DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_2_185 УДК 343.3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Гедугошев Ратмир Русланович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Корсаков Юрий Викторович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected]
Абазова Марьяна Вячеславовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, член предметно-цикловой комиссии по экономике и праву, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются основные направления противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях. Отмечается, что всплеск данных преступлений и многочисленность жертв вызывают беспокойство у всего мирового сообщества, что отсутствует апробированный план действий по борьбе с данным феноменом, когда каждая страна самостоятельно занимается урегулированием указанной проблемы. Делается акцент на том, что большая часть террористических преступлений совершается по мотивам экстремистского содержания, что детерминирует экстремизм ресурсной базой для терроризма. Делается вывод, что необходимо сосредоточение международных усилий на вопросах выявления и пресечения финансовой и материальной поддержки терроризма и экстремизма.
Ключевые слова: терроризм; экстремизм; противодействие; преступление; угроза; оперативно-розыскная деятельность.
UDC 343.3
THE MAIN DIRECTIONS OF COUNTERING TERRORISM AND EXTREMISM IN MODERN CONDITIONS
Gedugoshev Ratmir Ruslanovich,
Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Korsakov Yuri Viktorovich,
Senior Lecturer, Department of Fire Training, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected]
Abazova Maryana Vyacheslavovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Member of the Subject-Cycle Commission on Economics and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the main directions of countering terrorism and extremism in modern conditions. It is noted that the surge in these crimes and the large number of victims cause concern among the entire world community, that there is no approved plan of action to combat this phenomenon, when each country independently deals with the settlement of this problem. The emphasis is made on the fact that most of the terrorist crimes are committed based on extremist content, which determines extremism as a resource base for terrorism. It is concluded that it is necessary to focus international efforts on the issues of identifying and suppressing financial and material support for terrorism and extremism.
Keywords: terrorism; extremism; opposition; the crime; a threat; operational search activity.
Терроризм и экстремизм короткий срок превратились в одну из глобальных проблем современности. Небывалый всплеск данных преступлений и многочисленность жертв вызывают беспокойство у всего мирового сообщества. Ненависть экстремистов и террористов наносит огромный моральный и материальный ущерб национальной безопасности любого государства. Террористическим группировками во всем мире за последние десять лет совершено более двадцати тысяч преступлений. Угроза международного терроризма и экстремизма не теряет своей актуальности, более того, ее отличает потенциал к развитию. Российскому терроризму также присуща динамика [2; 10].
Особую досаду вызывает отсутствие на мировой арене апробированного плана действий по борьбе с данным феноменом, когда каждая страна самостоятельно занимается урегулированием указанной проблемы. Необходимо также добавить, что большая часть террористических преступлений совершается по мотивам экстремистского содержания, что детерминирует экстремизм ресурсной базой для терроризма.
Масштабные изменения в политической и социально-экономической жизни современной России актуализировали проблему терроризма и экстремизма. Это привело к активизации вербовочной деятельности международных террористических и экстремистских организации на территории Российской Федерации. Отсюда назрела необходимость решения вопросов, связанных с незамедлительным реагированием на возникающие экстремистские и террористические угрозы. Соответственно масштабность последствий данных преступлений обусловила высокую степень общественной опасности, источаемой данными угрозами [1; 9; 10].
Анализ данного феномена отчетливо свидетельствует, что главным детерминантом их роста выступает уровень финансирования, прежде всего, от транснациональных груп-
пировок. Сказанное обусловливает необходимость сосредоточения международного усилия на вопросах выявления и пресечения финансовой и материальной поддержки терроризма и экстремизма.
Динамика потребностей человека связана с обеспечением национальной безопасности, где наиболее остро выделяется угроза терроризма и экстремизма. Результативность антитеррористической политики любого государства во многом связана с правильно выстроенной моделью профилактической деятельности. Вместе с тем политико-правовая система определят активность антитеррористической политики. Относительно современной национальной правовой системы следует отметить, что ее модернизация продиктована масштабами разрастания террористических и экстремистских угроз. Правовому обеспечению подлежат слабоэффективные правоотношения, в числе которых главное место занимают новые формы осуществления антитеррористической и антиэкстремистской функции государства. По нашему мнению, указанные функции подлежат защите, прежде всего в отношении социального мира, иначе отсутствие правового регулирования данного вопроса приведет к «оттягиванию» внимания от духовной и психологической безопасности индивида, которые и является основным объектом посягательства для деструктивной деятельности террористических и экстремистских группировок и сект. Отсюда, актуализируется необходимость информационного противодействия террористическим и экстремистским угрозам, что составляет одну из профилактических мер [1; 6].
Изложенное свидетельствует, что эффективное воздействие на криминогенные явления в рассматриваемой сфере оказывает оперативно-розыскная деятельность, которая обладает способностью подорвать экономическую основу терроризма и экстремизма. Она осуществляется посредством
документирования преступной деятельности террористов и экстремистов и имеет основную направленность на установление конкретных намерений и умыслов организованных преступных организаций и группировок. Вместе с тем хотим отметить, что Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» регламентирована «обязанность сотрудников полиции принятия мер предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности, осуществляемой общественными объединениями, религиозными и иными организациями и гражданами. Вместе с тем сотрудники полиции должны принимать участие в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечивать защиту потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан».
Борьба с терроризмом и экстремизмом представляет собой систему мер наказания, уголовно-процессуального принуждения и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на минимизацию данного явления и ликвидацию его последствий. Четко налаженная и согласованная деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, а вместе с тем скоординированная работа оперативно-технических, оперативно-розыскных, оперативно-поисковых групп являются залогом эффективного предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений террористической и экстремистской направленности. Указанные преступления с каждым годом претерпевают значительные трансформации и серьезные качественные преобразования в разрезе их организации и структуры [3; 5; 7].
Сегодня терроризм и экстремизм, достигнув общепланетарных масштабов, играют роль особого «социально-политического феномена, пропагандирующего нелегитимное насилие и насаждение идеологии нетерпимости по отношению к представителям другой национальности, расы, конфессии, социальной группы. Структурное развитие террористических и экстремистских организаций происходит по пирамидально-сетевой форме. Особой чертой данных феноменов выступает высокий уровень анонимности и автономности, способность к самовоспроизводству и приспосабливаемость к новым условиям» [6].
Отечественная правоохранительная практика обладает значительным опытом по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В качестве основной формы пресечения террористических актов широкое распространение получило введение режима контртеррористической операции (КТО), в рамках которого осуществляется «комплекс специальных, оперативно-боевых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию его исполнителей (террористов), обеспечению безопасности мирных граждан, а также минимизация или ликвидация последствий террористического акта» (Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).
Особой значимостью при реализации вопросов общественной безопасности обладает профилактическая деятельность, которая является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Однако нельзя не замечать факторы, оказывающие негативное влияние на ситуацию в области противодействия терроризму и экстремизму, главными из которых являются относительная удаленность от федеральных органов власти, социальный состав населения и некоторые исторические предпосылки. Совокупность указанных обстоятельств принимается во внимание при разделении сфер полномочий между Россией и органами местного самоуправления в вопросах регламентации участия каждого из них в указанных мероприятиях [4; 7].
Анализ функций органов местного самоуправления в вопросах противодействия терроризму и экстремизму свидетельствует о том, что для решения обозначенных проблем в муниципальных образованиях должны осуществлять действия национальные антитеррористические комиссии, направленные на планирование и проведение антитеррористических мероприятий. Однако следует понимать, что деятельность указанных комиссий не ориентирована на замещение функций органов местного самоуправления. Напротив, решаемые антитеррористическими комиссиями задачи направлены на обеспечение согласованного участия органов местного самоуправления в противодей-
ствии терроризму и экстремизму, а также на исполнение детализированных профилактических мероприятий на территории субъекта, ограниченного конкретным муниципальным образованием [4; 8]. Однако раскрывая сферу полномочий органов государственной власти в области противодействия терроризму и экстремизму, следует отметить их принадлежность по большей части к правоохранительной системе.
Таким образом, обобщая детерминанты и концепты распространения терроризма и экстремизма, следует руководствоваться таким положением - профилактика является самым эффективным способом предупреждением их проявлений. Однако сегодня очень часто мы можем наблюдать, что профилактика ограничивается проведением формальных мероприятий, которые не приносят никакого эффекта. К решению данной проблемы следует подходить комплексно, используя весь имеющийся потенциал у государства, государственных институтов и гражданского общества.
Осуществляя противодействие терроризму и экстремизму, необходимо уделить внимание профилактике его проявления, так как, по нашему мнению, это принесет более весомые результаты, чем ликвидация его последствий. Направлениями профилактики деструктивных идеологий выступают:
- проведение мероприятий, раскрывающих преступное начало терроризма, и информирование граждан об уголовной ответственности за данные преступления;
- системная работа с мигрантами, состоящая в оказании им помощи в вопросах интеграции в новую социокультурную среду;
- работа различных институтов гражданского общества (общественных и религиозных объединений) с разными категориями людей;
- пристальный контроль со стороны правоохранительных структур за информационным наполнением интернет-пространства и блокировка контентов террористического содержания;
- организация антитеррористических и патриотических движений при образовательных организациях [1; 5; 8; 10].
Системная реализация указанных мер, а также выявление и устранение факторов, обусловливающих распространение идеологии терроризма и экстремизма, обеспечат результативность профилактики и противодействия насаждению и деструктивному влиянию указанного явления.
В заключение отметим, что противодействие терроризму и экстремизму выступает одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел, где оперативно-розыскное обеспечение выступает неотъемлемым мероприятием в реализации данного направления. Эффективность деятельности органов внутренних дел обусловлена взаимодействием с аналогичными службами других ведомств в вопросах реализации спланированных и продуманных мероприятий, которые необходимо проводить с учетом реально складывающейся обстановки.
Список литературы_
1. Абазов, А. Б. Общественная опасность экстремизма в Российской Федерации / А. Б. Абазов // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 6. - № 4. - С. 270-272.
2. Абидов, Р. Р. Преступления экстремистской направленности: проблемы квалификации и уголовно-правового анализа / Р. Р. Абидов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 90-94.
3. Альжанов, А. С. Возникновение экстремизма в современных условиях и пути его решения / А. С. Аль-жанов, М. А. Алтыбасарова // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. -2017. - № 4 (56). - С. 83-86.
4. Богданов, А. В. Основные направления противодействия экстремизму и терроризму оперативными подразделениями органов внутренних дел в современной России / А. В. Богданов, Е. Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 4. - С. 150-156.
5. Гайнутдинова, А. Р. Основные направления государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму / А. Р. Гайнутдинова, Н. И. Хохлов // Актуальные проблемы противодействия идеологии терроризма и экстремизма в современном обществе : материалы городской научно-практической конференции. - 2018. - С. 46-50.
6. Ерохин, Д. В. Международно-правовые основы противодействия терроризму / Д. В. Ерохин // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2018. - № 2 (55). - С. 185-190.
7. Карданов, А. Р. Мотивационные факторы распространения идеологии терроризма и экстремизма в глобальном медиапространстве / А. Р. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. -С. 59-62.
8. Мухтаров, Д. Д. Проблемные аспекты правового регулирования противодействия терроризму / Д. Д. Мух-таров, С. А. Галимов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. - С. 37-40.
9. Тарчоков, Б. А. К вопросу об антитеррористической деятельности в Российской Федерации / Б. А. Тарчоков // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 245-247.
10. Хараев, А. А. Международно-правовое противодействие финансированию терроризма и экстремизма / А. А. Хараев, Р. А. Хачидогов // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 12 (139). - С. 353-355.
References -
1. Abazov A.B. Obshhestvennaya opasnost' e'kstremizma v Rossijskoj Federacii. Uspexi sovremennoj nauki. 2017. T. 6. № 4. S. 270-272.
2. Abidov R.R. Prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti: problemy' kvaNfikacii i ugolovno-pravovogo analiza. Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2021. T. 3. № 3. S. 90-94.
3. Al'zhanov A.S., Alty'basarova M.A. Vozniknovenie e'kstremizma v sovremenny'x usloviyax i puti ego resheniya. Nauchnaya diskussiya: voprosy sociologii, politologii, filosofii, istorii. 2017. № 4 (56). S. 83-86.
4. Bogdanov A.V., Xazov E.N. Osnovny'e napravleniya protivodejstviya e'kstremizmu i terrorizmu operativny'mi podrazdeleniyami organov vnutrennix del v sovremennoj Rossii. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 150-156.
5. Gajnutdinova A.R., Xoxlov N.I. Osnovny'e napravleniya gosudarstvennoj politiki v oblasti protivodejstviya terrorizmu i e'kstremizmu. Aktual'nye problemy' protivodejstviya ideologii terrorizma i e'kstremizma v sovremennom obshhestve : materialy gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 46-50.
6. Eroxin D.V. Mezhdunarodno-pravovy'e osnovy' protivodejstviya terrorizmu. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo. 2018. № 2 (55). S. 185-190.
7. Kardanov A.R. Motivacionny'e faktory' rasprostraneniya ideologii terrorizma i e'kstremizma v global'nom mediaprostranstve. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 59-62.
8. Muxtarov D.D., Galimov S.A. Problemny'e aspekty' pravovogo regulirovaniya protivodejstviya terrorizmu. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 37-40.
9. Tarchokov B.A. K voprosu ob antiterroristicheskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii. Nauka v sovremennom obshhestve: zakonomernosti i tendencii razvitiya : sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 245-247.
10. Xaraev A.A., Xachidogov R.A. Mezhdunarodno-pravovoe protivodejstvie finansirovaniyu terrorizma i e'kstremizma. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 12 (139). S. 353-355.