Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЫНОК / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / FINANCING / EURASIAN AGRICULTURE TECHNOLOGY PLATFORM / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MARKET / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTS / AGRICULTURAL COMPLEX / AGRICULTURE / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулов А. Р., Бондаренко Т. Г.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью финансового обеспечения совместных научно-производственных проектов участников Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы (далее, ЕСХТП) и необходимостью привлечения дополнительных денежных средств из внебюджетных источников государств-членов Евразийского экономического союза (далее, ЕАЭС, Союз). По нашему мнению, эффективным инструментом расширения финансирования науки и научных исследований участников ЕСХТП являются государственно-частное партнерство (далее, ГЧП). Стоит отметить, что ввиду высоких рисков связанных с инновационной деятельностью в сельском хозяйстве частные предприниматели проявляют низкую активность при инвестировании в агропромышленный комплекс (далее, АПК). Целью настоящего исследования является обоснование концептуальных направлений привлечения внебюджетных источников финансирования научно-производственных проектов, реализуемых на площадке ЕСХТП на основе государственно-частного партнерства и ориентированных на повышение доступности передовых научных достижений для подавляющего большинства аграрных товаропроизводителей союза, независимо от их размеров и организационно-правовых форм хозяйствования. Основными результатами проведенного исследования являются предложения автора по финансированию кооперационных научно-производственных проектов участников ЕСХТП с применением механизма ГЧП. По результатам проведенного исследования: представлена авторская модель финансирования научно-производственных проектов Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы; рассмотрены различные варианты финансирования научно-производственных проектов участников ЕСХТП с участием ГЧП; представлена авторская модель реализации ГЧП при финансировании научно-производственных проектов ЕСХТП с участием Евразийского банка (на примере молочной отрасли).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулов А. Р., Бондаренко Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF RESEARCH AND PRODUCTION PROJECTS OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The relevance of the research topic is due to the importance (insufficiency) of financial support for joint research and production projects of the participants of the Eurasian agricultural technology platform (hereinafter EATP) and the need to attract additional funds from extra-budgetary sources of the member States of the Eurasian economic Union. In our opinion, the public-private partnership (hereinafter РРР) is an effective tool to expand the funding of science and research of the participants of the EATP. It should be noted that due to the high risks associated with (scientific) innovation in agriculture, private entrepreneurs show low activity when investing in these areas. The purpose of this study is to substantiate the conceptual directions of attracting extra-budgetary sources of funding for research and production projects implemented in the agricultural technology platform of the Eurasian economic Union on the basis of public-private partnership and aimed at increasing the availability of advanced scientific achievements for the vast majority of agricultural producers of the Union, regardless of their size and organizational and legal forms of management. The main results of the study are the author's proposals for the financing of cooperative research and production projects of the participants of the EATP using the PPP mechanism. The results of the study: the article presents the author's model of financing scientific and industrial projects of the Eurasian agricultural technology platform; considered options for financing the scientific-production projects participants EATP with the participation of the PPP; the author's model of implementation of PPP in financing of scientific and industrial projects EATP with the participation of Eurasian Bank (for example the dairy industry).

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

DOI: 10.33049/11.042618.2

Applied Economic Researches, SA LLC, 2018

FINANCING OF RESEARCH AND PRODUCTION PROJECTS OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP Kulov A.R.a), Bondarenko T.G.6)

Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, doctor of Economic Sciences, Professor, researcher, Moscow, Russia b> Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian _Research Institute of Agricultural Economics, PhD, researcher, Moscow. Russia_

Abstract: the relevance of the research topic is due to the importance (insufficiency) of financial support for joint research and production pro jects of the participants of the Eurasian agricultural technology platform (hereinafter EATP) and the need to attract additional funds from extra-budgetary sources of the member States of the Eurasian economic Union.

In our opinion, the public-private partnership (hereinafter PPP) is an effective tool to expand the funding of science and research of the participants of the EATP.

It should be noted that due to the high risks associated with (scientific) innovation in agriculture, private entrepreneurs show low activity when investing in these areas.

The purpose of this study is to substantiate the conceptual directions of attracting extra-budgetary sources of funding for research and production projects implemented in the agricultural technology platform of the Eurasian economic Union on the basis of public-private partnership and aimed at increasing the availability of advanced scientific achievements for the vast majority of agricultural producers of the Union, regardless of their size and organizational and legal forms of management.

The main results of the study are the author's proposals for the financing of cooperative research and production projects of the participants of the EATP using the PPP mechanism.

The results of the study: the article presents the author's model of financing scientific and industrial projects of the Eurasian agricultural technology platform: considered options for financing the scientific-production projects participants EATP with the participation of the PPP; the author's model of implementation of PPP in financing of scientific and industrial projects EATP with the participation of Eurasian Bank (for example the dairy industry).

Keywords: financing. Eurasian agriculture technology platform, public-private partnership, market, scientific and technical products, agricultural complex, agriculture, the Eurasian economic Union.

УДК 338.43

Прикладные экономические исследования. ООО «Научный консультант», 2018

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Кулов А.Р/ . Бондаренко Т.Г

"' ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной эконичики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт ■■ ••,• чики с кого хозяйства», д.эл., профессор РАН.

главный научный сотру дник. Хорошее кое шоссе 35/2, Москва "' ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики :. - чшальногоразвития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институ т ж< чоиики сельского хозяйства», кандидат _экономических наук, ведущий научный сотр. V ,г->шевское шоссе 35/2. Москва_

Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью финансового обеспечения совместных научно-производственных проектов участников Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы (далее, ЕСХТП) и необходимостью привлечения дополнительных денежных средств из внебюджетных источников государств-членов Евразийского экономического союза (далее, ЕАЭС, Союз).

По нашему мнению, эффективным инструментом расширения финансирования науки и научных исследований участников ЕСХТП являются государственно-частное партнерство далее, ГЧП).

Стоит отметить, что ввиду высоких рисков связанных с инновационной деятельностью в сельском хозяйстве частные предприниматели проявляют низкую активность при инвестировании в агропромышленный комплекс (далее, АПК).

Целью настоящего исследования является обоснование концептуальных направлений привлечения внебюджетных источников финансирования научно-производственных проектов. реализуемых на площадке ЕСХТП на основе государственно-частного партнерства и ориентированных на повышение доступности передовых научных достижений для подавляющего большинства аграрных товаропроизводителей союза, независимо от их размеров и организационно-правовых форм хозяйствования.

Основными результатами проведенного исследования являются предложения автора по шнансированию кооперационных научно-производственных проектов участников ЕСХТП с применением механизма ГЧП.

По результатам проведенного исследования: представлена авторская модель финанси-гювания научно-производственных проектов Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы; рассмотрены различные варианты финансирования научно-производственных проектов участников ЕСХТП с участием ГЧП; представлена авторская модель реализации ГЧП при финансировании научно-производственных проектов ЕСХТП с частием Евразийского банка (на примере молочной отрасли).

Ключевые слова: финансирование, Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа, государственно-частное партнерство, рынок, научно-техническая продук-ция, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, Евразийский экономический союз.

Основные положения:

• финансирование научно-производственных проектов ЕСХТП не отделимо от общего экономического состояния народнохозяйственного комплекса стран ЕАЭС и её решение напрямую зависит от объемов средств, которые выделяют государства и частный бизнес для обеспечения конкурентоспособности стран Союза на региональном и мировом рынке;

• формирование системы финансирования научно-производственных проектов ЕСХТП на основе государственно-частного партнерства создает необходимые предпосылки для существенного расширения притока частного капитала и иных источников внебюджетных средств в научно-исследовательскую и инновационную сферы.

Введение. Формирование ЕСХТП предполагает проведение НИОКР и их финансирование как за счет средств бюджета, так и через привлечение средств частного капитала. Учитывая ограниченность возможностей национальных бюджетов, особенно в условиях начавшегося экономического давления со стороны отдельных государств мира, создающих неприемлемые Зарьеры для движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы для отдельной страны,

что косвенно отражается на других государствах экономического союза, ещё более актуальным становится вопрос о привлечении частного капитала в систему финансирования научно-технических проектов, в том числе в части сельскохозяйственной технологической платформы. Поставленные перед ЕСХТП задачи, такие как, определение потребностей реального сектора экономики стран-членов ЕАЭС в новых технологиях, поддержка кооперационных проектов по на-

правлениям: животноводство; земледелие и селекция растений; ветеринарная медицина; переработка сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственное машиностроение; трансфер инновационных технологий и развитие малого бизнеса, привлечение средств из бюджетных и внебюджетных источников долгосрочных денежных ресурсов для реализации совместных проектов и другие, рассматриваются вне связи с механизмом их финансирования в рамках единой программы или софинансирования в части реализации национальных подпрограмм развития научно-технической сферы.

Методы. При подготовки настоящей статьи использовались следующие методы исследования: монографический - для выявления различных теоретических подходов к характеристике аспектов финансирования научно-производственных проектов, сельскохозяйственной технологической платформы, государственно-частного партнерства; статистический - для анализа процессов, протекающих на этом рынке.

Результаты. Основными результатами проведенного исследования являются предложения автора по финансированию кооперационных научно-производственных проектов участников ЕСХТП с применением механизма ГЧП.

По результатам проведенного исследования: представлена авторская модель фи-

нансирования научно-производственных проектов ЕСХТП; рассмотрены (предложены) различные варианты финансирования научно-производственных проектов участников ЕСХТП с участием ГЧП; представлена авторская модель реализации ГЧП при финансировании научно-производственных проектов ЕСХТП с участием Евразийского банка развития (на примере молочной отрасли).

Обсуждение. Проблема финансирования научно-производственных проектов ЕСХТП не отделима от общего экономического состояния народнохозяйственного комплекса страны и её решение напрямую зависит от объемов средств, которые выделяет государство и частный бизнес для обеспечения конкурентоспособности стран на региональном и мировом рынке. О необходимости существенного расширения финансирования науки и научных исследований в последние годы отмечают многие ученые стран ЕАЭС, особенно на фоне удельного веса расходов на эти нужды в странах Европейского Союза (далее, ЕС), Соединенных Штатов Америки (далее, США), государств Организаций экономического сотрудничества и развития (далее, ОЭСР) (табл. 1). Государствами ЕАЭС выделяется существенно ниже финансовых средств на фундаментальные и прикладные исследования.

Таблица 1 - Доля расходов на научно-нсследовательскне работы в 2016 г., %

Доля в ВВП Распределение по основным источникам финансирования

Государство Частный бизнес

ЕАЭС Россия 1,1 68.2 28.1

Армения* 0,21 X X

Беларусь* 0,06 X X

Казахстан* 0.14 X X

Кыргызстан* 0,10 X X

ОЭСР 2,34 28.7 61,6

ЕС-28 1,93 31.6 54.7

Китай 2,11 20,0 76.1

США 2,74 25,1 62.3

Источник: составлено авторами на основании Main science and technology indicators: volume 2018/1 - OECD. P. 32-33

*Расчет авторов no данным статистического сборника государств-членов ЕАЭС.

Наиболее значимое отличие в сравне- 2016 г. составил свыше 2,1% ВВП. При этом, нии с США, Китаем, странами ОЭСР, в ко- в самой структуре источников финансирова-торых удельный вес расходов на науку в ния этих стран наблюдается общее сходство

суть которого существенно значимая доля, приходящаяся на частный бизнес - до 76% Китай). Доля государства в относительном выражении не превышает 32% (ЕС-28). В России за все годы реформирования экономики, после смены общественно-экономической формации, частный бизнес не оказывает определяющего влияния на финансирование научных разработок, несмотря на наличие необходимых нормативно-правовых законодательных актов, регламентирующих формирование соответствующих институтов для привлечения капитала в научно-исследовательский сектор экономики, например, в виде создания эндаумент-фондов.

Опыт отдельных стран с развитой рыночной экономикой, например Великобритании показывает перспективность формирования таких институтов, которые создаются, в частности, в виде общества с ограниченной ответственностью. Так созданный в 2008 г. Capital for enterprise Limited, создавался для оказания содействия малым и средним британским компаниям в приобретении передовых технологий и инноваций. Основными инструментами, которые предусматривались для реализации этой цели: содействие росту акционерного капитала; кредитные гарантии малым инновационным компаниям, инвестиционные фонды (старт-ап); предоставление венчурного капитала; финансирование акционерного капитала предприятий (которые хотят приобрести инновации).

Если на уровне государств-членов ЕАЭС принять участие в финансировании научно-исследовательских работ наряду с бюджетом могут также и такие институты, как; в Республике Армения (далее, РА): Фонд «Инкубатор предприятий» (гранты, внешние ресурсы посредством ГЧП), Армянское агентство развития (содействие ПИИ), Фонд развития промышленности, Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства РА; в Республике Беларусь (далее, РБ): Национальная академия наук РБ; Государственный комитет по науке и технике, Республиканский центр трансфера технологий Технопарк «Политехник»; Белорусский инновационный фонд; В Республике Казахстан: АО «Национальное агентство по технологическому развитию», АО

«Фонд развития предпринимательства «Даму», АО «Казахстанский институт развития индустрии», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «Кагпех», АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (предоставление мер государственной поддержки), АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (среди многих функций - привлечение финансовых ресурсов); в Республике Кыргызстан: Национальный фонд науки, Парк высоких технологий, Центр внедрения инноваций в Центральной Азии; в России: Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Инвестиционный фонд РФ, Российский фонд прямых инвестиций. Российская венчурная компания, Фонд развития промышленности и другие.

На уровне предприятий одним из возможных и перспективных направлений, на наш взгляд, является использование уже имеющихся финансовых институтов и инвестиционных фондов для реализации финансирования научно-производственных проектов, создаваемых в рамках союзной сельскохозяйственной технологической платформы и посредством государственно-частного партнерства. Такими финансовыми институтами являются: Евразийский банк развития и находящийся под его управлением Евразийский фонд стабилизации и развития; инвестиционные фонды (функционирующие в странах ЕАЭС).

Указанные выше бюджетные и полугосударственные институты стран ЕАЭС используют в своем большинстве так называемое грантовое финансирование научно-исследовательских работ, при котором возможно его разделение на стадии: посевная -создание проектного образца; ранняя - создание опытного образца; продвинутая - создание опытной партии. В зависимости от стадии требуется софинансирование сторонних инвесторов от 25% до 75% стоимости проекта. Но, на наш взгляд, не менее важно сформировать систему финансирования научно-производственных проектов товаропроизводителями, в первую очередь связанных с производством агропродовольствия и

сельскохозяйственного сырья. Одна из основных причин ограниченного участия частного бизнеса в финансировании научных разработок состоит в недостаточности ресурсной базы и остающейся низкой платежеспособностью аграрного товаропроизводителя, в большинстве своем использующие устаревшую технику и технологии выращивания сельскохозяйственных культур и производства животноводческой продукции. Для преодоления этого положения одним из возможных направлений реализации предлагается модель софинансирования совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и научно-производственных проектов. В основе этой модели предлагается использование двухуровневой системы финансирования научно-производственных проектов, при которой в действующую систему - грантовое финансирование на период проведение исследовательских работ - встраивается на этапе внедрения механизм привлечения заемного капитала посредством облигационного займа для формирования спроса на готовый инновационный продукт. С этой целью для разработчиков научно-производственных проектов, участвующих в совместных научно-исследовательских и опытно-

конструкторских изысканиях, предусматривается в рамках евразийской сельскохозяйственной технологической платформы комплекс налоговых льгот на период разработки и освоения результатов научной продукции. Например, при реализации проекта опытное хозяйство, расположенное территориально в Республике Армения, получает налоговые преференции в своей стране при проведении селекционных работ и участию в разработке новых высокоэффективных технологий выращивания, создаваемых, к примеру в Республике Беларусь. Основанием для таких налоговых преференций может быть соглашение между научно-исследовательскими институтами двух стран (в данном случае ГНКО «Научный центр земледелия» Республики Армения и УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» Республики Беларусь). Соглашение по проведении НИОКР совместными усилиями различных институтов государств ЕАЭС прямо предусматривается рекомендацией

Евразийской экономической комиссии «О координации совместной научной и инновационной деятельности государств-членов Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного производства, принятой соответствующей коллегией 13 декабря 2016. Но, важно также и предусмотреть предоставление налоговых преференций для товарных хозяйств ЕАЭС, предоставляющих участки (делянки) для проведения научно-исследовательских работ. Причем, эти налоговые преференции необходимо унифицировать с учетом имеющихся соглашений по научно-техническому сотрудничеству с целью относительного выравнивания экономических условий, в которых может осуществляться взаимодействие хозяйствующих субъектов села одного государства с научно-исследовательскими организациями другого. Также может быть использован вариант, при котором устанавливаются равные объемы финансовой помощи в виде государственной поддержки аграрным товаропроизводителям ЕАЭС, которые предоставляют сельскохозяйственные угодья (опытные делянки) или выделяют сельскохозяйственных животных для проведения научно-исследовательских изысканий. Данная государственная поддержка, на наш взгляд, должна как минимум выделяться в объеме, компенсирующем товаропроизводителю среднегодовой доход от использования единицы земельной площади, равной отведенной под опытные делянки. И выстраиваться на принципах финансирования несвязанной государственной поддержки.

В целом модель финансирования научно-производственных проектов сельскохозяйственной технологической платформы в ЕАЭС на основе государственно-частного партнерства с активизацией внебюджетного финансирования может быть выстроена, на наш взгляд, на двух вариантах, возможный единый вид которых представлен на ниже приводимом рисунке 1.

Основная идея предлагаемого варианта активизации внебюджетных источников финансирования научно-производственных проектов евразийской сельскохозяйственной технологической платформы в условиях го-сударственно-частного партнерства состоит в обеспечении аграрных товаропроизводите-

лей необходимыми ресурсами для приобретения научных продуктов посредством участия в их капитале финансового института ¡пи его посредника (на рисунке для упроще-ния он не указан). Таким финансовым институтом может быть, на наш взгляд, Евразий-. • нй банк развития, который в нашей моде-ти. выпускает долгосрочные облигации (возможно конвертируемые) с доходностью • теблющейся в пределах уровня государственных ценных бумаг и которые размещает сгеди инвесторов, как государств-членов ЕАЭС, так и среди финансово-инвестиционных компаний других стран.

Аккумулируемые средства в дальнейшем размещаются среди аграрных товаропроизводителей в виде вкладов в пополнение уставного капитала с обязательным последующим выкупом собственниками этого предприятия данной доли по завершению проекта, под который были осуществлены данные вложения. Безусловно, это элемент венчурного финансирования проектов и для минимизации рисков невозврата инвестиций необходимо предусмотреть возможности по страхованию вкладываемого капитала.

Бюджеты государств -членов ЕАЭС

Господдержка

ЕврАзийский Банк Развития

гаци

■я-м-

Ассигнования

Гранты

НИИ, инновационные компании, семеноводческие и племенные хозяйства |ЕА2С

Научный Доход п4 обли-ПРОДУхт

РГНФ, «НУХ «Байтерек», НФН и другие в

Инвестиционный Фонд РФ и част-Роялти, па|- ные ИФ ЕАЭС

шальные платежи

Аграрные товаропроизводители ЕАЭС 1-

Вложения капитала от размеще-иня облигаций (III)-

Покупка облигаций (II)

Выпуск облигаций (I)

Рисунок 1 - Модель финансирования научно-производственных проектов сельскохозяйственной технологической платформы ЕАЭС (цифры на рис. отражают этапность привлечения внебюджетных источников)

Второй вариант выстраивания финансирования предполагает вместо прямого участия в капитале аграрных товаропроизводителей использование системы формирования спроса на научные и инновационные продукты, выкупая их непосредственно у научно-исследовательских институтов и предоставляя их прямо аграрным товаропроизводителям, в том числе в рамках реализации государственной поддержки. Такой вариант наиболее рационален для районов с преобладанием хозяйств населения и микро фермерских хозяйств, особенно предгорной и гор-

ной зоны, где условия хозяйствования не самые благоприятные для аграрного бизнеса. Формой реализации системы формирования спроса на научные и инновационные продукты через их выкуп у НИИ может быть государственно-частное партнерство в виде доверительного управления научными результатами (научным продуктом) и государственного заказа на производство агропро-довольствия и его реализации через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Учитывая, что дефицит производства молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в странах ЕАЭС в 2016 году составил 25,3 млн. тонн, мяса и мясопродуктов - 2,1 млн. тонн [4], покажем на примере молочного скотоводства возможный вариант подключения института государственно-частного партнерства к финансированию научно-производственных проектов в АПК для малых форм хозяйствования. При средней продуктивности коров 4000 литров молока в год общая потребность в дополнительном поголовье составляет около 6 млн. голов для всех государств ЕАЭС. И одним из слабо обеспеченных поголовьем КРС среди них является Республика Кыргызстан.

Поэтому, например, при формировании семейных молочных ферм в различных горных зонах государств ЕАЭС важно иметь племенной скот крупного рогатого скота, наиболее приспособленного к соответствующим природно-климатическим условиям. В этом примере (рис. 2) Евразийский банк развития может выступать как финансовый агент государств по приобретению племенных животных и их передаче формируемым семейным фермам на условиях поставок части их продукции по рекомендуемым ценам (в рамках государственного заказа) объектам социальной сферы сельских территорий (школы, детские сады и др. объекты).

Рисунок 1 - Модель реализация ГЧП при финансировании научно-производственных

проектов в сельском хозяйстве ЕАЭС

Часть продукции, которая получена сверх государственного заказа (в обмен на поставленный скот) может быть реализована на рынке по свободным ценам, что позволит создать необходимые экономические условия для активизации формирования семейных молочных ферм, в дополнение к программам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В представленной модели участия государственно-частного партнерства в финансировании научно-производственных проектов представлен Евразийский банк развития для упрощения схемы. Возможны и иные перспективные варианты привлечения частных инвесторов, что во многом определяется политикой государств-членов ЕАЭС в сфере

сельского хозяйства, в целом экономики стран и её регулирования. Но, одно из ключевых положений, которое необходимо учитывать состоит в том, что любые достижения науки и техники, могут и должны быть направлены на удовлетворение потребностей населения в доступных экологически безопасных продуктах питания. Поэтому финансирование научно-производственных проектов сельскохозяйственной технологической платформы с учетом мер государственно-частного партнерства целесообразно выстраивать исходя из соблюдения требований экологической безопасности при использовании передовых достижений в различных областях аграрной, агрохимической науки.

Заключение. Формирование системы : инансирования научно-производственных проектов ЕСХТП на основе государственно--зстного партнерства создает необходимые г^дпосылки для существенного расширения ггитока частного капитала и иных источни-4 з внебюджетных средств в научно-».следовательскую и инновационную сферы, =гто позволит, на наш взгляд, решить несколько задач, а именно: расширить применение результатов научно-следовательской деятельности в реальном секторе аграрной экономики; увеличить до-

лю внебюджетных источников финансирования аграрной науки и повысить её конкурентоспособность на мировом рынке; активизировать инновационную деятельность товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия государств-членов ЕАЭС; привлечь в систему финансирования научно-производственных проектов частный иностранный капитал.

Благодарности. Исследование выполнено в соответствии с тематикой ГЗ АА-АА-А18-118031490074-2.

Литература:

Федеральный закон от 30.12.06 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования .елевого капитала некоммерческих организаций» (с последующими изменениями и дополнениями)

21 Решение ЕМС от 26 мая 2017 г. №1 «О Порядке организации совместных научно-».следовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса

- >сударств-членов ЕАЭС»

[;] Аржанцев С.А. Принципы развития евразийской сельскохозяйственной технологической г. атформы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.-2018. .-№3.- С. 25-30

- Нечаев В., Аржанцев С. Концепция развития сельскохозяйственной технологической :^тформы стран-членов ЕАЭС // Экономика сельского хозяйства России.- 2018. - №7. -

С.85-92.

5] Нечаев В.И., Бондаренко Т.Г. Совершенствование государственной поддержки развития .ельскохозяйственной технологической платформы стран ЕАЭС // Экономика сельского хо-яйства России.-2018.-№ 1 .-с.91 -98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

] FEDERAL LAW NO. 275-ФЗ of December 30, 2006 "ON THE PROCEDURE FOR THE FORMATION AND USE OF THE TARGET CAPITAL OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS" WITH SUBSEQUENT AMENDMENTS AND SUPPLEMENTS)

2] EMC DECISION No. 1 of May 26, 2017 "ON THE PROCEDURE FOR ORGANIZING JOINT RESEARCH AND DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF THE AGRO-INDUSTRIAL TOMPLEX OF THE EAEU MEMBER STATES"

-] Arzhantsev S.A. PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM // ECONOMY. LABOR. MANAGEMENT IN AGRICULTURE.-2018. .-№3,- p. 25-30

4] V. Nechaev, S. Arzhantsev. THE CONCEPT FOR THE DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL PLATFORM OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA.- 2018. - №7. - Pp.85-92.

5] Nechaev V.I.. Bondarenko T.G. IMPROVING STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL PLATFORM OF THE EAEU COUNTRIES // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA.-2018.-№l.-p.91-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.