Научная статья на тему 'Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования'

Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ECONOMIC CRISIS / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / BUDGET / BALANCED DEVELOPMENT / INDICATIVE PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литовка Н. И., Никаева Р. М.

В последние годы особо актуализировалась проблема сбалансированного развития депрессивных регионов. Это требует оперативной разработки федеральных государственных и региональных целевых программ, и инвестиционных проектов, реализация коих способна удовлетворить требования бюджетной, коммерческой и социо-эколого-экономической целесообразности. В этой связи, на наш взгляд, необходимо разработать средства и методы построения сбалансированного развития региональной социо-эколого-экономической системы, позволяющие соблюсти мезоэкономические пропорции, выдерживать параметры индикативного планирования, выполнять налоговые, договорные и прочие обязательства. Пожалуй, в последние годы в нашей стране из-за депрессивного состояния большей части субъектов РФ особо актуализировались поиски путей обеспечения сбалансированного развития территорий. В целом всевозможные подходы к этой актуальной теме исследования можно свести к необходимости надлежащего бюджетного планирования и распределения бюджетных средств. И это понятно, ибо непосредственно сами трансфертные платежи можно рассматривать как один из самых распространенных инструментов, предназначенных, в т.ч., и для устранения всевозможных диспропорций мезои макроэкономического развития. Прежде, чем начать разработку формулировки концептуальных положений сбалансированного развития необходимо сосредоточиться на уточнении предмета исследования. На наш взгляд, одним из наиболее значимых для достижения сбалансированности регионального развития выступают организационно-экономические условия. Речь идет о необходимости, в первую очередь, совершенствования организационных условий ведь не секрет, что до сих пор основами структурного формирования органов государственной исполнительной власти являются административные формы сорокалетней давности. Надо отметить, что сбалансированному развитию территориального развития не всегда уделялось в прежние годы достойного внимания, ибо оно не входило тогда еще в список приоритетных направлений. Как правило, в этот период все внимание органов власти акцентировалось на отраслевое развитие... Все это и позволило сосредоточиться на выбранной нами статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of balanced regional development in the context budget planning

In recent years, the problem of the balanced development of depressed regions has become particularly relevant. This requires the rapid development of federal state and regional target programs, and investment projects, the implementation of which is able to satisfy the requirements of budgetary, commercial, and socio-environmental and economic feasibility. In this regard, in our opinion, it is necessary to develop means and methods for constructing a balanced development of the regional socio-ecological-economic system, allowing to observe mesoeconomic proportions, maintain the parameters of indicative planning, fulfill tax, contractual and other obligations. Perhaps, in recent years, in our country, due to the depressive state of most of the constituent entities of the Russian Federation, the search for ways to ensure balanced development of territories has become particularly relevant. In general, all sorts of approaches to this urgent research topic can be reduced to the need for proper budget planning and budget allocation. And this is understandable, because directly transfer payments themselves can be considered as one of the most common tools designed, including, and to eliminate all kinds of imbalances of mesoand macroeconomic development. Before starting the development of the formulation of conceptual provisions for balanced development, it is necessary to focus on clarifying the subject of research. In our opinion, organizational and economic conditions are one of the most significant for achieving a balanced regional development. We are talking about the need, first of all, to improve the organizational conditions it is no secret that until now the administrative forms of forty years ago are the basis for the structural formation of state executive bodies. It should be noted that the balanced development of territorial development has not always been given worthy attention in previous years, because then it was not yet on the list of priority areas. As a rule, during this period, all the attention of authorities was focused on industry development ... All this allowed us to focus on the article we selected.

Текст научной работы на тему «Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования»

9. Slobodyan S., Voters R. Navigation in the middle of the model DSGE from the main directions of fashion forecast / S. Slobodyan, R. Voters // American economic journal: macroeconomics. 2012. — Vol. 4 (2). — pp. 24-28.

10. Slobodyan S., Wouters R. Education in the DSGE model of medium scale with expectations based on small prediction models / S. Slobodyan, R. Wouters // American Economic Journal: Macroeconomics. — 2012. — Vol. 36 (1). — pp. 26-46.

11. Factors of influence on the formation of economic expectations of the population / P. A. Leshchenko // Scientific notes "Economic sciences". — 2017. — Vol.2. — Issue 2. — p. 92-97.

12. Fasolko, T. M, Semyanchuk, P. N. Modeling the expectations of economic agents in conditions of double insufficiency and debt financing of the national economy / T. M. Fasolko, P. N. Semyanchuk // University scientific notes. — 2017. — № 64. — pp. 334-346.

13. Evans, G. V., Honkapokhya, S. Adaptive Learning and Monetary Policy Development / G. V. Evans, S. Khonkapokhya // Journal of Money, Credit and Banking. — 2003. — Vol. 35. — pp. 122-128.

14. Peseran M. N. Limits of rational expectations / M. N. Resaran. — Oxford: Basil Blackwell, 1987, the same 1989. Vol. 9 (2). — pp. 226-227.

Н.И. Литовка - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика и информатика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

N.I. Litovka - Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Kabardino-Balkarian State University named after V.M. Kokova ";

Р.М. Никаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

R.M. Nikaeva - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Chechen State University.

ОСОБЕННОСТИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ FEATURES OF THE BALANCED REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT

BUDGET PLANNING

Аннотация. В последние годы особо актуализировалась проблема сбалансированного развития депрессивных регионов. Это требует оперативной разработки федеральных государственных и региональных целевых программ, и инвестиционных проектов, реализация коих способна удовлетворить требования бюджетной, коммерческой и социо-эколого-экономической целесообразности.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо разработать средства и методы построения сбалансированного развития региональной социо-эколого-экономической системы, позволяющие соблюсти мезоэкономические пропорции, выдерживать параметры индикативного планирования, выполнять налоговые, договорные и прочие обязательства.

Пожалуй, в последние годы в нашей стране из-за депрессивного состояния большей части субъектов РФ особо актуализировались поиски путей обеспечения сбалансированного развития территорий.

В целом всевозможные подходы к этой актуальной теме исследования можно свести к необходимости надлежащего бюджетного планирования и распределения бюджетных средств. И это понятно, ибо непосредственно сами трансфертные платежи можно рассматривать как один из самых распространенных инструментов, предназначенных, в т.ч., и для устранения всевозможных диспропорций мезо- и макроэкономического развития.

Прежде, чем начать разработку формулировки концептуальных положений сбалансированного развития необходимо сосредоточиться на уточнении предмета исследования. На наш взгляд, одним из наиболее значимых для достижения сбалансированности регионального развития выступают организационно-экономические условия. Речь идет о необходимости, в первую очередь, совершенствования организационных условий - ведь не секрет, что до сих пор основами структурного формирования органов государственной исполнительной власти являются административные формы сорокалетней давности.

Надо отметить, что сбалансированному развитию территориального развития не всегда уделялось в прежние годы достойного внимания, ибо оно не входило тогда еще в список приоритетных направлений. Как правило, в этот период все внимание органов власти акцентировалось на отраслевое развитие... Все это и позволило сосредоточиться на выбранной нами статье.

Annotation. In recent years, the problem of the balanced development of depressed regions has become particularly relevant. This requires the rapid development of federal state and regional target programs, and investment projects, the implementation of which is able to satisfy the requirements of budgetary, commercial, and socio-environmental and economic feasibility.

In this regard, in our opinion, it is necessary to develop means and methods for constructing a balanced development of the regional socio-ecological-economic system, allowing to observe mesoeconomic proportions, maintain the parameters of indicative planning, fulfill tax, contractual and other obligations.

Perhaps, in recent years, in our country, due to the depressive state of most of the constituent entities of the Russian Federation, the search for ways to ensure balanced development of territories has become particularly relevant.

In general, all sorts of approaches to this urgent research topic can be reduced to the need for proper budget planning and budget allocation. And this is understandable, because directly transfer payments themselves can be considered as one of the most common tools designed, including, and to eliminate all kinds of imbalances of meso- and macro-economic development.

Before starting the development of the formulation of conceptual provisions for balanced development, it is necessary to focus on clarifying the subject of research. In our opinion, organizational and economic conditions are one of the most significant for achieving a balanced regional development. We are talking about the need, first of all, to improve the organizational conditions - it is no secret that until now the administrative forms of forty years ago are the basis for the structural formation of state executive bodies.

It should be noted that the balanced development of territorial development has not always been given worthy attention in previous years, because then it was not yet on the list of priority areas. As a rule, during this period, all the attention of authorities was focused on industry development ...

All this allowed us to focus on the article we selected.

Ключевые слова: экономический кризис, региональная экономическая система, бюджет, сбалансированное развитие, индикативное планирование.

Keywords: economic crisis, regional economic system, budget, balanced development, indicative planning.

В современных условиях обеспечить сбалансированное развитие можно посредством задействования в управлении региональной социо-эколого-экономической системы принципа индикативности, позволяющего обеспечить созидательность в реализации заданных целей развития региона посредством взаимодействия госструктур, бизнеса и институтов гражданского сообщества. [3,5,11,17]

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет утверждать, что под сбалансированным развитием, как правило, понимают устойчивое развитие, что не корректно. [6,8,14]

Действительно, суть понятия «устойчивость» сопряжено с сохранением заданного состояния, тогда как сбалансированность предполагает выдержку установленных пропорций, обеспечивающих баланс между фактическим и заданным положением. Отсюда, сбалансированное развитие необходимо рассматривать в виде определенного соотношения между набором разнообразных и разнонаправленных факторов, формирующих в своем взаимодействии систему сбалансированного развития, т.е. заданный результат, к которому нужно стремиться. Исходя из того, что сбалансированное развитие региона необходимо одновременно исследовать в трех аспектах - временный, структурный и целевой, можно утверждать, что рассматриваемый процесс являет собой согласованное взаимодействие разнопрофильных предприятий региональной экономической системы, направленное на обеспечение необходимых пропорций, сформулированных в ходе индикативного планирования с учетом всех интересов участников данного процесса - госструктур, гражданского и бизнес-сообщества.

Этимологический анализ дефиниции «развитие», проведенный в работе [15], позволил авторам систематизировать различные подходы к установлению содержательной части данного понятия на три группы:

- подход, при котором развитие рассматривается как следствие качественных преобразований; [3]

- сторонники второго подхода отождествляют развитие с ростом; [7]

- сторонники третьего подхода экономический рост рассматривают как фактор развития. [17]

Обобщение, структурирование и систематизация наиболее популярных подходов к установлению сущности понятия «развитие» позволил выделить некоторые его принципиальные особенности:

- «развитие» отлично от «роста» тем, что предпринимательский тип поведения более приоритетен в сравнении с приростным;

- в развитии весь акцент приходится на способности предприятия как системы к саморазвитию;

- развитие происходит в результате целенаправленного взаимодействия множества социальных и экономических факторов.

Как видно из вышеизложенного, для достижения сбалансированного развития региона необходимо обеспечить комплексное взаимодействие материальных активов, финансовых ресурсов, информационных активов, институтов, человеческого и социального капитала, природных факторов.

При формировании условий для сбалансированного развития субъекта РФ целесообразно завершить социально-экономические трансформации касательно относительной дематериализации материальных активов; перехода от концентрации производственных факторов в пространстве к концентрации их во времени, перехода от передачи преимущественно их информационных образцов и др. [6]

Сбалансированность развития региональной социо-эколого-экономической системы зависит от эффективности целенаправленного взаимодействия целой совокупности разнонаправленных факторов и условий. Для анализа факторов существует множество методов исследования, в т.ч. метод экспертных оценок. Данный метод позволяет довольно обоснованно (правда, с оговоркой, что в случае согласованности действий экспертов на основе значения коэффициента конкордации больше 0,5) оценивать значение (обособленно) по каждому отдельному фактору и рассчитать окончательный рейтинг рассматриваемых факторов (инновационных, моти-вационных, нормативно-правовых, политических, финансово-экономических, управленческих и иных).

При анализе, например, финансово-экономических факторов развития депрессивных республик Северного Кавказа надо отметить, что эти регионы не имеют надлежащих условий для мобилизации финансовых ресурсов. Более того, у них крайне ограниченные условия для формирования этих ресурсов, ибо депрессивные республики не располагают крупными отраслями, и даже предприятиями, способными выступать в качестве источников формирования внутренних финансовых средств. [2,3,12] Очевидно, что здесь малоземельным, трудоизбыточным, депрессивным республикам не обойтись без соответствующей государственной поддержки путем выделения этим регионам бюджетных инвестиций и субсидий. Региональные бюджеты отражают возможности государственного воздействия на инвестпроцессы в регионе и преследуют, в основном, такие цели, как поддержка приоритетных региональных инвестиционных проектов, финансирование неэффективных, но при этом, социально-значимых для региональной экономической системы проектов.

Но при принятии решений о поддержке приоритетных отраслей нельзя обойтись только лишь доминирующими участниками региональной экономики - необходимо заботиться и о хозяйствующих субъектах малого бизнеса, которые «цементируют» экономику территории. Но на первом этапе восстановления депрессивной экономики и формирования условий для ее сбалансированного развития необходимо, помимо преимущественной поддержки бизнес-структур, реализующих основные конкурентные преимущества территории, осуществить ин-ституализацию бизнеса, т.е. сформировать некоторое множество взаимосопряженных бизнес-единиц, реализующих одну и ту же задачу, содействовать формированию и популяризации внешних эффектов бизнеса, поддерживать перспективные виды бизнеса. [1,7,9,15]

Насколько эффективной окажется деятельность региональных органов власти (в т.ч. и в части формирования и распределения финансовых ресурсов территории) отчетливо покажет достигнутая динамика особого ме-зоэкономического показателя - социально-экономического потенциала региона.

В депрессивных республиках в оперативном порядке необходимо разработать ключевую составляющую региональной социо-эколого-экономической политики - инвестиционной политики. Она состоит в обоснованной и целенаправленной деятельности госструктур по обеспечению воспроизводства региональной экономики и разрешения социо-эколого-экономических проблем.

Значительное разнообразие и асимметричность стартовых условий для развития регионов заставляет выделять особую роль задействования выверенной региональной инвестиционной политики. Реализацию инвестиционной политики региона можно осуществлять во многих направлениях, в т.ч., например, для обеспечения и повышения инвестиционной активности в региональной экономической системе, задействовании зарубежных инвестиций, улучшения инвестиционного климата и др. Но надо также учитывать, что улучшить инвестиционный климат, т.е. сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить его инвестиционную привлекательность можно лишь ростом инвестиционного потенциала исследуемого региона и снижением возможных инвестиционных рисков. [8,11,17]

При разработке структуры инвестиционной политики региона необходимо придерживаться следующих принципов:

- рационально перераспределять ресурсы с обязательным учетом экономической целесообразности и возможностей соблюдения инновационности и других стратегических интересов;

- добиться оптимального сочетания долговременных высокотехнологичных проектов с высокоэффективными (т.е. с быстрой окупаемостью) проектов;

- сформировать систему взаимоувязанных приоритетов и интересов, вызывающих агрегированный спрос в смежных производствах;

- стремиться интегрировать научную, научно-техническую, инновационную и образовательную виды деятельности. [15,18]

Анализ факторов и условий достижения сбалансированного развития региональной социо-эколого-эко-номической системы показывает, что в условиях российской действительности, глобализационных воздействий и экономических санкций единственным выходом для восстановления экономики депрессивных регионов и формирования благоприятных условий обеспечения сбалансированности и устойчивости развития является необходимость проведения либерально-консервативной политики, ориентированной на построение собственной финансовой системы с предоставлением преференций для своих финансовых резидентов. Также необходимо сформировать рыночную структуру и развивать конкурентные условия, благоприятные для российских товаропроизводителей, совместно развивать традиционные и инновационные отрасли, внутренний и высокотехнологичный спрос.

Источники:

1. Алексеенко Н.В. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. // Экономика и организация управления. - 2009. - №2. - С. 50-60

2. Бетрозов М.Х., Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Государственное регулирование и стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - №

3. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития /Международный фонд Н.Д. Кондратьева. - М.: ВлоДир,2014. - С. 23-41

4. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.

5. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятием // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

6. Мельник Л.Г. Управление социально-экономическим потенциалом устойчивого сбалансированного развития региона // инновационная Россия: опыт регионального развития. - Курск: КГТУ,2009. - С. 33-42

7. Минаев Э.С. Управление производством и организациями. - М.: Инфра-М.2012. - С. 177-192

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - № 3. - С. 16.

9. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда // Бухгалтерский учет. - 1986. - № 12. - С. 0.

10. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы: Монография. - Нальчик: Эл-Фа, 1996. - 340 с.

11. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

12. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.

13. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 5 (55). - С. 115120.

14. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - № 3 (71). - С. 143-148.

15. Полозова А.Н. Инструментарий управления развитием перерабатывающих предприятий. - Воронеж: ЦНТИ,2008. - 162 с.

16. Преображенский Б.Г. Контент-анализ развития экономики России на фоне тенденций мировой экономики // Регион: системы, экономика, управление. - 2013. - №4. - С. 202-218

17. Табачникова М.Б. Теоретические концепции эволюционных изменений социально-экономических систем // Проблемы региональной экономики. Вестник ЦИРЭ. - Воронеж,2005. - Вып.6. - С. 19-23

18. Шишов А.К. Изменение - основа развития предприятий // Экономика и производство. - 2005. - №4. - С.

32-35

Sources:

1. Alekseenko N. V. Management of sustainable development of industrial enterprises. // Economics and management organization. - 2009. - No. 2. - S. 50-60

2. Betrozov M.Kh., Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. State regulation and strategic priorities for ensuring economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No.

3. Glazyev S. Theory of long-term technical and economic development / International Fund N.D. Kondratiev. - M .: VloDir, 2014. - S. 23-41

4. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to managing the innovative potential of an industrial enterprise // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 123-125.

5. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

6. Melnik L.G. Management of socio-economic potential of sustainable balanced development of the region // Innovative Russia: experience of regional development. - Kursk: KSTU, 2009. - S. 33-42

7. Minaev E.S. Production and organization management. - M .: Infra-M. 2012. - S. 177-192

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.

9. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. - 1986. - No. 12. - S. 0.

10. Misakov V.S. Theory and practice of analysis of the competitiveness of a company: Monograph. - Nalchik: El-Fa, 1996

.-- 340 p.

11. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

12. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-2. - S. 28-32.

13. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S. 115-120.

14. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148.

15. Polozova A.N. Toolkit for managing the development of processing enterprises. - Voronezh: CSTI, 2008. - 162 p.

16. Preobrazhensky B.G. Content analysis of the development of the Russian economy against the backdrop of global economic trends // Region: systems, economics, management. - 2013. - No. 4. - S. 202-218

17. Tabachnikova M.B. Theoretical concepts of evolutionary changes in socio-economic systems // Problems of the regional economy. Bulletin of the Center. - Voronezh, 2005. - Issue 6. - S. 19-23

18. Shishov A.K. Change is the basis of enterprise development // Economics and Production. - 2005. - No. 4. - S. 32-35

Н.А. Лытнева- д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Орловский государственный институт экономики и торговли, [email protected],

N.A. Lytneva - Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Oryol State Institute of Economics and Trade;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.