Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА САМО- КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА'

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА САМО- КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМО- / КОНЦЕПТОСФЕРА / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ / НЕГОМОГЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповал Ирина Анатольевна, Нсенгийумва Илдефонс

Статья посвящена феномену Само- и его концептуализации в истории психологии и является частью диссертационного исследования И. Нсенгийумва. Целью исследования является обоснование, создание и описание инвариантной модели концептосферы Само- как системы. Методами исследования выбраны диахронический, дескриптивный, системный и феноменологический анализ. По результатам диахронического анализа становления концептосферы Само- авторы делают выводы о тенденциях ее расширения и усложнения в процессе эволюции науки и человека и актуальной потребности создания инвариантной модели концептосферы Само-. Сравнение когнитивных признаков концептов Само- и их функциональных связей даётся через термины-дескрипторы, выбранные различными научными школами в качестве оснований построения концептуальных схем. Установлены связи самопознания, самопонимания и самооценивания с самоотношением как действенным началом самодетерминации, самоактуализации, реализации Самости и саморазвития человека. Показано, что в концептосфере Само- в западной философии и психологии самопознание связано с когнитивным блоком самосознания, а автономизация, самоопределение, самоактуализация, самореализация личности с усилением «Я». В отечественной психологии концептосфера Само- ориентирована на личностно-деятельностный подход, на равнозначимость реализации Само- для его субъекта и общества, на признание Самости потенциалом развития личности и Я-концепции. На основе системного анализа авторы обосновывают и описывают инвариантную структурно-функциональную модель концептосферы Само- как развивающейся и самоорганизующейся системы. Выделены структурные (самоидентичность, самомодель, самоотношение и самодетерминированность), функциональные (когнитивные, деятельностные и саморегуляция) и репрезентативные (самопрезентация, самоутверждение) компоненты концептосферы Само-. Рассмотрены процессы системной самоорганизации и самодезорганизации, характеристики динамичности и принципиальной негомогенности концептосферы Само-.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALISATION OF THE PHENOMENON OF THE SELF AS A PSYCHOLOGICAL DETERMINANT OF HUMAN DEVELOPMENT

The article deals with the phenomenon of the Self and its conceptualisation in the history of psychology and is part of the dissertation research I. Nsengiyumwa. The aim of the study is to substantiate, create and describe an invariant model of the conceptosphere of the Self as a system. Diachronic, descriptive, systemic and phenomenological analysis were chosen as methods of research. The diachronic analysis of the formation of the conceptosphere of the Self has proved the authors' conclusions on the tendencies of its expansion and complication in the course of scientific and human evolution and on the urgent necessity of creating an invariant model of the conceptosphere of the Self. Comparison of cognitive attributes of concepts of the Self and their functional relations are given through the descriptive terms, chosen by various scientific schools as bases of construction of conceptual schemes. Relations of self-knowledge, self-understanding and self-esteem with self-attitude as an effective beginning of self-determination, self-actualization, realization of the Self and self-development of the personality are established. It is shown that in the conceptosphere of the Self in the Western philosophy and psychology, self-knowledge is associated with the cognitive block of self-awareness, and autonomization, self-determination, self-actualization, self-realization of personality with the strengthening of the “I”. In native psychology the conceptosphere of the Self is focused on the personality-activity approach, on the importance of the self-actualization for its subject and society, on the recognition of the Self as a development potential of a personality and self-concept. Basing on the system analysis the authors ground and describe an invariant structural and functional model of the Self-concept as a developing and self-organizing system. The structural (self-identity, self-model, self-attitude and self-determination), functional (cognitive, activity and self-regulation) and representational (self-presentation, self-affirmation) components of the conceptosphere of the Self are outlined. The processes of system self-organization and self-disorganization, characteristics of dynamism and principal non-homogeneity of the conceptosphere of the Self are considered.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА САМО- КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаповал, И. А. Концептуализация феномена Само- как психологической детерминанты развития человека / И. А. Шаповал, И. Нсенгийумва // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN422.pdf

For citation:

Shapoval I.A., Nsengiyumva I. Conceptualisation of the phenomenon of the Self as a psychological determinant of human development. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 20PSMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Шаповал Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, Россия

Профессор кафедры «Коррекционной психологии и педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: irinashapoval@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4285-2810 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=477644

Нсенгийумва Илдефонс

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, Россия

Аспирант E-mail: ilyush@live.ru

Концептуализация феномена Само-как психологической детерминанты развития человека

Аннотация. Статья посвящена феномену Само- и его концептуализации в истории психологии и является частью диссертационного исследования И. Нсенгийумва. Целью исследования является обоснование, создание и описание инвариантной модели концептосферы Само- как системы. Методами исследования выбраны диахронический, дескриптивный, системный и феноменологический анализ. По результатам диахронического анализа становления концептосферы Само- авторы делают выводы о тенденциях ее расширения и усложнения в процессе эволюции науки и человека и актуальной потребности создания инвариантной модели концептосферы Само-. Сравнение когнитивных признаков концептов Само- и их функциональных связей даётся через термины-дескрипторы, выбранные различными научными школами в качестве оснований построения концептуальных схем. Установлены связи самопознания, самопонимания и самооценивания с самоотношением как действенным началом самодетерминации, самоактуализации, реализации Самости и саморазвития человека. Показано, что в концептосфере Само- в западной философии и психологии самопознание связано с когнитивным блоком самосознания, а автономизация, самоопределение, самоактуализация, самореализация личности с усилением «Я». В отечественной психологии концептосфера Само- ориентирована на личностно-деятельностный подход, на равнозначимость реализации Само- для его субъекта и общества, на признание Самости потенциалом развития личности и Я-концепции. На основе системного анализа авторы обосновывают и описывают инвариантную структурно-функциональную модель концептосферы Само- как развивающейся и самоорганизующейся системы. Выделены структурные (самоидентичность, самомодель, самоотношение и самодетерминированность), функциональные (когнитивные, деятельностные и саморегуляция) и репрезентативные

(самопрезентация, самоутверждение) компоненты концептосферы Само-. Рассмотрены процессы системной самоорганизации и самодезорганизации, характеристики динамичности и принципиальной негомогенности концептосферы Само-.

Ключевые слова: Само-; концептосфера; самодетерминация; саморазвитие; самоорганизация; самодезорганизация системы, негомогенность

Введение

Рост потребности человека в Само- (-понимании, -познании, -актуализации, -осуществлении и т. д.) в рамках расширения и усложнения знаний о себе и о мире в фило- и онтогенезе сопровождал становление его субъектности. Ускорение и обострение геополитических, экономических, социокультуральных трансформаций мирового сообщества в последние несколько лет детерминирует качественные изменения феномена Само- и актуализирует его изучение как развивающейся в условиях меняющегося социального мира психологической системы. С другой стороны, актуальность научного анализа феномена Само-как развивающейся системы определяется отсутствием на настоящий момент системообразующего концепта в концептосфере его разнообразных концептов и дефиниций, включая определения отдельных функций Само- и их взаимосвязей.

Цель нашего исследования заключается в создании модели феномена Само- как системы путем решения следующих задач:

1. анализа и синтеза хронологии становления и концептуализации феномена Само-в психологии;

2. систематизации когнитивных признаков и функциональных связей соответствующих концептов и моделирования концептуальной схемы Само- в виде совокупности гипотез о сетях значений ее концептов;

3. конструирования и описания модели развивающейся и самоорганизующейся системы концептосферы Само-.

Рассмотрим кратко историю концептуализации феномена Само- в психологии. Еще до приобретения психологией статуса самостоятельной науки категории Само- выступали сущностью психики либо ее отражениями в концептах души, сознания, поведения. В отсутствие собственно термина Само- прообразы фундаментальных идей будущих концепций этого феномена возникали в религиозных учениях Древнего мира в «осевое» время (К. Ясперс), около двух с половиной тысячелетий тому назад. Иудаизм призывал к самоисправлению, переходу от эгоистических мотивов к жизни в любви к Богу и окружающим; христианство — к самотрансформации, умалению в себе плотского и душевного в пользу духовного. В целом же религиозные версии концепта Само- ограничивали его невозможностью уклониться от воли Богов и рока и предопределенностью жизни человека и человечества [1].

Хронология появления, становления и развития психологических концептов Самоначинается с УГГ-ГУ вв. до н.э. и продолжается по настоящее время.

Первые античные концепции психики сформулировали центральные проблемы философии и психологии: каковы содержание и функции души, как человек познает мир, что регулирует его поведение и какова степень его свободы?1 Научный интерес к самопознанию, постижению своего «Я» возник благодаря анализу отношений человека и мира, сознания и

1 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2007. — 576 с.

бытия. Доказывая значимость и приоритетность личного мнения человека, Протагор констатировал: «Человек есть мера всех вещей». Призыв Сократа «Познай самого себя» утвердился как философский принцип (расширенный вариант «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную» приписывается Хилону из Эфор). Общечеловеческий характер способности человека познавать самого себя предположил Гераклит.

Эллинизм (II в. до н. э. — III—IV вв. н. э.) вывел на первый план проблему саморегуляции. Одним из первых заговорил о праве личности на собственные этические нормы, позицию и поступки Еврипид. Учение Демокрита о тотальном детерминизме активно критиковалось: рождая фатализм, детерминизм отрицает свободу воли человека и отнимает у него и свободу выбора, и возможность управлять своим поведением, и критерии его нравственной оценки. При этом проблема саморегуляции так или иначе связывалась с осмыслением поведения, то есть с разумом и самопознанием: с их помощью Платон предлагал согласовывать конфликтующие мотивы; Аристотель — регулировать эмоции; Эпикур — делать приятные переживания постоянными фактами своей жизни. Внутреннюю детерминацию выделили стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), определив ее как свобода разума, осознавшего и ограниченность судьбы и внешнего, и безграничность возможностей человека в постижении мира, себя и общества. Акцент в упорядочении собственной жизни ставился на идее личной ответственности.

Еще один концепт Само--саморазвитие, или самовозрастание — появился благодаря

открытию Гераклитом процессуального характера психического: «психеям» и мыслям присущ самовозрастающий Логос, саморазвитие мысли в ее переходах от одной истины к другой.

Концепт самосознания представлен впервые у Августина Аврелия (354-430), связавшего его с самопознанием и саморазвитием2: душа поворачивается к себе, чтобы постичь свою же деятельность и ее незримые продукты, и внутренний опыт человека становится основой истинности знания, а мерой истины — самосознание. Таким образом, саморазвитие психики и воли происходит через самоосознание человеком своих возможностей и стремлений.

В философии Нового Времени проблему самосознания продолжил Р. Декарт: «cogito ergo Sum» — мое сознание «направляется» на себя, чтобы понять «что я такое»3. При этом и самопознание, и самосознание непосредственно достоверны, и потому могут изучаться интроспективно, путем самонаблюдения и самоанализа. В этом контексте отождествлялись психическое, сознание и самосознание как наблюдение внутреннего опыта (Дж. Локк); самопознание определялось как осознание сознанием собственных содержаний (Г.В. Лейбниц); единственной реальностью провозглашалось собрание впечатлений, обработанных «Я», или «умом, духом, душой» (Дж. Беркли); самопознание человеком своих состояний связывалось с его свободой: обретением власти над своими аффектами путем составления их ясных и отчетливых идей (Б. Спиноза).

В немецком идеализме Само- преломлялось через концепты «Я»4. И. Кантом были выделены два пути «схватывания» самосознания: логической рефлексии и трансцендентальной, чистого «сознания вообще» (через установление связи представления с познавательной способностью). И.Г. Фихте описал превращение чистого «Я» в абсолютное через порождение сознанием самого себя: «Я» полагает себя, свое бытие и «не-Я», а не

2 Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. — М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. — 772 с.

3 Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 544 с.

4 Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Страница 3 из 13

реализуется «в» и «через» самосознание. Г. Гегель показал соотношение сознания и самосознания как процесс беспрерывного саморазвертывания, преобразования, саморазвития духа в его рефлексии о самом себе. Сам субъект в этом контексте представлял собой процессы «самостановления» и самопознания: всякая деятельность «Я» есть постижение им самого себя.

В XIX — нач. XX вв. психология обращается к естественнонаучному мышлению и отказывается приравнивать «Я» к «душе», нематериальной «внутренней субстанции». Так И.М. Сеченов объяснил возникновение у человека всех актов самопознания (самоанализа, самооценки, сознавания себя деятелем) рефлекторной деятельностью мозг5. Воспринимая свои чувства, мысли, мотивы, человек начинает «умственно» отделяться от процессов чувственного восприятия и от своих помыслов, желаний, действий и постепенно выделяет свое духовное «Я».

На рубеже XIX-XX вв. оформляются новые философско-психологические школы и теории личности, связывающие ее с концептами Само- [2; 3]. Предметом исследования «философии жизни» (А. Бергсон, Э. Шпрангер, Ф. Ницше, С.Л. Франк и др.) становится проблема самоопределения человека как действенного субъекта жизни. Согласно С. Кьеркегору, человек может стать «субъективным мыслителем», переживая «комплекс неполноценности», приобретенный им в обреченных на неудачу попытках пробиться к истине своего бытия. В концепции В. Дильтея, напротив, человек — создатель своего окружения, управляющий своими действиями. Создатель философии прагматизма и классик мировой психологии У. Джемс разрабатывает концепции самоидентификации, возможной благодаря непрерывности мысли в потоке сознания; активности как ядре «Я»; самооценки и самоуважения, рождающих, в частности, стремление к самосовершенствованию.

В глубинной и затем в психодинамической теории концепты Само- занимают важное место. З. Фрейд определил сознание и самосознание принадлежащими Эго, а самонаблюдения — Супер-Эго [4]. В концепции К.Г. Юнга о коллективном бессознательном [5] Эго, или Я-концепция соотнесены с самовосприятием; Самость выступает интегрирующим началом души; а Индивидуация обеспечивает развитие динамической связи между Эго и Самостью. Развиваясь, личность обретает все большую Самость и перестраивает ее, становясь все более свободной в самовыражении и самопознании.

В индивидуальной психологии А. Адлера детерминантой саморазвития человека определены его стремление к превосходству и избавлению от чувства неполноценности и компенсация [6]. При этом важнейшей тенденцией развития личности выступает стремление осознавать, развивать и сохранять целостность своей индивидуальности. Позже Э. Эриксон в Эго-теории описал саморазвитие сознаваемой части Эго в контексте формирования идентичности [3].

Идеи социальной детерминации Само- были предложены в контексте изучения структуры «образа Я». Согласно теории «зеркального Я» Ч.Х. Кули, самооценка и чувство гордости собой или самоунижения опираются на входящие в «образ Я» представления о том, каким я кажусь другому и как он меня оценивает. П. Жане и Дж.Г. Мид определили самосознание как процесс, основанный на практическом взаимодействии человека с другими людьми.

Мировые войны ХХ в. продемонстрировали и бессознательную жестокость и агрессию человека, и его способность «встать над полем», сохранить и развить свою духовную уникальность в экстремальных ситуациях. Родившийся на этой почве экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет и др.) отразил утрату веры в гуманистические ценности и пессимизм послевоенного мира, но стимулировал рождение

5 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Страница 4 из 13

гуманистической психологии, открывшей новую детерминанту развития человека — его стремление к творческой самоактуализации.

Общим постулатом гуманистических теорий личности стало признание человеком обладающим свойствами субъекта, то есть правом выбора и творящим собственный опыт. Началось изучение путей самоактуализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования (А. Аньгял, Л. Бинсвангер, Дж. Бьюдженталь, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, Дж. Келли, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). Понятия самореализации и самоактуализации вошли в научный оборот и дефинировались (часто как синонимы) как активация неких врожденных ресурсов или потенций человека, позволяющая ему реорганизовать свои свойства после перенесенных травм.

Самоактуализацию рассматривали как врожденное свойство, как цель, результат, средство [3; 4]. Согласно К. Гольдштейну, самоактуализация есть универсальный принцип жизни, а «высшая самоактуализация» — основной движущий мотив жизни человека. Однако мотив этот жестко детерминируется социумом, и он же ограничивает реализацию возможностей человека. Г. Оллпорт потребности личности в постоянном самосовершенствовании отвел главное место, определив важнейшим условием саморазвития личности ее автономность. Э. Фромм, в свою очередь, описал два способа самореализации человека: «иметь» (невротически не насыщаемый способ) и «быть» — на основе понимания своей самоценности, подлинной самореализации, стремления быть собой. Удовлетворяя потребность «быть» (а не «казаться» и «иметь»), человек «творит свою жизнь» и пользуется продуктивной свободой, сочетая причастность к миру и независимость от него.

Уникальность и ценность опыта индивидуализации и самоактуализации как «феноменального поля» человека провозгласил К. Роджерс [7]. Цель самореализации — стать «самим собой», и практически все актуальные потребности подчинены потребности развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать свою личность. При этом самооценка — динамичный гештальт, выражающий Самость человека, — должна быть не только адекватной, но и гибкой, открытой опыту: отказ от него ведет к невротизации и отклонениям в развитии личности.

Крайне широкое определение самоактуализации предложил А. Маслоу [8]. Это и цель личностного развития (равновесие, адаптация, укорененность в среде означают смерть для личности); и более полное познание и принятие своей внутренней природы, «сонастраивание» с ней и выстраивание поведения; и непрерывная реализация своих возможностей, способностей, талантов как особый способ проживания, работы, отношений с миром; и свершение своей миссии, призвания, судьбы; и стремление к интеграции, внутренней синергии личности; и эпизод, «прорыв», в котором все силы личности эффективно сливаются воедино, она преодолевает разорванность и приближается к Самости как самой большой для себя ценности. Оптимальными для развития личности Маслоу счел идентификацию во внешнем плане общения человека и отчуждение во внутреннем плане развития его самосознания.

Продолжением концептуализации Само- стало появление в научном поле концепта самодетерминации. Его синонимом в зарубежной психологии является термин «agency»: это и способность человека выступать «агентом», действующим лицом, движущей силой действия, и осуществленная возможность целенаправленной и рефлексивной реконструкции мира субъективно желательными и возможными способами. Обеспечивают «agency», по мнению R. Harre [9], «самоинтервенции» в виде контроля человека над собственными мотивами и чувствами, изменениями своего образа жизни и идентичности. По мнению В. Франкла, возможности самодетерминации дает человеку только самореализация на ноэтическом уровне существования, а дефицит или деструктивность внутренней мотивации, патологическое

развитие и дисфункции личности определяют, согласно E. Deci и R. Ryan [10], преобладание несамодетерминации и индетерминации «случаем», «роком» и т. п.

Итак, становление концептосферы Само- в зарубежных теориях о человеке, начиная с религиозных концептов самоизменения, самоисправления, самотрансформации, постепенно формировало термины-дескрипторы, связывающие различные концепты Само-:

• самопознания, саморегуляции, самосознания;

• самостановления, саморазвития, самопреобразования;

• самовосприятия, самооценки, самоопределения, самоидентификации, Самости;

• самодетерминации, самоуважения, самоинтервенции, самосовершенствования;

• самоактуализации, самореализации.

В отечественной психологии внимание к феномену Само- актуализировалось в 80-х гг. ХХ в. В силу большого количества научных работ по проблеме Само- остановимся на центральных конструктах.

Концепт самоактуализации в российской психологии представлен весьма неоднозначно: как процесс становления субъектности человека в его жизнедеятельности, где субъективная реальность проецирует Самость6; как самоосуществление в человеке «иных культур»: преобразуя нормы данной культуры и творя в ходе контакта с миром новые нормы, он порождает интерсубъективные социальные миры [12]; как рациональная деятельность субъекта по отношению к самому себе как к объекту, производимая в социально приемлемых формах и приносящая социально значимый результат (там же); как развитие человека и общества [1], максимально возможно опирающееся на саморазвитие, самоорганизацию и эффективное использование человеком его Самости с целью достижения внешней и внутренней синергии.

Концепт самодетерминации был признан одним из оснований феномена субъектности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Е.Н. Волкова и др.). Мы связали самодетерминированность человека с обладанием им определенной автономией, основанной на разграничении пространств Я (+Мое) и не-Я (+не-Мое) [11].

Концепт самореализации личности представлен в научных трудах шире других. Здесь обобщались представления о сущности и содержании самореализации: как об оптимальном и целостном способе самоосуществления личности в континууме «Культура — Социум» (Л.Г. Брылева); как об источнике, побуждающем к поиску смысла жизни, и факторе духовного роста (Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов); и т. д. Исследования детерминант самореализации сопровождали попытки ее дифференциации с самоактуализацией и саморазвитием (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, И.Б. Дерманова, В.П. Зинченко, А.В. Мудрик и др.). Чаще самореализацию представляли как самоосуществление человека, раскрытие его сущностных сил либо как «вершинное» проявление или «итог» развития у конкретной категории людей и в конкретный момент жизни.

Д.А. Леонтьев представил самореализацию как деятельность [13]: во-первых, это реализация не всегда осознаваемого стремления к бессмертию (улучшить условия жизни людей, передать им знания и опыт, раскрыть смысл и т. д.); во-вторых — процесс опредмечивания сущностных сил личности в формах «культурализации» (опредмечивание в объекте) и «персонализации» (полагание себя в другом человеке). Характер потребности

6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. — М.: Издательство ПСТГУ, 2013. — 395 с.

(мотива) субъекта в самореализации определяет ее форму: при недостаточных способностях такая потребность не достигает эффекта личностного вклада и реализуется в самовыражении; стремление получить признание «здесь-и-теперь» и обязательно воспользоваться результатом — в самоутверждении (квазисамореализация); мотив обогащения своих сущностных сил для лучшей самореализации в будущем (или как самоцель) — в саморазвитии.

Генезис самореализации и ее уровневая структура в контексте возрастной смены видов специально организованной субъектом деятельности предложены И.Д. Егорычевой [14]. В процессе становления личности, осваивая как виды деятельности самоидентификацию, саморазвитие и самоактуализацию, человек в юношеском возрасте становится способным к деятельности высшего уровня — самореализации. Важным фактором самореализации является выбор человеком ее эффективной стратегии. Условием такого выбора выступает, по мнению Л.А. Коростылевой [15], устойчивый баланс «хочу» (интересы, желания), «могу» (самопознание возможностей, самоотношение, самооценка) и «надо» (самоорганизация и саморегуляция).

Феномен самоотношения в разных психологических школах концептуализировался в рамках категорий отношения (В.Н. Мясищев), личностного смысла (А.Н. Леонтьев), самосознания (И.И. Чеснокова), «Я-концепции» и «образа Я» (как глобальная самооценка и самоуважение, как следствие знаний о себе и соответствующая реакция на них); как подкласс социальной установки (Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон), как направленное на самого себя отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения (Н.И. Сарджвеладзе). В содержательных параметрах самоотношения нами выделены два класса феноменов [16]. Его системные характеристики включают параметры уровня развития самосознания, связи модальностей (позитивных и негативных, оценочных и эмоциональных) и дифференцированность самоотношения в зависимости от состояний Я-отграничения. В зависимости от характера отношения к не-Я выделены типы самоотношения (нейтральное эмоциональное, негативное, эмоционально отвергающее) и его конфигурации в связи с аффективно-когнитивным стилем личности.

Дескриптивный (описание феномена Само- через термины-дескрипторы, наиболее точно представляющие его в науке), диахронический (изучение идей феномена Само- в их историческом появлении, становлении и развитии), системный анализ феномена Само- в его внутренних и внешних связях и зависимостях, феноменологический анализ Само- как саморазвивающейся системы и описание ее структуры и наиболее общих характеристик.

Важнейшие проблемы Само- человека — его самопознания, саморегуляции и саморазвития обозначила и связала уже античная философия. Результатом решения этих проблем стало признание человека субъектом, носителем свободы и творческого потенциала, позволяющих ему преобразовывать себя и окружающий мир. На современном этапе развития научного знания самопознание, самопонимание и самооценивание можно считать общими когнитивными основами самоотношения — действенного начала самодетерминации, самоактуализации, реализации Самости и саморазвития человека.

Концептуализация феномена Само- в западной психологической традиции позволило выявить области внутреннего мира, на которые направляется самопознание человека (когнитивный блок самосознания: интеллектуальная самооценка, когнитивный уровень

Методы исследования

Результаты исследования

«образа Я»), и дифференцировать связанные с ними внутренние процессы. Автономизация, самоопределение, самоактуализация, самореализация личности соотнесены с усилением «Я»7 вовне и внутри себя. С одной стороны, человек стремится самоутвердиться и расширить свою представленность в мире (укрепить и усилить самоуправление, самодетерминацию, организацию мира вокруг себя), с другой — быть собой: автономным, самим в себе растущим и самим себя активно утверждающим.

В отечественной психологии формирование концептосферы феномена Самоориентировалось на личностно-деятельностный подход (целенаправленная сознательная работа над собой есть особого рода деятельность), на равнозначимость благ общества и самого себя в реализации Само-, на признание Самости нуждающимся в раскрытии и осуществлении потенциалом, на субъектность в реализации жизненного плана и смысложизненных установок. Установленная взаимообусловленность в структуре Само- самоопределения, самовыражения, самоосуществления, самооактуализации, самореализации [17], самоотношения, самодетерминации и т. д. характеризует степень субъектности человека, а их развитие — уровень и динамику личностного роста.

Обсуждение результатов

Дескриптивный и диахронический анализ репрезентаций феномена Само- приводит к выводу: входящие в него концепты самореализации, самопонимания, самоотношения, самовыражения и т. д. организуются обычно в авторские концептосферы, интерпретации структурных конструкты и их иерархий ограничиваются рамками теории автора либо расплывчаты. В научных публикациях моделях феноменов Само- в фокусе внимания оказываются его формы, мотивы, цели, отдельные стадии, например, саморазвития человека (табл. 1).

Таблица 1

Концепты Само- в концептосфере саморазвития личности

Концептосфера Концептуализация Само-

Саморазвитие как интегративный творческий процесс сознательного становления личности (А. А. Деркач [18]) Самоактуализация через процесс самоорганизации, упорядочивания компонентов системы. Самосовершенствование — познавательно-творческое разворачивание человеком своих качеств, достижение оптимального соотношения продуктивности жизнедеятельности и энергозатрат. Саморазвитие как путь к самореализации: развитие самосознания актуализирует потребность в самоосуществлении, личность становится субъектом саморазвития (происходит и осознается как процесс самосовершенствования).

Структура и факторы саморазвития (Л. Н. Куликова [19) Компоненты: самовоспитание, самореализация, саморегуляция, самосовершенствование. Условие, средство, мотивационный источник — самопознание. Побуждающий фактор — самооценка. Продукт и средство — самообладание. Результат — самоэффективность.

Формы саморазвития и самопостроения личности (В. Г. Маралов [20]) Самоутверждение позволяет в полной мере заявить о себе как о личности; самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; самоактуализация — выявить в себе потенциал и использовать его в жизни.

Механизмы саморазвития (И. А. Шаршов [21]) Функциональные блоки-стадии: самопознание, самоорганизация, самореализация, самообразование.

Составлена авторами

7 Колышко, A.M. Психология самоотношения: учебное пособие. — Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с.

Как показывает таблица 1, феномен саморазвития не представлен в его системной целостности — в виде концептуальной схемы сетей значений входящих в него концептов в соответствии с их функциями; кроме того, не объяснен принцип взаимообусловленности отдельных концептов Само- как условия их действенности и значимости в процессе развития человека. Моделирование концептосферы Само- как развивающейся и самоорганизующейся системы является нашей попыткой решения этой проблемы.

Концептосферу феномена Само- мы определяем как инвариантный способ организации его разных ментальных пространств:

• обобщенная научная концептосфера Само- интегрирует концепты (самопознание, саморегуляция, самоотношение и т. д.), представляющие собой максимально абстрагированные идеи «культурного предмета», дискретные содержательные понятия и значения как продукты научного описания и коллективного научного сознания (А.П. Бабушкин; С.Г. Воркачев; и др.);

• индивидуально-личностные концептосферы Само- интегрируют концептуализированные в виде перцептивно-когнитивно-аффективных образований сознания ценностно значимые для человека фрагменты опыта и информацию.

Мы подходим к моделированию концептосферы Само- с позиций системного подхода и синергетики: самоорганизацию любых сложных систем обеспечивают сотрудничество и согласованность различных процессов (И.В. Пригожин, Г. Хакен, Г. фон Ферстер, Х. Матурана). Согласно принципу холизма концептосфера Само- в ее целостности не равна сумме составляющих ее концептов.

Феномен Само- представляет собой сложносоставную подсистему личности, и чем она сложнее, тем более подвержена флуктуациям и влияниям факторов случайности. В этих условиях закономерны динамичность, изменчивость индивидуально-типовой композиции концептосферы Само-, ее неравновесность и постоянная нестабильность.

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель концептосферы Само- как развивающейся и самоорганизующейся системы (разработана авторами)

Способом функционирования Само- выступает гомеорез [22; 23]: система самодетерминируется, ориентируясь, с одной стороны, на удержание своей целостности, с другой — на устойчивость процессов самоорганизации и самодезорганизации в циклическом режиме их функционирования. Благодаря способности к самоорганизации, в том числе за счет своей открытости и возможности черпать энергию извне, система Само- окончательно не разрушается.

Как показано на рисунке 1, базовыми системообразующими концептами Самовыступают самоидентичность, самомодель, самоотношение и самодетерминированность. Связывают их функциональные когнитивные, деятельностные и регулятивные концепты. Репрезентация внутренних концептов Само- происходит в диалогах с внешней средой и между своими «Я» и «Не-Я». Все названные концепты (каждый из них сам является более или менее сложной системой) функционируют и эволюционируют в границах общей персональной концептосферы Само-, выступая друг для друга необходимым основанием или условием появления и проявления.

Поскольку универсальное свойство самоорганизующихся систем — самодетерминация (самодвижение), постольку функционирование концептосферы Само- ориентировано на сохранение своей устойчивости и удержание целостности, то есть самоэффективность системы. В эволюции Само- в терминах «дарвиновской триады» процессы самоорганизации выглядят следующим образом:

• Факторы случайности и неопределённости детерминируют изменчивость системы и появление в ней обновленных и новых концептов Само.

• Благодаря наследственности в детерминированных системах прошлое однозначно определяет настоящего и будущее, хотя память реальной системы чаще всего ограничена.

• Принципы отбора в процессах самоорганизации соответствуют определённым законам (в отношении Само- мало изучавшимся), согласно которым мы конструируем и реконструируем свою концептосферу Само- из потенциально допустимых концептов.

Пространством реализации, осуществления, созидания и репрезентации Самовыступают как внешний, так и внутренний миры человека (науки). Их перманентные изменения определяют консонансы и диссонансы саморазвития концептосферы Само- — выход на первый план процессов ее самоорганизации или самодезорганизации. Если механизм самодиагностики Само [23] подает сигналы (прежде всего эмоциональные) об утрате саморазвитием своей симфоничности под воздействием каких-либо причин, система вынужденно самодезорганизуется.

В заключение следует отметить роль саморазвития и обмена энергией и информацией Само- с окружающим миром и ее подсистем между собой: эти важные процессы определяют динамичность и принципиальную негомогенность концептосферы Само-. Она всегда не до конца связна (интересы и роли человека не равноценны, не систематизированы и изменчивы), ее ясность для человека относительна (ему хватает информации лишь о вероятности развития ситуации), она не свободна от противоречий. В целом связность, ясность, согласованность отдельных концептов Само- в границах концептосферы ограничиваются степенью потребности человека в понимании своей Самости, глубиной ее понимания, а также принятия окружающими.

Итак, применение системного подхода к пониманию строения концептосферы феномена Само-, определению состава ее базовых терминов-дескрипторов и их внутрисистемных связей определяет теоретическую значимость нашего исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать системный подход в эмпирических исследованиях Само- в целях их организации и интерпретации полученных результатов, в частности в исследовании И. Нсенгийумва динамики самоотношения студента на разных этапах реализации им учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахромов E.E. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. — 2005. — № 3. — С. 11-32.

2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Холл, К С. Теории личности / К С. Холл, Г. Линдсей. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

— 720 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2002. — 608 с.

5. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М., 1995. — С. 219.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — СПб.: Питер, 2003.

— 256 с.

7. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 241 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008. — 351 с.

9. Harre R. PersonalBeing. Oxford: Blackwell, 1983. 299 p.

10. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. pp. 54-67.

11. Шаповал И.А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в условиях неопределенности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2017. — № 3(30). — С. 100-106.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.

— М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.

13. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: «Смысл», 1997. — С. 156-176.

14. Егорычева И.Д. Самореализации личности во времени/пространстве онтогенеза; Подросток и самореализация. — М.: НОУ ВПО МПСИ. — 2012. — 178 с.

15. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. — 292 с.

16. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 13-27. doi: 10.17759/cpse.2018070102.

17. Сайко Э.В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации) // Мир психологии. — 2005. — № 3. С. 246-252.

18. Деркач А.А. Самореализация — основание акмеологического развития: монография / А.А. Деркач, Э.В. Сайко; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.

19. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / М-во образование Рос. Федерации, БГПУ. — 2-е изд., испр. и доп. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. — 342 с.

20. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 256 с.

21. Шаршов И.А. Закономерности и принципы профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе // Вестник ТГУ. — 2005. — № 2(38). С. 113-122.

22. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. — Томск: Томский государственный университет, 2005. — 174 с.

23. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008 — 212 с.

Shapoval Irina Anatolyevna

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia E-mail: irinashapoval@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4285-2810 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=477644

Nsengiyumva Ildephonse

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

E-mail: ilyush@live.ru

Conceptualisation of the phenomenon of the Self as a psychological determinant of human development

Abstract. The article deals with the phenomenon of the Self and its conceptualisation in the history of psychology and is part of the dissertation research I. Nsengiyumwa. The aim of the study is to substantiate, create and describe an invariant model of the conceptosphere of the Self as a system. Diachronic, descriptive, systemic and phenomenological analysis were chosen as methods of research. The diachronic analysis of the formation of the conceptosphere of the Self has proved the authors' conclusions on the tendencies of its expansion and complication in the course of scientific and human evolution and on the urgent necessity of creating an invariant model of the conceptosphere of the Self. Comparison of cognitive attributes of concepts of the Self and their functional relations are given through the descriptive terms, chosen by various scientific schools as bases of construction of conceptual schemes. Relations of self-knowledge, self-understanding and self-esteem with self-attitude as an effective beginning of self-determination, self-actualization, realization of the Self and self-development of the personality are established. It is shown that in the conceptosphere of the Self in the Western philosophy and psychology, self-knowledge is associated with the cognitive block of self-awareness, and autonomization, self-determination, self-actualization, self-realization of personality with the strengthening of the "I". In native psychology the conceptosphere of the Self is focused on the personality-activity approach, on the importance of the self-actualization for its subject and society, on the recognition of the Self as a development potential of a personality and self-concept. Basing on the system analysis the authors ground and describe an invariant structural and functional model of the Self-concept as a developing and self-organizing system. The structural (self-identity, self-model, self-attitude and self-determination), functional (cognitive, activity and self-regulation) and representational (self-presentation, self-affirmation) components of the conceptosphere of the Self are outlined. The processes of system self-organization and self-disorganization, characteristics of dynamism and principal non-homogeneity of the conceptosphere of the Self are considered.

Keywords: Self; conceptosphere; self-determination; self-development; self-organization; self-disorganization of the system; inhomogeneity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.