Научная статья на тему 'Концепция я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований'

Концепция я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
Я / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ Я

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агапов Валерий Сергеевич

Рассмотрены различные научные основания для анализа концепции Я и самореализации субъекта, позволяющие исследователям по-разному рассматривать содержание, структуру и динамику изучаемых феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of self and self-realization subject: the problematic field of research

Discusses the different scientific basis for the concept of self and self-realization subject.

Текст научной работы на тему «Концепция я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований»

Литература

[1] Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающими? М.: Ин-т психотерапии, 2003.

[2] Голованов Я. Королев. Факты и мифы. М.: Эксмо-Пресс, 2000.

[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 2003.

[4] Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2007.

[5] Зазыкин В.Г. Психология творчества. М.: Университетская книга, 2008.

[6] Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010.

[7] Зазыкин В.Г., Монд О.-Л. Акмеология исполнительского художественного творчества. М.: Москововедение, 2011.

[8] Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

[9] Селезнева Е.В. Общая акмеология. М.: РАГС, 2009.

Агапов В.С.

КОНЦЕПЦИЯ Я И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Очевидна значимость обращения к исследованию источников субъекта. В связи с этим необходимо расширение проблемного поля научных исследований в психологии Я.

Постановка проблемы концепции Я и самореализации субъекта зависит от теоретико -методологических установок и осуществления эмпирического изучения.

Концепция Я это внутреннее условие для понимания закономерностей «са-мо»-процессов: самооценки, саморегуляции, самореализации, самоосуществления, самодеятельности, самоорганизации и самоидентификации. На уровне Я-концепции проявляется когерентность феноменов субъектности личности.

Тесная взаимосвязанность концепции Я и самореализации субъекта ориентирует на многоаспектность многоплановость изучения данных феноменов.

Существует понятийное разнообразие в определении Я: центр индивидуального сознания (Д. Юле), владелец душевного и телесного состава (В. А. Снегирев), мой выбор (Ж.. П.Сартр), точка сборки самосознания, вплетенного в ткань бытия (Г. Г. Шпет), центр духа, источник сознательной активности, «искра божия» в человеке (П. А. Флоренский), пучок линий совершенствований (Г. Зиммель), субъект, как познательный деятель (С. Л. Рубинштейн), основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру (К. К. Платонов), полифонический роман (Г. Херманс), персонализация субъективной реальности (Л. Я Дорфман), ядро личности (Б. Г. Ананьев), точка сборки ответственности, как волновая функция свободы, как странник в возможных мирах (Г. Л. Туль-чинский), создатель миров моих (О. Мандельштам), это лицо индивидуальности, источник активности, ресурс и результат выделения человеком самого себя из окружающего мира, обеспечивает единство самости (К. А. Абульханова).

Концепция Я как интегративное системное личностно-смысловое образование включает в обобщенном качестве интеграл основных жизненных отношений личности и их многочисленных конкретных способов реализации, выражения и

воплощения. Она согласовывает цели, ценности, поступки и поведение. Я-концепция объединяет в единое целое временные, биографические и каузальные аспекты самосознания, объектные и субъектные качества личности. Концепция Я организовывает внутреннюю сущность личности, ее опыт.

Категория «Я- концепция»в психологии трактуется так: система образов Я и образов человека (Т. Шибутани), мысли и мнения о себе (Ф. Райс), теория самого себя (Х. Ремшмидт), внутренняя сущность и представление о себе, система самовосприятий (К. Роджерс), персонификация себя (С. И. Розум), совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс), перекрест сотен детерминант, влияний, ценностей, установок и ценлей (К. А. Абульханова).

Самореализацию рассматривают как потребность (А. Маслоу, К. Роджерс), отношение (К. А. Альбуханова), деятельность (И. Г. Михайлова), способность (И.В.Лопаткова).

Самореализация изучается в двух сапектах: 1) со стороны результатов - состояний личности, 2) со стороны ее компонентов: цель, мотивы, процесс достижения цели, ситуация, результат (приобретение опыта, обретение смысла, самореализация, развитие личности).

Анализ научной литературы показывает наличие трех точек зрения о развертывании и специфике процесса самореализации субъекта.

Первая точка зрения предполагает, что в человеке изначально заложены ценности, мотивы, способности и свойства, которые в ходе развития лишь разворачиваются благодаря созданию благоприятных условий. (А. Маслоу, К. Роджерс). Самое глубокое внутреннее ядро человеческой природы обеспечивает реализацию « одной единственной базовой тенденции или стремления, — актуализироваться, сохраняться и укрепляться [22, с. 135].В потенциализме К. Роджерс ставил акцент на развитие индивидуальности, уникальности и самоценности личности [26].

Потенциал означает совокупность имеющихся ресурсов и возможностей. Психологические исследования показывают что к сфере потенциального относятся: природные особенности личности, способности, даровитость, сила личности и активность. К сфере актуального относят качественно новое, преобразованное потенциальное. Это те возможности, которые в данный момент реально функционирует в деятельности, общении и отношениях.

В современных исследованиях выявлено, что потенциал личности несводим к способностям и мотивам, он интегрирует их. Потенциал может стать реальным и актуальным при наличии активности самой личности. Процесс развертывания потенциала осуществляется с переходом потенциального к актуальному. [5, 10, 15, 20]. Развертывание потенциала самореализации проходит в форме творчества и проявляется в деятельности. Развертывание потенциала самореализации становится возможным, когда личность актуализирует потребность в саморазвитии; а результатом этого процесса является самоосуществление субъекта. [31]

Вторая, экзистенциальная точка зрения, постулирует личностное развитие, как результат тех усилий, которые он прилагает для их реализации. Это удачно сформулировал Ж.-П. Сартр- «люди сами делают себя тем , чем они становятся» [20]. Р. Мэй [22]представляет развитие личности как процесс, который требует принятие нравственных обязательств и приложения собственных постоянных усилий.

Р. Мэй выделяет шесть онтологических характеристик человеческого бытия: центрированность, самоутверждение, соучастие, осознание, самосознание и тревога [34, с. 68-69]. Центрированность представляет собой базис индивидуального бытия. Потребность сохранять собственную центрированность, отстаивать себя как от-

дельное существо, находит выражение в самоутверждении. И одновременно существует стремление к соучастию - стремление выйти из своей центрированности, чтобы прикоснуться к другому бытию, соотнестись с ним. Субъективной стороной центрированности является осознание: каждое живое существо наделено опытом переживания своего тела, своих потребностей. Эти первые четыре характеристики относятся, по Р. Мэю, к биологическому уровню, который роднит человека с животными.

Специфические характеристики собственно человеческого бытия - самосознание и тревога. Самосознание не является просто осознанием угрозы из внешнего мира, но оказывается способностью знать себя как индивида, которому угрожают, переживать себя как субъекта, которого окружает мир. [34, с. 68].

Тревога как переживанию бытия, находящегося под угрозой небытия, — Р. Мэй уделяет особое внимание. Он дает тревоге следующее определение: «Тревога есть опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности [34, с. 69]. Основное здесь - опасение утратить смысл своего бытия. Тревога возникает всегда, когда у человека имеются разные возможности, и, таким образом, она связана со свободой и творчеством. Тревога здесь возникает из-за проблемы реализации потенциальности. Отрицая свой потенциал, терпя неудачу его исполнения, человек попадает в состояние вины перед самим собой.

Итак, работы Р. Мэя позволяют выделить три причины тревоги:

- угрозы потери опоры и защищенности, получаемой от других людей, из-за собственного стремления стать самостоятельным субъектом жизни;

- угроза утраты собственного существования в качестве субъекта;

- угроза того, что в бытии субъектом не будут выбираться и реализовываться аутентичные возможности. [34, с. 69-70]

Поскольку тревога принадлежит сущности человека, то следует отметить, что собственно человеческое бытие, есть не только способность принимать решения, свобода и творчество, но также и тревога. Становление самим собой достигается за счет встречи с тревогой.

Для нашей действительности более приемлема экзистенциальная точка зрения. Человек становится «тем, кем он может стать» не тогда, когда ему «создают условия, а когда он (живя в заданных обстоятельствах)сам создает для себя эти условия посредством осознанных выборов и реальных действий в мире, - подчеркивает Р. Мэй [24].

При этом «мы живем в забавном государстве, думаю я: здесь, чтобы реализовать свои элементарные права - иметь крышу над головой и хлеб насущный для себя и своих близких, - надо исполнить необычайной красоты кульбиты. Менять родные места и работы, получать одно образование и работать в другой сфере, идти по головам, причем желательно не ногами идти, а на руках... Просто крестьянином быть нельзя. Просто медсестрой быть нельзя. Просто инженером быть нельзя. Просто военным быть вообще не рекомендуется. Самое смешное, что вывод у нас один и тот же: содержание населения России нерентабельно», - пишет З. Прилепин в рассказе «Действительно не понимаю» [25, с. 244-245].

В связи с этим становится очевидной значимость третьей точки зрения, изложенной В. Франклом [32;33]. Он сравнивал самоактуализацию с бумерангом, возвращающимся назад. Задача бумеранга состоит вовсе не в том, чтобы вернуться к тому, кто его послал (хотя большинство считает именно так), а в том, чтобы поразить цель. Возвращение бумеранга назад - свидетельство неудачи или промаха. То же и с самоактуализацией личности: будучи направленной на самого себя, она

означает промах в главном, - бытии человека в мире. Это позволяет утверждать, что основной движущей силой является потребность выйти за пределы своей ограниченности, т.е. самотрансцендироваться.

С. Л. Рубинштейн замечает: «в человеке, включенном в ситуацию, есть что-то, что выводит его за пределы ситуации, в которую он включен. Ситуация - это лишь один из компонентов, детерминирующих его действия. Всякая ситуация, по самому существу своему, проблемная. Отсюда - постоянный выход человека за пределы ситуации, а сама ситуация есть становление. Становление или становящееся соотнесено с тем внутренним в человеке, что, в свою очередь, соотносится с чем-то внешним по отношению к ситуации, выходящим и выводящим за ее пределы; это внешнее по отношению к ситуации связано с внутренним по отношению к человеку» [28, с. 81].

Следуя линии мысли С. Л. Рубинштейна будем считать, что «объективность не только не исключает, она необходимо включает в себя элемент творческой самодеятельности... В творчестве созидается и сам творец. .Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем более завершен этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое» [27, с. 436-438].

Как видим, субъект в своих действиях, актах творческой самодеятельности не только проявляется, но и в них созидается, и определяется. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности как думают экзистенциалисты, это - ее становление и вместе с тем реализация моей сущности, не отрицание самого себя и становление, но становление и реализация. Отрицается только мое наличное бытие, моя завершенность, конечность. Структура моего человеческого бытия, таким образом, выявляется и в ее сложности, и в ее динамике. Мое действие отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует. Соответственно, отсюда могут быть поняты разные аспекты «я» человека», - пишет С. Л. Рубинштейн. [28, с. 84]

Итак, субъект обладает возможностью реализовать определенные ценности и нести ответственность перед самими собой за обретение смысла своей жизни. Именно высшие ценности позволяют субъекту обрести смысл жизни. К. Л. Абуль-ханова определяет смысл жизни как способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего Я, своей личности. [1;3]

Таким образом, выбирая для анализа концепции Я и самореализации субъекта различные основания, исследователи получают возможность по-разному рассматривать содержание, структуру и динамику изучаемых феноменов.

Литература

[1] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

[2] Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №5. с. 5-14.

[3] Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. с. 3-21.

[4] Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. 2006. № 2. с. 80-95.

[5] Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. с. 32-43.

[6] АгаповВ.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание и пути развития. - М. АПК и ППРО, 2005..

[7] Агапов В.С. Акмеологическое становление Я - концепции руководителя. - М., издательство РАГС, 2009.

[8] Агапов В. С. Я- концепция учителя начальных классов как предмет эмпирических исследований // Вестник МГАДА. Сер. Философские, социальные и естественные науки. 2010. № 3(3), с. 141148.

[9] Агапов В.С. Креативное развитие профессионального Я будущего специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. с. 6-13.

[10] Агапов В.С. Фундаментальные идеи С. Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я- концепции субъекта // Философско- психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Под. Ред. К. А. Абульхановой, С. В. Тихомировой.- М.: издательство ИПРАН, 2011. - с. 234246.

[11]Агапов В.С. , Козлова О.Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я- концепции будущих специалистов. - М.: издательство РУДН, 2012.

[12] Агапов В.С., Мишина М.М., Мишина Е.И. Становление личностной рефлексии будущих специалистов.- М.: издательство МГОУ, 2012.

[13]Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

[14] Зинченко В.П. Проблема Я и другие тайны ( языковые игры: не с нулевой ли суммой) // современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты: материалы международной научно- практической конференции 19-20 апреля 2012 (г. Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»)/ Под ред. Е.Е.Сапоговой. - Тула: издательство ТулГУ, 2012. -с. 11-47.

[15]Ива^енко А.В., Меяшко А.В. Индивидуально- личностные особенности самореализации бизнесменов в экономической деятельности. - М.: издательство РУДН, 2005.

[16]ИшмухаметовР.Р. Проблемы самореализации личности.- М.: КРАСАНД, 2010.

[17] Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.

[18] Коростытева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: Автореферат диссертации доктора психологических наук. - СПб., 2001.

[19] Коростытева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005.

[20] Кудинов С.И. Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности// Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2008. № 1. с. 28- 36.

[21]МаслоуА. Мотивация и личность.- СПб.: Питер,2006.- 352 с.

[22] Маслоу А., Мэй Р., Олпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. - Львов: Инициатива; М.: институт общегуманитарных исследований, 2005. -160 с.

[23]Михайлова И.Г. Самореализация в художественной деятельности// Мир психологии. 2010. № 4. с. 91-102.

[24] Осухова Н. Концептуальная позиция автора и его практика: анализ двух гуманистических подходов// Развитие личности. 2010. № 1. с. 180-192.

[25] Прилепин З. К нам едет Пересвет: отчет за нулевые. - М.: Астрель, 2012.

[26] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - Н.: Прогресс, Универс, 1994.

[27] Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997. - с. 433438.

[28]Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2012.

[29] Сартр Ж..-П. Экзистенциализм- гуманизм// Сумерки богов: Сборник./ Сост. А. А. Яковлев. -М.: Политиздат, 1989. - с. 319 -344.

[30] Сартр Ж..-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

[31] Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации.// Мир психологии., 2010. № 4 (64). С. 78-91.

[32] Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия . - Новосибирск: издательство Сиб. Университета, 2009.

[33] Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. - М..: Альпина нон - фикшн, 2009.

[34] Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика. -М.: издат. дом ГУ ВШЭ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.