Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ И ТЕЗАУРУСНОМ ИЗМЕРЕНИИ'

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ И ТЕЗАУРУСНОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-FULFILLMENT / SELF-AFFIRMATION / SELF-EXPRESSION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

Цель статьи заключалась в представлении различных аспектов и смыслов понятия самореализации личности в сложившемся корпусе научных исследований. Применялись методы категориального и тезаурусного анализа. В результате были выделены эгоцентристская и социокультурная доминанты толкования самореализации, рассмотрено его категориальное пространство в смысловых рамках таких понятий как: самоактуализация, самоосуществление, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие. Сделан вывод о близости категорий самореализация и самоосуществление, отражающих единый процесс целостной и сознательной активности личности по развертыванию и опредмечиванию своих сущностных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SELF-REALIZATION OF PERSONALITY IN HUMANITARIAN AND THESAURUS DIMENSION

The purpose of the article was to present various aspects and meanings of the concept of personality self-realization in the existing set of scientific research. The methods of categorical and thesaurus analysis were used. As a result, the authors identified the egocentric and sociocultural dominants of self-realization interpretation, considered its categorical space in the meaning framework of such concepts as: self-actualization, self-fulfillment, self-affirmation, self-expression, self-development. The conclusion is made about the closeness of the categories of self-realization and self-fulfillment, reflecting a single process of the integral and conscious activity of personality in the deployment and objectification his essential forces.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ И ТЕЗАУРУСНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород)

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ И ТЕЗАУРУСНОМ

ИЗМЕРЕНИИ

Аннотация. Цель статьи заключалась в представлении различных аспектов и смыслов понятия самореализации личности в сложившемся корпусе научных исследований. Применялись методы категориального и тезаурусного анализа. В результате были выделены эгоцентристская и социокультурная доминанты толкования самореализации, рассмотрено его категориальное пространство в смысловых рамках таких понятий как: самоактуализация, самоосуществление, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие. Сделан вывод о близости категорий самореализация и самоосуществление, отражающих единый процесс целостной и сознательной активности личности по развертыванию и опредмечиванию своих сущностных сил.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, самоосуществление, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие.

Annotation. The purpose of the article was to present various aspects and meanings of the concept of personality self-realization in the existing set of scientific research. The methods of categorical and thesaurus analysis were used. As a result, the authors identified the egocentric and sociocultural dominants of self-realization interpretation, considered its categorical space in the meaning framework of such concepts as: self-actualization, self-fulfillment, self-affirmation, self-expression, self-development. The conclusion is made about the closeness of the categories of self-realization and self-fulfillment, reflecting a single process of the integral and conscious activity of personality in the deployment and objectification his essential forces.

Keywords: self-realization, self-actualization, self-fulfillment, self-affirmation, self-expression, self-development.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ

в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и

фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу»

на 2018-2020 годы

Введение. Жизнь человека в современном мире складывается в условиях обострения противоречий и трансформаций, охватывающих основные институты и сферы его существования. На психологическом уровне кризисные процессы в социуме квантуются в проблемы личностного существования в реалиях утверждающегося общества потребления и диктата информационных технологий [3; 8]. На первый план сегодня выходят риски утраты личностной полноценности, аутентичности и идентичности в связи с галопирующим распадом традиционных социальных связей, ценностного и нравственного поля развития [1]. Среди ведущих угроз психологическому развитию авторы отмечают процессы дерационализации сознания, деперсонализации общения, рост апатии и аддикции (включая информационную) и т.д. [8]. В контексте постмодернистской ментальности авторы говорят о «смерти субъекта» и других экзистенциальных атрибутах современного постиндустриального общества с его расточительно-пользовательским укладом и ценностями жизни [18].

Эти и другие вызовы заставляют многих исследователей обращаться к теме самореализации в надежде осмыслить возможность подлинного существования человека в условиях глубоких трансформаций основных сфер жизнедеятельности [4; 5; 6; 10; 14].

Изложение основного материала статьи. Понятие «самореализация» появляется в справочной литературе в начале прошлого века. По данным Л.А. Коростылевой [10], впервые этот термин встречается в «Словаре по психологии и философии» лондонского издания в 1902 году (self-realization, от англ. «self» -самость, Я, личность, и «realization» - осознание, понимание, осуществление, выполнение). В источнике отмечается, что «самореализация - осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» [24]. Вышедший в Лондоне «Словарь психологических и психоаналитических терминов» в 1958 году, связывает самореализацию со сбалансированным и гармоничным развитием всех личностных аспектов человека, с развитием как генетических, так и личностных возможностей [22, p. 448]. Оксфордский словарь 1989 года трактует самореализацию как «... реализацию собственных усилий человека, возможностей развития его Я.» [29, p. 921], и привязывает ее к христианской традиции, видящей в ней не столько вершину личностных проявлений, сколько Божий дар.

Примечательно, что в западных источниках доминируют в основном эгоцентристские толкования самореализации, в которых рефреном проходит исходное обращение к самости ("self"), развертывающей заложенные в ней самой свойства и способности. Такой подход, на наш взгляд, неизбежно редуцирует и обедняет смысл понятия самореализации, приводит к усеченным представлениям о феноменологии и генезисе обозначаемого им процесса.

В отечественной литературе самореализация как самостоятельное понятие появляется в 2000 г. в «Философско-энциклопедическом словаре» [12]. Представленное здесь определение Д.А. Леонтьева исходит из социо-культурной доминанты толкования самореализации. Автор опирается на учение К. Маркса о развитии сущностных сил человека, который пополняет эти силы в процессе распредмечивания социокультурного опыта и реализует их в процессе опредмечивания, приводящем их к конкретно предметному и духовному воплощению. При этом отмечается, что «. самореализация возможна лишь на основе "способности быть личностью", т.е. способности внести социально значимый вклад в культуру и в других людей» [12]. Тем самым подчеркивается социокультурное, творческо-созидательное значение самореализации.

Необходимо отметить, что упомянутое выше значение самореализации присутствует в ряде работ западных авторов под термином «self-fulfillment» (пер. с англ. - самовыполнение, самоосуществление) (A. Gewirth, J. Feinberg, D. Yankelovich etc.) [25]. Согласно этим трудам, самоосуществление означает процесс наиболее полного выражения себя, который отражает цельный план человеческого бытия в логике движения к надындивидуальным (социокультурным, морально-этическим, духовным и др.) ценностям и идеалам на пути к продуктивной жизни и обретению достоинства [25]. Некоторые отечественные авторы (Е.А. Лукина, И.О. Логинова, А.И. Алонцева, Е.В. Селезнева и др.), напрямую обращаются к термину самоосуществление, рассматривая его как интегральное понятие, охватывающее целостную феноменологию и становление человека в онтогентическом, персоногенетическом, акмеологическом отношениях.

В тезаурусном измерении понятие самореализации зачастую отождествляется с рядом родственных категорий. Среди наиболее близких в литературе отмечаются такие термины как: самоактуализация, самоосуществление, самовыражение, самоутверждение, саморазвитие. Сравнительный анализ этих терминов позволяет внести большую ясность и точность в понимание самореализации [15].

Самоактуализация как явление и термин наиболее часто синонимизируется с самореализацией [11]. Однако, необходимо иметь в виду ряд различий, как теоретического, так феноменологического порядка.

Так, в области теории термин «самоактуализация» прочно связывается с учением А. Маслоу, трактующим его как некое мотивационное стремление и конечную цель [16]. Между тем, самореализация полагает в большей мере активно-деятельный план, имеющий более универсальное значение. Как отмечает Д.А. Леонтьев: «Понятие самореализации гораздо шире, оно не привязано к определенной теоретической парадигме и обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы» [11]. Именно процесс самореализации, свободный от эгоистических стремлений, приводит к самоактуализации личности, как побочному эффекту, как следствию, но не как цели [11]. Указывая на это различие, В. Франкл пишет: «Самоактуализация относится к классу тех вещей, которые могут быть достигнуты лишь в качестве побочного эффекта и уплывают от нас в той мере, в какой мы делаем их объектом прямой направленности <...>. Самоактуализация происходит спонтанно, она нарушается, когда ее превращают в конечную цель» [11, с, 14]. Таким образом, в теоретическом отношении в трактовках указанных понятий выделяются, прежде всего, различия причинно-следственного характера.

В феноменологически-процессуальном контексте термин «самоактуализация» не всегда и не во всем совпадает с самореализацией, поскольку в этом контексте последняя обретает смысл самоосуществления. Видный американский исследователь Алан Гевирт (A. Gewirth), изучая природу и содержание процесса самоосуществления человека («self-fulfillment»), отметил следующий ряд его отличий от самоактуализации:

- самоосуществление может не привязываться жестко к «самости»;

- самоосуществление, как правило, носит осознанный характер;

- самоосуществление не ограничивается реализацией потребностей [25].

Рассмотрим кратко суть этих отличий.

Во-первых, в генетическом плане полноценная самореализация человека (self-fulfillment) не выводится целиком из его самости. Если самоактуализация подразумевает «...изначальное наличие самости как ряда определенных потенциальных возможностей, которые ожидают актуализации, то, - как пишет А. Гевирт, - с точки зрения самоосуществления самость может быть еще и не определена в своих возможностях, равно как и в действительных формах проявления» [25]. Более того, многие авторы подчеркивают не интернальную, а социальную природу самости. Канадский социальный философ Ч. Тейлор изучая «Источники самости», фактически приравнивает ее к идентичности [28]. Р. Дженкинс видит в самости «... самую раннюю, и самую прочную социальную идентичность, на которую наслаиваются все последующие идентичности» [26]. К схожим выводам приходят К. Кэлхоун, Э. Гидденс и другие ученые разных научных школ и направлений [23]. Эти и другие авторы говорят о самости как укорененном в личности результате первичной социализации в терминологии П. Бергера и Т. Лукмана [2]. И если рассматривать самость как «сгусток» внутренних сил, то они не столько проявляются, сколько формируются в процессе самореализации. «Потенциальные возможности, - пишет А. Гевирт, - являются действительными силами, но их содержание разбросано и неопределенно... Поэтому каждый создает себя сам за счет своих устремлений, которые способствуют росту скрытых сил, а также определяют конечные действия» [25, p. 4].

Во-вторых, в процессуальном плане самореализация, по мнению А. Гевирта, отличается от самоактуализации сознательным выбором поведения. Так, если самоактуализация может происходить автоматически, естественным путем, «подобно тому, как растут растения», то самоосуществление «. полагает момент выбора, совершаемого человеком в отношении того, какую из его неопределенных потенциальных возможностей он заставит себя развивать в свете самых сильных стремлений. Таким образом, свобода, - как подчеркивает А. Гевирт, - является важным компонентом самоосуществления по сравнению с самоактуализацией» [25, p. 8].

В-третьих, в содержательном плане самореализация не сводится целиком к удовлетворению потребностей. Так, если «.самоактуализация означает разрешение различных «потребностей», основанных, на желаниях, вытекающих из проблем регулирования различных общественных отношений, то в самоосуществлении на первый план выходят «стремления» (aspirations), понимаемые как самые сильные желания людей с точки зрения самовознаграждения; кроме того, свою независимую роль играют также способности (capacities)» [25, p. 8]. Таким образом, самореализация, по А. Гевирту, в большей мере связано со стремлениями и способностями, а не только с потребностями.

Самоосуществление, как было отмечено выше, наиболее близко понятию самореализация. Вместе с тем, необходимо указать и на их отличия. Они обнаруживаются в том случае, когда термин «самореализация» рассматривается в узком, результативном смысле (в широком, процессуальном плане различия данных терминов стираются). Так, говоря о самоосуществлении (self-fulfillment) как наиболее содержательном и полноценном качестве бытия, А. Гевирт сопоставляет его с термином «самореализация», каким оно сложилось в трудах британских философов-идеалистов (Т.Х. Грин, Ф.Х. Брэдли, Б. Бозэнкет). Он находит несколько важных отличий. «Во-первых, самореализация полагает, что самость не может быть полностью «реальна» пока не завершен процесс ее реализации» [27, p. 15]. Между тем, способности, которые развиваются в ходе самоосуществления, сами по себе также реальны, и они существуют как силы, свойственные самости. Во-вторых, если самореализация сводится, прежде всего, к осуществлению

способности, то самоосуществление включает еще и процесс реализации стремления [25]. И в этом отношении самоосуществление выступает как двусторонний процесс, идущий как со стороны реализации сильного желания, так и со стороны реализации способности. «В-третьих, если самореализация полагает действия, имеющие внешнюю значимость по своему результату, то самоосуществление включает также действия, которые ценны сами по себе. В-четвертых, некоторые люди, - указывает А. Гевирт, - могут и не желать самореализации, поскольку на пути к ее достижению возникает слишком много трудностей, в то время как, самоосуществление, по крайней мере как реализация стремлений, желаемо всеми людьми даже в том случае, если средства к их достижению не вызывают у них энтузиазма» [25, р. 7].

Несмотря на некоторые отличия, большинство авторов указывают на неразрывную связь самореализации и самоосуществления человека. Так, согласно М.В. Шугурову, самоосуществление отражает в большей мере ипостась всеобщего, а самореализация проявление особенного через всеобщее [21]. С акмеологических позиций Е.В. Селезнева соотносит самореализацию и самоосуществление личности, рассматривая первое как грань и компонент второго. «Будучи предельно широкой категорией, самоосуществление отражает наиболее общие закономерности процесса развития человека и выступает как родовое для целой системы понятий, среди которых понятия "саморазвитие", "самореализация" "самосовершенствование", "самоактуализация" и др.» [20]. В то же время, как отмечает И.О. Логинова и другие авторы, «... саморазвитие, самоактуализацию, самосовершенствование, самореализацию и другие проявления самости человека можно рассматривать как формы его жизненного самоосуществления» [14].

В целом, обращаясь к существующим трактовкам терминов «самореализация» и «самоосуществление», мы полагаем целесообразным не проводить принципиальных различий между ними, между тем, в литературе выделяется ряд близких понятий, которые действительно стоит отличать от самореализации, поскольку они указывают на феномены, имеющие иное содержание и направленность. Речь идет о таких родственных терминах как: самоутверждение, самовыражение и саморазвитие.

Самоутверждение объясняется стремлением индивида получить общественное признание со стороны других в ситуации «здесь и теперь» [13], воспользоваться эффектом этого признания для подтверждения своей значимости. Если активность целиком покрывается такой мотивацией, то, как отмечает А.В. Петровский, имеет место быть психологический феномен квазиперсонализации [19]. Индивид использует внешний ресурс, реализуется за счет других. Для самореализации характерен другой мотивационно-ресурсный источник. Человек стремится внести личностный вклад в развитие другого, разделить с другими свою жизнь, произвести социально значимый продукт. При этом он использует не только и не столько внешние возможности, сколько свой внутренний ресурс, опирается на самого себя, свои силы, знания, таланты, свой труд и опыт. Как пишет Д.А. Леонтьев: «... истинная самореализация и самоутверждение (квазисамореализация) могут внешне не различаться; различие следует искать в их мотивационной основе. Лишение возможности социального признания "здесь-и-теперь" вызовет прекращение активности, направленной на самоутверждение, но не повлияет на истинную самореализацию» [13]. Тем не менее, нужно учитывать взаимосвязь и единство самореализации и самоутверждения, в котором последнее встраивается в первое как часть в целое и достигается в том случае, когда субъект получает необходимое социальное признание, но не как самоцель, а как следствие и продукт его продуктивной жизни. Неслучайно Л.Н. Коган говорит о самоутверждении как необходимом результате, итоге самореализации [9, с. 184], а А.В. Мудрик, признавая важную роль самоутверждения в процессе социализации человека, рассматривает его как «.достижение субъективной удовлетворенности результатом и/или процессом самореализации» [17, с. 276].

На наш взгляд, нельзя игнорировать эффект самоутверждения в логике самореализации, которая должна подкрепляться и находить подтверждение в том числе и в форме социального признания. Каждый раз, достигая самоутверждения, получая признание, субъект утверждается в осуществлении личностно-значимого результата. Это признание может служить индикатором самореализации на определенном жизненном отрезке, равно как стимулировать человека к дальнейшим шагам по самореализации в ближайшем будущем.

Самовыражение, как считает Д.А. Леонтьев, имеет ту же мотивационную основу, что и самореализация, однако в этом случае активность субъекта не достигает желаемого эффекта, поскольку задача проявить себя и транслировать свое «Я» не подкрепляется соответствующей способностью [13]. Активность субъекта может не выливаться в результативную деятельность, носить поверхностный характер и не приводить к качественному изменению его жизни. По мнению Д.А. Леонтьева, «самовыражение представляет собой эпифеномен самореализации» [13]. В этом случае действия, направленные на самоосуществление, принимают форму однократных актов самопроявления и самораскрытия, не перерастая при этом в деяние. «Нередко самовыражение, (в частности, демонстративное поведение) предстает как форма компенсации неудачи в самореализации» [13]. В этой связи, можно говорить о самовыражении как полумере самореализации. Тем не менее важность самовыражения с точки зрения достижения самопонимания и рефлексии не вызывает сомнения, равно как и нет сомнений в том, что действия, направленные на самореализацию неизбежно связаны с самовыражением (особенно в творческой деятельности, в сфере искусства и т.п.), но не всегда верно обратное.

Саморазвитие в отличие от самореализации связано с деятельностью, направленной на самого себя, на внутренний мир [13]. В логике саморазвития человек осуществляет внутренние усилия, направленные не на внешний мир, а на углубленное самопознание и самосовершенствование, обогащение внутреннего содержания, пополнение багажа знаний, накопление потенциала, постижение нового и пр. без активного проявления вовне. В этом смысле саморазвитие можно рассматривать как необходимую предпосылку, подготовку человека к самореализации, когда внутренние силы оттачиваются и обретают отчетливые формы для самого субъекта как их носителя. В широком смысле саморазвитие как процесс самоизменений включает в себя самореализацию в качестве результирующего элемента достижения этих изменений, который выводит человека на новый уровень саморазвития.

В устоявшемся научном обиходе самореализация часто ассоциируется и описывается такими терминами как самодетерминация, самоорганизация, саморазвертывание, самопроектирование, самоконструирование, самоподдержание и пр., которые в разной мере отражают проявления и отдельные стороны данного понятия.

Выводы. В приведенном гуманитарно-терминологическом анализе представлены наиболее существенные, на взгляд авторов, аспекты трактовки и интерпретации понятия самореализации личности в контексте родственных категорий и терминов, употребляемых для раскрытия его феноменологии и

содержания. Среди наиболее близких понятий выделяется категория самоосуществления, которая воплощает такие характеристики самореализации как: целостность, сознательность, предметность, интенциальность, непрерывная процессуальность и др. Отдельные важные аспекты и грани процесса самореализации отражаются в понятиях самоактуализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие. В целом, существующий в литературе категориальный спектр значений понятия самореализации довольно широк и неоднозначен. В нем оно может выступать как собственно явление и процесс, как продукт, результат и признак, как предпосылка и производное и т.п. Между тем, исходным смыслом данного понятия выступает продуктивная деятельность, реализующая личностный потенциал в социокультурном процессе.

Литература:

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

4. Водянова Н.В. Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект: Дисс. канд. филос. наук. 09.00.13. Челябинск, 2009. - 167 с.

5. Ворожко Ю.Н. Социокультурные основания самореализации личности: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2014. 169 с.

6. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: дисс. ... д-ра психол. наук. Томск, 2002. 320 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

8. Климанова А.М. Культурологические аспекты самореализации личности в условиях нестабильного социума: дисс. канд. культурологии. М., 2005. 131 с.

9. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

10. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: дисс. ... д-ра психол. наук. СПб, 2001. 398 с.

11. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.

12. .Леонтьев Д.А. Самореализация // Человек: философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 322-324.

13. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 110-123.

14. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст: Автореф. дис. докт. психол. н. Томск, 2010. 41 с.

15. Луков В.А., Луков В.А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 18-35.

16. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 c.

17. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 304 с.

18. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. № 3. С. 5-17.

19. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984.

20. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации. М. - Берлин: Директ-Медиа. 2015. 404 с.

21. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 1992. С. 61-62.

22. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a guide to usage / Ed. by H.B. English. New York; London; Toronto, 1958.

23. Calhoun, C. (ed.) Social Theory and the Politics of Identity. Oxford: Blackwell, 1994. 364 р.

24. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J.M. Baednin. Vol. II.

25. Gewirth A. Self-Fulfillment. N.J: Princeton University Press. 1998. 248 p.

26. Jenkins R. Social Identity. London: Routledge. 1996. 256 p.

27. Norton D.L. Personal Destinies: A Philosophy of Ethical Individualism. - Princeton: Princeton University Press, 1976, 416 p.

28. Taylor Ch. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1989. 624 p.

29. The Oxford English Dictionary. Second edition / Edited by J.A. Simpson and E.S. Weiner. Vol. XIV. Oxford, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.