Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологические подходы / управленческие компетенции / профессиональные компетенции / компетентностный подход / высшая школа / подготовка управленцев / methodological approaches / managerial competencies / professional competencies / competence approach / university / training of managers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павловский Павел Владимирович, Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Решение задачи поддержания технологического суверенитета страны затрудняет дефицит кадров, готовых принимать и осуществлять управленческие решения. Современная подготовка управленческих кадров определяется возможностью эффективного ответа российского общества на большие вызовы на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. Проведенный анализ теоретической базы позволил определить научные подходы, принципы и поиск механизмов формирования управленческой компетенции выпускников вузов, способных отвечать на вызовы времени. В работе показаны этапы трансформации понятия компетенция. Целью данного исследования является изучение современных представлений о феноменах компетенции и компетентности с позиции выявления ключевых, на взгляд авторов, российских и зарубежных подходов к организации практик формирования управленческой компетенции в образовательных организациях высшего образования. В статье представлено уточненное определение «управленческая компетентность обучающихся высшей школы». Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты представлены как структурные составляющие «управленческой компетентности» обучающихся по программам экономического профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павловский Павел Владимирович, Фахрутдинова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE IN HIGHER SCHOOL STUDENTS

The task of maintaining the country's technological sovereignty is hampered by the shortage of personnel ready to make and implement managerial decisions. Modern training of managerial personnel is determined by the possibility of effective response of the Russian society to great challenges at the current stage of global development, including applying the methods of humanities and social sciences. The conducted analysis of the theoretical base allowed us to identify scientific approaches, principles and search for mechanisms of formation of managerial competence of university graduates capable of responding to the challenges of time. The article shows the stages of transformation of the concept of competence. The purpose of this research is to study the modern ideas about the phenomena of competence from the position of identifying the key, in the authors' opinion, Russian and foreign approaches to the organization of practices of managerial competence formation in educational organizations of higher education. The article presents a refined definition of "managerial competence of higher education students". Motivational-value, cognitive, activity components are presented as structural components of "managerial competence" of students of economic profile programs.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378 EDN QILKLR

П.В. Павловский, А.В. Фахрутдинова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Решение задачи поддержания технологического суверенитета страны затрудняет дефицит кадров, готовых принимать и осуществлять управленческие решения. Современная подготовка управленческих кадров определяется возможностью эффективного ответа российского общества на большие вызовы на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. Проведенный анализ теоретической базы позволил определить научные подходы, принципы и поиск механизмов формирования управленческой компетенции выпускников вузов, способных отвечать на вызовы времени. В работе показаны этапы трансформации понятия компетенция. Целью данного исследования является изучение современных представлений о феноменах компетенции и компетентности с позиции выявления ключевых, на взгляд авторов, российских и зарубежных подходов к организации практик формирования управленческой компетенции в образовательных организациях высшего образования. В статье представлено уточненное определение «управленческая компетентность обучающихся высшей школы». Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты представлены как структурные составляющие «управленческой компетентности» обучающихся по программам экономического профиля.

Ключевые слова: методологические подходы, управленческие компетенции, профессиональные компетенции, компетентностный подход, высшая школа, подготовка управленцев

Для цитирования: Павловский П.В., Фахрутдинова А.В. Теоретические основы формирования управленческой компетентности у обучающихся высшей школы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 108-113. EDN QILKLR.

Pavel. V. Pavlovskij, Anastasia V. Fahrutdinova THEORETICAL BASES OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE IN HIGHER SCHOOL STUDENTS

The task of maintaining the country's technological sovereignty is hampered by the shortage of personnel ready to make and implement managerial decisions. Modern training of managerial personnel is determined by the possibility of effective response of the Russian society to great challenges at the current stage of global development, including applying the methods of humanities and social sciences. The conducted analysis of the theoretical base allowed us to identify scientific approaches, principles and search for mechanisms of formation of managerial competence of university graduates capable of responding to the challenges of time. The article shows the stages of transformation of the concept of competence. The purpose of this research is to study the modern ideas about the phenomena of competence from the position of identifying the key, in the authors' opinion, Russian and foreign approaches to the organization of practices of managerial competence formation in educational organizations of higher education. The article presents a refined definition of "managerial competence of higher education students". Motivational-value, cognitive, activity components are presented as structural components of "managerial competence" of students of economic profile programs.

Kewords: methodological approaches, managerial competencies, professional competencies, competence approach, university, training of managers

For citation: Pavel. V. Pavlovskij, Anastasia V. Fahrutdinova Theoretical bases of formation of managerial competence in higher school students / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 108-113. EDN QILKLR.

Введение

В эпоху современных динамично развивающихся социокультурных и социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе, значительно возрастают требования к качеству подготовки выпускников вузов, будущих управленцев. Существенное влияние на изменение требований к их подготовке оказывают: стремительный темп цифро-визации всех сфер деятельности человека, бизнеса и предпринимательства наряду с совершенствованием и трансформацией форм и методов деятельности современных менеджеров. Это определяет необхо-

димость и потребность уделить особое внимание вопросам формирования у выпускников управленческой компетентности.

От современного менеджера и экономиста требуется способность и готовность к оперативному и результативному определению оптимальных путей и механизмов достижения поставленных целей и решения возникающих задач в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью как в цифровом, так и в реальном пространстве. «Несомненное влияние на изменения, происходящие в системе образования,

оказывают темпы технологического роста, основанные на развитии цифровых технологий, что влечет за собой изменение требований ФГОС ВО к уровню профессиональной подготовки выпускника» [1:4]. Поэтому полученные в процессе обучения компетенции и практический профессиональный опыт являются необходимым условием дальнейшей деятельности выпускника в любой сфере экономики.

Современные исследователи изучают оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов, вопросы востребованности управленческих компетенций в различных регионах, формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза [2,3,4].

При этом подавляющее большинство исследований, проводимых в последнее десятилетие, посвящено различным аспектам формирования управленческих компетенций у выпускников ряда неэкономических специальностей (военных, педагогов, спортсменов и т.д.) и представителей отдельных профессий.

С указанных позиций, отмечая недостаточную разработанность темы с поиском механизмов подготовки управленческих кадров в вузах, особую значимость обретает изучение процесса формирования управленческой компетенции у выпускников программ экономического профиля. Поскольку именно компетентностный подход в образовании возник как ответ на запрос представителей бизнес-сообщества и органов власти, которые проявляют интерес к выпускнику с точки зрения специалиста с заранее прогнозируемым набором необходимых знаний, умений, навыков, качеств. Это стало в свою очередь причиной широкого внедрения и переосмысления практико-ориентированных проектных подходов при подготовке выпускников. Несмотря на то, что эти методы применяются с 20-х годов прошлого века [5], в текущей социально-экономической ситуации остро встал вопрос о повышении эффективности и результативности проектного обу-

чения в образовательных организациях высшего образования. Кроме того, перед нами стояла задача определения сущности понятия и именно постановке проблемы в этих сферах посвящена эта статья.

Методика проведения исследования

Нами были использованы методы теоретического анализа (сопоставительного, ретроспективного, нормативного и контекстуального) исследований по вопросам формирования управленческой компетенции, проведенных ведущими учеными России и мира. Методологической основой работы послужил системный подход [6,7,8]. Компетентностный подход в контексте рассмотрения учебно-познавательной и квазипрофессиональной деятельности обучающихся рассматривался В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, И.Д. Рудинским и А.В. Хуторским [9,10,11]. Средовой подход в контексте понимания проектной деятельности обучающихся рассматривался Джоном Дьюи и Александром Владимировичем Ивановым. Для определения понимания сущности «управленческой компетенции» выпускников, которых готовят к управленческой деятельности, нами были проанализированы области, виды и сферы профессиональной деятельности обучающихся по направлению подготовки

38.03.02/38.04.02 «Менеджмент», а также виды, области и сферы профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.01/ 38.04.01 «Экономика».

Результаты исследования

Значительное внимание к

межгосударственной профессиональной адаптивности и преемственности в условиях глобальной интеграции позволяет говорить о злободневности, неоднородности и многомерности понимания компетентностного подхода, который, обогащаясь новыми идеями и принципами, получил широкое распространение как в России, так и за рубежом.

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что понимание компетенций различается во временном ра-

курсе. Российские исследователи, изучая компетентностный подход, выделяют несколько этапов его развития в отечественной педагогике [12,13,14].

Первый этап (1960 - 1970-е г.г.) характеризуется введением понятий «компетентность» и «компетенция» и попыткой их разграничения.

Второй этап (1970 - 1990-е г.г.) характеризуется использованием этих понятий, в основном в практике обучения языкам.

Третий этап (1990 - 2001-е г.г.) - это этап активного использования этих понятий в образовании и утверждения компе-тентностного подхода [15].

Сопоставительный анализ научных данных свидетельствует о том, что понимание компетенций различается также и в пространственном ракурсе. Это позволило нам выделить четыре ведущие зарубежные научные позиции построения теории компетентностного подхода.

В основе понимания процесса формирования компетенций в

североамериканской школе -

поведенческий подход, когда

сформированные компетенции и компетентность человека должны были определять жизненную эффективность человека при взаимодействии в социуме [16].

Опыт Великобритании базируется на обращении к функциональному подходу, который подразумевает полное соответствие профессиональным

стандартам, когда важно выполнять конкретные обязанности или функции.

Представители немецко-австрийской школы обращают значительное внимание на компетентностный подход с позиции целостности, при этом связывая профессионально-функциональную деятельность выпускников с

профессионально-техническими, социальными и личностными

компетенциями.

В отечественной науке наблюдаются противоположные процессы понимания понятий «компетенция» и

«компетентность»: синонимизация,

дифференциация и диверсификация. В

большинстве ученые разделяют эти понятия, хотя общепринятого термина в российской педагогической науке не существует, части этого понятия являются вновь приобретаемыми и формируемыми показателями развития современного человека.

Контекстуальный анализ понятия компетентность позволяет утверждать, что, являясь, на наш взгляд, интегрированной характеристикой

подготовки обучающихся в высшей школе, это результат образования в ней. Он может реализоваться в любой жизненной и профессиональной ситуации и дает возможность использовать приобретенные компетенции.

Изучение научного опыта российских и зарубежных авторов по формированию управленческой компетентности

обучающихся высшей школы позволило выявить, что:

- формирование управленческой компетентности предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков;

- она отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности;

- системный характер управленческой компетентности ориентирует на то, чтобы в ее состав входил ряд компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев.

Анализ нормативных документов по направлению подготовки

38.03.02/38.04.02 «Менеджмент» и 38.03.01/38.04.01 «Экономика» показал требования к выпускникам по ведению следующих видов профессиональной деятельности: аналитическая/ информационно-аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая, финансовая, расчетно-экономическая, предпринимательская. Эти виды деятельности подразумевают следующие области и сферы профессиональной деятельности, связанные с необходимостью формирова-

ния управленческой компетенции: финансовый контроль и аудит; финансовое консультирование; управление рисками; организация закупок, исследования и анализа рынков продуктов, услуг и технологий; продвижение и организация продаж продуктов, услуг и технологий; управление проектами; контроллинг и информационно-аналитическая поддержка управленческих решений; консалтинг; стратегическое и тактическое планирование и организация производства; логистика; организация сетей поставок и т.д.

Обсуждение результатов

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что понятие «управленческая компетентность обучающихся высшей школы» характеризуется определенными составляющими.

Во-первых, она предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для освоения определенных стандартом высшей школы видов профессиональной деятельности, чтобы впоследствии удачно их использовать в будущей профессиональной

деятельности.

Во-вторых, управленческая

компетентность отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности,

зависящее от мотивационно-ценностных установок личности каждого

обучающегося.

В-третьих, системный характер формируемой нами управленческой компетентности определяет необходимость того, чтобы эта компетентность носила собирательный характер и состояла из определенного ряда компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев. Исследователи И.О. Котлярова и Г.Я. Грев-цева считают, что готовность к профессиональной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма [17].

При этом современную

управленческую компетенцию нельзя

рассматривать вне вопросов цифровой трансформации сферы науки и высшего образования [18; 19].

Большое внимание должно уделяться возможностям использования потенциала цифровых платформ вузов: для преподавания, тестирования, создания цифрового поля. Интересна в данном ракурсе разработанная А.В. Сироткиным концепция ин-тегративной цифровой платформы вуза, имеющая возможность реализовывать коллаборацию субъектов по достижению целей ускоренного внедрения цифровых технологий, сетевое взаимодействие вузов, обеспечение взаимодействия работодателей и обучающихся, обеспечения в составе межвузовской коллаборации реализации результатов научных исследований.

Выводы

Проведенное исследование

теоретических основ позволило уточнить понятие «управленческая

компетентность обучающихся высшей школы», под которым мы понимаем интегральную характеристику личности, выражающуюся в способности

(готовности) применять и адаптировать полученные знания, умения и навыки для решения оптимально обоснованных управленческих задач в условиях динамичного поли пространственного взаимодействия для эффективной реализации в будущей профессиональной деятельности.

Структурными компонентами

управленческой компетентности

обучающихся по программам

экономического профиля высшей школы стали:

- мотивационно-ценностный

компонент, отражающий развитие управленческих приоритетов

обучающихся, направленных на устойчивую мотивацию достижения цели на основе развитых нравственных качеств с опорой на традиционные российские ценности и понимание ценности развития российской экономики для ответа на экономические и общественно-политические вызовы времени,

связанные с соответствующими личностными установками, убеждениями и высоким уровнем развития волевых качеств каждого выпускника;

- когнитивный компонент подразумевает наличие устойчивой, адаптивной, гибкой системы управленческих и профессиональных знаний, умений, навыков и развитие учебно-познавательных профессионально ориентированных навыков и стремлений личности для систематического информационного серфинга, направленного для расширения профессионального и углубления общего кругозора обучающихся;

- деятельностный компонент, ориентированный на развитие деятельностной составляющей поведения

обучающихся, на приобретение навыков проектирования и технологизации профессиональной деятельности, на развитие организаторских и креативных способностей обучающихся.

Важно отметить, что специфика подготовки студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и

«Менеджмент» в магистратуре, в отличие от уровня бакалавриата, характеризуется особым вниманием к проектно-экономической деятельности.

Соответственно, особое внимание по формированию управленческой

компетенции должно уделяться организации проектной деятельности, чему и будут посвящены дальнейшие исследования.

Литература:

1. Поспелова Ю.П., Камалеева А.Р., Фахрутдинова А.В. Современные тренды самообразования в высшей школе (по овладению иностранными языками): монография. Казань: Отечество, 2023. 204 с. ISBN 978-5-92221711-8.

2. Бабанова Е.М., Митяева А.М. Критериально-оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов // Учёные записки Орловского государственного университета. 2023. №3(100). С. 211-219.

3. Кривошеев В.В., Марков С.Н. Востребованные управленческие компетенции: сравнительный анализ региона и столицы // Балтийский регион. 2020. Т.12. №1. С. 181-194.

4. Алиева Р.Р., Мартазанов Х.М., Магомедов И.А. Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. №3 (82). С. 236-237.

5. Дьюи Дж. Демократия и образование. Москва: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.

6. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. Москва: Политиздат, 1985. 263 с.

7. Бояцис Р.Э. Как помочь людям измениться. Коучинг сопереживания для безграничного роста и развития. Издательство «Библос», 2019. 163 с.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.

9. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

10. Околот Д.Я., Рудинский И.Д. Компетентностный подход в подготовке специалистов в области информационной безопасности в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №2. С.35-43.

11. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.

12. Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1 (17). С. 79-85.

13. Лекторский А.В. «Философия не кончается...: Из истории отечественной философии. XX век. Москва: РОССПЭН, 1998. 768 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 4. С. 114-120.

15. Чуркин И.Ю. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. Новосибирск, 2010. №3. С. 121-126.

16. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. 2011. №3. С. 3.

17. Гревцева Г.Я., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С.181-191.

18. Мартякова Е.В., Горчакова Е.Н. Платформенный подход к цифровой трансформации университетов // Экономика строительства и природопользования. 2021. № 3 (80). С. 118-123.

19. Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты / / Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. Том.7. С. 26-35.

References:

1. Pospelova Ju.P., Kamaleeva A.R., Fahrutdinova A.V. Sovremennye trendy samoobrazovanija v vysshej shkole (po ovladeniju inostrannymi jazykami): monografija. Kazan': Otechestvo, 2023. 204 s. ISBN 978-5-9222-1711-8.

2. Babanova E.M., Mitjaeva A.M. Kriterial'no-ocenochnyj apparat sformirovannosti upravlencheskoj kompetencii budushhih jekonomistov // Uchjonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023. №3(100). S. 211-219.

3. Krivosheev V.V., Markov S.N. Vostrebovannye upravlencheskie kompetencii: sravnitel'nyj analiz regiona i stolicy // Baltijskij region. 2020. T.12. №1. S. 181-194.

4. Alieva R.R., Martazanov H.M., Magomedov I.A. Formirovanie upravlencheskih kompetencij obuchajushhihsja v uslovijah vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. №3(82). S. 236-237.

5. D'jui Dzh. Demokratija i obrazovanie. Moskva: Pedagogika-press, 2000. 384 s.

6. Aver'janov A.N. Sistemnoe poznanie mira: metodologicheskie problemy. Moskva: Politizdat, 1985. 263 s.

7. Bojacis RJe. Kak pomoch' ljudjam izmenit'sja. Kouching soperezhivanija dlja bezgranichnogo rosta i razvitija. Izdatel'stvo «Biblos», 2019. 163 s.

8. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja: Kniga dlja uchitelja. Moskva: Prosveshhenie, 1993. 192 s.

9. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. 2003. № 10. S. 8-14.

10. Okolot D.Ja., Rudinskij I.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke specialistov v oblasti informacionnoj be-zopasnosti v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovanija». 2020. №2. S.35-43.

11. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovanija primenenija kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniju obrazovanija / / Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12 (218). S. 85-91.

12. Belikova I.Ju. Primenenie kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke upravlencheskih kadrov malogo biznesa // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. 2012. №1 (17). S. 79-85.

13. Lektorskij A.V. «Filosofija ne konchaetsja...: Iz istorii otechestvennoj filosofii. XX vek. Moskva: ROSSPJeN, 1998. 768 s.

14. Sjekulich N.B. Jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda universiteta: principy postroenija i struktura / / Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4. S. 114-120.

15. Churkin I.Ju. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Filosofija obrazovanija. Novosibirsk, 2010. №3. S. 121-126.

16. Hutorskoj A.V. Opredelenie obshhepredmetnogo soderzhanija i kljuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniju obrazovatel'nyh standartov // Vestnik instituta obrazovanija cheloveka. 2011. №3. S. 3.

17. Grevceva G.Ja., Kotljarova I.O., Serikov G.N., Fahrutdinova A.V., Ciulina M.V. Metodologicheskie podhody k pod-gotovke studentov k professional'noj innovacionnoj dejatel'nosti / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 462. S.181-191.

18. Martjakova E.V., Gorchakova E.N. Platformennyj podhod k cifrovoj transformacii universitetov // Jekonomika stroitel'stva i prirodopol'zovanija. 2021. № 3 (80). S. 118-123.

19. Bozhko E.M., Il'ner A.O. Kompetentnostnyj podhod v Rossii i za rubezhom: istoricheskie i teoreticheskie aspekty // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2019. №1. Tom.7. S. 26-35.

УДК 37.01 EDN HKPVCM

Н.В. Гречанникова, С.Н. Дружков

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен опыт создания культуротворческой среды, которая оказывает существенное влияние на формирование нравственности, идентичности, гражданственности студентов. Автор описал формы внеучебной работы со студентами Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в основе которых лежит свободный выбор обучающимися функционирующего в вузе объединения социокультурной направленности или создание и реализация собственного творческого проекта, эти объединения рассматриваются автором в качестве инструментов воспитания патриотизма и развития межнациональных коммуникаций обучающихся. В результате исследования автор приходит к выводу, что создание культуротворческой среды в вузе способствует глубокому погружению студентов в изучение традиций, культуры, истории города, региона и страны в целом, формирует гражданственность студентов.

Ключевые слова: культуротворческая среда, этнокультурный проект, гражданственность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.