УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-56-63
КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Т.Н. Шутова
Представлено теоретическое осмысление проблемы разработки цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе, предложена концепция ее формирования и реализации. Сформировано учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе с учетом личностно ориентированного, дифференцированного и системного подходов обучения. Определена эффективность реализации концепции на основе выявленных и охарактеризованных показателей.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, вуз, учебный процесс, цифровое сопровождение, концепция, цифровая образовательная экосистема.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
В настоящее время актуальны подходы технологического развития системы образования [1], которые направлены на информатизацию общества. Концепция обучения цифрового поколения строится на основе традиционных образовательных подходов и инновационных процессов. Инновационные процессы предоставляют технологические возможности для субъекта и объекта обучения, особенно для обучающихся, живущих в новом цифровом пространстве. Поэтому необходима модернизация образования [6, 7], ее цифровизация, способствующая мобильности, интерактивности, обработке данных, и как следствие, получение новых знаний, в частности о состоянии здоровья, физической подготовленности. Безусловно, востребованы знания, источники информации как на традиционных, так и новых носителях [3-5].
Цифровое сопровождение направлено на решение образовательных целей и задач, в частности по физической культуре и спорту. Цифровые
THE CONCEPT OF BUILDING A DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY
Shutova T.N., candidate of pedagogical sciences associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
A theoretical understanding of the problem of developing a digital educational ecosystem for physical culture and sports at a university is presented, a concept for its formation and implementation is proposed. The educational-methodical and scientific educational support of the digital educational ecosystem in physical culture and sports at the university has been formed, taking into account personalityo-riented, differentiated and systemic approaches to education. The effectiveness of the implementation of the concept was determined on the basis of the identified and characterized indicators.
Key words: physical culture and sports, university, educational process, digital support, concept, digital educational ecosystem.
технологии способствуют информатизации и взаимодействию, развитию образовательных платформ, предоставлению новых вариантов самостоятельных тренировок, внедрению средств контроля функционального состояния и двигательной активности. Такие технологии помогают понять новые способы обработки информации, ее дальнейшего использования и подачи для студентов. При этом создаются условия построения инновационной системы знаний [2].
Теоретическое осмысление проблемы разработки цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе обусловило необходимость разрешения ряда противоречий.
На философско-категориальном уровне: между объективной необходимостью цифровой трансформации высшего образования и недостаточной разработанностью методологических подходов, педагогических условий для ее воплощения в образовательном процессе в целом и по отдельным дисциплинам, например, по физической культуре и спорту.
На научно-методическом уровне: между потребностью в современных методах сбора и обработки информации, работы в электронной образовательной среде вуза, моделированием, конструированием онлайн-кур-сов, использованием цифровых сервисов и отсутствием единой концепции реализации данного процесса.
На результативном уровне: между потребностью новых знаний в виде методологии цифровизации образовательного пространства вуза, классификации цифровых сервисов, зарубежного педагогического опыта применения цифровых технологий в повышении двигательной активности обучающихся и контроле состояния здоровья и недостатком отечественных научно-практических, научно-методических разработок в данной сфере.
Целью исследования является разработка концепции организации и содержания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе.
Задачи исследования:
1) разработать и обосновать понятие «цифровая образовательная экосистема» применительно к дисциплинам физической культуры и спорта в вузе, а также концепцию ее организации и содержания;
2) сформировать учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе с учетом личностно ориентированного, дифференцированного и системного подходов обучения;
3) экспериментально проверить эффективность концепции по числу студентов, применяющих цифровые инструменты для ведения здорового образа жизни, числу обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и занимающихся в спортивных секциях, по уровню удовлетворенности цифровым сопровождением, динамике морфофункционального состояния и физической подготовленности.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, метод стратегического планирования, педагогическое тестирование, метод программирования, функциональная диагностика.
Опытно-экспериментальная работа реализовывалась на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва), 2017-2022 гг., в которой приняли участие 3812 обучающихся с 1-го по 3-й курсы.
Результаты исследования и их обсуждение. Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) проведена разработка понятия «цифровой образовательной экосистемы» применительно к физической культуре и спорту (ФКиС) в вузе;
2) представлена педагогическая концепция организации и содержания цифровой образовательной экосистемы (цифрового сопровождения) по дисциплинам физической культуры и спорта в вузе, дано ее научное обоснование. Концепция позволила раскрыть ключевые компоненты (экосистема знаний, платформ и инноваций), технологические цепочки, требуемые ресурсы и педагогические условия реализации. Экосистема как биологическая категория создает комфортные условия для занятий ФКиС, для достижения оздоровительного эффекта при реализации физических упражнений, как информационная категория обеспечивает слияние традиционных и цифровых технологий в обучении, предоставляет возможность цифрового сопровождения, общения и обучения;
3) сформировано учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач учебного процесса. Обеспечение включило онлайн-кальку-лятор, мобильное приложение, онлайн-курсы, реестр цифровых сервисов, видеолекции, электронный журнал посещаемости, классификацию баз данных по ФКиС, математическое моделирование по определению «фит-нес-профиля» обучающихся, тезаурус по цифровизации образовательного процесса в вузе. Учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение является фактором развития содержания и технологий обучения, а также способом оперативного получения информации;
4) создана программа ЭВМ для обработки данных, включающих тесты с физическими нагрузками, показателями компонентного состава тела, результатами ЧСС, АД и предпочтений в видах физической активности обучающихся с дальнейшими рекомендациями по занятиям физической культурой, фитнесом, представлением комплексов упражнений, самоконтролем индивидуальных показателей, достигнутым рекордам;
5) предложены новые пути увеличения числа обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на основе поливариантных видов физической активности. С одной стороны, это позволяло
учесть психосоциальные, мотивационные и гендерные потребности обучающихся и предоставить диверсификацию фитнес-программ, занятий по общей физической подготовке с элементами самозащиты (урочная форма занятий), мастер-классов по видам спорта и фитнесу (внеурочная форма занятий). С другой стороны, удовлетворить потребность к доступной соревновательной деятельности по средствам турниров по бильярду, общей физической подготовленности, перетягиванию каната, силовому двоеборью, баскетболу 3^3, настольному теннису. В результате чего обеспечено увеличение числа обучающихся, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность и спортивные секции.
«Цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе» реализуется как педагогическая система и особая форма цифрового сопровождения (поддержки) образовательного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта в вузе. Она отличается комфортными (экологичными) условиями для занятий физической культурой, структурными компонентами в виде экосистемы знаний, платформ и инноваций, обеспечением здоровьесбережения [8].
Экосистема инноваций предполагала, с одной стороны, внедрение поливариантных видов физической активности, увеличение средств фит-неса в учебном процессе, с другой стороны - обновление носителей информации, обработки данных, разработки программ ЭВМ. Нейросети обеспечили возможность работы с базами данных, реестрами, статистическими данными и позволили синхронизировать все виды информации, необходимой для обучения. Поливариантные виды физической активности позволили привлечь большее число занимающихся в мастер-классах, секциях, ФСМ и занимающихся самостоятельно.
Экосистема знаний решала проблему построения нового цифрового образовательного пространства, создания новой системы знаний и подачи информации, включая контроль потраченных калорий на занятиях, контроль времени выполнения упражнений (цифровой таймер), демонстрацию упражнений и укрепляемых групп мышц на цифровых устройствах.
Экосистема платформ обеспечивала автоматизацию учебного процесса в целом и по дисциплине «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», создала условия для дистанционных форм обучения, заданий для самостоятельной работы (тренировок), информационной поддержки. Наиболее доступным внутренним техническим ресурсом для реализации экосистемы-платформ является сайт вуза (электронная образовательная среда, электронный деканат, электронный журнал по ФК, «1С: LMS», «Мoodle», внутренняя платформа -например, «Плехановский онлайн-университет», файловое хранилище, видеоуроки). Идеальным способом реализации экосистемы платформ будет мобильное приложение по физической культуре, с результатами успеваемости, сдачи контрольных нормативов, онлайн-оценкой функционального состояния и видеоматериалов. Часть образовательных материа-
лов, релевантной информации, электронных библиотек может размещаться на других внешних платформах, таких как «Открытое образование», «Stepik», «Современная цифровая образовательная среда в РФ», международная платформа «Corsera».
Диагностический инструментарий для оценки эффективности концепции цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе включает:
1) систему управления образовательным процессом с транспарент-ными результатами обучения по ФКиС, возможностью удаленного взаимодействия, дистанционного обучения, а также интерактивного (онлайн) тестирования знаний и удовлетворенности качеством образовательного процесса;
2) оценочные средства, позволяющие оценить число студентов, применяющих цифровые технологии для ведения здорового образа жизни;
3) наличие информационных систем по оценке физической подготовленности, морфофункционального состояния, компонентного состава тела, «фитнес-профиля» обучающихся;
4) число обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и регулярно занимающихся ФКиС, как глобальную педагогическую задачу по ФКиС;
5) уровень двигательной активности обучающихся (число локомо-ций в сутки).
По окончании эксперимента выявлено улучшение удовлетворенности цифровым сопровождением по ФКиС. На 10 баллов такое сопровождение оценили 21,7 % обучающихся, оценку 9 баллов поставили 19,1 %, 8 баллов - 24,7 %. Оценка на уровне 7 баллов изменилась с 32,1 % - в начале эксперимента до 19,4 % - в конце (2021 год). Следует отметить, что ощутимый положительный эффект достигнут на фоне стремительного роста потребности студентов в предоставлении информационно-цифровых составляющих обучения.
В результате рассмотрения мобильных приложений на лекциях, их использования на практических занятиях 25 % студентов начали анализировать двигательную активность в приложении «Здоровье». В творческих баллах рассматривалась персональная положительная динамика количества шагов сутки. Далее отметим, что 18 % получили новые знания на онлайн-курсах университета, представленными на платформе вуза и внешней платформе «Stepik», 12 % начали применять приложение «MapMyFitness» («Фитнес-тренировки»). В экспериментальной группе динамика двигательной активности изменилась с 5250 до 8062 шагов (различия результатов достоверны). В контрольной группе исследуемый показатель повысился с 6030 до 7303 шагов в сутки. Межгрупповые различия результатов по количеству шагов недостоверны.
В результате преобразования средств физической культуры на основе фитнеса и создания благоприятных (экосистемных) условий для самостоятельных занятий удалось достоверно улучшить физическую подготовленность в экспериментальной группе (ЭГ) по сравнению с контрольной (КГ). Динамика регулярно занимающихся в ЭГ в спортивных секциях и самостоятельно составила: у девушек 20,2-38,4 %, у юношей -52,0-71 %.
По завершении эксперимента выявлена положительная динамика результатов морфофункционального состояния в опытных группах. Достоверные различия определены в ЭГ в адекватности процессов регуляции, интегральном показателе спортивной формы, уровне двигательной актив -ности. В КГ достоверны различия в уровне двигательной активности и спортивной формы у девушек.
Наблюдался низкий уровень жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у девушек на всех этапах исследования. Так, в ЭГ показатели ЖЕЛ повысились с 2215 до 2470 мл, а в КГ - с 2180 до 2209 мл. Различия результатов являются недостоверными в опытных группах девушек (Р>0,05). Результаты юношей находились на нижней границе нормы ЖЕЛ и достоверно не улучшились за три года эксперимента как в ЭГ, так и в КГ.
В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, в том числе низкоинтенсивной, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех», мастер-классов с использованием цифровых технологий.
Интегральная оценка морфофункционального состояния студентов осуществлялась с помощью аппаратной компьютерной системы «EsteckSystemComplex». Результаты исследования позволили выявить положительную динамику практически во всех группах, кроме контрольной группы (юноши), где незначительно ухудшилось морфофункциональ-ное состояние. Отмечено, что у девушек ЭГ динамика наблюдалась с 86,5 до 92,3 балла, у девушек КГ - от 85 до 89,2 баллов, что свидетельствует о высоком уровне морфофункционального состояния в завершение исследования. Однако не выявлены достоверные различия результатов как внутри группы, так и между группами. Сравнительный анализ у юношей ЭГ показал изменения с 90,4 до 94,8 балла, у юношей КГ динамика была отрицательной - с 91,3 до 89,8 балла. Аппаратная компьютерная система ускорила обработку данных, их интерпретацию и как следствие повысила уровень индивидуализированного подхода в обучении, а также контроля состояния здоровья и его укрепления.
Комплексность, согласованность и единение элементов экосистемы (цифрового сопровождения) обеспечили достоверные межгрупповые различия результатов экспериментальной и контрольной групп в числе студентов, принимающих участие в новых формах физкультурно-спортивных мероприятий (мастер-классы, соревнования по общей физической подго-
товке (ОФП), бильярду, перетягиванию каната). Так, число девушек, участвующих в соревнованиях по ОФП в ЭГ изменилось с 294 до 656 чел., в КГ - с 303 до 469 чел., число юношей ЭГ, принявших учатие в соревнованиях по ОФП увеличилось с 104 до 262 чел., в КГ - с 112 до 168 чел.
Заключение. Экспериментально доказана эффективность концепции по числу студентов, применяющих цифровые инструменты для ведения здорового образа жизни, числу обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и занимающихся в спортивных секциях, по уровню удовлетворенности цифровым сопровождением, динамике морфофунк-ционального состояния и физической подготовленности.
Список литературы
1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной учебной среды как одно из ее основных направлений образования // Проблемы цифровой трансформации системы [Электронный ресурс]. URL: https: // cyberleninka.ru/artide/ntsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazova-niya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee/viewer (дата обращения: 16.03.2022).
2. Бикмулина А.Р., Фазлеева Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 12-20.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 50 с.
4. МатинянА.О. Образование в эпоху цифровизации // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 3 (49). С. 60-62.
5. Совершенствование процедуры рейтингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. C. 165-170.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров [и др.]. М.: ИД ВШЭ, 2019. 343 с.
7. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.
8. Шутова Т.Н. Пути создания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 4. С. 64-72.
References
1. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj uchebnoj sredy kak odno iz ee os-novnyh napravlenij obrazovaniya [Digital transformation of the education system. Designing resources for the modern learning environment as one of its main areas of education] // Prob-lemy cifrovoj transformacii sistemy [Problems of digital transformation of the system] [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee/viewer (date of access: 16.03.2022).
2. Bikmulina A.R., Fazleeva E.V. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij po disciplinam «Fizicheskaya kul'tura» i «Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu [The use of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports"] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 3. P. 12-20.
3. Vajndorf-Sysoeva M.E. Organizaciya virtual'noj obrazovatel'noj sredy v podgo-tovke pedagogicheskih kadrov k innovacionnoj deyatel'nosti [Organization of a virtual educational environment in the preparation of pedagogical staff for innovative activities]: author. dis. ... dr. ped. sciences. M., 2009. 50 p.
4. MatinyanA.O. Obrazovanie v epohu cifrovizacii [Education in the era of digitalization] // Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Bishkek Humanitarian University]. 2019. No. 3 (49). P. 60-62.
5. Sovershenstvovanie procedury rejtingovaniya vuzov po urovnyu razvitiya elek-tronnogo obucheniya [Improving the procedure for rating universities in terms of the development of e-learning] / M.E. Vajndorf-Sysoeva [et al.] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2018. No. 437. P. 165170.
6. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education] / A.Yu. Uvarov [et al.]. M.: ID HSE, 2019. 343 p.
7. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. M.: GU-HSE, 2018. 168 p.
8. Shutova T.N. Puti sozdaniya cifrovoj obrazovatel'noj ekosistemy po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [Ways to create a digital educational ecosystem for physical culture and sports at the university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 4. P. 64-72.