КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONCEPTUAL MODELS AND FACTORS OF PROFESSIONAL BURNING OUT OF TEACHERS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
УДК 002.304 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10096 Ляшенко Валерия Геннадьевна, магистрант, 2 курс, Институт экономики и управления
Научный руководитель: Целютина Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга НИУ «БелГу», Россия, г. Белгород
Liashenko Valeria Gennadievna, undergraduate, 2nd year, Institute of Economics and management
Scientific adviser: Tselyutina Tatyana Vladimirovna, associate Professor, candidate of social Sciences, associate Professor of the Department of management and marketing, NIU "Belgu", Russia, Belgorod
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исследования концептуальных моделей и факторов профессионального выгорания педагогов в учреждении высшего образования. В работе представлены основные модели исследователей, характеризующие теоретические концепции феномена профессионального выгорания персонала. На примере педагогов высшего учебного заведения определены факторы, влияющие на профессиональное выгорание педагогов высшего учебного заведения. Выявлено, что в педагогической литературе в основном подчеркивают две основные группы факторов - субъективные и объективные. Автором составлена схема факторов, провоцирующих формирование профессионального выгорания.
Annotation: The article is devoted to the urgent problem of studying conceptual models and factors of professional burnout of teachers in higher education institutions. The paper presents the basic models of researchers characterizing the theoretical concepts of the phenomenon of professional burnout of personnel. Using the example of teachers of a higher educational institution, factors are identified that affect the professional burnout of teachers of a higher educational institution. It was revealed that in the pedagogical literature two main
groups of factors are mainly emphasized - subjective and objective. The author has drawn up a scheme of factors provoking the formation of professional burnout.
Ключевые слова: учреждение высшего образования, педагог, профессиональное выгорание, модель профессионального выгорания, факторы профессионального выгорания педагогов.
Key words: higher education institution, teacher, professional burnout, model of professional burnout, factors of professional burnout of teachers.
Актуальность темы обоснована тем, что невыполнение поставленных целей и задач организационного поведения может привести к неудовлетворенности педагогов, а следовательно - к синдрому профессионального выгорания (далее - ПВ) педагогов.
Основная задача систем организационного поведения в ВУЗах -идентификация важнейших человеческих и организационных факторов, влияющих на достижение ВУЗом поставленных целей, и создание условий для эффективного управления ими. Некоторые факторы находятся вне контроля руководства, другими необходимо научиться управлять.
Цель статьи - характеристика основных концептуальных моделей и факторов профессионального выгорания педагогов в учреждении высшего образования.
Терминологическое многообразие ПВ объясняется различными теоретическими воззрениями на проблему «burnout», в связи с чем представляется необходимым представить основные теоретические концепции феномена ПВ (рисунок 1).
Профессиональное выгорание
Структура
^ Однофэкторнаяу
Синдром хронической усталости_i
( Двухфзкторнзяу
Эмоциональное истощение
^Деперсонэлиззция^-
(Трехфэкторнаяу-
Динэмические характеристики
{Четырехфэкгпорнэя} (Состояиие"р^ Процесс
4 Эмоциональное истощение
■Г Деперсонализация^- -
Редукция профессиональных достияоений
Сфера реализации
-Г N-факторная j
^Профессиональная деятельность
Субъекты профессиональной деятельности
Эмоциональное! f Деперсонализация! Г Редукци истощение к___J лости:
1Я личных достижений
Рисунок 1 - Концептуальные модели ПВ [8, с. 58]
Наиболее широкое распространение получила трехфакторная модель ПВ, сформулированная психологом из г. Пало-Альто (Калифорния, США) Кристиной Маслач (С. Maslach). Она и ее коллеги рассматривают ПВ в совокупности выраженности факторов, показанных в таблице 1.
Таблица 1 - Трехфакторная модель ПВ К. Маслач
Фактор Сущность и характеристика
Эмоциональное истощение (emotional exhaustion) Характеризуется психическим утомлением, усталостью, эмоциональной опустошенностью, симптомами депрессии. Вначале наблюдается эмоциональное перенасыщение, сопровождающееся эмоциональными срывами, агрессивными реакциями, вспышками гнева, впоследствии оно сменяется снижением эмоциональных ресурсов, утратой эмоционального интереса к окружающей действительности.
деперсонализация (depersonalisation) Понимается дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. У индивида появляются скрытые или явные негативные установки, возрастают обезличенность и формальность контактов, отмечаются частые вспышки раздражения и конфликтные ситуации. Для всех характеристик деперсонализации важна утрата эмоционального 6 компонента психических процессов (потеря чувств к близким людям, снижение эмпатии - отзывчивости, соучастия).
Редукция личных достижений (personal accomplishment) Характеризует снижение профессиональной эффективности работника, которое может проявляться в негативизме к служебным достоинствам и возможностям, в ограничении обязанностей по отношению к социальному окружению, в уменьшении значимости выполняемой деятельности. Ярко выражено чувство собственной несостоятельности и некомпетентности.
Источник: составлено автором по [5]
Ключевым фактором в синдроме ПВ является эмоциональная составляющая - «эмоциональное истощение, которое имеет больший структурный вес и меньшую степень изменчивости. Оно в меньшей степени подвержено как влияниям факторов профессиональной среды, так и специфике содержания профессии» [3, с. 29].
Анализ организационного поведения педагогов чаще всего делается с помощью понятия «удовлетворенность трудом». Однако следует разделять неудовлетворенность педагогами условиями работы в определенном ВУЗе и неудовлетворенность профессией. К примеру, можно быть неудовлетворенным выбором своей педагогической специальности: больше
желания быть предпринимателем, чем преподавателем дисциплины «Коммерческая деятельность». Заведующего кафедрой может не устраивать, что на сегодняшний день приходится заниматься управлением взрослыми людьми, отвечать за качество образовательного процесса. Эти примеры относятся к неудовлетворенности профессией. Внутри ВУЗа устранить причины этой неудовлетворенности без изменения содержания деятельности педагога почти невозможно.
Причины же неудовлетворенности работой в конкретном ВУЗе «обусловлены особенностями труда и его оценки, отношений между участниками образовательного процесса. Они в большей степени зависят от самого ВУЗа, в том числе от коллег, руководителя и иного ближайшего окружения» [9, с. 369].
В рамках процессуального подхода ПВ - это «процесс профессионального развития человека, имеющий стадиальный характер» [2, с. 11]. B. Perlman, E.A. Hartman (1982) представляют 4-фазную модель ПВ. Запускающим фактором ПВ являются противоречия между профессиональными ожиданиями и возможностями профессиональной адаптации работника. «ПВ возникает на фоне хронического профессионального стресса средней интенсивности в результате неэффективного его преодоления и сопровождается изменениями:
а) физиологических функций (физическое истощение, уменьшение психофизиологических ресурсов и т. д.);
б) аффективно-когнитивных функций (сфокусированность на иррациональных или асоциальных установках и чувствах: дезадаптивные копинг-стратегии, эмоциональное истощение, деморализация, деформация личности профессионала и т. д.);
в) поведенческих реакций (акцентирование типов поведения, деперсонализация, дезадаптация, снижение мотивации и продуктивности в работе и др.)» [1, с. 78].
В целом, факторы, провоцирующие формирование ПВ, подразделяются внешние и внутренние (рисунок 2).
В педагогической литературе в основном подчеркивают две основные группы факторов - субъективные и объективные. К субъективным факторам, в основном относят индивидуально-типологические особенности -темперамент и характер, самооценку, уровень притязаний, копинг-стратегии, профессиональную направленность, особенности мотивации, индивидуальный стиль деятельности и др. Мера влияния субъективных факторов не так велика, потому что они зависят от самого работника.
Рисунок 2 - Факторы, провоцирующие формирование ПВ Источник: составлено автором по [6]
Объективные факторы «оказывают наибольшее влияние и противостоять им намного сложнее, потому что они не зависят от субъектности (действий, стремлений, усилий, целей) человека» [4, с. 289]. Так, среди объективных факторов, доминирующих развитие синдрома «выгорания» можно отметить следующие (таблица 2).
Таблица 2 - Объективные факторы, развивающие синдром «выгорания» у педагогов ВУЗа
Фактор Краткая характеристика
Интенсификация труда Проявляется в увеличении профессиональных затрат педагога в единицу времени; например, объем часов на 1 ставку у преподавателя ВУЗа повысился на 120-180 часов при сохранении прежней оплаты труда.
Хроническое профессиональное переутомление Часто вызванное умственным перенапряжением и эмоциональными перегрузками, при отсутствии возможности полноценно отдыхать и восполнять потраченные психоэмоциональные ресурсы. Преподаватели ВУЗов, после насыщенного трудового дня, очень часто работают в вечернее и ночное время.
Возрастание требований к личности и профессиональной эффективности педагога Перечень требований к профессиональным умениям, качествам личности постоянно возрастает. Это находит выражение в нормативных документах, регламентирующих деятельность педагога. Портрет такого идеального педагога должен быть, ориентиром в профессиональном развитии, и требовать полного соответствия с идеалом - значит не учитывать индивидную природу человека и реальные психофизические возможности его организма.
Бюрократизация образовательного процесса Повышение отчетности, дополнительной документации, оформление которой занимает много времени, дублирование действий. Труд педагога из творческого превращается в монотонный рутинный (нескончаемый процесс создания а потом переделывание учебных планов, рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов), «бумажная» работа, по объему времени, превышает другие виды профессионально-педагогической деятельности (подготовка к лекциям, индивидуальная работа со студентами, проведение исследований, написание статей, пособий и др.).
Профессиональная беспомощность педагога Опираясь на концепцию «обученной беспомощности», в которой особое внимание уделяется атрибутивному стилю, можно с уверенностью говорить, что современное педагогическое сообщество в полной мере переживает это состояние. Так, понимая абсурдность и даже вред некоторых инноваций, страдая от ущемления трудовых прав, чрезмерного эксплуатирования работника руководителем, современные педагоги уже даже не пытаются выразить свою позицию и противостоять этим факторам. Руководители, осознавая пассивность, страх и разобщенность педагогических коллективов нередко, злоупотребляют своими властными полномочиями, а неугодного и несогласного работника можно легко заменить.
Источник: составлено автором по [7]
Это лишь основные объективные факторы, обуславливающие развитие синдрома «психического выгорания», но и их достаточно, чтобы педагог жил с каждодневным разочарованием в выборе своего профессионального пути. Именно это разочарование является основой профессионального кризиса.
Итак, в педагогической литературе в основном подчеркивают две основные группы факторов - субъективные и объективные. Объективные факторы оказывают наибольшее влияние и противостоять им намного сложнее: интенсификация труда, хроническое профессиональное переутомление, возрастание требований к личности и профессиональной эффективности педагога, бюрократизация образовательного процесса, профессиональная беспомощность педагога. Одним из ключевых факторов, влияющих на уровень и степень профессионального выгорания педагогов, является социально-психологический климат внутри коллектива.
Использованные источники:
1. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф. Исаев. - 2-е изд. - М.: Академия, 2014. - 207 с.
2. Коваленко, А.В. Профессиональная деформация личности: уч. пособ. / сост. А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов. - Томск : Изд-во ТПУ. - 2014. - 90 с.
3. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г.С. Корытова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4. - С. 29-32.
4. Маликова, И.А. Проблема профессионального выгорания педагогов высшей школы / И.А. Маликова // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 1. - С. 288-297.
5. Маслач, К., Ааронсон, А. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2016. - 450 с.
6. Матвеичева, И.Ф. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / И.Ф. Матвеичева // Достижения науки и образования. - 2018. - № 7 (29). - С. 103-104.
7. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов: Теоретико-методологический анализ: монография / Н. Б. Москвина. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2014. - 144 с.
8. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция / А.Л. Пиддэ. - Изд-во РАГС, 2019. - 267 с.
9. Сайбулаева, Д.Г. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов / Д.Г. Сайбулаева, П.М. Кагирова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 368-370.
Used sources:
1. Isaev, I.F. Professional and pedagogical culture of a teacher: textbook. manual for university students enrolled in ped. specialist. / I.F. Isaev. - 2nd ed. - M.: Academy, 2014 .-- 207 p.
2. Kovalenko, A.V. Professional deformation of personality: Uch. benefits / comp. A.V. Kovalenko, L.A. Shikanov. - Tomsk: TPU Publishing House. -2014 .-- 90 s.
3. Korytova, G.S. Emotional burnout as a manifestation of protective behavior in professional activities / G.S. Korytova // Fundamental research. - 2017. - No.
4. - S. 29-32.
4. Malikova, I.A. The problem of professional burnout of teachers of higher education / I.A. Malikova // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. -2017. - No. 1. - S. 288-297.
5. Maslach, K., Aaronson, A. Workshop on Social Psychology / K. Maslach. - St. Petersburg: Peter, 2016 .- 450 p.
6. Matveicheva, I.F. Prevention of emotional burnout of teachers / I.F. Matveicheva // Achievements of science and education. - 2018.- No. 7 (29). -
5. 103-104.
7. Moskvina, N. B. Personal and professional deformation of teachers: Theoretical and methodological analysis: monograph / N. B. Moskvina. Khabarovsk: Publishing House of KSPU, 2014 .-144 p.
8. Pidde, A.L. Education Reforms in Russia: Lecture / A.L. Pidde. - Publishing House of the Russian Civil Aviation Administration, 2019 .-- 267 p.
9. Saibulaeva, D.G. Features of the manifestation of the syndrome of "emotional burnout" of teachers / D.G. Saibulaeva, P.M. Kagirova // World of science, culture, education. - 2018. - No. 3 (70). - S. 368-370.