DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_3_258 УДК 338.43
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
Боготов Хамдби Лябидович,
доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Абазова Марьяна Вячеславовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, член предметно-цикловой комиссии по экономике и праву, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Боготова Оксана Хамидбиевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Байсиева Саният Борисовна,
аспирант кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье нормативно-правовое регулирование экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса рассматривается как взаимосвязанная система административного, законодательно-правового и экономического обеспечения, как совокупность параметров, применяемых специализированными органами исполнительной власти для упорядочения предпринимательской деятельности в аграрной сфере при помощи императивных методов. Установлено, что в государственном регулировании нуждаются все разделы экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса, в том числе инвестиционная деятельность.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; агропромышленный комплекс; сельхозтоваропроизводители; государственная поддержка.
UDC 338.43
CONCEPTUAL MECHANISMS OF NORMATIVE LEGAL REGULATION OF ECONOMIC AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Bogotov Hamdbi Lyabidovich,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Abazova Maryana Vyacheslavovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Member of the Subject-Cycle Commission on Economics and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Bogotova Oksana Khamidbievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Baisieva Saniyat Borisovna,
Postgraduate student of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
In the article, the legal regulation of the economic and management activities of the regional agro-industrial complex is considered as an interconnected system of administrative, legal and economic support, as a set of parameters used by specialized executive authorities to streamline entrepreneurial activities in the agricultural sector using imperative methods. It has been established that all sections of the economic and management activities of the regional agro-industrial complex, including investment activities, need state regulation.
Keywords: legal regulation; agro-industrial complex; agricultural producers; governmental support.
Региональный агропромышленный комплекс выступает важнейшей составной частью экономики, где производится жизненно важная для общества продукция. Существование агропромышленного комплекса (АПК) продиктовано совершенствованием сельского хозяйства, производством продукции и доведением ее до потребителя [1-4].
Российский агропромышленный комплекс выступает крупнейшим народохозяйствен-ным комплексом, объединившим в одну систему многочисленные отрасли народного хозяйства. В нем сосредоточен огромный экономический потенциал и его развитие опреде -ляет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровня продовольственной безопасности и социально-экономической обстановки как в регионе, так и в целом по стране. Отсюда мы приходим к пониманию того, что производство продуктов питания является основным направлением деятельности агропромышленного комплекса, поскольку имеет прямое значение для жизни людей [8].
Следует признать, что ключевую роль в региональной аграрной политике играют динамичное и эффективное развитие сельскохозяйственного производства и формируемое на его основе повышение жизненного уровня населения и общественного процесса в регионе.
При выработке мер нормативно-правового регулирования экономико-управленче-
ской деятельности регионального агропромышленного комплекса следует понимать специфику данной отрасли, которая требует особого подхода. Это обусловливается «нарастающей проблемой недостаточного обеспечения продовольственной безопасности, низкой рентабельности агропромышленного производства и снижения уровня конкурентоспособности российских предприятий, особенно обострившихся в связи со вступлением России в ВТО» [3; 4]. Все это ставит задачу совершенствования механизмов нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса.
В региональном агропромышленном комплексе задействовано 27 % населения и 7,5% основных фондов, здесь создается 17 % валового регионального продукта. В целях обеспечения «концептуальных механизмов нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального АПК, обеспечения их качественности и позитивности правовые режимы должны быть направлены на оптимальное соотношение эффективности государственной аграрной политики и соблюдения общественного интереса» [1; 4]. При этом во главу угла ставятся обеспечение продовольственной безопасности и экономический рост аграрной системы. А это возможно только при качественном норма-
тивно-правовом регулировании экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса [9].
Нормативно-правовое регулирование экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса представляет собой взаимосвязанную систему административного, законодательно-правового и экономического обеспечения. Главным органом, осуществляющим управление агропромышленным комплексом, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, региональными - соответственно министерства сельского хозяйства субъектов, административные районные органы власти, хозяйственные организации. На каждом из перечисленных уровней ставятся определенные задачи, решение которых направлено на обеспечение логичности и адресности реализуемых мероприятий согласно установленным срокам [9; 10].
Экономико-управленческая деятельность регионального агропромышленного комплекса, «являясь объектом непосредственного нормативно-правового регулирования, отличается рядом особенностей, в том числе низкой доходностью, длительным оборотом средств, сильной зависимостью от природно-климатических условий, сезонным характером производства, медленной модернизацией производства, а также высокой капитало- и энергоемкостью» [4]. Для результативного нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса необходимо, прежде всего, выработать административно-правовые механизмы, направленные на усиление мер по обеспечению продовольственной безопасности и снижению себестоимости сельхозпродукции. Достижению этого будет способствовать политика упрощения и удешевления административных процедур [6]. При этом за основу регулирования необходимо взять позитивный опыт зарубежных стран.
Нормативно-правовое регулирование экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса представляет собой совокупность параметров, применяемых специализированными органами исполнительной власти для упорядочения предпринимательской деятельности в аграрной сфере при помощи императив-
ных методов. При этом необходимо делать акцент именно на предпринимательской деятельности, поскольку аграрное нормативно-правовое регулирование не распространяется на производство растениеводческой и животноводческой продукции гражданами для собственных нужд. Так, отношения по обороту сельхозпродукции являются предметом регулирования гражданского права, поскольку режим сельхозпродукции идентичен режиму иного движимого имущества.
Государственным, а по сути нормативно-правовым, регулированием экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса выступает воздействие государства на производство, заготовку, переработку, хранение и реализацию производимой продукции, сырья и продовольствия, а вместе с тем и на материально-техническое обеспечение комплекса. Указанное регулирование призвано обеспечить устойчивое развитие, гарантирующее продовольственную безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения. Направленность мер государственного регулирования обусловливается необходимостью формирования и бесперебойного функционирования рынков сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья их финансирования, кредитования, страхования и льготного налогообложения, а также обеспечения их законодательной защиты. Также важное значение имеет разработка механизмов комплексного развития сельских территорий.
Обеспечение устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса происходит путем реализации конкретных управленческих действий, которые выражаются во внешнем и устойчиво фиксируемом проявлении воздействия органов исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления на формулирование целей и задач нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса. При этом главным признаком подобного регулирования выступает «осуществление его от имени государства уполномоченными органами, и со своей стороны считаем целесообразным в качестве обязательного компонента добавить цель регулирования - защиту публич-
ных интересов и необходимость неукоснительного следования этой цели» [2; 3].
Основополагающими принципами, на основе которых осуществляется нормативно-правовое регулирование экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса, выступают: законность, системность, справедливость и соразмерность, единство и непротиворечивость, социальная направленность, эффективность, мотивационная направленность, ответственность [8].
Нормативно-правовое регулирование экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса призвано для осуществления государственного контроля над доходами, ценами, внешнеэкономической деятельностью, состоянием окружающей среды, использованием земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем государством реализуется механизм контроля над исполнением сельхозтоваропроизводителями норм и стандартов, регламентирующих требования к качеству продукции. При этом нормативно-правовое регулирование должно обеспечивать сбалансированность частных и общественных интересов.
Концептуальным правовым основанием нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса выступает Доктрина продовольственной безопасности, положениями которой регламентировано: «достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; обеспечение безопасности пищевых продуктов» [1; 5].
В настоящее время совершенствование нормативно-правового регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса предполагает устранение административных барьеров и упрощение административных процедур. Основной направленностью аграрной политики должно стать обеспечение сочетания стабилизирующих и стимулирующих мер нормативно-правового и фи-
нансово-экономического регулирования в комплексном сочетании с инновационными управленческими технологиями, основу которых составляет прогнозирование и планирование.
В сфере международного регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса следует отметить соглашение ВТО по сельскому хозяйству, которое в качестве «основных направлений либерализации аграрных рынков определяет:
- обеспечение доступа на национальные рынки импортной продукции сельскохозяйственного назначения;
- снижение уровня государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей для устранения искажений условий рыночной конкуренции;
- постепенное снижение до полной отмены субсидирования экспорта продукции сельскохозяйственного назначения;
- регулирование санитарных, фитосани-тарных, ветеринарных условий торговли» [2; 5; 10].
Соглашаясь с мнением большинства ученых, отметим противоречивость и сложность реализации данного соглашения. Объектом многочисленных споров выступает положение об условии, о сокращении уровня внутренней поддержки национальных сельхозтоваропроизводителей, поскольку степень указанной поддержки серьезно различается в странах-участницах ВТО. И что примечательно, в США доля государственной поддержки значительно превышает нормативы, установленные ВТО, а это является довольно существенным недостатком в механизме регулирования и выражается в негативном аспекте для российских субъектов.
На основании изложенного следует отметить, что в государственном регулировании нуждаются все разделы экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса, в том числе инвестиционная деятельность. Произошедшие реформы в области сельского хозяйства привели к тому, что каждому предприятию требовался частный инвестор, который возьмется за решение вопросов, связанных с финансированием, которое позволит произвести техническое перевооружение и модернизацию предприятий. Рыночных механизмов оказа-
лось недостаточно для регулирования экономико-управленческой деятельности регионального агропромышленного комплекса, а вкупе с затянувшимся инвестиционным кризисом привело к потере платежеспособности большого количества сельскохозяйственных предприятий, включая банкротство многих
из них. Таким образом, перед государством встала задача создать условия, благоприятствующие получению дохода и ведению самого производства, чему будет способствовать государственная инвестиционная политика, стимулирующая развитие инвестиционных рынков [5-7].
Список литературы_
1. Абазова, М. В. О мерах стабилизации экономической и финансовой безопасности сельскохозяйственных предприятий / М. В. Абазова, А. Ф. Абитов // Modern Economy Success. - 2018. - № 4. - С. 57-61.
2. Абазова, М. В. О путях развития экономики сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике / М. В. Абазова, Е. А. Яицкая // Modern Economy Success. - 2018. - № 3. - С. 4-9.
3. Боготов, Х. Л. Механизмы государственной поддержки и регулирования предпринимательства в аграрной сфере экономики / Х. Л. Боготов, М. В. Абазова, С. Б. Байсиева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. -Т. 9. - № 1-2. - С. 822-829.
4. Боготов, Х. Л. Развитие интеграционных процессов науки и агропромышленного производства в условиях расширения цифровой экономики / Х. Л. Боготов, О. Х. Боготова, Т. Г Гарбузова // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. - 2021. - № 1 (31). - С. 113-117.
5. Боготов, Х. Л. Основные механизмы реализации инвестиционных программ развития АПК / Х. Л. Боготов, О. Х. Боготова // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. -2019. - № 2 (24). - С. 106-110.
6. Боготова, О. Х. Инвестирование как один из важных аспектов деятельности предприятий / О. Х. Боготова, З. М. Хочуева, Р. Х. Шеожева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 122. - С. 101-105.
7. Герасимович, А. А. Правовое регулирование инновационной деятельности в АПК / А. А. Герасимович, М. С. Короленко // Молодежная наука - гарант инновационного развития АПК : материалы X Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - С. 48-54.
8. Мамхегова, А. Х. Организационно-экономическое сопровождение и управление реализацией приоритетных направлений экономического развития регионального сельского хозяйства / А. Х. Мамхегова, В. В. Филонич // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 3(100). - С. 106-112.
9. Патрусова, А. М. Современные проблемы функционирования агропромышленного комплекса / А. М. Патрусова, Ю. В. Морнова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 29. - С. 73-78.
10. Погребная, Н. В. Проблемы эффективного функционирования и устойчивого развития отраслей сельского хозяйства / Н. В. Погребная, А. А. Подставкин, М. И. Онищенко // Экономика и предпринимательство. - 2019. -№ 12 (113). - С. 130-137.
References-
1. Abazova M.V., Abitov A.F. O merah stabilizacii ekonomicheskoj i finansovoj bezopasnosti sel'skohozyajstvennyh predpriyatij. Modern Economy Success. 2018. № 4. S. 57-61.
2. Abazova M.V., YAickaya E.A.O putyah razvitiya ekonomiki sel'skih territorij v Kabardino-Balkarskoj Respublike. Modern Economy Success. 2018. № 3. S. 4-9.
3. Bogotov H.L., Abazova M.V., Bajsieva S.B. Mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki i regulirovaniya predprinimatel'stva v agrarnoj sfere ekonomiki. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2019. T. 9. № 1-2. S. 822-829.
4. Bogotov H.L., Bogotova O.H., Garbuzova T.G. Razvitie integracionnyh processov nauki i agropromyshlennogo proizvodstva v usloviyah rasshireniya cifrovoj ekonomiki. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. 2021. № 1(31). S. 113-117.
5. Bogotov H.L., Bogotova O.H. Osnovnye mekhanizmy realizacii investicionnyh programm razvitiya APK. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. 2019. № 2 (24). S. 106-110.
6. Bogotova O.H., Hochueva Z.M., SHeozheva R.H. Investirovanie kak odin iz vazhnyh aspektov deyatel'nosti predpriyatij. Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2011. № 12-2. S. 101-105.
7. Gerasimovich A.A., Korolenko M.S. Pravovoe regulirovanie innovacionnoj deyatel'nosti v APK. Molodezhnaya nauka - garant innovacionnogo razvitiya APK. Materialy X Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. 2019. S. 48-54.
8. Mamhegova A.H., Filonich V.V. Organizacionno-ekonomicheskoe soprovozhdenie i upravlenie realizaciej prioritetnyh napravlenij ekonomicheskogo razvitiya regional'nogo sel'skogo hozyajstva. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki. 2018. № 3(100). S. 106-112.
9. Patrusova A.M., Mornova YU.V. Sovremennye problemy funkcionirovaniya agropromyshlennogo kompleksa. Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2014. № 29. S. 73-78.
10. Pogrebnaya N.V., Podstavkin A.A., Onishchenko M.I. Problemy effektivnogo funkcionirovaniya i ustojchivogo razvitiya otraslej sel'skogo hozyajstva. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 12(113). S. 130-137.