4. Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. - 2004. - № 6. - С. 6 - 12.
УДК 159.922
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Давыдова Светлана Витальевна, старший преподаватель Московский государственный гуманитарный университет - Егорьевский филиал
г. Егорьвеск, Россия Lana_7805@mail. ru
Потребность самопонимания, самопознания, самоактуализации, самоосуществления и других феноменов само- растет месте с расширением знаний человека о мире и о себе, вместе с ростом субъективных возможностей и усложнением задач, стоящих перед человеком. В настоящее время актуальность проблемы самоатуализации личности возрастает в связи с такими особенностями нашего общества, как нестабильность, неопределенность, характеризующие практически все сферы жизни человека, особенно управленческую деятельность. В этих новых объективных обстоятельствах проблема субъективного выбора личности вырастает до глобальных размеров.
Ключевые слова: самоактуализация; самореализация; духовность; руководитель; управленческая деятельность.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SELF-ACTUALISATION OF MODERN HEADS
Davydova Svetlana, teaching insfructor Moscow State Humanitarian University named by Sholokhov Yegoryevsk, Russia Lana_7805@mail. ru
The requirement of self-understanding, self-knowledge, self-actualisation, self-realisation and other phenomena itself grows with an expansion of the person's knowledge about the world and about oneself, together with growth of subjective possibilities and complication of the problems facing to the person. Now a days the problem of per-sonis self-actualisation increases in connection with such features of our society, as instability, uncertainty characterising practically all spheres of human life, especially administrative activity. The problem of a personis subjective choice grows to the global sizes in these new objective circumstances.
Keywords: self-actualisation; self-realisation; spirituality; the head; administrative activity.
Основной тенденцией развития человеческой цивилизации является постоянное ускорение процессов развития на всех уровнях социального организма, сопровождающееся умножением субъектов сознательной активности (народонаселение, общественные организации, хозяйствующие субъекты), усложнением взаимосвязей и взаимоотношений между ними, а также обострением внутрисистемных и межсистемных противоречий.
Субъектом деятельности на глобальных рынках товаров, технологий и услуг сегодня являются крупные фирмы, транснациональные компании, именно они определяют положение на рынках и основные «правила игры» в сфере хозяйственной деятельности. Во всех видах практической деятельности, на производстве, в науке и здравоохранении, даже во многих видах искусства достижение положительного результата, успеха сегодня связывается с согласованной и целенаправленной деятельностью коллектива, группы, что требует от всех входящих в нее индивидов сознательного самоограничения собственной инициативы и активности во имя достижения общих целей.
Роль специалиста, менеджера внутри фирмы все чаще сводится к своевременному и точному выполнению функциональных обязанностей, определяемых менеджментом более высокого звена. Работа требует, как правило, частичного или почти полного отказа человека от своего индивидуального Я пользу «коллективного Я» в интересах получения группой положительного результата, который во все большей степени понимается как продажа вещественного результата деятельности на рынке.
Описанная выше ситуация означает постоянное возрастание количества и уровня сложности проблемных ситуаций, в которых индивид, выступая в качестве наделенного полномочиями субъекта, должен в условиях дефицита информации и времени, под внешним давлением принимать управленческие решения (в пределах своей компетенции) и нести ответственность за их реализацию и последствия. Неизбежным следствием такого положения дел является постоянное увеличение доли проблемных ситуаций, в которых человек как субъект управления осознает, что не обладает необходимым уровнем компетентности для их позитивного, продуктивного решения. Подобные проблемы затрагивают все больше сфер жизнедеятельности человека, вынуждая его все чаще обращаться за помощью в воспитании своих детей, установлении гармоничных взаимоотношений с членами своей семьи и соседями, коллегами, выборе направления профессиональной самореализации, решении задач организации и развития производства, бизнеса, разрешении проблем с конкурентами.
Современный этап развития цивилизации предлагает человеку жизнь по чужим, не всегда действительно компетентным советам не только как социально поощряемую культурную норму, но и как оптимальную жизненную стратегию. Возникает вопрос: а возможна ли в этих условиях самоактуализация? Заинтересовано ли общество в создании условий для самоактуализации граждан?
Хотелось бы подчеркнуть не только актуальность, но и сложность данного феномена, обусловленную, в частности, отсутствием единого понятия самоактуализации и неодназначностью ее понимания.
Самоактуализация как проявление и реальный результат личностного роста и стремления к саморазвитию в полной мере отражает духовное состояние че-
ловека, степень овладения им собственным поведением, направленным на саморазвитие и самосовершенствование.
Научный подход к проблеме самоактуализации человека начинается с попыток философов второй половины 19 века поставить в центр философского исследования жизнь человека. Основополагающими фигурами новых направлений в познании человека считают С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, В.Дильтея и других.
С. Кьеркегор пришел к выводу, что ни философия как наука, ни собственный разум не в состоянии помочь человеку решить главную проблему жизни: они не могут указать человеку путь к достижению подлинно счастливой жизни.
В. Дильтей считал основной характеристикой жизни принципиальную проблематичность и недоопределенность, не позволяющую человеку познать ее в должной мере. Психологи должны понимать человека и как объект и как субъект одновременно. В качестве субъекта человек должен быть понят как создатель своего окружения, как творец, управляющий своими действиями. В качестве объекта человек и его поведение могут быть объяснены с помощью причинных схем. Дильтей призывает всех гуманитариев признать, что человек является творческим субъектом, который делает возможным свободное творческое развитие человечества, творит в истории новые вещи и познает себя.
Э. Гуссерль рассматривает жизнь человека и его сознания как нераздельный двуединый процесс поиска и творения в себе своего собственного смысла и поиска смысла из общекультурных источников.
Теория самоактуализации стала активно разрабатываться в США в середине XX в. группой ученых, в которую входили Гордон Оллпорт, Генри Мюррей и Гарднер Мерфи, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй, К. Гольдштейн, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Д. Бьюдженталь. Можно выделить пять основных постулатов гуманистической психологии:
1. Человек есть целостное существо; и он сам, и его внутренний мир не могут быть объяснены исключительно в результате научного изучения его органов, рефлексов, физиологических и функциональных систем и т. д.
2. Человеческое бытие развертывается в социокультурной среде, в контексте человеческих отношений, следовательно, поведение человека и его психосфера не могут быть поняты и объяснены теориями, в которых не принимается в расчет межличностный, социокультурный аспекты развития.
3. Человек обладает способностью к самосознанию и самопознанию, обладает свойствами субъекта, следовательно, не может быть понят психологией, не учитывающей в своей методологии эти факторы.
4. Человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования, творит свой собственный опыт и обладает правом выбора.
5. Человек интенциален, он обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл.
Концепция самоактуализации является результатом многолетней деятельности группы ученых, объединенной изложенными выше принципами, среди которых следует особо выделить А. Маслоу и К.Роджерса.
А Маслоу определял самоактуализацию как стремление к самоосуществлению, как тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве возможно-
сти. Он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать [1].
К. Роджерс рассматривает самоактуализацию как процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Тенденция к самоактуализации делает жизнь человека наполненной смыслом, поиском, волнениями.
Понятия самоактуализация и самореализация в научный оборот впервые ввел К. Гольдштейн, под самоактуализацией понимавший активацию неких внутренних ресурсов организма, результатом действия которых является его способность к реорганизации, восстановлению свойств личности после перенесенного ранения или травмы. Позже Гольдштейн философски осмысливает самоактуализацию как универсальный принцип жизни и вводит понятие «высшая самоактуализация» применительно к основному движущему мотиву человеческой жизни [2].
Под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Этимологическое определение термина «самоактуализация» (the self-actualization) говорит о его происхождении от двух корней: первого корня «the self» и второго корня «act». «Оксфордский словарь современного английского языка для студентов» [3] дает этим корням следующие значения:
1) the self— person's nature, special qualities; one's own personality: my former self, myself as I used to be — совокупность сущностных личных свойств человека, то, каким он видит свою сущность, свой человеческий потенциал;
2) act — to do something; action-process of doing things — поступок, деятельность, имеющая вещественный результат; происходит от латинского корня «actus» — что значит поступок, деятельность. Производными являются: actuate — приводить в действие, мотивировать; actualization — осуществлять на практике задуманное.
Концепция самоактуализации предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в «актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем целенаправленной сознательной работы над собой и реализацией жизненного плана и смысложизненных установок.
В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А. Г. Ас-молов, В. А. Петровский, П. И. Пидкасистый, В. И. Слободчиков, Л. М. Фридман и др. Здесь в центре внимания наиболее часто проблема самореализации в познавательной деятельности. Основная идея — потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев акцентируют внимание на том, что самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова — значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости [4].
Проблема самоактуализации особенно актуальна в акмеологии. В акмеоло-гии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко. Н. В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в ходе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.
Новейшие тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения.
Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, лого-психотерапии {А. А. Бодалев, Б. С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Е. Е. Ва-хромов, Н. Л. Карпова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. Б. Некрасова, В. А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.).
Результатом самоактуализации человека является, в частности, приобретение и повышение им компетентности. Компетентность — это, прежде всего, умение решать очерченный круг задач в определенном профессиональном виде деятельности, что предполагает наличие у человека определенных знаний, включая узкоспециальные, особых способов мышления и навыков, понимания меры ответственности за результаты своих действий. Высшие уровни компетентности предполагают наличие у специалиста, менеджера высокого уровня инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, способностей оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте [5].
Действия по самоактуализации позволяют человеку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества (знания, умения, компетентности), соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.
Самоактуализация взрослого человека осуществляется главным образом в процессе его профессиональной и общественно значимой деятельности Здесь, на пересечении «частного» и «общественного», всегда возникает определенная последовательность жизненных эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, являющимися вызовом для него как субъекта и личности. Принимая вызовы и адекватно решая проблемы, человек совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные, но соответствующие наличной «самости» (его потенциалу и уровню компетентности) проблемы. Не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, для решения которых он не обладает необходимыми ресурсами, он терпит поражения, переживает кризисы, может деградировать. При этом он неизбежно приходит к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического качества, решать которые он будет вынужден. Такое развитие событий сузит его возможности самостоятельного выбора целей, потребует психологической или даже медицинской помощи.
Для определения уровня самоактуализации у современных руководителей нами был использован самоактуализационный тест, авторами которого являются Л.Я.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская. В исследовании приняли участие 223 человека, из них студенты, обучающие по специальности «Менеджмент» (115 человек), руководители образовательных учреждений (33 человека), руководители высшего и среднего звена коммерческих предприятий (75 человек).
CAT состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не являются строго альтернативными, но испытуемому предлагается выбрать то из них, которое соответствует его представлениям или привычному способу поведения. CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и 12 дополнительным шкалам. Базовыми являются шкала компетентности во времени и поддержки, которые независимы друг от друга и не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал: ценностных ориентации, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия (блок самовосприятия), шкала представлений о природе человека, шкала синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности составляют 6 блоков - блок ценностей, блок чувств, блок самовосприятия, блок концепции человека, блок межличностной чувствительности, блок отношения к познанию. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и в одну базовую.
Анализ результатов тестирования по базовым шкалам показал, что у всех категорий испытуемых имеются высокие показатели по шкале ориентации во времени. Это свидетельствует о способности субъектов жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
По шкале поддержки у руководителей образовательных учреждений были получены высокие показатели, то есть они относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждения-
ми, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию.
Таким образом, по двум базовым шкалам наиболее высокие показатели у руководителей образовательных учреждений, что позволяет нам сделать вывод о том, что они находятся на более высоком уровне самоактуализации. Возможно, это связано со спецификой профессиональной деятельности, которая предполагает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
Высокие показатели во всех группах испытуемых были получены по шкале ценностных ориентаций, которая измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности, а так же по шкале самоуважения, которая диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
Наиболее значимые различия мы получили по шкалам принятия агрессии, синергии и контактности. У студентов получены высокие показатели по шкале синергии, что означает способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких телесное и духовное и др.
У руководителей коммерческих предприятий высокий показатель по шкале контактности, которая характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или к субъект-субъектному общению. А низкий показатель по шкале принятия агрессивности свидетельствуют о низком уровне межличностной чувствительности, способности индивида сдерживать свое раздражение, гнев и агрессивность.
По остальным шкалам теста были получены средние показатели.
Таким образом, исследование уровня самоактуализации показало, что у руководителей образовательных учреждений более высокий уровень самоактуализации. Как указывалось выше, возможно, это связано со спецификой профессиональной деятельности, которая предполагает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
У руководителей коммерческих предприятий наиболее выражен блок межличностной чувствительности, они более адаптированы в социальных контактах.
У студентов преобладает блок концепции человека, что свидетельствует о целостном восприятии мира и людей.
У всех испытуемых высокие показатели по блоку самовосприятия, данный аспект связан с хорошо развитой способностью испытуемых ценить свои достоинства, положительные черты характера и уважать себя за них.
Сегодня концепция самоактуализации — это концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающая максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии.
В любом случае не подлежит сомнению утверждение о том, что если человек обретает смысл жизни, то концепция самоактуализации вооружает его теорией и системой методов, позволяющих продвигаться в направлении наиболее полной реализации своего человеческого потенциала.
Литература
1. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер.с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Оксфордский словарь современного английского языка для студентов. — М., 2002. - 775 с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
5. Ильичева И.М. Введение в психологию духовности: учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 349 с.
УДК 81.23
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА НА СОКРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Доброва Виктория Вадимовна,
заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат психологических наук Самарский государственный технический университет», г. Самара, Россия victoгia_dob@mail. ги
Изучение реальных диалогов, важнейшую социально- психологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное эмпирическое исследование позволило утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками (экстраверсия, интроверсия, импульсивность, рассудительность), мотивацией общения, коммуникативными способностями участников диалога и появлением в структуре диалога различных семантико-синтаксических типов сокращенных высказываний. Полученные в эксперименте данные позволяют утверждать, что структурно - семантические особенности такой мало исследованной в психологии формы речевого диалога как монорематические высказывания зависят как от уровня языковой культуры, так и от личностных особенностей субъектов диалогического общения.
Ключевые слова: межличностное общение; личностные особенности; речевое общение; сокращенные формы общения