Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / СПОСОБЫ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

В исследовании впервые представлено понятие «цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе», а также впервые разработаны организационно-педагогические и психолого-педагогические условия ее формирования. Разработанная экосистема носит комплексный характер, и объединяет экосистему знаний, экосистему платформ и инноваций. Практическая значимость исследования заключается в: 1) классификации мобильных приложений; 2) реестре цифровых ресурсов, 4) открытых онлайн-курсах и механизме их создания; 8) видеолекциях; 9) критерально-диагностическом аппарате цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе; 10) онлайн-калькуляторе функционального состояния и индекса массы тела; 11) классификации баз данных по ФКиС. За период экспериментального исследования установлены положительные изменения в уровне удовлетворенности образовательным процессом. В завершении эксперимента достигнуто более широкое применение современных технологий для ведения здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

The study presents for the first time the concept of the "digital educational ecosystem for physical culture and sports at a university", and it also develops organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions for its formation. The developed ecosystem is complex, and combines the ecosystem of knowledge, the ecosystem of platforms and innovations. The practical significance of the research lies in: 1) the classification of mobile applications; 2) the register of digital resources, 4) open online courses and the mechanism of their creation; 8) video lectures; 9) the criterion-diagnostic apparatus of the digital educational ecosystem of the sport at the university; 10) the online calculator of the functional state and body mass index; 11) classification of databases according to the sport. During the period of the experimental study, positive changes in the level of satisfaction with the educational process were established. At the end of the experiment, wider application of modern technologies for a healthy lifestyle was achieved.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

REFERENCES

1. Boguslavsky, M.V. (2020), "Multi-vector development of educational processes in the digital age", Education of the XXI century in a situation of uncertainty: traditionalism, innovation, multi-vector development: materials of the All-Russian Scientific Conference with international participation, Lipetsk, pp. 3-8.

2. Vanykina, G. V. and Sundukova T.O. (2020), "Model of the ecosystem of higher education", Modern problems offorming a healthy lifestyle of students: materials of the III International Scientific and practical Internet Conference, Minsk, pp. 19-25.

3. Danilov, A.V., Yamileva R.M., Yulamanova G.M. and Danilova M.Y. (2020), "The needs of physical education teachers as an indicator of the need for advanced training", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No.5, pp. 31-37.

4. Robert, I.V., Mukhametzyanov I.Sh. and Kastornova V.A. (2017), Information and educational space, Moscow.

5. Rybakova, E.O. (2015), "Improvement of professional education of students of a physical culture university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pр. 177-181.

6. Firsin, S.A., Shchadilova I.S., Savkin A.Yu. and Zhukova E.D. (2020), "Assessment of the role of a physical culture teacher in the future", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 459-463.

7. Yuzhakov, V.N. and Efremov A.A. (2018), "Legal and organizational barriers to digitalization of education in the Russian Federation", Russian Law. Education. Practice. The science. Series: Law and Information Technology, No. 6, pp. 18-24.

8. Walcutt, J.J. and Schatz S. (2019), "Modernizing Learning: Building the Future Learning Ecosystem", Independently published, North Charleston.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2022

УДК 796.011.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И

СПОРТУ В ВУЗЕ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании впервые представлено понятие «цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе», а также впервые разработаны организационно -педагогические и психолого-педагогические условия ее формирования. Разработанная экосистема носит комплексный характер, и объединяет экосистему знаний, экосистему платформ и инноваций. Практическая значимость исследования заключается в: 1) классификации мобильных приложений; 2) реестре цифровых ресурсов, 4) открытых онлайн-курсах и механизме их создания; 8) видеолекциях; 9) критерально-диагностическом аппарате цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе; 10) онлайн-калькуляторе функционального состояния и индекса массы тела; 11) классификации баз данных по ФКиС. За период экспериментального исследования установлены положительные изменения в уровне удовлетворенности образовательным процессом. В завершении эксперимента достигнуто более широкое применение современных технологий для ведения здорового образа жизни.

Ключевые слова: модернизация физического воспитания студентов, цифровая образовательная экосистема, педагогические условия реализации, способы цифрового сопровождения лекционных и практических занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p454-458

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE

UNIVERSITY

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of economics, Moscow

Abstract

The study presents for the first time the concept of the "digital educational ecosystem for physical culture and sports at a university", and it also develops organizational-pedagogical and psycho logical-pedagogical conditions for its formation. The developed ecosystem is complex, and combines the ecosystem of knowledge, the ecosystem of platforms and innovations. The practical significance of the research lies in: 1) the classification of mobile applications; 2) the register of digital resources, 4) open online courses and the mechanism of their creation; 8) video lectures; 9) the criterion-diagnostic apparatus of the digital educational ecosystem of the sport at the university; 10) the online calculator of the functional state and body mass index; 11) classification of databases according to the sport. During the period of the experimental study, positive changes in the level of satisfaction with the educational process were established. At the end of the experiment, wider application of modern technologies for a healthy lifestyle was achieved.

Keywords: modernization of physical education of students, digital educational ecosystem, pedagogical conditions of implementation, methods of digital support of lectures and practical classes.

ВВЕДЕНИЕ

Представление концепции развития в современном обществе во многом идентифицируется с цифровой трансформацией и глобальными информационными вызовами (К. Шваб, 2018) [4]. Они определяют глубинные изменения в вопросах целеполагания, содержания, оценки качества, управления, процесса обучения (E.A. Barakhsanova, 2016; А.Э. Бурнашев, 2018) или производства в каждой отдельной отрасли. Расширение цифрового пространства для повышения качества жизни требует всестороннего изучения проблем и перспектив цифровизации, в том числе науки, образования, физической культуры и спорта [2, 6].

В системе высшего образования требуется встраивание концепций нового технологического развития, проецируемых на создание инновационного информационного общества, сопровождающих общепринятые методологические подходы педагогической науки [1]. Стратегия работы с цифровым поколением должна основываться на традиционных образовательных процессах, которые интегрируют современные технологические возможности как самого педагога, так и обучающегося, живущего в совершенной цифровой реальности [3, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие «цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе» определяется нами как комфортная, единая и комплексная система обучения на основе слияния традиционных и цифровых технологий обучения с целью гармонизации занятий физической культурой, здоровьесбережения, предоставления условий для саморазвития, внедрения инноваций, адекватного реагирования на внешние и внутренние изменения информационного общества. Выстраивание образовательного процесса производится в понимании перехода от традиционного (доцифрового) характера обучения к обновлению носителей информации, построению нового цифрового образовательного пространства.

Цифровая (математическая, digital, интерактивная, сетевая, Smart) составляющая экосистемы предполагает расширение программных платформ, инновационной индустрии знаний, виртуальной организации процессов, использование интернета вещей, ста-

тических и динамических моделей, графических и картографических материалов, ком -пьютерных программ, системы тестирования, тренажеров, электронных учебных курсов. Цифровая экосистема предполагает тип информации, закодированный в цифровом виде.

Разработанная нами цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе может быть отнесена к комплексным экосистемам, так как объединяет экосистему знаний, экосистему платформ и инноваций (рисунок).

Комплекснаянаправленностьэкосистемы

Экосистема знаний У Экосистема платформ Экосистема инноваций

Новый образовательный контент

1. Видеолекции

2.Цифровое сопровождение практических занятий

3. Реестр сервисов по ФКиС

4.Классификация мобильных-приложений

5. Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела

Онлайн-университет, сайт ВУЗа, образовательные

платформы *

1 .Онлайн- курсы

2.Методические материалы на образовательных платформах

3.Видеоуроки

4.Комплексы упражнений (облачные технологии)

5.Расширение средств взаимодействия «преподаватель»-«студент», социальных сетей

6. Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса-массы

Электронный деканат, сервисы корпорации Google, аппаратные методики определения функционального состояния

1.Цифровая

организация учебного процесса

2.Мониторинг функционального состояния

3.Новые формы физкультурно-оздоровительных занятий и соревнований -(.Комплексы упражнений для самостоятельных занятий

Рисунок - Комплексная направленность экосистемы по ФКиС

Дефиниция «экосистема» формирует образовательное экологическое целое по физической культуре и спорту, обеспечивая комфортную, единую и комплексную систему при организации учебного и внеучебного процесса, цифрового взаимодействия и сопровождения практических занятий. Экосистема обеспечивает единение традиционных и цифровых технологий, в результате совершенствуется мобильность, доступность, креативность, современность информации, в период стремительного развития информационного общества. Экологические составляющие заключаются в комплексности, интерактивности информации, ее доступности и связанности на внутренних (вузовских) источниках (электронный журнал по ФКиС, сайт вуза, электронная образовательная среда, персонализированные задания для студентов). Внешние же источники информации предполагают образовательные платформы, цифровые сервисы, электронные библиотеки, мобильные приложения для практических занятий, релевантную информацию в сети Интернет.

В реализации искомой экосистемы по ФКиС в вузе необходимо соблюдать организационно-педагогические условия (ОПУ):

- ОПУ обеспечения цифрового взаимодействия и обратной связи обучающихся и преподавателей с помощью социальных сетей, сайта вуза и/или сайта структурного под-

разделения, локальной (корпоративной) электронной почты, электронного журнала по дисциплине, «личного кабинета студента» в электронной образовательной среде;

- ОПУ повышения квалификации специалистов по ФКиС в сфере информационных, цифровых, здоровьесберегающих и фитнес-технологий, электронных ресурсов по физической культуре и спорту;

- ОПУ создания инновационного образовательного контента, включающего в себя онлайн-курсы, онлайн-калькуляторы, цифровые видеолекции с использованием «облачных» и блокчейн-технологий, видеоуроки для девушек, юношей, студентов, испытывающих особые образовательные потребности, наряду с чем - модернизация лекционного курса и средств контроля за самочувствием на практических занятиях;

- ОПУ применения реестра цифровых образовательных ресурсов по ФКиС как источника новых знаний и способа систематизации информационного пространства в сети Интернет, содержащего 9 групп ресурсов: по видам спорта, по здоровому образу жизни, цифровым платформам и другим.

К психолого-педагогическим отнесены следующие условия (ППУ):

- ППУ использования цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в учреждении высшего образования как нового подхода обучения «цифрового» поколения;

- ППУ создания комфортных условий для регулярных занятий ФКиС при эффективном взаимодействии законов экологической среды и внутренней среды обучающихся;

- ППУ построения индивидуализированных образовательных траекторий с применением современных информационных и компьютерных технологий и осуществлением мониторинга морфофункционального состояния и физической подготовленности;

- ППУ внедрения мобильных приложений, их классификации в учебном процессе, в том числе в категории «Здоровье и фитнес», в стимулировании физической активности, ЗОЖ обучающихся, когда приложения обеспечат интерактивность, доступность, креативность, современность информации.

Успешность цифровой образовательной экосистемы по ФКиС определяется уровнем удовлетворенности цифровым образовательным процессом обучающимися поколения «Digital»; числом студентов, применяющих современные технологии для ведения здорового образа жизни, и количеством регулярно занимающихся ФКиС; оценкой образовательного контента, представленного на цифровых ресурсах; уровнем индивидуализации физического воспитания, диагностических мероприятий по оценке физического и функционального состояния, а также уровнем двигательной активности обучающихся с применением «умных» устройств. Наряду с ведущими критериями эффективности принципиальное значение имеют создание баз данных, электронный документооборот, автоматизация управления знаниями, цифровые симуляторы (тренажеры), развитие дистанционного образования. При реализации цифрового сопровождения мы исходили из того обстоятельства, что необходима внутривузовская интеграция, которая объединила кафедру физического воспитания, студенческий спортивный клуб, центр развития образовательных онлайн-ресурсов, телестудию вуза, студенческий совет.

За период эксперимента установлены положительные изменения в уровне удовлетворенности образовательным процессом: максимально высокую оценку цифровой образовательной экосистеме выставили 21,7% студентов, оценку на уровне 9 баллов - 19,1%. Также высокую оценку, соответствующую 8 баллам, выставили 24,7% опрашиваемых.

Полученные сдвиги обусловили более широкое применение современных технологий для ведения ЗОЖ. Так, 25% обучающихся начали анализировать двигательную активность в приложении «Здоровье», 18% получили новые знания на онлайн-курсах университета, предложенных на платформах вуза и внешней платформе «Stepik», 12% начали применять приложение «MapMyFitness», «Nike Training» подключили 10% респондентов. Удалось значительно повысить интерес к мастер-классам, отличающимся детализацией

оздоровительного эффекта, увеличением индивидуального подхода, увеличением методических рекомендаций по совершенствованию техники выполнения упражнений, а также использованием «умных» часов, цифровых тренажеров, мобильных приложений, «умных» весов. Число девушек, участвующих в соревнованиях по ОФП в ЭГ, изменилось от 294 до 656 чел. (за учебный год), в КГ - от 303 до 469 чел. В ЭГ юношей в соревнованиях по ОФП динамика составила от 104 до 262, в КГ - от 112 до 168 представителей мужского пола.

ВЫВОДЫ

Результаты экспериментальных исследований позволили обосновать эффективность цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе, ее теоретических и научно-прикладных основ, ориентированных на преобразование образовательного контента по физической культуре, обеспечение вариативности средств в выборе взаимодействия субъектов обучения, ценностного отношения к физической культуре и здоровьесбереже-нию с использованием цифровых ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной учебной среды как одно из ее основных направлений образования / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Проблемы цифровой трансформации системы. - 2018. -№ 14. - С. 5-37.

2. Бурнашев А.Э. Педагогические особенности развития ИКТ-компетентности студентов в электронной информационно-образовательной среде / А.Э. Бурнашев, В.А. Варламова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61 (1). - С. 27-29.

3. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 177-181.

4. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - Москва. : Эксмо, 2018. - 285 с.

5. Шутова Т.Н. Передовой зарубежный опыт внедрения информационных и цифровых технологий в образовании, физической культуре и спорте / Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 9. - С. 86-91.

6. Barakhsanova, E.A. Adaptive Education Technologies to Train Russian Teachers to Use E-learning / E.A. Barakhsanova, V.M. Savvinov, M.S. Mikhail, E.Z. Vlasova, I.B. Gosudarev // IEJME-Mathematics education. - 2016. - Vol. 11, №. 10. - P. 3447-3456.

REFERENCES

1. Antonova, D.A., Ospennikova E.V. and Spirin E.V. (2018), "Digital transformation of the education system. Designing resources for a modern learning environment as one of its main areas of education", Problems of digital transformation of the system, No. 14, pp. 5-37.

2. Burnashev, A.E. and Varlamova V.A. (2018), "Pedagogical features of the development of ICT competence of students in the electronic information and educational environment", Problems of modern pedagogical education, No. 61 (1), pр. 27-29.

3. Rybakova, E.O. (2015), "Improvement of professional education of students of a physical culture university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pр. 177-181.

4. Shvab, K. (2018), The Fourth Industrial Revolution, translated from English, Exmo, Moscow.

5. Shutova, T.N. (2020), "Advanced foreign experience in the introduction of information and digital technologies in education, physical culture and sports", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 9, pp. 86-91.

6. Barakhsanova, E.A., Savinov V.M., Mikhail M.S., Vlasova E.Z. and Gosudarev I.B. (2016), "Adaptive Education Technologies to Train Russian Teachers to Use E-learning", IEJME - Mathematics education, Vol. 11, No. 10, рр. 3447-3456.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.