Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / вуз / учебный процесс / цифровое сопровождение / концепция / цифровая образовательная экосистема / physical culture and sports / university / educational process / digital support / concept / digital educational ecosystem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

Представлено теоретическое осмысление проблемы разработки цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе, предложена концепция ее формирования и реализации. Сформировано учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе с учетом личностно ориентированного, дифференцированного и системного подходов обучения. Определена эффективность реализации концепции на основе выявленных и охарактеризованных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF BUILDING A DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

A theoretical understanding of the problem of developing a digital educational ecosystem for physical culture and sports at a university is presented, a concept for its formation and implementation is proposed. The educational-methodical and scientific educational support of the digital educational ecosystem in physical culture and sports at the university has been formed, taking into account personalityoriented, differentiated and systemic approaches to education. The effectiveness of the implementation of the concept was determined on the basis of the identified and characterized indicators.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-56-63

КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Т.Н. Шутова

Представлено теоретическое осмысление проблемы разработки цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе, предложена концепция ее формирования и реализации. Сформировано учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе с учетом личностно ориентированного, дифференцированного и системного подходов обучения. Определена эффективность реализации концепции на основе выявленных и охарактеризованных показателей.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, вуз, учебный процесс, цифровое сопровождение, концепция, цифровая образовательная экосистема.

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

В настоящее время актуальны подходы технологического развития системы образования [1], которые направлены на информатизацию общества. Концепция обучения цифрового поколения строится на основе традиционных образовательных подходов и инновационных процессов. Инновационные процессы предоставляют технологические возможности для субъекта и объекта обучения, особенно для обучающихся, живущих в новом цифровом пространстве. Поэтому необходима модернизация образования [6, 7], ее цифровизация, способствующая мобильности, интерактивности, обработке данных, и как следствие, получение новых знаний, в частности о состоянии здоровья, физической подготовленности. Безусловно, востребованы знания, источники информации как на традиционных, так и новых носителях [3-5].

Цифровое сопровождение направлено на решение образовательных целей и задач, в частности по физической культуре и спорту. Цифровые

THE CONCEPT OF BUILDING A DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Shutova T.N., candidate of pedagogical sciences associate professor, tany-156@ram-bler.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

A theoretical understanding of the problem of developing a digital educational ecosystem for physical culture and sports at a university is presented, a concept for its formation and implementation is proposed. The educational-methodical and scientific educational support of the digital educational ecosystem in physical culture and sports at the university has been formed, taking into account personalityo-riented, differentiated and systemic approaches to education. The effectiveness of the implementation of the concept was determined on the basis of the identified and characterized indicators.

Key words: physical culture and sports, university, educational process, digital support, concept, digital educational ecosystem.

технологии способствуют информатизации и взаимодействию, развитию образовательных платформ, предоставлению новых вариантов самостоятельных тренировок, внедрению средств контроля функционального состояния и двигательной активности. Такие технологии помогают понять новые способы обработки информации, ее дальнейшего использования и подачи для студентов. При этом создаются условия построения инновационной системы знаний [2].

Теоретическое осмысление проблемы разработки цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе обусловило необходимость разрешения ряда противоречий.

На философско-категориальном уровне: между объективной необходимостью цифровой трансформации высшего образования и недостаточной разработанностью методологических подходов, педагогических условий для ее воплощения в образовательном процессе в целом и по отдельным дисциплинам, например, по физической культуре и спорту.

На научно-методическом уровне: между потребностью в современных методах сбора и обработки информации, работы в электронной образовательной среде вуза, моделированием, конструированием онлайн-кур-сов, использованием цифровых сервисов и отсутствием единой концепции реализации данного процесса.

На результативном уровне: между потребностью новых знаний в виде методологии цифровизации образовательного пространства вуза, классификации цифровых сервисов, зарубежного педагогического опыта применения цифровых технологий в повышении двигательной активности обучающихся и контроле состояния здоровья и недостатком отечественных научно-практических, научно-методических разработок в данной сфере.

Целью исследования является разработка концепции организации и содержания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе.

Задачи исследования:

1) разработать и обосновать понятие «цифровая образовательная экосистема» применительно к дисциплинам физической культуры и спорта в вузе, а также концепцию ее организации и содержания;

2) сформировать учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе с учетом личностно ориентированного, дифференцированного и системного подходов обучения;

3) экспериментально проверить эффективность концепции по числу студентов, применяющих цифровые инструменты для ведения здорового образа жизни, числу обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и занимающихся в спортивных секциях, по уровню удовлетворенности цифровым сопровождением, динамике морфофункционального состояния и физической подготовленности.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, метод стратегического планирования, педагогическое тестирование, метод программирования, функциональная диагностика.

Опытно-экспериментальная работа реализовывалась на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва), 2017-2022 гг., в которой приняли участие 3812 обучающихся с 1-го по 3-й курсы.

Результаты исследования и их обсуждение. Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) проведена разработка понятия «цифровой образовательной экосистемы» применительно к физической культуре и спорту (ФКиС) в вузе;

2) представлена педагогическая концепция организации и содержания цифровой образовательной экосистемы (цифрового сопровождения) по дисциплинам физической культуры и спорта в вузе, дано ее научное обоснование. Концепция позволила раскрыть ключевые компоненты (экосистема знаний, платформ и инноваций), технологические цепочки, требуемые ресурсы и педагогические условия реализации. Экосистема как биологическая категория создает комфортные условия для занятий ФКиС, для достижения оздоровительного эффекта при реализации физических упражнений, как информационная категория обеспечивает слияние традиционных и цифровых технологий в обучении, предоставляет возможность цифрового сопровождения, общения и обучения;

3) сформировано учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач учебного процесса. Обеспечение включило онлайн-кальку-лятор, мобильное приложение, онлайн-курсы, реестр цифровых сервисов, видеолекции, электронный журнал посещаемости, классификацию баз данных по ФКиС, математическое моделирование по определению «фит-нес-профиля» обучающихся, тезаурус по цифровизации образовательного процесса в вузе. Учебно-методическое и научно-образовательное обеспечение является фактором развития содержания и технологий обучения, а также способом оперативного получения информации;

4) создана программа ЭВМ для обработки данных, включающих тесты с физическими нагрузками, показателями компонентного состава тела, результатами ЧСС, АД и предпочтений в видах физической активности обучающихся с дальнейшими рекомендациями по занятиям физической культурой, фитнесом, представлением комплексов упражнений, самоконтролем индивидуальных показателей, достигнутым рекордам;

5) предложены новые пути увеличения числа обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на основе поливариантных видов физической активности. С одной стороны, это позволяло

учесть психосоциальные, мотивационные и гендерные потребности обучающихся и предоставить диверсификацию фитнес-программ, занятий по общей физической подготовке с элементами самозащиты (урочная форма занятий), мастер-классов по видам спорта и фитнесу (внеурочная форма занятий). С другой стороны, удовлетворить потребность к доступной соревновательной деятельности по средствам турниров по бильярду, общей физической подготовленности, перетягиванию каната, силовому двоеборью, баскетболу 3^3, настольному теннису. В результате чего обеспечено увеличение числа обучающихся, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность и спортивные секции.

«Цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе» реализуется как педагогическая система и особая форма цифрового сопровождения (поддержки) образовательного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта в вузе. Она отличается комфортными (экологичными) условиями для занятий физической культурой, структурными компонентами в виде экосистемы знаний, платформ и инноваций, обеспечением здоровьесбережения [8].

Экосистема инноваций предполагала, с одной стороны, внедрение поливариантных видов физической активности, увеличение средств фит-неса в учебном процессе, с другой стороны - обновление носителей информации, обработки данных, разработки программ ЭВМ. Нейросети обеспечили возможность работы с базами данных, реестрами, статистическими данными и позволили синхронизировать все виды информации, необходимой для обучения. Поливариантные виды физической активности позволили привлечь большее число занимающихся в мастер-классах, секциях, ФСМ и занимающихся самостоятельно.

Экосистема знаний решала проблему построения нового цифрового образовательного пространства, создания новой системы знаний и подачи информации, включая контроль потраченных калорий на занятиях, контроль времени выполнения упражнений (цифровой таймер), демонстрацию упражнений и укрепляемых групп мышц на цифровых устройствах.

Экосистема платформ обеспечивала автоматизацию учебного процесса в целом и по дисциплине «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», создала условия для дистанционных форм обучения, заданий для самостоятельной работы (тренировок), информационной поддержки. Наиболее доступным внутренним техническим ресурсом для реализации экосистемы-платформ является сайт вуза (электронная образовательная среда, электронный деканат, электронный журнал по ФК, «1С: LMS», «Мoodle», внутренняя платформа -например, «Плехановский онлайн-университет», файловое хранилище, видеоуроки). Идеальным способом реализации экосистемы платформ будет мобильное приложение по физической культуре, с результатами успеваемости, сдачи контрольных нормативов, онлайн-оценкой функционального состояния и видеоматериалов. Часть образовательных материа-

лов, релевантной информации, электронных библиотек может размещаться на других внешних платформах, таких как «Открытое образование», «Stepik», «Современная цифровая образовательная среда в РФ», международная платформа «Corsera».

Диагностический инструментарий для оценки эффективности концепции цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе включает:

1) систему управления образовательным процессом с транспарент-ными результатами обучения по ФКиС, возможностью удаленного взаимодействия, дистанционного обучения, а также интерактивного (онлайн) тестирования знаний и удовлетворенности качеством образовательного процесса;

2) оценочные средства, позволяющие оценить число студентов, применяющих цифровые технологии для ведения здорового образа жизни;

3) наличие информационных систем по оценке физической подготовленности, морфофункционального состояния, компонентного состава тела, «фитнес-профиля» обучающихся;

4) число обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и регулярно занимающихся ФКиС, как глобальную педагогическую задачу по ФКиС;

5) уровень двигательной активности обучающихся (число локомо-ций в сутки).

По окончании эксперимента выявлено улучшение удовлетворенности цифровым сопровождением по ФКиС. На 10 баллов такое сопровождение оценили 21,7 % обучающихся, оценку 9 баллов поставили 19,1 %, 8 баллов - 24,7 %. Оценка на уровне 7 баллов изменилась с 32,1 % - в начале эксперимента до 19,4 % - в конце (2021 год). Следует отметить, что ощутимый положительный эффект достигнут на фоне стремительного роста потребности студентов в предоставлении информационно-цифровых составляющих обучения.

В результате рассмотрения мобильных приложений на лекциях, их использования на практических занятиях 25 % студентов начали анализировать двигательную активность в приложении «Здоровье». В творческих баллах рассматривалась персональная положительная динамика количества шагов сутки. Далее отметим, что 18 % получили новые знания на онлайн-курсах университета, представленными на платформе вуза и внешней платформе «Stepik», 12 % начали применять приложение «MapMyFitness» («Фитнес-тренировки»). В экспериментальной группе динамика двигательной активности изменилась с 5250 до 8062 шагов (различия результатов достоверны). В контрольной группе исследуемый показатель повысился с 6030 до 7303 шагов в сутки. Межгрупповые различия результатов по количеству шагов недостоверны.

В результате преобразования средств физической культуры на основе фитнеса и создания благоприятных (экосистемных) условий для самостоятельных занятий удалось достоверно улучшить физическую подготовленность в экспериментальной группе (ЭГ) по сравнению с контрольной (КГ). Динамика регулярно занимающихся в ЭГ в спортивных секциях и самостоятельно составила: у девушек 20,2-38,4 %, у юношей -52,0-71 %.

По завершении эксперимента выявлена положительная динамика результатов морфофункционального состояния в опытных группах. Достоверные различия определены в ЭГ в адекватности процессов регуляции, интегральном показателе спортивной формы, уровне двигательной актив -ности. В КГ достоверны различия в уровне двигательной активности и спортивной формы у девушек.

Наблюдался низкий уровень жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у девушек на всех этапах исследования. Так, в ЭГ показатели ЖЕЛ повысились с 2215 до 2470 мл, а в КГ - с 2180 до 2209 мл. Различия результатов являются недостоверными в опытных группах девушек (Р>0,05). Результаты юношей находились на нижней границе нормы ЖЕЛ и достоверно не улучшились за три года эксперимента как в ЭГ, так и в КГ.

В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, в том числе низкоинтенсивной, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех», мастер-классов с использованием цифровых технологий.

Интегральная оценка морфофункционального состояния студентов осуществлялась с помощью аппаратной компьютерной системы «EsteckSystemComplex». Результаты исследования позволили выявить положительную динамику практически во всех группах, кроме контрольной группы (юноши), где незначительно ухудшилось морфофункциональ-ное состояние. Отмечено, что у девушек ЭГ динамика наблюдалась с 86,5 до 92,3 балла, у девушек КГ - от 85 до 89,2 баллов, что свидетельствует о высоком уровне морфофункционального состояния в завершение исследования. Однако не выявлены достоверные различия результатов как внутри группы, так и между группами. Сравнительный анализ у юношей ЭГ показал изменения с 90,4 до 94,8 балла, у юношей КГ динамика была отрицательной - с 91,3 до 89,8 балла. Аппаратная компьютерная система ускорила обработку данных, их интерпретацию и как следствие повысила уровень индивидуализированного подхода в обучении, а также контроля состояния здоровья и его укрепления.

Комплексность, согласованность и единение элементов экосистемы (цифрового сопровождения) обеспечили достоверные межгрупповые различия результатов экспериментальной и контрольной групп в числе студентов, принимающих участие в новых формах физкультурно-спортивных мероприятий (мастер-классы, соревнования по общей физической подго-

товке (ОФП), бильярду, перетягиванию каната). Так, число девушек, участвующих в соревнованиях по ОФП в ЭГ изменилось с 294 до 656 чел., в КГ - с 303 до 469 чел., число юношей ЭГ, принявших учатие в соревнованиях по ОФП увеличилось с 104 до 262 чел., в КГ - с 112 до 168 чел.

Заключение. Экспериментально доказана эффективность концепции по числу студентов, применяющих цифровые инструменты для ведения здорового образа жизни, числу обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях и занимающихся в спортивных секциях, по уровню удовлетворенности цифровым сопровождением, динамике морфофунк-ционального состояния и физической подготовленности.

Список литературы

1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной учебной среды как одно из ее основных направлений образования // Проблемы цифровой трансформации системы [Электронный ресурс]. URL: https: // cyberleninka.ru/artide/ntsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazova-niya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee/viewer (дата обращения: 16.03.2022).

2. Бикмулина А.Р., Фазлеева Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 12-20.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 50 с.

4. МатинянА.О. Образование в эпоху цифровизации // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 3 (49). С. 60-62.

5. Совершенствование процедуры рейтингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. C. 165-170.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров [и др.]. М.: ИД ВШЭ, 2019. 343 с.

7. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.

8. Шутова Т.Н. Пути создания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 4. С. 64-72.

References

1. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj uchebnoj sredy kak odno iz ee os-novnyh napravlenij obrazovaniya [Digital transformation of the education system. Designing resources for the modern learning environment as one of its main areas of education] // Prob-lemy cifrovoj transformacii sistemy [Problems of digital transformation of the system] [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee/viewer (date of access: 16.03.2022).

2. Bikmulina A.R., Fazleeva E.V. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij po disciplinam «Fizicheskaya kul'tura» i «Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu [The use of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports"] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 3. P. 12-20.

3. Vajndorf-Sysoeva M.E. Organizaciya virtual'noj obrazovatel'noj sredy v podgo-tovke pedagogicheskih kadrov k innovacionnoj deyatel'nosti [Organization of a virtual educational environment in the preparation of pedagogical staff for innovative activities]: author. dis. ... dr. ped. sciences. M., 2009. 50 p.

4. MatinyanA.O. Obrazovanie v epohu cifrovizacii [Education in the era of digitalization] // Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Bishkek Humanitarian University]. 2019. No. 3 (49). P. 60-62.

5. Sovershenstvovanie procedury rejtingovaniya vuzov po urovnyu razvitiya elek-tronnogo obucheniya [Improving the procedure for rating universities in terms of the development of e-learning] / M.E. Vajndorf-Sysoeva [et al.] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2018. No. 437. P. 165170.

6. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education] / A.Yu. Uvarov [et al.]. M.: ID HSE, 2019. 343 p.

7. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. M.: GU-HSE, 2018. 168 p.

8. Shutova T.N. Puti sozdaniya cifrovoj obrazovatel'noj ekosistemy po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [Ways to create a digital educational ecosystem for physical culture and sports at the university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 4. P. 64-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.