Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

Новизна исследования заключается в теоретическом исследовании экосистемы как научного кластера, физического или виртуального, осуществляющего инновационную деятельность в сфере физического воспитания студентов. В работе проанализированы уровни организации экосистем, их воплощение на практических лекционных занятиях ФК, а также экосистема с точки зрения организации и управления всем образовательным процессов, наряду с этим показана суть цифровых образовательных продуктов, сервисов, ресурсов и образовательных инструментов для их подготовки. Теоретическая значимость исследования заключатся в дополнении понятийного аппарата теории и методики ФК понятием «цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе», обоснованием ее содержания и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY AS AN INNOVATIVE SCIENTIFIC CATEGORY

The novelty of the research lies in the theoretical study of the ecosystem as a scientific cluster, physical or virtual, carrying out innovative activities in the field of physical education of students. The paper analyzes the levels of ecosystem organization, their implementation in practical lectures of FC, as well as the ecosystem from the point of view of the organization and management of all educational processes, along with this, the essence of digital educational products, services, resources and educational tools for their preparation is shown. The theoretical significance of the study will consist in supplementing the conceptual apparatus of the theory and methodology of physical culture with the concept of "digital educational ecosystem of physical culture in higher education", substantiating its content and structure.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. Адаптация курсантов вузов МЧС России к образовательному процессу как психолого-педагогическая проблема / С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. материалы XIV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2015 год: в 3-х частях. - Минск : БГУФК, 2016. - С. 118-122.

2. Ежова А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - №3. - С. 37-39.

3. Кузнецов Б.В. Преодоление гиподинамии, как насущная необходимость соблюдения здорового образа жизни / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 1, № 8. - С. 349-352.

4. Специальная физическая подготовка курсантов воронежского института федеральной службы исполнения наказаний / М.А. Ефремов, Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.К. Ефремов, А.В. Ежова // записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 59-63.

5. Толстых С. К. Методы совершенствования профессиональной подготовки со слушателями вузов МВД России / С.К. Толстых, Д.С. Толстых, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 377-381.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M. and Kuznetsov, B.V. (2016), "Adaptation of cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia to the educational process as a psychological and pedagogical problem", Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture, sports and tourism. materials of the XIV Intern. scientific session on the results of research for 2015: in 3 parts, Minsk, рр. 118-122.

2. Yezhova, A.V., Artemyeva, S.S. and Kryukova, O.N. (2017) "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

3. Kuznetsov, B.V. and Kuznetsova, T.M. (2017) "Overcoming physical inactivity as an urgent need for a healthy lifestyle", Fire safety: problems and prospects, No. 8, pp. 349-352.

4. Efremov, М.А., Sirakovskaya, Y. V., Ilyicheva, O.V., Efremov, A.K. and Ezhova, A.V. (2019), "Special physical training of cadets of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 59-63.

5. Tolstykh, S.K., Tolstykh, D.S. and Ezhova, A.V. (2020), "Methods of improving professional training with students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 377-381.

Контактная информация: agafin9999@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 796.011.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И

СПОРТУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Новизна исследования заключается в теоретическом исследовании экосистемы как научного кластера, физического или виртуального, осуществляющего инновационную деятельность в сфере физического воспитания студентов. В работе проанализированы уровни организации экосистем, их воплощение на практических лекционных занятиях ФК, а также экосистема с точки зрения организации и управления всем образовательным процессов, наряду с этим показана суть цифровых образовательных продуктов, сервисов, ресурсов и образовательных инструментов для их подготовки. Теоретическая значимость исследования заключатся в дополнении понятийного аппарата теории и

методики ФК понятием «цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе», обоснованием ее содержания и структуры.

Ключевые слова: цифровизация образования, физическая культура, экосистема, цифровое сопровождение физической культуры и спорта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p449-454

EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY AS AN INNOVATIVE SCIENTIFIC CATEGORY

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of economics, Moscow

Abstract

The novelty of the research lies in the theoretical study of the ecosystem as a scientific cluster, physical or virtual, carrying out innovative activities in the field of physical education of students. The paper analyzes the levels of ecosystem organization, their implementation in practical lectures of FC, as well as the ecosystem from the point of view of the organization and management of all educational processes, along with this, the essence of digital educational products, services, resources and educational tools for their preparation is shown. The theoretical significance of the study will consist in supplementing the conceptual apparatus of the theory and methodology of physical culture with the concept of "digital educational ecosystem of physical culture in higher education", substantiating its content and structure.

Keywords: digitalization of education, physical culture, ecosystem, digital support of physical culture and sports.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровизация образовательного пространства по физической культуре и спорту в вузах носит не системный и разрозненный характер, зачастую превознося технологический фактор в ущерб педагогическому воздействию [7]. Отсутствует четкое понимание целеобразующих факторов (для чего осуществляется данный процесс и используется тот или иной механизм воздействия), не ясна иерархичность преобразований, инфраструктурных изменений, новых моделей организации учебной и внеучебной здоровьесберега-ющей деятельности, мало изучена дефиниция «цифровая образовательная экосистема».

Проблемная ситуация усугубляется тем, что 46% учителей физической культуры испытывают сложности при работе с компьютерными программами для организации и проведения учебного процесса (А.В. Данилов, Р.М. Ямилева, 2020) [3].

По данным следующего исследования (678 человек), 83% учителей считают, что в перспективе будут применяться основные средства и методы физической культуры (ФК) с использованием дополнительных электронных средств обучения, а 87% опрошенных обозначили необходимость обладания навыком свободно ориентироваться в огромном и сложном информационном пространстве (С. А. Фирсин, И. С. Щадилова, 2020) [6]. Для преподавателей вуза повышаются требования к умениям работать с современными технологиями, электронными документами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Категория «образовательная экосистема как теоретическая конструкция» - это соединение тенденций общепринятых и методологических подходов педагогики с концепциями нового технологического развития, проецируемая на создание инновационного информационного общества (J.J. Walcutt; S. Schatz, 2019) [8]. Экосистема цифрового образования может реализовываться в масштабах профессионально-образовательного кластера, образовательной сети, отрасли, территории. Образовательная экосистема предполагает взаимодействие людей, развитие, непрерывное повышение квалификации, вариативности образования, доступности (М.В. Богуславский, 2020) [1]. Образовательная экосистема относится к компоненту образовательной экологии, состоящей из образова-

ния, других природных экосистем и социальных экосистем, реализуясь посредством материального, информационного обращения и обмена возможностями в определенном пространственно-временном диапазоне. В данном контексте образовательная деятельность понимается как органический и динамический комплекс, который концентрирует понимание интеграции в каждом органическом звене, образуя в итоге единое образовательное экологическое целое (Г.В. Ваныкина, Т.О. Сундукова, 2020) [2].

Компонентами экосистемы цифрового университета являются: 1) экосистема цифровых ресурсов; 2) экосистема траекторий электронного обучения; 3) экосистема сетевых сообществ; 4) экосистема электронных сервисов и цифровых инноваций. Экосистемы направлены на индивидуализацию обучения с применением дистанционных образовательных технологий и открытых онлайн-курсов, цифровизацию образовательных услуг (И.В. Роберт, 2017) [4].

На рисунках 1-3 продемонстрированы уровни экосистем, их воплощение на практических лекционных занятиях, а также экосистему с точки зрения организации и управления всем образовательным процессов, наряду с этим показана суть цифровых образовательных продуктов, сервисов, ресурсов и образовательных инструментов для их подготовки.

Цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в системе высшего образования понимается как комфортная, единая и комплексная система обучения на основе слияния традиционных и цифровых технологий обучения с целью гармонизации занятий физической культурой, здоровьесбережения, предоставления условий для саморазвития, внедрения инноваций, адекватного реагирования на внешние и внутренние изменения информационного социума.

Суть экосистемы может заключаться в платформенном решении, где платформа позволяет производить множественные взаимодействия, объединять научные центры, стартап-школы, лаборатории, научные школы, исследовательские центры, спортивные организации. Глобально цифровые платформы подразделяются на: информационные, технологические, маркет-плейсы, функциональные, отраслевые, корпоративные, инфраструктурные.

ВЫВОДЫ

До настоящего времени цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе не была охарактеризована как научная категория, как теоретическая конструкция. Проведенный анализ позволил систематизировать теоретическое поле изучаемой проблемы, сформулировать понятие «цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе», обосновать цифровой подход образовательном процессе по ФКиС в вузе, дополнить и раскрыть тезаурус по цифровому преобразованию высшего образования, в том числе на примере ФКиС.

С точки зрения удовлетворенности образовательным процессом 45% студентов, в педагогическом эксперименте, рекомендовали расширить мобильные приложения. Максимальную оценку (10 баллов) в организации и управлении физической культурой и спортом, с использованием цифровых ресурсов, выставили лишь 17,5% обучающихся; 21,7% исследуемых рекомендовали регулярно взаимодействовать с обучающимися для преобразований форматов обучения, обновления информации. В выборе физической активности респонденты избрали фитнес, атлетическую гимнастику - 22,3%; стретчинг, йогу, пилатес - 27,9%, единоборства - 8,8%; игровые виды спорта - 6,3%; «никакие виды» -7,0%. При этом следует отметить, что 2/3 от числа опрашиваемых составили девушки.

Рисунок 1 - Уровни экосистем

Цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе

Цифровое сопровождение практических и лекционных занятий Организация и управление образовательным процессом в целом и по ФКиС

Сопровождение практических занятий

видеоуроки, онлайн -тренировки; цифровые скакалки, гантели, тренажеры, «умные часы»;

мобильные приложения; онлайн-калькуляторы; компьютерная диагностика функционального состояния;

онлайн-курсы; сервисы корпорации Google; онлайн регистрация на соревнованиях;

мастер-классы, анонсируемые в соц. сетях, сайте вуза, Moodle;

образовательный контент; создание баз данных; контроль ЧСС, АД и других показателей на занятии с помощью компьютерных

электронный деканат; онлайн «личный кабинет» студента; электронный журнал по ФК; Moodle, Zoom, LMS;

онлайн университет (цифровые аналогии дисциплин);

информация по ФКиС во внутренней телесистеме ВУЗа;

комплексная информация на сайте ВУЗа; компьютерные программы и информационные системы;

корпоративные спортивные мероприятия; электронные учебные пособия, цифровые ссылки.

Сопровождение лекций

• видеолекции; онлайн-курсы;

• Google формы для регистрации посещений лекций и контрольных тестов;

• информация о мобильных приложениях на лекциях, о носимых устройствах и компьютерных программам;

• предоставлении дополнительной информации для студентов с особыми образовательными потребностями на образовательных платформах;

• цифровой реестр по видам спорта, ЗОЖ и др.;

Рисунок 2 - Цифровое сопровождение лекционных и практических занятий, организация и управление всем

образовательным процессом

Рисунок 3 - Цифровые образовательные продукты, сервисы, ресурсы и образовательные инструментов для их

подготовки

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.В. Многовекторность развития образовательных процессов в цифровую эпоху / М.В. Богуславский // Образование XXI века в ситуации неопределенности: традиционализм, инноватика, многовекторность развития: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. - Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 3-8.

2. Ваныкина Г.В. Модель экосистемы высшего образования / ГВ. Ваныкина, Т.О. Сунду-кова // Современные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы III Международной научно-практической интернет-конференции. - Минск : БГУ, 2020. С. 19-25.

3. Потребности учителей физической культуры как показатель необходимости в повышении квалификации / А.В. Данилов, Р.М. Ямилева, Г.М. Юламанова, М.Ю. Данилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2020. - № 5. - С. 31-37.

4. Роберт И.В. Информационно-образовательное пространство: монография / И.В. Роберт, И.Ш. Мухаметзянов, В.А. Касторнова. - Москва : ФГБНУ ИУО РАО, 2017. - 92 с.

5. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 177-181.

6. Оценка роли учителя физической культуры в будущем / С.А. Фирсин, И.С. Щадилова, А.Ю. Савкин, Е.Д. Жукова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 459-463.

7. Южаков В.Н. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации / В.Н. Южаков, А.А. Ефремов // Российское право. Образование. Практика. Наука. Серия: Право и информационные технологии. - 2018. - № 6. - С. 18-24.

8. Walcutt J.J. Modernizing Learning: Building the Future Learning Ecosystem / J.J. Walcutt, S. Schatz. - North Charleston : Independently published, 2019. - 413 р.

REFERENCES

1. Boguslavsky, M.V. (2020), "Multi-vector development of educational processes in the digital age", Education of the XXI century in a situation of uncertainty: traditionalism, innovation, multi-vector development: materials of the All-Russian Scientific Conference with international participation, Lipetsk, pp. 3-8.

2. Vanykina, G. V. and Sundukova T.O. (2020), "Model of the ecosystem of higher education", Modern problems offorming a healthy lifestyle of students: materials of the III International Scientific and practical Internet Conference, Minsk, pp. 19-25.

3. Danilov, A.V., Yamileva R.M., Yulamanova G.M. and Danilova M.Y. (2020), "The needs of physical education teachers as an indicator of the need for advanced training", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No.5, pp. 31-37.

4. Robert, I.V., Mukhametzyanov I.Sh. and Kastornova V.A. (2017), Information and educational space, Moscow.

5. Rybakova, E.O. (2015), "Improvement of professional education of students of a physical culture university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pр. 177-181.

6. Firsin, S.A., Shchadilova I.S., Savkin A.Yu. and Zhukova E.D. (2020), "Assessment of the role of a physical culture teacher in the future", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 459-463.

7. Yuzhakov, V.N. and Efremov A.A. (2018), "Legal and organizational barriers to digitalization of education in the Russian Federation", Russian Law. Education. Practice. The science. Series: Law and Information Technology, No. 6, pp. 18-24.

8. Walcutt, J.J. and Schatz S. (2019), "Modernizing Learning: Building the Future Learning Ecosystem", Independently published, North Charleston.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2022

УДК 796.011.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И

СПОРТУ В ВУЗЕ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании впервые представлено понятие «цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе», а также впервые разработаны организационно-педагогические и психолого-педагогические условия ее формирования. Разработанная экосистема носит комплексный характер, и объединяет экосистему знаний, экосистему платформ и инноваций. Практическая значимость исследования заключается в: 1) классификации мобильных приложений; 2) реестре цифровых ресурсов, 4) открытых онлайн-курсах и механизме их создания; 8) видеолекциях; 9) критерально-диагностическом аппарате цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе; 10) онлайн-калькуляторе функционального состояния и индекса массы тела; 11) классификации баз данных по ФКиС. За период экспериментального исследования установлены положительные изменения в уровне удовлетворенности образовательным процессом. В завершении эксперимента достигнуто более широкое применение современных технологий для ведения здорового образа жизни.

Ключевые слова: модернизация физического воспитания студентов, цифровая образовательная экосистема, педагогические условия реализации, способы цифрового сопровождения лекционных и практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.