Всероссийский журнал_114
Главное стартовое условие для реализации принципов бережливого производства - готовность предприятия к переменам. Важно, чтобы руководство и персонал осознавали необходимость в повышении качества своей продукции или услуги. Каждая компания уникальна и все принципы концепции должны применяться по-разному с учетом специфики отрасли производства и ресурсов. Процесс внедрения всех принципов не быстрый и нужно начинать с принципов, которые инициаторы готовы реализовывать в данный момент.
Устойчивое развитие страны, регионов, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды [3].
Источники:
1. Кудряшов А. Бережливое производство. Проблемы внедрения // Журнал «ЮНИДО в России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unido-russia.ru/archive/num6/art6_14/ (дата обращения: 20.12.2018).
2. Мирошниченко М.А. Современная концепция системы менеджмента качества: Учебное пособие. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012. 132 с.
3. Мирошниченко М.А., Кузнецова К.А., Шиянова А.А. Документационное обеспечение бережливого производства в рамках повышения качества в условиях цифровой экономики/ Вестник Академии знаний: научный журнал. 2018. № 28(5), С. 258 - 266.
4. Мирошниченко М.А., Трубенкова И.В. Эволюционный характер изменений воспитания культуры бережливости в инновационной экономике. Журнал Вестник Академии знаний. 2018. № 28(5), С. 251- 258.
5. Пашков П.И Бережливое производство: стандартные инструменты и нестандартные решения // Методы менеджмента качества, 2018. №6. С.20 - 24.
6. Datta, M. Head of plan A delivery, Marks & Spencer's worldwide properties. - Interview with Jaideep Prabhu, May 9th
2014.
7. Faber, E., CEO, Danone. - E-mail exchange with Navi Radjou, August 2014.
Sources:
1. Kudryashov А. Berezhlivoe proizvodstvo. Problemy vnedreniya // ZHurnal «YUNIDO v Rossii» [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.unido-russia.ru/archive/num6/art6_14/ (data obrashheniya: 20.12.2018).
2. Miroshnichenko М.А. Sovremennaya kontseptsiya sistemy menedzhmenta kachestva: Uchebnoe posobie. - Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2012. 132 s.
3. Miroshnichenko MA., Kuznetsova К.А., SHiyanova А.А. Dokumentatsionnoe obespechenie berezhlivogo proizvodstva v ramkakh povysheniya kachestva v usloviyakh tsifrovoj ehkonomiki/ Vestnik Аkademii znanij: nauchnyj zhurnal. 2018. № 28(5), S. 258 - 266.
4. Miroshnichenko MA., Trubenkova I.V. EHvolyutsionnyj kharakter izmenenij vospitaniya kul'tury berezhlivosti v inno-vatsionnoj ehkonomike. ZHurnal Vestnik Аkademii znanij. 2018. № 28(5), S. 251- 258.
5. Pashkov P.I Berezhlivoe proizvodstvo: standartnye instrumenty i nestandartnye resheniya // Metody menedzhmenta kachestva, 2018. №6. S.20 - 24.
6. Datta, M. Head of plan A delivery, Marks & Spencer's worldwide properties. - Interview with Jaideep Prabhu, May 9th 2014. '
7. Faber, E., CEO, Danone. - E-mail exchange with Navi Radjou, August 2014.
Р.Д. Мовсаров - к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (89286944041, [email protected]),
R.D. Movsarov, Ph.D., Associate Professor of the Department "Enterprise Economics" FSBEI of HE "Chechen State University";
Р.А. Хисимиков - магистр Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (89286944041, [email protected]),
R.A. Hisimikov, Master of Science, Institute of Economics and Finance FSBEI of HE "Chechen State University".
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕГАПОЛИСОВ SOME ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING OF MEGAPOLISES
Аннотация. Одна из важнейших составляющих в развитии постиндустриального общества принадлежит крупным городам и мегаполисам. Они отличаются, как правило, довольно развитой производственной и социальной инфраструктурой, концентрирующей наукоемкие технологии, имеют высокую степень информации и высший инновационный потенциал. Вместе с тем, необходимо постоянно совершенствовать методы управления региональными и городскими хозяйственными комплексами.
В условиях мегаполиса крайне недопустимо пренебрегать фазами экономического подъема, устойчивого развития, спада и кризисов в условиях таких сложнейших структур, какими обладают мегаполисы. В России один официально признанный ООН (в 2010 г.) мегаполис - это Москва. Колосальный и довольно эффективный опыт управления ее территориальным хозяйственным комплексом, бесспорно, представляет большой интерес для других крупнейших городов и мегаполисов.
Отсюда, нарастает важность рассмотрения стратегического планирования социо-эколого-экономиче-ского развития мегаполисов на инновационной основе, ибо они имеют важнейшие ресурсы сбалансированного и устойчивого развития - инновации и интеллектуальный капитал.
Роль и значимость мегаполисов как субъектов финансово-экономической деятельности неуклонно повышается.
Annotation. One of the most important components in the development of a postindustrial society belongs to large cities and megalopolises. They differ, as a rule, in a fairly well-developed industrial and social infrastructure that concentrates high-end technologies; they have a high degree of information and the highest innovative potential. At the same time, it is necessary to constantly improve the management methods of regional and city economic complexes.
Under the conditions of a megapolis, it is extremely unacceptable to neglect the phases of economic growth, sustainable development, recession and crises in such complex structures as megacities possess. In Russia, one officially recognized UN (in 2010) metropolis is Moscow. A colossal and rather effective experience in managing its territorial economic complex is undoubtedly of great interest to other major cities and megalopolises.
Hence, the growing importance of considering the strategic planning of the socio-ecological and economic development of megacities on an innovative basis, because they have the most important resources for balanced and sustainable development - innovation and intellectual capital.
The role and importance of megacities as subjects of financial and economic activity is steadily increasing.
Ключевые слова: Глобализация, мегаполисы, концентрация, ресурсы, конкуренция, стратегия, планирование.
Keywords: Globalization, megacities, concentration, resources, competition, strategy, planning.
Сосредоточение финансовых, трудовых и других ресурсов в ограниченном пространстве является типичным примером территориальной глобализации.
В соответствии с определением ООН к мегаполисам относятся крупные городские агломерации с численностью населения более 10 млн. человек.
Мегаполисы образуются путем агломерационного формирования (agglomerare - присоединение, накапливание), т.е. слияния многих населенных пунктов и даже городов в единое городское поселение.
В ходе определения понятия «формирование мегаполиса» часто утверждается, что его надо рассматривать в виде процесса перехода городских агломераций в единые городские поселения. Вместе с тем, это не так, ибо мегаполисное развитие не является непосредственным переходом агломераций в мегаполисное поселение вследствие того, что подобный тип расселения (агломерация) не решает проблемы обеспечения жизнедеятельности общества. Более того, в агломерации всегда присутствуют социально-экономические различия между городами и остальными населенными пунктами, прилежащими к зоне агломерированного расселения. К тому же, ни одна агломерация не являет собой целостное социально-экономическое единство, т.к. находится в ведении многих органов управления.
В связи с вышеизложенным, Москву нельзя считать агломерацией - это скорее московский мегаполис в пределах административной территории города. [1,14]
В сегодняшних реалиях отчетливо проявляется необходимость в предвидении и формировании образа будущего перспективного развития крупных мегаполисов и среды действий по их развитию. Люди существуют, живут и развиваются в разнообразных взаимоотношениях с другими людьми, в составе определенных ячеек общества. В ходе прогнозирования будущего состояния экономики, общества и их структур необходимо изыскать пути решения имеющихся проблем и противоречий в обществе, минимизировать последствия кризисов, сформировать конкурентные преимущества в мировых процессах.
Однозначно, что прогнозирование должно строиться с учетом законов непрерывного прогресса, естественных фаз развития социо-эколого-экономических процессов, инновационных обновлений и др.
В числе главных компонентов, определяющих общее положение и особенности стратегического планирования и управления касательно крупных мегаполисов - новых сложных социально-экономических систем, можно отнести следующие:
- цели и средства их достижения;
- время и средства на решение поставленных целей;
- пространственная структура системы.
При выборе окончательного варианта генеральной цели определяется (уточняется) миссия города-мегаполиса. После определения генеральной цели разрабатывают подцели и общие задачи, имеющие устойчивый характер. При таком подходе стратегия мегаполиса являет собой общее направление, в котором проявляются приоритетные пути достижения целей.
Ансоф И. заложил методологическую базу понятия и сущности стратегического планирования, убедительно продемонстрировал принципиальные отличия данного вида планирования от долгосрочного планирования. При использовании долгосрочного планирования ожидаемое предсказывается экстраполяцией на основе сформировавшихся трендов роста. Такой подход позволяет зафиксировать неизменность положительности динамики прогнозных значений, не учитывая слабоструктурированные и неструктурированные проблемы. В случаях, когда невозможно количественно описать проблемы, в инструментариях стратегического планирования используют ситуационный и сценарный методы.
Слабой стороной долгосрочного планирования является его сопряженность лишь с определенным временным горизонтом планирования. [9,10,15] При этом отсутствует направленность изменения поведения объекта планирования.
Всероссийский журнал_116
И наоборот, стратегическое планирование не имеет временных ограничений и направленно на установление важных для экономики изменений, которые приводят к преобразованиям структуры ее отраслей. В ходе этого вида планирования плановый горизонт имеет ограничения не временного характера, а результативного в развитии экономики.
Базой стратегического планирования является системный подход, акцентирующий на формирование конкурентных преимуществ объекта планирования, учет приоритетности в целеполагании.
Несмотря на выраженные преимущества стратегического планирования перед иными системами управления, в отечественной практике этот вид управления, в основном, применяется в коммерческих структурах. Однако, в последние 2-3 года касательно экономических систем федерального и регионального уровня уже имеются определённые сдвиги в задействовании модели стратегического планирования, в частности, разработан свод законов, которые закрепляют нормативно-правовую базу и др. [2,6,7,16]
Для осуществления необходимых перемен и реализации задач стратегического планирования необходимо:
- внедрить новые технологии, открывающие прорывные производственные возможности;
- догнать показатели городов-лидеров индустриально развитых стран в социально-экономической, производственной, демографической сферах;
- оздоровить окружающую среду;
- осуществить информатизацию общества, его жизнедеятельности;
- реорганизовать и перераспределить полномочия и ответственность внутри органов исполнительской власти;
- ликвидировать нерентабельные производства;
- проектировать и создавать новые отрасли;
- оптимизировать техническую структуру экономики;
- готовить кадры с рыночным мышлением. [4,8,11,13]
Результаты стратегического планирования развития мегаполисов будет успешным, если само планирование органично встроено в отрегулированную общую систему научно-обоснованного предвидения и стратегического управления устойчивым развитием социо-эколого-экономических процессов.
Надо отметить, что, несмотря на наличие множества отечественных теоретических и даже фундаментальных разработок касательно понятия «стратегическое планирование», тем не менее, оно все еще находится вне правового поля. И это при том, что оно полновесно используется в специальной литературе, научных исследованиях и аналитических разработках. [2,3,5,12]
Стратегическое планирование крупного мегаполиса закрепляет принятие решения о приоритетах и определяет приоритетные направления и способы их реализации с учетом общенациональных интересов и объективных условий развития. Таким же образом формируются и региональные программы, и проекты. Такой подход дает возможность сконцентрировать все ресурсы мегаполиса на осуществление приоритетов, привлекая к этому бизнес-структуры и гражданское общество.
Исследуя взаимосвязь в процессе стратегического планирования и регулирования социо-эколого-эконо-мического развития мегаполиса, надо рассмотреть такие индикативные планы на годовой и среднесрочный периоды. Их применение позволяет добиться сбалансированного и устойчивого развития социо-эколого-экономи-ческой системы мегаполиса посредством использования системы балансов и индикаторов. Развитие Москвы -первого российского мегаполиса - происходит с учетом утвержденных национальных приоритетов Российской Федерации. Конкурентные преимущества и проблемные зоны мегаполиса зависят от специфики и масштабности города, функциональной структуры его экономики, особенностей его жизнедеятельности...
Современный мегаполис - каковым и является Москва, выступает сердцевиной деловых, финансовых, образовательных, политических и культурных центров. Все это позволяет городу перейти на новый качественный уровень, характерный для постиндустриальной экономики, привлечь серьезные бизнес-структуры.
Функциональная структура экономики крупного мегаполиса состоит из трех блоков - производство, услуги, обеспечение жизнедеятельности.
Для любого мегаполиса характерно размещение продвинутых научно-образовательных комплексов на своей территории, которые притягивают молодежь с высшим уровнем образования и т.д. Посредством предоставления современных образовательных услуг подготавливаются высококвалифицированные специалисты для инновационного производства. Конкурентные преимущества мегаполиса также проявляются и в выраженном интеллектуальном потенциале, что крайне необходимо для ускоренного перехода к постиндустриальной экономике.
Вместе с тем, надо особо отметить, что крупные промышленные мегаполисы России последние десятилетия практически не видели существенную технологическую модернизацию, в них наблюдается повышенная экологическая нагрузка, высокие риски техногенных катастроф и т.п., что сопряжено с острой необходимостью осуществления дополнительных дорогостоящих природоохранных и иных мероприятий. На все это требуются значительные энергетические и сырьевые ресурсы, которых в этих городах в принципе и нет.
Все это не может также не сказаться на конкурентоспособности промышленного производства, вслед-ствии чего эти производства выводят из города в другие территории, что в свою очередь, препятствует притоку инвестиций в промышленный сектор.
Чтобы как -то компенсировать эти экономические потери, во многих городах-миллиониках центр тяжести смещают в сторону градостроительного комплекса с активным задействованием компаний непроизводственной сферы. Так, например, в мегаполисе Москва интенсивно развивается банковская сфера и сфера услуг, в первую очередь, торговля с применением информационно-коммуникационных технологий. Примечательно - в структуре ВРП г. Москва услуги превышают 80%, в Санкт-Петербурге - 60%.[12]
Близлежащие к мегаполису территорий являются основным источником трудовых и иных ресурсов. При этом, присутствие постоянного и даже повышенного спроса на продукцию мотивирует инвестиционное развитие смежных территорий. При этом, надо отметить, что показатели агропромышленного производства в прилегающих районах Московской области в два раза превышают, чем отдельных регионах.[15]
Московский мегаполис, будучи объектом стратегического планирования, является структурно дифференцированным по функциональному основанию и административно-территориальной организации, структурными составляющими которой выступают муниципальные образования. Ядром субъекта стратегического планирования развития столичного мегаполиса является Правительство г. Москвы (высший орган исполнительной власти). Для рассматриваемого мегаполиса большую значимость составляют взаимодополняющие друг друга рыночные и административные отношения, определяющие стиль организации его жизнедеятельности. [1,14] Новый подход к совершенствованию методологии стратегического планирования требует:
- определить систему общенациональных целей, соответствующих долгосрочным национальным интересам социо-эколого-экономического развития страны;
- выявить путем долгосрочного прогнозирования вектор цикличной динамики экономики, социальной инфраструктуры, регионального и инновационного развития и т.п.;
- выбрать стратегические приоритеты и их методы их реализации посредством разработки стратегических планов.
В мегаполисе имеются свои ярко выраженные конкурентные преимущества, в т. ч. наличие высокой концентрации научно-образовательного потенциала, развитой системы торговли и услуг, административного ресурса, крупных финансовых структур, высокого уровня жизни горожан.
Вместе с тем, надо также отметить и ограниченность территории с очень высокой плотностью населения, чрезмерной экологической нагрузкой, необоснованно завышенной стоимостью объектов недвижимости, высокой концентрацией объектов, несущих потенциальную техногенную опасность.
Следующей особенностью мегаполиса является то, что они характеризуются территориями опережающего экономического развития. Концентрация сервисных функций и устойчивое развитие индустриальных производств формируют высокие темпы роста. Нам представляется, что мегаполисы «подталкивают» экономику страны на инновационный тип развития, что требует разработки особых механизмов их развития как структурного элемента национальной инновационной политики.
Для осуществления инновационной политики в мегаполисах необходимо задействовать функциональную генерацию и распространять знания, производство продукции и услуг...
Практика показывает, что применяемые в крупных мегаполисах РФ системы стратегического управления социо-эколого-экономическим развитием городов, построенные на прогнозах и разработке программ развития, оказались неэффективными.
Социально-экономическое положение в стране требует реализации нового научно-обоснованного комплекса мероприятий, которые позволят придать динамичность устойчивому развитию инновационного и социально-экономического потенциала страны и ее регионов. Бесспорно, в этих условиях повышается ответственность государственных структур за те решения, которые принимаются в долгосрочной перспективе.
Источники:
1. Боголюбов В.С. Актуальные проблемы крупных городов/Санкт-П.б. ГИЭА. - СПб. - 2007.-187с.
2. Дорогов Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона //Проблемы теории и практики управления. - М.: 1998. -№3- С. 18-27.
3. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс. 1982.
4. Колесникова Н. Крупнейшие города и столицы мира. Социально-экономический аспект. /М.: 2014. - 280 с.
5. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152155.
6. Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства//Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.
7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
8. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.
9. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях//Нальчик, 1991.
Всероссийский журнал_118
10. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.
11. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.
12. Москва в цифрах [электронный ресурс]
13. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143148.
14. Постановление Правительства Москвы от 26. 06. 2007 г.- №513 - ПП «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года»
15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.
16. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасно-сти//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.
Sources:
1. Bogolyubov V.S. Actual problems of major cities / St. Petersburg. GIEA. - SPb. - 2007.-187с.
2. Dorogov N. Justification of the choice of the economic strategy of the region // Problems of the theory and practice of management. - M .: 1998. -№ 3- p. 18-27.
3. King W., Cleland D. Strategic planning and business policy. M .: Progress. 1982
4. Kolesnikova N. The largest cities and capitals of the world. Socio-economic aspect. / M .: 2014. - 280 p.
5. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.
6. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.
7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
8. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.
9. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.
10. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.
11. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.
12. Moscow in numbers [electronic resource]
13. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.
14. Resolution of the Government of Moscow of 26. 06. 2007 - No. 513 - PP "On the development strategy of the city of Moscow for the period until 2025"
15. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.
16. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh.
Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.
А.А. Москаленко - кандидат экономических наук, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию ПАО «ЛУКОЙЛ», e-mail: [email protected],
АЛ. Moskalenko - candidate of Economics, Human Resources Management and Organizational Development PJSC LUKOIL
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ И ОПЫТА STRATEGIC ALLIANCE AS A TOOL TO PURCHASE INNOVATIVE KNOWLEDGE AND EXPERIENCE
Аннотация. В статье представлены в системном виде факторы, оказывающие влияние на кадровый потенциал нефтегазодобывающих компаний. Реформирование системы образования является одним из ключевых факторов, повлиявших на сформировавшуюся на сегодняшний день тенденцию нехватки высококвалифицированных кадров в отрасли. Поиск решения данной проблемы целесообразно осуществлять в плоскости объединения усилий образовательных учреждений и работодателей. Усиление взаимодействия с высшими учебными заведениями должно быть направлено на решение вопросов кадрового обеспечения квалифицированными специалистами, способными разрабатывать и принимать инновационные решения. Мировой опыт демонстрирует эф-