УДК 130.2
Мишина Татьяна Валерьевна
Tatiana Mishina
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
CONCEPTUAL MENTALITY COMPREHENSION
Рассматривается понятие «концепт» как со- The notion of «concept» as a unit of mentality is re-
ставляющая единица ментальности. Выделяют- searched in this article. The author determined percep-
ся уровни восприятия концептуальной картины tion levels of conceptual worldview. Conclusion is that
мира. В заключение делается вывод о том, что comprehension of worldview and culture is possible
через выявление системы концептов возможно through discovery of conceptual system
осмысление миропонимания культуры
Ключевые слова: ментальность, идентичность, кар- Keywords: mentality, identity, world view, concepts, culture тина мира, концепт, культура
Понятие «менталитет» характеризуется как общественное явление, которое обладает качествами, свойственными той или иной нации. Это особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, определяющее мировоззрение личности, ее отношение к миру и себе в этом мире. В данном контексте ментальность выступает целостным выражением духовных направлений, которые являются специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном историческом, географическом и культурном пространстве.
Так как наиболее важным компонентом ментальности является его когнитивная составляющая, то понимание этнокультурной идентичности может произойти только при сопоставлении своих норм, ценностей, стереотипов поведения с другими аналогичными образованиями. Когнитивная составляющая представляет собой знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира. Данная составляющая на уровне ментальности помо-
гает выстроить человеку картину мира, исходя из сформировавшихся о нем представлений, посредством концептов.
Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов. Проблема их дифференциации - одна из самых сложно решаемых и дискуссионных. Это объясняется тем, что при анализе концепта мы имеем дело с сущностями плана содержания, которые не даны в непосредственном восприятии, поэтому судить о них можем лишь на основе косвенных данных.
По своей природе в русском языке слова «концепт» и «понятие» синонимичны: концепт является калькой с латинского сопсерШэ «понятие» от глагола «зачинать», т.е. буквально «понятие, зачатие». Однако сейчас многие исследователи (Ю.С. Степанов, С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев и др.) стали достаточно четко дифференцировать термины «понятие» и «концепт», ибо это хотя и однопорядковые, но не равнозначные понятия. Если понятие - это совокупность познанных существенных признаков объекта, то концепт — ментальное на-
ционально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения - совокупность языковых средств (лексических, фразеологических и др.). Таким образом, концепты - это не любые понятия, а лишь наиболее сложные из них, без которых трудно себе представить данную культуру (так, например, концепты «авось» у русских, «порядок» у немцев и т.д.).
В гуманитарной науке встречаются и другие отличия: «понятие» включает существенные и необходимые признаки; «концепт» же - кроме данных еще и несущественные. В сравнении с концептами понятия имеют более простую структуру, где преобладает содержательная составляющая, и присутствуют не все компоненты, представленные в структуре концепта. Например, в 60-е гг. XX в. по одному из концептов «интеллигент» считалось, что это тот, кто любит стихи. Но семантический множитель «любовь к поэзии» является несущественным признаком и не включается в понятие, однако в концепте он присутствует, а следовательно, здесь он важен. Таким образом, мы приходим к положению, что концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это сумма представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые сопровождает слово и выражаемое им понятие. А отсюда, следовательно, концепты - это предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений [3; С. 28].
Необходимо отметить, что число лексических единиц, являющихся концептами, ограничено, потому что не всякое имя - обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они выступают своего рода символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию,
знания, являясь носителями культурной памяти народа.
В современной науке (это отмечается, в основном, в лингвокультурологии, философии культуры) существует несколько подходов к определению термина «концепт». Так, например, с позиций лингвокультурологии Ю.С. Степанов определяет понятие концепта следующим образом: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [4; С. 26].
Одним из первых в мировой лингвистике к исследованию концептов обратился С.А. Аскольдов, который считал, что наиболее существенной функцией концептов как познавательных средств является функция заместительства. Он осмысливал концепт «мысленным образованием, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [1; С. 115].
С точки зрения когнитивной науки (Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др.) концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом его с личным и народным (общественным) опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью. Концепт, согласно Е.С. Кубряковой, - это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Она моделирует один из главных принципов человеческого познания - принцип контейнера, который одновременно является и главным принципом как семиотического, так и когнитивного подходов к языку и предлагает назвать его принципом обратимости позиции наблюдателя. Его суть состоит в том, что при рассмотрении любого объекта в мире и во Вселенной выбор перспективы его рассмотрения может быть изменен, причем позиция наблюдателя
может смениться на противоположную.
По ее мнению, если язык рефлексирует особое видение мира, то и отражение в нем позиции наблюдателя (или сознательное абстрагирование от нее) соответствует общей субъективности запечатленных и закрепленных в языке концептов. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. одно и то же явление в различных культурах может быть описано по-разному, с использованием разных языковых средств, поэтому появляется возможность отразить в описании разные детали, свойства, признаки, характерные для того или иного этноса.
Следовательно, концепты представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. Таким образом, концепт многомерен, в нем можно выделить как рациональное, так и эмоциональное, как абстрактное, так и конкретное, как универсальное, так и этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное. Сам концепт при таком понимании - элемент картины мира.
В сознании человека концепты представляют собой рефлексию мира. Они возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, а точнее, складываются из:
- непосредственного чувственного опыта человека (восприятие мира органами чувств);
- предметной деятельности человека;
- мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;
- языкового знания (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);
- сознательного познания языковых единиц (З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Концептуальная система опирается на существование первичных концептов, из которых развиваются все остальные. Духовная культура народа также складывается из операций с этими концептами. Таким образом,
концепт - это «понятие, погруженное в культуру» (по Н.Д. Арутюновой и В.Н. Телия), и в результате взаимодействия человека с миром оформляется его мировидение, формируется некая модель мира, которая в философско-лингвистической литературе именуется картиной мира. Картина мира - одно из фундаментальных понятий когнитивной науки, описывающей человеческое бытие.
Необходимо остановиться на том, что в последние десятилетия одной из важнейших проблем когнитивной науки стала проблема отображения в сознании человека целостной картины мира, фиксируемой языком. Она запечатлевает в себе определенный образ мира, который никогда не является его зеркальным отражением; она представляет определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания. Следовательно, картина мира - это реальность человеческого сознания, и человек делает ее создание целью свой жизни: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни...» (Энштейн) [3; С. 48].
Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира -«результат переработки информации о среде и человеке» [6; С. 58] в его взаимодействии опять же с человеком, который не склонен замечать те явления и вещи, находящиеся вне его представлений о мире.
Человек, приобретая опыт, трансформирует его в определенные концепты, которые, логически связываясь между собой, образуют концептуальную систему; она конструируется, модифицируется и уточняется им непрерывно. Это объясняется таким свойством концепта,
как способность к изменчивости в сознании. Концепты, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Изменяется со временем и число концептов и объем их содержания.
Таким образом, мировидение каждого народа отражает картину мира: «Каждая цивилизация, социальная система характеризуется своим особым способом восприятия мира» (А.Я. Гуревич). Отсюда следует, что менталитет любого лингвокультурного сообщества обусловлен в значительной степени его картиной мира, в которой репрезентированы миро-видение и миропонимание ее членов.
Концептуальные картины мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и т.д. Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие концептуальные картины мира, а люди, говорящие на одном языке - разные (так, например, имеющие различный социальный статус, профессиональную направленность и т.п.). Здесь можно выявить несколько уровней. Так, например, один - социальный: представители молодежных субкультур различных государств формируют свой концептуальный ряд, а с другой стороны, социальный статус, профессиональная направленность определяют только тот «круг концептов», который доступен пониманию узкому кругу людей. Второй уровень - культурный, когда одно и то же явление в различных культурах имеет свою интерпретацию и осмысление, а следовательно, и - концепт (так, например, поклон, обряд пеленания и т.д.). Третий уровень - личностный, который представляет собой достаточно сложное образование, т.к. испытывает на себе влияние и социальных, и экономических, и культурных и прочих факторов. Так, например,
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: антропология /С.А. Аскольдов. - М.: Академия, 1997. - 270 с.
2. Карасик В.И. Иная ментальность / В.И.
в одном времени и пространстве институт семьи имеет различное понимание. Следовательно, можно сказать, что в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное, но данное положение, по нашему мнению, может быть подвергнуто сомнению.
Картина мира представлена с помощью пространственных (верх - низ, правый - левый, восток - запад, далекий - близкий), временных (день - ночь, зима - лето), количественных, этических и других параметров. На ее формирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы. Картина мира может быть целостной: это мифологическая, религиозная, философская, физическая картина мира, но может также отражать и какой-то фрагмент мира, т.е. быть локальной.
Живя в языковом обществе, человек обогащает свою концептуальную систему не только благодаря личному опыту, но и благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт — как общечеловеческий, так и национальный. Где последний и определяет особенности языка на всех его уровнях. Это приводит к появлению специфики разных языков, что, в свою очередь, ведет к возникновению особенных языковых картин мира у представителей разных народов.
Таким образом, отмечаем, что ментальность - это система миропонимания, которая представляет собой сложный феномен, включающий представления, образы, ценности, стереотипы поведения, знания о мире и человеческих отношениях. Миропонимание через язык фиксируется в языковой картине мира, а через концепты осмысливаются многомерные ментальные образования, которые в свою очередь закреплены в концептосфере той или иной культуры (личности). ________________________________Литература
Карасик, О.Г. Прохвачева, Я.В. Зубкова. - М.: Гно-зис, 2005. - 352 с.
3. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. - Минск: ТетраСистемс, 2004. -
256 с.
4. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 824 с.
5. Степанов Ю.С. Констаты мировой
Коротко об авторе_____________________________________
Мишина Т.В., ассистентка, Читинский государственный
университет (ЧитГУ)
Научные интересы: философия культуры, концепт, лин-гвокультурология
культуры / Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин. - М.: Наука, 1993. - 265 с.
6. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т.В. Цивьян. - М.: Мысль, 1990. - 158 с.
____________________________Briefly about the author
Mishina T., Assistant, faculty of social anthropology, religion and philosophy, diita State University (CSU)
Areas of expertise: Philosophy of culture, concepts, linguistics and culturology