Научная статья на тему 'Теоретические подходы к сущности профессионального выгорания педагогов ВУЗов'

Теоретические подходы к сущности профессионального выгорания педагогов ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
учреждение высшего образования / педагог / теоретические подходы / профессиональное выгорание / профессиональное выгорание педагогов. / higher education institution / teacher / theoretical approaches / professional burnout / professional burnout of teachers.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляшенко Валерия Геннадьевна, Целютина Татьяна Владимировна

Статья посвящена проблеме понимания сущности профессионального выгорания педагогов высших учебных заведения. В работе представлены подходы различных авторов к сущности профессионального выгорания персонала. Рассмотрены общее и отличное в терминах: «выгорание», «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание». На примере педагогов высшего учебного заведения показаны нюансы профессионального выгорания в данной профессии. Также, выделены наиболее популярные определения сущности профессионального выгорания у педагогов Особое внимание уделено мнению о том, что профессиональное выгорание может затрагивать не только отдельных педагогов, но и в целом весь образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляшенко Валерия Геннадьевна, Целютина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ESSENCE OF PROFESSIONAL BURNING OUT OF TEACHERS OF UNIVERSITIES

The article is devoted to the problem of understanding the essence of professional burnout of teachers of higher educational institutions. The paper presents the approaches of various authors to the essence of professional burnout of personnel. General and excellent in terms are considered: “burnout”, “emotional burnout”, “professional burnout”. On the example of teachers of a higher educational institution, the nuances of professional burnout in this profession are shown. Also, the most popular definitions of the essence of professional burnout among teachers are highlighted. Particular attention is paid to the opinion that professional burnout can affect not only individual teachers, but the whole educational process.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к сущности профессионального выгорания педагогов ВУЗов»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ВУЗОВ

THEORETICAL APPROACHES TO THE ESSENCE OF PROFESSIONAL BURNING OUT OF TEACHERS OF UNIVERSITIES

УДК 002.304 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10097 Ляшенко Валерия Геннадьевна, магистрант, 2 курс, Институт экономики и управления

Научный руководитель: Целютина Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга НИУ «БелГу», Россия, г. Белгород

Liashenko Valeria Gennadievna, undergraduate, 2nd year, Institute of Economics and management

Scientific adviser: Tselyutina Tatyana Vladimirovna, associate Professor, candidate of social Sciences, associate Professor of the Department of management and marketing, NIU "Belgu", Russia, Belgorod

Аннотация: Статья посвящена проблеме понимания сущности профессионального выгорания педагогов высших учебных заведения. В работе представлены подходы различных авторов к сущности профессионального выгорания персонала. Рассмотрены общее и отличное в терминах: «выгорание», «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание». На примере педагогов высшего учебного заведения показаны нюансы профессионального выгорания в данной профессии. Также, выделены наиболее популярные определения сущности профессионального выгорания у педагогов Особое внимание уделено мнению о том, что профессиональное выгорание может затрагивать не только отдельных педагогов, но и в целом весь образовательный процесс.

Annotation: The article is devoted to the problem of understanding the essence of professional burnout of teachers of higher educational institutions. The paper presents the approaches of various authors to the essence of professional burnout of personnel. General and excellent in terms are considered: "burnout", "emotional burnout", "professional burnout". On the example of teachers of a higher educational institution, the nuances of professional burnout in this profession are shown. Also, the most popular definitions of the essence of professional burnout among teachers are highlighted. Particular attention is paid to the opinion that

professional burnout can affect not only individual teachers, but the whole educational process.

Ключевые слова: учреждение высшего образования, педагог, теоретические подходы, профессиональное выгорание, профессиональное выгорание педагогов.

Key words: higher education institution, teacher, theoretical approaches, professional burnout, professional burnout of teachers.

Актуальность темы в то, что в настоящее время, в системе образования появилась острая проблема, требующая ее логического и быстрого решения, помимо обучения студентов, - вопрос о сохранении психического здоровья педагога в ВУЗах. Изучение синдрома профессионального выгорания в деятельности педагогов ВУЗов особенно актуально в период проведения реформ образования, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.

Цель статьи - охарактеризовать основные подходы к определению сущности профессионального выгорания педагогов ВУЗов.

Профессиональная деятельность педагога ВУЗа независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за качество образования и даже за здоровье и жизнь студентов. Педагоги как представители группы социальных профессий характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания [11, с. 75].

Все большее количество исследователей продолжает исследовать феномен эмоционального и профессионального выгорания педагогов. Автор Н.Е. Водопьянова в своих исследованиях отмечает, что «причиной проявления синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов может служить не только напряженная ситуация на рабочем месте, но также наличие трудностей при взаимодействии с учащимися (студентами), родителями и административным составом». Также Н.Е. Водопьянова не исключает наличие трудностей внутри коллектива, которым свойственно возникать в процессе педагогической работы. Именно вышеприведенные факторы, по мнению автора, «влияют на истощение эмоциональных ресурсов педагога и, следовательно, приводят к профессиональному выгоранию» [2, с. 75].

Далее рассмотрим понятие терминов: «выгорание», «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание». Английский термин «burnout» впервые был открыт и введен в научную литературу в 1974 году, американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом и означает - сгорание,

выгорание [13, с. 159]. Также термин «выгорание», во многих психолого-педагогических источниках называют - «истощение» [10, с. 66].

Уже после Х. Дж. Фрейденберга множество других ученых продолжили изучение данного феномена. Такие американские и британские ученые как: А. Аарон, Б. Пельман, Е. Хартман в своих работах обобщили определение термина «выгорания», разделив его на понятия «эмоционального выгорания» и «профессионального выгорания». Также данные авторы в своих исследованиях определили три основных компонента, которые присущи термину «выгорание», в эмоциональном и профессиональном смыслах. Основными компонентами являются: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность [12, с. 12].

Синдром выгорания в своей общей структуре рассматривался многими исследователями и учеными как синдром «эмоционального истощения». По мнению Н.Е. Водопьяновой синдром «эмоционального истощения» в основном возникает у людей, которые работают в сфере «человек-человек». Также в своих работах Н.Е. Водопьянова пишет, что «с каждым разом количество исследований причин и особенностей возникновения и течения синдрома выгорания растет» [3, с. 37]. С одной стороны, это, безусловно, указывает на уже существующий научный интерес к данной проблематики, но с другой стороны, это же и свидетельствует о наличии недостаточных материалов и проработанности в области понимания данного синдрома.

Так, например, в исследовании отечественных ученых, таких как: Н.В. Гончарова и Е.А. Кильпа рассматривается, что «профессиональная деятельность педагога является одной из важнейших сфер самореализации и в свою очередь педагогу, невозможно не получать негативного влияния, в процессе работы, на психологическое функционирование» [6, с. 78].

Сравнительные исследования вышеупомянутых авторов демонстрируют, что каждая профессия, не только педагогическая, имеет свою особенную, психологическую специфику. «В случае таких профессий как: учитель, воспитатель, полицейский, врач, накладывается двойные обязанности - люди данных профессий должны не просто уметь общаться с другими людьми, грамотно выполнять свои должностные инструкции, но и нести повышенную ответственность за жизнь и здоровье людей, с которыми контактируют на работе» [4, с. 38]. В данном случае можно говорить о том, что задействуется достаточно большое количество различных ресурсов, что и приводит к возникновению синдрома профессионального выгорания или профессионального/эмоционального истощения.

Отечественный психолог В.И. Ковальчук в своих работах упоминал, что «профессиональное выгорание, которое происходит на рабочем месте, не

заключается в наличии внешних факторов, а происходит только по вине внутренних факторов, а именно из-за особенностей личности каждого человека.» [7, с. 46].

По мнению автора, профессиональное и эмоциональное выгорание в первую очередь связаны, с такими параметрами как: самооценка и локусконтроль. Так, например, в своих исследованиях В.И. Ковальчук выявил, что «люди, которым можно диагностировать низкий уровень локус-контроля и низкий уровень самооценки будут иметь предпосылки к профессиональному выгоранию, в любой сфере работы» [7, с. 47].

В целом, современные исследователи считают, что термины эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимами и четко не разделяются в исследованиях состояний и отношений работников. В то же время, существует большое количество определений профессионального выгорания (далее - ПВ), основные из которых, что касаются педагогов, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Определения сущности ПВ у педагогов

Автор Определение и характеристика

Н.Е. Водопьянова [3, с. 24] «Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Н.А. Перепелкина [8, с. 38] «Синдром профессионального выгорания у педагогов - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты».

Н.З. Саматеева [9, с. 130] «Профессиональное выгорание педагогов - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения». Синдром «профессионального выгорания» формируется из психосоматических, социально-психологических и поведенческих симптомов.

В В. Бойко [1, с. 11] «Психическое выгорание - это механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие».

В.И. Ковальчук [7, с. 46] «Синдром эмоционального выгорания педагогов - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности». Эмоциональное выгорание представляет собой «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы».

А.Р. Григорян [5, с. 32] «Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер

профессионального общения специалиста». Данная профессиональная деформация «мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива».

Итак, синдромом эмоционального и профессионального выгорания педагогов можно назвать процесс, при котором каждодневное влияние факторов стресса, которые связаны с предоставлением образовательных услуг, со временем становится причиной проблем с собственным психологическим и физическим здоровьем. Он может затрагивать не только отдельных педагогов, но и в целом весь образовательный процесс высшего учебного заведения.

Использованные источники:

1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 2017. - 122 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н. Е. Водопьянова // Вестн. СПбГУ. -2019. - Вып. 2, сер. 12. - С. 75-87.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2015. - 336 с.

4. Гончарова, Н.В. Психологические причины профессионального выгорания педагогов / Н.В. Гончарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - № 4. - С. 37-40.

5. Григорян, А.Р. Проблема эмоционального выгорания у педагогов / А.Р. Григорян, М.Р. Григорян // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2018. - № 1 (52). - 32-36.

6. Кильпа, Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов / Е.А. Кильпа, И.И. Какадий // Научный журнал Дискурс. - 2017. - № 11 (13). - С. 78-83.

7. Ковальчук, В.И. Особенности проявления выгорания личности в процессе профессиональной деятельности / В.И. Ковальчук // Журнал «Психология». - №1. - 2016. - С. 46-50.

8. Перепелкина, Н.А. Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации / Н.А. Перепелкина // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 38-42.

9. Саматеева, М.З. Синдром «эмоционального выгорания» педагогов в системе современного образования / М.З. Саматеева, Г.Г. Павловец // Современные технологии в образовании. - 2017. - № 17. - С. 130-136.

10. Хмелькова, М.А. Психопрофилактика профессионального выгорания педагогов в условиях инновационной деятельности / М.А. Хмелькова //

Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2018. - № 1. - С. 65-71.

11. Черных, А.А. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов / А.А. Черных, Р.Д. Санжаева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2017.

- № 2. - С. 75-79.

12. Ayala Pines, B.Pelman, C.Maslach.Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. University of California at Berkeley. - 2009. - P. 12.

13. Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal of Social Issues. - 2015.- Vol. 30 -Р.159-165.

Used sources:

1. Boyko, V.V. Emotional burnout syndrome in professional communication / V.V. Boyko. - St. Petersburg .: Madam, 2017 .-- 122 p.

2. Vodopyanova, N.E. Combating burnout syndrome in the context of a human resource concept / N. E. Vodopyanova // Vestn. SPbSU. - 2019 .-- Issue. 2, ser. 12. - S. 75-87.

3. Vodopyanova, N. Ye. Burnout syndrome: diagnosis and prevention / N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova. - 2nd ed. - SPb. : Peter, 2015 .-- 336 p.

4. Goncharova, N.V. Psychological reasons for professional burnout of teachers / N.V. Goncharova // New Science: Strategies and Development Vectors. - 2017.

- No. 4. - S. 37-40.

5. Grigoryan, A.R. The problem of burnout among teachers / A.R. Grigoryan, M.R. Grigoryan // Youth Scientific Forum: Humanities. - 2018 .-- No. 1 (52). -32-36.

6. Kilpa, E.A. The emotional burnout of teachers / E.A. Kilpa, I.I. Kakadiy // Scientific journal Discourse. - 2017. - No. 11 (13). - S. 78-83.

7. Kovalchuk, V.I. Features of the manifestation of personality burnout in the process of professional activity / V.I. Kovalchuk // Journal "Psychology". - No. 1. - 2016 .-- S. 46-50.

8. Perepelkina, N. A. Professional burnout of a teacher as an obstacle to professional self-realization / N.A. Perepelkina // Humanitarian scientific journal. - 2017. - No. 1. - S. 38-42.

9. Samateeva, M.Z. Syndrome of "emotional burnout" of teachers in the system of modern education / M.Z. Samateeva G.G. Pavlovets // Modern technologies in education. - 2017. - No. 17. - S. 130-136.

10. Khmelkova, M.A. Psychoprophylaxis of professional burnout of teachers in the conditions of innovative activity / M.A. Khmelkova // Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the Modern World. - 2018. - No. 1. - S. 65-71.

11. Chernykh, A.A. Features of the manifestations of the syndrome of emotional professional burnout of teachers / A.A. Chernykh, R.D. Sanzhaeva // Scientific notes of the Trans-Baikal State University. - 2017. - No. 2. - S. 75-79.

12. Ayala Pines, B. Pelman, C. Maslach. Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. University of California at Berkeley. - 2009 .-- P. 12.

13. Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal of Social Issues. - 2015.- Vol. 30 -P.159-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.