Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / технология / электоральная культура учителя / формы обучения / общеразвивающая программа / methodology / technology / teacher’s electoral culture / forms of education / general developmental program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов И. Б.

Рассматриваемая проблема связана с необходимостью повышения доверия граждан к выборам, с повышением их осознанной ответственности за будущее страны. В этой области деятельности есть неиспользованный потенциал учителя, который способен стать специалистом, транслирующим электоральную культуру окружающим и формирующим ее у обучающихся. Именно на использовании этого потенциала учителя основаны педагогические технологии формирования электоральной культуры. Цель статьи — рассмотреть теоретические основы и особенности практической реализации технологий формирования электоральной культуры учителя. Методологическую основу исследования определили положения методологических подходов, представленных в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований, которая является общепринятой на современном постнеклассическом этапе развития научного знания. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась система взаимодополняющих методов: историко-библиографический, историко-логический и ретроспективный анализ исследуемых явлений в междисциплинарной области; систематизация, анализ и обобщение философской, науковедческой, социологической, политологической, культурологической, педагогической, психологической литературы в области электорального процесса и личностно-профессионального развития учителя. В результате исследования предложена технология реализации концепции электоральной культуры, конкретные технологии, составляющие их методики, методы, способы, приемы, формы работы, представленные как компоненты общеразвивающей программы по формированию электоральной культуры учителя, ориентированной на решение вышеуказанных проблем. Используемые в программе формы, способы, методы и приемы обучения предназначены для дальнейшего их применения учителями в формировании электоральной культуры окружающих. В реализации программы используются как традиционные технологии обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационные методы обучения, основанные на современных информационных технологиях и последних достижениях психолого-педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR FORMING TEACHERS’ ELECTORAL CULTURE

The problem under consideration is related to the need to increase citizens’ trust in elections, and to increase their conscious responsibility for the future of the country. In this area of activity there is untapped potential for a teacher who is capable of becoming a specialist who transmits electoral culture to others and shapes it among students. Pedagogical technologies for the formation of electoral culture are based on the use of this potential of the teacher. The purpose of the article is to consider the theoretical foundations and features of the practical implementation of technologies for the formation of a teacher’s electoral culture. The methodological basis of the study was determined by the provisions of methodological approaches, presented in the form of a four-level hierarchical structure of methodological foundations, which is generally accepted at the modern post-non-classical stage of the development of scientific knowledge. To solve the problems posed in the study, a system of complementary methods was used: historical-bibliographic, historical-logical and retrospective analysis of the phenomena under study in the interdisciplinary field; systematization, analysis and generalization of philosophical, scientific, sociological, political science, cultural, pedagogical, psychological literature in the field of the electoral process and personal and professional development of teachers. As a result of the study, a technology for implementing the concept of electoral culture, specific technologies, their constituent techniques, methods, methods, techniques, forms of work were proposed, presented as components of a general developmental program for the formation of a teacher’s electoral culture, focused on solving the above problems. The forms, methods, methods and techniques of teaching used in the program are intended for their further use by teachers in the formation of the electoral culture of others. The program uses both traditional teaching technologies (lectures and seminars) and innovative teaching methods based on modern information technologies and the latest achievements of psychological and pedagogical sciences.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. Б. Байханов

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 62-85. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 2 (98). P. 62-85.

Научная статья УДК 37.00

doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-62-85

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Исмаил Баутдинович Байханов

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская Республика, Россия, rector@chspu.ru

Аннотация. Рассматриваемая проблема связана с необходимостью повышения доверия граждан к выборам, с повышением их осознанной ответственности за будущее страны. В этой области деятельности есть неиспользованный потенциал учителя, который способен стать специалистом, транслирующим электоральную культуру окружающим и формирующим ее у обучающихся. Именно на использовании этого потенциала учителя основаны педагогические технологии формирования электоральной культуры. Цель статьи — рассмотреть теоретические основы и особенности практической реализации технологий формирования электоральной культуры учителя. Методологическую основу исследования определили положения методологических подходов, представленных в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований, которая является общепринятой на современном постнеклассическом этапе развития научного знания. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась система взаимодополняющих методов: исто-рико-библиографический, историко-логический

© Байханов И. Б., 2024

и ретроспективный анализ исследуемых явлений в междисциплинарной области; систематизация, анализ и обобщение философской, науко-ведческой, социологической, политологической, культурологической, педагогической, психологической литературы в области электорального процесса и личностно-профессионального развития учителя. В результате исследования предложена технология реализации концепции электоральной культуры, конкретные технологии, составляющие их методики, методы, способы, приемы, формы работы, представленные как компоненты общеразвивающей программы по формированию электоральной культуры учителя, ориентированной на решение вышеуказанных проблем. Используемые в программе формы, способы, методы и приемы обучения предназначены для дальнейшего их применения учителями в формировании электоральной культуры окружающих. В реализации программы используются как традиционные технологии обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационные методы обучения, основанные на современных информационных технологиях и последних достижениях психолого-педагогических наук.

Ключевые слова: методология, технология, электоральная культура учителя, формы обучения, общеразвивающая программа

Для цитирования: Байханов И. Б. Педагогические технологии формирования электоральной культуры учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 62-85. doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-62-85

Original article

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR FORMING TEACHERS' ELECTORAL CULTURE

Ismail B. Baykhanov

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic, Russia, rector@chspu.ru

Abstract. The problem under consideration is related to the need to increase citizens' trust in elections, and to increase their conscious responsibility for the future of the country. In this area of activity there is untapped potential for a teacher who is capable of becoming a specialist who transmits electoral culture to others and shapes it among students. Pedagogical technologies for the formation of electoral culture are based on the use of this potential of the teacher. The purpose of the article is to consider the theoretical foundations and features of the practical implementation of technologies for the formation of a teacher's electoral culture. The methodological basis of the study was determined by the provisions of methodological approaches, presented in the form of a four-level hierarchical structure of methodological founda-

tions, which is generally accepted at the modern post-non-classical stage of the development of scientific knowledge. To solve the problems posed in the study, a system of complementary methods was used: historical-bibliographic, historical-logical and retrospective analysis of the phenomena under study in the interdisciplinary field; systematization, analysis and generalization of philosophical, scientific, sociological, political science, cultural, pedagogical, psychological literature in the field of the electoral process and personal and professional development of teachers. As a result of the study, a technology for implementing the concept of electoral culture, specific technologies, their constituent techniques, methods, methods, techniques, forms of work were proposed, presented as components of a general developmental program for the formation of a teacher's electoral culture, focused on solving the above problems. The forms, methods, methods and techniques of teaching used in the program are intended for their further use by teachers in the formation of the electoral culture of others. The program uses both traditional teaching technologies (lectures and seminars) and innovative teaching methods based on modern information technologies and the latest achievements of psychological and pedagogical sciences.

Keywords: methodology, technology, teacher's electoral culture, forms of education, general developmental program

For citation: Baykhanov I. B. Pedagogical technologies for forming teachers' electoral culture. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(2): 62-85. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-62-85

Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина.

Иммануил Кант

Введение. Проблема формирования электоральной культуры является сравнительно новой в педагогике. Традиционно все, что связано с выборами различного уровня, ассоциируется с гражданским долгом, с активной гражданской позицией и патриотизмом. Эти ценности, безусловно, существуют и остаются ценностями, которые никто никогда не будет оспаривать. Но в условиях, когда мы имеем дело с новыми поколениями молодых людей, по-иному смотрящих на мир и в будущее, необходимо воспитание этих вековых, хорошо известных ценностей дополнять новыми подходами к воспитанию, позволяющими иначе взглянуть на хорошо известные истины [24]. Как правило, активная разъяснительная работа с населением о важности активного участия в выборах начинается только тогда, когда гражданин получает право

волеизъявления. Безусловно, есть отдельные попытки работы с молодежью в этом направлении, создание различных общественных организаций для молодых избирателей, привлечение их к организации выборов и т.д. Однако, на наш взгляд, все эти виды деятельности носят фрагментарный характер, тогда как в нынешней ситуации снижения гражданской активности и доверия граждан к выборам необходимы системные действия, которые могут изменить отношение граждан к процессу выборов и их результатам. Вместе с тем меняется и само общество, главная основа происходящих изменений — динамика информационных процессов, которая оказывает самое большое влияние на современного человека [25]. Под влиянием информации и способов взаимодействия с ней изменяется мышление человека, которое многие ученые сейчас рассматривают как «клиповое», то есть характеризующееся динамичностью, отрывистостью, разделенностью на компоненты в восприятии и осмыслении информации. Таким образом, актуальность проблемы формирования электоральной культуры не вызывает сомнения. По нашему мнению, начинать поиск путей решения данной проблемы на новых основаниях необходимо с формирования электоральной культуры учителя, чему и посвящено наше исследование.

Учитывая указанные нами выше факторы, мы разработали и научно обосновали педагогическую концепцию формирования электоральной культуры учителя [1-3], поскольку мы уверены, что сегодня практически не используется профессиональный и личностный потенциал специалиста, который непосредственно связан с обучением и воспитанием будущих граждан страны, активных членов социума. Реализация разработанной нами педагогической концепции формирования электоральной культуры, ядро которой представлено моделью, осуществляется посредством специальных технологий, которые также отобраны из существующих, модифицированы или разработаны нами. Цель данной статьи — представить и обосновать с научной точки зрения используемые нами технологии формирования электоральной культуры учителя.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования определили положения методологических подходов, представленных в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований, которая является общепринятой на современном постнеклассическом этапе развития научного знания [7;

20]. На мировоззренческом уровне, отражающем глобальные подходы, мы рассматриваем электоральную культуру учителя с точки зрения законов диалектики, а также ноосферного подхода, уходящего корнями к ноосферной теории В. И. Вернадского [10] и означающего, что формирование электоральной культуры учителя — это вклад в формирование новой научно-мировоззренческой системы, в которой разумная деятельность человека становится решающим фактором развития природы, человека и общества. Общенаучный уровень методологии представлен системным [5; 13; 14; 19] и неоэволюционным (Л. С. Васильев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Д. Ленски, Д. Стюард, Л. Уайт, М. Харрис и др.) подходами [21; 22; 26]. На конкретно научном уровне мы считаем необходимым использовать культурологический, средовой, компетент-ностный и деятельностный подходы. В соответствии с культурологическим подходом (Е. В. Бондаревская, А. С. Запесоцкий, Н. Б. Крылова и др.), мы рассматриваем проявление электоральной активности как демонстрацию электоральной культуры личности. Средовой подход (В. М. Межуев, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.) [16] реализуется в том, что успешное формирование и развитие электоральной культуры у учителей возможно только в условиях специально созданной образовательной среды. Компетентностный подход (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н. Соснин, А. В. Хуторской и др.) [4; 6] в нашем исследовании означает, что важнейшим компонентом электоральной культуры является электоральная компетентность. Деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) означает утверждение того, что формирование и развитие необходимых компетентно-стей может происходить только в деятельности [11]. На технологическом уровне представлены конкретные технологии, приемы, методы, способы организации образовательного процесса, которые должны привести к реализации поставленных целей [11; 12].

Результаты исследования. Общая технология реализации концепции формирования электоральной культуры учителя представлена на рис. 1. Концепция реализуется в кросс-многоуровневой образовательной среде [1], в которой создаются специальные условия для реализации концепции. Конкретные технологии, составляющие их методики, методы, способы, приемы, формы работы и ее организационные особенности находят воплощение в общеразвивающей программе,

ориентированной на реализацию главной цели — формирования электоральной культуры учителя. Учитель приобретает компетенции, в результате появления которых формируется компетентность в области электорального процесса, политических партий и движений, особенностей электоральной культуры, технологий трансляции электоральной культуры окружающим. В ходе формирования ценностного компонента [18] происходят изменения в личностной сфере в связи с изменениями в системе ценностей личности, связанные с различными областями жизни — экономической, политической, культурной, частной, образовательной и т.д. [8]. Деятельностный компонент электоральной культуры дает личности знания, умения и навыки электорального поведения, действий в различных ситуациях, связанных с электоральным процессом, а также некоторые изменения в эмоциональной сфере, связанные с появлением навыков управления эмоциями и мастерством управления эмоциональным фоном других членов социума в ходе коммуникации. Самый главный, на наш взгляд, компонент — трансляционный — формируется в результате освоения технологий формирования электоральной культуры учителем. Психологическая поддержка всех указанных процессов происходит параллельно и ориентирована на формирование у учителя психологических механизмов, позволяющих ему осознанно осуществлять выбор, анализировать ситуации, транслировать технологии, вести разъяснительную и интерпретационную работу с окружающими.

На практике формирование электоральной культуры учителя осуществляется посредством специальной дополнительной общеразвива-ющей программы для учителей, разработанной автором исследования и реализуемой в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде Координационного центра Чеченского государственного педагогического университета.

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы у учителей формируются основы электоральной компетенции как компонента электоральной культуры и значимой составляющей профессиональной подготовки выпускников вуза [17]. В реализации программы используются как традиционные технологии обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационные методы обучения, основанные на современных информационных технологиях и последних достижениях психологической науки [15].

о\ 00

Рисунок 1. Технология формирования и развития электоральной культуры учителя

л> 1= ш

5 £

Ф О

Ф

X X

о ь о

п

-е-

о ■о г

5

■о

о и

и

X Я

и

Ф

■о

и

(Г X

о

5<

Ь

■с г

В соответствии с деятельностным и компетентностным подходами, входящими в методологическую основу нашего исследования, в образовательном процессе использовались активные и интерактивные формы обучения: такие как деловые и ролевые игры, групповые дискуссии и дискуссии в форме круглого стола, анализ проблемных ситуаций (case study), написание аналитических отчетов и эссе, конференции, лекции, опрос, практические занятия, решение ситуационных задач и тестов, презентации, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. [15].

В качестве образовательных продуктов, демонстрирующих образовательные результаты, слушателям программы было предложено представить тесты, рефераты, аналитические отчеты по темам, эссе, проекты, презентации.

Каждый модуль начинается с лекционного материала, содержащего всю необходимую информацию по тематике, указанной выше. Обычно в дидактике выделяют два типа лекций — монологическую и проблемную [12, c. 74]. Монологические лекции имеют основной целью донесение учебной информации до обучающихся в форме монолога, проблемная лекция предполагает диалоговый тип общения с обучающимися.

В ходе освоения общеразвивающей программы «Формирование электоральной культуры учителя» обучающимся предлагались различные виды лекций, выбор формы и организации был обусловлен тематикой, направленностью и содержанием учебной информации [23]. Так, например, вводная лекция в Модуле 1 была посвящена тому, чтобы создать целостное представление о предмете изучения в ходе освоения общеразвивающей программы, о целях и задачах курса, о содержании дисциплины. Кроме того, в вводной лекции преподаватель объяснил систему работы над дисциплиной.

В Модуле 1 при изучении темы «Современный политический ландшафт России» были предложены обзорные лекции по темам «Современные политические партии в России», «Современные общественные и молодежные движения в России» и «Основные зарубежные политические партии и движения», которые ставили целью систематизацию знания в области электорального процесса и формирование ассоциативных связей в процессе восприятия и осмысления учебной информации, использование межпредметных и внутри предметных связей, но без детализации и конкретизации. В Модулях 2 и 3 при изу-

чении тем «Основы электоральной культуры» и «Электоральная культура современного учителя» использовались тематические лекции, сущность которых состояла в презентации фактического материала, его анализе, формулировке выводов и перспектив развития тематики.

По окончании лекционного курса в каждом модуле использовалась обобщающая лекция, в ходе которой сжато и структурно излагались основные моменты темы, идеи, материал в структурированной форме, позволяющий оценить в общем виде содержание модуля и подвести итоги.

Была использована также лекция-визуализация, когда необходимо было представить материал по основным зарубежным партиям и политическим и общественным движениям, она содержала большое количество изобразительного материала, позволяющего продемонстрировать символику партий и движений, виды и формы агитационных материалов, фотографии, видеоролики. Такая форма подачи достаточно обширного по объему материала способствует лучшей систематизации и запоминанию материала.

При изучении темы «Электоральная культура как компонент личностной сферы» была использована бинарная лекция, в которой одновременно принимали участие преподаватель-лектор и специалист-эксперт по электоральному праву, который работает в Избирательной комиссии Чеченской Республики. Бинарная лекция — это уникальная возможность для учителей наблюдать общение двух специалистов-профессионалов, их интерпретацию учебной информации, культуру поиска совместных решений в области теории и практики, диалог специалистов, представляющих информацию на различные темы, искусство вовлечения аудитории в образовательный процесс, интерактивные виды работы. Такой тип лекций имеет уникальное значение для обучающихся, поскольку он позволяет лекторам в ходе диалога продемонстрировать культуру общения, культуру совместного научного поиска, дискуссии, аргументации и т.д.

Лекционный материал далее обсуждается на практических занятиях, где слушатели программы имеют возможность не только обсудить материалы лекций, но и развить тематику, предлагаемую для обсуждения. К практическим занятиям мы относим семинарские занятия, практические занятия и деловые игры.

Семинарские занятия — это обсуждение обучающимися темы или проблемы, организованное под руководством преподавателя, как правило, на материале лекций или на основе этих материалов [9]. Семинарские занятия с учителями в ходе освоения общеразвивающей программы проходили в следующих формах.

Семинар-конференция — форма занятия, которая позволяет развивать интерес к исследовательской работе, самостоятельность в работе с информацией, инициативность, креативность, нестандартное мышление. Такая форма была использована, например, при изучении темы «Основные зарубежные политические партии и движения». Алгоритм, отражающий последовательность операций в этой форме работы, представлен на рис. 2. Отметим, что данная форма работы позволяет не только разобраться в информации по заявленной теме, но и приобрести навыки работы в команде, навыки разработки и проведения научного мероприятия, навыки обсуждения проблемы (постановка вопросов по докладам), навыки критического мышления.

Семинар с использованием метода инцидента — форма занятия, позволяющая научиться анализировать ситуации и принимать решения при минимуме информации. Информация предлагается обучающимся в форме «случая», который произошел где-то. Смысл состоит в том, что информация предлагается в недостаточном, неполном, незаконченном виде, ее необходимо выяснить обучающимся, а для этого им необходимо разобраться в обстановке, определить, в чем состоит проблема, какой информации не хватает, к каким источникам необходимо обратиться, чтобы ее получить. Алгоритм реализации семинара с использованием метода инцидента представлен на рис. 3. Например, для семинара с использованием метода инцидента был предложен следующий «случай»: «Произошло следующее: Избиратель пришел на участок и попросил находящихся рядом с ним людей помочь ему заполнить бюллетень, поскольку он забыл очки и не хочет за ними возвращаться».

Данный вид работы был использован при изучении темы «Электоральная культура как компонент личностной сферы» на семинарском занятии при обсуждении вопроса «Российский электорат: проблема личностного выбора и участия».

Еще один вид семинара — семинар по ролям — был использован при работе над темой «Современный политический ландшафт России» для работы над разделом темы «Основные политические пар-

Определение тематики конференции

_у_

Распределение ролей между учителями

_у_

Определение и обсуждение тематики докладов

_у_

Составление программы конференции

и

Подготовка докладов учителями и консультирование учителей в процессе подготовки доклада

_у_

Проведение семинара конференции

I

Подведение итогов, обсуждение

Рисунок 2. Педагогический алгоритм реализации семинара-конференции

Выбор тематики семинара- инцидента

Разработка «случая» преподавателем

Сообщение обучающимся того, что случилось, в неполной, незавершенной форме

Поиск информации для прояснения ситуации: прояснение обстановки, определение проблемы, поиск путей решения проблемы

Принятие решения, формулировка проблемы, поиск источников и путей ее решения

Обсуждение результатов, степени решения проблемы

Рисунок 3. Педагогический алгоритм реализации семинара с использованием

метода инцидента

тии России». Смысл данного вида работы состоит в том, что обучающийся выбирает для себя роль одного из действующих лиц: «докладчика», задача которого изложить основное содержание обсуждаемых вопросов, информацию, которая далее станет основой для обсуждения; «содокладчика», который дополняет выступление «докладчика» аргументами, фактами, мнениями, которые расширяют информацию об обсуждаемом; «оппонента», в функции которого входит убеждение всех участников в том, что все, что было сказано «докладчиком» и «содокладчиком», неправильно; «эксперта», который сравнивает прозвучавшие точки зрения и высказывает свое мнение; «провокатора», который задает всем участникам провокационные и очень неудобные вопросы; «сомневающегося», который подвергает сомнению все, что говорят участники семинара. Присутствие всех этих персонажей позволило сделать семинар интересным и активизировать участие всех обучающихся. Это своего рода прием драматизации, когда, исполняя чужую роль, обучающийся может высказать свое мнение, поспорить и т.д. Особенно интересным этот вид работы получился с приглашением настоящего эксперта. Педагогический алгоритм реализации семинара по ролям представлен на рис. 4. В ходе освоения программы был использован такой вид работы, как семинар-модерация, под которой понимается «достаточно сложная форма организации обучения взрослых, обеспечивающая обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе). Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег...» [15, с. 126]. Мы рассматриваем модерацию как метод работы со взрослыми людьми, специалистами, основными особенностями которого являются: существование модератора как помощника, посредника, ведущего, сопровождающего группу обучающихся в работе; структурированный ход образовательного процесса, подразумевающий чередование форм работы; обязательное распределение на микрогруппы и презентации результатов. Основные этапы модераторского семинара представлены на рис. 5.

Рисунок 4. Педагогический алгоритм семинара по ролям

Предварительный этап - представление модератора, формирование группы, согласование целей семинара, ожиданий участников

Определение тематики и тем для обсуждения на основе выяснения затруднений и сложностей обучающихся, четкая формулировка тем для обсуждения

Разделение группы на микрогруппы, сенсибилизация темы посредством специальных упражнений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа в микро- или малых группах по проработке сущности проблемы с использованием приемов «Мозаика», «Междусобойчик», «Снежный ком», «Мозговой штурм» и т.д.

Презентация и защита наработок микрогрупп, обобщение полученных результатов, их конкретизация и актуализация

Обсуждение хода работы, результатов и перспектив, подведение итогов и обмен впечатлениями

Рисунок 5. Педагогический алгоритм семинара с модерацией

Необходимо отметить, что данная форма семинара, как нам представляется, является одной из самых удачных для обучения взрослых, поскольку позволяет повысить ответственность всех членов группы за свои действия и за достижение общего результата. Смысл данного метода заключается в том, что каждый слушатель использует собственные навыки для общего дела, а в результате приобретает, развивает и совершенствует навыки работы в команде, коммуникации, профессиональной коммуникации, взаимодействия и решения проблем в ходе взаимодействия. Семинар с модерацией был использован нами в третьем модуле при изучении темы «Электоральная культура современного учителя» в рассмотрении темы «Формирование и развитие электоральной культуры обучающихся». Группа была разделена на микрогруппы по 4-5 учителей, каждая из которых должна была предложить технологию формирования электоральной культуры у обучающихся определенного возраста — начальной школы, средней школы, старших классов. Сложность заключалась в том, что для каждой возрастной группы необходимо было обосновать особенности предлагаемых технологий формирования электоральной культуры. Особую сложность представляли технологии для обучающихся младшей школы, в возрасте, когда ребенок еще не знает, что такое выборы и электоральный процесс. В результате такие технологии были разработаны, обоснованы и представлены, в ходе обсуждения каждая из микрогрупп представляла свои технологии и отвечала на вопросы.

Семинар-брифинг был использован нами в изучении темы «Современный политический ландшафт России», в работе над разделом темы, посвященным молодежным движениям в России. Эта форма семинара позволяет максимально активизировать обучающегося в поиске необходимой информации в ходе подготовки к семинару и на самом семинаре. Смысл семинара был в том, чтобы ознакомить обучающихся с молодежными движениями и организациями в России посредством вопросов и ответов тех, кто их представляет, и тех, кто хочет о них узнать. Также этот вид семинара был использован при изучении темы «Пути и формы развития электоральной культуры», ее раздела «Типы развития электоральной культуры населения (пассивный, реформаторский, конформистский, активный, консервативный)». Это был брифинг социологов, которые как будто бы провели социологическое исследование по выявлению типов развития электоральной куль-

туры населения и хотят поделиться результатами с прессой. Алгоритм реализации семинара представлен на рис. 6.

Определение тематики семинара

Распределение ролей между учителями: «социологи» и «журналисты»

Поиск информации «социологами» и подготовка вопросов

_«журналистами»_

Составление плана брифинга

_и_

Выступление «социологов»

Вопросы «журналистов»

I

Подведение итогов, обсуждение

Рисунок 6. Педагогический алгоритм реализации семинара-брифинга по теме «Типы развития электоральной культуры населения (пассивный, реформаторский, конформистский, активный, консервативный)»

Практические занятия — форма работы, которая предназначена для формирования, развития и совершенствования практических навыков в области электоральной культуры. Они в основном связаны с тренировкой материала, связанного с формированием аналитических, проектировочных и других практических умений. Основу практических занятий составляет система заданий, логически выстроенных в соответствии с поставленными задачами. Практические занятия мы использовали, например, при изучении типов электоральной культуры населения, при изучении технологий формирования электоральной культуры, при рассмотрении направлений деятельности общественных и молодежных организаций. Фактически практические занятия были посвящены разбору материала и его тренировке, запоминанию различных классификаций понятий. Например, практические занятия проводились при изучении темы «Современный полити-

ческий ландшафт России», в которой представлен достаточно широкий спектр политических партий и движений, которые необходимо было запомнить, а также уметь объяснить разницу между ними. Для этого была предложена классификация политических партий и движений, которая позволила облегчить их запоминание. Также этот вид занятий был предложен при изучении большой по объему темы «Основные зарубежные политические партии и движения».

Деловые игры — это форма учебной работы, относящаяся к имитационному моделированию. Дидактика деловых игр достаточно хорошо разработана, известно, что деловая игра ориентирована на исполнение ролей в моделируемой ситуации и параллельное воспроизведение межличностных отношений в ходе взаимодействия. В разработанной нами деловой игре присутствовали традиционные этапы, представленные на рис. 7.

Определение тематики деловой игры

т

Распределение ролей между учителями

Поиск информации по теме

Составление плана деловой игры

* ~

Исследовательский контент деловой игры

I

Реализация деловой игры *

Подведение итогов, обсуждение

Рисунок 7. Педагогический алгоритм реализации деловой игры

Однако мы предложили учителям ввести в деловую игру исследовательскую составляющую, поскольку это, как нам представляется, повышает интерес к игре, позволяет установить уровень сформиро-ванности исследовательских навыков, формирует опыт принятия решений и межличностного общения. Деловая игра называлась «Работа

психолога с пассивным электоратом». Идея деловой игры заключалась в том, что психологу необходимо было выработать методы и приемы работы с представителями электората, которые не хотят идти на выборы, в результате этой работы пассивный представитель электората должен был изменить свою точку зрения и осознать необходимость своего личного волеизъявления. Исследовательская составляющая состояла в том, что психолог должен был исследовать, какие именно методики применить к пассивному гражданину, чтобы его мнение изменилось.

Вторая деловая игра под названием «Технологии формирования электоральной культуры в начальной школе» имела не совсем обычную направленность. В исследовательском контенте этой деловой игры мы предложили учителям попробовать разработать педагогические технологии, позволяющие формировать у детей в начальной школе электоральные ценности задолго до того, когда они станут субъектами электорального права. Деловая игра проходила в форме профессионального общения педагогов начальной школы в процессе обсуждения разработанных ими технологий. Мы поставили задачу придумать формы работы с обучающимися в начальной школе, позволяющие подготовить их к будущей электоральной деятельности, не делая акцент на политической стороне деятельности, потому что этого не позволяет возраст.

Также нами была использована организация дискуссии в форме круглого стола, например, при изучении темы «Сеть Интернет как средство электоральной коммуникации». Этот вид работы сочетает в себе одновременно обсуждение, учебные моменты, экспертную деятельность и коммуникационные технологии. Учителя получили задание в подгруппах по 4-5 человек провести анализ использования сети Интернет как средства электоральной коммуникации. Для сбора информации учителя могли использовать как свой личный опыт, так и информацию из сети Интернет. Далее результаты их аналитической работы оформлялись в виде презентаций, с которыми они выступали во время проведения круглого стола. На круглый стол были приглашены эксперты — представители Центральной избирательной комиссии Чеченской Республики, а также преподаватели и специалисты, участвующие в реализации программы. На заседании круглого стола были заслушаны выступления с презентациями от различных групп,

далее состоялся диалог экспертов и специалистов с каждой группой, подготовившей презентацию. В результате эксперты высказали свое мнение о подготовленных материалах.

Наряду с традиционными образовательными технологиями, для реализации дисциплины использовались технологии электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в электронной информационно-образовательной среде Чеченского государственного педагогического университета.

Также слушателям предлагается подготовить эссе по темам модулей, написать доклад, реферат, подготовить презентацию. Все это виды учебной и научной продукции, создаваемой учителями в ходе освоения общеразвивающей программы.

Итоговой работой, позволяющей оценить уровень сформирован-ности электоральной культуры у учителей, были тесты по изученному материалу, а также проекты, которые представляли учителя, разделившись на группы. Проектная деятельность представляет собой уникальный вид учебной деятельности, который позволяет систематизировать полученную учебную информацию, придать ей личностную окраску, представить ее в форме, которая позволяет наилучшим образом отразить ее сильные стороны. Проекты представлялись группами по темам, соответствующим названиям модулей. Проектная деятельность имеет свою особую организацию. На рис. 8 представлен алгоритм работы над проектом, который был предложен учителям.

Одной из форм работы в ходе формирования электоральной культуры было общение с психологом, которое мы рассматриваем как один из обязательных компонентов формирования электоральной культуры учителя.

Мы уже говорили выше о том, что психологическая составляющая в электоральной культуре важна и что этому уделяется мало внимания в электоральном процессе. На самом деле готовность сделать выбор, осознание необходимости выбора как проявления зрелости личности, ее компетентности и высокого уровня культуры — это одна из важнейших составляющих электоральной культуры. В начале освоения программы учителя проходят психологическое тестирование, результаты которого позволяют сформировать психологический портрет учителя, с которым предстоит работать. Далее учителям предлагается психологический тренинг.

Рисунок 8. Алгоритм работы над проектом

Психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [15, с 145]. Это не означает, что тренинг направлен только на развитие коммуникативной компетентности, сфера его использования гораздо шире и охватывает все личностные структуры. Тренинг необходим для обеспечения основы личностного роста, для решения проблемы принятия решений, для организации взаимодействия с окружающими, для решения проблем самой личности, для поддержания психического и психологического здоровья личности, для формирования системы самоконтроля и реализации многих других целей. При выборе психологического тренинга для слушателей программы мы руководствовались их

возрастными и профессиональными особенностями, рассматриваемой в ходе освоения программы тематикой, уровнем сложности проблем, которые слушатели готовы рассматривать. В связи с этим мы предложили учителям, осваивающим программу, психологические тренинги, направленные на формирование эффективного взаимодействия в группе посредством снятия психологического напряжения и сплочения, на решение проблемы выбора в различных жизненных ситуациях, в том числе — ситуациях электорального выбора, а также тренинг сенситивности.

Тренинг сенситивности (прогнозирования поведения) ориентирован на развитие способности к пониманию других людей в различных бытовых и профессиональных ситуациях и основан на выделении четырех уровней понимания окружающих — рационалистического, артистического, практического и эмпирического.

Тренинг «Знакомство» проводился в самом начале освоения программы и был направлен на формирование группы учителей как коллектива для дальнейшего комфортного обучения и совместных действий. Данный тренинг является традиционным для таких программ и направлен на установление межличностных связей, контактов, отношений взаимоподдержки и взаимопомощи в ходе освоения образовательной программы, на выяснение направленности личности каждого из участников.

В общеразвивающей программе присутствует научная составляющая, которая позволяет учителям попробовать свои силы в научной деятельности. Мы полагаем, что научная составляющая необходима в такого рода программе. Она позволяет: попробовать свои силы в научной деятельности; приобрести опыт создания научных продуктов; приобрести опыт работы с научной информацией; приобрести опыт публичных выступлений по научной тематике. Например, использовалась работа учителей над таким научно-образовательным продуктом, как аналитический отчет, который представляет собой анализ существующей научно-популярной литературы по какой-либо проблеме. Аналитический отчет — это уникальный вид работы, который подразумевает отбор литературы по проблеме, ее проработку, далее — систематизацию и характеристику основного содержания проработанных источников в кратком виде. Аналитический отчет как форма научно-образовательной продукции является уникальным, поскольку в результате его подготовки обучающиеся учатся поиску литературы, работе с текстом, поиску информации в тексте, ее сжатию и краткому

представлению, систематизации и т.д. Учителям предлагалось осуществить аналитическую деятельность и подготовить аналитический отчет по темам «Современные политические партии в России», «Современные общественные и молодежные движения в России», «Основные зарубежные политические партии и движения». Перед выполнением данного вида работы преподаватель объяснил, каким образом составляется аналитический отчет, показал приемы работы с литературой, предложил фразы и клише, которые помогут составить отчет, объяснил, на что именно необходимо обратить внимание.

Следующим этапом научной работы была работа с научной статьей. Учителям была предложена тема «Формирование электоральной культуры в школе». Необходимо было найти источники по теме, выбрать один из них, проанализировать, выявить, с чем согласны, с чем не согласны, составить план статьи. Далее на занятиях каждый учитель делился с группой мнением о прочитанной статье. При работе со статьей преподаватель обращал внимание слушателей на аннотацию и ключевые слова, потому что следующий вид научной работы состоял в том, чтобы по предложенным преподавателем аннотации и ключевым словам попытаться составить план научной статьи. Далее получившийся план сравнивали со статьей.

Еще один вид научной работы — работа с терминами из области электорального процесса. Для работы с терминами была использована описанная выше игра «Пойми меня». Попутно преподаватель сообщал учителям сведения о научной терминологии и рассказывал об особенностях работы с ней.

После подготовительной работы учителям было предложено в рамках работы над проектом попробовать разработать технологию формирования электоральной культуры у обучающихся определенного возраста, обосновать ее, разработать алгоритмы процессуальной части или модель.

Заключение. Все больше усложняющаяся проблема повышения гражданской активности и заинтересованности граждан в будущем своей страны заставляет искать новые возможности ее решения, поскольку с этим связано и от этого зависит, в каком обществе будут жить следующие поколения. Учитывая, что учитель проводит с обучающимися довольно большой период времени и имеет безусловный авторитет у них, мы полагаем, что именно учитель может стать проводником электоральной культуры в массы. Опору на патриотические чувства и гражданствен-

ность мы предлагаем дополнить иным взглядом на участие гражданина в выборах, который подразумевает отношение к участию в электоральном процессе как к проявлению общей культуры. Начинать данную работу необходимо с учителей, которые далее могут стать трансляторами электоральной культуры и ее проводниками. Системный взгляд на решение рассматриваемой проблемы получил реализацию в общеразвивающей программе формирования электоральной культуры учителя, которая включает как традиционные, так и инновационные технологии работы, а также научную составляющую, создание образовательных продуктов, предназначенных далее для формирования электоральной культуры у обучающихся.

Список источников

1. Байханов И. Б. Концептуальная модель формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-уровневой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 66-78.

2. Байханов И. Б. Концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя // Научно-педагогическое обозрение. Томск: ТГПУ, 2023. Вып. 2 (48). С. 86-97.

3. Байханов И. Б. Модель специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя // Наука и школа. 2023. № 2. С. 186-198.

4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. № 05 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-12.htm. (дата обращения: 20.03.2023).

5. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

6. Божко Е. М., Ильнер А. О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 1-10.

7. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.

8. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. М.: Логос, 2011. 288 с.

9. Ганиева Р. А., Лосев Е. Ф. Современные формы и методы обучения. Ролевой семинар как форма интерактивного обучения при изучении высшей математики в военно-морских вузах // Высшее военное образование. 2019. № 5 (20) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-formy-i-metody-obucheniya-rolevoy-seminar-kak-forma-interaktivnogo-obucheniya-pri-izuchenii-vysshey-matematiki-v-voenno (дата обращения: 13.11.2023).

10. Гегамян Г. В. О живом веществе и биосферологии В. И. Вернадского // Жизнь Земли. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zhivom-veschestve-i-biosferologii-v-i-vernadskogo (дата обращения: 13.11.2023).

11. Деятельностный подход в образовании: монография в 3 кн. Кн. 1 / Московский городской педагогический университет (МГПУ); сост. В. А. Львовский; рец. С. Н. Вачкова. М.: Authors Club, 2018. 360 с.

12. Инноватика в научно-педагогической деятельности: уч. пособ. М.: Проспект, 2018. С. 74.

13. Лосев Е. Ф., Ганиева Р. А., Полуян Н. Р. О реализации системного подхода к проектированию виртуальной образовательной среды кафедры // Наука. Общество. Оборона. 2019. № 3 (20) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-sistemnogo-podhoda-k-proektirovaniyu-virtualnoy-obrazovatelnoy-sredy-kafedry (дата обращения: 13.11.2023).

14. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор, И. Макдермотт; пер. с англ. 11-е изд.

М.: Альпина Паблишер, 2017. 256 с.

15. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 126.

16. Реушенко А. А., Зозуля В. В. Oсобенности использования средового подхода для характеристики педагогической реальности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 29-32.

17. Русина А. С. Формирование электоральной грамотности как актуальная задача современного гражданского образования старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 116-121.

18. Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47-57.

19. Скляров И. Ф. Система — системный подход — теории систем. М.: Книжный дом ««^mPOTOM», 2013. 152 с.

20. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: синергетический подход. М.: Книжный дом «ЛИБРOКOM», 2011. 342 с.

21. Уайт Л. Стадии эволюции, прогресс и оценка культур / Л. Уайт. Избранное: Эволюция культуры; пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РOССПЭН), 2004. 1064 с. (Серия «Культурология. XX век»).

22. Уайт Л. Эволюционизм и антиэволюционизм в американской этнологической теории // Л. Уайт. Избранное: Эволюция культуры; пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (POœroH), 2004. 1064 с. (Серия «Культурология. XX век»).

23. Хохлов В. В., Андрейкин А. Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vidy-sovremennyh-lektsiy-i-ih-harakteristika (дата обращения: 13.11.2023).

24. Bokov Y. Transformation of electoral right to electoral responsibility: opportunity or necessity // 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE2019). 2019. P. 112-117.

25. Poplavskyi M. M. Teacher as a media figure in modern higher education: A competence-based approach // Linguistics and Culture Review. 2021. Vol. 5, no. 54, P. 904-914.

26. Ursul A., Ursul T. Universal (Global) Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. P. 33-41.

References

1. Bajhanov I. B. Konceptual'naja model' formirovanija jelektoral'noj kul'tury uchitelja v special'noj kross-urovnevoj obrazovatel'noj srede // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023. № 2. S. 66-78. [In Rus].

2. Bajhanov I. B. Konceptual'nye osnovy formirovanija jelektoral'noj kul'tury uchitelja // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Tomsk: TGPU, 2023. Vyp. 2 (48). S. 86-97. [In Rus].

3. Bajhanov I. B. Model' special'noj obrazovatel'noj sredy dlja formirovanija jelektoral'noj kul'tury uchitelja // Nauka i shkola. 2023. № 2. S. 186-198. [In Rus].

4. Bermus A. G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii // Internet-zhurnal «Jejdos». 2005. № 05 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12. htm. (data obrashhenija: 20.03.2023). [In Rus].

5. Blauberg I. V. Problema celostnosti i sistemnyj podhod. M.: Jeditorial URSS, 1997. [In Rus].

6. Bozhko E. M., Il'ner A. O. Kompetentnostnyj podhod v Rossii i za rubezhom: istoricheskie i teo-reticheskie aspekty // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2019. T. 7. № 1. S. 1-10. [In Rus].

7. Budanov V. G. Metodologija sinergetiki v postneklassicheskoj nauke i v obrazovanii. Izd. 3-e dop. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009. 240 s. [In Rus].

8. Verbickij A. A. Invarianty professionalizma: problemy formirovanija / A. A. Verbickij, M. D. Il'jazova. M.: Logos, 2011. 288 s. [In Rus].

9. Ganieva R. A., Losev E. F. Sovremennye formy i metody obuchenija. Rolevoj seminar kak forma inter-aktivnogo obuchenija pri izuchenii vysshej matematiki v voenno-morskih vuzah // Vysshee voennoe obrazovanie. 2019. № 5 (20) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremen-nye-formy-i-metody-obucheniya-rolevoy-seminar-kak-forma-interaktivnogo-obucheniya-pri-izuchenii-vysshey-matematiki-v-voenno (data obrashhenija: 13.11.2023). [In Rus].

10. Gegamjan G. V. O zhivom veshhestve i biosferologii V. I. Vernadskogo // Zhizn' Zemli. 2021. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zhivom-veschestve-i-biosferologii-v-i-vernadskogo (data obrashhenija: 13.11.2023). [In Rus].

11. Dejatel'nostnyj podhod v obrazovanii: monografija v 3 kn. Kn. 1 / Moskovskij gorodskoj peda-gogicheskij universitet (MGPU); sost. V. A. L'vovskij; rec. S. N. Vachkova. M.: Authors Club, 2018. 360 s. [In Rus].

12. Innovatika v nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti: uch. posob. M.: Prospekt, 2018. S. 74. [In Rus].

13. Losev E. F., Ganieva R. A., Polujan N. R. O realizacii sistemnogo podhoda k proektirovaniju virtual'noj obrazovatel'noj sredy kafedry // Nauka. Obshhestvo. Oborona. 2019. № 3 (20) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-sistemnogo-podhoda-k-proektirovaniyu-virtu-alnoy-obrazovatelnoy-sredy-kafedry (data obrashhenija: 13.11.2023). [In Rus].

14. O'Konnor Dzh. Iskusstvo sistemnogo myshlenija: Neobhodimye znanija o sistemah i tvorcheskom podhode k resheniju problem / Dzh. O'Konnor, I. Makdermott; per. s angl. 11-e izd. M.: Al'pina Pablisher, 2017. 256 s. [In Rus].

15. Panina T. S. Sovremennye sposoby aktivizacii obuchenija / T. S. Panina, L. N. Vavilova. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. S. 126. [In Rus].

16. Reushenko A. A., Zozulja V. V. Osobennosti ispol'zovanija sredovogo podhoda dlja harakteristiki ped-agogicheskoj real'nosti // Izvestija Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 2 (283). S. 29-32. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Rusina A. S. Formirovanie jelektoral'noj gramotnosti kak aktual'naja zadacha sovremennogo grazh-danskogo obrazovanija starsheklassnikov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2019. № 1 (47). S. 116-121. [In Rus].

18. Sitarov V. A. Cennostnye orientiry v vospitanii sovremennoj molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2018. № 1. S. 47-57. [In Rus].

19. Skljarov I. F. Sistema — sistemnyj podhod — teorii sistem. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2013. 152 s. [In Rus].

20. Solodova E. A. Novye modeli v sisteme obrazovanija: sinergeticheskij podhod. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2011. 342 s. [In Rus].

21. Uajt L. Stadii jevoljucii, progress i ocenka kul'tur / L. Uajt. Izbrannoe: Jevoljucija kul'tury; per. s angl. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2004. 1064 s. (Serija «Kul'turologija. XX vek»).[In Rus].

22. Uajt L. Jevoljucionizm i antijevoljucionizm v amerikanskoj jetnologicheskoj teorii // L. Uajt. Izbrannoe: Jevoljucija kul'tury; per. s angl. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2004. 1064 s. (Serija «Kul'turologija. XX vek»).[In Rus].

23. Hohlov V. V., Andrejkin A. B. Vidy sovremennyh lekcij i ih harakteristika // Smolenskij medicinskij al'manah. 2020. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/nMdy-sovremen-nyh-lektsiy-i-ih-harakteristika (data obrashhenija: 13.11.2023). [In Rus].

24. Bokov Y. Transformation of electoral right to electoral responsibility: opportunity or necessity // 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE2019). 2019. P. 112-117.

25. Poplavskyi M. M. Teacher as a media figure in modern higher education: A competence-based approach // Linguistics and Culture Review. 2021. Vol. 5, no. 54, P. 904-914.

26. Ursul A., Ursul T. Universal (Global) Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. P. 33-41.

Информация об авторе

И. Б. Байханов — кандидат политических наук, доцент, ректор

Information about the author

I. B. Baykhanov — PhD (Politics), Associate Professor, Rector

Статья поступила в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 05.03.2024. The article was submitted 21.11.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 05.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.