятся неотъемлемой частью избирательного процесса. Предпосылки для цифровой трансформации избирательного процесса были заложены в проекте «Мобильный избиратель», который открыл избирателям возможности голосования на любом удобном избирательном участке по месту нахождения, подав соответствующее заявление, в том числе через Единый портал государственных услуг. Сегодня на сайте ЦИК России для избирателей работает несколько цифровых сервисов, благодаря которым можно быстро найти важную и нужную информацию: информирование о выборах и сроках их проведения, информирование о кандидатах и избирательных объединениях, информирование об избирательных комиссиях. Для помощи граждан в их освоении могут создаваться отряды «цифровых волонтеров», помогающих избирателям воспользоваться возможностями новых технологий для осуществления своих прав. Цифровые волонтеры также могут обучать желающих работе с порталом ДЭГ и получать помощь цифрового ассистента робота Макса на Госуслугах.

Для анализа привлекательности цифровых избирательных технологий для целевой аудитории нами был проведен опрос удовлетворенности от участия в программе формирования электоральной культуры цифровыми средствами. Опрос проводился в режиме «онлайн» с использованием сервиса «Яндекс-формы», опрос был анонимным, что позволяло надеяться на искренность респондентов и нивелирование фактора социальной желательности. В анкетировании приняли участие 156 студентов старших курсов Чеченского государственного педагогического университета.

Результаты проведенного опроса показали, что 81,4 % опрошенных считают применение цифровых технологий перспективной формой реализации избирательного права граждан; 76,2 % отметили, что они способны активизировать электоральную активность молодых избирателей; 75 % убеждены в информационной безопасности современных цифровых сервисов для голосования; 68,6 % готовы выступить волонтерами в помощи гражданам при освоении цифровых сервисов.

При внедрении цифровых педагогических средств в программу формирования электоральной культуры удовлетворенность обучением повысилась с 50,6 % до 62,1 %; приоритет интерактивных средств над традиционными в построении культурно-ориентированной образовательной среды отметили 49,3 % опрошенных; потребность в сохранении баланса

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

133

традиционных и инновационных педагогических средств формирования электоральной культуры отметили 77,1 % респондентов.

Заключение

С учетом междисциплинарного характера рассматриваемого явления, совокупности подходов, соответствующих современной научной картине мира, электоральная культура будущего учителя определяется нами как качество личностной сферы, которое реализуется в совокупности компетентностного, ценностного, деятельностного и трансляционного компонентов, обусловленных системой рациональных и иррациональных предпочтений студента, формирующих относительно устойчивую комплексную уровневую систему ценностей, знаний, норм и стратегий электорального поведения, транслируемых в ходе образовательных отношений, способствующих формированию общей культуры личности, гражданской идентичности, которая реализуется в активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса. В данном определении сделан акцент на культурную основу рассматриваемого яв-

ления, при сохранении приоритетов компетентностно-ориентированной образовательного результата, требований к личностно-развивающему и субъектно-деятельностному характеру образовательной среды.

К особенностям применения педагогических средств формирования электоральной культуры будущего учителя нами отнесены:

- нацеленность на сформирован-ности навыков критической оценки информации, получаемой в ходе участия в избирательном процессе;

- акцент на культурную составляющую в отношении к электоральному поведению;

- ориентация на образовательную составляющую участия в электоральном процессе в роли избирателя, волонтера, общественного наблюдателя, члена избирательной комиссии;

- обладание обширными возможностями реализации эксплика-ционной деятельности, в том числе в части применения цифровых технологий;

- обладание информацией правилах цифровой безопасности.

Библиографический список

1. Байханов И. Б. Концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 2(48). С. 86-97. DOI 10.23951/2307-6127-2023-2-86-97.

2. Байханов И. Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 17-25.

3. Гимазова Ю. В. Сущность и критерии технологий конструктивизации участия молодежи в электоральном процессе / Ю. В. Гимазова, Д. А. Головин // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 5-18.

134

И. Б. Байханов

4. Гомеров И. Н. Электоральная культура и технология выборов : монография. Новосибирск : СибУПК, 1998. 251 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Давыборец Е. Н. Электоральная культура в России: становление, развитие, особенности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 5 (120). С. 56-65.

6. Домаренко Е. В. Средовой подход к профессиональному воспитанию студентов в социокультурной среде вуза культуры // Образование и общество. 2023. № 4(141). С. 35-45.

7. Карпова Н. В. Электоральная культура как индикатор отношений политического представительства // Гражданин. Выборы. Власть. №2. 2020. С. 24-39.

8. Комлева В. В. Электоральная культура как предмет социологического анализа // Социология власти. 2003. № 6. С. 111-124.

9. Левицкий М. Л. Новые дидактические решения в условиях цифровой трансформации высшего образования / М. Л. Левицкий, И. М. Осмоловская, И. Ю. Тарханова // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 78-84.

10. Лыткина К. А. Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры // Среднерусский вестник общественных наук. Vol. 11. No. 1. 2016. Pp. 36-42.

11. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. 2008. Т. 14, № 4. С. 21-27.

12. Панов В. И. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография / В. И. Панов, Э. В. Патраков. Москва : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : «Университетская книга», 2020. 199 с.

13. Тарханова И. Ю. Обратная связь в дистанционном обучении глазами студентов и преподавателей педагогического университета / И. Ю. Тарханова, А. С. Морозов // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-1. С. 78-90. DOI 10.31862/20739613-2022-2-78-90.

14. Тарханова И. Ю. Диалоговые тренажеры для оценки и формирования коммуникативных компетенций будущего педагога / И. Ю. Тарханова, А. С. Морозов // Новые дидактические решения для развития высшего образования в условиях цифровой трансформации : сборник научно-методических материалов. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 50-57.

15. Стелюкова А. А. Правовая и электоральная культура как составляющая правового воспитания и культуры безопасности // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). с. 74-77.

16. Николина В. В. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании / В. В. Николина, Е. Л. Родионова // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 104-111.

17. Руденко И. В. Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №. 5 (20). С. 89-97.

18. Abazi-Bexheti L., Kadriu A., Apostolova M. Research on VR/AR integration in education // 2022 45th Jubilee International Convention on Information, Communica-

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

135

tion and Electronic Technology (MIPRO). 2022. PP. 563-567, DOI: 10.23919/MIPRO55190.2022.9803398

19. Cheng S., Hwang G., Chen C. From reflective observation to active learning: A mobile experiential learning approach for environmental science 412 education // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. N. 5. P. 2251- 2270.

20. Qullhaj F. Political culture and democratic consolidation in post-communist Albania: Reassessment of authentic domestic values // Polis. 2017. N. 16. P. 19-38. URL: https://uet.edu.al/polis/wp-content/uploads/2022/01/polis_16.pdf#page=29

Reference list

1. Bajhanov I. B. Konceptual'nye osnovy formirovanija jelektoral'noj kul'tury uchitelja = Conceptual foundations for the formation of the electoral culture of the teacher // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2023. № 2(48). S. 86-97. DOI 10.23951/2307-6127-2023-2-86-97.

2. Bajhanov I. B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo ped-agoga = Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022. № 5. S. 17-25.

3. Gimazova Ju. V. Sushhnost' i kriterii tehnologij konstruktivizacii uchastija mo-lodezhi v jelektoral'nom processe = Essence and criteria of technologies for constructiv-ization of youth participation in the electoral process / Ju. V. Gimazova, D. A. Golov-in // Social'no-politicheskie issledovanija. 2022. № 2 (15). S. 5-18.

4. Gomerov I. N. Jelektoral'naja kul'tura i tehnologija vyborov = Electoral culture and election technology : monografija. Novosibirsk : SibUPK, 1998. 251 s.

5. Davyborec E. N. Jelektoral'naja kul'tura v Rossii: stanovlenie, razvitie, osoben-nosti = Electoral culture in Russia: formation, development, features // Vestnik Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5 (120). S. 56-65.

6. Domarenko E. V. Sredovoj podhod k professional'nomu vospitaniju studentov v sociokul'turnoj srede vuza kul'tury = Environmental approach to professional education of students in the sociocultural environment of the university of culture // Obrazovanie i obshhestvo. 2023. № 4(141). S. 35-45.

7. Karpova N. V. Jelektoral'naja kul'tura kak indikator otnoshenij politicheskogo predstavitel'stva = Electoral culture as an indicator of political representation relations // Grazhdanin. Vybory. Vlast'. №2. 2020. S. 24-39.

8. Komleva V. V. Jelektoral'naja kul'tura kak predmet sociologicheskogo analiza = Electoral culture as a subject of sociological analysis // Sociologija vlasti. 2003. № 6. S. 111-124.

9. Levickij M. L. Novye didakticheskie reshenija v uslovijah cifrovoj trans-formacii vysshego obrazovanija = New didactic solutions in the face of digital transformation of higher education / M. L. Levickij, I. M. Osmolovskaja, I. Ju. Tarhanova // Cennosti i smysly. 2023. № 6 (88). S. 78-84.

10. Lytkina K. A. Teoreticheskie osnovy izuchenija fenomena jelektoral'noj kul'tury = Theoretical foundations of studying the phenomenon of electoral culture // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. Vol. 11. No. 1. 2016. Pp. 36-42.

11. Manujlov Ju. S. Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii = Conceptual foundations of an environmental approach in education // Vestnik Ko-

136

H. E. Eaüxame

stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2008. T. 14, № 4. S. 21-27.

12. Panov V. I. Cifrovizacija informacionnoj sredy: riski, predstavlenija, vzai-modejstvija = Digitalization of the information environment: risks, representations, interactions: monografja / V. I. Panov, Je. V. Patrakov. Moskva : FGBNU «Psiholog-icheskij institut RAO» ; Kursk : «Universitetskaja kniga», 2020. 199 c.

13. Tarhanova I. Ju. Obratnaja svjaz' v distancionnom obuchenii glazami stu-dentov i prepodavatelej pedagogicheskogo universiteta = Feedback in distance learning through the eyes of students and teachers of the Pedagogical University / I. Ju. Tarhanova, A. S. Morozov // Prepodavatel' XXI vek. 2022. № 2-1. S. 78-90. DOI 10.31862/2073-9613-2022-2-78-90.

14. Tarhanova I. Ju. Dialogovye trenazhery dlja ocenki i formirovanija kommu-nikativnyh kompetencij budushhego pedagoga = Dialog simulators for evaluating and forming communication competencies of the future teacher / I. Ju. Tarhanova, A. S. Morozov // Novye didakticheskie reshenija dlja razvitija vysshego obrazovanija v uslovijah cifrovoj transformacii : sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2023. S. 50-57.

15. Steljukova A. A. Pravovaja i jelektoral'naja kul'tura kak sostavljajushhaja pravovogo vospitanija i kul'tury bezopasnosti = Legal and electoral culture as a component of legal education and safety culture // Nauka i obrazovanie segodnja. 2019. № 2 (37). S. 74-77.

16. Nikolina V. V. Kul'turologicheskij podhod v kontekste innovacionnyh pro-cessov v obrazovanii = Cultural approach in the context of innovative processes in education / V. V. Nikolina, E. L. Rodionova // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2014. № 2. S. 104-111.

17. Rudenko I. V. Professional'noe vospitanie v vuze: kompetentnostnyj podhod = Professional education at the university: a competent approach // Oteche-stvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2014. №. 5 (20). S. 89-97.

18. Abazi-Bexheti L., Kadriu A., Apostolova M. Research on VR/AR integration in education // 2022 45th Jubilee International Convention on Information, Communication and Electronic Technology (MIPRO). 2022. PP. 563-567, DOI: 10.23919/MIPR055190.2022.9803398

19. Cheng S., Hwang G., Chen C. From reflective observation to active learning: A mobile experiential learning approach for environmental science 412 education // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. N. 5. P. 2251-2270.

20. Qullhaj F. Political culture and democratic consolidation in post-communist Albania: Reassessment of authentic domestic values // Polis. 2017. N. 16. P. 19-38. URL: https://uet.edu.al/polis/wp-content/uploads/2022/01/polis_16.pdf#page=29

Статья поступила в редакцию 24.09.2023; одобрена после рецензирования 11.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted on 24.09.2023; approved after reviewing 11.10.2023; accepted for publication on 24.11.2023

Инновационные педагогические средства формирования электоральной культуры будущего педагога

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.