осложнений и возможно более полной реабилитации после острых процессов. Методики, используемые при вторичной профилактике заболеваний (приемы простейшей физиотерапии, парентеральное введение лекарственных веществ, диетическое питание, фитотерапия), одинаково широко освещены в обеих сравниваемых программах, и большинство студентов изучаемых вузов ознакомились и овладели ими именно на соответствующих кафедрах. Однако эти навыки достоверно чаще используют студенты основной группы в сравнении со студентами контрольной группы (р < 0,05). Гигиеническое поведение предусматривает не только адекватные действия респондентов в случае болезни, важно и своевременное обращение к врачу. 22,6% студентов БГПИ и 9,6% студентов БГУ отметили, что на увеличение частоты их обращений к врачу в случае болезни повлияли занятия по гигиеническому воспитанию [р < 0,01).
Таким образом, комплексность курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья", индивидуализация процесса обучения, информационная насыщенность учебной программы делают его основным источником приобретения и структурирования студентами знаний и навыков позитивного гигиенического поведения. Приобретенные студентами навыки гигиенического поведения детерминируют положительные тенденции в их поведении, что является следствием адекватной мотивации респондентов в вопросах охраны здоровья, сформированной под влиянием курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья". Проведенное исследование по-
зволяет констатировать, что курс "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" оказывает большое воздействие на приобретение студентами знаний и формирование навыков позитивного гигиенического поведения в сравнении с курсом "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей".
Литература
1. Аналитическая записка по материалам социологического исследования для Госкомитета СССР по народному образованию. — М., 1990.
2. Ахмерова С. Г., Журавлева В. В. // Гиг. и сан. — 1994. — № 7. - С. 45-47.
3. Бикулов II. М., Стрекаловская II. А/., Лунина Л. II. // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего медобразования. — Псков. 1993. — С. 30.
4. Бутуханов В. Д. // Здоровье и формирование ЗОЖ учащейся молодежи. — Иркутск, 1991. — С. 34.
5. Горлова О. Е. // Актуальные вопросы профилактики не-иифекционных заболеваний. — М., 1993. — Т. 1. — С. 120.
6. Дюкарева А. М. // Там же. — С. 6.
7. Костюхин В. В. // Актуальные вопросы формирования ЗОЖ. - М„ 1990. - С. 102.
8. Ляхович Л. В., Медведь Л. М., Егози на В. II. и др. // Сов. здравоохр. — 1990. — № 12. — С. 32—34.
9. Малая Э. В. Медико-социальные аспекты никотинизма у студентов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.
10. Резенфельд Л. Г., Харисова И. М. // Сов. здравоохр. — 1990. - № 11.-С. 35-37.
11. Стрекомовская Н. М. // Здоровье и формирование ЗОЖ учащейся молодежи. — Иркутск, 1991. — С. 63—65.
12. Тверская С. С. // Там же. — С. 65.
13. Четкарева Р П., Шрага А. М. // Гигиена как учебная и научная дисциплина в педвузе. — М., 1992. — С. 64.
14. Шепелин О. П. // Гиг. и сан. — 1990. - № 12. — С. 68-71.
Поступила 1С.02.95
О И. В. КУЗНЕЦОВ, 19% УДК 613.84-053.6]-084.4
И. В. Кузнецов
ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Центр медицинской профилактики, Новокуйбышевск
Курение продолжает оставаться наиболее распространенной привычкой, наносящей большой вред здоровью курильщиков и окружающим их лицам.
Приобщение к курению в большинстве случаев начинается в раннем школьном возрасте, поэтому в этот период должно проводиться целенаправленное противокурительное воспитание в процессе изучения отдельных учебных предметов (физкультура, биология, анатомия и т. д.), а также внеклассных антикурительных мероприятий — бесед, чтения и обсуждения листовок, памяток, статей из журналов и газет.
С целью выяснения знаний учащихся о вреде курения и оценки роли родителей, учителей и медицинских работников в разъяснении последствий курения проведен опрос учащихся путем написания письменной работы на тему: "Я, семья и курение табака". В предложенной выше работе рекомендовалось отразить ответы на 7 интересующих нас вопросов.
На классных часах в 3 школах учащимися 5— 11-го классов выполнено 477 письменных работ.
Работы учащихся 5—6-го классов составили 42%, 7—8-го классов — 32,7%, 9—11-го классов — 25,3%.
Анализ письменных работ с ответом на поставленные вопросы показал, что курящие имелись в 293 (61,5%) семьях с общим числом курильщиков 385. В том числе по 2 курильщика было в 34 семьях, по 3 — в 12. Вторыми и третьими курильщиками в семьях были учащиеся старших классов, которые нашли смелость признаться в этом.
Как известно, значительную часть времени, особенно в холодный период, люди проводят в домашних условиях, поэтому нас интересовали места курения в период пребывания курильщиков дома. Из 443 полученных ответов на этот вопрос в 26% указано курение в ванной комнате или туалете, 20% курят у форточки на кухне, 16,2% — на лестничных площадках, 13,5% — на балконах и лоджиях, 3,8% — в жилых комнатах и залах и только 20,5% выходят курить на улицу.
Следовательно, воздух жилых помещений часто и существенно загрязняется продуктами сго-
рания табака и все проживающие в квартире становятся пассивными курильщиками. Загрязненный табачным дымом воздух оказывает им-муносупрессивное действие, приводя к бронхос-пастическим проявлениям, приступам удушья. Среди пассивных курильщиков наиболее уязвимы дети, особенно в возрасте первых 3—5 лет.
По характеристике состава продуктов сгорания табака мы получили 366 ответов, в которых названо 13 вредных веществ, среди них 70% — никотин, 10,2% — зола (пепел), 6,2% — дым, 6,1% — деготь (смола), 2,9% — угарный газ, 1,4% — аммиак, 0,3% — канцерогенные вещества и 1,5% — другие химические соединения.
С оценкой действия курения табака на организм получен 721 ответ: в 94,4% дали отрицательную оценку, 5,1% — оценку: не влияет и только в 0,5% — положительную оценку. Среди давших отрицательную оценку 55,1% указали на расстройство здоровья, 20,1% — на нарушение работоспособности, 19,2% — на снижение успеваемости.
На вопрос: к каким последствиям приводит длительное курение табака — получено 366 ответов: 72,1% отметили преждевременное старение, 21,7% — более частое возникновение заболеваний и преждевременную смерть и только 6,2% считают, что курение не вызывает изменений в организме. Из 68 курящих школьников только около 1% пообещали самостоятельно бросить курить.
На вопрос: из каких источников получены сведения о действии курения на организм — получено 692 ответа: на первом месте (25,9%) стоят сведения, полученные из печатных изданий (газеты, журналы, листовки, памятки, плакаты и т. д.), на втором месте (20,6%) — технические аудиовизуальные средства информации, на третьем месте (17,6%) — сведения, полученные от родителей; информация учителей занимает четвертое место (9,8%), на сведения, полученные от медработников, указали 7.5% опрошенных, из предупреждений на упаковках сигарет знают о вреде курения только 2,5%, из других источников — 10,4%, среди них от друзей — 1,0%.
На вопрос: нуждаетесь ли Вы в расширении и пополнении знаний о составе продуктов сгорания табака, вреде и последствиях курения — получено 467 ответов: 75,9% ответили отрицательно, несмотря на ограниченные поверхностные знания, и только 24,1% изъявили желание в повышении и расширении знаний.
Таким образом, анализ ответов опрошенных школьников о курении табака и его последствиях показал поверхностыс знания. Если учащиеся старших классов назвали вредные вещества, образующиеся при курении, то они не дали оценки действия их на организм, не объяснили связь этих веществ с успеваемостью школьников и работоспособностью взрослых.
Опрос показал, что медработники, учителя и родители недостаточно разъясняют пагубное влияние курения на организм курящего человека и окружающих его людей, а курящие родители являются примером пагубной привычки в семье, подвергают риску расстройства здоровья людей, проживающих совместно, особенно детей, которые не посещают детские учреждения.
Учебной части школ и учителям ботаники, природоведения, биологии, химии, физиологии, этики семейной жизни и др. необходимо активизировать и разнообразить работу по более глубокому изучению пагубного влияния курения на организм человека. Проводить эту работу повседневно, пользуясь любым случаем, а не только на уроках.
Руководству школ, классным руководителям и всем педагогам для предупреждения приобщения школьников к курению необходимо эти вопросы ставить на обсуждение на родительских собраниях, классных часах, не допускать курения в школах педагогов и обслуживающего персонала.
Школам следует взять под особое наблюдение школьников из курящих семей, приобщившихся к этой привычке, для проведения индивидуальной работы учителя совместно с родителями и медработниками. Родителям рекомендовать отказаться от курения в квартирах, особенно в присутствии детей.
Поступила 10.03.95
Методы исследования
& КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 19% УДК 613.155.3:547.2131-074:543.544
О. С. Коган, Л. М. Каримова, Т. К. Ларионова, Н. А. Горожанина
ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИФЕНИЛОЛПРОПАНА
В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
НИИ медицины труда и экологии человека, Уфа
В настоящее время отечественная нефтехимическая промышленность, несмотря на общий спад производства, продолжает поступательно развиваться. Наращивание темпов выпуска ди-
фенилолпропана (ДФП) обусловлено возрастающей потребностью народного хозяйства 15 таких важнейших синтетических материалах, как эпоксидные смолы и композиции, поликарбона-