Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ»

Гигиенические основы здорового образа жизни

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УЛК 613.96:[374:614

С. Г. Ахмерова, А. А. Курмаева, И. М. Левина, Р. Г. Латыпова, С. С. Ионис

ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Башкирский государственный педагогический институт, Уфа

Основным результатом углубленного медико-гигиенического воздействия являются приобретенные респондентами знаний и навыков позитивного поведения и дальнейшая трансформация полученных знаний и навыков в полезные гигиенические привычки. Однако процесс трансформации знаний и навыков в поведение весьма сложен и детерминирован множеством подчас трудноопределяемых и действующих в разных направлениях факторов. Как правило, курсовое гигиеническое обучение в учебных заведениях, в частности в вузах, фиксируется на повышении уровня знаний студентов, при этом не отслеживается использование в реальной жизни полученных знаний и навыков гигиенического поведения. Исследования, проведенные во ВНИИ профилактической медицины, показывают, что студенты не плохо ориентированы в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако, продемонстрировав довольно высокий уровень знаний по отдельным элементам ЗОЖ, студенты в реальной жизни далеки от практического их выполнения1. При изучении бюджета времени студентов выявлено нарушение режима труда, быта и отдыха: значительное уменьшение двигательной активности, дефицит сна, несоблюдение режима питания, пренебрежение правилами личной гигиены и др. [4, 5, 11]. Студенты практически не используют закаливающие процедуры, редко совершают прогулки на свежем воздухе [3, 13]. Среди студентов неблагоприятно складывается ситуация и по распространению вредных привычек. Число употребляющих алкогольные напитки и курящих увеличивается от I курса к выпускному курсу как среди юношей, так и среди девушек (9, 10, 12, 14]. Особую тревогу вызывает приобщение студентов к наркотическим и токсикоманическим веществам.

Как подчеркивается в аналитической записке для Госкомитета СССР по народному образованию [1], поведение студентов, неадекватное ЗОЖ, в большинстве случаев вызвано не объективными, а субъективными причинами, неумением студентов правильно организовать свой рабочий день и досуг. Соответственно, согласно самооценке, невелико число студентов, придер-

Разработка оптимального комплекса методов и средств по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи. Отчет НИР ВНИЦ ПМ. — № гос. per. 01.86.001.2331. - М., 1988. - С. 36-110.

живающихся элементов ЗОЖ, — от 2 до 29% |6— 8].

С целью оптимизации гигиенического воспитания будущих педагогов, интенсификации работы по формированию здоровья и по профилактике заболеваний в Башкирском государственном педагогическом институте (БГПИ) на кафедре теории и методики медико-биологического образования (ТиММБО) был разработан и внедрен в учебный процесс курс "Гигиенической воспитание и формирование здоровья". Разработанный курс включает обучение по авторской программе, взаимодействие с рядом кафедр института (анатомии, школьной гигиены, физической культуры, психологии, педагогики и др.) и комплекс внеаудиторных мероприятий. Центральным звеном в реализации курса является кафедра ТиММБО, осуществляющая координирующую и организационно-методическую работу со структурами, участвующими в формировании здоровья студентов. Кроме того, на кафедре проводятся занятия по авторской программе, в которой на проблемы формирования ЗОЖ впервые в практике педвузов отводится до 100 ч учебного времени. Принципиальным моментом в реализации данного курса являлась индивидуализация процесса обучения, поскольку качество медико-гигиенического воздействия повышается при создании индивидуальных систем обучения и формирования навыков по ЗОЖ.

Индивидуализация гигиенического воспитания студентов БГПИ достигалась разработкой для каждого студента персональных "паспортов здоровья", в которые включены данные профилактических медицинских осмотров. Медицинские осмотры проводили врачи основных специальностей и ряд других специалистов (аллерголог, дерматолог, натуропат). Объем клинико-ла-бораторных исследований также был расширен: проводились иридодиагностика, дерматоглифика, психологическое тестирование, кардиореспи-раторные и иммунологические пробы. С учетом данных обследования всех специалистов, а также результатов лабораторных и инструментальных исследований каждому студенту рекомендовались индивидуальные оздоровительные мероприятия: двигательный режим, режим питания, методы закаливания, воздействия на биологически активные точки (БАТ),_ самомассаж, фито-и гомеопатические средства, оздоровление в условиях летнего спортивно-оздоровительного лагеря, а также при необходимости лечение в санатории или профилактории. Данные о состоянии здоровья и предлагаемые рекомендации являют-

ся основой для "паспорта здоровья". На практических занятиях по учебной программе студенты отрабатывают навыки по оздоровлению и позитивному гигиеническому поведению. В процессе обучения "паспорт здоровья" дополнялся данными физиологического тестирования, стресс-готовности студентов, биоритмальными особенностями, наличием вредных привычек. Рациональный двигательный режим и методы закаливания для студентов разрабатывались с преподавателями кафедры физической культуры. Совместно с кафедрой психологии проводилась работа по адаптации студентов к учебному процессу, устранению отрицательного влияния стресса на организм. В динамике анализировались результаты, полученные в лаборатории функциональной диагностики (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса, дыхания, жизненная емкость легких и др.). На индивидуальном уровне проводилась коррекция оздоровительных мероприятий, предлагались методики отказа от вредных привычек, снижения массы тела. По окончании вуза на основе "паспорта здоровья" каждый студент получил индивидуальные программы оздоровления на перспективу. Анкетирование, проведенное среди студентов на III курсе, показало, что 78,1% студентов придерживаются предложенных им рекомендаций.

Разработка курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" включала в себя не только теоретическую разработку, апробацию и внедрение в учебный процесс, но и оценку результативности курса. Для оценки результативности был проведен параллельный эксперимент, факторной характеристикой которого явился курс "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья". В качестве контрольной группы при помощи метода структурной идентификации был выбран Башкирский государственный университет (БГУ). Гигиеническое воспитание студентов БГУ проводится на кафедре медицинской подготовки по утвержденной Госкомитетом по народному образованию программе "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей", в которой на формирование ЗОЖ отводится 35 ч. Данный курс внеаудиторных мероприятий и индивидуализация процесса обучения не предусматривает. Определив более высокие показатели уровня знаний и степени их выживаемости у студентов БГПИ по сравнению со студентами БГУ [2], мы приступили к изучению образа жизни студентов в аспекте здоровья в реальном и вербальном проявлениях, степени влияния гигиенического воспитания на формирование адекватных мотиваций, информированность и выработку гигиенических навыков. С этой целью проведено социологическое исследование по анкетам, специально разработанным на основе единой модели опросника для социологических исследований образа жизни студентов. В анкетировании приняли участие студенты, прошедшие обучение на соответствующих кафедрах и сдавшие госэкзамен по предмету: по 700 студентов от каждого вуза. Отбор необходимого числа единиц проводили методом простой бесповторной случайной выборки. Репрезентативное число студентов от каждого факультета

рассчитано по формуле серийной выборки. Оценку достоверности различий определяли по /-критерию Стьюдснта, показателю соответствия

(х2). Для характеристики связи неальтернатив-ных признаков использовали коэффициент корреляции Пирсона.

Установлено, что 75,0% студентов изучаемых вузов считают, что здоровье — это необходимое условие полноценной жизни. Однако достаточное внимание уделяют своему здоровью только 13,3% респондентов. При этом студенты пединститута проявляют большую гигиеническую грамотность и чаще используют навыки позитивного гигиенического поведения по сравнению со студентами университета. Студенты БГПИ чаще, чем студенты БГУ, отмечали, что проводимый у них курс гигиенического воспитания является основным источником получения гигиенической информации и формирования тех или иных навыков позитивного гигиенического поведения. Также они чаще связывали изменение своего поведения с проводимым в пединституте гигиеническим воспитанием. Согласно мнению 61,1% студентов, в результате таких занятий они стали уделять своему здоровью больше внимания.

Изучение гигиенических навыков студентов показало, что у студентов БГПИ по сравнению со студентами БГУ выше показатели выполнения утренней гигиенической гимнастики (15,8 ± 1,2% в БГПИ против 12,4 ± 0,8% в БГУ), занятий физкультурой и спортом (63,1 ± 1,3% в БГПИ против 59,1 ± 1,1% в БГУ) О < 0,05). 21,9% студентов БГПИ и 3,6% студентов БГУ проводят эти занятия на основе индивидуального комплекса физических упражнений {р < 0,01). Среди студентов пединститута также больше респондентов, отметивших, что на их решение заниматься физкультурой и спортом в значительной мере повлияли занятия по гигиеническому воспитанию: 5,3% в БГПИ против 0,3% в БГУ (р < 0,01).

Закаливающие процедуры проводят 47,8 ± 1,9% студентов БГПИ и 40,2 ± 1,8% студентов БГУ (р < 0,05). С методами закаливания, показаниями и противопоказаниями ознакомились на практических занятиях по гигиеническому воспитанию 52,0% студентов БГПИ и 29,6% студентов БГУ (/ = 7,1, р < 0,01). Среди них регулярно проводят закаливающие процедуры 26,2% студентов пединститутов и лишь 2,3% студентов

университета (х2 = 22,5, р < 0,01).

Регулярно питаются менее трети студентов: 29,3% студентов БГПИ и 25,0% студентов БГУ. Большинство студентов (62,6%) ужинают непосредственно перед сном. Основные причины нерегулярного питания были следующие: отсутствие условий в учебном заведении или общежитии, занятость студентов, а 6,5% респондентов отметили материальные затруднения. Кроме того, 39,6% студентов университета указали на то, что они не владеют информацией об основных принципах рационального питания. На занятиях по гигиеническому воспитанию с принципами рационального питания ознакомилось больше студентов БГПИ (96,6%), чем БГУ (58,6%)

(х2 = 148,4, р < 0,01). В результате этих занятий

19,6% студентов БГПИ стали придерживаться основ рационального питания (р < 0,01).

В профилактике переутомлений большую роль играет ночной отдых. Для нормального сна большое значение имеют элементы подготовки ко сну. В этом вопросе студенты пединститута проявляют большую гигиеническую грамотность, чем студенты университета: они чаще проветривают комнату перед сном, применяют методы саморегуляции (р < 0,01), причем студенты БГУ чаще используют в качестве подготовки ко сну чтение литературы или прием лекарственных препаратов (р < 0,01), что, по мнению специалистов, не способствует быстрому засыпанию или глубокому сну.

Формирование ЗОЖ предусматривает обучение респондентов элементам психотренинга как специфической формы отдыха, обеспечивающей мышечное расслабление и уменьшение нервно-психического напряжения. Довольно регулярно используют психотренинг 19,0% студен-

тов БГПИ и 7,6% студентов БГУ (х = 15,4, р < 0,01). Все студенты БГУ, использующие психотренинг, обучились методике его проведения вне кафедры медицинской подготовки. Среди студентов БГПИ, напротив, большинство студентов (98,6%) овладели методиками проведения психотренинга на кафедре ТиММБО.

Одним из элементов ЗОЖ является гигиена труда. В программе курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" предусмотрены часы на раскрытие причин, симптомов, осложнений и мер по профилактике заболеваний, наиболее типичных для педагогов, таких как фарингит, невроз, остеохондроз. Программа курса "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" не содержит вопросов по данной тематике. В связи с этим большинство студентов университета не знают, о методах профилактики указанных патологических состояний. Студенты БГУ, овладевшие этими методиками вне курса гигиенического воспитания, отметили свою высокую активность в проведении мероприятий по профилактике указанных заболеваний. Противоположная ситуация наблюдается в БГПИ — все студенты овладели знаниями и навыками по профилактике заболеваний, наиболее типичных для педагогов, именно в учебном процессе. Кроме того, количество студентов, использующих данные методики, в пединституте выше, чем в университете: в среднем 11,8 ±1,2% против 1,4 ±0,4%; ? = 8,5; р < 0,01), причем в обеих группах студенты чаще используют навыки по профилактике остеохондроза {р < 0,05).

При сопоставлении ответов студентов по поводу их знаний и использования навыков первичной профилактики, таких как воздействие на БАТ, самомассаж, витаминопрофилактика, использование народных и нетрадиционных систем оздоровления, биоритмальных особенностей организма, выявлено, что в основной группе в сравнении с контрольной большое число респондентов владеют этими методиками (р < 0,01) и практически все они освоили эти навыки на кафедре ТиММБО. Установлено, что студенты БГУ чаще, чем студенты БГПИ, используют рекомендации по уменьшению отрицательного

влияния некоторых экологических факторов на организм: 52,9 ± 1,3% в БГПИ против 68,3 ± 1,7% в БГУ (р < 0,01). Этот факт объясняется тем, что университет является центром партии зеленых, широко информирующей студентов об экологической ситуации в городе.

При опросе студентов БГУ о воздействии существующего курса обучения на интенсивность курения, употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических веществ выявлено, что гигиеническое воспитание не оказало влияния на их вредные привычки. Студенты БГПИ, напротив, отмстили значительную роль курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" в отношении к вредным привычкам. Так, 25,0% респондентов отмстили, что стали менее интенсивно употреблять алкоголь, а 2,6% — отказались от него. Среди курящих 18,1% отметили снижение числа выкуриваемых сигарет, а 0,63% отказались от курения. Среди студентов, употребляющих наркотические вещества, 1,6% юношей и 0,4% девушек отметили, что после занятий на кафедре ТиММБО они уменьшили прием этих веществ. Следовательно, позитивное влияние курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" проявилось в снижении негативных действий в поведении и в изменении характера представлений студентов относительно вредных привычек.

Важным моментом в диагностике здоровья является проведение самоконтроля по некоторым параметрам организма (частота пульса, дыхания, артериальное давление, соотношение роста и массы). 98,6% студентов БГУ не знакомы с какой-либо из методик самоконтроля, а владеют ими лишь 1,3% респондентов. Среди студентов БГПИ 98,6% овладели методиками проведения самоконтроля на занятиях по ЗОЖ, а регулярно их используют 15,3% респондентов, что достоверно выше, чем в БГУ (р < 0,01).

Одним из навыков по самоконтролю являются определение и оценка своего росто-массового показателя. В анкете студенты указывали свой фактический рост и массу, а затем оценивали этот показатель. Для контроля мы рассчитывали фактических росто-массовый показатель по формуле Брона: оптимальная масса = (рост 100) ± 5%. Число совпадений самооценки росто-массового показателя студентов с фактическим установлено больше в БГПИ (31,5 ± 3,1%), чем в БГУ (16,8 ± 3,4%) 0» <0,01). Кроме того. 11,2% юношей БГУ не смогли указать свой фактический рост или массу и оценить росто-массовый показатель.

Несомненно, что на основе приведенных данных нельзя утверждать, что после занятий по культуре здоровья респонденты начинают вести ЗОЖ. Следует иметь в виду только приобщение студентов к ЗОЖ. Зарубежные специалисты считают, что целью гигиенического воспитания в вузе является не немедленное изменение в поведении респондентов, а обеспечение желаемых тенденций в нем, что и было достигнуто в нашем эксперименте.

Повышение гигиенической культуры населения связано также с выработкой у респондентов навыков по предотвращению или замедлен ию прогрессирования заболеваний, предупреждению

осложнений и возможно более полной реабилитации после острых процессов. Методики, используемые при вторичной профилактике заболеваний (приемы простейшей физиотерапии, парентеральное введение лекарственных веществ, диетическое питание, фитотерапия), одинаково широко освещены в обеих сравниваемых программах, и большинство студентов изучаемых вузов ознакомились и овладели ими именно на соответствующих кафедрах. Однако эти навыки достоверно чаще используют студенты основной группы в сравнении со студентами контрольной группы (р < 0,05). Гигиеническое поведение предусматривает не только адекватные действия респондентов в случае болезни, важно и своевременное обращение к врачу. 22,6% студентов БГПИ и 9,6% студентов БГУ отметили, что на увеличение частоты их обращений к врачу в случае болезни повлияли занятия по гигиеническому воспитанию [р < 0,01).

Таким образом, комплексность курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья", индивидуализация процесса обучения, информационная насыщенность учебной программы делают его основным источником приобретения и структурирования студентами знаний и навыков позитивного гигиенического поведения. Приобретенные студентами навыки гигиенического поведения детерминируют положительные тенденции в их поведении, что является следствием адекватной мотивации респондентов в вопросах охраны здоровья, сформированной под влиянием курса "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья". Проведенное исследование по-

зволяет констатировать, что курс "Гигиеническое воспитание и формирование здоровья" оказывает большое воздействие на приобретение студентами знаний и формирование навыков позитивного гигиенического поведения в сравнении с курсом "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей".

Литература

1. Аналитическая записка по материалам социологического исследования для Госкомитета СССР по народному образованию. — М., 1990.

2. Ахмерова С. Г., Журавлева В. В. // Гиг. и сан. — 1994. — № 7. - С. 45-47.

3. Бикулов II. М., Стрекаловская II. А/., Лунина Л. II. // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего медобразования. — Псков. 1993. — С. 30.

4. Бутуханов В. Д. // Здоровье и формирование ЗОЖ учащейся молодежи. — Иркутск, 1991. — С. 34.

5. Горлова О. Е. // Актуальные вопросы профилактики не-инфекционных заболеваний. — М., 1993. — Т. 1. — С. 120.

6. Дюкарева А. М. // Там же. — С. 6.

7. Костюхин В. В. // Актуальные вопросы формирования ЗОЖ. - М„ 1990. - С. 102.

8. Ляхович Л. В., Медведь Л. М., Егози на В. II. и др. // Сов. здравоохр. — 1990. — № 12. — С. 32—34.

9. Малая Э. В. Медико-социальные аспекты никотинизма у студентов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.

10. Резенфельд Л. Г., Харисова И. М. // Сов. здравоохр. — 1990. - № 11.-С. 35-37.

11. Стрекомовская Н. М. // Здоровье и формирование ЗОЖ учащейся молодежи. — Иркутск, 1991. — С. 63—65.

12. Тверская С. С. // Там же. — С. 65.

13. Четкарева Р П., Шрага А. М. // Гигиена как учебная и научная дисциплина в педвузе. — М., 1992. — С. 64.

14. Шепелин О. П. // Гиг. и сан. — 1990. - № 12. — С. 68-71.

Поступила IC.02.95

О И. В. КУЗНЕЦОВ, 19% УДК 613.84-053.6]-084.4

И. В. Кузнецов

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ

Центр медицинской профилактики, Новокуйбышевск

Курение продолжает оставаться наиболее распространенной привычкой, наносящей большой вред здоровью курильщиков и окружающим их лицам.

Приобщение к курению в большинстве случаев начинается в раннем школьном возрасте, поэтому в этот период должно проводиться целенаправленное противокурительное воспитание в процессе изучения отдельных учебных предметов (физкультура, биология, анатомия и т. д.), а также внеклассных антикурительных мероприятий — бесед, чтения и обсуждения листовок, памяток, статей из журналов и газет.

С целью выяснения знаний учащихся о вреде курения и оценки роли родителей, учителей и медицинских работников в разъяснении последствий курения проведен опрос учащихся путем написания письменной работы на тему: "Я, семья и курение табака". В предложенной выше работе рекомендовалось отразить ответы на 7 интересующих нас вопросов.

На классных часах в 3 школах учащимися 5— 11-го классов выполнено 477 письменных работ.

Работы учащихся 5—6-го классов составили 42%, 7—8-го классов — 32,7%, 9—11-го классов — 25,3%.

Анализ письменных работ с ответом на поставленные вопросы показал, что курящие имелись в 293 (61,5%) семьях с общим числом курильщиков 385. В том числе по 2 курильщика было в 34 семьях, по 3 — в 12. Вторыми и третьими курильщиками в семьях были учащиеся старших классов, которые нашли смелость признаться в этом.

Как известно, значительную часть времени, особенно в холодный период, люди проводят в домашних условиях, поэтому нас интересовали места курения в период пребывания курильщиков дома. Из 443 полученных ответов на этот вопрос в 26% указано курение в ванной комнате или туалете, 20% курят у форточки на кухне, 16,2% — на лестничных площадках, 13,5% — на балконах и лоджиях, 3,8% — в жилых комнатах и залах и только 20,5% выходят курить на улицу.

Следовательно, воздух жилых помещений часто и существенно загрязняется продуктами сго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.