Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

который активно разрабатывается созданной им школой гигиенистов и токсикологов.

Л. И. Медведем и его учениками созданы научные основы профилактики вредного влияния пестицидов на работающих и население, разработана гигиеническая классификация пестицидов по степени опасности их для здоровья и определены количественные критерии оценки этой опасности, разработана теория механизма действия ртутьорганических соединений на организм и на ее основе обоснованы рациональные меры и способы профилактики отравлений этими пестицидами; научно обоснована суть и необходимость предупредительного санитарного надзора за сельскохозяйственной техникой на стадии проектирования и испытания новых ее образцов. Созданы научные основы санитарного законодательства по гигиене села, гигиене труда в сельскохозяйственном производстве и организации здравоохранения сельских тружеников.

Многие из учеников Льва Ивановича руководят институтами, кафедрами, отделами и лабораториями.

Он возглавлял проблемные комиссии "Гигиена села", "Гигиена токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс".

Ученые-гигиенисты и санитарные врачи хорошо знакомы с творческим наследием Л. И. Медведя по его научным публикациям. Перу Льва Ивановича принадлежит более 250 научных работ, в том числе 7 монографий, руководства и справочники для врачей, которые стали настольными книгами медицинских работников села.

Ряд работ Л. И. Медведя издан за рубежом.

Лев Иванович Медведь был активным участником международных форумов, членом постоянного комитета экспертов ВОЗ; он один из создателей Ассоциации сельской медицины. За научные исследования по гигиене села и активное международное сотрудничество Л. И. Медведь был избран почетным членом Чехословацкого медицинского общества им. Я. Пуркинье, обществ гигиенистов Болгарии, Венгрии, Германии, Японского общества сельской медицины.

На всех этапах своей деятельности Л. И. Медведь с достоинством представлял нашу страну на многих международных конгрессах, конференциях, симпозиумах. В составе делегации Украины принимал участие в работе ООН.

За большую организаторскую, научную и общественную деятельность в области здравоохранения Л. И. Медведь удостоен высоких правительственных наград — орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов "Знак Почета", медалей.

Л. И. Медведь избирался депутатом Верховного Совета Украины II и III созывов, депутатом местных Советов. Он был членом правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей, более 10 лет возглавлял его Украинское отделение, много лет являлся членом редакционных коллегий ряда научных журналов.

Умер Л. И. Медведь 22 февраля 1982 г. Он вошел в историю как человек высокой культуры и большой душевной доброты, талантливый ученый и общественный деятель.

Поступила 04.07.95

Гигиенические основы здорового образа жизни

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 613.956:378.661

А. В. Ляхович, С. Г. Ахмерова, А. А. Курмаева

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздравмсдпрома РФ, Москва

В сложной системе факторов, влияющих на формирование у молодежи позитивного в отношении здоровья поведения, особое место занимает учитель. Без участия школы и учителя не могут быть решены проблемы достижения оптимального уровня гигиенической культуры человека и формирования стереотипов поведения, позволяющих в последующих возрастных периодах сохранять здоровье. В связи с этим актуализируются задачи интеграции гигиенического воспитания в систему основного высшего педагогического образования. Это в свою очередь обусловливает необходимость специальной подготовки школьного учителя по медико-биологическим проблемам формирования здоровья и

вооружения его всеми методами и методиками проведения гигиенического воспитания среди школьников различного возраста.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени проблема гигиенического воспитания студентов в российских педагогических вузах полностью не решена. Социологические опросы, проведенные среди студентов педагогических институтов и преподавателей школ, позволили выявить заинтересованность респондентов в повышении информированности по проблемам здорового образа жизни (ЗОЖ), проведении специальных занятий во время обучения в вузе или на курсах повышения квалификации [1,3, 6]. По данным В. Н. Скнар и соавт. [5], 58,0% опро-

шенных студентов Пермского педагогического института считают, что знания и навыки по ЗОЖ повышают их общую культуру; отмечается также, что 85,4% студентов из различных педагогических вузов считают своей обязанностью формирование у школьников навыков ЗОЖ. По нашим данным, 80,0% студентов педагогических институтов нуждаются в информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья, в 62,0% поддерживают идею организации обязательных занятий по ЗОЖ в учебном процессе [4]. Подавляющее большинство (95,4%) студентов выпускных курсов Башкирского государственного педагогического института (БГПИ) и Башкирского государственного университета (БГУ) считают необходимым проведение систематического гигиенического воспитания в вузах; из них 48,1% заинтересованы в создании специальной дисциплины со сдачей выпускного экзамена.

Цель данной статьи — попытка систематизации опыта гигиенического воспитания студентов, полученного в процессе внедрения авторской программы курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" в учебный процесс БГПИ.

Отсутствие организационных структур и методических разработок по проведению гигиенического воспитания в учебном процессе диктует необходимость модернизации работы соответствующих кафедр педагогических вузов. Однако перепрофилирование в 1989—1991 гг. кафедр медицинской подготовки и гражданской обороны (МПиГО) в кафедры медицинской подготовки в ряде вузов было произведено формально. Программа курса "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" не удовлетворяет требованиям гигиенического обучения будущих педагогов. Объединение курсов возрастной физиологии, школьной гигиены и медицинской подготовки также привело к сокращению учебных часов по ЗОЖ. Инициативно коллективы многих кафедр самостоятельно освещают в учебном процессе отдельные проблемы ЗОЖ или организовывают факультативные занятия. Работа по гигиеническому воспитанию будущих педагогов в основном проводится энтузиастами, не имеющими достаточной научно-методической подготовки и использующими в своей деятельности чисто интуитивные подходы. В отечественной литературе в настоящее время имеется экспериментально разработанная концептуальная модель формирования ЗОЖ студентов в вузах технического профиля [2]. Однако гигиеническое воспитание будущих педагогов имеет свои специфические особенности.

Обзор доступной литературы, касающейся гигиенического воспитания в разных странах, позволил выявить довольно распространенную тенденцию к включению гигиенического воспитания в систему подготовки педагогов практически на всех этапах их обучения и практической работы. Программы для педагогических факультетов университетов и колледжей разрабатываются в соответствии с общенациональными базисными программами, которые адаптируются к реальным условиям учебного заведения [7]. Содержание курсов корректируется в зависимости от тематики школьных программ для обеспечения преем-

ственности получаемой информации [8]. Оно не является стабильным, а меняется с учетом современной ситуации в зависимости от запросов студентов [8]. Так, на основе анализа опыта гигиенического воспитания, проводимого в университетах США, можно сделать вывод, что наиболее эффективны программы, использующие, помимо аудиторных часов, и внеаудиторные мероприятия, позволяющие полнее освещать проблемы ЗОЖ [11].

Многие авторы считают необходимым ненавязчивое внедрение элементов ЗОЖ во все сферы жизни студентов. В американских колледжах и университетах используется широкий спектр внеаудиторных мероприятий, индивидуальных оздоровительных систем. Формирование специальных тренинговых групп, организация оздоровительных и спортивных мероприятий, использование средств массовой информации свидетельствуют о тесной связи между учебной программой и стилем жизни в университете, организацией педагогической практики и каникул студентов. Разнообразные формы внеаудиторных мероприятий, влияющих на жизнь студго-родка, предложены в системе антиалкогольных обучающих программ "50—Проект", которая используется в 63 колледжах и 12 школах США [9|. Многие исследователи утверждают, что воздействие на здоровье отдельных курсов гигиенического воспитания студентов будет сильнее при проведении их с учетом общенациональных программ, так как в этом случае достигаются более высокие показатели изменения поведения и повышения уровня гигиенической культуры [8, 10].

Необходимость указанной выше модернизации работы кафедр МПиГО обусловила проведение эксперимента по оптимизации гигиенического воспитания студентов в педагогическом вузе. В 1989 г. в Башкирском государственном педагогическом институте (ректор — проф. Э. Ш. Хамитов) была создана кафедра теории и методики медико-биологического образования — ТиММБО (зав. — проф. А. А. Курмаева). Коллектив кафедры приступил к реорганизации учебной деятельности, выступая сторонником формирования идеологии ЗОЖ в рамках учебного процесса. Совместная экспериментальная работа с лабораторией гигиенического воспитания молодежи Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздравмед-прома РФ (зав. лабораторией — канд. мед. наук А. В. Ляхович) стала основой для разработки концептуальной модели гигиенического воспитания будущих педагогов. Центральным звеном модели гигиенического воспитания студентов БГПИ является оригинальный курс гигиенического воспитания студентов для педагогических вузов "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья".

Разработка курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" включала в себя следующие последовательные фазы развития: теоретическую разработку, апробацию в учебном процессе, генерализацию, оценку результативности.

На этапе теоретической разработки проводилось определение форм и содержания гигиенического воспитания.

Апробация программы и комплекса внеаудиторных мероприятий была нацелена на определение методов и средств гигиенического воспитания, адаптацию их к учебному процессу педагогического вуза. Проводились коррекция комплекса метода педагогических приемов, применяемых при обучении студентов, распределения учебных часов по типам занятий и с учетом доступной студентам учебной и справочной литературы, установление адекватных форм контроля за знаниями студентов. В процессе апробации курса учитывалось мнение студентов относительно наиболее предпочтительных для них форм обучения и контроля знаний.

Целью курса является обучение будущих педагогов знаниям и навыкам, направленным на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья школьников. На схеме представлена модель реализации предложенного курса. Курс включает в себя обучение по авторской программе, взаимодействие с рядом кафедр института и комплекс внеаудиторных мероприятий. Учебной базой для реализации курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" является кафедра ТиММБО, которая также проводит координирующую и организационно-методическую работу со структурами, участвующими в гигиеническом обучении и воспитании студентов.

Аудиторные занятия проводятся по программе курса на кафедре ТиММБО. Программа рассчитана на 200 ч и состоит из вводной лекции и структурных компонентов-блоков: блок I — основы практической медицины (85 ч), блок II — охрана здоровья детей (54 ч), блок III — здоровье и здоровый образ жизни ("уроки здоровья", 60 ч).

В I и II блоках рассматриваются также вопросы первичной и вторичной профилактики и факторы риска дня здоровья: 15 ч в I блоке и 25 ч во II блоке. Таким образом, настоящая программа впервые предусматривает занятия по вопросам формирования здоровья в объеме 100 ч учебного времени. При проведении аудиторных занятий предусматривается широкое использование аудиовизуальных средств, компьютерных игр, ситуационных задач и ролевых игр. В процессе обучения в соответствии с программой применяются разнообразные формы контроля: аттестация по практическим навыкам, контрольные работы, зачеты, защита индивидуальной системы оздоровления. По окончании курса студенты сдают госэкзамен, на который впервые в практике педагогических институтов России выносятся вопросы по ЗОЖ. Студенты, сдавшие госэкзамен на "отлично", по окончании БГПИ получают свидетельство "Методист по основам безопасности жизнедеятельности".

Тематика программы тесно связана с программами других кафедр института: физиология, биология, школьная гигиена, физическая культура и др. Знания, полученные на этих кафедрах, дополняются и закрепляются на занятиях по курсу "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья".'

Эффективность санитарно-гигиенического воздействия повышается при создании индивидуальных систем обучения и формирования навыков по ЗОЖ. Индивидуализация гигиенического воспитания студентов БГПИ достигается разработкой для каждого студента персональных "Паспортов здоровья". Для этого на базе студенческой поликлиники врачи совместно с сотрудниками кафедры ТиММБО проводят профилактические медицинские осмотры студентов-

первокурсников. При этом состав бригады врачей и объем клинико-лабораторных исследований существенно расширяются. По результатам осмотра каждому студенту подбирают индивидуальные оздоровительные мероприятия, включающие в себя оптимальный двигательный режим и режим питания, методы закаливания, приемы самомассажа, фито- и гомеопатические средства, а также рекомендации при необходимости по санаторно-курортному лечению, оздоровлению в условиях профилактория. Данные о состоянии здоровья и предлагаемые рекомендации являются основой для "Паспорта здоровья" каждого студента. На практических занятиях студенты отрабатывают навыки по оздоровлению и правильному гигиеническому поведению. В процессе обучения "Паспорт здоровья" дополняется данными о стресс-готовности студентов, сведениями о биоритмальных особенностях и наличии вредных привычек. На индивидуальном уровне проводится коррекция оздоровительных мероприятий, предлагаются методики отказа от вредных привычек. Анкетирование, проведенное среди третьекурсников, показало, что 78,1% студентов придерживаются рекомендаций, предложенных в "Паспорте здоровья".

Индивидуальный двигательный режим и методы закаливания студентов разрабатываются преподавателями кафедры ТиММБО и кафедры физической культуры. Совместно с кафедрой психологии ведется работа по адаптации студентов к учебному процессу, устранению отрицательного влияния стресса на организм. В профилактории по согласованию с главным врачом проводится оздоровление студентов, учитывая комплекс лечебных мероприятий, рекомендованных преподавателями кафедры ТиММБО.

Полученные в процессе обучения по программе курса знания дифференцированных методов гигиенического воспитания школьников различных возрастных групп студенты закрепляют во время педагогической практики. Это позволяет к моменту получения диплома квалифицировать будущего педагога не только как специалиста в отдельной области педагогики, но и как специалиста, способного выработать у своих учеников навыки позитивного гигиенического поведения. В своей работе по гигиеническому воспитанию студентов сотрудники кафедры ТиММБО активно используют локальные средства массовой информации — радио, телевидение, газету "Учитель".

На этапе оценки результативности курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" были выбраны такие критерии, как повышение уровня знаний, использование гигиенических навыков, изменение гигиенического поведения, характеристика заболеваемости респондентов как следствие использования знаний и навыков позитивного гигиенического поведения.

Был проведен параллельный эксперимент, факторной характеристикой которого явился предложенный нами курс "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья". Подбор контрольной группы проводился среди студентов однопрофильного гуманитарного немедицинского вуза в Уфе. При помощи метода структурной идентификации в качестве контрольной группы

был выбран БГУ. Гигиеническое воспитание студентов Б ГУ проводится на кафедре медицинской подготовки по программе "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей", рассчитанной на 142 ч. Раздел "Формирование ЗОЖ и охрана здоровья детей" предусматривает 35 ч и контрольно-зачетного времени не имеет. Данный курс не предусматривает внеаудиторных мероприятий, а также индивидуализации процесса обучения.

При оценке результативности курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" выявлен более высокий уровень знаний среди студентов БГПИ по сравнению со студентами БГУ. Программа "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" является более оптимальной по уровню получаемых знаний по сравнению с программой "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей". Включение основных проблем ЗОЖ в программу госэкзаменов требует от студентов более пристального внимания и углубленного изучения вопросов ЗОЖ.

Изучение реального поведения студентов показало, что содержание курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья является для большинства студентов основным источником сведений о медико-гигиенических проблемах и навыках ЗОЖ. Реальное поведение студентов БГПИ характеризуется более высокими показателями по сравнению со студентами БГУ по занятиям физкультурой и спортом, закаливанию, применению принципов рационального питания, организации режима труда и отдыха, использованию методик первичной профилактики заболеваний. Положительные тенденции отмечены и при анализе поведения студентов БГПИ во время болезни.

Установлено, что наряду со сходными структурными и сезонными показателями определяется различие в уровнях заболеваемости студентов начиная со 2-го года после начала гигиенического воспитания. Определены снижение заболеваемости по обращаемости в БГПИ и рост ее в БГУ (р < 0,01). Число случаев и дней ВУТ среди студентов изучаемых вузов от 1 к V курсу имеет тенденцию к увеличению. Однако темп прироста этих показателей в БГПИ существенно ниже, чем в БГУ (р < 0,01). Большее число неболевших студентов и студентов с однократной утратой трудоспособности зафиксировано в БГПИ (р < 0,05). Впервые установлена доля: влияния гигиенического воспитания на заболеваемость студентов: 7,2% — на заболеваемость по обращаемости и 6,03% — на заболеваемость с ВУТ. Также установлено, что курс "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" оказывает большее влияние на показатели заболеваемости по сравнению с курсом "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей".

Таким образом, предложенная модель курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" позволила значительно интенсифицировать деятельность, направленную на формирование ЗОЖ и воспитание общей культуры здоровья у будущих педагогов в БГПИ.

Подобная модель гигиенического воспитания студентов может стать базисной в процессе интеграции гигиенического воспитания в систему

высшего педагогического образования; она позволяет более действенно создавать условия для формирования навыков позитивного гигиенического поведения не только у групп респондентов в целом, а и у каждого конкретного студента. Следует отметить, что с 1989 г. на кафедре ТиМ-МБО уменьшилось число пропусков занятий по неуважительным причинам, повысился средний балл оценки знаний студентов на госэкзаменах. Субъективное мнение студентов о курсе "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" довольно высоко: данный курс большинство респондентов (83,8%) оценили положительно. Повысить свои знания по отдельным вопросам ЗОЖ на факультативных занятиях хотели бы 78,2% студентов. В настоящее время целый ряд разделов программы курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" внедрен в учебный процесс Бирского, Сибайского, Псковского, Иркутского педагогических институтов, а также на факультете повышения квалификации директоров школ БГПИ. Опыт постановки работы по гигиеническому воспитанию в БГПИ может быть использован в других гуманитарных немедицинских вузах России с учетом их региональных особенностей.

УДК 614:92 ЗАРУБИН

28 июля 1995 г. после непродолжительной тяжелой болезни скончался Георгий Петрович Зарубин — известный гигиенист, организатор и руководитель санитарно-эпидемиологической службы Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, начальник Управления медико-биологических, химических и аграрных наук Высшего аттестационного комитета Российской Федерации, док-

Литература

1. Кузьмин К. П. // Здоровье и формирование здорового образа жизни учащейся молодежи. — Иркутск, 1991. — С. 50-51.

2. Ляхович А В. // Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. — Запорожье, 1991. - С. 68-72.

3. Маковин В. А., Ковалева А. А. // Здоровье и формирование здорового образа жизни учащейся молодежи. — Иркутск, 1991.-С. 56-57.

4. Образ жизни и здоровье учащейся молодежи (аналитическая записка по материалам социологического исследования для Госкомитета СССР по народному образованию). — М., 1990.

5. Скнар В. И., Бодаченко Т. П., Мальцева Э. А., Ермачанко Т. П. // Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни. — М., 1990. — С. 162.

6. Слабкий Г. А., Северин Г. К. // Там же. — С. 164.

7. Clwrlton А. // Int. J. Hlth Ednc. - 1981. - Vol. 24, N 2. -Р. 102-111.

8. Dignail M. В., Carr Р. А. Programme Planning for Heath Education and Health Promotion. — Philadelphia, 1987.

9. Goodshlal M., Callecal-Zohn A. // Int. J. Addict. - 1984. -Vol. 19, N 7. - P. 721-741.

10. Minelli H., Papi Р., Pocetta Y., Santoro Y. // Educ. Sanit. Promoz. Salute. - 1988. - Vol. 11, N 4. - P. 265-269.

11. Rienzo В. A., Kniglit S. M., Tücher M. D. // J. Amer. Coli. Hlth. - 1982. - Vol. 30, N 6. - P. 296-297.

Поступила 27.06. 95

тор медицинских наук, профессор, член корреспондент РАМН.

Г. П. Зарубин родился 12 декабря 1928 г. После окончания в 1953 г. Казанского государственного медицинского института начал трудовую деятельность в должности санитарного инспектора по охране водоемов Башкирской АССР. С 1959 по 1962 г. работал научным сотрудником в Казанском НИИ гигиены, ВНИИ гигиены железнодорожного транспорта, старшим научным сотрудником в МНИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. ч

С 1962 г. Г. П. Зарубин — главный врач Санитарно-эпи-демиологической станции Четвертого главного управления при Минздраве СССР и в течение 30 лет оставался бессменным ее руководителем.

Своей неуемной деятельностью, являясь одновременно Заместителем Главного Государственного санитарного' врача СССР, Г. П. Зарубин внес большой вклад в дело развития и укрепления санитарно-эпидемиологической службы страны.

Г. П. Зарубин успешно сочетал большую и ответственную практическую работу с плодотворной научной деятельностью и подготовкой высококвалифицированных научных кадров. Значителен его вклад в развитие отечественной гигиенической науки. Он автор 10 монографий и свыше 100 публикаций в ведущих научных журналах и сборниках страны. Под его руководством выполнено и защищено 22 кандидатские диссертации. На протяжении ряда лет Георгий Петрович вел большую преподавательскую работу будучи профессором кафедры гигиены Московского медицинского стоматологического института им. Н. А. Семашко. За большой вклад в гигиеническую науку он был удостоен звания лауреата премии им. Ф. Ф. Эрисмана.

Успешно сочетая научно-практическую и педагогическую деятельность, Г. П. Зарубин много сил и энергии отдавал работе общественных организаций. На протяжении многих лет

Некрологи

ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ПЕТРОВИЧА ЗАРУБИНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.