УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-64-72
ПУТИ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Т.Н. Шутова
Произведено теоретическое и экспериментальное обоснования цифровой образовательной экосистемы и педагогических условий ее реализации. Разработаны критерии эффективности искомой экосистемы и определены педагогические и технические ресурсы. В ходе исследования увеличилось число студентов, использовавших мобильные приложения для ведения здорового образа жизни и самостоятельных тренировок, достигнуто увеличение уровня удовлетворенности цифровым образовательным процессом и новым образовательным контентом.
Ключевые слова: модернизация физического воспитания студентов, цифровые способы обучения, взаимодействия, организации учебного процесса, цифровая образовательная экосистема.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany- [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
В настоящее время стремительное расширение цифрового пространства требует всестороннего изучения проблем и перспектив цифровизации, в том числе высшего образования, физической культуры и спорта (ФКиС) [2, 6, 7, 9]. В вузах необходимо выстраивание новых концепций цифрового развития, направленных на создание инновационного информационного общества, сопровождающих общепринятые методологические подходы педагогической науки [1].
Вместе с тем отсутствует четкое понимание целеобразующих факторов, не ясна иерархичность преобразований, инфраструктурных изменений, новых моделей организации учебной и вне-учебной здоровьесберегающей деятельности, мало изучена дефиниция «цифровая образовательная экосистема». Цифровизация образовательного пространства по физической культуре и спорту в вузах носит не систем -ный характер, зачастую превознося технологический фактор в ущерб педагогическому воздействию [8]. Следует отметить, что 46 % учителей физической культуры испытывают сложности при работе с компьютерными
WAYS TO CREATE A DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY
Shutova T.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@ ramb-ler.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
A theoretical and experimental substantiation of the digital educational ecosystem and the pedagogical conditions for its implementation has been made. Criteria for the effectiveness of the desired ecosystem and the required pedagogical and technical resources have been developed. During the study, the number of students using mobile applications for healthy lifestyles and self-training increased, and an improvement in the level of satisfaction with the digital educational process and new educational content was achieved.
Key words: modernization of physical education of students, digital ways of learning, interactions, organization of the educational process, digital educational ecosystem.
программами для организации и проведения учебного процесса [4]. По данным исследования, 83 % учителей считают, что в перспективе будут применяться основные средства и методы физической культуры с исполь -зованием дополнительных электронных средств обучения, а 87 % опрошенных обозначили необходимость обладания навыком свободно ориентироваться в огромном и сложном информационном пространстве [3]. Для преподавателей вуза повышаются требования к умениям работать с совре -менными технологиями.
Цель исследования: теоретически разработать и доказать эффективность цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе, обеспечивающей здоровьесбережение, повышение двига -тельной активности и положительной динамики физической подготовлен -ности обучающихся.
Задачи исследования:
1. Разработать понятие цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе.
2. Обосновать общепедагогические и специфические принципы, обеспечивающие принципиально новый уровень обучения, расширяющие интерактивность, диверсификацию, личностно ориентированную и развивающую направленность обучения.
3. Экспериментально проверить эффективность концепции цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Российский экономиче -ский университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва), 2017-2022 гг., в которой приняли участие 3812 студентов с 1-го по 3-й курсы. В экспериментальной группе (ЭГ) внедрена цифровая образовательная экосистема, предполагающая расширение информационных и цифровых технологий в образовательном процессе по физической культуре и спорту. Наряду с этим расширены средства фитнеса [5] в повышении физической подготовленности обучающихся, формирования положительного отношения к ФКиС и улучшения морфофункционального состояния. В контрольной группе (КГ) применялись традиционные технологии обучения, не вводилась система электронного деканата, электронного журнала по ФКиС, не производился ежегодный мониторинг морфофункционального состояния, не предлагались мобильные приложения для самостоятельных занятий ФКиС и другие преобразования, производимые в ЭГ.
Методы исследования: анализ научно -методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, метод стратегического планирования, метод программирования, функциональная диагностика.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная нами цифровая образовательная экосистема по ФКиС в вузе может быть отнесена к комплексным экосистемам, так как объединяет экосистему знаний, экосистему платформ и инноваций (рис. 1).
Рис. 1. Комплексная направленность экосистемы по ФКиС
Понятие «цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе» определяется нами как комфортная, единая и комплексная система обучения на основе слияния традиционных и цифровых технологий обучения с целью гармонизации занятий физической культурой, здоровьесбережения, предоставления условий для саморазви -тия, внедрения инноваций, адекватного реагирования на внешние и внут -ренние изменения информационного общества. Выстраивание образова-тельного процесса производится в понимании перехода от традиционного (доцифрового) характера обучения к обновлению носителей информации, построению нового цифрового образовательного пространства.
Цифровая (математическая, digital, интерактивная, сетевая, Smart) составляющая экосистемы предполагает расширение программных платформ, инновационной индустрии знаний, виртуальной организации про-
цессов, использование интернета вещей, статических и динамических моделей, графических и картографических материалов, компьютерных программ, системы тестирования, тренажеров, электронных учебных кур -сов. Цифровая экосистема предполагает тип информации, закодированный в цифровом виде.
Дефиниция «экосистема» формирует образовательное экологическое целое по физической культуре и спорту, обеспечивая комфортную, единую и комплексную систему при организации учебного и внеучебного процессов, цифрового взаимодействия и сопровождения практических занятий (рис. 2). Экосистема обеспечивает единение традиционных и цифровых технологий, в результате совершенствуется мобильность, доступность, креативность, современность информации, в период стремительного раз -вития информационного общества.
Ш а г 1. 'Мод ерше ация ■
сайта, взаимодействие в -социальных-сетях. -видео- ■ уроки, р асшир ение -ср едств фигне с а. эл ектр онный -журнал -по ФК. -кур сы -компьютерной грамотности для пр епо д авате лей и-др Д
Ш а г *2. Цифр овые -техно л опш -нал екционных я ■ практических занятиях. -р еком енд ации для-с ам о стояте льных -тр ениров ок. -
диагностика функционального с о стояния, -мобильные поиложенияН
Ш а г *3. "Инф орм ация -о -секциях.-соревнованиях.-мастер-класс ахв-социальных-сетях инасайте. тестирование-знаний в -Оооо1-форме.-ОК-коды^-информацией, задания-для ■ освобожденных!!
Ш а г '4. 'Спортивные ■ сор евнования Для -всех^преобразование-
спортивного клуба,-иcпoльзoвaниepeecтpa-цифровыхсервисов?-персонализированная 1шф орм ация -по ФКЦ
Ш а г *5. 'Онл айн-кур сы -для -девушек-нюношей. -
для СМГ. студентов-спортсменов, студентов-
иностранцев, Ц электронные ресурсы-для нау чной -д еяте льно ста -студентов Ц
Ш а г '6. 'Мониторинг -цифрового-образовательного-пространства, -опросы-обучающихся, коррекция -учебного-процесса-по -ФК. -
стратегическое-пп анир ов ание. р асшир ение -базы-данныхИ
Рис. 2. Пути создания цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе
Экологические составляющие заключаются в комплексности, инте -рактивности информации, ее доступности и связанности на внутренних (вузовских) источниках (электронный журнал по ФКиС, сайт вуза, электронная образовательная среда, персонализированные задания для студен -тов). Внешние же источники информации предполагают образовательные платформы, цифровые сервисы, электронные библиотеки, мобильные при -ложения для практических занятий, релевантную информацию в сети Интернет.
Успешность цифровой образовательной экосистемы по ФКиС определяется уровнем удовлетворенности цифровым образовательным процессом обучающимися поколения «Digital»; числом студентов, применяющих современные технологии для ведения здорового образа жизни, и количеством регулярно занимающихся ФКиС; оценкой образовательного контента, представленного на цифровых ресурсах; уровнем индивидуализации физического воспитания, диагностических мероприятий по оценке физического и функционального состояний, а также уровнем двигательной активности обучающихся с применением «умных» устройств. Наряду с ве -дущими критериями эффективности принципиальное значение имеют создание баз данных, электронный документооборот, автоматизация управления знаниями, цифровые симуляторы (тренажеры), развитие дистанционного образования. При реализации цифрового сопровождения исходили из того обстоятельства, что необходима внутривузовская интеграция, которая объединила бы кафедру физического воспитания, студенческий спортивный клуб, центр развития образовательных онлайн-ресурсов, телестудию вуза, студенческий совет.
Безусловно, число практических занятий в зале не должно сокращаться, цифровые инструменты и сервисы должны лишь дополнять и улучшать образовательный и оздоровительный процессы по ФКиС.
В реализации искомой экосистемы по ФКиС в вузе необходимо соблюдать организационно-педагогические условия (ОПУ):
- обеспечения цифрового взаимодействия и обратной связи обучающихся и преподавателей с помощью социальных сетей, сайта вуза и/или сайта структурного подразделения, локальной (корпоративной) элек -тронной почты, электронного журнала по дисциплине, «личного кабинета студента» в электронной образовательной среде;
- повышения квалификации специалистов по ФКиС в сфере информационных, цифровых, здоровьесберегающих и фитнес-технологий, электронных ресурсов по физической культуре и спорту;
- создания инновационного образовательного контента, включаю -щего онлайн-курсы, онлайн-калькуляторы, цифровые видеолекции с использованием «облачных» и блокчейн-технологий, видеоуроки для девушек и юношей, студентов, испытывающих особые образовательные
потребности, наряду с чем - модернизация лекционного курса и средств контроля за самочувствием на практических занятиях;
- применения реестра цифровых образовательных ресурсов по ФКиС как источника новых знаний и способа систематизации информаци -онного пространства в сети Интернет, содержащего 9 групп ресурсов: по видам спорта, ЗОЖ, цифровым платформам и др.
К психолого-педагогическим отнесены следующие условия (ППУ):
- использования цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в учреждении высшего образования как нового подхода обучения «цифрового» поколения;
- создания комфортных условий для регулярных занятий ФКиС при эффективном взаимодействии законов экологической среды и внутренней среды обучающихся;
- построения индивидуализированных образовательных траекторий с применением современных информационных и компьютерных технологий и осуществлением мониторинга морфофункционального состояния и физической подготовленности;
- внедрения мобильных приложений, их классификации в учебном процессе, в том числе в категории «Здоровье и фитнес», в стимулировании физической активности, ЗОЖ обучающихся, когда приложения обеспечат интерактивность, доступность, креативность, современность информации.
Компоненты цифрового сопровождения практических занятий по
ФКиС:
• компьютерная диагностика функционального состояния;
• сервисы корпорации Google (календарь, опросы, заявки, тесты
и др.);
• онлайн-регистрация на соревнованиях;
• мастер-классы, анонсируемые в соцсетях, на сайте вуза, Moodle;
• новый образовательный контент (реестр цифровых сервисов, информационные системы, зарубежный опыт цифровизации);
• базы данных;
• контроль частоты сердечных сокращений, артериального давле -ния и других показателей на занятии с помощью компьютерных программ, фитнес-трекеров;
• видеоуроки, онлайн-тренировки, онлайн-курсы;
• цифровые скакалки, гантели, тренажеры, коврики, «умные часы»
и др.;
• мобильные приложения, в том числе для самостоятельных тренировок, контроля питания и употребления воды;
• онлайн-калькуляторы функционального состояния, уровня физической подготовленности, индекса массы тела, фитнес-профиля;
• подсчет потраченных калорий за занятие или в процессе выполнения комплекса упражнений с помощью «умных часов», фитнес -трекеров.
За период эксперимента установлены положительные изменения в уровне удовлетворенности образовательным процессом: максимально высокую оценку цифровой образовательной экосистеме выставили 21,7 % студентов, оценку на уровне 9 баллов - 19,1 %. Также высокую оценку, соответствующую 8 баллам, выставили 24,7 % опрашиваемых. Дистанционную форму обучения предпочли 2,8 % респондентов, а смешанное обучение выбрали 21,9 % студентов. Оптимальной образовательной платформой для дистанционных занятий, по мнению студентов, является платформа Zoom. Необходимость постоянного совершенствования образовательных платформ выразили 39,1 % исследуемых.
Удалось значительно повысить интерес к мастер-классам, отличающимся детализацией оздоровительного эффекта, увеличением индивидуального подхода и методических рекомендаций по совершенствованию техники выполнения упражнений, а также использованием «умных» часов, цифровых тренажеров, мобильных приложений, «умных» весов. Число девушек ЭГ, участвующих в соревнованиях по общей физической подготовке (ОФП), увеличилось за учебный год с 294 до 656 чел., в КГ - с 303 до 469 чел. Участие юношей ЭГ в соревнованиях по ОФП повысилась с 104 до 262 чел., в КГ - с 112 до 168 чел.
Исследование показало, что морфофункциональное состояние у представителей мужского пола выше по сравнению с представительницами женского пола, показатели в сентябре и октябре каждого учебного года выше по сравнению с данными в апреле и мае. Выявлены высокие значения интегральной оценки морфофункционального состояния участников эксперимента и его улучшение в динамике. Вместе с тем обращают на себя внимание низкие результаты жизненной емкости легких, реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, оценки регуляции сердечно-сосудистой системы.
Выводы. В результате внедрения цифровой экосистемы достигнуто более широкое применение современных технологий для ведения ЗОЖ. Так, 25 % обучающихся начали анализировать двигательную активность в приложении «Здоровье», 18 % получили новые знания на онлайн-курсах университета, предложенных на платформах вуза и внешней платформе «Stepik», 12 % начали применять приложение «MapMyFitness», 10 % респондентов подключили приложение «NikeTraining».
В результате преобразования средств физической культуры на ос -нове фитнеса и создания благоприятных (экосистемных) условий для самостоятельных занятий удалось достоверно улучшить физическую подго -товленность в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Динамика регулярно занимающихся в спортивных секциях и самостоятельно занимающихся составила у девушек 20,2-38,4 %, у юношей -52,0-71,0 %.
Результаты экспериментальных исследований позволили обосно-вать эффективность цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе, ее теоретических и научно-прикладных основ, ориентированных на преобразование образовательного контента по физической культуре, обеспечение вариативности средств в выборе взаимодействия субъектов обучения, ценностного отношения к физической культуре и здоровьесбереже-нию с использованием цифровых ресурсов.
Список литературы
1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современ -ной учебной среды как одно из ее основных направлений образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5-37.
2. Бурнашев А.Э., Варламова В.А. Педагогические особенности развития ИКТ-компетентности студентов в электронной информационно -образовательной среде // Проблемы современного педагогического образо -вания. 2018. № 61 (1). С. 27-29.
3. Оценка роли учителя физической культуры в будущем / С.А. Фирсин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 459-463.
4. Потребности учителей физической культуры как показатель необходимости в повышении квалификации / А.В. Данилов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 5. С. 31-37.
5. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 177-181.
6. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. М.: Эксмо, 2018. 285 с.
7. Шутова Т.Н. Передовой зарубежный опыт внедрения информа -ционных и цифровых технологий в образовании, физической культуре и спорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 9. С. 86-91.
8. Южаков В.Н., Ефремов А.А. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право. Образование. Практика. Наука. Серия: Право и информационные технологии. 2018. № 6. С. 18-24.
9. Adaptive education technologies to train russian teachers to use e-learning / E.A. Barakhsanova [et al.] // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. V. 11. №.10. P. 3447-3456.
References
1. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj uchebnoj sredy kak odno iz ee os-novnyh napravlenij obrazovaniya [Digital transformation of the education system. Designing resources for the modern educational environment as one of its main areas of education] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informacionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information and computer technologies in education]. 2018. No. 14. P. 5-37.
2. Burnashev A.E., Varlamova V.A. Pedagogicheskie osobennosti razvitiya IKT-kompetentnosti studentov v elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede [Pedagogical Features of the Development of ICT Competence of Students in the Electronic Information and Educational Environment] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 61 (1). P. 27-29.
3. Ocenka roli uchitelya fizicheskoj kul'tury v budushchem [Assessment of the role of the teacher of physical culture in the future] / S.A. Firsin [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 3 (181). P. 459-463.
4. Potrebnosti uchitelej fizicheskoj kul'tury kak pokazatel' neobhodimosti v povyshenii kvalifikacii [Needs of teachers of physical culture as an indicator of the need for advanced training] / A.V. Danilov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 5. P. 31-37.
5. Rybakova E.O. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya studentov fizkul'turnogo vuza sredstvami fitnesa [Improving the professional education of students of a physical culture university by means of fitness] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 12 (130). P. 177-181.
6. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya [The fourth industrial revolution]: per. from english. M.: Eksmo, 2018. 285 p.
7. Shutova T.N. Peredovoj zarubezhnyj opyt vnedreniya informacionnyh i cifrovyh tekhnologij v obrazovanii, fizicheskoj kul'ture i sporte [Advanced foreign experience in the implementation of information and digital technologies in education, physical culture and sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue 9. P. 86-91.
8. Yuzhakov V.N., Efremov A.A. Pravovye i organizacionnye bar'ery dlya cifrovi-zacii obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Legal and organizational barriers for the digitization of education in the Russian Federation] // Rossijskoe pravo. Obrazovanie. Praktika. Nauka. Seriya: Pravo i informacionnye tekhnologii [Russian Law. Education. Practice. The science. Series: Law and Information Technologies]. 2018. No. 6. P. 18-24.