ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Агапов В. С.
СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одна из важнейших задач современной российской психологии - обрести новые горизонты развития и расширения проблемного поля исследований в условиях социально-экономических преобразований. Это актуализирует значимость обращения к системно -субъектному исследованию глубинного сосредоточения ценностей, смысловых интегралов, потенциалов и источников концепции Я, самости, идентичности и творчества российской личности. Сложившиеся обстоятельства требуют научного поиска в решении проблем самоидентичности, самоопределения, саморазвития, самореализации и самодетерминации личности как представителя определенной группы, региона, этноса и страны. Перед современной российской психологией стоит целый ряд ключевых вопросов, которые в настоящий момент далеки от научно-практического разрешения (Журавлев, 2007; Ломов, 1984)
За последние десятилетия в российской психологии проведены докторские исследования Я-концепции (В.С. Агапов, С.Т. Джанерьян), самосознания (И.В. Вачков), профессионального самосознания (Л.А. Григорович, Т.Л. Миронова, О.В. Москаленко, Е.Ю. Пряжникова), тендерного самосознания (А.А. Чекалина), государственного самосознания (Д.Д. Бекоева, этнического самосознания (А.А. Иванова) самооценки (Л.В. Бороздина), самопознания (Е.А. Скороумова), самопонимания (Б.В. Кайгородов), самореализации (Э.В. Галажинский, Г.Б. Горская, Л.А. Коростылева), самоактуализации (Т.Д. Дубовицкая, Е.Ф. Ященко). Активно изучаются идентичность (Я.П. Белинская, Н.В. Дмитриева), профессиональная идентичность (Л.Б. Шнейдер), гендерная (Л.Н. Ожигова), половая (Н.Ю. Флотская), этническая (Т.Г. Стефаненко) и социальная (Н.Л. Иванова) идентичности. В данных исследованиях имеется оптимальная связь предмета исследования и применяемых методик, учитывается возрастная логика проявления феноменов самосознания и самости (Агапов, 2011). При этом исследования ученых отражают противоречивое мнение на природу научных понятий «самооценка», «самосознание», «Я-концепция», «самость», «идентичность». Отсутствует четкое научное представление о теоретической картине взаимосвязи изучаемых феноменов проявления Я-концепции и самости субъекта.
В научной школе профессора В.С. Агапова исследовательская программа «Развитие концепции Я и самости субъекта в динамике социально-экономических преобразований России» реализует системно-субъектную парадигму анализа изучаемых многообразных феноменов (Агапов, 2012; Агапов, 2011). Системность, комплексность и междисциплинар-ность способствует балансу методологического, теоретического, эмпирического и практического уровней реализации исследовательской программы (Абульханова, 1973; Абульха-нова, 2005; Барабанщиков, 2003; Барабанщиков, 2007; Брушлинский, 2003; Ломов, 1996).
Системно-субъектная парадигма интегрирует субстратный (изучение феноменов Я-концепции и самости со стороны их элементов, компонентов, содержания; установление относительно самостоятельных, целостных, повторяющихся единиц - компонентов, их сравнительная характеристика с выяснением гомогенности или гетерогенности содержащегося материала); атрибутивный (определение онтологического статуса Я-концепции и предметной области изучаемых феноменов ее проявления; выяснение специфики и особенностей изучаемых феноменов по сравнению с близкими им психологическими феноменами); структурный (раскрытие природы подсистем в структуре Я-концепции с точки зрения простоты или сложности ее внутренней организации, дифференцированности, связи ее эле-
ментов в некоторую целостную систему; сопоставление различных социально-психологических механизмов в анализе развития и становления внутри целостной системы Я-концепции субъекта); функциональный (выявление целесообразного характера, интенци-ональной и функциональной направленности Я-концепции, характеристики функций самости в процессе развития и становления структуры Я-концепции; функционирование структурного своеобразия подсистем внутри целостной системы Я-концепции субъекта); генетический (обнаружение источников, причин, этапов и стадий образования, актуализации и развития Я-концепции субъекта, а также феноменов проявления самости); динамический (установление возможности генезиса, согласование прошлого, настоящего и будущего, соотношения изменчивого и устойчивого в подсистемах внутри целостной системы Я-концепции субъекта); критериальный (реализация системы критериев и эмпирических показателей, выражающих различную степень межкомпонентных и внутрикомпонентных связей подсистем внутри целостной системы Я-концепции субъекта) и топологический (выделение пространственной отнесенности Я-концепции и самости к внешнему и внутреннему миру субъекта) анализ изучаемого процесса.
Междисциплинарные исследования, выполненные в научной школе профессора В.С. Агапова, рассматривают Я-концепцию как интегративное системное личностно-смысловое образование, включающее в обобщенном (на разных уровнях и в разной мере) качестве интеграл основных жизненных отношений личности и их многочисленных конкретных способов реализации, выражения и воплощения. Она согласовывает цели, ценности, базовые убеждения, поступки и поведение. Я-концепция объединяет в единое целое временные, биографические и каузальные аспекты самосознания, объектные и субъектные качества личности, организовывает внутреннюю сущность личности и ее опыт.
Концепция Я это внутреннее условие для понимания закономерностей «само»-процессов: самооценки, самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоосуществления, самодеятельности, самоорганизации и самоидентификации. На уровне Я-концепции проявляется когерентность феноменов субъектности личности. Многоаспектность, многомерность и многоуровневость Я-концепции субъекта развертывается одновременно в нескольких векторах, раскрывающих разные масштабы ее структурно-функциональной организации: целостность, структурность, иерархичность.
Я-концепция как целостное личностно-смысловое образование, находящееся в перекрестье системы детерминант, способна к становлению и развитию. В данном процессе происходит закономерное движение этой системы детерминант: изменение состава, структуры и способов детерминации межкомпонентных связей внутри целостной системы Я-концепции субъекта. При данном условии сам процесс становления и развития приобретает очертания системы. Это позволяет более дифференцированно подойти к исследованию динамики стадий и фаз движения всей системы детерминант Я-концепции, которая непрерывно доопределяется в процессе развития и поэтому никогда не может быть предсказана полностью (Барабанщиков, 2003; Барабанщиков, 2007; Ломов, 1996; Пригожин, Стенгерс, 2000; Хакен, 1980).
Итак, сам процесс становления и развития Я-концепции субъекта выступает как полисистемный процесс. «Он выражает единство дискретного и непрерывного стабильного и изменчивого, тождественного и различного, репродуктивного и продуктивного, актуального и потенциального, необходимого и случайного, которые обеспечиваются лишь определенным соотношением (мерой) типов детерминант. В нем можно выделить уровни (микро-, мезо-, макро-) организации, качественно различные ступени или этапы, смены ведущего основания и ключевых детерминант», - подчеркивает В.А. Барабанщиков (2007, с. 275).
С точки зрения принципа системности становление и развитие Я-концепции субъекта не только многосторонне, но и многовариативно. В рамках единого процесса различные связи, свойства и функции Я-концепции развиваются неравномерно. Новые качества связей, свойств и функций Я-концепции могут возникнуть как в результате интеграции, так и дифференциации межкомпонентных и внутрикомпонентных связей. Становление и развитие Я-концепции представляет собой полиморфный процесс, включающий прогрессивные и регрессивные качественные преобразования компонентов. Как видим, источники становления и развития Я-концепции, пути, средства и формы его осуществления носят системный характер.
Феномен Я-концепции изучается в следующих ракурсах. Во-первых, в контексте определенной ситуации, в которую включен субъект. Здесь лежат основания содержания и динамики изучаемого феномена. С.Л. Рубинштейн замечает:
«в человеке, включенном в ситуацию, есть что-то, что выводит его за пределы ситуации, в которую он включен. Ситуация - это лишь один из компонентов, детерминирующих его действия. Всякая ситуация по самому существу своему, проблемная. Отсюда - постоянный выход человека за пределы ситуации, а сама ситуация есть становление. Становление или
становящееся соотнесено с тем внутренним в человеке, что, в свою очередь, соотносится с чем-то внешним по отношению к ситуации, выходящим и выводящим за ее пределы, это внешнее по отношению к ситуации связано с внутренним по отношению к человеку... Структура моего человеческого бытия, таким образом, выявляется и в ее сложности, и в ее динамике. Мое действие отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует. Соответственно, отсюда могут быть поняты разные аспекты «я» человека» (Рубинштейн, 1997, с. 81-84). Во-вторых, с точки зрения субъекта определенной формы активности. Здесь изучаемое явление берется в единстве внутренних условий своего существования, образующих разномодальное целое (Брушлинский, 2003). В-третьих, в планетной модальности психического, к которой непосредственно принадлежит изучаемое явление. Здесь фиксируются специфика и уникальность феномена, который выступает как сторона или момент унимодального целого.
В нашей научной школе раскрыты закономерности структурной организации Я-концепции (В.С. Агапов, М.Б. Борисов, М.В. Василец, Н.А. Пешкова, Т.И. Салимова, Т.Н. Шайденкова), творческого Я (М.Г. Селюч), духовного Я (И.В. Ежов) и рефлексивного Я (В.В. Саванович). Установлены психологические особенности взаимосвязи подсистем личностной и социально идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов (О.Н. Козлова). Выявлены зависимости развития самооценки (С.А. Кунинков), самопознания (И.Л. Фельдман), самоотношения (О.Б. Смирнова) и самоконтроля (Л.О. Андропова) в сложной структуре Я-концепции субъектов педагогической деятельности. Осуществлена типологии структурной интеграции самосознания (Е.В. Егунова) и корпоративной идентичности личности (Я.В. Артемова). Обнаружена специфика становления личностной рефлексии (Е.И. Мишина), соотношения Мы-концепции и Я-концепции будущих специалистов (Н.В. Строкова). Описаны взаимосвязи мотивации достижения (Н.Н. Шенсова), внутренней позиции (О.А. Щербинина), креативных способностей (Е.П. Шульга), половой идентичности (Т.В. Моисеева), адаптационных стратегий (О.В. Петунс), восприятия времени (А.В. Рыжухин), социально-психологической адаптированности (Э.В. Хачатурова) с концепцией Я. Изучена продуктивность методов саморегуляции в психологической (Т.О. Славнова) и акмеологической практике (Н.А. Бабаева). Выделены корреляты профессионального Я с личностно-профессиональным становлением (Ю.И. Галкина, М.И. Плугина, С.К. Хаидов) (Агапов и др. 2010; Агапов, Козлова, 2012; Агапов и др., 2012; Селюч, 2008; Фельдман и др., 2010).
Реализация исследовательской программы нуждается в дальнейших разработках феноменов концепции Я и самости. Можно обозначить следующие исследования Я-концепции личности с разным уровнем субъектности (ответственности, активности, организованности, настойчивости, инициативности, рефлексии, самодетерминации), самоэффективности, самоутверждения, субъективного благополучия, общительности, эмпатии, оптимизма; социального и эмоционального интеллекта, духовности, работоспособности, профессионализма, компетенций, креативности, творческой готовности и продуктивности в профессиональной деятельности, стрессоустойчивости, жизнестойкости; с разным стилем мышления, когнитивного поведения и совладающего поведения.
Проблемное поле исследовательской программы включает пять основных направлений комплексных исследований.
Первое направление - взаимосвязь Я-концепции со смыслами, идеалами, ценностными ориентациями, базовыми убеждениями, высшими духовными устремлениями, установками, способностями, профессиональными компетенциями, профессионально важными качествами личности, а также с самостью, идентичностью и Мы-концепцией.
Второе направление - установление коррелят развития модальностей Я: профессионального Я, духовного Я, социального Я, творческого Я, рефлексивного Я, волевого Я, экономического Я, экологического Я, семейного Я и телесного Я; выявление их соотношения в структуре Я-концепции: определение социально-психологических оснований развития самопознания, образа себя, самоуважения, самоценности, самопринятия, профессиональной и этнической идентичности в структуре Я-концепции; выделение типов структурной организации Я-концепции субъекта.
Третье направление - взаимовлияние структурно-функциональной организации Я-концепции, уровней продуктивности деятельности и факторов, их обеспечивающих; взаимозависимости профессиональной деятельности как творческого процесса и Я-концепции; развитие самосознания и Я-концепции в системе профессионального мастерства; акмеоло-гический анализ различий содержательных характеристик Я-концепции высоко-, средне-, малопродуктивных специалистов; акметектоника процесса развития Я-концепции, самости, идентичности и субъектности личности.
Четвертое направление - пути создания среды вершинного развития и самостроительство личностью своей концепции Я; оптимизация ее становления и развития в онтоге-
незе (анализ затруднений, резервы самосовершенствования, преодоление профессиональных, возрастных и жизненных кризисов); выявление условий творческой готовности личности к самореализации в жизни; разработка и апробация алгоритмов психолого-педагогического и акмеологического сопровождения изучаемого процесса.
Пятое направление - анализ жизненных историй, сценариев, стратегий высокопродуктивных личностей; исследования Я-нарративов.
Таким образом, дальнейшая реализация исследовательской программы научной школы профессора В.С. Агапова основана на системно-субъектной парадигме междисциплинарного познания феноменов концепции Я и самости.
Литература
[1]. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М. : НАУКА, 1973.
[2]. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
[3]. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. М. : ИП РАН, 2011. С. 234-246.
[4]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей : монография. М. : ООО «ПКЦ-Альтекс», 2012.
[5]. Агапов В.С., Артемова Я.В. Типология корпоративной идентичности личности : монография. М. : РУДН, 2011.
[6]. Агапов В.С., Андропова Л.О., Смирнова О.Б. Самоконтроль в структуре Я-концепции учителя начальных классов : монография. Тула : НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2010.
[7]. Агапов В.С., Козлова О.Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов : монография. М.: РУДН, 2012.
[8]. Агапов В.С., Мишина М.М., Мишина Е.И. Становление личностной рефлексии будущих специалистов : монография. М.: РУДН, 2012.
[9]. Агапов В.С., Саланович В.В. Структурные особенности рефлексивного Я менеджеров : монография. М. : ООО «ПКЦ-Альтекс», 2012.
[10]. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1. С.29 - 46.
[11]. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Жеравлев, А.В. Юревич. М. : ИП РАН, 2007. С. 268-285.
[12]. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб. : Алетейя, 2003.
[13]. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Жеравлев, А.В. Юревич. М. : ИП РАН, 2007.
С.15- 32.
[14]. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб. : Алетейя, 2003.
[15]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : НАУКА, 1984.
[16]. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М. : ИПП, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996.
[17]. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М. : НАУКА, 1997.
[18]. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хауса. М. : Эдиториал УРСС, 2000.
[19]. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения : монография. М. : МГОУ, 2008.
[20]. Фельдман И.Л., Агапов В.С., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога : монография. Тула : ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010.
[21]. Хакен Г. Синергетика. М. : Мир, 1980.