Научная статья на тему 'анализ корреляционных связей компонентов профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования'

анализ корреляционных связей компонентов профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / педагог / дополнительное образование / professional burnout / teacher / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Тетерина, А. М. Первитская

Риск развития синдрома профессионального выгорания педагогов дополнительного образования связан со стажем работы. Имеется специфика взаимосвязи компонентов эмоционального выгорания на разных этапах профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CORRELATION RELATIONSHIPS OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

The risk of developing the syndrome of professional burnout of teachers of additional education is associated with work experience.. There is a specific relationship between the components of emotional burnout at different stages of professional self-realization.

Текст научной работы на тему «анализ корреляционных связей компонентов профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования»

Approach to moral development and moral education: a response to the JME Special Issue, September 2008. Journal of Moral Education. https://doi.org/10.1080/03057240903101499

5 Krettenauer, T, Asendorpf, J. B, & Nunner-Winkler, G. (2013). Moral emotion attributions and personality traits as long-term predictors of antisocial conduct in early adulthood: Findings from a 20-year longitudinal study. International Journal of Behavioral Development. https://doi. org/10.1177/0165025412472409

УДК 37.015.3 С.М. Тажетдинова

Нукусский Ггосударственный Педагогический Институт имени Ажинияза, Нукус, Республика Узбекистан

народные песни как фактор развития личности учащихся

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования развитой личности в процессе обучения народной песни на уроках музыки.

Ключевые слова: песня, народ, урок, личность, гармония, музыка.

S.M. Tazhetdinova

Nukus state Pedagogical Institute named after Azhiniyaz, Nukus, Republic of Uzbekistan

FORMATION OF HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY AS A RESULT OF LEARNING VARIOUS NATIONAL FOLK SONGS

Abstract. In article the problem of formation of the developed personality in the course of training of a national song at music lessons is considered.

Key words: Song, people, lesson, personality, harmony, music.

Одним из главных предназначений каракалпакских народных песен является воспитание гармонично развитого поколения. Обучение молодого поколения народным песням как уникальному и бессмертному жанру фольклора, разработка некоторых критериев этого процесса является важной проблемой. Соответственно, мы должны ответить на вопрос о том, что является целью преподавания песен.

В научной работе К. Айымбетова «Халык даналыгы» указывается на необходимость укрепления интернационального характера культуры народа.

Стоит отметить, что с помощью музыки также формируется и эстетический вкус.

Сравнительный анализ песен показал, что народные песни значительно отличаются от современных. Современная песня не может представить долгую историю. Она является произведением поэта или композитора - человека нового

поколения. Народные песни, с точки зрения истории творения, это продукт древней истории и древней богатой мысли.

Ученик глубоко понимает содержание песни, быстро усваивает то, о чем он поет. В процессе исполнения он также копирует произношение, постигает значения слов. Он устанавливает идею песни, основываясь на общей логике текста.

Ученик в данном процессе формирует свое мировоззрение под влиянием универсальных идеалов, таких как священные концепции наших древних предков, уважение к ним, к природе и человеку, к национальным ценностям.

Анализ музыкальных уроков в общеобразовательных школах показал, что в процессе обучения народное музыкальное наследие, в частности знания и навыки не находятся на должном уровне, которым должны овладеть ученики. Можно выделить ряд проблем музыкального образования:

1 Отсутствие новых учебных пособий, которые предоставляют обширную информацию о народной музыке.

2 Отсутствие образцов репертуара песен, рекомендованных для учащихся 1-7 классов.

3 Слабая подготовка молодых учителей музыки к преподаванию национальных песен.

Список литературы

1 Мансуров А., Каримова Д. «Мусика», Г. Гулом номидаги нашриет-матбаа ижодий уйи, Т-2015й.

2 Иброхимов О., Садиров Ж. «Мусика», Г.Гулом номидаги нашриет-матбаа ижодий уйи, Т-.2008й.

References

1 Mansurov A., Karimova D. of "Musik", G. Gul of a nomidaga of a nashriyet-matba of izhodiya of an uya, T-2015y.

2 Ibrokhimov O, Sadirov Zh. of "Musik", G. Gul of a nomidaga of a nashriyet-matba of izhod

УДК 159.9

Е.А. Тетерина, А.М. Первитская Курганский государственный университет, Курган

анализ корреляционных связей компонентов профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования

Аннотация. Риск развития синдрома профессионального выгорания педагогов дополнительного образования связан со стажем работы. Имеется специфика взаимосвязи компонентов эмоционального выгорания на разных этапах профессиональной самореализации.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагог, дополнительное образование.

E.A. Teterina, A.M. Pervitskaya Kurgan State University, Kurgan

ANALYSIS OF CORRELATION RELATIONSHIPS OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract. The risk of developing the syndrome of professional burnout of teachers of additional education is associated with work experience.. There is a specific relationship between the components of emotional burnout at different stages of professional self-realization.

Key words: professional burnout, teacher, additional education.

Введение

Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования всегда была связана с высокой моральной ответственностью за свой труд [1]. Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий, от его психологического здоровья во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога увеличивается риск развития синдрома профессионального выгорания [2]. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога дополнительного образования, т. к. эта профессия обладает огромной социальной важностью. Изучение профессионального выгорания актуально в практическом плане, поскольку это состояния влияет на эффективность работы педагогов дополнительного образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка по выявлению различий в уровнях профессионального выгорания в зависимости от стажа работы педагогов дополнительного образования.

гипотеза исследования/ особенности содержания эмоционального выгорания педагогов обусловлены стажем работы.

Для исследования уровня профессионального выгорания использовались методики: А.А. Руковишникова «Определение психологического выгорания» и К. Маслача, С. Джексона, в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания».

Анализ связей компонентов профессионального выгорания

Страж работы до 3 лет (р^1%, при n=11)

Прямые связи между показателя-

ми: «Психоэмоциональное истощение» и «Эмоциональное истощение» (г=0,94), «Психоэмоциональное истощение» и

«Деперсонализация» (г=0,75), «Личностное отдаление» и «Эмоциональное истощение» (г=0,80), «Личностное отдаление» и «Деперсонализация» (г=0,82), «Выгорание» и «Эмоциональное истощение» (г=0,73), «Профессиональная мотивация» и «Профессиональная успешность» (г=0,85).

Обратные связи между показателями: «Психоэмоциональное истощение» и «Профессиональная успешность» (г=-0,91), «Профессиональная успешность» и «Личностное отдаление» (г=-0,78), «Эмоциональное истощение» и «Профессиональная мотивация» (г=-0,75).

Проинтерпретируем полученные корреляционные связи. Исчерпанные ресурсы педагога не позволяют строить адекватные отношения с окружающими. Специалист испытывает угнетение и постоянную усталость на работе, пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с окружающими, используя ее как способ преодоления истощения. У педагогов, чей стаж работы менее трех лет, наблюдается высокий уровень «Личностного отдаления», и соответственно уровень «Эмоционального истощения» тоже высок. А также, чем выше «Личностное отдаление», тем выше «Деперсонализация», «Выгорание» и «Эмоциональное истощение», они возрастают в одном направлении. Педагог эмоционально, физически и душевно истощён, что и определяет общий высокий уровень выгорания. Чем ярче выражена «Профессиональная мотивация», тем выражен-нее «Профессиональная успешность». Эти два критерия имеют прямую связь и показывают заинтересованность человека в работе и ее успешном выполнении. Также наблюдаем повешение уровня «Психоэмоциональное истощение» и снижение уровня «Профессиональной успешности», что говорит о наличии выгорания у испытуемого, о его усталости и апатии и низком уровне удовлетворённости своей работой. «Профессиональная успешность» снижена, соответственно «Личностное отдаление» повышено. Такой сотрудник отдаляется от коллектива, часто сталкивается с конфликтами и непониманием, производительность труда падает, и это не дает успешно работать. Уровень «Эмоционального истощения» повышается», а уровень «Профессиональной мотивации» снижается. Респондент испытывает утомление и депрессию, заинтересованность к работе отсутствует.

Стаж работы от 4 до 10 лет (р^1%, при п=14)

Прямые связи между показателями: «Психоэмоциональное истощение» и «Эмоциональное истощение» (г=0,78), «Профессиональная мотивация» и «Деперсонализация» (г=0,66), «Деперсонализация» и «Выгорание» (г=0,84). У педагогов дополнительного образования, чей стаж от 4 до 10 лет работы, наблюдается по-

63

вышение уровня «Психоэмоциональное истощение» и соответственно повышения уровня «Эмоциональное истощение». Это говорит о том, что такой педагог постоянно находится в напряжении, испытывает усталость и апатию. Чем выше уровень «Профессиональной мотивации», тем выше уровень «Деперсонализации», мы можем сделать вывод о том, что педагоги заинтересованы только в собственной успешности и отдалены от коллектива. Чем выше уровень «Выгорания» у педагога, тем выше «Деперсонализация». У такого сотрудника наблюдается деформация отношений с окружающими людьми. В одних случаях это может быть увеличение зависимости от них, в других случаях - повышение негативизма учеников, циничности установок и чувств по отношению к ним. Деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к субъектам делового взаимодействия, а также наблюдается физическое и психологическое истощение.

Стаж работы более 11 лет (р^1%, при n=25)

Прямые связи между показателями: «Профессиональная мотивация» и «Профессиональная успешность» (r=0,65), уровень «Профессиональной мотивации» у педагогов дополнительного образования повышается, соответственно и уровень «Профессиональной успешности» тоже повышается. Это говорит о заинтересованности педагога в своей деятельности, о его желании работать в данной сфере с большим энтузиазмом.

Заключение

Анализ профессионального выгорания выявил различия в его структуре у педагогов дополнительного образования с разным стажем работы. Таким образом, гипотеза подтвердилась, особенности содержания эмоционального выгорания педагогов обусловлены стажем. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в разных областях психолого-педагогической практики. Результаты исследования могут быть полезны при решении вопросов, связанных с подготовкой педагога к профессиональной деятельности, в практике психологического консультирования в контексте личностных и социально-психологических проблем педагога. Возможно использование полученных данных в тренинговой работе.

Список литературы

1 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - Санкт-Петербург : Питер, 1999.

2 Водопьянова Н. Е, Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - Санкт-Петербург : Питер, 2005.

3 Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя: Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 127-137.

4 Maslach C, 1976. Burned-out//Human Behavior, 5 (9), p. 16.

References

1 Boyko V. V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication/ Boyko V. V. - SPb.: Peter. 1999.

2 Vodopyanova N. E, Starchenkova E. S. burnout Syndrome: diagnosis and prevention / Vodopyanova N. E. SPb.: Peter, 2005.

3 Yankovskaya N. Emotional burnout of the teacher: Public education. - 2009. - №2 - P. 127-137.

4 Maslach C, 1976. Burned-out//Human Behavior, 5 (9), p. 16.

УДК 159.9 (075.8) Т.И. Чиркова

Нижегородский государственный университет им. К. Минина, Нижний Новгород

особенности понимания современной молодежью сущности категорий «свобода» и «ответственность»

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы свободы и ответственности в современных реалиях нашего социума. Представлен краткий обзор интерпретации сущности категории «свобода» в философии, теологии, психологии и других науках. Рассматривается понимание как важнейшая составляющая развития самосознания и нравственной направленности молодежи. Дано краткое описание инструментария эмпирического исследования; количественный и качественный анализ уровней и особенностей понимания молодежью сущности свободы и ответственности. Систематизируются основные методологические принципы феноменологии свободы: антиномия, дифференциация, индивидуализация, определенность содержания и формально-динамических характеристик.

Ключевые слова: понимание, свобода, ответственность, нравственная направленность, методологические принципы, антиномия, ценностные ориентации.

T.I. Chirkova

Kozma Minin State Pedagogical University, Nizhny Novgorod

SOME PECULIARITIES OF UNDERSTANDING OF THE ESSENCE OF «FREEDOM AND RESPONSIBILITY» CATEGORIES BY THE MODERN YOUTH

Abstract. The article substantiates the relevance of the problem of freedom and responsibility in the modern realities of our society. A brief review of the interpretation of the essence of the category "freedom" in philosophy, theology, psychology and other sciences is presented. The understanding as the most important component of development of consciousness and moral orientation of youth is considered. A brief description of the empirical research tools is given for quantitative and qualitative analysis of levels and features of youth understanding of the essence of freedom and responsibility. The basic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.