Научная статья на тему 'Особенности становления образа «я» ребенка'

Особенности становления образа «я» ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4238
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / СЕНЗИТИВНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА / ОБЩЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / CHILD'S INTERWORLD / I-IMAGE / SELF-AWARENESS / SELF-COSCIOUS / ASSOCIATION / IDENTIFIKATION / SOCIALIZATION / NEWFORMATIONS OF DIFFERENT AGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

В статье рассматриваются вопросы развития у ребенка-дошкольника образа Я. Потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореализации. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных психологов образ Я рассматривается в статье как стержневой компонент в структуре личности. Подчеркивается, что необходимыми условиями его формирования в дошкольном возрасте являются общение и деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of the development of the «I-image» of the child in his preschool age are being considered in this article. The demand of the self awareness is considered to be one of the fundamental demands of the human being. This knowledge constructs the basis, the foundation for launching the self-development and self-realization mechanisms. Based on the analyses of the Russian and foreign psychologists researches the «I-image» is considered as the bar component in the structure of the personality. It is emphasized that communication and activity are the necessary conditions of its formation in the preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности становления образа «я» ребенка»

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА «Я» РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

М.В. Корепанова

Волгоградский педагогический университет Е-mail [email protected]

В статье рассматриваются вопросы развития у ребенка-дошкольника образа Я. Потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореализации. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных психологов образ Я рассматривается в статье как стержневой компонент в структуре личности. Подчеркивается, что необходимыми условиями его формирования в дошкольном возрасте являются общение и деятельность. Ключевые слова: образ Я, самосознание, самопознание, сензи-тивность, внутренний мир ребенка, общение, идентификация, социализация, возрастные новообразования.

The Peculiarities of the «I-Image» Development of the Child in His Preschool Age

M.V. Korepanova

The issues of the development of the «I-image» of the child in his preschool age are being considered in this article. The demand of the self awareness is considered to be one of the fundamental demands of the human being. This knowledge constructs the basis, the foundation for launching the self-development and self-realization mechanisms. Based on the analyses of the Russian and foreign psychologists' researches the «I-image» is considered as the bar component in the structure of the personality. It is emphasized that communication and activity are the necessary conditions of its formation in the preschool age.

Key words: I-image, self-awareness, self-coscious, child's inter-world, association, identifikation, socialization, newformations of different ages.

В настоящее время понятие «образ Я» стало неотъемлемой частью наших взглядов на развитие человека и его место в жизни. Тем не менее эта категория до сих пор не обрела своего места в системе других, не имеет своего строго определенного содержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций.

Господствующей концептуально-мировоззренческой основой всего многообразия научных представлений о развитии образа Я личности (Я-концепции) провозглашается возрастной принцип. Появление и накопление человеком новых знаний о себе происходит на протяжении всей его жизни. При-

чем каждый возрастной этап характеризуется появлением свойственных именно ему определенных жизненных новообразований. Это - процесс прогрессирующих изменений некоей системы (ее созревание, дифференциация, усложнение, совершенствование) под воздействием внешних и внутренних условий, сохраняющей в главном и до определенного уровня свою самотождественность. Всякое кардинальное её изменение предполагает переход на другой уровень организации и новый уровень самотождественности.

Сложившиеся в научном знании направления исследования проблемы развития образа Я личности базируются на определенных философских концепциях происхождения, развития и становления человека. Их осмысление позволяет констатировать многообразие форм и способов самопознания, характеризующих человека с точки зрения природного, социокультурного и духовного индивида одновременно. В качестве ведущего положения, определяющего исследовательскую позицию, нами рассматриваются идеи гуманистической философии, признающей человека активным творцом собственного Я, субъектом, несущим в себе самореализующее начало. В ее рамках становление образа Я предполагает наличие у человека не просто сознания, а самосознания, трансформируемого по мере развития в жизненную позицию.

Анализ психологических работ отечественных и зарубежных исследователей выявил неоднозначность трактовок в определении образа Я. Среди наиболее часто используемых такие генетически родственные термины как «самосознание», «самопознание», «самоотношение», «самооценка», «Я», «Я-концепция», «идентичность». Хотя все они взаимосвязаны, их соотношение и значимость у разных авторов неодинаковы.

© М.В. Корепанова, 2009

В зарубежной гуманистической психологии в качестве основного определения «Я-концепции», «образа Я» рассматривается совокупность представлений индивида о себе. Она формируется в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, имеет тенденцию к изменению в результате приобретения нового опыта (К. Роджерс, Р. Бернс, Т. Шибутани), возрастных новообразований (Г. Олпорт, Б.Ф. Скинер, Э. Эриксон).

В отечественной психологии образ Я соотносится с понятием «личность». Одними исследователями выдвигается и обосновывается тезис об образе Я как компоненте в структуре личности (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев); другие (С. Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В. А. Петровский) полагают, что образ Я - это личность в целом.

Многообразие точек зрения на сущность и структуру образа Я позволило сформулировать второе положение в разработке научной концепции: образ себя является центральным звеном в целостной структуре личности, имеет сложную архитектонику, в которой есть центральное, или ядерное, образование, на него накладываются новые впечатления и сведения, приобретаемые индивидом. Кроме того, существует «периферия», ассимилирующая новые сведения человека о себе. На «периферию» поступают, главным образом, конкретные, частные знания, источником которых является деятельность и общение личности. Они преломляются через призму центрального образования, эмоционально-оценочную сферу и выражаются в самопредставлении, самосознании и самоотношении. Следовательно, сложная архитектоника образа Я обусловливает его динамизм и постоянное развитие, которое не сводится к накоплению новых деталей, а ведет к перестройке, качественному преобразованию всего образа в целом.

Следуя философско-психологическим воззрениям на сущность «Я», представленную знаниями человека о себе и его способностью к осмыслению себя и своей роли в отношениях с миром в целом и отдельными индивидами, а также учитывая отраженный характер процесса самопознания, мы рас-

сматриваем образ Я ребенка как стержневой компонент личности, включающий совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

Закономерность процесса самопознания выражается в том, что человек познает себя теми же путями, что и объективный мир: его деятельность направлена на приобретение и обогащение знаний не только об окружающем, но и, прежде всего, о самом себе, своих возможностях, потребностях. Основы этих знаний наиболее продуктивно осваиваются личностью в онтогенезе, периоде, характеризующимся сензитивностью и открытостью миру. Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно развертывающийся во времени ин-тегративный психический процесс, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение. Тезис о сензи-тивности периода дошкольного детства как благоприятного и открытого для самопознания выдвигается нами в качестве третьего положения концепции образа Я.

Анализ современных теорий и концепций дошкольного образования позволяет констатировать, что разработка проблемы становления образа Я ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости его в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Базисные основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном детстве. Этот самоценный период жизни делает детей полноценными личностями и в данный момент, и в будущем рождает такие качества, которые помогают человеку опре-

Пспхолотя 75

делиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Необходимо отметить, что наряду со знаниевым подходом характерной особенностью образования дошкольников выступала его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам вызревания психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическим и социальным началами в человеке порождают движущие силы для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его субъектности.

На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его самости. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать это в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение, поэтому педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки возрастным особенностям детей, а с их учетом. Это понимание в определенной мере и явилось предпосылкой для развития у ребенка представления о себе, своем сущностном Я.

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. Только в человеке с развитым самоуважением оптимально выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении своих чувств. Одновременно у такого ребенка менее выражены страх и тревожность, боязнь неуспеха, негативные оценки, чувство вины, ощущение себя пренебрегаемым, беззащитным. Открытие внутреннего мира в себе приводит ребенка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Известный отечественный психолог Д.И. Фельдштейн указывает, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает две важные позиции. В первой, где акцент делается на себя, отражается

стремление ребенка понять свое Я - что такое Я и что я могу делать. Вторая касается осознания себя субъектом общественных от-ношений1. Научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим. Чтобы воспринимать другого человека как безусловную ценность, как уникальную личность, необходимо, прежде всего, принимать так самого себя2.

Развитие образа Я - это отраженный процесс. С.Л. Рубинштейн утверждал, что человек осознает свою самость лишь через отношения с окружающими его людьми. Задачи познания окружающего мира и познания себя должны решаться в дошкольном возрасте, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга . В соответствии с этим подходом изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в педагогической деятельности. Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Целостное развитие образа Я ребенка мы видим в условиях, создающих прецедент межличностного общения со взрослым. Выступая по отношению к ребенку носителем социального опыта, взрослый включает дошкольника в пространство общения. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его как полноправного субъекта. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса самопознания. Особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены не только оценочным отношением к нему взрослых, но и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной рефлексии. Уже в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, развивается такой механизм социальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям других людей,

накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему на определенном этапе воспринимать другого человека как обособленного индивида и представлять мир переживаний другого как отличный от его собственного. Умение встать на позицию другого развивается у него в процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации.

Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности к пониманию своей личности, которая включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие. Общение со взрослым является для ребенка, во-первых, источником не сравнимых ни с чем другим ярких, изменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых он может испытывать недостаток впечатлений.

Во-вторых, это путь обогащения когнитивного опыта. Общение со взрослым дает возможность открыть для себя радость взаимопонимания, удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами взрослого.

В-третьих, в общении взрослый подкрепляет усилия ребенка, поддерживает и корректирует их. Можно сказать, что значимый для ребенка взрослый своим одобрением подкрепляет его успешные действия, способствует их закреплению, а упрек взрослого играет для него роль дифференцированного, отрицательного сигнала и ведет к тому, что он отказывается от неодобряемого действия, затормаживает его. В-четвертых, ребенок в контактах с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Взаимодействие с педагогом способствует формированию у дошкольника опыта общения со взрослым миром.

Общение ребенка со сверстниками выполняет приоритетную роль в процессе идентификации. Реализуемое в пространстве детской субкультуры, оно представляет особое психологическое пространство, внутри которого ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных» . Исследования подтвердили, что ребенок особенно чувствителен к разным признакам отношения к

себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике дошкольник видит себя и видит преимущественно положительно. Позже, на шестом году жизни, он начинает видеть и сверстников, но, прежде всего, недостатки последних. Такая особенность восприятия сочетается с пристальным интересом ко всем их действиям, поступкам, оценкам. Это в значительной мере усиливает потребность ребенка в самопознании. В детском сообществе дошкольник обретает позицию субъекта, включаясь в разнообразные виды деятельности и общения со сверстниками.

Особенностью самопознавательной деятельности является стремление ребенка «объективироваться» в отношении самого себя, т.е. выступить в качестве предмета самопознания, с одной стороны, с другой - субъекта, исследователя собственной самости. Такой характер позиционирования помогает глубже осознать собственную уникальность, понять и признать уникальность другого. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников. При проведении исследовательской работы нами было замечено, что чем старше становится ребенок, тем настойчивей он пытается выступать как самостоятельный и дееспособный субъект. Но, даже стремясь быть независимым, ребенок нуждается в позитивной поддержке со стороны и сверстников, и взрослых. Взрослый выступает для него в качестве важнейшего ориентира в выборе способов построения отношений с социумом. В основе общения со взрослым лежит потребность в эмоциональной поддержке. Понимание и рефлексивная оценка своих чувств и состояний позволяет дошкольнику с уважением и терпимостью относиться к внутреннему миру других детей, строить с ними конструктивные отношения. Таким образом, опыт отношений со взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя.

В выделении приоритетов на разных уровнях формирования образа Я мы руководствовались, прежде всего, положением о

возрастных психологических новообразованиях, роли предметной деятельности, которая создает базу продуктивного взаимодействия с социальным окружением.

Совокупность опыта отношений ребенка со взрослыми и другими детьми, подкрепленного участием в совместных видах деятельности, составляет специфический вид опыта, который трактуется нами как опыт самопознания. Значение самопознания становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и раскрываются всё новые его способности.

Однако, как свидетельствует практика, формирование опыта самопознания во многих случаях малопродуктивно. Содержание общения взрослого с ребенком ориентировано, в основном, на уточнение его физического состояния, уровень удовлетворения физиологических потребностей, хотя в дошкольном детстве ребенок нуждается во взаимодействии другого уровня - личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме. Вербализация чувственного восприятия происходит раньше и легче, чем вербализация чувств, что является закономерным явлением в младшем дошкольном возрасте. Однако, по нашим наблюдениям и результатам исследований, даже к концу дошкольного возраста многие дети испытывают серьезные трудности в описании своих чувств и переживаний. Основной причиной является недостаточный опыт ребенка в чувственной сфере. Это не является парадоксальным фактом, так как физический дискомфорт ребенка всегда находит ответную реакцию у взрослого, стремящегося избавить ребенка от неприятных ощущений. На состояние психологического дискомфорта, выражающегося обычно в негативном поведении, взрослые реагируют иначе. Если в первом случае усилия родителей, воспитателей направлены на облегчение состояния ребенка путем выяснения источника физической боли, то во втором случае отношение к ребенку строится адекватно наблюдаемой реакции: капризы и упрямство расцениваются как нарушение дисциплины.

Дошкольнику трудно объяснить свое эмоционально-психологическое состояние в силу возрастных особенностей. Воспитатель в большинстве случаев не способен вести с ребенком диалог по поводу его переживаний.

В связи с этим актуальна идея развития образа Я дошкольника на основе ситуаций, проектируемых в педагогическом пространстве дошкольного учреждения и учитывающих возрастные новообразования ребенка при переходе от проективного (отраженного) представления о себе к личностному уровню образа Я. Каждый из этих уровней имеет свою непреходящую ценность и должен получить свое полное развитие, чтобы стать основанием, базисом для последующего становления личности. Осознание этого дает возможность учитывать приобретаемые уров-невые новообразования ребенка при моделировании ситуаций общения и совместной деятельности.

Таким образом, уровни развития образа Я дошкольника являются базовыми основаниями для развития гармоничной личности. Содержательно это означает, что на определенном уровне развития образа Я ребенка требуется специфическая, адекватная его опыту, организация воспитания как процесса формирования потребностей в творческом самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе, а также трансляции своего позитивного образа Я на отношения со взрослыми и сверстниками. Такой подход базируется на следующих принципах:

1) значимость сензитивных периодов развития, т.е. периодов, наиболее пригодных для осознания, усвоения знаний о себе и реализации их в построении отношений со взрослыми, сверстниками;

2) взаимодействие взрослых и детей как движущая сила развития ребенка;

3) амплификация (расширение) детского развития в детской субкультуре как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в той или иной деятельности и общении;

4) опыт самопознания как компонент содержания образования, направленный на развитие образа Я дошкольников.

Специально подчеркнем значение переживаний в развитии у дошкольника образа Я.

Л.С. Выготский указывал на то, что ребенка как активного участника социальной жизни невозможно познать лишь за счет изучения чисто внешних условий и обстоятельств его жизни, так как они почти не меняются в течение детства. Поэтому гораздо важнее анализировать внутренний план отражения этой среды и обстоятельств жизни. Но для этого необходим, с его точки зрения, поиск «ведущих единиц», в которых были бы отражены свойства единства личности ребенка и среды. «Переживания ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет -средовое влияние на ребенка или его особенность. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» .

Потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореализации. Очевидно значение научного осмысления формирования образа Я личнос-

ти как управляемого процесса, позволяющего ребенку успешно преодолеть психологический переход от эгоцентризма к децент-рации. Способность к децентрации и рефлексии важна для полноценного становления образа Я. Рефлексия усиливает самоконтроль и делает более возможным приспособление к социально разделяемой системе моральных правил. Замена внешнего контроля на внутренний дает ребенку большую самостоятельность, учит видеть мир с точки зрения другого человека.

Примечания

1 См.: Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.

2 См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.

3 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

4 См.: Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 1999.

5 См.: Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Выготский Л.С. Психология личности: В 2 т. Самара. 1999. Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.