Научная статья на тему 'Концепция звука в традиционной певческой культуре северокавказских народов'

Концепция звука в традиционной певческой культуре северокавказских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / NORTH-CAUCASIAN TRADITIONAL SONGS / АДЫГИ / CIRCASSIANS / КАРАЧАЕВЦЫ / KARACHAYS / БАЛКАРЦЫ / BALKARS / "МЕСТОРАЗВИТИЕ" / ЗВУК / SOUND / ФОНОЛОГИЯ / PHONOLOGY / АКУСТИКА / ACOUSTICS / ТЕМБР / TIMBRE / ИНВОКАЦИЯ / 'PLACE OF DEVELOPMENT' / INVOCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишневская Лилия Алексеевна

Цель статьи изучение звуковой специфики традиционных северокавказских песнопений на основе этнофонического и культурологического методов. Результаты исследования выявляют роль внемузыкальных факторов в формировании звукового кода северокавказской певческой культуры, базовое значение категории звука в семантической системе средств музыкальной выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The goal of the article is to study the sound peculiarity of traditional North-Caucasian songs based on ethno-phonic and cultural methods. The research results identify the role of extra-musical factors in forming the sound code of the NorthCaucasian singing culture, the basing meaning of the sound category in the semantic system of the means of music expressiveness.

Текст научной работы на тему «Концепция звука в традиционной певческой культуре северокавказских народов»

ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ

КОНЦЕПЦИЯ ЗВУКА В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ

Вишневская Лилия Алексеевна

доктор искусствоведения, профессор, Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - изучение звуковой специфики традиционных северокавказских песнопений на основе этнофони-ческого и культурологического методов. Результаты исследования выявляют роль внемузыкальных факторов в формировании звукового кода северокавказской певческой культуры, базовое значение категории звука в семантической системе средств музыкальной выразительности. ABSTRACT

The goal of the article is to study the sound peculiarity of traditional North-Caucasian songs based on ethno-phonic and cultural methods. The research results identify the role of extra-musical factors in forming the sound code of the North-Caucasian singing culture, the basing meaning of the sound category in the semantic system of the means of music expressiveness.

Ключевые слова: Северокавказские традиционные песнопения, адыги, карачаевцы, балкарцы, «месторазвитие», звук, фонология, акустика, тембр, инвокация.

Keywords: North-Caucasian traditional songs, Circassians, Karachays, Balkars, 'place of development', sound, phonology, acoustics, timbre, invocation.

Звук как категория стиля исследуется в разных областях гуманитарного знания. Звуковые свойства произведений музыкального искусства - актуальная проблема современного музыкознания, активно изучающаяся в современном композиторском творчестве и традиционной музыке разных народов. Данная статья посвящена звуковым концептам традиционной северокавказской музыки на примере певческого искусства адыгов, карачаевцев и балкарцев (указанные народы представляют две суперэтнические группы, компактно проживающие на территории северокавказских республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия). Звуковая специфика певческого стиля этих народов обусловлена многим факторами. В их числе фонетика языка, слуховая «настройка» на звучание окружающей природы и акустику местного ландшафта, звуковая аура повседневно-бытовой или праздничной (обряды, ритуалы) жизни. Совокупное действие этих факторов определило своеобразие и звуковую неповторимость вокального интонирования поэтического текста традиционных песнопений.

Фонологические законы языка адыгов (кабардинцев, черкесов), карачаевцев и балкарцев сформировали самые показательные и устойчивые звуковые характеристики вокального музицирования. В группе иберийско-кавказских языков, кабардино-черкесский диалект отличается фонетическим богатством согласных (консонантных фонем) и фонетической одноплановостью гласных (ассонантных фонем). Эта черта языка возникла вследствие особенностей речевой артикуляции, связанной с воспроизведением шумовых звуков, а также звуков, находящихся на пересечении шума и музыки. Отсюда многообразие тембровой окраски звука в процессе произнесения согласных или консонантных фонем, разделяющихся на длительные и мгновенные, носовые и губные, глухие и звонкие, свистящие, шипящие и хрипящие (как глухо, так и звонко), произносимые с придыханием и надгортанным выдохом, резкие и округлённые, твёрдые и мягкие. Резо-

нирующие возможности органов полости рта (язык, дыхательное горло, связки) воздействуют на музыкальное произнесение гласных или ассонантных фонем, которые могут быть озвучены выше и ниже (например, фонемы и, а звучат выше фонем е, о и самой низкой оказывается фонема у), твёрдо и мягко, долго и кратко [6, с. 338]. Преобладание звукового консонантизма в языке адыгов обусловило природу певческого звука с его установкой на «проговаривание» стиха в песне, а также сформировало мелодекламационный характер песенных напевов. Преодолению не вокальной природы языка и речи способствуют ассонантно-звуковые возгласы, восклицания, выкрики, междометия (уэй, ора, ори, ара, арада), получившие большую популярность в песнопениях разных жанров. Ассонантные фонемы стали базой звуковой организации рифмы и ритма поэтического слова [3, с. 59]. Певческая практика растягивания, продления гласных фонем вокально озвучивает традиционную мелодекламации и, в целом, ассонантные звуки речи стали открытием в песенной музыке адыгов.

Фонология тюркского карачаево-балкарского языка отличается богатством гласных или ассонантных звуков, резонирующе-звонким звучанием фонетических консонансов, созвучностью гласных и согласных фонем в их слоговых сцеплениях, агглютинативным (от лат. agglutination - склеивание, приклеивание к корню однозначных аффиксов) продлением звучания конечных гласных (например, суу-вода) [4, с. 14]. Эти звуковые свойства языка создали благоприятную почву для реализации вокальных ресурсов повседневной речи и песенных напевов. На их основе сложилась установка пропевания стиха в песне, проявилось отношение к музыкальному звуку, которое нашло отражение в пословице: «Сёз - кюмюш, джыр - алтын» («Слово - серебро, песня - золото»).

Певческий идеал северокавказских народов сформировался в условиях «месторазвития» (Л. Гумилёв) с особенной акустикой звучания горного ландшафта. Горы почти графически определяют координаты Мироздания:

вертикаль - горизонталь, верх - низ, правое - левое. Вертикальная доминанта ландшафта дополнена ущельями, равнинно -пещерными и водными участками местности. Индивидуальность ландшафта «месторазвития» горцев усилена звуковым пространством, той этносферой, которая сформировала акустические, тембровые и динамические характеристики певческого идеала народов: «Акустическое пространство "священного" Мироздания само создаёт "должное" звучание, пребывает в сотворении звука. Пышные горные леса и рощи изобилуют звуками Природы. Ущелья, искрящиеся чистотой голубых рек, вбирают целый оркестр созвучий-ручейков, стекающихся в единое русло. Альпийские луга, наполненные сладкими мелодиями разнотравья, вершины, покрытые вечными снегами, хранят в молчании сакральное Знание мира. Море, омывающее подножия гор, неустанно нашёптывает Законы Пути. Разве не очевидно, что эта несказанная красота и породила потребность в чуткости восприятия, проникновенный мистицизм Тишины и полушёпотного звучания, создающего возможность одновременно услышать всё многообразие природы и выделить в едином Звуке всю суть непостижимого Мироздания» [5, с. 144].

Голоса северокавказской природы рождены горной акустикой как отличным проводником звуков, воспроизводящей стереофонические эффекты резонанса, «эха», реверберации. Естественное звучание горного космоса -это рокот рек, водопады и камнепады, создающие постоянный природно-звуковой фон. Звук в горах - резкий и отрывистый, гортанный и эхообразный, на отклик рассчитанный и выступающий пространственно-временной категорией. В силу хорошей звуковой проводимости, горный ландшафт «не любит» громкостной динамики и отвечает ей физическим «возмущением» (камнепады, лавины). Это явление природы горцы усвоили очень хорошо. Их повседневная речь не громка и динамически сдержанна. Характерно, также, камерное звучание музыки, в том числе звучание традиционных инструментов: струнных хордофонов (адыгская шычепщын и карачаево-балкарский джия къобуз); ударных идиофонов (адыгский пхэчич и карачаево-балкарский харс); губных аэрофонов (адыгские камыль, бжамый и карачаево-балкарский сыбы-згъи). Можно сказать, что «неизменная привязанность к зрительному ряду, отсутствие стремления творить "другую реальность", "другую красоту"» [2, с. 144] в пространственных видах традиционного искусства компенсировалось слуховой и звуковой привязанностью к ландшафту «месторазвития».

Акустические особенности и пространственные координаты местности составили тот минимум элементов идеального образа мира, который получил отражение в художественном мышлении. Например, пространственный и акустический формат вокальной полифонии можно сравнить с форматом окружающего космоса, в котором все величины имеют своё звучание и рисунок. Как отмечает Г. Гачев [1], только в таком пространстве могло родиться многоголосие. Вертикальное сопряжение контрастных регистров и тембров, эффект стереофонического звучания вызывают ассоциации с горным пространством. Расположение участников певческого ансамбля повторяет круговое пространство, в центре которого находится фигура солиста. Солист (тенор) обладает качествами лидера, инициатора-запевалы и потому поёт вверху. Ансамбль сопровождающих басов создаёт «земную» опору-притяжение и поёт внизу. Распространённый в разных песенных жанрах контраст тембров и регистров сформировал своеобразное контрастно-регистровое пение, которое ассоциативно передаёт особенности ландшафта,

предстаёт характерной слуховой настроенностью на топографию и звучание «месторазвития» горцев. В русле контрастно-регистрового многоголосия проявляются черты глиссандирующего пения, для которого характерны высо-тно неопределённые звуки. Нисходящее вокальное глиссандо уподобляется лавине или водопаду, устремлённому вниз с горных высот. Так «голоса» и звуки природы, порождённые ландшафтной физикой земли горцев, тонко улавливаются музыкальным ухом народов и передаются в структуре песенного многоголосия. Древняя традиция подражания космосу и звукам природы нашла отражение и в названиях некоторых инструментов. Например, название адыгского ударного инструмента пхачич складывается из следующих сем: пхъэ - дерево и кыч -звукоподражание.

Звучание горного ландшафта особенно осязаемо передают акустические элементы натурально-обертоно-вого ряда. Унисон, октава, квинта, кварта - первоэлементы природной гармонии Космоса - становятся основой настройки инструментов, ансамблевого слияния голосов в групповом сопровождении песнопений, в интервальном сочетании голосовых партий солиста и ансамбля. Вокал народных певцов представляет уникальную настроенность связочно-голосового аппарата на точное воспроизведение акустических консонансов, идеальное ансамблевое звучание подобной вертикали, что позволяет сделать вывод о природной «вложенности» акустических законов звука на генетическом уровне.

Звуковой код традиционной песенной музыки адыгов, карачаевцев и балкарцев раскрывается, также, в контексте этикетной и обрядово-ритуальной культуры народов. Структура песен отразила этикетную самоорганизацию, присущую художественному творчеству народов. Звуковысотный строй песен откликается на звуковую и вербальную экспрессию игрищных и танцевальных действ. В контексте последних, песенная музыка уподобляется танцевальным движениям, жестам, мануальной технике инструментального исполнительства. Вокальное звучание дополняется ударными (в случаях включения, в некоторых жанрах, сопровождающих инструментов) и шумовыми призвуками. В создании повышенного эмоционального характера песенной музыки большое значение имеют ассонантные припевные слова о, ой, уэ, уа, ойра, орада, ойрада, уэрада и т.п. Концентрация гласных звуковых фонем создаёт специфический тип интонирования подобных инвокаций: их продление, распевание, использование в самых важных фрагментах песенной мелострофы (начало, цезура, каданс). Тем самым, фокусируются чисто звуковые, вокальные ресурсы традиционной песни, противопоставляемые мелодекламации вербального текста.

Разноплановое прочтение живого звука в певческой культуре адыгов, карачаевцев и балкарцев нашло отражение в народных терминах. Высотно-регистровая градация звучания голосовых партий отмечена такими понятиями, как «запевала» (адыгский къыхэзыдзэм; карачаево-балкарский джыр башчи), «хор» (адыгский жъыу-ежъу; карачаево-балкарский эжыу-эжиу). Синонимом понятия «песня» выступает распевная звуковая лексема уэрэд. Песенные жанры имеют не только содержательный, но и свой звуковой код, который предопределяет характер исполнения. Так, для мифологических и эпических песен свойственно проговаривание напева без выявления его звуковой насыщенности; для историко-героических песен показательна волевая, ораторская подача звука; в лирических и плачевных песнях звук длится, распевается. Собственно, звуковое начало сконцентрировано в ансам-

блевой партии жъыу-эжыу, сопровождающей напев солиста. Здесь синонимом поэтического текста выступают ас-сонантные припевные слова, фонетика которых в наибольшей мере раскрывает звуковое богатство певческой традиции.

В заключение отметим, что в семантической системе средств музыкальной выразительности категория звука приобретает базовое значение, демонстрирует феноменологию северокавказской вокальной традиции, находящейся на пересечении разговорной и певческой форм выражения, свойственных архаическим пластам культуры.

Список литературы 1. Гачев Г. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. -511 с.

2. Загаштокова-Алемединова З.Н. Художественная культура полиэтнической Карачаево-Черкесии как исторически сложившаяся целостность. Черкесск, 2003. - 390 с.

3. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М.: Наука, 1985. - 221с.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

5. Хараева-Гвашева Ф.Ф. К вопросу мифологии музыкальных инструментов // Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. II. Майкоп, 1999. - С. 144-153.

6. Яковлев Н.Ф. Грамматика литературного кабардино-черкесского языка. М.-Л.: Академия наук, 1948. - 458с.

МАРОККО - СТРАНА ФЕСТИВАЛЕЙ

Карпенко Виктор Николаевич

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород Карпенко Ирина Анатольевна

доцент кафедры хореографического творчества, Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород

Фильчакова Елена Александровна

магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт

искусств и культуры, г. Белгород

Марокко - удивительная страна, колорит и разнообразие ее культуры поражает и завораживает. Она представляет собой уникальную форму мавританской культуры или, как ее еще называют, магрибской. Здесь в единое целое связаны традиции Арабского Востока, мавров Испании, кочевников Сахары и местных берберских племен.

Познакомиться с творческим богатством и культурой страны можно благодаря участию в различных фестивалях и культурных мероприятиях. Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные [1, с 1402].

Марокко славится своим гостеприимством и радушием, поэтому с давних времен принимает у себя гостей из разных стран, устраивая международные фестивали и конкурсы.

Под девизом объединения культур Востока и Запада, в крупных культурных городах страны проходят международные фестивали, посвященные танцу, кинокультуре, музыке, народным промыслам. Их организуют на воздухе, под открытым небом, что придает неповторимую атмосферу и дарит необычные ощущения единения с природой. Замечательная обстановка: слова гостеприимство и феерия, также неотделимы от таких известных фестивалей как «Тимитар» в Агадире, фестиваля всемирной музыки «Мауазин».

Марокканцам удается соединить даже столь разные мероприятия как ярмарка и религиозный праздник. Ярмарка Муссем носит религиозный характер, однако представляет собой веселое празднество. Муссем - это религиозная церемония местного значения, организующаяся в определенный день при том или ином святилище. Она включает паломничество и многочисленные фольклорные

мероприятия (джигитовки, ярмарки, танцы и т.д.), в которых участвуют разные племена. Некогда устраивавшиеся исключительно в память того или иного мусульманского святого, сегодня муссемы часто организуются для того, чтобы отпраздновать окончание сбора урожая или любое счастливое событие, произошедшее в деревне [2].

Люди из разных городов, прибывшие издалека, к месту, где захоронен святой, объединяются с целью почтить его память. Очень известен муссем в городе Имиль-шиль, который посвящен помолвкам. Время ярмарки совпадает со временем проведения духовного обряда, поэтому это грандиозное мероприятие является праздником для всех. Чуть дальше на юг, недалеко от Тан-Тана проводится ярмарка верблюдов, признанная ЮНЕСКО частью Всемирного нематериального культурного наследия.

При праздновании ярмарки муссема, обычно, воздают почести одному из так называемых «Сиди» - святых людей, при жизни отметившихся какими-либо выдающимися поступками. Но и, конечно, празднование смены времен года, сбора урожая. В городе Эрфуде, расположенного у самой пустыни, проводят фестиваль фиников, а в Иммузер-Ида-Утанан организуют фестиваль меда. Независимо от того какой фестиваль проходит в Марокко, эти мероприятия всегда собирают много людей, пробуждают в марокканцах желание собраться всем вместе, дух единства нации ощущается в их любви к собственной культуре. Эти празднества помогают лучше понять сплетение обычаев и традиций, а вместе с тем и душу марокканского народа.

Марокканцы одарены яркой и неповторимой флорой, поэтому обойтись без фестиваля цветов страна никак не могла. В середине мая проводится праздник Роз -праздник красоты, гармонии природы. В месте Оуарза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.