the VIInternational Scientific and Practical Internet Conference, Moscow, pp. 113-116.
2. Davydova, A.R. and Strichko, A.V. (2018). "Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle of a student", The concept of the "knowledge society" in modern science ", collection of articles of the International Scientific and Practical ConferenceOmega-science, Chelyabinsk, pp. 56-60.
3. Shestera A.A., Kiku, P.F., Izmailova, O.A. et al (2018), "Comprehensive assessment of the state of health of junior medical students", Healthcare of the Russian Federation, Vol. 62, No. 3, pp. 126131.
4. Kaerova, E.V., Prijmak, N.V., Sadon, E.V. and Kozina,E.A. (2022), "Evaluation of the effectiveness of the program to improve the physical fitness of foreign students at a medical university". Modern problems of science and education, No. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/ view?id=31658.
5. Sevastianov, VV., Bugakov, N.I. and Pokusaev, A.M. (2020), "The importance of physical culture and sports in the effectiveness of solving the life tasks of future university graduates", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 385-388.
6. Falaleev, V.V (2020), "Professionally applied Physical Training as a means of motivating Medical Students to engage in Physical culture.". Kazan Pedagogical Journal, No.1 (138), pp. 141-146.
7. Nikitin, A.S., Guljakov, A.A. Kolochanova, N.A. et al (2022), "Physical fitness of students of higher educational institutions in the context of the introduction of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 310-314.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2022
УДК 378.016
ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Андрей Александрович Стеб-лев, старший преподаватель, Московский государственный строительный университет, Москва; Геннадий Евгеньевич Никитин, старший преподаватель, Сергей Михайлович Носов, старший преподаватель, Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование посвящено цифровому сопровождению образовательного процесса по физической культуре и спорту в вузе. Авторами проанализированы передовые зарубежные и российские цифровые наработки в сфере образования и ФКиС. Новизна исследования заключается: 1) в поиске механизмов построения цифровых образовательных сред в вузах, 2) в создании и структурировании цифрового контента содержания профессионального образования, 3) в изучении развивающего потенциала интернет-ресурсов в профессиональном образовании. Данные положения новизны отражены в новом паспорте специальности 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования. Статья содержит практические рекомендации для создания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту, ссылки на видеолекции, QR-код для скачивания он-лайн-калькулятора функционального состояния и индекса массы тела. А также представлены результаты функционального состояния студентов, полученные с помощью онлайн-калькулятора.
Ключевые слова: образовательный процесс по физической культуре и спорту в вузе, циф-ровизация, новый образовательный контент, цифровое сопровождение лекционных и практических занятий, онлайн-калькулятор.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p503-507
DIGITAL SUPPORT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY
Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Andrey Alexandrovich Steblev, the senior teacher,
Moscow State University of Civil Engineering, Moscow; Gennady Evgenievich Nikitin, the senior teacher, Sergei Mikhailovich Nosov, the senior teacher, Plekhanov Russian University
of Economics, Moscow
Abstract
The research is devoted to the digital support of the educational process at the university. The authors analyzed the advanced foreign and Russian digital developments in the field of education and in sports. The novelty of the study is: 1) in the search for mechanisms for building digital educational environments in universities, 2) in the creation and structuring of digital content of the content of vocational education, 3) in the study of the developing potential of Internet resources in vocational education. These novelty provisions are reflected in the new passport of the specialty 5.8.7 - Methodology and technology of vocational education. The article contains practical recommendations for the creation of a digital educational ecosystem in physical culture and sports, links to video lectures, a QR code for downloading an online calculator of functional status and body mass index. The results of the functional state of students obtained with the help of an online calculator are also presented.
Keywords: educational process of physical culture and sports at the university, digitalization, new educational content, digital support of lectures and practical classes, online calculator.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровое сопровождение в области образования предполагает метацифровые образовательные продукты, онлайн образовательные платформы, компьютерные программы, виртуальную организацию учебного процесса, цифровое сопровождение занятий, видеофрагменты, учебные материалы, элементы интерактивного моделирования и другие. При этом цифровизация осуществляется на основе информационно -коммуникационных технологий, виртуальных, мультимедийных, компьютерных технологий [2, 3, 4]. Ведущая роль цифрового подхода в мобильности, оперативности, транспарентности и лаконичности информации, ее удаленной доступности, наряду с этим в расширении средств взаимодействия, обучения, общения.
В сфере физической культуры необходимы: 1) фитнес-трекеры по подсчету калорий, потраченных за занятие и контролю ЧСС; 2) цифровое спирометры и другие приборы определения функционального состояния, например, бесконтактные приборы определения АД; 3) цифровые онлайн-калькуляторы физической подготовленности и физического состояния обучающихся; 4) так называемые «кнопки лояльности» по оценке качества проведенного занятия и другие [1, 5].
Вместе с тем, цифровизация образовательного пространства по физической культуре и спорту в вузах носит не системный и разрозненный характер, зачастую превознося технологический фактор в ущерб педагогическому воздействию. Отсутствует четкое понимание целеобразующих факторов, не ясна иерархичность преобразований, инфраструктурных изменений, новых моделей организации учебной и внеучебной здоро-вьесберегающей деятельности. Также следует выделить проблему недостаточного материального обеспечения вузов, отсутствия центров цифровых образовательных технологий, центров развития цифровой экосистемы.
Цель исследования: разработать цифровое сопровождение педагогического процесса по физической культуре и спорту в вузе.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в РЭУ им. Г.В. Плеханова (2017-2021 гг.), в рамках которого создан цифровой образовательный контент для преподавателей физической культуры и обучающихся физкультурных вузов, включающий следующие компоненты:
- онлайн-курсы по ФКиС и механизм их подготовки;
- реестр цифровых образовательных ресурсов по ФКиС;
- классификация баз данных в сфере физической культуры и спорта;
- классификация мобильных приложений в категории «Здоровье и фитнес»;
- видеоуроки для девушек, юношей, а также цифровые видеолекции;
- онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела.
Также в исследовании проведена апробация мобильного приложения: «Онлайн-
калькулятор функционального состояния и индекса массы тела» (РИД - программа ЭВМ, свидетельство RU 2022612164 от 08 февраля 2022г., Роспатент) (апробация февраль 2022 год, 279 обучающихся).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цифровое сопровождение практических занятий по ФКиС
• Компьютерная диагностика функционального состояния;
• сервисы корпорации Google (календарь, опросы, заявки, тесты и др.);
• онлайн регистрация на соревнованиях;
• мастер-классы, анонсируемые в соц. сетях, сайте вуза, Moodle;
• новый образовательный контент (видео уроки, реестр цифровых сервисов, информационные системы, зарубежный опыт цифровизации);
• создание баз данных (результаты ОФП, показатели онлайн-калькулятора функционального состояния, динамика ЖЕЛ с помощью цифрового спирометра и др.);
• контроль ЧСС, АД и других показателей на занятии с помощью компьютерных программ, фитнес-трекеров;
• видеоуроки, онлайн-тренировки, онлайн-курсы;
• цифровые скакалки, гантели, тренажеры, коврики, «умные часы» и др.;
• мобильные приложения, в том числе для самостоятельных тренировок, контроля питания и употребления воды;
• онлайн-калькуляторы функционального состояния, уровня физической подготовленности, индекса массы тела, фитнес-профиля;
• подсчет потраченных калорий за занятие или в процессе выполнения комплекса упражнений с помощью «умных часов», фитнес-трекеров;
• обратная связь в виде «кнопки лояльности» по оценке проведенного практического занятия, с комментариями и пожеланиями от студентов;
• «облачные» хранилища данных для презентаций, видео материала, теоретической информации, фото и видео упражнений.
Цифровое сопровождение лекций
• Видеолекции; онлайн-курсы, цифровой реестр по видам спорта, ЗОЖ;
• Google формы для регистрации посещений лекций и контрольных тестов, QR-
коды;
• информация о мобильных приложениях на лекциях, включая классификацию мобильных приложений; знания о носимых устройствах и компьютерных программах, по оценке состояния здоровья; цифровые сервисы, помогающие осуществлять самостоятельные занятия по бегу, атлетической гимнастике, стретчингу, скандинавской ходьбе, фитнес тренировкам и другим;
• анализ потраченных калорий на кардиотренажерах;
• рассмотрение генетических и цифровых технологий в подготовке студентов-спортсменов;
• предоставление дополнительной информации для студентов с особыми образовательными потребностями на образовательных платформах (студенты-спортсмены; обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья; студенты-иностранцы, особенно в период пандемии).
В качестве примера рассмотрим часть созданных видеолекций:
- «Цифровые технологии в сфере физической культуры и спорта».
URL: https://yadi.sk/i/TnPqPNBYxzfJDg;
- «Кроссфит-тренировка как средство развития функционального состояния и физической подготовленности студентов».
URL: https ://yadi.sk/i/E_XF_2w-GbK9nQ;
- «Аквафитнес и плавание в улучшении физического состояния студентов».
URL: https ://yadi.sk/i/kywjwcrYy7T5vQ;
- «Аэробика в улучшении физического состояния студентов».
URL: https://yadi.sk/i/HQ0vd3ChynOjOA;
- «Зарубежный опыт изучения, стимулирования двигательной активности студентов и применения современных цифровых технологий».
URL: https ://yadi.sk/i/55JlTDzykmowmg;
- «Онлайн-курсы и сервисы по здоровому образу жизни и фитнесу».
URL: https://yadi.sk/i/_ABmJNz4P4kNuQ.
Также в нашем исследовании применялся онлайн-калькулятор по существующим формулам функционального состояния и индекса массы тела (рисунок 1, 2) (февраль 2022 год, 279 обучающихся). Для диагностики необходимы спирометр, тонометр, весы, секундомер.
Диагностика выявила оптимальные показатели индекса массы тела (таблица 1, 2), двигательную активность ниже физиологической нормы. При этом определены низкие значения ЖЕЛ, уровня регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненного индекса и индекса функциональных возможностей системы кровообращения у юношей.
Практически не по одному из 8 показателей не выявлены высокие, выше среднего и средние значения, кроме коэффициента выносливости сердечнососудистой системы у юношей. В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, новых способов приобщения, в том числе к самостоятельным занятиям, оперативного контроля самочувствия.
Таблица 1 - Онлайн-калькулятор в изучении функционального состояния и индекса массы тела (февраль 2022 г.)_
Показатели Юн. (n=136) Дев. (n=143)
X±G X±G
1. Индекс массы тела (норма 18,5-24,9 усл.ед.) 22,7±4,2 20,9±3,6
2. Уровень двигательной активности (кол-во шагов) 9035,25±2710 7542,52±2313
3. Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы (усл. ед.) (норма 16 усл. ед., менее 16 - усиление, более 16 - ослабление с. с. с.) 13,8±5,9 20,5±9,7
4. Уровень регуляции с. с. с. (усл. ед., «двойное произведение»); 81-90 -средний; 91-100 - ниже среднего; 101 и выше - низкое значение 100,5±33,0 93,3±21,7
5. Жизненный индекс (мл/кг) (норма 53-61 мл/кг) 37,8±14,7 36,1±15,9
6. Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински (<5 усл. ед. - очень плохо, 5-10 - неудовлет., 10-30 - удовлет., 30-60 - хорошо, > 60 - очень хорошо) 25,2±13,0 16,9±8,3
7. Вегетативный индекс Кердо (усл. ед.) (норма 0 усл. ед., от -15 до +15 уравновешенность симпатических и парасимпатических влияний) -10,5±42,6 7,39±22,5
8. Индекс функциональных возможностей системы кровообращения (усл. ед.) (2,6-3,09 - достаточные функциональные показатели, более 3,09 недостаточные возможности) 3,64±9,2 2,1±0,26
Рисунок 1 - QR-код для Рисунок 2 - QR-код для скачивания мобильного скачивания мобильного приложения для Android приложения для Apple
Таблица 2 - Показатели физического состояния обучающихся РЭУ
Показатели Юн. (n= 136) Дев. (n=143)
X±o X±o
Длина тела (см) 181,42±6,6 167,34±5,3
Масса тела (кг) 75,19±12,1 57,64±7,2
ЖЕЛ (мл) 3171,19±594,5 2370,8±397,2
Проба Штанге (с.) 69,52±25,1 53,81±15,2
ЧСС уд/мин 80,24±17,5 84,27±13,7
АД (мм.рт. ст.) 124,9±18,1 / 70,2±9,9 111,6±14,3 / 72,7±8,6
ВЫВОДЫ
Представленный материал раскрывает сущность и практическую реализацию цифрового сопровождения ФКиС, его могут применять преподаватели ФК, работающие в вузах, колледжах, специалисты на спортивных объектах, а также профессиональной подготовке физкультурных кадров. Благодаря разработанному мобильному приложению в виде онлайн-калькулятора достигалась оперативность, интерактивность, личност-но ориентированная направленность обучения по ФКиС в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бикмулина, А.Р. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту / А.Р. Бикмулина, Е.В. Фазлеева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2020. - № 3. - С. 12-20.
2. Совершенствование процедуры рейтингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович, С.Г. Глебов // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 437. - C. 165-170.
3. Матинян, А.О. Образование в эпоху цифровизации / А.О. Матинян // Вестник Биш-кекского гуманитарного университета. - 2019. - № 3 (49). - С. 60-62.
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, ИД. Фрумина. - Москва : ИД Высшей школы экономики, 2019. - 343с.
5. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 3. - С. 12-14.
REFERENCES
1. Bikmulina, A.R. and Fazleeva E.V. (2020) "Application of distance educational technologies in the disciplines of "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports", Proceedings of Tula State University. Physical culture and sport, No. 3, pp. 12-20.
2. Vaindorf-Sysoeva, M.E., Fatkullin N.Y, Shamshovich V.F. and Glebov S.G. (2018), "Improving the procedure for rating universities by the level of development of e-learning", Bulletin of Tomsk State University, No. 437, pp. 165-170.
3. Matinyan, A.O. (2019), "Education in the era of digitalization", Bulletin of Bishkek Humanitarian University, No. 3 (49), рp. 60-62.
4. Uvarov, A.Yu., Gable E. and Dvoretskaya I.V. et al. (2019), Difficulties and prospects of digital transformation of education, ID of the Higher School of Economics, Moscow.
5. Shutova, T.N., Andryushchenko L.B., Orlan I.V. and Ryzhkin N.V (2021), "Digital approach in the organization of physical culture and sports at the university", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 12-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2022