Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ организационных условий сбалансированного развития региона'

Структурно-функциональный анализ организационных условий сбалансированного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КОНКУРЕНЦИЯ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBALIZATION / ECONOMIC CRISIS / COMPETITION / DEPRESSED REGIONS / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS / BALANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачев М.М., Коков Н.С., Кокова С.Ф.

В условиях глобализации и возрастающей конкуренции весь груз социально-экономических проблем переносится на регионы, что свидетельствует об острой необходимости теоретико-методологического обоснования кардинального решения проблем сбалансированного развития регионов. Действительно, региональные экономические системы крайне сложны и многокомпонентны. Вследствие этого необходимо без промедлений разработать концепцтуальные положения и практические рекомендации, которые входят в класс сложных структурных задач, задействование коих дает возможность добиться не только положительной динамики устойчивого развития конкретного сектора экономики, но и взаимоувязать весь блок мезоэкономических интересов. В качестве намечаемого ключевого результата согласованности организационнопроизводственных, социально-экономических, экологических и иных многочисленных целей субъектов региональной социально-экономической системы должна стать возможность обеспечения сбалансированного развития региона. Структурно-функциональный анализ условий, как ограничивающих, так и способствующих устойчивому развитию, помогает определить перспективные направления безболезненного решения проблем сбалансированного развития территории. Все это, однозначно, требует классифицировать, систематизировать и ранжировать условия сбалансированного развития региона, разработки комплекса мероприятий высокоэффективного управленческого воздействия на региональную экономическую систему, причем адекватным наиболее типичным для территории условиям. [1,3,5] Данное исследование построено на теоретико-методологических положениях трудов зарубежных и российских ученых, в т.ч. М. Портера, В. Леонтьева, Н. Абалкина, В. Лексина, В. Мисакова, О. Овчинниковой, А. Юданова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional analysis of balanced organizational conditions regional development

In the context of globalization and increasing competition, the entire load of socio-economic problems is transferred to the regions, which indicates the urgent need for a theoretical and methodological substantiation of a radical solution to the problems of balanced development of the regions. Indeed, regional economic systems are extremely complex and multi-component. As a result, it is necessary to develop without delay conceptual provisions and practical recommendations that fall into the class of complex structural tasks, the use of which makes it possible to achieve not only the positive dynamics of the sustainable development of a particular sector of the economy, but also to interconnect the whole block of mesoeconomic interests. As an intended key result of the coherence of organizational-production, socio-economic, environmental and other numerous objectives of the subjects of the regional socio-economic system should be the possibility of ensuring balanced development of the region. Structural and functional analysis of the conditions, both limiting and promoting sustainable development, helps to identify promising areas for a painless solution to the problems of balanced development of the territory. All this, unequivocally, requires to classify, systematize and rank the conditions for the balanced development of the region, the development of a set of measures of highly efficient managerial influence on the regional economic system, and with the most typical conditions for the territory. [1,3,5] This study is based on the theoretical and methodological provisions of the works of foreign and Russian scientists, including M. Porter, V. Leontyev, N. Abalkin, V. Leksin, V. Misakov, O. Ovchinnikova, A. Yudanov, and others.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ организационных условий сбалансированного развития региона»

Sources:

1. Abdukarimov, I.T. Financial and economic analysis of the economic activities of commercial organizations (business analysis): studies. allowance / I.T. Abdukarimov, M.V. Bespalov. - M.: INFRA-M, 2019. - 320 p.

2. Alekseycheva, E.Yu. - Economics of Organization (Enterprise) / Alekseycheva E.Yu., Magomedov MD, Kostin IB, - 2nd ed., Revised. and add. - M .: Dashkov and K, 2018. - 292 p.

3. Basovskiy, L.E. Comprehensive economic analysis of economic activities: Tutorial / L.E. Basovskiy, E.N. Ba-sovskaya. - M .: INFRA-M, 2015. - 366 p.

4. Lipchiu, N.V. Assessment of the basic mechanisms for the formation of the financial sustainability of the organizations of the agrarian sector of the Krasnodar Territory: a collective monograph / ed. Lipchiu N.V. - Kravsnodar: KubSAU, 2013. -87 p.

5. Lyubushin, N.P., Leshcheva V.B., Dyakova V.G. Analysis of economic activity: Textbook. manual for universities / ed. prof. N.P. Lyubushin. - M .: UNITY-DANA, 2016. - 471 p.

6. Melnik M.V. - Analysis of the financial and economic activities of the enterprise: studies. manual / M.V. Melnik, E.B. Gerasimov. - 3rd ed., Pererab. and add. - M.: FO-RUM: INFRA-M, 2017. - 208 p.

7. Orlova E.R. Investments: studies. allowance. - 4th ed., Corr. and add. - M .: Omega-L, 2017. - 235s.

8. Savitskaya G.V. Analysis of the economic activities of the organization: Textbook. - 5th ed., Pererab. and add. - M .: INFRA-M, 2018. - 536 p. - (Higher education) - ISBN 978-5-16-003428-7.

9. Khalyapin, A.A. Directions for improving the competitiveness and efficiency of the business structures of the agricultural sector of the Krasnodar Territory / А.А. Khalyapin // Bulletin of Kazan State Agrarian University. - Publisher: Kazan State Agrarian University (Kazan), №4 (30), 2013. - p. 43-49.

10. Khalyapin, A.A. Modernization of the agricultural sector of the economy in modern conditions / А.А. Khalyapin // International Agricultural Journal. - Publisher: Editorial Board of the International Agricultural Journal (Moscow), No. 4, 2012, p. 7-9.

11. Khalyapin, A.A. Monitoring of the socio-economic development of the region / A.A. Halyapin, R.V. Eremin // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, 2011. - №4. - with. 35-39.

12. Khalyapin, A.A. Prediction of bankruptcy of an organization as a factor in the stabilization of its financial stability / A.A. Halyapin, N.V. Vasil'eva // Polythematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, №120, 2016. - p. 924-953.

М.М. Хачев - доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Высшая математика и информатика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

M.M. Khachev - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department "Higher Mathematics and Computer Science" FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova";

Н.С. Коков - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Высшая математика и информатика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

N.S. Kokov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science at the Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova;

С.Ф. Кокова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Высшая математика и информатика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

S.F. Kokova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science at the Kabardino-Balkarian State Agricultural University V.M. Kokova.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация. В условиях глобализации и возрастающей конкуренции весь груз социально-экономических проблем переносится на регионы, что свидетельствует об острой необходимости теоретико-методологического обоснования кардинального решения проблем сбалансированного развития регионов.

Действительно, региональные экономические системы крайне сложны и многокомпонентны. Вследствие этого необходимо без промедлений разработать концепцтуальные положения и практические рекомендации, которые входят в класс сложных структурных задач, задействование коих дает возможность добиться не только положительной динамики устойчивого развития конкретного сектора экономики, но и взаимоувязать весь блок мезоэкономических интересов. В качестве намечаемого ключевого результата согласованности организационно-производственных, социально-экономических, экологических и иных многочисленных целей субъектов региональной социально-экономической системы должна стать возможность обеспечения сбалансированного развития региона.

Структурно-функциональный анализ условий, как ограничивающих, так и способствующих устойчивому развитию, помогает определить перспективные направления безболезненного решения проблем сбалансированного развития территории. Все это, однозначно, требует классифицировать, систематизировать и ранжировать условия сбалансированного развития региона, разработки комплекса мероприятий высокоэффективного управленческого воздействия на региональную экономическую систему, причем адекватным наиболее типичным для территории условиям. [1,3,5]

Данное исследование построено на теоретико-методологических положениях трудов зарубежных и российских ученых, в т.ч. М. Портера, В. Леонтьева, Н. Абалкина, В. Лексина, В. Мисакова, О. Овчинниковой, А. Юданова и др.

Annotation. In the context of globalization and increasing competition, the entire load of socio-economic problems is transferred to the regions, which indicates the urgent need for a theoretical and methodological substantiation of a radical solution to the problems of balanced development of the regions.

Indeed, regional economic systems are extremely complex and multi-component. As a result, it is necessary to develop without delay conceptual provisions and practical recommendations that fall into the class of complex structural tasks, the use of which makes it possible to achieve not only the positive dynamics of the sustainable development of a particular sector of the economy, but also to interconnect the whole block of mesoeconomic interests. As an intended key result of the coherence of organizational-production, socio-economic, environmental and other numerous objectives of the subjects of the regional socio-economic system should be the possibility of ensuring balanced development of the region.

Structural and functional analysis of the conditions, both limiting and promoting sustainable development, helps to identify promising areas for a painless solution to the problems of balanced development of the territory. All this, unequivocally, requires to classify, systematize and rank the conditions for the balanced development of the region, the development of a set of measures of highly efficient managerial influence on the regional economic system, and with the most typical conditions for the territory. [1,3,5]

This study is based on the theoretical and methodological provisions of the works of foreign and Russian scientists, including M. Porter, V. Leontyev, N. Abalkin, V. Leksin, V. Misakov, O. Ovchinnikova, A. Yudanov, and others.

Ключевые слова: глобализация, экономический кризис, конкуренция, депрессивные регионы, структурно-функциональный анализ, сбалансированное развитие.

Key words: globalization, economic crisis, competition, depressed regions, structural and functional analysis, balanced development.

В последние годы в специальной литературе появилось множество работ, посвященных проблемам сбалансированного развития регионов.

В целом, при этом сбалансированное развитие территорий исследуется в контексте планирования и распределения бюджетных средств. И это понятно, ибо сами трансфертные платежи есть наиболее популярный инструмент, позволяющий нейтрализовать основные диспропорции мезо- и макроэкономического развития.

При этом, размеры и период бюджетных выплат задаются федеральными и местными соответствующими структурами и направлены они на обеспечение сбалансированного развития региона. [2,8,12]

Сегодня сложилась такая, на наш взгляд, недопустимая практика:

1. Регионы распределены на три группы:

- доноры;

- нуждающиеся;

- особо нуждающиеся.

Такой подход, в основном, привел к тому, что регионы стали искать «доказательства» своей бедноты, а не поиск внутренних источников и методов выхода из депрессивного состояния, и стабилизации.

2. Наблюдается переходный период в трансфертах, что, бесспорно, приводит к размыванию основ федерализации.

3. Из-за отсутствия надлежащего механизма использования и контроля очень часто трансферт не всегда способствовал обеспечить заданные устойчивые результаты. Как правило, например, в депрессивных республиках СКФО большая часть выделяемых центром трансфертов уходит на текущее потребление.

4. В депрессивных республиках отсутствует какая-либо взаимосвязь бюджетных трансфертов с динамикой уровня жизни населения, особенно, горных территорий. Более того, на местах много резонансного субъективизма, нерационального задействования бюджетных средств, хищения и иного злоупотребления.

Все это актуализирует рассматриваемую проблему и вынуждает заниматься научным поиском приоритетных направлений их оперативного решения.

Генезис определений сбалансированного развития региона построен на следующей триаде - формулировка понятия ^ его определение, характеристика ^ базовая ориентация.

Анализ ряда наиболее популярных толкований исследуемого понятия показал, что, во-первых, наиболее часто сбалансированное развитие отождествляют с устойчивым развитием. На наш взгляд, это не корректно, ибо развитие может быть устойчивым, но не сбалансированным.

Во-вторых, сбалансированное развитие рассматривают в виде определенного соотношения между неопределенным набором факторов. При этом, каждый исследователь старается установить «свое, особое» разнообразие факторов, способствующих обеспечить систему сбалансированного состояния.

И есть подход, где сбалансированное развитие региона авторы рассматривают в виде результата, целевой установки, которую необходимо реализовать.

Исходя из сложности количественного установления уровня воздействия на сбалансированное развитие территории всевозможных факторов, на наш взгляд, наиболее обоснованной и предпочтительной является позиция Мисакова В.С., который предлагает исследуемое понятие рассматривать в качестве целевой установки. [7,10]

Также, исходя из того, что сбалансированность развития территории необходимо анализировать в целевом, структурном и временном аспектах, мы сформулировали следующее определение: сбалансированное развитие территории являет собой совокупность процессов согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов региональной экономической системы, направленных на обеспечение заданных пропорций, составленных путем индикативного планирования, с учетом интересов госструктур, бизнеса и населения.

Федеральные структуры довольно часто кивают на регионы, что территории не аккуратно используют выделяемые бюджетные средства, ненадлежащим образом выполняют свои функциональные обязанности.

Для того, чтобы установить адекватность, целевую определенность, полноту и экономичность реализуемых государственных функций органами государственной власти и управления, мы разработали модифицированную методику структурно-функционального анализа эффективности управления государственных органов исполнительной власти. [4,11,14]

В числе задач структурно-функционального анализа деятельности структур управления органов государственной исполнительной власти можно выделить следующие:

- анализ основных государственных функций структур управления органов государственной исполнительной власти;

- выявить лишние и дублирующие функции, осуществляемые структурами управления органов государственной исполнительной власти (ГИВ)

- определить проблемные зоны в структурах управления органов ГИВ. [14]

В числе основных принципов проведения структурно-функционального анализа можно отметить насколько адаптивны механизмы реализации органами ГИВ к новшествам федерального и регионального законодательств; насколько системны аналитические процессы, в ходе которых все управленческие структуры ГИВ исследуются в виде системы взаимосогласованных и взаимоувязанных элементов; насколько достоверны и сопоставимы проводимые специальные обследования, предполагающие использование унифицированных методов обработки информации.

При помощи задействования структурно-функционального анализа можно также определить насколько реализуемые функции подразделений соответствуют предоставленным им функциональным полномочиям; насколько соответствуют фактические функции заданным целям и задачам и др.

В основе проведения структурно-функционального анализа организационной структуры органов власти лежит диагностирование функций госструктур, а также полномочий, которые закреплены за ГИВ реестром государственных функций. [13,15]

Алгоритм модифицированной методики структурно-функционального анализа структур управления органов ГИВ состоит из следующих этапов:

На первом этапе проводится мониторинг согласования состава функциональных обязанностей всех подразделений структур управления ГИВ.

На втором этапе устанавливается насколько адекватны поставленные в федеральных и региональных целевых программах задачи функциональным обязанностям подразделений структур управления ГИВ, которые, к тому же, являются ответственными исполнителями или соисполнителями по ним.

На третьем этапе устанавливается соответствие показателей конечных результатов деятельности всех подразделений структур управления органов ГИВ.

На четвертом этапе выявляются центры ответственности за надлежащую реализацию государственных программ.

На пятом этапе разрабатываются приоритетные предложения по реструктуризации подразделений структур управления органов ГИВ; при необходимости их объединяют в соответствующие центры, присваивают организационно-правовую форму структурному подразделению.

При этом, изначально каждому структурному подразделению органов ГИВ устанавливается рейтинг по степени соответствия реализации государственных функций. В целом, как видно из вышеупомянутого, проведение структурно-функционального анализа требует тотальной инвентаризации всех осуществляемых госфункций по изложенной выше методике.

В ходе перераспределения функций между структурными подразделениями органов ГИВ нужно убедиться, насколько актуальны реализуемые ими государственные функции при новых обстоятельствах.

В соответствии с уточненными функциональными обязанностями перераспределение функций должно охватить такие аспекты как функции по разработке государственной социально-экономической политики; нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; по контроллингу, надзору; управлению госимуществом, предоставлению госуслуг и др.

При проведении структурно-функционального анализа целесообразно детально анализировать государственные полномочия органов ГИВ, которые регламентированы ФЗ №184 от 06.10.1999 г. с соответствующими дополнениями и изменениями «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также другими законами.

В ходе проводимого структурно-функционального анализа составляются различные разработанные таблицы для определения структуры осуществляемых функций органов ГИВ, типов функций, значимости функций и т.п.

Одной из главных задач согласования формулировки конкретных функциональных обязанностей является необходимость достижения консенсуса между экспертами и органами ГИВ касательно правил формулировки функций, обоснованности признания функций.

В ходе исследования мы акцентировали свое внимание на результатах структур и подразделений министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики.

Использование разработанной нами методики структурно-функционального анализа позволило нам установить ряд диспропорций: во многих действующих положениях, которые должны регулировать деятельность структурных подразделений, отсутствуют цели, что крайне затрудняет проведение декомпозиции задач, к тому же, из-за такого положения они не позволяют охватить весь спектр деятельности соответствующего структурного подразделения.

Более того, мы установили случаи (в силу этих факторов) взаимозависимости конечных результатов решения проблем, расположенных на одном уровне декомпозиции.

Отдельные формулировки ряда положений также не соотносятся с масштабами деятельности и зачастую не ориентированы на решение поставленных стратегических задач.

Например, задачи государственной поддержки системы сельхозкооперации и агропромышленной интеграции; формирования эффективно функционирующего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия и др.

Очень часто указывается на «иные цели», что недопустимо с принципом построения декомпозиции «полнота и достаточность». Подобные не корректные формулировки задач нарушают логические взаимосвязи между экзогенными задачами и необходимыми для их реализации функциями. Так же установлено наличие чрезмерного разнообразия всевозможных словесных описаний функций. нет идентификации. Нарушаются нормы докумето-оборота и др.

В этих условиях нам предоставляется необходимым разработать классификацию государственных функций и стандартно обозначить деятельность, закрепленную за функцией.

В регионах РФ также желательно форсировать разработку методических указаний о порядке формирования и требованиях, которые должны соответствовать положению о структурном подразделении органов ГИВ.

Также необходимо для органов ГИВ разработать стандарты, в которых будут унифицированы типы функций и намечаемые варианты их вербального описания. Реализация этих предложений, бесспорно, позволит совершенствовать управленческие структуры органов государственной исполнительной власти.

Источники:

1. Алоева З.А., Мисаков В.С. Разработка адаптационно-антикризисных мер в условиях возрастающей конкуренции //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 30-35.

2. Афашагова С.Р., Мисаков В.С., Иванов А.А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 5 (61). - С. 75-81.

3. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 4-2. - С. 8588.

4. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Легта Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.

5. Лисовцева Л.Н. Управление инновационным развитием социальной сферы региона. - Воронеж: АО НО ВП0,2006. - 220 с.

6. Мельник Л.Г. Управление социально-экономическим потенциалом устойчивого сбалансированного развития региона // инновационная Россия. Курск. - 2010. - №3. - С. 42-49

7. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). -С. 606-610.

8. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгал-терский учет. -1986. - № 12. - С. 0.

9. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

10. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.

11. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками/Лета Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.

12. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 193-197.

13. Никитская Е.Ф. Индикативное управление инновационным потенциалом России // Транспортное дело России. - 2012. - №6. - С. 54-60

14. Преображенский Б.Г. Разграничение полномочий и компетенций в сфере отношений «регион - муниципалитет» // Регион: системы, экономика, управление. - 2013. - №3. - С. 34-41

15. Табачникова М.Б. Теоретические концепции эволюционных изменений социоэкономических систем /Воронеж: ЦИРЭ. - 2005. №6. - с. 19-24

Sources:

1. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - pp. 30-35.

2. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - № 5 (61). - p. 75-81.

3. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. - 2008. - V. 6. - № 4-2. - p. 85-88.

4. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. - 2009. - V. 7. - № 4-3. - p. 123-125.

5. Lisovtseva L.N. Management of innovative development of the social sphere of the region. - Voronezh: AO NO HPE, 2006. - 220 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Melnik L.G. Management of the socio-economic potential of sustainable balanced development of the region // innovation Russia. Kursk. - 2010. - №3. - p. 42-49

7. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - № 1-2 (66). - p. 606-610.

8. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. -1986. - № 12. - p. 0.

9. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

10. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.

11. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - V. 11. - № 2-2. - pp. 28-32.

12. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. - 2011. - p. 193-197.

13. Nikitskaya E.F. Indicative management of innovative potential of Russia // Transport business of Russia. - 2012. - №6. -

p. 54-60

14. Preobrazhensky B.G. The delimitation of powers and competences in the sphere of relations "region - municipality" // Region: systems, economics, management. - 2013. - №3. - p. 34-41

15. Tabachnikova M.B. Theoretical Concepts of Evolutionary Changes in Socio-Economic Systems / Voronezh: CIRE. -2005. №6. - with. 19-24

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-010-00623

«Интеллектуальное моделирование организационно-экономического механизма управления водоресурсным обеспечением региональных водохозяйственных комплексов»

О.А. Чернова - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник Российского информационно-аналитического и научно-исследовательского водохозяйственного центра, chernova.olga71@yandex.ru,

O.A. Chernova - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, leading researcher of the Russian information-analytical and research water management center;

Е.Е. Айдаркина - доцент кафедры информационной экономики, к.э.н. Южный федеральный университет, katusha_ai@mail.ru;

E.E. Ajdarkina - Associate Professor of information economy Department, candidate of economic Sciences, Southern Federal University.

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) PROBLEMS OF RATIONAL WATER USE IN THE IMPLEMENTATION OF INDUSTRIAL POLICY OF THE REGION

(ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.