Научная статья на тему 'Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности'

Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1395
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / САМОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / САМОПРИНЯТИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арцимович И.В.

Статья посвящена анализу научных источников в понимании рефлексии как основы личностного, коммуникативного, интеллектуального познания и ее влияния на самоотношение и самореализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности»

"Культурная жизнь Юга России " Ж 4 (29), 2008

36 —

Культура и образование. Педагогика

И. В. АРЦИМОВИЧ

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу научных источников в понимании рефлексии как основы личностного, коммуникативного, интеллектуального познания и ее влияния на самоотношение и самореализацию личности.

Ключевые слова: рефлексия, самость, самореализация, самосознание, самопознание, самооценка, самопринятие, самоактуализация.

Мир рефлексии человека разнообразен, богат и индивидуален. Именно способность к рефлексии дает ему возможность формировать активные образы, смыслы жизни и действий, блокировать менее эффективные. Рефлексия способствует познанию и определению человеческого способа суще ствования.

Познавая окружающий мир, человек не может быть безучастным к собственному миру Знаменитое изречение «познай самого себя», венчавшее Дельфийский храм и ставшее центральной гносеологической проблемой Нового времени, нашло свое отражение в работах ученых и философов (Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Н. Лейбниц, Д. Юм и др.), описывающих данное выражение как процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

Благодаря механизму рефлексии человек имеет возможность исследовать импульсы, зарождающиеся в нем, прослеживать их путь и устанавливать границы действия. Посредством рефлексии индивид способен стимулировать развитие процессов, способствующих снижению тревожности, восстановлению и реализации внутренних потребностей. Рефлексивное познание своего «Я» невозможно при отсутствии объективного онтологического видения, на основе которого происходит выработка умения управлять логиками реальности с постоянным самоконтролем действий. С точки зрения В. Г. Маралова, рефлексия - это механизм «удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов» (1). Ими могут быть и другие люди, идентифицируясь с которыми человек смотрит на себя их глазами, и различные «Я»: познающее, познаваемое, наблюдающее за «Я»-познающим и за «Я»-познаваемым. Рефлексия, выступая в качестве процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, представляет собой не просто понимание индивидом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления. В сложном процессе рефлексии имеют место позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов: а) сам субъект; б) каким он видит самого себя; в) каким он видится другому, и те же позиции, но со стороны другого. Именно поэто-

му рефлексия выступает как процесс зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание их особенностей.

Исторически человек начал осознавать себя в социальном взаимодействии, когда более опытные люди учились сами и учили других создавать модели внешнего мира и включать себя и людей в мир отношений. Рефлексия способствует становлению сознания и самосознания индивида. Это высшая форма развития активности, проявляющаяся в его поступках. С. Л. Рубинштейн утверждает. что ее важнейшей особенностью является способность управлять собственной деятельностью в соответствии с личностными ценностями, целями жизни. Она позволяет осмыслить прошлое, настоящее и предвосхитить будущее (2).

Несмотря на то, что проблемы рефлексии изучали представители различных наук (философии, логики, гносеологии, психологии), данный феномен начал активно рассматриваться в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Теоретико-методо-логические обоснования, связанные с разработкой проблемы сознания и самосознания (В. П. Зинченко, И. А. Чеснокова, Е. Т. Соколова, Б. В. Зейгарник и др.), позволили более дифференцированно и обоснованно подойти к его изучению.

В трудах отечественных и зарубежных психологов рефлексия определяется как:

- основа мыследеятельности, процесс мышления (В. В. Давыдов, А. 3. Зак);

- познание внешнего (окружающего) и внутреннего (своего) мира;

- определение своего (самобытного, субъективного) способа жизни и существования;

- основа (базис) отношений к миру и самому себе (В. Н. Мясищев, В. Ф. Василюк);

- специфичность развития сознания и самосознания (В. В. Столин);

- основание для самопознания и всех вытекающих из него дефиниций самости и ее проявлений (В. Г. Маралов);

- фактор развития субъектности и основа саморазвития (Г. П. Щедровицкий, В. В. Столин, В. И. Слободчиков, А. И. Абульханова-Славская);

- стимулятор снятия напряженности и толчок повышения активности человека в реализации его потребностей (Н. Ф. Дорофеева);

№ 4 (29), 2008

"Культурная жизнь Юга России " ^

- способность устанавливать границы собственных возможностей, обнаруживать источник своей односторонности (И. П. Истомина).

Современное состояние проблемы рефлексии позволяет утверждать, что она решается в нескольких направлениях: личностном (Н. И. Гуткина, В. К. Зарецкий, Б. В. Зейгарник, Ю. Н. Кулюткина и др.), интеллектуальном (Н. Г. Алексеева, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов и др.), кооперативном (Г. Алексеев, Н. И. Поливанова, В. В. Рубцов, А. А. Тюков, Г. П. Щедровицкий), коммуникативном (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. А. Петровская, А. В. Петровский и др.), экзистенциальном (Э. Фромм, В. И. Слободчиков и др.), саногенном (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк, Е. А. Николаева, К. И. Марчукова). Каждый из указанных подходов рассматривает специфику изучения, проявления, этапность, критериаль-ность феномена рефлексии. Развиваясь, формируясь и проявляясь в нескольких взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых видах человеческой деятельности, рефлексия находит свое отражение:

- в области коммуникации (через построение отношений с другими людьми, оценку и самооценку, принятие / отвержение);

- в интеллектуальной деятельности (при решении различного рода задач и анализе способов их решения);

- в личностной сфере (через построение самоотношения к себе как индивиду, субъекту, личности в аспекте самореализованности).

В нашей работе предметом изучения является личностная область с точки зрения познания и самопознания себя как индивида, личности, субъекта деятельности и общения.

Показателем развитой личности служит устойчивая система отношений к самому себе, другим, предметному миру в целом, которая задает ее смысловые ориентиры, определяет не ситуативную, а произвольную линию поведения. Правомерен вопрос, как возникает эта устойчивая система? По А. В. Петровскому, «психологическим ядром личности является система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой инте-риоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения» (3). Определяя развитие личности с позиций социально-психологического подхода (4), мы полагаем, что позитивность социального взаимодействия в онтогенезе достигается трансформацией базовой потребности «быть личностью». Именно она и выступает основой широкой партитуры отношений человека к миру и самому себе.

Система отношений определяет характер переживаний, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека от низших до высших слоев связываются, так или иначе, с отношениями. Известно, что функциональные возможности человека в организации деятельности, общения, познания могут быть определены только на эмо-

циональном уровне, ибо эмоции - это показатель удовлетворенности (неудовлетворенности) потребностей, являющихся основой нашей активности в процессе жизнедеятельности, регулятором поведения, направленности эмоционально-волевого реагирования, основой создания уникальной и неповторимой мотивационной сферы. Осознание личностью побудительных факторов в системе взаимоотношений «человек - человек» становится регулирующей функцией собственного поведения в процессе выработки отношения к миру и самому себе.

Интериоризированный опыт, обретаемый в процессе социализации, посредством обучения и воспитания позволяет выстроить индивидуальный профиль модусов человеческой реальности: индивидных, личностных, субъекта своей жизни, субъекта предметной деятельности, субъекта общения, субъекта самосознания, реализовать сущность своей субъектности.

Способность относиться является приобретенной и формируется посредством особого способа взаимодействия в системе «человек - человек», основанной на взаимопонимании, доверии, принятии, признании обоих субъектов взаимоотношения. В течение жизни человек нуждается в том, чтобы его понимали (рефлексировали) и чтобы он понимал (рефлексировал) других. Взаимопонимание есть условие существования и развития, лежащее в основе выработки отношения к миру и самоотношения. Именно оно позволяет согласовывать цели деятельности, раскрывать способности каждого, рефлексировать мир и себя в нем. С позиции И. Д. Егорычевой, у человека появляются потенциал и мотивы активного отношения к действительности, обусловливающие способность, которая сама структурирует сложноорганизованную потребность роста возможностей (5).

Отношение и самоотношение не могут быть сформированы и развиты без рефлексии, которая, в свою очередь, не способна проявляться как процесс познания себя и окружающего мира без выстраивания отношений человека с ним и самим собой. Отношение всегда предполагает не только определенное деятельное начало, но и реагирование человека на эмоциональном, личностном, социальном и других уровнях. Но процесс отношений не может быть сформирован без осознания, понимания и принятия себя как индивида, личности, субъекта деятельности, общения, познания. Следовательно, рефлексия выступает как фактор развития уникальной способности человека к принятию себя и других, как основа выработки самоотношения.

Каким же образом рефлексивный механизм влияет на появление и развитие самоотношения? Жизнедеятельность объективна, но в ней проявляется субъектность человека, которая и подвергается рефлексии. Задачей анализа является социализирование смысловых полей сознания, отражение ситуации и выстраиваемых отношений. Следовательно, рефлексия выступает как способ познания деятельности (отношений) и себя в ней. Результатом рефлексивного процесса становит-

"Культурная жизнь Юга России " №4 (29), 2008

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ся знание, представленное в виде переживаний, смысла, выбора стратегий поведения. В рефлексии как способе познания мира первоочередным шагом является определение своего «Я», своей позиции в рамках выработки отношений к самому себе. Самоотношение как феномен самости, предполагающий наличие субстанций сознания и самосознания, как способность относиться, действовать, ставя перед собой определенные цели, стремиться к их достижению и реализации во внешнем и внутреннем мире, не может быть сформировано и развито без рефлексии как процесса, свойства, механизма.

В формате психологической реальности феномен самоотношения представляет собой:

- особое свойство, выражающее наличие, степень и уровень развития сознания и самосознания;

- глубокое переживание, в ходе которого эмоции пересекаются с рефлексией человека на внешний мир, обнаружение себя, открытие своего «Я» в мире, позволяющее человеку выстраивать отношения с самим собой и миром;

- условие существования человека, определяющееся его потенциальными адаптационными возможностями (адаптивностью как способностью к приспособлению) и адаптированностью -реальным уровнем успешности / неуспешности приспособления, показателем которого выступает удовлетворенность / неудовлетворенность собой, своей жизнью, отношениями с окружающими. В основе условий бытия лежат врожденные и приобретенные качества, способствующие или усложняющие приспособление человека к объективной реальности;

- процесс и результат самопознания, самоосознания, самооценивания себя во всех модусах человеческой реальности;

- конструкт процесса становления такой реальности бытия, как самость, представляющей своеобразие, уникальность, неповторимость конкретной личности, преломляющейся через самовыражение, самоуважение, самопринятие, самореализацию, самоактуализацию;

- способность к самоосуществлению, самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию человека, воспроизводство, расширение и рост своих возможностей, способностей, потребностей.

Мы полагаем, что в результате теоретического анализа проблем рефлексии как фактора формирования самоотношения можно констатировать следующее.

1. Рефлексия как основа мыслительной деятельности призвана организовывать познание, осмысление и диалектику внешнего мира, обретение смысла существования человека. Она является родовой способностью человека к остановке, прерыванию любого вида деятельности, к ра-зотождествлению с ней и превращению в объект познания, исследования с целью совершенствования какрефлектируемой деятельности, так и самой личности.

2. Рефлексия является основой таких фундаментальных процессов, как самоотношение, самопознание, саморегуляция. Посредством рефлексии выстраивается отношение человека не только к внешнему, но и внутреннему миру, определяется наличие, степень и уровень развития сознания и самосознания; глубокое переживание своих отношений с внешним миром и самим собой. Это - условие существования человека, содержащее его потенциальные адаптационные возможности; процесс и результат самопознания, самооценивания себя во всех модусах человеческой реальности; конструкт самости, своеобразия, уникальности, неповторимости.

3. Рефлексия есть основа самореализации, предполагающая самоусовершенствование, самоосуществление, самораскрытие всех сущностных сил человека с учетом сочетаний внутренних и внешних условий, направленных на саморазвитие, самоактуализцию личности с целью ее персонификации и обретения смысла бытия.

Таким образом, самоотношение, выступающее в качестве основы изучения, реализации самости, связано с развитием человеческого сознания и самосознания, стремлением к совершенству, достижению высшей степени своего развития: биологического, социального, интеллектуального, психологического. Рефлексия - это мост, посредством которого осуществляется формирование и развитие отношений человека к миру и самому себе.

Литература

1. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 7.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. С. 634-641.

3. Петровский А. В. Психологический словарь. М., 1992. С. 225.

4. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44-53.

5. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. 2005. № 4. С. 23-24.

I. V. ARTSIMOVICH. REFLECTION AS A BASIS OF PERSON'S SELF-ATTITUDE AND SELF-ACTUALIZATION

This article is dedicated to the analysis of scientific sources dealing with reflection as a basis of personal, communicative, intellectual cognition and its influence upon person's self-attitude and self-actualization.

Key words: reflection, identity, self-actualization, (self) consciousness, self-cognition, self-rating, self-admition, self-perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.