Научная статья на тему 'ОНЛАЙНКАЛЬКУЛЯТОР КАК ОПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА'

ОНЛАЙНКАЛЬКУЛЯТОР КАК ОПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ В ВИДЕ ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОРА / ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ОПЕРАТИВНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Зверева Светлана Николаевна, Высоцкая Татьяна Петровна, Буров Алексей Геннадьевич, Голубничий Сергей Петрович

В исследовании разработан цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре, который называется «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела». Апробация мобильного приложения осуществлена в РЭУ им. Г.В. Плеханова (февраль 2022 год, 279 обучающихся). Новизна исследования заключается в оперативном, мобильном, индивидуализированном, автоматизированном способе функциональной диагностики сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы кровообращения, вегетативного индекса Кердо, индекса массы тела и уровня двигательной активности (всего 8 показателей). Практическая значимость заключается в возможности экспресс тестирования занимающихся 17-50 лет, и дальнейших рекомендаций по физической культуре и спорту. При этом требуется минимальное ресурсное обеспечение в виде тонометра, весов, ростомера и спирометра. Безусловно, онлайн-калькулятор вызвал высокий интерес у целевой студенческой аудитории, он отвечает требованиям цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Зверева Светлана Николаевна, Высоцкая Татьяна Петровна, Буров Алексей Геннадьевич, Голубничий Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE CALCULATOR AS AN OPERATIVE METHOD FOR DIAGNOSING THE FUNCTIONAL STATE AND BODY MASS INDEX

The study developed the digital tool for the operational implementation of functional diagnostics and further recommendations on physical culture, which is called "Online calculator of functional status and body mass index". The mobile application was tested at Plekhanov Russian University of Economics (February 2022, 279 students). The novelty of the study lies in the operational, mobile, individualized, automated method of functional diagnostics of the cardiovascular, respiratory, circulatory systems, autonomic Kerdo index, body mass index and level of motor activity (total of 8 indicators). The practical significance lies in the possibility of rapid testing of those engaged in 17-50 years, and further recommendations on physical culture and sports. At the same time, minimal resource support is required in the form of a tonometer, scales, a height meter and a spirometer. Of course, the online calculator has aroused high interest among the target student audience, it meets the requirements of the digital educational ecosystem of the physical culture and sports at the university.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙНКАЛЬКУЛЯТОР КАК ОПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА»

управление: практика и анализ. - 2015. - № 5. - С. 39-44.

2. Баранов В.Н. Анализ диссертационных исследований по научной специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»/ В.Н. Баранов, Л.В. Сафонов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. -2021. - № 2. - С. 62-66.

3. Сафонов Л.В. Сравнительный анализ медико-биологических научных исследований в диссертациях в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Сафонов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 3. - С. 65-69.

4. Сафонов Л.В. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных диссертационных исследований по циклическим видам спорта / Л.В. Сафонов, Б.Н. Шустин, Л.В. Винокуров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 110-112.

5. Баранов В.Н. Тенденции развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта в нашей стране / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. -2018. - № 6. - С. 65-70.

REFERENCES

1. Gurtov, V.A., L.V. and Shchegoleva, L.V. (2015), "Evaluation of the contribution of dissertation research to priority areas for the development of science, technology and engineering in the Russian Federation", University management: practice and analysis, No. 5, pp. 39-44.

2. Baranov, V.N., Safonov, L.V. and Shustin, B.N. (2021), "Analysis of dissertation research in the scientific specialty "Theory and methods of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical culture"", Sports science bulletin, No. 2, pp. 62-66.

3. Safonov, L.V. and Shustin, B.N. (2020), "Comparative analysis of biomedical scientific research in dissertations on physical culture and sports", Sports science bulletin, No. 3, pp. 65-69.

4. Safonov, L.V., Shustin, B.N. and Vinokurov, L.V. (2021), "Comparative analysis of domestic and foreign dissertation research on cyclic sports", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 110-112.

5. Baranov, V.N., Shustin, B.N. (2018), "Trends in the development of dissertation research in the field of physical culture and sports in our country", Sports science bulletin, No. 6, pp. 65-70.

Контактная информация: lsaf@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2022

УДК 796.015.68:004

ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР КАК ОПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Светлана Николаевна Зверева, кандидат педагогических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Севастополь; Татьяна Петровна Высоцкая, старший преподаватель, Алексей Геннадьевич Буров, старший преподаватель, Сергей Петрович Голубничий, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании разработан цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре, который называется «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела». Апробация мобильного приложения осуществлена в РЭУ им. Г.В. Плеханова (февраль 2022 год, 279 обучающихся). Новизна исследования заключается в оперативном, мобильном, индивидуализированном, автоматизированном способе функциональной диагностики сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы кровообращения, вегетативного индекса Кердо, индекса массы тела и уровня двигательной активности (всего 8 показателей). Практическая значимость заключается в возможности экспресс тестирования занимающихся 17-50 лет, и дальнейших рекомендаций по физической культуре и спорту. При этом требуется минимальное ресурсное обеспечение в виде тонометра, весов, ростомера и

спирометра. Безусловно, онлайн-калькулятор вызвал высокий интерес у целевой студенческой аудитории, он отвечает требованиям цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе.

Ключевые слова: мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора, цифровое сопровождение физической культуры и спорта, оперативная функциональная диагностика, уровень двигательной активности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p519-524

ONLINE CALCULATOR AS AN OPERATIVE METHOD FOR DIAGNOSING THE FUNCTIONAL STATE AND BODY MASS INDEX

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Plekhanov Russian University of economics, Moscow; Svetlana Nikolaevna Zvereva, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Sevastopol State University, Sevastopol; Tatiana Petrovna Vysotska-ya, the senior teacher, Alexey Gennadievich Burov, the senior teacher, Sergey Petrovich Golubnichy, the senior teacher, Plekhanov Russian University of economics, Moscow

Abstract

The study developed the digital tool for the operational implementation of functional diagnostics and further recommendations on physical culture, which is called "Online calculator of functional status and body mass index". The mobile application was tested at Plekhanov Russian University of Economics (February 2022, 279 students). The novelty of the study lies in the operational, mobile, individualized, automated method of functional diagnostics of the cardiovascular, respiratory, circulatory systems, autonom-ic Kerdo index, body mass index and level of motor activity (total of 8 indicators). The practical significance lies in the possibility of rapid testing of those engaged in 17-50 years, and further recommendations on physical culture and sports. At the same time, minimal resource support is required in the form of a tonometer, scales, a height meter and a spirometer. Of course, the online calculator has aroused high interest among the target student audience, it meets the requirements of the digital educational ecosystem of the physical culture and sports at the university.

Keywords: mobile application in the form of an online calculator, digital support of physical culture and sports, operational functional diagnostics, level of motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

Представление концепции развития в современном обществе во многом идентифицируется с цифровой трансформацией и глобальными информационными вызовами (К. Шваб, 2018) [6]. Расширение цифрового пространства для повышения качества жизни требует всестороннего изучения проблем и перспектив цифровизации, в том числе науки, образования, физической культуры и спорта [1, 5].

Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре и спорту в вузе направлены на увеличение средств информатизации и коммуникации, развития образовательных платформ, новых способов самостоятельных занятий физической культурой и спортом, средств оперативного контроля физического и функционального состояния, переосмысление вида и подачи информации, создание новой системы знаний. Необходима интеграция информации, как на общепринятых, так и современных носителях, компьютерных технологиях, информационных системах, технологий работы и базах данных [2, 3]. Однако в настоящее время недостаточно современных цифровых инструментов, сервисов (механизмов) мобильно, удаленно, оперативно, автоматизировано решать образовательные, оздоровительные, организационные и управленческие задачи по ФКиС, в том числе в вузе.

Теоретическое осмысление проблемы цифрового сопровождения физической культуры и спорта в вузе обусловило необходимость разрешения следующих противоречий: 1) между высокой потребностью к применению цифровых технологий у современных обучающихся, в дополнении к основным средствам обучения по ФКиС у и недостатком нового образовательного контента, цифровых сервисов, отвечающих требованиям целе-

вой студенческой аудитории; 2) между безусловным стремлением обучаться по физической культуре очно (непосредственно в спортивном зале) получать индивидуальный подход к содержанию занятий и недостатком объективных цифровых инструментов для учета особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей [7].

Цель исследования: разработать цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора позволило перевести в цифровой вид следующие существующие формулы: коэффициент выносливости сердечнососудистой системы, уровень регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненный индекс, циркулярно-респираторный коэффициент Скибински, индекс массы тела, вегетативный индекс Кердо, индекс функциональных изменений системы кровообращения. А также оценить уровень двигательной активности обучающихся российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (279 человек, февраль 2022 года).

Онлайн-калькулятор отличается комплексным характером, удобством использования, лаконичным интерфейсом и оперативностью проведения диагностики (рисунок 1, 2).

Главная страница онлайн-калькулятора функционального состояния и индекса массы тела

Раздел «Индексы» и методические рекомендации + « 1

Раздел «Итог» (все 8 показателей)

Раздел «Статистика» (контроль показателей)

Рисунок 1 - Структура онлайн-калькулятора Рисунок 2 - Интерфейс, «иконка» и QR-код для

скачивания (Android) мобильного приложения

Мобильное приложение создано таким образом, что все полученные результаты функционального состояния, индекса массы тела и уровня двигательной активности сохраняются на сервере, что позволят формировать базу данных по изучаемым индексам,

Ссылка для скачивания приложения для пользователей Android:

https://play. google.com/store/apps/details?id =com.vendetta.online_calculator.

Из недостатков мобильного приложения испытуемые отметили скромный уровень дизайна, а также отсутствие определения жирового и мышечного компонента тела.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показало (279 человек, февраль 2022 года), что индекс массы тела, как у юношей (22,7 усл. ед.), так и у девушек (20,9 усл. ед.) находится в пределах нормы.

учитывая пол и возраст пользователей.

Рисунок 3 - QR-код для скачивания (пользователи Apple)

Уровень двигательной активности составил у юношей 9035 шагов, у девушек 7542 - «несколько активный образ жизни или несколько активная работа». Применяемая классификация уровня двигательной активности (E. Masi, James E. Peterman, Leonard A. Kaminsky, 2019) [8], где двигательная активность <5 тыс. шагов в день - так называемая «сидячая работа»; 7,5-9,9 тыс. шагов в сутки - «несколько активная работа»; 10-12 тыс. шагов - «активный образ жизни»; свыше 12,5 тыс. шагов - «очень активный образ жизни». При этом физиологическая норма 10 тыс. шагов не реализуется юношами, и особенно девушками.

Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы (норма 16 усл. ед.),

(ЧСС -10)

определяемый по формуле КВ =-———-, где ЧСС - частота сердечных сокращений

(уд/мин), ПД - пульсовое давление (мм рт.ст.), результат показал усиление с.с.с. у юношей - 13,8 усл. ед. и ослабление деятельности у девушек - 20,5 усл. ед. Наиболее часто встречаемый результат (Мо) у девушек составил 24,1 усл. ед., у юношей 9,5 усл. ед.

Вызывает опасение выявленный уровень регуляции сердечно-сосудистой системы, так у юношей результат составил 100,5 усл. ед., у девушек 93,3 усл. ед., при этом 81-90 -«средний» уровень регуляции, 91-100 - «ниже среднего», а 101 и выше усл. ед. - «низкое» значение. Величина «двойного произведения» коррелирует с величиной максимального потребления кислорода, поэтому чем ниже значения, тем более высокая физическая работоспособность. Значения у юношей на границе уровня «ниже среднего» и «низкого», при этом выявлено высокое среднеквадратическое отклонение.

Следует отметить, что наиболее часто встречаемый результат АД у юношей 134/66 мм рт.ст., средний показатель ЧСС 80,2±17,5 уд/мин. У девушек уровень регуляции с.с.с. «ниже среднего», при этом наиболее часто встречаемый результат АД 115/74 мм. рт. ст., среднее значение ЧСС 84,2±13,7 уд/мин.

Норма жизненного индекса составляет 53-61 мл/кг, если показатель меньше, то это может свидетельствовать о недостаточности жизненной емкости легких, либо избыточной массе тела. В исследовании жизненный индекс у юношей составил 37,8±14,7 мл/кг, у девушек 36,1±15,9 мл/кг, низкие значения жизненного индекса обусловлены недостаточным уровнем ЖЕЛ, который у юношей лишь 3171,19±594,5 мл, у девушек только 2370,8±397,2 мл. Проба Штанге мужской группы исследуемых лишь 69,5 с., у женской группы только 53,8 с. В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, в том числе низкоинтенсивной физической активности, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех» (ОФП, бильярд, перетягивания каната), мастер-классов, с использованием цифровых технологий.

Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински (усл. ед.), определяющий резервы и выносливость дыхательной и сердечно-сосудистой систем у юношей выявлен на удовлетворительном уровне - 25,2±13,0 усл. ед., у девушек 16,9±8,3 - «удовлетворитель -но». Результат «отлично» не выявлен ни у кого из обследуемых.

Проанализируем результат индекса функциональных возможностей системы кровообращения, при показателе 3,09 усл. ед. наблюдаются недостаточные возможности системы кровообращения, результат свидетельствует о наличии выраженных отклонений процессов адаптации. У изучаемой группы юношей значение составило 3,64 усл.ед., у девушек результат лучше 2,1 усл. ед. - достаточные функциональные возможности системы кровообращения.

ВЫВОДЫ

Диагностика функционального состояния, уровня двигательной активности и индекса массы тела с помощью цифрового инструмента выявила оптимальные показатели индекса массы тела, двигательную активность ниже физиологической нормы. При этом

определены низкие значения ЖЕЛ, уровня регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненного индекса и индекса функциональных возможностей системы кровообращения у юношей. Практически не по одному индексу не выявлены высокие, выше среднего и средние значения, кроме коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы у юношей.

Всем исследуемым даны индивидуальные рекомендации, также рекомендовано увеличить двигательную активность до 10-12,5 тыс. шагов, увеличить аэробную нагрузку, при этом контролировать показатели ЧСС и АД, занятия в тренажерном зале 2-3 раза в неделю с нагрузками низкой интенсивности. Наряду с этим подключить мобильные приложения в категории «фитнес и здоровье», онлайн-калькуляторы по питанию и уровню употребления воды.

Благодаря разработанному мобильному приложению в виде онлайн-калькулятора достигалась оперативность, интерактивность, личностно ориентированная направленность обучения по физической культуре и спорту в вузе. Безусловно, онлайн-калькулятор вызвал высокий интерес у целевой студенческой аудитории, он отвечает требованиям цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмулина А.Р. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту / А.Р. Бикмулина, Е.В. Фазлеева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2020. - № 3. - С. 12-20.

2. Совершенствование процедуры рейтингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович, С.Г. Глебов // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 437. - C. 165-170.

3. Матинян А.О. Образование в эпоху цифровизации / А.О. Матинян // Вестник Биш-кекского гуманитарного университета. - 2019. - № 3 (49). - С. 60-62.

4. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 177-181.

5. Уваров А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - Москва : ИД Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

6. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - Москва : Эксмо, 2018. - 285 с.

7. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 3. - С. 12-14.

8. Masi, E. The Health Benefits of a Pedometer -Based 100,000 Steps / E. Masi, J.E. Peterman, L. A. Kaminsky // Journal of Science in Sport and Exercise. - 2019. - Vol. 1, № 2. - P. 176-183.

REFERENCES

1. Bikmulina, A.R. and Fazleeva E.V. (2020), "Application of distance educational technologies in the disciplines of "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports", Proceedings of Tula State University. Physical culture and sport, No. 3, pp. 12-20.

2. Vaindorf-Sysoeva, M.E., Fatkullin N.Y., Shamshovich V.F. and Glebov S.G. (2018), "Improving the procedure for rating universities by the level of development of e-learning", Bulletin of Tomsk State University, No. 437, pp. 165-170.

3. Matinyan, A.O. (2019), "Education in the era of digitalization", Bulletin of Bishkek Humanitarian University, No. 3 (49), рp. 60-62.

4. Rybakova, E.O. (2015), "Improving the professional education of students of a physical education university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), рp. 177-181.

5. Uvarov, A.Yu., Gable, E. and Dvoretskaya, I.V. et al. (2019), Difficulties and prospects of digital transformation of education, ID of the Higher School of Economics, Moscow.

6. Shvab, K. (2018), The Fourth Industrial Revolution, Eksmo, Moscow.

7. Shutova, T.N., Andryushchenko L.B., Orlan I.V. and Ryzhkin N.V. (2021), "Digital approach in the organization of physical culture and sports at the university", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 12-14.

8. Masi, E., Peterman J.E. and Kaminsky L.A. (2019), "The Health Benefits of a Pedometer -Based 100,000 Steps", Journal of Science in Sport and Exercise, Vol. 1, No. 2, рр. 176-183.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2022

УДК 796.011.3

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Физическая культура студентов основной и специальной медицинской группы в настоящее время требует индивидуального двигательного режима и организации занятий, способных оказать наибольший оздоровительный и воспитательный эффект. Для достижения поставленной задачи необходима правильная организация учебно-тренировочных занятий, знание современных оздоровительных технологий, интересных и востребованных среди студентов. К таким технологиям относится фитбол-гимнастика. Немаловажное значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в домашних условиях, среди которых также в приоритете выступают упражнения с фитболом. На основе многолетней практики в работе систематизированы методические принципы организации занятий фитбол-гимнастикой, способствующие эффективному использованию фитболов как на практических учебных занятиях физической культурой и спортом в вузе, так и на самостоятельных занятиях студентов, а также других возрастных групп. Обозначены проблемы, связанные с организацией фитбол-гимнастики на учебных занятиях в вузе, актуализирующие общую проблему повышения эффективности физического воспитания студентов.

Ключевые слова: фитбол-гимнастика, методические принципы организации занятий, пила-тес, учебные занятия по физической культуре и спорту в вузе, основная и специальная медицинская группа, самостоятельные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p524-529

FITBALL GYMNASTICS AT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS CLASSES AT THE UNIVERSITY FOR STUDENTS OF BASIC AND SPECIAL MEDICAL GROUP

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, docent, Pacific National

University, Khabarovsk

Abstract

Physical culture of students of basic and special medical groups currently requires the individual motor mode and organization of classes that can have the greatest health-improving and educational effect. To achieve this task it is necessary to properly organize training sessions, knowledge of modern health-improving technologies that are interesting and in demand among students. These technologies include fitball gymnastics. Students' independent physical exercises at home are also of a great importance, among which exercises with fitball are also a priority. Based on many years of practice, the work systematizes methodological principles of organizing fitball gymnastics classes, which contribute to the effective use of fitballs both in practical physical education and sports classes at the University and in independent self-study of students, as well as other age groups. The problems associated with the organization of fitball gymnastics classes at the University are identified, actualizing the general problem of the students' physical education effectiveness increase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.