УДК 37.°12 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-11-21
ББК 71.07
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: взгляд учителя
I И.Б. Байханов
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования электоральной и политической культуры. Целью статьи является представление результатов исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Чеченской Республики. В работе представлен авторский взгляд на проблему формирования электоральной и политической культуры. Автор обосновывает выбор методологических подходов, позволяющих сформировать электоральную культуру будущего учителя. По мнению автора работы, необходимо использовать иерархическую структуру методологических оснований, позволяющую проанализировать данное явление комплексно. На основе представленных методологических подходов автор анализирует систему факторов формирующего воздействия при формировании электоральной культуры. Автор приводит и анализирует результаты анкетирования, проведенного с учителями Чеченской Республики, и дает интерпретацию полученных результатов. Проведенное анкетирование позволяет сформировать представление об отношении учителей, работающих в региональном образовательном пространстве, к проблеме формирования электоральной и политической культуры.
Ключевые слова: методологический подход, принцип, система, научная картина мира, электоральная культура, политическая культура.
Для цитирования: Байханов, И.Б. Проблема формирования электоральной и политической культуры: взгляд учителя // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. Часть 1. С. 11-21. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-11-21
THE PROBLEM OF FORMING ELECTORAL AND POLITICAL CULTURE: A Teacher's Perspective
I I.B. Baykhanov
Abstract. The article deals with the problem of the forming electoral and political culture. The article is aimed at presenting the results of the study conducted among the teachers of general educational institutions in the Chechen Republic. The article presents the author's view of the problem of forming the electoral and political culture. The author substantiates the choice of methodological approaches to form the electoral culture of a future teacher. According to the author, it is necessary to use the hierarchical structure of methodological bases, allowing to analyze this phenomenon comprehensively. On the basis of the presented methodological approaches, the author analyzes the system of forming factors in the formation of electoral culture. The author
© Байханов И.Б., 2023
l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
cites and analyzes the results of the questionnaire conducted with the teachers of the Chechen Republic and gives an interpretation of the results. The conducted survey makes it possible to form an idea about the attitude of the teachers working in the regional educational space to the problem of forming the electoral and political culture.
Keywords: methodological approach, principle, system, scientific picture of the world, electoral culture, political culture.
Cite as: Baykhanov I.B. The Problem of Forming Electoral and Political Culture: A Teacher's Perspective. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 2, part 1, pp. 11-21. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-11-21
Процессы, происходящие в российской электоральной системе, требуют серьезных перемен, поскольку эта система связана с развитием страны и общества. Функционирование электоральной системы определяет степень участия общества в решении судьбы государства и народа. Наблюдаемая последние годы низкая активность граждан в электоральном процессе, недоверие к системе выборов, отсутствие желания делать свой осознанный выбор связаны со всеми процессами, которые происходят в обществе и мире. Однако эту работу необходимо проводить и активизировать, причем, по нашему убеждению, эта работа будет иметь успех, если привле-12 кать к ней учителей как специалистов, пользующихся традиционно большим уважением, много общающихся с молодым поколением и способных реально и профессионально принимать самое активное участие в формировании электоральной культуры [1]. Именно это определяет актуальность проблемы привлечения учителей к формированию электоральной культуры обучающихся. Сформировать электоральную культуру учителя смогут только в том случае, если владеют информацией об электоральном процессе и технологиями формирования электоральной культуры, поэтому проблема формирования электоральной культуры учителей является, на наш взгляд, актуальной и абсолютно новой для педагогической науки.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Существует множество исследований, которые рассматривают данную проблему с точки зрения воспитания гражданственности, патриотизма, сознательности, однако мы предлагаем кардинально иной взгляд на проблему, который заключается в том, чтобы рассматривать электоральную культуру как компонент общей культуры, как свидетельство определенного уровня культурного развития.
Мы рассматриваем данную проблему с точки зрения системы методологических подходов (И.В. Блауберг, В.С. Степин, Э.Г. Юдин и др.) [2-4], которая представляет собой четырехуровневую структуру методологических оснований, на мировоззренческом уровне которой находятся принципы диалектического материализма [5]. Мировоззренческий уровень мы считаем основополагающим в нашем случае, поскольку в формировании электоральной культуры мы, прежде всего, имеем дело с мировоззрением членов социума, формированием жизненной позиции, с личностными смыслами. На общенаучном уровне мы используем системный (В.П. Кузьмин, О.Е. Баксанский, В.Н. Садовский и др.) и эволюционный (И.В. Ильин, А.Д. Урсул и др.) подходы. Системный подход реализуется в том, что мы рассматриваем изучаемые нами педагогические объекты как системы, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления. Эволюционный подход означает, что мы
2/2023
рассматриваем педагогические явления в развитии с точки зрения обязательного наличия трех фаз: зарождения, развития и исчезновения или перехода на качественно иной уровень. Конкретно научный уровень — это средовой (В.И. Сло-бодчиков, В.А. Ясвин и др.), компетентност-ный (А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской и др.) и деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др.) подходы.
Для решения проблемы формирования электоральной культуры и изменения ситуации к лучшему в этой сфере мы определили наше понимание электоральной культуры учителя. Необходимо отметить, что в настоящее время изучение электоральной культуры находится в междисциплинарном поле, что абсолютно логично, учитывая своеобразие данного компонента общей культуры. Электоральная культура учителя представляет собой совокупность компетентностного (электоральная компетентность), ценностного (электоральная диспозиция), деятель-ностного (электоральная активность) и трансляционного компонентов, обусловленных системой рациональных и иррациональных предпочтений личности учителя, формирующих относительно устойчивую систему знаний, ценностей, норм и моделей электорального поведения, транслируемых в ходе образовательных отношений, способствующих формированию гражданской идентичности, реализуемой в активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса [6, с. 27].
В результате анализа научных источников и опыта практической деятельности нами были выделены факторы формирующего воздействия при формировании электоральной культуры (см. рис.) [7].
Факторы формирующего воздействия позволили установить, что именно
необходимо предпринять для организации процесса формирования электоральной культуры. По нашему мнению, решить указанные проблемы поможет прохождение учителями разработанной нами дополнительной образовательной программы, у которой две цели: формирование и развитие у учителей электоральной культуры и формирование компетенций, позволяющих транслировать электоральную культуру окружающим.
Нами было определено, что разработанная нами система формирования электоральной культуры должна функционировать в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде, обеспечивающей все условия для этого [8].
При разработке концепции формирования электоральной культуры мы посчитали необходимым выяснить особенности отношения учителей к политической и электоральной культуре, реальную ситуацию с формированием политической и электоральной культуры в учреждениях общего образования, а также уровень сформированности общих представлений о политической и электоральной культуре 13 у современных учителей. Фактически нам необходим анализ ситуации, позволяющий сформировать определенное представление об обсуждаемых явлениях в современном обществе.
В связи с этим нами был проведен опрос учителей Чеченской Республики, который позволил выявить отношение учителей к электоральной культуре и необходимости ее формирования. Также мы попытались провести некоторое сравнение отношения к электоральной и политической культуре.
Всего было опрошено 709 учителей различных школ из разных районов Чеченской Республики. Школы и учителя не отбирались заранее по каким-либо
14
Рис. Факторы формирующего воздействия при формировании электоральной культуры будущего учителя
признакам или качествам. В анкетировании приняли участие учителя в возрастных группах до 20 лет (10%), 21-30 лет (30%), 31-40 лет (40%), 41-50 лет (15%), больше 50 лет (5%). Таким образом, основную группу опрашиваемых составили учителя в возрасте 21-40 лет.
В первой анкете содержалось 11 вопросов, касающихся ситуации с форми-
рованием политической и электоральной культуры в школе.
На вопрос «Как Вы считаете, какое значение имеет политическая культура для профессиональной деятельности учителя?» 22% ответили, что очень большое значение, а 49% указали большое значение. Тот же вопрос, но об электоральной культуре дал 13% ответов «очень
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
2/2023
большое значение» и 37% «большое значение». Ответ «вообще не имеет значения» для политической культуры составил 4%, а для электоральной культуры — 10%. Если сравнить приведенные данные, то можно сделать вывод о том, что политическую культуру учителя считают более важной для профессиональной деятельности, чем электоральную.
На вопрос «Как Вы считаете, оказывает ли уровень развития политической культуры учителя влияние на его профессионально-личностное развитие?» 13% ответили, что очень большое значение, а 33% указали большое значение. Тот же вопрос, но об электоральной культуре дал 14% ответов «очень большое значение» и 31% «большое значение».
В ответах на вопрос об уровне развития политической культуры в России 44% опрошенных определили его как средний, 26% — как высокий и 14% — как низкий. Особо отметим, что 16% вообще не дали никакого ответа.
Тот же самый вопрос об электоральной культуре показал, что уровень ее развития определяют как средний 38%, как высокий — 21%, как низкий — 19% опрошенных учителей.
Активным носителем политической культуры в современном обществе 22% считают молодое поколение, 38% — зрелое поколение и 21% — старшее поколение. Интересно, что 19% не смогли ничего ответить.
На вопрос о том, сколько внимания уделяется формированию и развитию политической культуры в современной школе, 40% респондентов ответили, что много внимания, 31% считают, что слишком много внимания, 16% — недостаточно внимания и 13% — мало внимания.
На тот же самый вопрос об электоральной культуре 30% ответили, что уделяется много внимания, слишком много
внимания — 24%, недостаточно внимания — 22%, мало внимания — 17%. 7% не дали никакого ответа.
На вопрос о факторах, определяющих политическое поведение личности в современном российском обществе, 18% указали биологический фактор (возраст, пол, здоровье), 38% — психологический (темперамент, воля, тип мышления), 37% — социальный (материальное положение, происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус). 7% не дали никакого ответа.
Таким образом, по результатам первого анкетирования мы можем сделать первые выводы об отношении учителей к политической и электоральной культуре. Анкетирование показало, что:
Современные учителя признают большое значение наличия политической и электоральной культуры для учителя, о чем свидетельствуют, соответственно, 71% и 50% отметивших это. Однако мы можем констатировать, что осознание важности электоральной культуры находится на более низком уровне, чем политической культуры, и эта разница составляет почти 20%. Из этого мы можем сделать важный для нашего исследования вывод о том, что формированием электоральной культуры учителя необходимо серьезно заниматься.
Практически на одном уровне находится признание учителями влияния уровня развития политической и электоральной культуры учителя (46% и 45%) на профессионально-личностное развитие. Отметим, что процент признавших влияние на профессионально-личностное развитие ниже, чем процент просто признающих большое значение наличия политической и электоральной культуры, хотя для электоральной культуры эта разница минимальна. Из этих данных можно сделать вывод о том, что учителям
15
необходимо разъяснять потенциал электоральной и политической культуры в профессионально-личностном развитии.
Уровень развития политической культуры учителя в России сегодня большинство определяет как средний (44%), однако только 26% отметивших его как высокий и 16% вообще не ответивших на этот вопрос свидетельствуют о том, что политической культурой граждан необходимо серьезно заниматься.
С уровнем развития электоральной культуры ситуация немного хуже, процент не ответивших вообще больше, что позволяет сделать вывод о том, что формирование электоральной культуры учителя просто необходимо.
В развитии политической культуры необходимо опираться, по мнению учителей, на представителей всех поколений, о чем свидетельствует почти одинаковое количество отметивших разные поколения (22%, 38%, 21%), однако представителям зрелого поколения учителя доверяют больше всех (38%).
Уникальные, на наш взгляд, выводы позволяет сделать результат ответа на во-16 прос о том, должен ли учитель развивать у обучающихся электоральную культуру. Только 32% учителей считают, что должен, т. е. треть опрошенных высказала активную позицию в этом плане, и это уже серьезный контингент для работы по формированию электоральной культуры. Четверть опрошенных высказала мнение о необходимости нейтральной позиции учителя, это состав, с которым можно работать, поскольку, на наш взгляд, учитель и должен занимать политически нейтральную позицию, но заниматься формированием электоральной культуры. А вот тот факт, что почти треть учителей (31%) не ответили, означает либо страх выразить свою позицию, либо отсутствие этой позиции. Здесь напрашивается
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
вывод о том, что с этим контингентом необходимо, прежде всего, работать психологу, здесь будут проблемы с принятием решений и активной жизненной позицией.
По обозначившейся ситуации с формированием политической культуры в школе мы можем сделать вывод, что меньше половины учителей (40%) полагают, что этому уделяется много внимания, в то же время треть учителей считают, что слишком много. Если объединить эти показатели, то мы можем утверждать абсолютно уверенно, что современная школа развитием политической культуры занимается всерьез (71%).
Немного хуже, чем с политической, ситуация с электоральной культурой, треть учителей полагает, что современная школа много внимания уделяет формированию электоральной культуры, четвертая часть всех опрошенных полагает, что слишком много. Это свидетельствует о том, что электоральной культурой в школе необходимо заниматься особым образом.
Опрос показал, что политическое поведение учителей находится под примерно равнозначным влиянием психологических факторов (38%) и социальных факторов (37%). На социальные факторы повлиять глобально достаточно сложно, а вот на психологические мы можем, на наш взгляд, оказать влияние с привлечением специалистов-психологов.
Таким образом, первая предложенная нами учителям анкета показала стартовые условия для начала работы по формированию электоральной культуры учителя, определила сильные и слабые позиции, связанные с электоральной культурой, представила мнение самих учителей о необходимости формирования электоральной и политической культуры в школе.
Вторая анкета была предложена 562 учителям учреждений общего образования различных районов Чеченской
2/2023
Республики. Анкета содержала 14 вопросов, касающихся сущности политической и электоральной культур, их формированию и развитию в школе, т. е. в основном деятельности учителей в этом направлении. Были предложены на выбор варианты ответов и свободно конструируемые ответы.
Во втором анкетировании также приняли участие учителя в возрастных группах до 20 лет (4%), 21-30 лет (28%), 3140 лет (33%), 41-50 лет (23%), больше 50 лет (12%). Таким образом, основную группу опрашиваемых составили учителя в возрасте 21-50 лет. Данная анкета позволила не только выяснить отношение учителей к политической и электоральной культуре, но и уровень осведомленности учителей о сущности этих понятий.
Так, например, 35% учителей полагают, что политическая и электоральная культура — это одно и то же, а 55% их дифференцируют, но есть еще 10%, которые не смогли или не захотели отвечать на этот вопрос.
Практически одинаковое количество учителей объясняли (41%) и не объясняли (46%) своим учащимся, что такое «политическая культура», однако 13% не дали никакого ответа.
Для электоральной культуры соотношение по тому же вопросу показало большее количество тех, кто не объяснял (59%), и меньшее (32%) — тех, кто объяснял (32%), что такое «электоральная культура». Тех, кто не дал никакого ответа, меньше (9%).
Также были предложены вопросы, касающиеся трансляционной функции учителя, например, в отношении родителей обучающихся. Коммуникацию с родителями обучающихся на темы, связанные с политической культурой, 30% осуществляют редко, 15% — часто, 49% — никогда, 6% — не дали никакого ответа.
Аналогичный вопрос об электоральной культуре показал, что 27% респондентов делали это редко, 21% — часто, 46% — никогда, 6% учителей не ответили ничего.
Вопрос о возрасте ребенка, в котором необходимо начинать формировать электоральную и политическую культуру, показал, что 9% учителей считают, что лучше это делать в дошкольном возрасте, 15% — в начальной школе, в 5-9 классах — 21%, в старших классах — 39%, после окончания школы — 10%, 6% — дали свой вариант ответа.
На вопрос о необходимости для учителя интересоваться уровнем знаний родителей обучающихся о политической и электоральной культуре 27% учителей ответили, что обязательно, 36% учителей ответили, что не должен, 6% дали свой вариант ответа (не обязательно, желательно, вероятно и т. д.), треть учителей вообще не дали никакого ответа.
На вопрос о том, должен ли учитель иметь уровень сформированности электоральной и политической культуры выше, чем представители других профессий, 26% ответили, что да, 35% — нет, 9% дали свой вариант ответа, 30% — не дали ц никакого ответа.
Необходимость специальной подготовки для учителя в области политической и электоральной культуры подтвердили 21% учителей, отрицают 44% учителей, не дали ответа 35%.
В вопросе о влиянии политической и электоральной культуры на личностное развитие с этим согласились 31%, считают, что немного влияет, 27%, не влияет — 5%, не дали ответа 37% учителей.
14% учителей считают, что учитель должен заниматься формированием и развитием политической культуры, 18% учителей считают, что этим должна заниматься семья, 30% считают, что учитель должен делать это вместе с родителями,
1% учителей дали свой вариант ответа, а 37% не дали никакого ответа. Для электоральной культуры аналогичный вопрос показал, что 12% учителей считают, что учитель должен заниматься формированием и развитием электоральной культуры, 14% учителей отдают эту функцию семье, 22% считают, что эта деятельность должна быть совместно с родителями, свой вариант ответа дали 11%, 41% не дали никакого ответа.
Таким образом, проанализировав результаты второй анкеты, мы можем сделать следующие выводы:
Большинство учителей (55%) разводят понятия «политическая культура» и «электоральная культура», что свидетельствует об уровне элементарных знаний учителей в данной области. Наличие 10% тех, кто не дал никакого ответа, в данном случае говорит о том, что сущность указанных понятий учителям необходимо объяснять, в связи с этим обучение по программе дополнительной подготовки просто необходимо.
Учителя не считают своей прямой обязанностью формирование у обучаю-18 щихся политической и электоральной культуры, о чем свидетельствует больший процент тех учителей, которые никогда не объясняли обучающимся сущность понятий «политическая культура» и «электоральная культура», 46% и 59%, соответственно. Процент учителей, объяснявших обучающимся данные понятия, гораздо меньше. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо не просто сформировать у учителей компетенции, позволяющие им формировать эти компетенции далее у обучающихся, но и убедить их в важности и необходимости данной работы.
Аналогичная картина складывается с трансляцией учителями политической и электоральной культуры окружающим,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
в частности родителям обучающихся как людям, часто общающимся с учителями. Низкий процент учителей, часто осуществлявших коммуникацию с родителями в рамках тематики политической и электоральной культуры (15% и 21%), высокий процент тех учителей, кто никогда этого не делал (49% и 46%), свидетельствует о том, что многие учителя даже не подозревают, насколько важна трансляционная функция учителя в данном случае.
Наибольший процент учителей, отметивших данный возраст как самый благоприятный для формирования электоральной и политической культуры, пришелся на возраст, соответствующий старшим классам школы (39%), только 9% учителей указали дошкольный возраст и 15% — возраст начальной школы. Это позволяет сделать вывод о том, что учителя не владеют технологиями такой деятельности в дошкольном возрасте и в начальной школе, тогда как, по нашему мнению, элементы формирования электоральной культуры могут вводиться в самом раннем возрасте в игровой форме.
67% составили те учителя, которые считают, что учитель не должен интересоваться уровнем сформированности электоральной культуры своих учащихся, и те, кто не дал никакого ответа на этот вопрос. Разница с теми, кто считает, что такая заинтересованность должна быть, огромна (40%). Из этого мы можем сделать вывод, что учителю необходимо, прежде всего, объяснять важность его трансляционной функции.
Только 26% учителей считают, что уровень электоральной культуры учителя должен быть выше, чем у представителей других профессий, что свидетельствует о неуверенности большей части учителей в своих способностях влиять на мировоззрение и формирование личности своих обучающихся, низком уровне осознания
2 / 2023
собственного профессионализма. Об этом же свидетельствует низкий процент учителей (21%), считающих, что учитель должен получать специальную подготовку, чтобы иметь более глубокие знания по электоральной культуре. С этой же проблемой связан низкий процент учителей, считающих, что уровень сформированно-сти политической и электоральной культуры влияет на развитие личности (23% считают, что влияет, 8% — что очень влияет), а также низкий процент учителей, считающих, что учитель должен заниматься формированием и развитием электоральной культуры обучающихся (12%). Гораздо больше тех, кто считает, что это должно быть совместно с родителями (22%). Это позволяет сделать вывод о том, что необходима серьезная и глубокая работа с учителями в плане их убеждения в ведущей роли учителя в формировании электоральной культуры, хотя роль семьи в данных процессах нельзя недооценивать.
Таким образом, по результатам двух анкет мы можем сделать следующие общие выводы:
Современные учителя недооценивают роль электоральной культуры в общей культуре личности, ее потенциал и влияние на личностное развитие. Это связано не только с общей ситуацией в социуме, но и с состоянием мировоззрения граждан на современном этапе. Учителю необходимо четкое осознание необходимости формирования и развития электоральной культуры обучающихся, поскольку именно учитель через учебные дисциплины, специально организуемые мероприятия и ежедневную коммуникацию может создать условия для формирования электоральной культуры.
Учителям необходимо овладеть компетенциями, позволяющими формировать электоральную культуру обучающихся. Это должны быть специальные технологии,
ориентированные на учащихся различных возрастных групп. Необходимо отметить, что современная педагогическая наука пока испытывает серьезный дефицит таких технологий, они еще ждут своей разработки.
С учителями необходимо проводить психологический тренинг, который позволит им обрести уверенность в важности трансляции электоральной культуры, в собственном потенциале и способности сделать осознанный выбор в электоральном процессе. Здесь, на наш взгляд, необходимо привлечение специалистов по электоральной, юридической и политической психологии, которые могли бы поработать над психологической составляющей электоральной культуры в плане разработки технологий, способствующих ее формированию и развитию [7-9].
Необходимо переубедить учителей, которые считают, что электоральный выбор — это только личное дело каждого и нельзя вмешиваться в принятие электоральных решений. Это абсолютно верно, но необходимо заниматься формированием и развитием электоральной культуры, которая как раз и позволит личности сделать свой выбор более осознанным. Формирование осознанно- 19 го отношения к необходимости формирования собственной электоральной культуры является, на наш взгляд, более важным, чем сам электоральный процесс. Эти представления должны стать частью общей культуры, убеждением, уверенностью в необходимости делать выбор и объяснять его необходимость окружающим.
У учителей, на наш взгляд, сложилось неправильное представление о возрасте обучающихся, в котором можно и необходимо начинать формирование электоральной культуры. Мы полагаем, что этот процесс можно и нужно начинать еще в дошкольном возрасте, вводя постепенно электоральные понятия, объясняя электоральные действия на очень простом и
понятном уровне, обеспечивая привыкание ребенка к мысли о том, что когда-то он станет активным участником электорального процесса. Для этого необходимо разработать специальные педагогические технологии, которые позволят учителю совместно с родителями, семьей постепенно вводить ребенка в мир электоральной культуры.
Необходимо, как нам кажется, повышать ответственность учителей за состояние и развитие электоральной культуры в обществе, особенно в молодежной ее части.
Таким образом, проведенное нами исследование мнения учителей современной региональной школы позволило сформировать более четкое представление о состоянии дел в обсуждаемой области. Сделанные нами выводы убеждают в необходимости уделения особого внимания
формированию и развитию электоральной культуры учителей и создания с этой целью специальной образовательной среды, способной обеспечить необходимые для этого условия [10; 11]. Подчеркнем еще раз, что новизна нашего взгляда на возможность повышения активности граждан в электоральном процессе заключается в том, что мы предлагаем рассматривать проявление электоральной активности именно как электоральную культуру, являющуюся компонентом общей культуры, т. е. проявление электоральной активности сам гражданин должен рассматривать как возможность продемонстрировать свою культуру, собственную картину мира [12]. Именно на это нацелена разрабатываемая нами концепция формирования электоральной культуры.
20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИЛИТЕРАТУРЫ
1. Байханов, И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры будущих учителей // Преподаватель XXI век. 2022. Т. 2. № 4. С. 22-38.
2. Блауберг, И.В., Игнатьев, А.А., Мирский, Э.М. Научное знание в системе инновационного процесса // Проблемы интенсификации и диагностики нововведений. М.: ВНИИСИ (Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований), 1984. С. 37-45.
3. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. М., 2003.
4. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.
5. Алексеев, Н.Г., Юдин, Э.Г. Проблемы диалектического материализма в работах советских философов // Вопросы философии. 1964. № 12. С. 149-162.
6. Байханов, И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. C. 17-25.
7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 142 с.
8. Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение // Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. СПб.: Питер, 2006. 164 с.
9. Тищенко, Н.Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе // Российский психологический журнал. 2006. № 4. URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/postroeme-protsessa-obucheniya-na-obrazno-emotsionalnoy-osnove (дата обращения: 15.01.2023).
10. Ясвин, ВА. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
11. Слободчиков, В.И. Образовательная среда. М., 1997. 181 с.
12. Баксанский, О.Е., Кучер, Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 576 с.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
2 / 2023
REFERENCES
1. Bajhanov, I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i elektoralnoj kultury budushchih uchitelej [Methodological Approaches to the Study of the Peculiarities of the Formation and Development of the Political and Electoral Culture of Future Teachers], Prepodavatel ХХI vek = Russian Journal of Education, 2022, vol. 2, No. 4, pp. 22-38. (in Russ.)
2. Blauberg, I.V., Ignatev, A.A., Mirskij, E.M. Nauchnoe znanie v sisteme innovacionnogo processa [Scientific Knowledge in the System of the Innovation Process]. In: Problemy intensifikacii i diagnostiki novovvedenij [Problems of Intensification and Diagnostics of Innovations]. Moscow, Vsesoyuznyj nauchno-issledovatelskij institut sistemnyh issledovanij, 1984, pp. 37-45. (in Russ.)
3. Stepin, V.S. Samorazvivayushchiesya sistemy i postneklassicheskaya racionalnost [Self-Developing Systems and Post-Nonclassical Rationality]. Moscow, 2003. (in Russ.)
4. Yudin, E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost. Deyatelnost [Methodology of Science. Consistency. Activity]. Moscow, URSS, 1997, 444 p. (in Russ.)
5. Alekseev, N.G., Yudin, E.G. Problemy dialekticheskogo materializma v rabotah sovetskih filosofov [Problems of Dialectical Materialism in the Works of Soviet Philosophers], Voprosy filosofii = Questions of Philosophy, 1964, No. 12, pp. 149-162. (in Russ.)
6. Bajhanov, I.B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga [Cross-Cutting Competencies in the Competence System of a Modern Teacher], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2022, No. 5, pp. 17-25. (in Russ.)
7. Vilyunas, V.K. Psihologiya emocionalnyh yavlenij [Psychology of Emotional Phenomena]. Moscow, 1976, 142 p. (in Russ.)
8. Rotenberg, V.S., Bondarenko, S.M. Funkcionalnaya asimmetriya polusharij mozga, tipy myshleniya i obuchenie [Functional Asymmetry of the Brain Hemispheres, Types of Thinking and Learning]. In: Pedagogicheskaya psihologiya: hrestomatiya [Pedagogical Psychology: Textbook], comp. V.N. Karandashev, N.V. Nosova, O.N. Shchepelina. St. Petersburg, Piter, 2006, 164 p. (in Russ.)
9. Tishchenko, N.G. Postroenie processa obucheniya na obrazno-emocionalnoj osnove [Building the Learning Process on an Imaginative and Emotional Basis], Rossijskij psihologicheskij zhurnal = 21 Russian Psychological Journal, 2006, No. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/postroenie-protsessa-obucheniya-na-obrazno-emotsionalnoy-osnove (accessed: 15.01.2023). (in Russ.)
10. Yasvin, V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: From Modeling to Design]. Moscow, Smysl, 2001, 365 p. (in Russ.)
11. Slobodchikov, V.I. Obrazovatelnaya sreda [Educational Environment]. Moscow, 1997, 181 p. (in Russ.)
12. Baksanskij, O.E., Kucher, E.N. Moya kartina mira. Kak chelovek sozdaet povsednevnuyu realnost [My Picture of the World. How a Person Creates Everyday Reality]. Moscow, Kanon+ ROOI "Reabilitaciya", 2014, 576 p. (in Russ.)
Байханов Исмаил Баутдинович, кандидат политических наук, доцент, ректор, Чеченский государственный педагогический университет, rector@chspu.ru Ismail B. Baykhanov, PhD in Politics, Associate Professor, Rector, Chechen State Pedagogical University, rector@chspu.ru
Статья поступила в редакцию 01.03.2023. Принята к публикации 07.04.2023 The paper was submitted 01.03.2023. Accepted for publication 07.04.2023