Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM / RESOURCE SUPPORT / REGULATORY AND LEGAL SUPPORT / FINANCIAL SUPPORT / STAFFING / LOGISTICS / INFORMATION SUPPORT / RESULTS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITIES / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колязина Е. В., Писарев С. Л.

Ресурсное обеспечение деятельности Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы (далее, ЕСХТП) - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в ее деятельности. Направления ресурсного обеспечения деятельности организации, с одной стороны, определяются теми финансовыми, кадровыми, материальными и другими ресурсами, которыми она располагает сегодня, а с другой - интеллектуальными ресурсами и инновациями, которые она предполагает внедрить в будущем, а также возможностями по привлечению источников инвестирования. Уровень ресурсного обеспечения определяет степень развития любого хозяйствующего субъекта (организации) и эффективность его функционирования. На сегодняшний день ЕСХТП не заработала в полной мере, а одной из причин является - низкий уровень развития отдельных составляющих ее ресурсного обеспечения, что и определяет актуальность настоящего исследования. Таким образом, целью исследования является определение концептуальных направлений развития ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы. По результатам проведенного исследования: дано авторское определение ресурсного обеспечения деятельности ЕСХТП; представлена схема, отражающая составные элементы ресурсного обеспечения ЕСХТП; представлены направления ресурсного обеспечения ЕСХТП и даны предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колязина Е. В., Писарев С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE RESOURCE SUPPORT OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM

Resource support for the activities of the Eurasian agricultural technology platform (hereinafter, the EATP) is a complex process of mobilization, accumulation, allocation of resources, as well as the implementation of planning, control, monitoring and other procedures aimed at efficient and rational use of resources and risk reduction in its activities. On the one hand, the directions of resource support of the organization's activities are determined by the financial, human, material and other resources it has today, and on the other - intellectual resources and innovations that it intends to introduce in the future, as well as opportunities to attract sources of investment. The level of resource provision determines the degree of development of any economic entity (organization) and the effectiveness of its functioning. To date, the EATP has not fully earned, and one of the reasons is the low level of development of individual components of its resource support, which determines the relevance of this study. Thus, the aim of the study is to determine the conceptual directions of development of the resource support of the Eurasian agricultural technology platform. According to the results of the study: the author's definition of the resource support of the EATP; presents a scheme that reflects the constituent elements of the resource support of the EATP; presents the directions of the resource support of the EATP and gives suggestions for their improvement.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ»

[5] DECISION OF THE EURASIAN INTERGOVERNMENTAL COUNCIL of April 13, 2016 No. 2 "THE PROVISION ON THE FORMATION AND OPERATION OF EURASIAN TECHNOLOGICAL PLATFORMS"'

[6] EMC Decision No. 5 of January 13, 2017 "ON CONSIDERATION OF COOPERATIVE PROJECTS WITH AN INTEGRATION POTENTIAL FOR FINANCING BY THE EURASIAN DEVELOPMENT BANK"

[7] EMC Decision No. 1 of May 26, 2017 "ON THE PROCEDURE FOR ORGANIZING JOINT RESEARCH AND DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE EAEU MEMBER STATES"

[8] EMC Decision No. 1 of February 2. 2018 "ON APPROVAL OF THE REGULATION ON THE DEVELOPMENT. FINANCING AND IMPLEMENTATION OF INTERSTATE PROGRAMS AND PROJECTS IN THE INDUSTRIAL SPHERE'"

[9] CONVENTION FOR THE PROTECTION OF INDUSTRIAL PROPERTY (Concluded in Paris 03.20.1883) (as amended on 02.10.1979)

[10] BERNE CONVENTION FOR THE PROTECTION OF LITERARY AND ARTISTIC WORKS of September 9 to 1886 (as amended on October 2. 1979)

[11] AGREEMENT ON TRADE-RELATED ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS (TRIPS) (WTO. Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations, April 15. 1994) (as amended and supplemented)

[12] CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION (Annex No. 1 to the Treaty on the EAEU Customs Code)

[13] AGREEMENT ON THE FORMATION OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL PLATFORM CONSORTIUM

[14] Nechaev V., Arzhantsev S. THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA.- 2018. - №7. - Pp.85-92.__

DOI: 10.33049/11.042618.8

Applied Economic Researches. SA LLC, 2018

b)

CONCEPTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE RESOURCE SUPPORT OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM

Kolyazina E.V.fl), Pisarev S.L.b)

Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian

Research Institute of Agricultural Economics, researcher. Moscow, Russia Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, PhD, researcher, Moscow, Russia

Abstract: resource support for the activities of the Eurasian agricultural technology platform (hereinafter, the EATP) is a complex process of mobilization, accumulation, allocation of resources, as well as the implementation of planning, control, monitoring and other procedures aimed at efficient and rational use of resources and risk reduction in its activities.

On the one hand, the directions of resource support of the organization's activities are determined by the financial, human, material and other resources it has today, and on the other - intellectual resources and innovations that it intends to introduce in the future, as well as opportunities to attract sources of investment.

The level of resource provision determines the degree of development of any economic entity (organization) and the effectiveness of its functioning.

To date, the EATP has not fully earned, and one of the reasons is the low level of development of individual components of its resource support, which determines the relevance of this study.

Thus, the aim of the study is to determine the conceptual directions of development of the resource support of the Eurasian agricultural technology platform.

According to the results of the study: the author's definition of the resource support of the EATP: presents a scheme that reflects the constituent elements of the resource support of the EATP; presents the directions of the resource support of the EATP and gives suggestions for their improvement.

Keywords: eurasian agricultural technology platform, resource support, regulatory and legal support, financial support, staffing, logistics, information support, the results of scientific and technical activities, innovation.

УДК 338.43

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

Колязина Е.В.а), Писарев С.Л.'11

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», научный сотрудник,

Хорошевское шоссе 35/2, Москва 61 ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», кандидат _экономических наук, старший научный сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва_

Аннотация: Ресурсное обеспечение деятельности Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы (далее, ЕСХТП) - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в ее деятельности.

Направления ресурсного обеспечения деятельности организации, с одной стороны, определяются теми финансовыми, кадровыми, материальными и другими ресурсами, которыми она располагает сегодня, а с другой - интеллектуальными ресурсами и инновациями, которые она предполагает внедрить в будущем, а также возможностями по привлечению источников инвестирования.

Уровень ресурсного обеспечения определяет степень развития любого хозяйствующего субъекта (организации) и эффективность его функционирования.

На сегодняшний день ЕСХТП не заработала в полной мере, а одной из причин является - низкий уровень развития отдельных составляющих ее ресурсного обеспечения, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Таким образом, целью исследования является определение концептуальных направлений развития ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы.

По результатам проведенного исследования: дано авторское определение ресурсного обеспечения деятельности ЕСХТП; представлена схема, отражающая составные элементы ресурсного обеспечения ЕСХТП; представлены направления ресурсного обеспечения ЕСХТП и даны предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа, ресурсное обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение, ре-зультаты научно-технической деятельности, инновации._

Основные положения:

• ресурсное обеспечение деятельности ЕЭСХП - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в ее деятельности.

• ресурсное обеспечение ЕСХТП включает в себя: нормативно-правовое; финансовое и материально-техническое; кадровое; информационное обеспечение.

Введение. Ресурсное обеспечение яв-.яется одной из важнейших подсистем системы управления, цель функционирования которой - бесперебойное снабжение объекта управления ресурсами необходимого количества и качества в нужный момент времени и их дальнейшее эффективное использование.

Ресурсное обеспечение включает в себя: нормативно-правовое; финансовое и материально-техническое; кадровое; информационное обеспечение.

Под нормативно-правовым обеспечением понимается - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование какой-либо системы [5].

Под финансовым обеспечением понимается - управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию [4].

Под матери&чьно-техническим обеспечением понимается - комплекс мероприятий по планированию, своевременному и комплексному обеспечению материальными техническими (вещественными) ресурсами организации [4].

Под кадровым обеспечением понимается - обеспечение организации трудовыми ресурсами, в полной мере отвечающее ее потребностям, как в количественном, так и в качественном отношении [3].

Под информационным обеспечением понимается - процесс предоставления информации отдельным лицам и группам -пользователям информационных систем в соответствии с их информационными потребностями [10].

Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного формирования и распределения ресурсов, необходимых для проведения работ по всем циклам.

Методы. Методологическую основу исследования составил обзор, анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования, развития и эффективного функционирования технологических платформ в сфере агропромышленного комплекса и их ресурсного обеспечения.

Правовую основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты ЕЭК и государств-членов ЕАЭС, регламентирующие создание и функционирование Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы.

В качестве основных методов исследования были использованы системный и логический подходы, метод теоретического познания, монографический, аналитический методы, в качестве дополнительных: исторический и метод научной абстракции.

Результаты. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования, развития и эффективного функционирования технологических платформ в сфере агропромышленного комплекса и их ресурсного обеспечения.

По результатам проведенного исследования: дано авторское определение ресурсного обеспечения деятельности ЕСХТП; представлена схема, отражающая составные элементы ресурсного обеспечения; представлены направления ресурсного обеспечения ЕСХТП и даны предложения по их совершенствованию.

Обсуждение. Ресурсное обеспечение деятельности ЕЭСХП - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в ее деятельности.

Таким образом, разработка концептуальных направлений развития ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы определит дальнейшие перспективы ее функциони-

рования. При этом важно отметить, что в ресурсном обеспечении нуждается технологическая платформа, как хозяйствующий субъект (организация), так и совместные проекты (программы) ее участников (рис. 1).

Рисунок 1 - Составные элементы ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы

Источник: составлено автором

К законодательному и нормативно-правовому обеспечению ЕСХТП относятся: решения органов Евразийского межправительственного совета (далее, ЕМС) и Евразийской экономической комиссии (далее, ЕЭК), международные договоры и соглашения, а также нормативные акты государств-членов ЕАЭС, регламентирующие различные направления деятельности ЕСХТП и определяющие взаимоотношения участников в сфере сельского хозяйства в соответствии со своим законодательством.

По нашему мнению, основополагающим законодательным и нормативно-правовым обеспечением ЕСХТП являются:

• нормативно-правовые акты регламентирующие создание и функционирование ЕСХТП: п.9 ст. 92 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года; п. 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.); Решение ЕМС от 8 сентября 2015 г. № 9 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС»; Решение ЕМС от 13 апреля 2016 г. №2 «Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ»; Со-

глашение об образовании Консорциума «ЕСХТП» от 1 июня 2016 года.

• нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию совместных проектов и межгосударственных программ: Решение ЕМС от 13 января 2017 г. №5 «О рассмотрении кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал, для финансирования Евразийским банком развития»; Решение ЕМС от 26 мая 2017 г. №1 «О Порядке организации совместных научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС»; Решение ЕМС от 2 февраля 2018 г. №1 «Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере».

На основании анализа практической деятельности эффективно функционирующих технологических платформ (например: Евразийской ТП «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса - продукты здорового питания»; Российской ТП «Инновационные машинные технологии сельского хозяйства» и др.) и в целях дальнейшего более

эффективного функционирования ЕСХТП, считаем целесообразным зарегистрировать её как юридическое лицо с присущими нор-мативно-правовыми документами: Устав, свидетельство министерства юстиции, свидетельство налоговой службы о постановке на учет, свидетельство о внесении ЕГРЮЛ, печать, расчетный счет и др.

Разработка внутренних нормативно-правовых документов позволит упорядочить и регламентировать деятельность как руководящих, так и созданных структурных подразделений ЕСХТП. Основными внутренними нормативно-правовыми документами должны стать: Положение о Председателе Правления; Положение об Экспертном совете; Положение о процедуре проведения экспертизы проектов и программ Экспертным советом; Положение о Совете молодых ученых и специалистов ЕСХТП, если таковой будет создан в структуре ЕСХТП; Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность и др.

В целях реализации совместных проектов и программ считаем целесообразным разработать межгосударственный норматив-но-правовой акт подобный рамочным программам по развитию научных исследований и технологий Европейского союза, в котором бы помимо перспективных направлений инновационного развития, в том числе агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС, были прописаны не только источники и условия финансирования проектов и программ, но также приведены конкретные схемы финансирования.

Например, в программе Европейского союза «Горизонт 2020» (рамочная программа, рассчитанная на период 2014-2020 годы) особое внимание уделяется коммерциализации результатов научно-исследовательских проектов. При этом разработан единый механизм финансовой поддержки всех стадий инновационной цепочки для того, чтобы максимально поддержать вывод научно-технической продукции на рынок [1].

В рамках БРИКС в качестве основного механизма поддержки совместных исследований также предложена Рамочная программа БРИКС по научно-технологическому

и инновационному сотрудничеству, призванная объединить заинтересованные национальные финансирующие организации государств-членов БРИКС.

Межгосударственный нормативно-правовой акт по развитию научных исследований и технологий в государствах-членах ЕАЭС должен стать одним из основополагающих нормативно-правовых документов в этой области.

Финансовое обеспечение Евразийской сельскохозяйственной платформы предполагает финансирование организации работы ЕСХТП, а также привлечение финансовых ресурсов для реализации проектов и программ её участников.

ЕСХТП на сегодняшний день не заработала в той мере, которая ей планировалась при создании. По нашему мнению одной из причин этого явилось отсутствие межгосударственного финансирования на начальной стадии организации ее работы.

«Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ» (№2 от 13 апреля 2016 г.) не предусматривает прямое финансирование организации их деятельности.

По мнению [8], для того, чтобы ЕСХТП заработала в полной мере организация её деятельности (работы), а также проекты участников нуждаются в межгосударственной поддержке, включающей не только вопросы финансирования, но также кредитования, налогообложения, страхования инвестиционных рисков, ценообразования на на-учно-техническую продукцию, лизинг и государственную поддержку инновационной деятельности.

Отметим, что на начальной стадии формирования европейских технологических платформ основные расходы несет Европейская Комиссия, на более поздних стадиях действия платформ основным источником их финансирования становится частный сектор. При этом в Европе существует ряд дополнительных источников их финансирования [1].

Таким образом, для дальнейшего развития и эффективного функционирования ЕСХТП, а также для ускоренной интеграции в ЕЭП и мировое экономическое пространство, технологическая платформа нуждается в многосторонней межгосударственной под-

держке, направленной как на финансирование организации её работы, так и реализацию совместных проектов и программ её участников.

Сочетание всех форм и видов межгосударственной поддержки технологических платформ придает им дополнительные возможности и эффективность (рис. 2).

_Формы межгосударственной поддержки

I 4 ;

Рисунок 2 - Формы межгосударственной поддержки ЕСХТП

Источник: составлено авторами на основании [7]

Финансовая поддержка проектов участников ЕСХТП может сочетать формы и виды помощи, как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Формы межгосударственной поддержки могут включать в себя прямую, косвенную и опосредованную поддержку. Перечень и объемы государственной поддержки на национальном уровне определяются правительством той страны-участницы ЕАЭС, резидентом которой является данный субъект хозяйствования [8].

Следует отметить, что в России действуют три механизма финансирования реализации проектов технологических платформ:

Первый механизм - прямое субсидирование из государственного бюджета;

Второй - участие технологических платформ в федеральных целевых программах и государственных программах;

Третий - финансирование через Российский фонд технологического развития (далее, РФТР) и средств институтов развития.

Приведенные механизмы финансирования реализации проектов технологических платформ в России во многом схожи со схемами финансирования проектов и программ утвержденных Решениями Евразийской экономической комиссии.

Согласно Решению ЕМС: №1 от 26 мая 2017 г. «О Порядке организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического союза» и №1от 2 февраля 2018 г. «Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере» источниками финансирования совместных НИОКР (далее, проектов) и межгосударственных программ могут быть бюджеты государств-участников и внебюджетные средства.

Финансирование реализации совместной НИОКР и межгоспрограммы может осуществляться по следующим схемам (их сочетанию): раздельное финансирование, при котором каждое государство-участник обеспечивает финансирование выполняемой им части совместной НИОКР и межгоспрограммы, в том числе в рамках реализации соответствующей государственной программы; финансирование за счет внебюджетных средств.

К внебюджетным источникам, средства которых привлекаются для финансирования совместной НИОКР и межгоспрограммы, относятся собственные средства организаций, заинтересованных в выполнении

НИОКР и межгоспрограммы, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, инвесторов, заинтересованных в реализации совместной НИОКР (или ее отдельных мероприятий) и межгоспрограммы.

Таким образом, бюджетное финансирование совместных проектов и межгоспро-грамм со стороны Российской Федерации, может осуществлять, например Министерство сельского хозяйства России, или Министерство науки и высшего образования России в рамках государственных контрактов, заключаемых с организациями-

победителями открытых конкурсов.

Источниками финансирования в рамках реализации совместных проектов и программ участников ЕСХТП могут выступать средства государственных и целевых программ государств-членов ЕАЭС:

Государственные программы Российской Федерации (далее, РФ): Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 -2025 годы: Постановление Правительства РФ от 25.08.2017г. №996; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012г. №717, Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»; Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013- 2020 годы: Постановление Правительства РФ от т15.04.2014г. №301 и другие.

• Государственные программы Республики Беларусь (далее, РБ): Государственная программа развития аграрного бизнеса в РБ на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров РБ от 11.03.2016г. №196; Государственная программа инновационного развития РБ на 2016-2020 годы: Указ Президента РБ от 31.01.2017 г. № 31; Государственная программа «Наукоемкие технологии и техника» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров РБ от 12.04.2016г. №327 и другие.

Институты развития являются одним из инструментов межгосударственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с исполь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зованием механизмов государственно-частного партнерства.

Например, для поддержки проектов характеризующихся высокими рисками Европейская Комиссия и Европейский инвестиционный банк создали специальную программу по финансированию крупных проектов на уровне Европейского союза. Кроме того, для реализации стратегии европейских технологических платформ могут привлекаться средства по линии структурных фондов Европейского союза.

Финансовое обеспечение совместных проектов европейских технологических платформ осуществляется посредством рамочных программ Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий, и организуется при посредничестве Европейского инвестиционного фонда совместно с Европейским инвестиционным банком, учрежденным специально для финансирования инвестиционных проектов в ЕС [1].

Совместные проекты ЕСХТП в сфере сельского хозяйства могут финансироваться за счет средств Евразийского банка развития (далее, ЕБР); Белорусско-Российского венчурного фонда; Евразийского фонда поддержки фундаментальной науки (ЕФПФН); Межгосударственного Евразийского инновационного фонда, с выделением региональных ресурсов, предназначенных для поддержки научно-исследовательских учреждений с долевым участием национального частного капитала стран ЕАЭС (МЕИФ); Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации на базе аналогичных национальных сетей (ЕКиС), которые своими инвестициями способствуют увеличению торговых потоков, дополнительному выпуску инновационной продукции, мультипликативному эффекту в экономиках стран Союза.

Механизм финансирования проектов через Евразийский банк развития утвержден Решением ЕМС от 13 января 2017 года № 5 «О рассмотрении кооперационных проектов, имеющих итерационный потенциал, для финансирования ЕБР», который утвердил: критерии отнесения проекта к кооперационному; форму паспорта проекта, имеющего интеграционный потенциал, для финансирования ЕБР.

Еще одним источником финансирования проектов участников ЕСХТП могут быть средства бизнеса, однако для привлечения частных инвестиций при реализации программ и проектов в сельское хозяйство стран ЕАЭС необходимо обеспечить соответствующие условия (гарантии,страхование) для инвесторов, поскольку инвестиционная деятельность в инновационной и аграрной сфере сопряжена с очень высокими рисками.

Отметим, что ЕЭК обладает возможностью принимать меры тарифного и нетарифного регулирования, использовать механизм субсидирования.

По нашему мнению, целесообразно создание в рамках ЕАЭС инвестиционного фонда для финансирования международных и внутренних проектов в аграрной сфере го-сударств-членов ЕАЭС на основе механизма государственно-частного партнерства.

Создание материально-технической базы достаточной для выполнения функциональных обязанностей по обслуживанию проектов представляет собой обеспечение его участников ЕСХТП современными материально-техническими средствами (научным оборудованием, исследовательскими приборами и лабораториями), позволяющими ей интегрироваться в единую межгосударственную систему с целью создания соответствующих условий для проведения системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического прогресса и решения прикладных задач в агропромышленном секторе стран ЕАЭС.

Согласно нашему предложению о наборе штата сотрудников материально-техническая база ЕСХТП должна представлять собой организацию рабочих мест сотрудников ЕСХТП: стол, компьютер, комплектующие, расходные материалы и прочее.

Как отмечено нами выше, реализация проектов участников ЕСХТП затрагивает вопросы кредитования, налогообложения, страхование инвестиционных рисков, ценообразования на научно-техническую продукцию, лизинг и государственную поддержку инновационной деятельности [8].

Одним из направлений совершенствования материально-технической базы реали-

зуемых проектов участниками ЕСХТП, по нашему мнению является лизинг научного и производственного оборудования, который позволяет приобретать его и использовать довольно продолжительное время до полной оплаты.

Еще одним направлением является взаимодействие участников платформы с Центрами коллективного пользования, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. В дальнейшем на основе опыта такого взаимодействия предлагаем рассмотреть вопрос о создании Центра коллективного пользования научным оборудованием при Евразийской сельскохозяйственной технологической платформе.

Кадровое обеспечение является важнейшей составляющей ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы.

По мнению ряда исследователей [9] инновационное развитие аграрной сферы, как и любого другого сектора экономики, возможно лишь при нормальной обеспеченности квалифицированными кадрами.

Обеспечение квалифицированными кадрами ЕСХТП необходимо, как для организации работы платформы (например, менеджеры по работе с проектами), так и в обеспеченности кадрами при реализации проектов ее участниками.

После регистрации ЕСХТП в виде юридического лица, считаем целесообразным набрать квалифицированный штат сотрудников согласно Уставу организации, в том числе в обязанности которых входило бы сопровождение поступающих проектов (от подачи заявки до коммерческой его реализации) по схеме предложенной выше.

Для формирования единого экспертного сообщества ЕСХТП необходимо привлечение ведущих ученых стран Союза по следующим научным направлениям: животноводство; растениеводство и земледелие; ветеринарная медицина; переработка сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственное машиностроение; сельскохозяйственная экономика; трансфер инновационных технологий, развитие малого бизнеса; подготовка кадров и профориентационная работа со школьниками.

Экспертный совет, должен являться постоянно действующим консультативно-совещательным органом по рассмотрению и решению задач сельского хозяйства, определению наиболее перспективных научно-технических решений, рекомендуемых к внедрению технологической платформой.

Эффективная подготовка и переподготовка кадров в рамках ЕСХТП может быть реализована в форме следующего взаимодействия ее участников: выполнение ВУЗами и научными организациям НИОКР в интересах заказчиков, являющихся участниками ЕСХТП; создание участниками ЕСХТП совместных лабораторий и иной инновационной инфраструктуры; повышение квалификации и переподготовка кадров организаций ЕСХТП в ВУЗах; создание и организация работы базовых кафедр в ВУЗах; участие сотрудников в образовательных программах, исследовательских проектах ВУЗов и научных организаций и другие направления взаимодействия.

Информационное обеспечение

ЕСХТП включает в себя инструменты, позволяющие ее участникам распространять и получать информацию о деятельности ЕСХТП, а также реализуемых участниками проектах.

Перспективным направлением информационного обеспечения ЕСХТП является разработка сайта и регистрация домена (имя-символа помогающего находить интернет-сервисы).

В рамках ЕСХТП необходимо создать единую информационную базу данных, ко-

торая бы объединила в себе сведения о реализуемых проектах, участниках ЕСХТП и другую необходимую информацию.

Важно отслеживать результаты работы ЕСХТП, для чего считаем необходимым: проведение аудита рынка научно-технической продукции с целью выявления перспективных (прорывных) проектов для освоения их в агропромышленном комплексе стран ЕАЭС; оказание консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по различным направлениям, в том числе в освоении инноваций, передового производственного опыта и прогрессивных методов хозяйствования; проводить мониторинг результатов выполненных совместных проектов и их внедрения в организациях реального сектора экономики.

Данную информацию целесообразно публиковать в виде ежегодных (ежемесячных) отчетов о деятельности ЕСХТП и на сайте Консорциума.

Заключение. Таким образом, для эффективного функционирования ЕСХТП и интеграции ее в мировое экономическое пространство необходимо сформировать такой механизм ресурсного обеспечения участников технологической платформы, который бы способствовал их реальному экономическому взаимодействию и соответствовал уровню аналогичных структур в развитых странах мира.

Благодарности. Исследование выполнено в соответствии с тематикой ГЗ АА-АА-А18-118031490074-2.

Литература:

[1] Аналитическая справка. Европейские технологические платформы (ЕТП). Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики - Москва, 2012,- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org (Дата обращения: 15.07.2018)

[2] Аржанцев С.А. Принципы развития евразийской сельскохозяйственной технологической платформы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.-2018. .-№3.- С. 25-30

[3] Барчан H.H.. Котов A.A., Чумаченко А.П. Управление кадровым обеспечением: декомпозиция целей // Вестник научных конференций -2017.- № 3-4(19)- С. 9-11.

[4] Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 4-е изд. доп. и перераб. -М: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

[5] Верещагина Л.С., Фоломкин Д.Ю. О нормативно-правовом и организационном обеспечении кадровой работы // Социальные науки,- 2015.- №1 (4).- С 85-89.

[6] Колязина Е.В., Цыпленкова Н.В. Совершенствование ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы // Экономика труд управление в сельском хозяйстве.- 2018. - №9.

[7] Нечаев В.И. Государственная поддержка сельскохозяйственной технологической платформы стран-членов ЕАЭС // Экономика сельского хозяйства России.-2017.-№7. -С.81-85.

[8J Нечаев В.И., Бондаренко Т.Г. Совершенствование государственной поддержки развития сельскохозяйственной технологической платформы стран ЕАЭС // Экономика сельского хозяйства России.-2018.-№ 1 .-с.91 -98

[9] Организация инновационной деятельности в АПК / В.И. Нечаев, В.Ф. Бирман, И.С. Сан-ду, Ю.И. Бершицкий, А.В. Боговиз; под ред. В.И. Нечаева. - М.:КолосС, 2012. - 296 с.

[10]Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 1055 с.

References:

[1] ANALYTICAL REFERENCE. EUROPEAN TECHNOLOGY PLATFORMS (UTP). EURASIAN ECONOMIC COMMISSION. INDUSTRIAL POLICY DEPARTMENT -MOSCOW. 2012.- [Electronic resource] .- Access mode: http://www.eurasiancommission.org (Contact date: 07.15.2018)

[2] Arzhantsev S.A. PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM // ECONOMY. LABOR. MANAGEMENT IN AGRICULTURE.-2018. .-№3,- p. 25-30

[3] Barchan N.N., Kotov A.A., Chumachenko A.P. HUMAN RESOURCE MANAGEMENT: DECK-POSITION OBJECTIVES // BULLETIN OF SCIENTIFIC CONFERENCES -2017,- No. 3-4 (19)-P. 9-11.

[4] LARGE ECONOMIC DICTIONARY / Ed. A.N. Azriliyana. - 4th ed. additional and pererab. -M: INSTITUTE OF NEW ECONOMICS, 1999. - 1248 p.

[5] Vereshchagina L.S., Folomkin D.Yu. ON REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF PERSONNEL WORK // SOCIAL SCIENCES .- 2015,- №1 (4).- С 85-89.

[6] Kolvazina E.V., Tsyplenkova N.V. IMPROVING THE RESOURCE SUPPLY OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM // ECONOMY LABOR MANAGEMENT IN AGRICULTURE.- 2018. - №9.

[7] Nechaev V.I. STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL PLATFORM OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA.-2017.-№7. -C.81-85.

[8] Nechaev V.I., Bondarenko T.G. IMPROVING STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL PLATFORM OF THE EAEU COUNTRIES // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA.-2018.-№l.-p.91-98

[9] ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / V.I. Nechaev. V.F. Birman. I.S. Sandu, Yu.I. Bershitsky. A.V. Bogoviz; by ed. IN AND. Nechaev. - M.: COLOSSUS, 2012. - 296 p.

[10] ECONOMIC ENCYCLOPEDIA / Scientific-Ed. Council of publishing house "Economy"; Inst econ. RAS; Ch. ed. L.I. Abalkin. - M .: ОАО PUBLISHING HOUSE "ECONOMICS", 1999. -1055 p.__

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.