Научная статья на тему 'Развитие системы стратегического планирования на региональном уровне'

Развитие системы стратегического планирования на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MARKET ECONOMY / SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / STRATEGIC PLANNING / STATE REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янгульбаева Л.Ш., Абдокова Л.З.

Совершенствование теоретико-методологических положений долгосрочного социо-эколого-экономического развития территорий является одной из актуальных задач в рамках региональной экономической системы. Переход на рыночные отношения существенно принизил значимость методов стратегического планирования, что не могло негативно не сказаться на многих стратегиях развития регионов, ибо в них по этой причине имелся несистематизированный характер, и отсутствовала должная научная основа. Следствием осознания недопустимости подобного положения стал выход федерального закона №172-ФЗ от 28.06.2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Подготовке данного закона предшествовала большая работа ученых и специалистов по конструктивному осмыслению сложившейся практики регионального развития. В 2010 годах эксперты стали единогласно отмечать, что существующие научно-методические положения стратегического планирования на уровне регионов уже не соответствуют современным требованиям, ибо они уже наглядно отстают как от реальных социально-экономических ситуаций в регионах, формирующихся под влиянием рыночных факторов турбулентности мирового хозяйства, так и от новых требований нормативного регулирования. Все вышеизложенное, несомненно, актуализирует необходимость разработки нового инструментария устойчивого развития пространственных социо-эколого-экономических систем на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a strategic planning system at the regional level

Improving the theoretical and methodological provisions of the long-term socio-ecological and economic development of territories is one of the urgent tasks within the framework of the regional economic system. The transition to market relations has significantly reduced the importance of strategic planning methods, which could not but adversely affect many regional development strategies, because for this reason they had an unsystematic nature and lacked a proper scientific basis. The consequence of the recognition of the inadmissibility of such a situation was the exit of federal law No. 172-FZ of 06.28.2014. “On strategic planning in the Russian Federation”. The preparation of this law was preceded by a large work of scientists and specialists in constructive reflection on the prevailing practice of regional development. In 2010, experts began to unanimously note that the existing scientific and methodological provisions of strategic planning at the regional level no longer meet modern requirements, because they are already clearly lagging behind both real socio-economic situations in the regions that are formed under the influence of market factors of turbulence in the world economy, and from new regulatory requirements. All of the above, of course, actualizes the need to develop new tools for sustainable development of spatial so-cio-ecological-economic systems at the regional level.

Текст научной работы на тему «Развитие системы стратегического планирования на региональном уровне»

дарственных и муниципальных услуг. Также образован Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия и заключены соглашения с представителями общественных и иных организаций, которые представляют интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо для устойчивого повышения уровня качества жизни людей, а это, в свою очередь, является неотъемлемой частью положительного социально-экономического развития страны в целом. [4]

Достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики, для обеспечения устойчивости изменений.

К значимым проблемам, которые влияют на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике, как и в целом в РФ следует отнести:

- высокая конкуренция на продукцию сектора и проблемы нахождения рынков сбыта;

- рост тарифов на услуги естественных монополий;

- недостаточное финансирование мероприятий, которые направлены на развитие инфраструктуры поддержки МСП;

- нехватка квалифицированных кадров, а также низкая социальная защищенность работников, которые заняты в малом бизнесе;

- низкая доступность площадей, в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;

- ограниченный доступ к кредитным ресурсам из-за усложненности порядка получения кредитов в банковских учреждениях, а также высокая стоимость банковских кредитов.

Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономическом разви-тий общества, в решений важнейших задач по обеспечению занятости населения. Следовательно, обуславливается необходимость совершенствования условий для развития малого и среднего предпринимательства с учетом экономических, демографических, финансовых, административных и социальных особенностей Карачаево-Черкесской республики.

Источники:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] - https://ofd.nalog.ru

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - https://gks.ru

3. ЕМИСС Государственная статистика [Электронный ресурс] - https://fedstat.ru

4. Корпорация МСП [Электронный ресурс] - http://corpmsp.ru

5. Хутова, Л.А. Анализ особенностей налогообложения предприятий малого бизнеса/ Л.А. Хутова // ООО Печатный двор.

6. Шардан, С.К. Оценка научно-технологической результативности регионов РФ / Г.Х. Батов, Н.И. Комков, Шар-дан С.К. // Проблемы прогнозирования. - 2019. - №2

Sources:

1. The unified register of small and medium-sized enterprises [Electronic resource] - https://ofd.nalog.ru

2. Federal State Statistics Service [Electronic resource] - https://gks.ru

3. EMISS State statistics [Electronic resource] - https://fedstat.ru

4. SME Corporation [Electronic resource] - http://corpmsp.ru

5. Khutova, L.A. Analysis of the features of taxation of small businesses / L.A. Khutova // LLC Printing yard.

6. Shardan, S.K. Assessment of scientific and technological effectiveness of the regions of the Russian Federation / G.Kh. Batov, N.I. Komkov, Shardan S.K. // Problems of forecasting. - 2019. - No. 2

Л.Ш. Янгульбаева - старший преподаватель кафедры «Математические методы в экономике» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

L.S. Yangulbaeva - Senior Lecturer, Department of "Mathematical Methods in Economics" FSBEI HE "Chechen State University";

Л.З. Абдокова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»,

L.Z. Abdokova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, North-Caucasian State Academy.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ DEVELOPMENT OF A STRATEGIC PLANNING SYSTEM AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация. Совершенствование теоретико-методологических положений долгосрочного социо-эколого-экономического развития территорий является одной из актуальных задач в рамках региональной экономической системы.

Переход на рыночные отношения существенно принизил значимость методов стратегического планирования, что не могло негативно не сказаться на многих стратегиях развития регионов, ибо в них по этой причине имелся несистематизированный характер, и отсутствовала должная научная основа.

Следствием осознания недопустимости подобного положения стал выход федерального закона №172-ФЗ от 28.06.2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Подготовке данного закона предшествовала большая работа ученых и специалистов по конструктивному осмыслению сложившейся практики регионального развития. В 2010 годах эксперты стали единогласно отмечать, что существующие научно-методические положения стратегического планирования на уровне регионов уже не соответствуют современным требованиям, ибо они уже наглядно отстают как от реальных социально-экономических ситуаций в регионах, формирующихся под влиянием рыночных факторов турбулентности мирового хозяйства, так и от новых требований нормативного регулирования.

Все вышеизложенное, несомненно, актуализирует необходимость разработки нового инструментария устойчивого развития пространственных социо-эколого-экономических систем на региональном уровне.

Annotation. Improving the theoretical and methodological provisions of the long-term socio-ecological and economic development of territories is one of the urgent tasks within the framework of the regional economic system.

The transition to market relations has significantly reduced the importance of strategic planning methods, which could not but adversely affect many regional development strategies, because for this reason they had an unsystematic nature and lacked a proper scientific basis.

The consequence of the recognition of the inadmissibility of such a situation was the exit of federal law No. 172-FZ of 06.28.2014. "On strategic planning in the Russian Federation".

The preparation of this law was preceded by a large work of scientists and specialists in constructive reflection on the prevailing practice of regional development. In 2010, experts began to unanimously note that the existing scientific and methodological provisions of strategic planning at the regional level no longer meet modern requirements, because they are already clearly lagging behind both real socio-economic situations in the regions that are formed under the influence of market factors of turbulence in the world economy, and from new regulatory requirements.

All of the above, of course, actualizes the need to develop new tools for sustainable development of spatial so-cio-ecological-economic systems at the regional level.

Ключевые слова: рыночная экономика, социо-эколого-экономическое развитие, регион, стратегическое планирование, государственная региональная политика.

Keywords: market economy, socio-ecological-economic development, region, strategic planning, state regional policy.

Как самостоятельные научные понятия стратегическое управление и стратегическое планирование стали использовать в научном употреблении с целью разделения стратегического и тактического менеджмента в 1950 годах. В специальной научной литературе насчитывается более десяти доминирующих научных школ по проблемам развития стратегического менеджмента. [6] Исследователи отмечают, что ряд школ (дизайна, планирования и позиционирования) сформировали своеобразный скелет, стержень современного стратегического планирования. Последующим школам (предпринимательства, когнитивной, обучения, власти, культуры, внешней среды и конфигурации) пришлось «наращивать» скелет реальными процессами разработки стратегии.

Так, например, основные идеологи школы дизайна - Ф. Селзник, У. Ньюман, К. Эндрюс и другие -ввели понятие «стратегический менеджмент», саму же стратегию они предлагали рассматривать в качестве соотношения внешних возможностей и внутреннего потенциала компании.

Основатель школы планирования - И. Ансофф выдвинул теоретическое положение, в соответствии с которым построение стратегии происходит в ходе структурированного и формализованного процесса, включающего в себя этап постановки задачи, внешний и внутренний аудит, оценка стратегии, создание операций по программированию процесса...

Отличительной особенностью школы позиционирования является концентрация всех ресурсов на задействование конкурентной стратегии. При этом упор делался на три аспекта - лидерство по издержкам, дифференцирование и фокусирование. [17]

Надо отметить, что, хотя в современных реалиях процессы формирования стратегий планирования в методологическом отношении ориентируются на глобализацию и информатизацию, тем не менее, при их разработке довольно активно по сей день используются различные элементы вышерассмотренных школ. [3,8,12,16]

Мировой экономический кризис 1970-х гг. создал объективные предпосылки для популяризации механизмов и методов стратегического планирования в секторе госуправления в США.[15] Более того, в дальнейшем в США для повышения мотивации использования адаптированных элементов стратегического планирования фирм, корпораций и т.д. стали предоставлять хозяйствующим субъектам, имеющим свои стратегические планы, определенные финансовые льготы. [2]

Или другой пример - власти Канады на всех уровнях управления в обязательном порядке требуют соблюдения интересов и бизнеса, и общества и их непосредственного участия в ходе разработки и утверждения стратегического плана социально-экономического развития муниципальных образований.

Надо отметить, что эволюционное развитие механизма долгосрочного управления территориями сопровождалось и изменением понятия «стратегическое планирование». В целом, под планированием принято понимать сам непосредственный процесс разработки, формирования плана. В ходе планирования определяются цели и задачи и процесс их реализации с учетом множества разнонаправленных факторов.

В специальной литературе имеется множество различных характеристик стратегий, в т.ч. таких как конкурентная позиция, комплекс стимулирования и контроллинга персонала, баланс экономических интересов и др. [4,9,14,18]

Обобщение позиций и обоснований различных авторов понятия «стратегия» позволяет понимать под ним совокупность взаимосогласованных по времени и ресурсам мероприятий, которые формируют приоритетные ориентиры развития региона в долгосрочном периоде и учитывают на пути реализации заданных целей возможные угрозы и позитивные изменения окружающей среды.

Стратегии имеют следующие характерные особенности:

- всегда результатом стратегии является разработка механизма достижения приоритетных направлений;

- непосредственно сам процесс разработки стратегии происходит в условиях возрастающей конкуренции и большой неопределенности, что предполагает ее широкую вариативность; [3,5,11]

- постоянная угроза нежелательного воздействия окружающей среды, а также наличие широкого горизонта планирования предполагает необходимость своевременного формирования надлежащих механизмов обратной связи; [15,18]

- стратегическими документами регионального развития надо считать те документы, которые разработаны в соответствии с существующим законодательством, а именно в ФЗ от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В научной литературе имеется множество подходов классификации планирования (планов), в основу которых положены различные идентифицирующие признаки как объект планирования, методы планирования и т.п. С позиции оппортунизма для всех плановых транзакций в качестве определяющего признака выступает соотношение субъекта и объекта планирования, т.е. план разрабатывается для себя и для другого индивида.

Такой подход позволяет отметить ряд видов планирования:

- планирование для себя;

- коллективное планирование;

- планирование по поручению;

- директивное планирование.

Очевидно, что при планировании развития регионов, муниципальных образований, отраслей и т.д. применяются два последних вида планирования.

Бесспорно, так как планирование осуществляют различные персоналии, то это всегда сопровождается определенным присутствием риска субъективности, что не может в той или иной степени не сказаться на реалистичности, адекватности отражения планировщиками цели, задач и механизмов реализации. [3,6,7,13] Такое положение несложно исправить посредством широкого привлечения граждан в планирование (партиципатив-ное планирование).

При директивном планировании в соответствии с действующими правилами и нормами разрабатываются цели и задачи, обязательные для реализации их. Но в условиях рыночных отношений планирование не может быть абсолютно директивным, в связи с чем, оно чаще встречается в смешанном типе планирования. Действительно, мы имеем дело, с одной стороны, с элементами директивного планирования, ибо оно содержит в себе нормативно-правовые обязательства и вообще сама разработка стратегических документов социально-экономического развития территорий закреплена за органами государственной власти.

С другой стороны, стратегическое планирование в современных реалиях должно также быть средством взаимосогласования интересов разных социально-экономических субъектов, начиная от субъектов РФ, предприятиями, социальными группами и даже индивидами.

Вместе с тем, восприятие стратегии только в качестве плана несколько устарело и не отвечает современным требованиям рыночной экономики, ибо эффективное управление предполагает также и результативное поведение, что дополняет и уточняет понятие стратегии.

Анализ эволюции регионального стратегического планирования в современной России позволяет рассмотреть существующие и возможные подходы к налаживанию эффективной практики планирования.

В 2000-х годах научное и экспертное сообщество России организовали широкую дискуссию о возможности и целесообразности возобновления в отечественной практике стратегического планирования. Одни утверждали, что планирование в условиях непредсказуемости чревато большими рисками и потерями, другие -наоборот - доказывали о его необходимости в построении будущего и т.п. В конечном итоге, приказом Мини-

стерства экономического развития РФ от 17.06.2002 №170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» был утвержден Типовой макет программы социально-экономического развития субъекта РФ. Если говорить кратко - положения Типового макета не были жизнеспособными и их механическое перенесение в региональные соответствующие документы было направлено лишь на обеспечение возможностей получения средств из федерального бюджета. Однозначно, что составленные подобным образом вели регионы не к развитию, а к стагнации.

В регионах, в т.ч. в республиках СКФО за разработку региональных стратегий отвечали разные местные органы власти. Документы, при этом, как правило, разрабатывались собственными специалистами, не имеющими соответствующего опыта и, в основном, без аутсорсинга и т.п. (это, в частности, Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на 2002-2006 гг., аналогичные стратегии в РСО-Алания и КЧР).

В 2009-2010 гг. происходит замена основного документа целеполагания с программы социально-экономического развития непосредственно на стратегию развития. Именно в эти годы стали активно говорить о необходимости возрождения института государственного планирования в условиях перехода РФ на новый технологический уклад, что сопряжено также с использованием документов различного горизонта планирования, разработанных на новой методологической основе с целью достижения согласованности и иерархической взаимоувязки элементов системы. [1]

В последующие годы новейшей России удалось сформировать правовую и экономическую определенность касательно реализации стратегического планирования, направленного на изыскание перспективных направлений опережающего развития посредством формирования эффективной отраслевой структуры, построенной на специализации и взаимодополнении отраслей, что должно позволить получить высокую добавленную стоимость и, в конечном счете, повысить качество жизни населения.

Источники:

1. Глазьев С.Ю. О стратегии экономического развития России. - М.: ООН РАН. - 2011. - 192 с.

2. Гумерова А.А. Стратегическое планирование и оценка региональных программ: канадский опыт //Регион: экономика и социология. - 2008. - №2. - С.352-366

3. Жихаревич Б.С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции //Регион: экономика и социология. - 2011. - №1. - С.3-14

4. Климанов В.В., Будаева К.В. Эволюция разработки и содержания документов регионального стратегического планирования в России //Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №40. - С.52-63

5. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

6. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Под ред. Ю. Каптуревского. - СПб: Питер,2002. - 330 с.

7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. -

С.0

10. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

11. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

12. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //TerraEconomicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

13. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). - С. 115-120

14. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

15. Митькин А.Н. Развитие системы государственного стратегического планирования в России //Экономическая наука современной России. - 2008. - №2. - С.55-66

16. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148

17. Портер М. Конкурентная стратегия. Методы анализа отраслей и конкурентов /Пер. с англ. - М.: Альпина Паб-лишер,2011. - 453 с.

18. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - №4(60). - С.121-127

Sources:

1. GlazyevS.Yu. On the strategy of economic development of Russia. - M.: UN RAS. - 2011 .-- 192 s.

2. Gumerova A.A. Strategic planning and evaluation of regional programs: the Canadian experience // Region: economics and sociology. - 2008. - No. 2. - S.352-366

3. Zhikharevich B.S. Strategic planning as a factor in stimulating regional cooperation // Region: economics and sociology. - 2011. - No. 1. - S.3-14

4. Klimanov V.V., Budaeva K.V. The evolution of the development and content of documents of regional strategic planning in Russia // Regional Economics: theory and practice. - 2014. - No. 40. - S. 52-63

5. Mazhigova E.M., Misakov V.S., GoovaR.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

6. Mintzberg G., Alstrand B., Lampel J. School of Strategy. Strategic Safari: A Tour of the Wilds of Management Strategies / Ed. Y. Kapturevsky. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 330 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

9. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

10. Misakov V.S., Bout V.V., AdzhievaA.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

11. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

12. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., KushbokovaR.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

13. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

14. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

15. Mitkin A.N. Development of the system of state strategic planning in Russia // Economic science of modern Russia. -2008. - No. 2. - S.55-66

16. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148

17. Porter M. Competitive Strategy. Methods of analysis of industries and competitors / Per. from English - M .: Alpina Publisher, 2011. - 453 p.

18. CherkesovS.Kh., Misakov V.S., BetrozovM.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.